Научная статья на тему 'Индивидуализация подготовки квалифицированных скалолазов на основе модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности'

Индивидуализация подготовки квалифицированных скалолазов на основе модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скалолазание / физическая подготовка / педагогические условия / модельные характеристики / rock climbing / physical training / pedagogical conditions / model characteristics

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шунько Андрей Васильевич, Кравчук Татьяна Анатольевна, Зданович Игорь Арнольдович, Гинжул Елена Владимировна

Скалолазание как новая олимпийская дисциплина требует совершенствования процесса подготовки спортсменов, представляющих нашу страну на международной арене. Лазание на скорость в 2024 году имеет отдельный комплект наград, что ставит новые задачи развития этой дисциплины. Отличительной чертой дисциплины лазания на скорость от других дисциплин скалолазания являются: короткое соревновательное время (5-7 секунд); большой вклад физических качеств в результативность (приблизительно 40%); повторяющаяся соревновательная дистанция, дающая возможность фиксации рекордов. Материалы. В статье рассмотрены критерии и шкалы оценки общей и специальной физической подготовленности скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость. Сформированы педагогические условия, позволяющие применять индивидуализированный подход к построению тренировочного процесса: схема применения педагогического контроля, принципы определения педагогических задач и распределения нагрузки, программы подготовки в течение макроцикла, комплексы упражнений и карточки одиночного занятия. Обосновано построение процесса физической подготовки квалифицированных скалолазов в течение макроцикла. Показаны результаты эксперимента по применению модельных характеристик на спортсменах уровня МС и КМС. Методы исследования. Анализ и синтез научной и методической литературы, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка полученных результатов исследования. Результаты. Обоснованные педагогические условия к построению учебно-тренировочного процесса с использованием модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость, в экспериментальной группе способствовали достоверному изменению времени лазания на соревновательной дистанции (Р0<0,01). Экспериментальные группы занимались по индивидуальным программам физической подготовки, основанным на совершенствовании отстающих физических качеств, в то время как контрольные группы занимались по традиционной программе физической подготовки. Заключение. Модельные характеристики общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость, показали эффективность в построении тренировочного процесса сборных команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шунько Андрей Васильевич, Кравчук Татьяна Анатольевна, Зданович Игорь Арнольдович, Гинжул Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of training qualified rock climbers on the basis of model characteristics of general and special physical fitness

Rock climbing as a new Olympic discipline requires the improvement of the training process of athletes, who represent our country in the international arena. Speed climbing in 2024 has a separate set of awards. It sets new challenges for this discipline development. Speed climbing differs from other rock climbing disciplines: short competition time (5-7 seconds); a large contribution of physical qualities to effectiveness (about 40%); repetitive competitive distance gives an opportunity to set records. Materials. The article considers the criteria and scales for assessing general and special physical fitness of climbers who specialize in speed climbing. We formed pedagogical conditions. They help to use an individualized approach to the training process: the scheme of pedagogical control use, the principles of pedagogical objectives determination and load distribution, the program of training during the macro cycle, complexes of exercises and the cards of an individual lesson. We substantiated the process of physical training organization in qualified rock climbers during a macro cycle. The results of the experiment are demonstrated connected with model characteristics use among athletes, who are masters of sports and candidate masters of sports. Research methods. Scientific and methodical sources analysis and synthesis, pedagogical experiment, mathematical-statistical research results handling. Results. Substantiated pedagogical conditions for educational-training process organization using model characteristics of general and special physical fitness of qualified rock climbers, who specialize in speed climbing, in the experimental group provided valid time of climbing change at a competitive distance (Р0<0,01). The experimental groups trained according to individual programs of physical training, based on not developed physical qualities improvement. The control groups trained according to the traditional program of physical training. Conclusion. Model characteristics of general and special physical fitness of the qualified rock climbers, who specialize in speed climbing, showed the effectiveness in the training process organization in national teams.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация подготовки квалифицированных скалолазов на основе модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности»

УДК 796.526 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-19-26

Индивидуализация подготовки квалифицированных скалолазов на основе модельных характеристик общей и специальной физической

подготовленности

Шунько А.В.*, Кравчук Т.А., Зданович ИА., Гинжул Е.В.

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

г. Омск, Россия ORCID: 0000 - 0002- 3041 - 5501, shunko.a@yahoo.com* ORCID: 0000-0001-8811-9134, kravchukt@mail.ru ORCID: 0000-0002-4384-4612, zdan.ifk@mail.ru ORCID: 0000-0003-2309-038X, gingul@mail.ru

Аннотация: Скалолазаниекакноваяолимпийскаядисциплинатребуетсовершенствования процесса подготовки спортсменов, представляющих нашу страну на международной арене. Лазание на скорость в 2024 году имеет отдельный комплект наград, что ставит новые задачи развития этой дисциплины. Отличительной чертой дисциплины лазания на скорость от других дисциплин скалолазания являются: короткое соревновательное время (5-7 секунд); большой вклад физических качеств в результативность (приблизительно 40%); повторяющаяся соревновательная дистанция, дающая возможность фиксации рекордов. Материалы. В статье рассмотрены критерии и шкалы оценки общей и специальной физической подготовленности скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость. Сформированы педагогические условия, позволяющие применять индивидуализированный подход к построению тренировочного процесса: схема применения педагогического контроля, принципы определения педагогических задач и распределения нагрузки, программы подготовки в течение макроцикла, комплексы упражнений и карточки одиночного занятия. Обосновано построение процесса физической подготовки квалифицированных скалолазов в течение макроцикла. Показаны результаты эксперимента по применению модельных характеристик на спортсменах уровня МС и КМС. Методы исследования. Анализ и синтез научной и методической литературы, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка полученных результатов исследования. Результаты. Обоснованные педагогические условия к построению учебно-тренировочного процесса с использованием модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость, в экспериментальной группе способствовали достоверному изменению времени лазания на соревновательной дистанции (Р0<0,01). Экспериментальные группы занимались по индивидуальным программам физической подготовки, основанным на совершенствовании отстающих физических качеств, в то время как контрольные группы занимались по традиционной программе физической подготовки. Заключение. Модельные характеристики общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость, показали эффективность в построении тренировочного процесса сборных команд.

Ключевые слова: скалолазание, физическая подготовка, педагогические условия, модельные характеристики.

Для цитирования: Шунько А.В.*, Зданович И.А., Гинжул Е.В. Индивидуализация подготовки квалифицированных скалолазов на основе модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 19-26. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-19-26.

Individualization of training qualified rock climbers on the basis of model characteristics of general and special physical fitness

Andrey V. Shunko*, Tatyana A. Kravchuk, Igor A. Zdanovich, Elena V. Ginzhul

Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk, Russia.

ORCID: 0000 - 0002- 3041 - 5501, shunko.a@yahoo.com* ORCID: 0000-0001-8811-9134, kravchukt@mail.ru ORCID: 0000-0002-4384-4612, zdan.ifk@mail.ru ORCID: 0000-0003-2309-038X, gingul@mail.ru

Abstract: Rock climbing as a new Olympic discipline requires the improvement of the training process of athletes, who represent our country in the international arena. Speed climbing in 2024 has a separate set of awards. It sets new challenges for this discipline development. Speed climbing differs from other rock climbing disciplines: short competition time (5-7 seconds); a large contribution of physical qualities to effectiveness (about 40%); repetitive competitive distance gives an opportunity to set records. Materials. The article considers the criteria and scales for assessing general and special physical fitness of climbers who specialize in speed climbing. We formed pedagogical conditions. They help to use an individualized approach to the training process: the scheme of pedagogical control use, the principles of pedagogical objectives determination and load distribution, the program of training during the macro cycle, complexes of exercises and the cards of an individual lesson. We substantiated the process of physical training organization in qualified rock climbers during a macro cycle. The results of the experiment are demonstrated connected with model characteristics use among athletes, who are masters of sports and candidate masters of sports. Research methods. Scientific and methodical sources analysis and synthesis, pedagogical experiment, mathematical-statistical research results handling. Results. Substantiated pedagogical conditions for educational-training process organization using model characteristics of general and special physical fitness of qualified rock climbers, who specialize in speed climbing, in the experimental group provided valid time of climbing change at a competitive distance (Po<o,oi). The experimental groups trained according to individual programs of physical training, based on not developed physical qualities improvement. The control groups trained according to the traditional program of physical training. Conclusion. Model characteristics of general and special physical fitness of the qualified rock climbers, who specialize in speed climbing, showed the effectiveness in the training process organization in national teams.

Keywords: rock climbing, physical training, pedagogical conditions, model characteristics.

For citation: Andrey V. Shunko*, Tatyana A. Kravchuk, Igor A. Zdanovich, Elena V. Ginzhul. Individualization of training qualified rock climbers on the basis of model characteristics of general and special physical fitness. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(1): 19-26. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-19-26 .

Введение

В Олимпийской программе с 2020 года скалолазаниеимеет своеместо, ана Олимпийских играх в 2024 году в Париже будут разыграны уже 4 комплекта наград в двух дисциплинах: двоеборье (лазание на трудность и боулдеринг) и лазание на скорость. Отличительной особенностью такой спринтерской дисциплины, как лазание на скорость являются:

- короткое время прохождение соревновательной дистанции. Время прохождения дистанции в лазании на скорость на международных соревнованиях у мужчин -6,00 + 0,23 секунд;

- единая соревновательная дистанция. В лазании на скорость маршрут не изменяется, что дает возможность регистрации рекордов мира. Каждый спортсмен имеет возможность

формирования уникального технико-тактического набора повторяемых движений;

- высокий вклад физических качеств в результативность соревновательной деятельности. Анализ литературы и опрос специалистов в подготовке в скалолазании показал, что вклад физической подготовленности в результат равняется 44% [5].

Современное состояние научного и методического обеспечения в спортивном скалолазании не имеет достаточного обоснования, и чаще всего процесс подготовки спортсменов основывается на личном мнении тренерского состава. Существующие шкалы оценки представленные в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «скалолазание» не отвечают запросу подготовки квалифицированных скалолазов.

Модельные характеристики являются одним из инструментов совершенствования процесса физической подготовки спортсменов любой квалификации [2, 3]. Спортсмены высокой квалификации нуждаются в понятном инструменте оценки своего физического состояния на протяжении всего макроцикла подготовки, так как такой процесс непрерывен и преемственен [4]. Важным является формирование модельных характеристик физической подготовленности спортсменов уровней мастера спорта (МС) и кандидата в мастера спорта (КМС) [1].

Целью исследования является обоснование структуры физической подготовки квалифицированных скалолазов на основе модельных характеристик.

Для достижения целей нами решались следующие задачи:

1. Сформировать комплекс

педагогических условий для индивидуализации физической подготовки квалифицированных скалолазов.

Таблица 1

Модельные характеристики общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов уровня МС, специализирующихся в лазании на скорость

2. Обосновать эффективность применения модельных характеристик в годичном макроцикле у спортсменов уровней КМС и МС.

Материалы и методы

Для оценки физической

подготовленности квалифицированных

скалолазов уровня МС и КМС использовались ранее разработанные шкалы оценки общей и специальной физической подготовленности, представленные в таблицах 1 и 2 [6]. Тестирование состоит из 9 тестов, однако есть возможность использовать программу экспресс-оценки, которая позволяет без больших энергетических и временных затрат определить текущее физическое состояние спортсмена. Тесты отвечают на вопрос о подготовленности по отдельным физическим качествам: скоростной силе ног и пояса верхних конечностей, координации, гибкости. В тестах учитывается как общий балл, так и баллы в отдельных тестах.

№ Тест Уровень развития, балл

1 2 3 4 5 6 7

1 Прыжок в высоту, см* ОФП 61< 61 - 65 66 - 67 68 - 73 74 - 75 76 -80 >80

2 Прыжок в длину, см ОФП < 236 237 - 250 251 -264 265 -279 280 -293 294 -307 > 308

3 Наклон вперед, см* ОФП <3 3 - 8 9 - 11 12 - 18 19 - 21 22 - 27 >27

4 Тест Копылова ОФП < 4 5 - 6 7 - 8 9 - 10 11 - 12 13 - 14 >14

5 Тэппинг-тест 30 сек, кол-во раз ОФП <187 187 - 235 236 -260 261 -310 311 -334 335 -383 >383

6 Тест Лаффае на 2 руки, см* СФП <83 83 - 105 106 -116 117 -140 141 -152 153 -175 >175

7 Тест Маргариа-Каламен, Вт СФП <1228 1229 -1363 1364 - 1498 14991634 16351769 17701904 >1905

8 Подъем ноги 10 сек, кол-во раз СФП < 21 22 - 24 25 - 27 28 - 30 31 - 33 34 - 36 > 37

9 Обязательная техническая программа (лазание на скорость), сек.* СФП >6,58 6,57 -6,35 6,34 -6,12 6,11 -5,88 5,87 -5,65 5,64 -5,42 <5.42

Примечание.1 баял (очень низкий) = X < 2О", 2 балла (низкий) = до X — 2 О", 3 балла (ниже среднего) = X — 0,5[Т

до-f — 1о',4балла (средний) + 0j5[J, 5 баллов (выше среднегй)" ¿fx + 0,5а до X 1а, 6 баллов (высокий) = от х + 1а до ^ + 2о", 7 баллов (очень высокий) = х > 2(тг

* - тесты, входящие в методику экспресс-оценки для промежуточного и текущего контроля

Восновеподобранногоблокатестовлежат по виду спорта «скалолазание». Основываясь на апробированные результаты международных результатах данного тестирования, тренер имеет исследований [7, 8, 9]. Также в блок вошли тесты возможность определить ведущие и отстающие из общепринятых методик тестирования и тесты физические качества. Федерального стандарта спортивной подготовки

Таблица 2

Модельные характеристики общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов уровня КМС, специализирующихся в лазании на скорость

№ Тест Уро вень разви гия, балл

1 2 3 4 5 6 7

1 Прыжок в высоту, см* ОФП <54 54 - 57 58 - 60 61 - 65 66 - 68 69 - 72 >72

2 Прыжок в длину, см ОФП <207 208-226 227-245 246-264 265-282 283-301 >302

3 Наклон вперед, см* ОФП <2 2 - 7 8 - 9 10 - 16 17 - 19 20 - 25 >25

4 Тэппинг-тест 30 сек, кол-во раз ОФП <170 170 - 206 207 -224 225 - 263 264 -281 282 -318 >318

5 Тест Копылова ОФП <5 6-7 8-9 10-12 13-14 15-16 >17

6 Тест Лаффае на 2 руки, см* СФП <84 84 - 101 102 -110 111 - 129 130 -138 139 -156 >156

7 Тест Маргариа-Каламен, Вт СФП <1034 1035-1188 11891342 13431497 14981651 16521805 >1806

8 Подъем ноги 10 сек, кол-во раз СФП <12 13-16 17-20 21-25 26-29 30-34 >35

9 Обязательная техническая программа (лазание на скорость), сек.* СФП >9,00 8,99 - 8,4 8,39 -7,78 7,79 -7,19 7,18 -6,59 6,58 -5,99 <5,58

Примечание.1 балл (очень низкий) = X < 2о", 2 балла (низкий) = X — 1а до X — 2а, 3 балла (ниже среднего) = * — 0,5а до , 4 балла (средний) =х + 0,5а, 5 баллов (выше среднего) = от-С + 0,5а до J 4- 1а, 6 баллов (высокий) = от-С + 1а Jo X 4- 2ff, 7 баллов (очень высокий) = X > 2(7;

* - тесты, входящие в методику экспресс-оценки для промежуточного и текущего контроля

Модельные характеристики легли в основу определения индивидуальных профилей спортсменов, основываясь на которых мы определяли программу их подготовки по схеме, представленной в рисунке. По результатам входного тестирования тренер получает информацию о состоянии общей и специальной физической подготовленности спортсмена после переходного периода. В качестве входного тестирования мы предлагаем использовать 9 тестов, результаты которых необходимо сравнить с разработанными нами модельными характеристиками. Таким образом выявляется индивидуальный профиль каждого спортсмена.

После формирования индивидуальных профилей спортсмена тренеру предлагается два варианта действий. Если развитие отдельных физических качеств находится на модельном уровне или выше, то необходимо разработать программу по поддержанию данного уровня. Также присутствует вариант сравнения своих

показателей с моделью для более высокого уровня.

В начале соревновательного

периода производится экспресс-оценка для формирования тактических решений на предстоящие соревнования, исходя из ведущих и отстающих физических качеств спортсмена. Тренерский состав отбирает сильнейших спортсменов для выступлений на главных стартах сезона.

Применяя принцип индивидуализации на этапе высшего спортивного мастерства, мы разработали таблицу 3, которая служит ориентиром для распределения объема нагрузки на развитие отстающих и ведущих физических качеств. Данная программа была экспериментальной и применялась в дальнейшем эксперименте.

Вхолное тестирование (9 тестов) в начале о о шеп (заготовительного .этапа.

Соотнесение полученных, лшлык с недельным;! харттррдгпдаын

Выявление отстаюппк качеств ОФП

Разработка индззвЕглуалъпсы программы. направленной на поддержание тайного уровня разв1гтия обпшх физических качеств

Разработка ннттти -гуд пошлет программы: направленной на развитие обшп фнзЕсчестсих качеств, не соответствующих мсиельномл' уровню

Промежуточное тестирование в начале спет. подготовительного этапа

Результаты соответствуют з аш ан! ip ов анн ым

Результаты не соответствуют з апланированкьем

Экспресс-сиекка (4 теста) в коные полготов1пельното периода

1 '

Выявление отстающих качеств СФП

Соревновательный лериоа

Итоговое тесттсрование: 9 или 4 теста для: анализа прошедшего >лп.ро-

НТИ ызироцнЕлн

Разработка инликЕттальнпй программьЕ направленной на ПОЯДфНЯШЕ ДдаЕСЮ'урОВНЯ развился спегшальных физЕгческк качеств Разработка ннднвндуальнон программы. направленной на с ов ерш е нство в аш i е специальны«: физических качеств, не соогветствтлошнх мозелкаом\" уровню

1 г

Экспресс-опенка, {контроль после прел соревновательного зтапа по 4 тестам) для выбора соревновательной твкгнкн

т

Рис. 1. Схема применения модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость,

на различных этапах годичного цикла

Таблица 3

Распределение нагрузки в программе физической подготовки с индивидуализированным подходом

Физическое Общепринятая Экспериментальная программа на развитие отстающего

качество программа, часов физическое качества, часов

Скоростная Скоростная Гибкость Быстрота

сила рук сила ног

Скоростная 5 7 4 4 4

сила рук

Скоростная 5 4 7 4 4

сила ног

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гибкость 1 1 1 3 1

Быстрота 2 1 1 2 4

Результаты и обсуждение

В педагогическом эксперимента приняли участие 34 квалифицированных скалолаза, специализирующихся в лазании на скорость, из них 10 спортсменов уровня МС, МСМК и ЗМС и 24 спортсмена уровня КМС, которые составляют 100% основного и резервного составов сборной команды России и юношеской сборной команды России. Были сформированы 2 экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2) и 2 контрольные (КГ-1, КГ-2) группы.

Эксперимент проходил в период с февраля 2019 года по апрель 2020 года. Результаты эксперимента представлены в таблице 4. Для определения статистически значимых изменений в результативности применялся t-критерий Стьюдента. В ходе математической обработки результатов соревновательной деятельности, личного рекорда спортсмена, общей и специальной физической подготовленности был выявлен показатель в зоне статистической значимости -личный рекорд спортсмена.

Результат достоверно изменился в лучшую сторону в ЭГ-1 и в ЭГ-2 (P0<0.01). Также в зоне статистической значимости находится

соревновательный результат, прыжок в высоту, наклон вперед у ЭГ-1 и прыжок в высоту у ЭГ-2 и КГ-2 (Р0<0.05). Остальные результаты экспресс-оценки в группах испытуемых не показали достоверно значимых различий.

Для оценки результативности нами учитывались два показателя: рекордное время преодоления соревновательной дистанции на соревнованиях и на тренировочных занятиях. На соревнованиях нами учитывалось лучшее время в ходе всего соревнования. Рекордное время на тренировочных занятиях фиксировалось в ходе тренировочных сборов. Абстрагирование от предстартового состояния позволяет спортсмену проявлять способность к развитию максимальной скорости преодоления соревновательной дистанции без страха срыва или совершения ошибки. Также в ходе соревнований выполняются тактические элементы с ориентацией на соперника, что дает спортсмену возможность регулировать скорость лазания (не достигая максимальной скорости) для экономии сил и снижения рисков. В ЭГ-1 и ЭГ-2 мы достигли изменения рекордного времени у всех испытуемых.

Таблица 4

Достоверность различий общей и специальной физической подготовленности в контрольных и экспериментальных группах до и после эксперимента

Параметр результативности Показатели в начале и по окончании педагогического эксперимента КГ-1 Показате педагоги ли в начале и гческого эксп по окончании еримента ЭГ-1

До (х ± tr) После Р0 t* До (x ± er) После (х ± tr) Р0 t*

Соревновательный результат, сек. 6,22 ± 0,9 6,02 ± 0,3 P0>0.05 0,8 6,44 ± 1,3 5,85 ± 0,2 P0<0.05 3,7

Личный рекорд, сек. 5,77 ± 0,2 5,74 ± 0,2 P0>0.05 0,2 5,72 ± 0,1 5,59 ± 0,1 P0<0.05 4,3

Прыжок в высоту, см 69 ± 3 72 ± 4 P0>0.05 1,7 68 ± 4 76 ± 9 P0<0.05 3,8

Тест Лаффае на 2 руки, см 117 ± 28 121 ± 36 P0>0.05 1 108 ± 14 108 ± 7 P0>0.05 0,2

Наклон вперед, см 12 ± 6 13 ± 7 P0>0.05 0,2 12 ± 6 14 ± 6 P0<0.05 2,8

Тэппинг-тест 30 сек, раз 244 ± 16 243 ± 17 P0>0.05 0,5 248 ± 26 253 ± 29 P0>0.05 0,1

Параметр результативности Показатели в начале и по окончании педагогического эксперимента КГ-2 Показатели в начале и по окончании педагогического эксперимента ЭГ-2

До ( г ± а) После (х±<7) Р0 t** До (х ± ег) После ( г ± tr) Р0 t**

Соревновательный результат, сек. 6,22 ± 0,6 6,08 ± 0,5 P0>0.05 0,2 7,72 ± 0,1 7,16 ± 0,1 P0<0.05 2,3

Личный рекорд, сек. 5,77 ± 0,1 5,75 ± 0,1 P0>0.05 0,8 5,72 ± 0,2 5,59 ± 0,1 P0>0.05 1,2

Прыжок в высоту, см 69 ± 4 72 ± 5 P0<0.05 2,4 68 ± 4 76 ± 9 P0<0.01 4,2

Тест Лаффае на 2 руки, см 117 ± 26 121 ± 32 P0>0.05 1 108 ± 14 100 ± 7 P0>0.05 0,7

Наклон вперед, см 12 ± 6 13 ± 7 P0>0.05 0,6 12 ± 6 14 ± 6 P0>0.05 0,8

Тэппинг-тест 30 сек, раз 215 ± 21 222 ± 28 P0>0.05 0,1 232 ± 18 225 ± 22 P0>0.05 0,2

В среднем в ЭГ-1 рекордное время лазания на тренировочном занятии достоверно улучшилось (г = 0,91 P0<0,01) на 0,072 сек., или на 1,27%.

В период соревновательного этапа прошли 4 соревнования всероссийского уровня, в которых приняли участие члены сборной команды России в полном составе. К концу сезона результат улучшился у всех испытуемых. Результат в главном старте сезона (Чемпионат России, 2021) в ЭГ-1 ухудшился у единственного спортсмена по сравнению с предыдущим, что связано с совершением технической ошибки в квалификационном раунде. Следует отметить, что один из испытуемых улучшил на соревнованиях действующий рекорд мира на 0,04 секунды.

Испытуемые из ЭГ-1 в ходе эксперимента достоверно повысили уровень своей физической подготовленности. По результатам экспресс-оценки в экспериментальной группе 4 испытуемых достигли модельного уровня и только 1 достиг уровня малого рассогласования с модельным уровнем. Мы считаем, что это связано с его исходным уровнем подготовленности. В КГ-1 только 2 испытуемых достигли модельного уровня, остальные 3 испытуемых остались на том же уровне.

В группах спортсменов уровня КМС также были обнаружены достоверно значимые различия результатов. В ЭГ-2 результативность в соревновательной деятельности достоверно выросла в среднем с 7,69 до 6,92 секунд. В то время как в КГ-2 достоверных изменений в результативности соревновательной деятельности выявлено не было. Восемь испытуемых группы ЭГ-2 достигли согласованности с модельным уровнем общей и специальной физической подготовленности. Двое испытуемых из ЭГ-2 достигли малого уровня рассогласования с модельным уровнем. В КГ-2 только 4 человека достигли модельного

уровня, в то время как остальные спортсмены остались на прежнем уровне.

Заключение

Обоснованные педагогические условия построения учебно-тренировочного процесса с использованием модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности квалифицированных

скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость, в экспериментальной группе способствовали достоверному изменению времени лазания на соревновательной дистанции (Р0<0,01). Экспериментальные группы занимались по индивидуальным программам физической подготовки, основанным на совершенствовании отстающих физических качеств, в то время как контрольные группы занимались по традиционной программе физической подготовки.

Мы рекомендуем применять модельные характеристики и шкалы оценки общей и специальной физической подготовленности в подготовке квалифицированных скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость.

Список литературы

1. Ваваев А.В. Физические и физиологические характеристики элитного скалолаза: монография. М.: Спорт. 2019; 130.

2. Козлов А.А. Основы формирования модельныххарактеристик психоэмоционального состояния и профиля состояния психической готовности футболистов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(4): 71-77. DOI: 10.14526/2070-47982020-15-4-71-77.

3. Поздеева Е.А., Клецов К.Г. Модель оценки исполнительского мастерства чирлидеров: аспекты объективизации судейства. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 5-10. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-3-5-10

4. Мошкина Н.А. Вопросы планирования

годичного цикла подготовки пловцов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 94-101. DOI: 10.14526/20704798-2019-14-1-94-101

5. Шунько А.В. Моделирование соревновательной деятельности квалифицированных скалолазов. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021; 3: 150-158.

6. Шунько А.В., Кравчук Т.А. Модель общей и специальной физической подготовленности квалифицированных скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость. Физическая культура: воспитание,

образование, тренировка. 2021; 2: 10-13.

7. Laffaye G., Collin J.M., Levernier G., Padulo J. Upper-limb power test in rock-climbing. International journal of sport medicine. 2014; 35

(8): 670-675.

8. Ozimek M., Krawczyk M., Rokosowski R. Evaluation of the level of anaerobic power and its effect on speed climbing performance in elite climbers. TRENDS in Sport Sciences. 2018; 25(3):

149-158.

9. Reveret L., Chapelle S., Quaine F., Lergeneur P. 3D visualization of body motion in speed climbing. Frontiers in Psychology. 2020; 11: 15-28.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2022

Шунько Андрей Васильевич - преподаватель; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Россия, г. Омск, ул. Масленникова, дом 144, e-mail: shunko.a@yahoo.com

Кравчук Татьяна Анатольевна — кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Россия, г. Омск, ул. Масленникова, дом 144, e-mail: kravchukt@mail.ru

Зданович Игорь Арнольдович - кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Россия, г. Омск, ул. Масленникова, дом 144, e-mail: zdan.ifk@mail.ru

Гинжул Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Россия, г. Омск, ул. Масленникова, дом I44,e-mail: gingul@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.