Методическое сопровождение
J
Л
Свиридова Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
АПК и ППРО Москва [email protected]
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, МАЛЫЕ УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
_______________________________________________________________С
Аннотация. В статье представлены результаты многолетнего исследования автора в ходе проектирования индивидуальной траектории деятельности учащегося в условиях учета данных индивидуально - психологических особенностей (группа параметров взаимосвязана с успешностью учащегося в ходе познания, и обоснована их роль и значимость в учебной деятельности) по усвоению предметного содержания курса «Физики». Технологическое решение представлено на основе анализа и рефлексии деятельности на всех этапах самостоятельной работы по выполнению предложенных заданий. Раскрывается технологический цикл уроков с конкретизацией тематики изучения. Планирование индивидуальной траектории выверялось в ходе эксперимента на основе организации учебного содержания по разработанным учебным модулям, ориентированным на индивидуализацию обучения в малых учебных группах, являющимся радикальной новизной в теории дидактики отечественной науки.
Ключевые слова: проектно - организационная культура, индивидуальная траектория деятельности, модульные способы организации содержания, компетенции, инструменты диагностики и т.д.
Сущность эксперимента, ориентированного на поиск возможностей планирования учителем индивидуальной траектории деятельности ученика в процессе освоения информации на уроке предполагала не только теоретическое осмысление, но и практическую проверку, находит отражение в работах многих ученых и практиков [12, 13, 14]. Идея эксперимента заключалась в выявлении механизмов (способов предъявления изучаемой информации) и ее освоения, включив в деятельность учет данных диагностики личности учащегося. Результат (по прогнозу) - проектирование учебного процесса на основе учета данных индивидуально - типологических и психологических особенностей личности ученика (в конкретной экспериментальной группе старшеклассников) по группе выбранных параметров, имеющих определенное место и значимость в структуре учебной деятельности (они обоснованы в первой части научного издания автора статьи) обеспечит эффективное приращение к результатам достижений каждого из них и будет более высоким. Неотъемлемая часть эксперимента - диагностика индивидуально - психологических особенностей старшеклассников, которая осуществлялась в процессе совместного сотрудничества с психологом по специально отобранному инструментарию, отвечающему требованиям валидности, репрезентативности и оптимальным затратам времени по «трудоемкости» в обработке полученных данных. Участников эксперимента было 26, но подроб-
но читателю предлагается анализ деятельности одной группы (из общей таблицы данных учащихся).
Эксперимент осуществлялся в процессе изучения содержания одного из разделов курса «Физики» (10-й класс) по теме «Молекулярно - кинетическая теория» (МКТ) адекватно технологическому циклу (по В.В. Монахову). Минимальная учебная единица составила 10 уроков. Учебный тематический план (УТП) изучаемого раздела включал разнообразие форм организации деятельности, обеспечивавших проявлению: активности школьников, их самостоятельности в процессе поиска способов выполнения работы; размышлений, индивидуальных умозаключений и т.д. Основой организации содержания темы являлась укрупненная дидактическая единица информации (УДЕИ) - «блок - концепт», содержащий рациональное соотношение образной и логической компонент мышления. Фактически -«блок -концепт» -это дидактическое средство третьей линии познания, создающее внешний план для освоения информации, способствующий более быстрому включению в деятельность учащихся и с доминирующей образной компонентой мышления и с логической одновременно. Логическая структура организации содержания и его реализации на основе технологического подхода к образовательному процессу представлена в УТП (учебном тематическом плане - табл. № 1).
- Проектирование учебного процесса осуществлялось на основе системного подхода, включая все категории проектно - организационной культуры и системного анализа про-
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
57
Методическое сопровождение
цесса целеполагания, имеющего конкретное содержание, свои формы, методы и средства, определяемые конкретной учебной ситуацией. Диагностика осуществлялась «на входе», «выходе» и в «промежутке» на каждом этапе деятельности. Деятельность учителя имела «завершенный цикл», включала три этапа: проектирование (это разработка «Модели учебного процесса на основе учета данных индивидуально - типологических особенностей личности учащегося» и плана реализация по изучению выбранной темы);
- технологизацию процесса - это педагогическая техника реализации цикла уроков на основе системного подхода, реализующих режим развивающего типа;
- управленческие решения по конструированию индивидуальной траектории и рефлексию конечных результатов, на основе которых планировались следующие шаги деятельности каждого ученика (учет данных его «состояния» и результатов достижений в динамике «приращений») [адаптация - по А. М Новикову, 19, С. 4].
Планирование темы «Молекулярно-кинетическая теория»
Учебный тематический план
Таблица № 1
№ п.п. Форма работы (тип урока) Содержание (блок информации) Ориентация на получение результатов деятельности
1. КСО (коллективный способ обучения) в малых группах (по В. К. Дьяченко). МКТ (молекулярно - кинетическая теория) строения вещества. (Подготовительный этап, поисковая работа). Формирование блоков информации по предварительному заданию. Индивидуальная работа. Сообщение на уроке. Активное слушание
2. Лекция Модель познания Г Галилея. Модели современной физики (выделение ядра теоретических знаний) Установление связей (по результатам урока № 1). Обобщенная модель познания (структура, комплекс составляющих, логическая организация)
3. Сократический метод Составление семантического блока «МКТ - вещества» (на основе модели Галилея получаем «блок - концепт» изучаемого раздела курса «Физики») Рефрен в три этапа в процессе составления «блок - концепта», учитываем наличие каналов восприятия учащихся. В блоке рациональное соотношение образной и вербально - логической информации
4. УДЕ -укрупненная дидактическая единица (решение задач) Масса. Размеры молекул, количество вещества. Установление и закрепление соотношений на практике между физическими величинами (m, V, N) - (контекст - для 3х ситуаций)
5. КСО (работа в малых группах) - решение задач. Используется метод «Лесенка» Содержание заданий разработано с нарастающим уровнем сложности и адаптировано к возможностям каждого школьника. Готовое решение всех заданий представлено на обсуждение (использование доски, если есть условия - локальной сети ИКТ, мультимедиа средств)
6. Промежуточная диагностика Физический диктант. Субъективный тест. Возможен индивидуальный зачет или контрольная работа (уровень сложности его адаптирован к возможностям школьников) Интерпретация результатов. Фиксирование в «технологической разработанной карте» результатов каждого ученика. Определение актуальной зоны освоения содержания каждого ученика.
7. Метод «ТРИЗ» Идеальный газ. Средняя квадратичная скорость. Поиск идей построения модели идеального газа.
8. Сократический метод. Уравнение МКТ газов. Следствия. Формирование теоретического информационного блока.
9. Работа с книгой. Опыт Штерна (использование альтернативных способов расчета скорости молекул) Преобразование информации при использовании и осмыслении содержания учебника физики (разных авторов)
10. КСО (работа в малых группах). Зачет. МКТ вещества, газов. Возможно объективное тестирование, как альтернатива. Обработка результатов. Осмысление. Коррекция. Предпочтительно индивидуальная.
В процессе познавательной деятельности личности учащегося по освоению содержания темы развивалось его системное обобщающее мышление на основе интеграции подходов к его осмыслению с разных позиций существующих наук: философии, истории, химии, физики, математики, информатики, дидактики, методологии и др., имеющих отношение к данной теме.
Режим образовательного процесса обеспечивал становление комплекса компетенций каждого школьника и развитие:
- познавательной компетенции - освоение логической структуры деятельности с позиций системного подхода к ее организации;
- коммуникативной компетенции - поиск, выбор, логическая организация, преобразование, визуальное представление, использование электронных носителей, упаковка, развертка информации;
- форм взаимодействия на разных уровнях социализации (совершенствование - малая группа, класс, учитель - предметник, взрослый, специалист, родитель, друг), включая освоение механизмов конструктивного сотрудничества;
- развитие психических функций самоконтроля, самоутверждения, самовыражения, самоорганизации;
- приобретение устойчивой позитивной мотивации к познанию на основе роста собственной самооценки и др.
58
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Методическое сопровождение
Деятельность учителя по проектирование первого урока включало несколько этапов:
- Первый этап: подготовка раздаточного дидактического содержания (карточки - информаторы, индивидуальные задания, эксперимент по изучаемой тематике, и т.д.);
- отбор содержания, ориентированного на актуализацию имеющихся знаний учащихся по теме «МКТ»;
- комплектование списков дополнительной литературы;
- разработка и отбор развивающих дидактических заданий адаптированных к возможностям школьников на основе учета данных их индивидуально - типологических и психологических особенностей, подготовка оборудования к выполнению экспериментальных заданий;
- осмысление возможностей проведения экспериментальных работ в домашних условиях;
- отбор дидактических пособий для проведения первого урока.
- Второй этап: прогноз конструирования индивидуальной траектории деятельности ученика на основе учета данных диагностики
- Третий этап: - индивидуальная работа с учащимися. Обсуждение сути работы, которую предстоит выполнить. Осуществление расчета оптимальных затрат времени во избежание перегрузки школьников. Формирование позитивного мотива на выполнение задания (акценты на социальную и личностную значимость). Вручение индивидуальных заданий (работа осуществлялась как с руководителями групп, так и с полным ее составом, не исключались и индивидуальные консультации).
- Четвертый этап: разработка заданий к проведению первого урока по типу КСО (коллективный способ обучения в малых группах). Это важный этап прогностической деятельности учителя. Профессиональное видение конечного результата прогнозирует успешность планируемой работы. Подготовительный этап - это включение учащихся в самостоятельную деятельность. Организация обмена информацией, которая уже осмысливалась школьниками до урока. Включение разнообразных форм организации содержания деятельности на уроке, требующих умственных операций высокого уровня обобщения. Освоение техники постановки эксперимента; проявление понимания процесса наблюдения и его организации (коллективный просмотр). Логическая организация всего предложенного содержания в единый информационный блок.
Работа в малых группах на первом уроке осуществлялась на основе 7 укомплектованных групп, в среднем по три - четыре человека. Каждая группа получала свое задание. Для общего обзора целостности осваиваемого содержания осуществим «краткую «пробежку» по заданиям для малых групп, цель автора статьи - раскрыть суть проектирования индивидуальной траектории деятельности на уроке одного ученика, поэтому концентрация на общих вопросах осознанно ограниченна.
Первая группа: формировала блок информации «Основные положения МКТ» (молекулярно - кинетической теории) по имеющимся источникам, включая популярные издания и занимательный эксперимент.
Вторая группа выполняла задания «Повторению курса МКТ» (7 класс, учебник автора А. В. Перышки-на), параллельно использовала печатные развивающие разработки Э. М. Браверман по МКТ (специальные тетради для школьников, изучающих физику), содержащие обобщающие таблицы, ориентированные на развитие операции систематизации тематических знаний. Развивающие разработки автора представлены в двух видах - «рабочая тетрадь» и «Шаги познания».
Третья группа готовила устный журнал «У истоков физических знаний», включавший вопросы исторической значимости становления и развития теории МКТ:
- Древнеиндийская философская школа о строении вещества;
- Философы древности о строении вещества: Анак-согор, Демокрит, Лукреций Кар;
- Заслуги М. В. Ломоносова в создании МКТ;
- Общие сведения об элементарных частицах: электрон, протон, нейтрон. Строение атома. Планетарная модель Э. Резерфорда;
- Статистическая физика и ее создатели: Р Клаузиус, Дж. Максвелл, Л. Больцман, Д. Гиббс.
Четвертая группа представляла классический эксперимент по МКТ (подтверждение 3х положений МКТ: свойства газов, диффузия веществ, броуновское движение, закон Дальтона). Учащиеся также использовали «Шаги познания» Э. М. Браверман (в этом издании представлены механизмы реализации экспериментальной деятельности и краткие (пошаговые) логические структуры).
Пятая группа готовила философский аспект «Борьба идей».
- Философская идеалистическая школа Э. Маха (реальность ощущения). Материалистические философские школы, ее представители.
- Экспериментальное доказательство существования атомов и молекул (А. Эйнштейн и др.).
- Перрен «Измерение числа Авогадро».
Шестая группа работала с проблемой доказательства дискретности внутреннего строения вещества (Это тоже экспериментальная группа). Они демонстрировали экспериментально «расширение веществ», явления «смачивания и не смачивания» (обосновывали их), осмысливали опыт М. В. Ломоносова по расчету поперечника молекулы, комментировали фотографии молекул.
Седьмая группа работала с обобщающим символом МКТ.
Выборочно просматривались подготовленные отчеты, но анализ результатов - это подробный акт деятельности учителя, который оценил вклад каждого ученика в такой мощный коллективный (продуктивный) проект теоретического и экспериментального обобщения.
Все учащиеся групп получили комплексное представление:
- о проведенной работе с источниками информации;
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
59
Методическое сопровождение
- о доказательствах реальности теоретических положений МКТ на комплексе выполненных экспериментальных заданий;
- о системном осмыслении как теоретической, так и практической, визуальной и словесно - логической информации;
- о собственных знаниях на основе обобщения массива ранее изученной информации, обогатив их исторической и философской составляющими, использовали и развили свой имеющийся творческий потенциал.
Отслежены были и проблемные зоны:
- доминирование репродуктивного способа воспроизведения теоретических блоков информации;
- проявление затруднений в операции систематизации и обобщения информации по определенным основаниям;
- доминирование фактологических подходов у отдельных учащихся в изложении информации, без рассуждений, умозаключений, выборов позиций;
- наличие пробелов отслежено было в работе с заданиями по «Шагам познания»:
- отсутствие должной самостоятельности у части учащихся: поиск консультаций, сотрудничества с другими группами;
- нарушение логики в организации содержания имели место.
При более глубоком рассмотрении можно конкретизировать все позитивные результаты, преломить их в дальнейшей работе по освоению содержания темы. Доминирующая ценность - это проявление активности, позитивное отношение к выполнению работы, конструктивное сотрудничество, умение задать вопрос, желание самоутвердиться и т.д. Это личностные параметры, развитие которых оговорено методологией стандартов второго поколения в реализации образовательного процесса Подготовительный этап высветил и такие важные моменты как:
- включение учащихся в деятельность (скорость процессов, организация собственной деятельности, сотрудничество на уровне общения с информацией, одноклассниками, учителем);
- способность к самостоятельному поиску, и самостоятельной работе в рамках ограниченного времени;
- владение умственными операциями анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования (а это метакомпетенции!);
- но выявилось и проблемное поле:
- неумение правильно поставить цель, слабость анализа физических явлений отслеживалась в осмыслении результатов эксперимента, что свидетельствует о необходимости коррекционной, специально организованной работы, как ученика, так и учителя;
- доминирование статистического восприятия наблюдаемого физического явления, (учащиеся не видят движения, изменений не замечают, а это слабость владения умением наблюдать);
- наличие описательного характера эксперимента без выводов, фиксируется исполнителями конечный результат, а осмысления нет.
Осмысление результатов выявило комплекс проблемного методологического поля:
- результат процесса важен (СУД - овладение способами умственных действий); поиск способов решения этой педагогической задачи;
- поиск резервов времени нужен (на сокращение включения в активную деятельность по осмыслению) за счет обновления способов организации содержания (информационных блоков) и заданий в процессе работы со школьниками;
- диагностика ««состояния» готовности к той или иной работе нужна (прогностические проверочные работы);
- использование данных индивидуально - психологических особенностей в работе со школьником, взаимосвязанных с успешностью в учебной деятельности крайне необходимо;
- развитие рефлексии результатов собственной деятельности нуждается в акцентуации на последних этапах любого познания.
В качестве единицы анализа есть смысл ознакомиться с организацией деятельности и полученными результатами в процессе работы по учебным модулям, выстроенным в индивидуальной траектории для каждого учащегося на основе учета их индивидуально - психологических и типологических особенностей (по соотношению доминирующей компоненты мышления). Каждый соучастник совместной работы в малой группе получил свой номер. Школьница с № 2 (Катя Г.) характеризуется (по данным диагностики) устойчивым вниманием с доминированием слуховой и смысловой логической памяти. Она умеет организовать свою деятельность, способна на длительные, волевые усилия (что подтверждается усидчивостью и целевыми установками на достижение результата). Девушка трудолюбива, но с неадекватно низкой самооценкой, несовпадением уровня притязаний и возможностей. Затруднена ее социальная адаптация с позиций оценки коммуникативных отношений и эмоционального внешнего проявления. Мотивация на познавательные процессы позитивна. Зона актуального развития (из 3х уровней оценки) -вторая, т.е. «зона ближайшего развития» - третьего уровня по выбранной классификации автором исследования. Доминирует образное мышление.
Из характеристики вытекает, что:
- первое, важное условие успешности - Кате необходима поддержка позитивной мотивации, сопутствующей успеху в деятельности, работа с коррекцией самооценки и повышением уровня притязаний;
- Второе условие успешности - в процессе деятельности Кате необходимо параллельное подключение аудиаль-ного канала восприятия в процессе работы с информацией (прослушивание, «проговаривание», работа с аудиокассетами, парный диалог, подкрепленный поощрением, поддержкой - хорошей оценкой, одобрением, созданием ощущения сопереживания за успех);
- Третье условие успешности - учет особенностей доминирующего типа мышления; анализ образа изучаемого предмета по типу «дидактического лото»; обязательное со-
60
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Методическое сопровождение
отношение между «мини - образами» («карточками лото») -частями «целого» образа изучаемого предмета с целью перехода к логическим операциям и выстраиванию их последовательности.
Поэтому, в процессе реализации подготовительного этапа Катя получает работу с параграфом учебника. В его содержании на рисунках (всего их четыре) представлены образные фрагменты трех состояний вещества, сформулированы главные свойства этих состояний, что и требуется для включения в мыслительную деятельность и выстраивания логики освоения информации (три этапа предусмотрено: повторение свойств, выделение ключевой идеи и объяснение с позиций МКТ, сравнительный анализ). Следующее задание № 4 (по Э. М. Браверман), в котором представлена матричная схема из 16 единиц информации, в процессе заполнения которых выстраивается УДЕИ (укрупненная дидактическая единица информации) «состояния вещества».
Сущность задания заключается в том, чтобы, используя нужную информацию учебника физики, осуществить обобщение по теме «Агрегатные состояния вещества».
Название состояния Свойства тел или веществ в этом состоянии Как распо- ложены молеку- лы Каков характер дви- жения молекул Пример веществ, находящихся в этом состоянии
Твердое
Жидкое
Газообразное
Смешанное
Содержание первой графы тоже формируется исполнителем задания - учеником (для понимания автор статьи сформулировал названия «состояний веществ»). Как правило, учащиеся заполняют первые три строки таблицы. (Четвертая, чаще всего остается пустой - не помнят, не понимают, что от них требуется, это строка - уже на сообразительность рассчитана, которую надо проявить). Сле-
дующие 16 матриц ученик (в нашем случае - Катя) должен заполнить в условиях полной самостоятельности работы с учебником, справочником, дополнительной литературой и т. д.
В процессе работы с данной таблицей важна опора на субъектный опыт. Объем памяти у Кати - 8 образов, поэтому работа с данной таблицей для Кати является развивающим заданием, требует сосредоточенности, преобразования словесно - логической информации в более краткую форму, осмысления соотношения слов и образов, выявления взаимосвязей между элементами образа. Это удается Кате. Результаты ее работы представлены в табл. № 2, состоящей из пяти ключевых позиций, имеющих значение для осуществления рефлексии выполненной деятельности. Необходим коррекционный шаг дальнейших управленческих решений, если допущены ошибки на организации первых этапов, или прогноз оказался не совсем точным. Это живой процесс, но экспериментальный, в котором отрицательный результат - тоже результат. Оценка результата работы Кати осуществляется по таблице рефлексии умственных действий, разработанной учителем (в данном случае автором статьи).
По результатам выполнения этого задания задача учителя следующая:
- провести индивидуальную работу с приемами «работа по образцу по преобразованию информации»;
- сформулировать ряд вопросов для выполнения индивидуального задания с рассмотрением физического процесса, выделением ключевой идеи и обобщением понятия «движения» в приложении к физическим процессам;
- выполнить задание конструирования ««абстрактно - конкретной модели познания» по изучаемой теме. Цель выполнения задания: выделение единиц информации, установление связи между ними; выяснение смысла всех «стрелок», которые связывают весь теоретический блок модели. В процессе работы важно видеть направление стрелок (движение), рассмотреть знаковую информацию, понять ее значение и выстроить логическую цепочку рассуждения. Изучая «стрелки» нужно осуществить связь словесно - вербальной информации в единое целое. (Модель Г. Галилея (трехслойная структура ядра раздела естественной науки
Таблица № 2
Результаты работы Кати
Поиск взаимосвязи словесно-логической информации и образа предмета. Формулирование основных понятий Выделение ключевой идеи Установление соотношений Операции сравнения Фиксирование информации в матрицу.
+ + + + +
Преобразование информации Выводы - обобщения о трех состояниях вещества Использование визуальной информации Отслеживание «движения» образа предмета Подготовка алгоритма выступления
+ (перегрузка репродуктивным воспроизведением) Оценка «удовлетворительно» (нет анализа с позиций МКТ физических процессов) + (рисунок есть) (репродуктивный) Не очень четко представлены переходы от «состояния к состоянию» вещества + алгоритм подготовлен
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
61
Методическое сопровождение
на основе принципов Эвклида) представлена в первой части научного издания автора данного издания на странице 10).
- сформулировать позицию «взгляда сверху». Так как в модели всего 7 единиц (это граница верхней нормы в построении моделей), то вторая часть работы с моделью заключается в том, чтобы при рассмотрении информации в процессе движения от этапа к этапу, начиная с начальной фазы рассуждения, следует ясно сформулировать проблему, которую надо решить на каждом этапе.
- Подвести к осознанию смысла проделанной работы на следующем этапе работы, проговорить ее себе, кому - то еще, соседу по парте, учителю, наконец.
- Внести в таблицу цвет на последнем этапе выполнения работы (выбор цвета предоставить Кате).
С такой моделью раньше (в предыдущие годы) учащиеся не работали, ее освоение тоже требует напряжения мысли и волевых усилий, умения понять собственное затруднение и правильно задать вопрос учителю. Кстати, по данным диагностики выпускников последнего учебного года (2008) в одной из школ, которая осуществлялась на основе самооценки, 30% учащихся от общего количества (96) пишут, что вопрос сформулировать не могут и поэтому не могут обратиться к учителю за помощью. Возникает вопрос, а почему не сказать об этом учителю? Ответ может быть разным, скорее всего, нет уверенности в том, что не получишь упрека от своего наставника, или иронической улыбки, несущей известную формулу «доучился»... Следовательно взрослый школьник щадит свое самолюбие, опасается насмешек со стороны сверстника, не уверен в том, что учитель будет в данной позиции корректным и тактичным. Обобщать глобально, очевидно тоже не следует, но это один из предполагаемых вариантов, кстати, худший, который не должен иметь места в образовательной педагогической практике.
Рефлексия результатов работы Кати на данном этапе (работа с моделью)
Работа с конструированием модели выявила следующую задачу индивидуальной работы с Катей: включение рассуждений, поиск альтернативы осмысления конкретной ситуации. Модель воспринимается «в мире»; «мир» должен быть конкретным. Следует ответить на вопросы: что происходит, где, когда,
при каких условиях, что изменяется, что наблюдается, как описать? Оказалось, что изучения конкретной темы недостаточно, чтобы был воспринят Катей «абстрактно - обобщенный» образ модели. Это возможно только при условии выстраивания цикличного процесса совмещения каждого элемента «конкретно -абстрактного» («блок - концепта» темы) с абстрактной моделью познания, установления связей и соотношений между моделью познания (ядро раздела науки) и единицами информации «блок - концепта»
Так как отслеживается эффективность приемов индивидуальной работы в цикле урочной деятельности (МКТ вещества), то на третьем уроке продолжается работа с моделью познания. Конкретно - абстрактный семантический концепт Катя может составить уже сама на основе диалога с учителем т.к. основное содержание уже усвоено, операции сравнения уже проведены, ядро темы уже можно выделить самостоятельно, количество единиц информации объем ее памяти позволяет его сформулировать. Успешность, активность, внимание уже обеспечено. Все использованные приемы на предыдущих двух уроках и дома сопутствуют более качественному усвоению содержания.
Уроки № 4 и 5 ориентированы на практическое применение освоенного содержания. Кате (по таксономии Б. Блума) доступен второй уровень сложности заданий для выполнения (понятийный аппарат уже сформирован, рефлексивный анализ достаточен для выбранного уровня сложности задач). Приемы, освоенные на предыдущих уроках, обеспечивают успешность практического освоения этого уровня. Рассмотрим пример задания: Какое количество молей вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5.4 кг. Это задача актуальной зоны развития Кати. По методу УДЕ задание укрупняется двумя формами обратной задачи. К расчету числа молей существует два подхода. Учитывая доминирование образной компоненты мышления, формулируем для Кати два дополнительных вопроса:
- сколько молекул алюминия содержится в данной отливке;
- рассчитайте число молей двумя способами.
Катя успешно выполнила задание. Домашнее задание Кати включило работу с учебником, «блок-
Таблица № 3
Логическая последовательность Словесно -вербальная информация Задачи на каждом этапе Проговаривание Внесение цвета в таблицу
1. - (ТС) - теоретический слой 2. - (МС) - математический слой 3 - ФМ Физическая модель. Движение ПИО (первичного идеального объекта) 3. - (Э М) - эмпирический материал 4. - (КЭ) - конструктивные элементы 5. - (И) (исп - ние) + ?(неясно) + + ? (неясно с проблемой, как объяснить) Нечетко представляет процесс моделирования. Знак сопряжения -уточнялся смысл. Улучшило ситуацию понимания Раскрасила таблицу: ФМ - бордовый цвет С - создание системы ПИО (первичный идеальный объект) - зеленый цвет И - использование -оранжевый цвет и т.д.
62
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Методическое сопровождение
концептом» и уже решенными задачами. Следовало провести сравнительный анализ формул по этим трем источникам. Задание выполняется уже уверенно и успешно, самооценка Кати подрастает.
Следующий этап работы - решение более сложных заданий (зона «ближайшего развития» подключается), предлагается задачи более сложного уровня. Одновременно с вербальным содержанием задачи, в помощь Кате предлагается образная информация, которая способствует смысловому восприятию, и включению в деятельность. Результаты выполнения:
- Первое задание. Представлены ответы на все поставленные вопросы. Составлены обратные задачи. Сделаны выводы по осмыслению результата. В задачах использованы все расчетные формулы.
- Второе задание. Прием аналогии позволил быстро установить соотношения с помощью элементов - образов (целостной образной информации) и получить результат.
- Третье задание. Без представления образной информации в виде рисунков (1,2,3) и логически поставленных вопросов, приступить к решению задачи не смогла. Информация (образная) была предложена, и включение в содержание состоялось.
Так планировалась работа с каждым обучающимся. Такой подход обеспечил приращение результатов достижений от 20% до 25% каждому ученику. Это высокая эффективность. Да, процесс трудоемкий, затратный по времени, так как отсутствуют какие либо методические пособия, но это решаемая проблема.
Перспективы такого подхода гарантируют:
- успешность в деятельности;
- позволяют планировать индивидуальную траекторию ученика, как на уроке, так и дома;
- поддерживают позитивную мотивацию школьников и на успех и на познание;
- сокращают затраты времени на включение в деятельность;
- позволяют примерно в два раза увеличить объем выполняемой работы на уроке;
- способствуют росту потребности школьника к самообразованию, что чрезвычайно актуально для успешной социализации личности в современном, постоянно изменяющемся, мире.
Литература
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М: Изд - во Института проф. обр - я, 1995, 336 с.
2. Браверман Э. М. Мой краткий курс физики. 8-й класс. М.: Изд - во Ассоц. учит, физики, 1997. 48 с.
3. Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. Т. 2 С.97-101.
4. Грабарь М. И. Краснянская К. А. Методы математической статистики в педагогическом исследовании. М.: Просвещение, 1991,174 с.
5. Давыдов В. В. Виды обобщения и обучения. Логико - психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972, 424 с.
6. Дьяченко В. К. Сотрудничество и обучение. О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991, 192 с.
7. Леви Строс. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994, С.116-117.
8. Майер Р. Ф. Формирование наглядно - чувственных образов при постановке сложного учебно - физического эксперимента: Автореф. Дис... к.п.н.СПб, 1998, 18 с.
9. Никитина И. П. Методические основы аудиовизуальных технологий обучения на уроках физики. Автореф. Дис. к.п.н. Екатеринбург, 1998, 18 с.
10. РезникН. А. Технология визуального мышления. // Школьные технологии. 2000.№ 4 С. 127-141.
11. Ротенберг В. С. Стратегия полушарий. // Наука и жизнь. 1984. № 6. С.54-57.
12. Свиридова Е. М. Индивидуализация обучения: теоретические основы и варианты реализации. М.: АПК и ППРО, 2009. 56 с.
13. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 1.
14. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.
15. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе.-2013 - № 1
16. Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисципланированным ученикам. М.: Изд -во АПН РСФСР, 1956. 214 с.
17. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс; Томск, Изд - во Том. Ун - та, 1997.391 с.
18. Шадриков В. Д. Личностно - ориентированное обучение. // Педагогика. 1994. № 5.
19. Шамало Т. Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении. Свердловск.: Свердлов ГПИ, 1990.- 97 с.
20. Штейнберг В. В. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. № 2. С.119-129.
21. Эрдниев П. М. Укрупненные знания как условие радостного учения. // Начальная школа.1999. № 11. С.4-12.
22. Новиков А. М., Новиков Д. А. Проект, как цикл инновационной деятельности и организации практической образовательной деятельности. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5.
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
63