зовского проекта). Научно-методические материалы / Фонд «Новая Евразия». - М., 2009. - 403 с.
3. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. - 1992. - № 6. - С. 21-32.
4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
5. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. - Издательство «Академия Естествознания», 2010.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
© Сафронова И.В.*
ОО Центр поддержки женщин, Республика Казахстан, г. Петропавловск
В статье рассматривается индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации индивидуализации образовательного процесса, дается обзор подходов к пониманию индивидуального образовательного маршрута студента.
Сегодня, в процессе модернизации образования в контексте общеевропейской глобализации и вхождения России в международное образовательное пространство, вопросы индивидуализации образовательного процесса встают особо остро. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Многоуровневая система высшего профессионального образования, мобильность образовательных программ и стандартов направлена на предоставление обучающимся образовательных услуг, что может позволить им в процессе обучения самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут, планировать соответствующий уровень профессиональной подготовки.
Для рассмотрения сущности индивидуального образовательного маршрута необходимо обратиться к материалу педагогических исследований, раскрывающих различные подходы к понятию ИОМ студента.
* Логопед, магистрант II курса кафедры Педагогики ОмГПУ (г. Омск).
Анализ литературы позволил выявить широкий диапазон подходов к определению понятия «индивидуального образовательного маршрута»:
- ИОМ - образовательная программа (модель путей) достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося;
- ИОМ - вариант целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки реализации образовательной программы при осуществлении преподавателем поддержки профессионального самоопределения (проективный подход);
- ИОМ - проекция обобщенного образовательного маршрута (совокупность общих этапов, периодов, линий, характеризующих продвижение обучающихся при получении образования и отражающих взаимодействие с образовательной средой);
- ИОМ - вариант пути восхождения к образованию (ценностно-ориентационный подход).
Лабунская Н.А. предлагает выделять следующие типы индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе предметно-ориентированных и профильно-ориентированных образовательных программ:
- Я-центрированный маршрут (ориентированностью на познание себя, своих особенностей, способностей, возможностей, их реализацию, утверждение себя в жизни);
- маршрут, ориентированный на получение знаний(выделение конкретных предметных областей как областей более активного внимания);
- маршрут, связанный с формированием студентом себя как человека образованного (конкретизированная линия знаний - стать образованным человеком);
- маршрут, связанный с формированием студентом себя как будущего специалиста (совершенствование знаний, умений в будущей профессиональной деятельности);
- маршрут, связанный с формированием себя как учителя (стремление овладеть предметной областью преподавания и передать знания учащимся);
- маршрут, ориентированный на научную деятельность (нацелен на получение определенных результатов в интересующей научной области).
Проектирование индивидуального образовательного маршрута связано: с особенностями взаимодействия студента с образовательной средой, с последовательностью и глубиной ее освоения и использования; с выходом (или невыходом) за ее пределы; с характером продвижения по маршруту (равномерность - неравномерность); просматриваемой определенностью и
перспективностью в развитии маршрута; со степенью осознанности, самостоятельности, активности при прохождении маршрута; с превалированием планирования или хаотичности в формировании маршрута; с определенностью и характером достижений.
При проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов необходимо использовать данные комплексной психо-лого-педагогической диагностики, которая позволяет отслеживать происходящие изменения в показателях индивидуальных сфер личности учащихся (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, сферы саморегуляции и предметно-практической).
Организация процесса обучения учащихся в вузе по индивидуальным образовательным маршрутам основывается на технологическом подходе и представляет собой взаимодействие преподавателя и студентов, при котором происходит поэтапное проектирование и реализация (целевой, мотивационный, проектировочный, технологический, результативный этапы) индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождающееся постоянной диагностической работой, осуществлением рефлексии и коррекции индивидуальных образовательных маршрутов и соблюдением необходимых педагогических условий.
Процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов способствует их профессионально-личностному развитию, если созданы следующие педагогические условия: наличие субъект-субъектных отношений между студентом и преподавателем в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута; осознание будущим учителем необходимости профессионально-личностного саморазвития; использование рефлексивных и творческих форм работы; освоение и реализация личностно-ориентированной образовательной технологии; освоение этапов и содержания проектирования индивидуальных образовательных маршрутов; отслеживание динамики формирования личностных качеств студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики.
Совместная работа преподавателя и студентов по проектированию и реализации их индивидуальных образовательных маршрутов способствует в наибольшей степени повышению уровня обучаемости, развитию общеучебных умений, эмпатии, коммуникабельности, снижению тревожности, повышению уровня самообладания и внутренней мотивации учебной деятельности при изучении конкретных дисциплин.
Развитие студента возможно по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно, что определяет основную задачу преподавателя - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого студента в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями вуза удовлетворить образовательные потребности студентов.
Логическая структура проектирования ИОМ включает в себя следующие этапы:
- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели профессиональной подготовки);
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями, например, требованиями будущей профессии);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
- конкретизация цели (выбор курсов).
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самореализации и профессионального становления;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ студентов;
- активное включение обучающихся в деятельность по созданию ИОМ;
- организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению студентов методам выбора и способам разработки маршрута, в ходе которых необходимо довести до них следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- рабочий учебный план специальности (направления): набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (перечень курсов по выбору) и вузовского компонентов;
- особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметными и психо-лого-педагогическими курсами;
- варианты расчета учебной нагрузки;
- возможности и правила внесения изменений в ИОМ.
Выбор студентами курсов может осуществляться в трех плоскостях:
- осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и послевузовского (магистратура, аспирантура);
- совершенствование в избранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете);
- повышение профессиональной компетентности будущих специалистов.
Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией должна обладать следующими характеристиками:
- обеспечение реализации права обучающихся на выбор темпа достижения личностно значимого результата, направления деятельности (базовый компонент содержания выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации студента через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);
- возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
- наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности студента;
- продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей личности.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа студента представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности, видов деятельности обучающегося и является описанием алгоритма решения педагогических задач. Структура ИОМ может быть представлена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний студентов, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебные программы, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений обучающихся. На наш взгляд разработка и реализация ИОМ являются одним из эффективных условий осуществления индивидуализации образовательного процесса студентов.
Список литературы:
1. Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие. - Омск, 1997.
2. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - СПб., 2002. - № 2 (3). - С. 79-90.
3. Лежнина Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 2 (64). - С. 21-26.
4. Манузина Т.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник ТГПУ - 2011. - Выпуск 1 (103). - С. 109-112.
5. Туркина А.В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута // Человек и образование. - 2006. -№ 6. - С. 68-71.