Научная статья на тему 'Индивидуализация образовательного процесса на основе построения индивидуального образовательного маршрута'

Индивидуализация образовательного процесса на основе построения индивидуального образовательного маршрута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова И. В.

В статье рассматривается индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации индивидуализации образовательного процесса, дается обзор подходов к пониманию индивидуального образовательного маршрута студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация образовательного процесса на основе построения индивидуального образовательного маршрута»

зовского проекта). Научно-методические материалы / Фонд «Новая Евразия». - М., 2009. - 403 с.

3. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. - 1992. - № 6. - С. 21-32.

4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

5. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту: монография. - Издательство «Академия Естествознания», 2010.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

© Сафронова И.В.*

ОО Центр поддержки женщин, Республика Казахстан, г. Петропавловск

В статье рассматривается индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации индивидуализации образовательного процесса, дается обзор подходов к пониманию индивидуального образовательного маршрута студента.

Сегодня, в процессе модернизации образования в контексте общеевропейской глобализации и вхождения России в международное образовательное пространство, вопросы индивидуализации образовательного процесса встают особо остро. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Многоуровневая система высшего профессионального образования, мобильность образовательных программ и стандартов направлена на предоставление обучающимся образовательных услуг, что может позволить им в процессе обучения самостоятельно проектировать индивидуальный образовательный маршрут, планировать соответствующий уровень профессиональной подготовки.

Для рассмотрения сущности индивидуального образовательного маршрута необходимо обратиться к материалу педагогических исследований, раскрывающих различные подходы к понятию ИОМ студента.

* Логопед, магистрант II курса кафедры Педагогики ОмГПУ (г. Омск).

Анализ литературы позволил выявить широкий диапазон подходов к определению понятия «индивидуального образовательного маршрута»:

- ИОМ - образовательная программа (модель путей) достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося;

- ИОМ - вариант целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки реализации образовательной программы при осуществлении преподавателем поддержки профессионального самоопределения (проективный подход);

- ИОМ - проекция обобщенного образовательного маршрута (совокупность общих этапов, периодов, линий, характеризующих продвижение обучающихся при получении образования и отражающих взаимодействие с образовательной средой);

- ИОМ - вариант пути восхождения к образованию (ценностно-ориентационный подход).

Лабунская Н.А. предлагает выделять следующие типы индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе предметно-ориентированных и профильно-ориентированных образовательных программ:

- Я-центрированный маршрут (ориентированностью на познание себя, своих особенностей, способностей, возможностей, их реализацию, утверждение себя в жизни);

- маршрут, ориентированный на получение знаний(выделение конкретных предметных областей как областей более активного внимания);

- маршрут, связанный с формированием студентом себя как человека образованного (конкретизированная линия знаний - стать образованным человеком);

- маршрут, связанный с формированием студентом себя как будущего специалиста (совершенствование знаний, умений в будущей профессиональной деятельности);

- маршрут, связанный с формированием себя как учителя (стремление овладеть предметной областью преподавания и передать знания учащимся);

- маршрут, ориентированный на научную деятельность (нацелен на получение определенных результатов в интересующей научной области).

Проектирование индивидуального образовательного маршрута связано: с особенностями взаимодействия студента с образовательной средой, с последовательностью и глубиной ее освоения и использования; с выходом (или невыходом) за ее пределы; с характером продвижения по маршруту (равномерность - неравномерность); просматриваемой определенностью и

перспективностью в развитии маршрута; со степенью осознанности, самостоятельности, активности при прохождении маршрута; с превалированием планирования или хаотичности в формировании маршрута; с определенностью и характером достижений.

При проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов необходимо использовать данные комплексной психо-лого-педагогической диагностики, которая позволяет отслеживать происходящие изменения в показателях индивидуальных сфер личности учащихся (мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, сферы саморегуляции и предметно-практической).

Организация процесса обучения учащихся в вузе по индивидуальным образовательным маршрутам основывается на технологическом подходе и представляет собой взаимодействие преподавателя и студентов, при котором происходит поэтапное проектирование и реализация (целевой, мотивационный, проектировочный, технологический, результативный этапы) индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождающееся постоянной диагностической работой, осуществлением рефлексии и коррекции индивидуальных образовательных маршрутов и соблюдением необходимых педагогических условий.

Процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов способствует их профессионально-личностному развитию, если созданы следующие педагогические условия: наличие субъект-субъектных отношений между студентом и преподавателем в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута; осознание будущим учителем необходимости профессионально-личностного саморазвития; использование рефлексивных и творческих форм работы; освоение и реализация личностно-ориентированной образовательной технологии; освоение этапов и содержания проектирования индивидуальных образовательных маршрутов; отслеживание динамики формирования личностных качеств студентов на основе комплексной психолого-педагогической диагностики.

Совместная работа преподавателя и студентов по проектированию и реализации их индивидуальных образовательных маршрутов способствует в наибольшей степени повышению уровня обучаемости, развитию общеучебных умений, эмпатии, коммуникабельности, снижению тревожности, повышению уровня самообладания и внутренней мотивации учебной деятельности при изучении конкретных дисциплин.

Развитие студента возможно по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно, что определяет основную задачу преподавателя - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого студента в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями вуза удовлетворить образовательные потребности студентов.

Логическая структура проектирования ИОМ включает в себя следующие этапы:

- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели профессиональной подготовки);

- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями, например, требованиями будущей профессии);

- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;

- конкретизация цели (выбор курсов).

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самореализации и профессионального становления;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ студентов;

- активное включение обучающихся в деятельность по созданию ИОМ;

- организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению студентов методам выбора и способам разработки маршрута, в ходе которых необходимо довести до них следующую информацию:

- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

- рабочий учебный план специальности (направления): набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (перечень курсов по выбору) и вузовского компонентов;

- особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметными и психо-лого-педагогическими курсами;

- варианты расчета учебной нагрузки;

- возможности и правила внесения изменений в ИОМ.

Выбор студентами курсов может осуществляться в трех плоскостях:

- осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и послевузовского (магистратура, аспирантура);

- совершенствование в избранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете);

- повышение профессиональной компетентности будущих специалистов.

Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией должна обладать следующими характеристиками:

- обеспечение реализации права обучающихся на выбор темпа достижения личностно значимого результата, направления деятельности (базовый компонент содержания выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации студента через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);

- возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

- наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности студента;

- продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей личности.

Таким образом, индивидуальная образовательная программа студента представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности, видов деятельности обучающегося и является описанием алгоритма решения педагогических задач. Структура ИОМ может быть представлена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний студентов, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебные программы, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений обучающихся. На наш взгляд разработка и реализация ИОМ являются одним из эффективных условий осуществления индивидуализации образовательного процесса студентов.

Список литературы:

1. Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие. - Омск, 1997.

2. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - СПб., 2002. - № 2 (3). - С. 79-90.

3. Лежнина Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 2 (64). - С. 21-26.

4. Манузина Т.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник ТГПУ - 2011. - Выпуск 1 (103). - С. 109-112.

5. Туркина А.В. Исследование готовности студентов к выбору индивидуального образовательного маршрута // Человек и образование. - 2006. -№ 6. - С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.