Научная статья на тему 'Индивидуализация образовательных траекторий средствами школьной системы дистанционного обучения'

Индивидуализация образовательных траекторий средствами школьной системы дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринова Татьяна Павловна, Казакова Валентина Николаевна, Карюкина Светлана Викторовна, Звягин Максим Георгиевич, Метельская Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация образовательных траекторий средствами школьной системы дистанционного обучения»

также артикуляционный уклад звуков. Лишь при учете всех этих факторов, а также при системном подходе, логопедический массаж даст положительный эффект.

Таким образом, проанализировав специальную литературу, можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Список литературы:

1. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с.

2. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80 с.

3. Новикова, Е.В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Гном, 2010. 496 с.

4. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.

5. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.

6. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

УДК 371.215

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Баринова Татьяна Павловна ГБОУ школа № 355 Московского района, директор, Санкт-Петербург Казакова Валентина Николаевна ГБОУ школа № 355 Московского района, заместитель директора по УВР,

Санкт-Петербург Карюкина Светлана Викторовна, ГБОУ школа № 355 Московского района, заместитель директора по УВР,

Санкт-Петербург Звягин Максим Георгиевич ГБОУ школа № 355 Московского района, учитель математики и информатики,

Санкт-Петербург Метельская Екатерина Евгеньевна

ГБОУ школа № 355Московского района, учитель химии и биологии, Санкт-Петербург

Аннотация:индивидуализация образовательной траектории является одним из ключевых требований при реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Это связано с тем, что образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями; современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации, что влияет на состав компетенций, формируемых в ходе обучения. Развивать способности каждого учащегося можно только создав соответствующий инструментарий.

Ключевые слова:индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный учебный план, план индивидуального сопровождения; индивидуальный учебный план; учебный график; образовательные возможности и потребности; матрица образовательных ресурсов.

Введение

Методика проектирования ИОТ является универсальной и может быть применена в любой общеобразовательной школе для различных категорий обучающихся.

Отдельное внимание уделено проектированию индивидуальных образовательных траекторий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, влияющими на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки для таких учащихся. В этих сложных условиях основной задачей является выработка оптимального учебного плана, методического и дидактического сопровождения процесса обучения, а именно, формирование ИОТ.

Компоненты ИОТ

Представляемая методика проектирования ИОТ предусматривает наличие в её составе следующих компонент:

1. Карта образовательных возможностей;

2. План индивидуального сопровождения;

3. Индивидуальный учебный план;

4. Учебный график

5. Рефлексия

1. Карта образовательных возможностей

Назначение данного компонента ИОТ состоит в практической реализации механизма сегментации контингента учащихся в соответствии с образовательными возможностями. Предлагаемый механизм предполагает сегментацию контингента на целевые группы в соответствии с ключевыми показателями. Данный компонент определяет в дальнейшем не только содержание образовательной траектории, но и выбор инструментария её реализации.

2. План индивидуального сопровождения.

Обеспечивает совместную деятельность педагогов, психологов и логопедов, которая может осуществляться непосредственно, в процессе консилиумов, извне и дистанционно. Последовательные, согласованные действия всех участников образовательного процесса направлены на сопровождение учащегося, его социализацию в соответствии с оценкой специалистов уровня индивидуальных образовательных возможностей учащегося и его образовательными потребностями.

План состоит из четырёх направлений:

1) Медицинское. Учитывает рекомендации из ИПР (индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида)

2) Психологическое. Заполняется психологом. Задает вектор психолого- педагогической работы учащегося. Регулирует особенности организации деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, при индивидуальном дифференцированном подходе

3) Логопедическое: Заполняется логопедом. Задаёт коррекционно-развивающее направление работы с учащимися. Определяет взаимоотношения участников образовательного процесса по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи.

4) Педагогическое: заполняется куратором и/или классным руководителем, определяет социальную адаптацию учащегося.

План индивидуального сопровождения объединяет усилия всех специалистов по созданию комплекса рекомендаций направленных на решение задач по обучению, воспитанию и проведению коррекционных мероприятий у учащихся с ОВЗ.

С учетом рекомендаций плана индивидуального сопровождения проводится коррекция карты образовательных возможностей и состав назначаемых, в соответствии с кодификатором, образовательных ресурсов.

3. Формирование индивидуального учебного плана

Целью индивидуального учебного плана (по тексту ИУП), как компонента ИОТ является: создание условий для достижения учащимися задаваемых уровней образованности, соответствующих ФГОС. ИУП направлен на реализацию основных образовательных программ; достижение учащимися планируемых результатов, определяемых возможностями обучающегося с ОВЗ. ИУПсоответствует особенностям развития и состоянию здоровья учащегося. ИУП

формируется на основе карты образовательных возможностей и предполагает получение качественного образования через индивидуализацию учебного процесса в соответствии с Планом

индивидуального сопровождения.

Раздел 3: Индивидуальный учебный план

ФИО педагогического работника Предмет Кол-го часов в недежо Кол-во часов в ГОД (из НИХ ДО) Идентификаторы образовательных ресурсов

Русский язык 2,5 35(30%) 01 Об.'.'.ВСЛХ •

Литература 1.5 51(30%) 02.0б.*.*л.слгс*

Иностранный язык (англ.) 1 34(30" о) 04 Об.'ЛВ СЛХ.'

Математика 3 102(30" о) 05 Об.'.'.В.СЛХ.'

История 1 34(30" о) 12,0б**.В.СЛХ1*

Общество знанне 0.5 17(30"®) 13 .Об.'.'.В.СЛХ.*

Биология 0.5 17(30"®) 09 Об.'.'.В.СЛХ.*

География 0.75 25,5(30"®) 14 Об.'.'.В.СЛХ.*

ИЗО. Музыка 0.5 17(30%) 15 Об.'.'.В.СЛХ.'

Технология 0.2 6,5(30%) 15 Об.'.'.В.СЛХ.'

ОБЖ 0.25 5=5(30%) 16 Об.'.'.В.СЛХ.*

Физю.гль"пра 0,3 10,2(30"®) 17 Об.'.'.В.СЛХ.*

Итого: 12 405(30%)

Рис.1. Индивидуальный учебный план. Пример.

Индивидуальный учебный план определяет:

• состав педагогов, в соответствии с уровнем их профессиональной компетентности,

• количество часов учебной нагрузки, в том числе дистанционно,

• назначение электронных образовательных ресурсов в соответствии с кодификатором.

Назначение электронных образовательных ресурсов происходит согласно составленной карте

образовательных возможностей. Учащемуся рекомендуются категории ЭОР по каждому предмету в соответствии с идентификатором образовательных ресурсов. Сегрегация образовательных ресурсов и кодификатор образовательных ресурсов подробно в этой статье не рассматривается.

4. Учебный график.

Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.

В соответствии с графиком назначается:

• время учебных занятий,

• объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),

• формы и состав внеурочной деятельности,

• объем дистанционных занятий,

• время проведения лечебных и коррекционных мероприятий.

График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.

Учебный график формируется с учётом плана индивидуального сопровождения на основании карты образовательных возможностей. В соответствии с учебным графиком возможна корректировка ресурсной базы учащегося.

5. Рефлексия

Данный компонент ИОТ, пожалуй, является самым важным. Он обеспечивает обратную связь в реализуемой системе, позволяет оценить эффективность сформированной индивидуальной образовательной траектории учащегося.

На рефлексивном этапе осуществляется:

• оценка достижений учащихся,

• проводится итоговый мониторинг УУД,

• итоговые диагностические контрольные работы.

Мониторинг УУД анализируется педагогом-куратором, предметные ДКР - учителями-предметниками.

Порядок формирования ИОТ

Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Заключение

ИОТ адекватна личностно-ориентированному образовательному процессу, специально разрабатывается для конкретного учащегося.

Предлагаемый инструмент формирования индивидуальных образовательных траекторий позволяет:

- индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.

- автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.

- проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.

- отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Нашему коллективу представляется, что индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим агрегировать всю совокупность требований к организации учебного процесса в единый механизм регламентации и максимально эффективно сопоставить возможности образовательной среды образовательным возможностям и потребностям обучающихся. Тем самым создав условия для наиболее полноценного раскрытия всех способностей каждого.

Список литературы:

1. Плетнева С.И. Капитонова Е.Б. Ярмолинская М.В Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся технической направленности в ОДОД Информационные технологии для новой школы Материалы VII Всероссийской конференции Том I стр. 69 том 1 Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, 2016

2. Баринова Т.П., Казакова В.Н., Карюкина С.В. Модель организации дистанционного обучения, как основа для создания индивидуальной образовательной траектории. Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, 2016

УДК 512

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: УМНОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОГОЧЛЕН

Карасева Ирина Николаевна, 2017 учитель математики и информатики ГБОУ школы №598, Санкт-Петербург

Аннотация: приведена методическая разработка урока по теме: «Умножение многочлена на многочлен». Это четвертый урок по данной теме, он является уроком обобщения и систематизации знаний. После данного урока, планируется провести самостоятельную работу по данной теме. На уроке используется технология компьютерного тестирования с помощью программы «МуТеБЪжа этапе проверки домашнего задания. Урок содержит динамическую паузу «Физкульминутка», учитывая возрастные особенности обучающихся. В ходе повторения изученного материала имеется «выход» на новый - «Формулы сокращенного умножения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.