Научная статья на тему 'Индивидуализация наказания как криминологическая проблема'

Индивидуализация наказания как криминологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
индивидуализация наказания / уголовное право / криминология / судебная практика / принципы уголовного права / individualization of punishment / criminal law / criminology / judicial practice / principles of criminal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салех Айсаевич Ходжалиев

Статья посвящена анализу индивидуализации наказания как важной криминологической проблемы. Рассматриваются проблемы, возникающие при реализации принципа индивидуализации наказания на практике, связанные с недостаточной разработанностью критериев ее осуществления, недостатками правового регулирования условий отбывания наказаний, а также недостатками взаимодействия между правоохранительными органами. Предлагаются пути совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также повышения уровня взаимодействия между органами, осуществляющими предварительное расследование, и судом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of punishment as a criminological problem

The article is devoted to the analysis of individualization of punishment as an important criminological problem. The problems arising in the implementation of the principle of individualization of punishment in practice are considered, related to the insufficient elaboration of criteria for its implementation, the shortcomings of legal regulation of the conditions of serving sentences, as well as the shortcomings of interaction between law enforcement agencies. The ways of improving the criminal and penal enforcement legislation, as well as increasing the level of interaction between the bodies conducting the preliminary investigation and the court are proposed.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация наказания как криминологическая проблема»

Закон и право. 2024. № 10. С. 262-265. Law and legislation. 2024;(10):262-265.

Научная статья УДК 343.24/.29

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-262-265 NIION: 1997-0063-10/24-537

EDN: https://elibrary.ru/WLZEDX MOSURED: 77/27-001-2024-10-737

Индивидуализация наказания как криминологическая проблема

Салех Айсаевич Ходжалиев

Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия, hodzhaliev_saleh@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу индивидуализации наказания как важной криминологической проблемы. Рассматриваются проблемы, возникающие при реализации принципа индивидуализации наказания на практике, связанные с недостаточной разработанностью критериев ее осуществления, недостатками правового регулирования условий отбывания наказаний, а также недостатками взаимодействия между правоохранительными органами. Предлагаются пути совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также повышения уровня взаимодействия между органами, осуществляющими предварительное расследование, и судом.

Ключевые слова: индивидуализация наказания, уголовное право, криминология, судебная практика, принципы уголовного права.

Для цитирования: Ходжалиев С.А. Индивидуализация наказания как криминологическая проблема // Закон и право. 2024. № 10. С. 262—265. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-262-265 ЕБЫ: Ы^:// elibrary.ru/WLZEDX

Original article

Individualization of punishment as a criminological problem

Salekh A. Khojaliev

Kadyrov Chechen State University, Grozny,

Russia, hodzhaliev_saleh@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of individualization of punishment as an important criminological problem. The problems arising in the implementation of the principle of individualization of punishment in practice are considered, related to the insufficient elaboration of criteria for its implementation, the shortcomings of legal regulation of the conditions of serving sentences, as well as the shortcomings of interaction between law enforcement agencies. The ways of improving the criminal and penal enforcement legislation, as well as increasing the level of interaction between the bodies conducting the preliminary investigation and the court are proposed.

Keywords: individualization of punishment, criminal law, criminology, judicial practice, principles of criminal law.

For citation: Khojaliev S.A. Individualization of punishment as a criminological problem // Law and legislation. 2024;(10):262—265. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-262-265 EDN: https:// elibrary.ru/WLZEDX

Индивидуализация наказания является одним из важнейших принципов уголовного права, оказывающих существенное влияние на эффективность уголовно-правового воздействия. Данный принцип предполагает на© Ходжалиев С.А. М., 2024.

значение судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также обстоятельствам, смягчающим или отягчающим ответственность. Таким образом, индивидуализация наказания направлена на достижение целей уголовного наказания — исправ-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

ление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Значение индивидуализации наказания для предупреждения преступлений трудно переоценить.

Во-первых, она позволяет назначить справедливое наказание, соразмерное содеянному, что способствует укреплению законности и правопорядка.

Во-вторых, индивидуализация наказания создает предпосылки для эффективной ресоци-ализации осужденного, поскольку выбор вида и размера наказания осуществляется с учетом его личности и условий жизни.

В-третьих, дифференцированный подход к назначению наказания позволяет избежать чрезмерной репрессивности уголовно-правового воздействия, что также имеет важное криминологическое значение.

Вместе с тем, несмотря на законодательное закрепление принципа индивидуализации наказания, на практике возникает ряд проблем, связанных с его реализацией. Это обусловливает актуальность темы исследования.

Проблемы индивидуализации наказания на практике

Одной из основных проблем индивидуализации наказания является недостаточная разработанность критериев ее осуществления.

Так, в ч. 3 ст. 60 УК РФ указаны лишь общие положения, подлежащие учету при назначении наказания: характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи [1]. При этом законодатель не раскрывает содержание данных критериев, оставляя их конкретизацию на усмотрение суда.

Отсутствие четких законодательных ориентиров в данном вопросе приводит к тому, что судьи нередко формально подходят к индивидуализации наказания, ограничиваясь лишь перечислением обстоятельств, учтенных при его назначении, без должной аргументации. Это, в свою очередь, снижает эффективность уголовно-правового воздействия, поскольку назначенное наказание не в полной мере соответствует личности виновного и характеру совершенного им преступления [3].

Еще одной проблемой является недостаточная дифференциация видов наказаний в санк-

циях статей Особенной части УК РФ. Так, в ряде случаев суд ограничен в выборе вида наказания, что затрудняет его индивидуализацию. Например, за совершение преступлений небольшой и средней тяжести законодатель предусматривает в качестве основного наказания только лишение свободы на определенный срок. В то же время для данной категории преступлений более эффективными могли бы быть наказания, не связанные с изоляцией от общества, такие, как штраф, обязательные работы, ограничение свободы и др.

Проблемы индивидуализации наказания связаны также с недостатками правового регулирования условий отбывания наказаний. В частности, в уголовно-исполнительном законодательстве недостаточно дифференцированы условия содержания различных категорий осужденных к лишению свободы. Это затрудняет реализацию принципа индивидуализации исполнения наказаний, поскольку не позволяет в полной мере учитывать личностные характеристики осужденных и применять к ним дифференцированные меры исправительного воздействия [4].

Кроме того, в правоприменительной практике нередко возникают трудности при оценке обстоятельств, характеризующих личность виновного. Так, суды зачастую формально подходят к учету данных о личности, ограничиваясь лишь перечислением сведений, содержащихся в представленных материалах. При этом не всегда дается должная оценка их влияния на степень общественной опасности преступления и личности виновного, что снижает эффективность индивидуализации наказания.

Проблемы индивидуализации наказания на практике обусловлены также недостаточным уровнем взаимодействия между органами, осуществляющими предварительное расследование, и судом при подготовке материалов, необходимых для всестороннего учета личности виновного. Зачастую в уголовных делах отсутствуют полные данные о личности обвиняемого, его социальных связях, условиях жизни и воспитания, что затрудняет индивидуализацию наказания.

Перспективы развития индивидуализации наказания

Для решения обозначенных проблем представляется необходимым совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части регламентации принципа индивидуализации наказания.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

В первую очередь, следует законодательно закрепить более четкие критерии индивидуализации наказания, раскрыв их содержание [2]. Это позволит судам более обоснованно подходить к выбору вида и размера наказания с учетом всех значимых обстоятельств.

Например, можно определить конкретные факторы, которые должны быть учтены при назначении наказания:

■ характер и степень общественной опасности преступления;

■ личность виновного (возраст, пол, семейное положение, состояние здоровья, наличие судимости и т.д.);

■ смягчающие и отягчающие обстоятельства;

■ влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Также необходимо уточнить понятия, используемые при определении критериев индивидуализации наказания. В частности, нужно дать определение таким понятиям, как «справедливость», «гуманизм» и «индивидуализация».

Это позволит избежать субъективного подхода при выборе наказания и обеспечит его соответствие принципам уголовного права. Кроме того, это повысит эффективность наказания как средства предупреждения преступлений.

Кроме того, необходимо расширить перечень видов наказаний, предусмотренных в санкциях статей Особенной части УК РФ, и прежде всего за преступления небольшой и средней тяжести. Это создаст дополнительные возможности для индивидуализации наказания с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, а также личности виновного.

Расширение перечня наказаний позволит более эффективно достигать целей уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Кроме того, это повысит доверие общества к судебной системе и укрепит принцип справедливости при назначении наказания.

Важным направлением совершенствования является также дальнейшая дифференциация условий отбывания наказаний, закрепленная в уголовно-исполнительном законодательстве [5]. Это позволит более эффективно реализовывать принцип индивидуализации исполнения наказаний, применяя к осужденным дифференцированные меры исправительного воздействия.

Помимо этого, необходимо повысить уровень взаимодействия между органами, осуществляющими предварительное расследование, и судом при подготовке материалов, характеризующих личность виновного. Это будет способствовать более полному учету данных о личности при индивидуализации наказания.

Например, можно создать единую базу данных, содержащую информацию о личности всех граждан, которые когда-либо привлекались к уголовной ответственности. Такая база данных будет доступна для органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. Она позволит им оперативно получать необходимую информацию о личности обвиняемого и учитывать ее при выборе меры пресечения и вида наказания.

Повышение уровня взаимодействия между органами предварительного расследования и судом также может быть достигнуто путем проведения совместных совещаний, семинаров и тренингов. На этих мероприятиях представители органов предварительного следствия и суда смогут обмениваться опытом и вырабатывать общие подходы к сбору и анализу информации о личности обвиняемых.

Таким образом, индивидуализация наказания является важной криминологической проблемой, поскольку от ее эффективной реализации во многом зависит достижение целей уголовного наказания, в том числе предупреждение совершения новых преступлений.

Вместе с тем на практике возникает ряд проблем, связанных с недостаточной разработанностью критериев индивидуализации наказания, недостатками правового регулирования условий отбывания наказаний, а также недостатками взаимодействия между органами, осуществляющими предварительное расследование, и судом.

Для решения данных проблем необходимо совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также повышение уровня взаимодействия между правоохранительными органами.

Список источников

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.08.2019) // http://www.con-sultant.ru/

2. Айнутдинова К.А. Общие критерии индивидуализации наказания при его назначении // Пробелы в рос. законодательстве. 2010. № 1. С. 274—275.

3. Зверева О.Н. Реализация принципа индивидуализации наказания при исполнении лише-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

ния свободы: Автореф. дис. ... канд. юрнд. наук. Рязань, 2005. 25 с.

4. Кругликов Л.Л. Дифференциация и индивидуализация ответственности в уголовном праве: Учеб.-метод. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 97 с.

5. Середа С.П. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания в виде лишения свободы при изменении вида исправительного учреждения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. Т. 13., № 1 (45). С. 78-84.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (ed. from 02.08.2019) // http://www.consultant.ru/

2. Ainutdinova K.A. General criteria for individualization of punishment in its appointment // Gaps in Russian legislation. 2010. № 1. Pp. 274—275.

3. Zvereva O.N. Implementation of the principle of individualization of punishment in the execution of imprisonment: Abstract dis. ... cand. jurid. sciences'. Ryazan, 2005. 25 p.

4. Kruglikov L.L. Differentiation and individualization of responsibility in criminal law: Textbook of the method. stipend. Yaroslavl: YarGU, 2016. 97 p.

5. Sereda S.P. Differentiation and individualization of the execution of punishment in the form of deprivation of liberty when changing the type of correctional institution // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2019. Vol. 13. № 1 (45). Pp. 78—84.

Информация об авторе

Ходжалиев С.А. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, процесса и национальной безопасности

Статья поступила в редакцию 06.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Khojaliev S.A. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminal law, process and national security

The article was submitted 06.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ^V ШКОЛЫ

2

Педагогика высшей школы: учебник для студентов педагогических вузов / под науч. ред. А.В. Мудрика; под общ. ред. М.Т. Громко-вой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 479 с.

ISBN 978-5-238-03929-9

Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.

Учебник состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики», «Педагогика высшего образования», «Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе» и «Инновационная парадигма профессиональной деятельности».

Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.