также артикуляционный уклад звуков. Лишь при учете всех этих факторов, а также при системном подходе, логопедический массаж даст положительный эффект.
Таким образом, проанализировав специальную литературу, можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая положительные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Список литературы:
1. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с.
2. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
3. Новикова, Е.В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Гном, 2010. 496 с.
4. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.
5. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
6. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
УДК 371.215
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Баринова Татьяна Павловна ГБОУ школа № 355 Московского района, директор, Санкт-Петербург Казакова Валентина Николаевна ГБОУ школа № 355 Московского района, заместитель директора по УВР,
Санкт-Петербург Карюкина Светлана Викторовна, ГБОУ школа № 355 Московского района, заместитель директора по УВР,
Санкт-Петербург Звягин Максим Георгиевич ГБОУ школа № 355 Московского района, учитель математики и информатики,
Санкт-Петербург Метельская Екатерина Евгеньевна
ГБОУ школа № 355Московского района, учитель химии и биологии, Санкт-Петербург
Аннотация:индивидуализация образовательной траектории является одним из ключевых требований при реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Это связано с тем, что образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями; современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации, что влияет на состав компетенций, формируемых в ходе обучения. Развивать способности каждого учащегося можно только создав соответствующий инструментарий.
Ключевые слова:индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный учебный план, план индивидуального сопровождения; индивидуальный учебный план; учебный график; образовательные возможности и потребности; матрица образовательных ресурсов.
Введение
Методика проектирования ИОТ является универсальной и может быть применена в любой общеобразовательной школе для различных категорий обучающихся.
Отдельное внимание уделено проектированию индивидуальных образовательных траекторий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, влияющими на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки для таких учащихся. В этих сложных условиях основной задачей является выработка оптимального учебного плана, методического и дидактического сопровождения процесса обучения, а именно, формирование ИОТ.
Компоненты ИОТ
Представляемая методика проектирования ИОТ предусматривает наличие в её составе следующих компонент:
1. Карта образовательных возможностей;
2. План индивидуального сопровождения;
3. Индивидуальный учебный план;
4. Учебный график
5. Рефлексия
1. Карта образовательных возможностей
Назначение данного компонента ИОТ состоит в практической реализации механизма сегментации контингента учащихся в соответствии с образовательными возможностями. Предлагаемый механизм предполагает сегментацию контингента на целевые группы в соответствии с ключевыми показателями. Данный компонент определяет в дальнейшем не только содержание образовательной траектории, но и выбор инструментария её реализации.
2. План индивидуального сопровождения.
Обеспечивает совместную деятельность педагогов, психологов и логопедов, которая может осуществляться непосредственно, в процессе консилиумов, извне и дистанционно. Последовательные, согласованные действия всех участников образовательного процесса направлены на сопровождение учащегося, его социализацию в соответствии с оценкой специалистов уровня индивидуальных образовательных возможностей учащегося и его образовательными потребностями.
План состоит из четырёх направлений:
1) Медицинское. Учитывает рекомендации из ИПР (индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида)
2) Психологическое. Заполняется психологом. Задает вектор психолого- педагогической работы учащегося. Регулирует особенности организации деятельности на уроке и во внеурочной деятельности, при индивидуальном дифференцированном подходе
3) Логопедическое: Заполняется логопедом. Задаёт коррекционно-развивающее направление работы с учащимися. Определяет взаимоотношения участников образовательного процесса по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи.
4) Педагогическое: заполняется куратором и/или классным руководителем, определяет социальную адаптацию учащегося.
План индивидуального сопровождения объединяет усилия всех специалистов по созданию комплекса рекомендаций направленных на решение задач по обучению, воспитанию и проведению коррекционных мероприятий у учащихся с ОВЗ.
С учетом рекомендаций плана индивидуального сопровождения проводится коррекция карты образовательных возможностей и состав назначаемых, в соответствии с кодификатором, образовательных ресурсов.
3. Формирование индивидуального учебного плана
Целью индивидуального учебного плана (по тексту ИУП), как компонента ИОТ является: создание условий для достижения учащимися задаваемых уровней образованности, соответствующих ФГОС. ИУП направлен на реализацию основных образовательных программ; достижение учащимися планируемых результатов, определяемых возможностями обучающегося с ОВЗ. ИУПсоответствует особенностям развития и состоянию здоровья учащегося. ИУП
формируется на основе карты образовательных возможностей и предполагает получение качественного образования через индивидуализацию учебного процесса в соответствии с Планом
индивидуального сопровождения.
Раздел 3: Индивидуальный учебный план
ФИО педагогического работника Предмет Кол-го часов в недежо Кол-во часов в ГОД (из НИХ ДО) Идентификаторы образовательных ресурсов
Русский язык 2,5 35(30%) 01 Об.'.'.ВСЛХ •
Литература 1.5 51(30%) 02.0б.*.*л.слгс*
Иностранный язык (англ.) 1 34(30" о) 04 Об.'ЛВ СЛХ.'
Математика 3 102(30" о) 05 Об.'.'.В.СЛХ.'
История 1 34(30" о) 12,0б**.В.СЛХ1*
Общество знанне 0.5 17(30"®) 13 .Об.'.'.В.СЛХ.*
Биология 0.5 17(30"®) 09 Об.'.'.В.СЛХ.*
География 0.75 25,5(30"®) 14 Об.'.'.В.СЛХ.*
ИЗО. Музыка 0.5 17(30%) 15 Об.'.'.В.СЛХ.'
Технология 0.2 6,5(30%) 15 Об.'.'.В.СЛХ.'
ОБЖ 0.25 5=5(30%) 16 Об.'.'.В.СЛХ.*
Физю.гль"пра 0,3 10,2(30"®) 17 Об.'.'.В.СЛХ.*
Итого: 12 405(30%)
Рис.1. Индивидуальный учебный план. Пример.
Индивидуальный учебный план определяет:
• состав педагогов, в соответствии с уровнем их профессиональной компетентности,
• количество часов учебной нагрузки, в том числе дистанционно,
• назначение электронных образовательных ресурсов в соответствии с кодификатором.
Назначение электронных образовательных ресурсов происходит согласно составленной карте
образовательных возможностей. Учащемуся рекомендуются категории ЭОР по каждому предмету в соответствии с идентификатором образовательных ресурсов. Сегрегация образовательных ресурсов и кодификатор образовательных ресурсов подробно в этой статье не рассматривается.
4. Учебный график.
Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.
В соответствии с графиком назначается:
• время учебных занятий,
• объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),
• формы и состав внеурочной деятельности,
• объем дистанционных занятий,
• время проведения лечебных и коррекционных мероприятий.
График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.
Учебный график формируется с учётом плана индивидуального сопровождения на основании карты образовательных возможностей. В соответствии с учебным графиком возможна корректировка ресурсной базы учащегося.
5. Рефлексия
Данный компонент ИОТ, пожалуй, является самым важным. Он обеспечивает обратную связь в реализуемой системе, позволяет оценить эффективность сформированной индивидуальной образовательной траектории учащегося.
На рефлексивном этапе осуществляется:
• оценка достижений учащихся,
• проводится итоговый мониторинг УУД,
• итоговые диагностические контрольные работы.
Мониторинг УУД анализируется педагогом-куратором, предметные ДКР - учителями-предметниками.
Порядок формирования ИОТ
Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Заключение
ИОТ адекватна личностно-ориентированному образовательному процессу, специально разрабатывается для конкретного учащегося.
Предлагаемый инструмент формирования индивидуальных образовательных траекторий позволяет:
- индивидуализировать обучение ребёнка в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями, используя технологии дистанционного обучения.
- автоматизировать работу по управлению контингентом и организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса.
- проводить учет видов образовательной деятельности, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания, организационно-педагогических условий.
- отразить процесс динамики в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Нашему коллективу представляется, что индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим агрегировать всю совокупность требований к организации учебного процесса в единый механизм регламентации и максимально эффективно сопоставить возможности образовательной среды образовательным возможностям и потребностям обучающихся. Тем самым создав условия для наиболее полноценного раскрытия всех способностей каждого.
Список литературы:
1. Плетнева С.И. Капитонова Е.Б. Ярмолинская М.В Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся технической направленности в ОДОД Информационные технологии для новой школы Материалы VII Всероссийской конференции Том I стр. 69 том 1 Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, 2016
2. Баринова Т.П., Казакова В.Н., Карюкина С.В. Модель организации дистанционного обучения, как основа для создания индивидуальной образовательной траектории. Дистанционное обучение реалии и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, 2016
УДК 512
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: УМНОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОГОЧЛЕН
Карасева Ирина Николаевна, 2017 учитель математики и информатики ГБОУ школы №598, Санкт-Петербург
Аннотация: приведена методическая разработка урока по теме: «Умножение многочлена на многочлен». Это четвертый урок по данной теме, он является уроком обобщения и систематизации знаний. После данного урока, планируется провести самостоятельную работу по данной теме. На уроке используется технология компьютерного тестирования с помощью программы «МуТеБЪжа этапе проверки домашнего задания. Урок содержит динамическую паузу «Физкульминутка», учитывая возрастные особенности обучающихся. В ходе повторения изученного материала имеется «выход» на новый - «Формулы сокращенного умножения».