Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДХШ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДХШ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писаренко Сергей Александрович, Смирнова Анастасия Сергеевна

Рассматриваются возможности индивидуализации обучения для построения эффективной модели творческого развития обучающихся детской художественной школы. Изучаются условия эффективности творческого развития обучающихся класса в системе дополнительного образования. Рассматриваются особенности учебно-творческого сотрудничества преподавателя с разновозрастным классом и детьми различного уровня творческих способностей. Излагается особенность применения принципа личностно-ориентированного обучения в условиях индивидуализации. Предлагается модель индивидуализированного обучения для творческого развития класса в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писаренко Сергей Александрович, Смирнова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVE CREATIVE DEVELOPMENT OF THE JUNIOR GRADES IN CHILDREN’S ART SCHOOL

The article discusses the possibilities of individualization of education to build an effective model for the creative development of students in a children's art school. The conditions for the effectiveness of the creative development of class students in the system of additional education are studied. The features of the educational and creative cooperation of a teacher with a class of different ages and children of different levels of creative abilities are considered. The peculiarity of the application of the principle of student-centered learning in the conditions of individualization is described. A model of individualized learning for the creative development of a class in the system of additional education is proposed.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДХШ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-93-4-160-165

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДХШ

© Сергей Александрович Писаренко1, Анастасия Сергеевна Смирнова2

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия 'pisarenko-21@yandex.ru 2veshki.2015@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются возможности индивидуализации обучения для построения эффективной модели творческого развития обучающихся детской художественной школы. Изучаются условия эффективности творческого развития обучающихся класса в системе дополнительного образования. Рассматриваются особенности учебно-творческого сотрудничества преподавателя с разновозрастным классом и детьми различного уровня творческих способностей. Излагается особенность применения принципа личностно-ориентированного обучения в условиях индивидуализации. Предлагается модель индивидуализированного обучения для творче -ского развития класса в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, творческое развитие, дополнительное образование, художественная школа, индивидуальность.

Для цитирования: Писаренко С.А., Смирнова А.С. Индивидуализация как условие эффективного творческого развития учащихся младших классов ДХШ // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93. № 4. С. 160165. doi: 10.18522/2070-1403-2022-93-4-160-165

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Individualization as a condition for the effective creative development of the junior grades in children's art school

© Sergey A. Pisarenko1, Anastasia S. Smirnova2

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation 'pisarenko-21@yandex.ru 2veshki.2015@yandex.ru

Abstract. The article discusses the possibilities of individualization of education to build an effective model for the creative development of students in a children's art school. The conditions for the effectiveness of the creative development of class students in the system of additional education are studied. The features of the educational and creative cooperation of a teacher with a class of different ages and children of different levels of creative abilities are considered. The peculiarity of the application of the principle of student-centered learning in the conditions of individualization is described. A model of individualized learning for the creative development of a class in the system of additional education is proposed.

Key words: individualization, differentiation, creative development, additional education, artistic school, individuality. For citation: Sergey A. Pisarenko, Anastasia S. Smirnova Individualization as a condition for the effective creative development of the junior grades in children's art school. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 93. No 4. P. 160-165. doi: 10.18522/2070-1403-2022-93-4-160-165

Введение

Творческое развитие подрастающего поколения является одной из главных задач работы системы образования, что в полной мере относится к сфере деятельности дополнительных образовательных учреждений художественной направленности. Такого рода учреждения призваны не только готовить абитуриентов в высшие учебные заведения, но и развивать творческие способности воспитанников, которые могут иметь значение для их личностного роста и самореализации.

К числу важных факторов становления творческой личности при обучении на специальных дисциплинах в детских художественных школах стоит отнести всесторонний учет индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость нахождения вариантов индивидуализированного обучения в условиях дополнительного художественного образования обусловлена рядом причин, к числу которых следует отнести неоднородность учебных групп по возрастному признаку, уровню творческих способностей и индивидуальным личностным особенностям.

Общепедагогические задачи индивидуализации обучения рассмотрены во многих публикациях [5; 7; 8; 9; 10]. В связи со значимостью этих задач некоторые авторы считают необходимым включить понятие индивидуализации либо связанные с ним категории в формулировку дидактических принципов. Например, П.И. Пидкасистый излагает «принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы» [5, с. 201].

Обсуждение

В сфере художественной педагогики также уделяется некоторое внимание вопросам индивидуализации обучения [1; 2; 3; 6], однако в имеющихся теоретических работах не в полной мере отражена специфика подготовки художественно одаренных подростков. Это обстоятельство обуславливает необходимость более пристального теоретического рассмотрения вопросов, связанных с индивидуализацией и дифференциацией обучения детей в условиях дополнительного художественного образования.

Набор в первые классы детских художественных школ осуществляется преимущественно от 10 до 13 лет; подобная разница в возрасте связана с рядом педагогических сложностей. Более того, многим детям уже на первом году обучения в художественной школе исполняется 14 лет, в то время как рядом за мольбертом могут сидеть их одноклассники возрастом 10, 11, 12 и 13 лет. Очевидна картина трудностей преподавателя в организации процесса обучения для разновозрастных учащихся, и основным выходом в данной ситуации представляется индивидуализация и дифференциация в формах учебного материала и взаимодействии с воспитанниками.

Следующая трудность связана с различиями уровня опыта детей в изобразительной деятельности, который связан не только с возрастом. Например, можно наблюдать высокий уровень художественных навыков 11-летнего ребенка и полную скованность в проявлении творческого потенциала у 13-летнего обучающегося. С подобными ситуациями педагоги дополнительного художественного образования сталкиваются повсеместно.

Отсюда становится ясно, что образовательная программа, рассчитанная на весь класс, не может быть преподнесена для всех через призму объективности и, таким образом, следует направить образовательную траекторию на путь индивидуализированного обучения. Чтобы добиться успешных результатов творческой деятельности обучающихся, возникает необходимость верного распределения учебной нагрузки на детей, различающихся по возрасту, индивидуальным склонностям и опыту изобразительной деятельности.

Прежде чем переходить к дальнейшему изложению материала, стоит кратко раскрыть содержание понятий дифференциации и индивидуализации обучения. Под дифференциацией принято понимать разделение учебных групп на подгруппы в соответствии с выбранными признаками, которыми наиболее часто являются возраст и показатели успешности учебной деятельности. В свою очередь, индивидуализация подразумевает нахождение особых подходов для каждого участника образовательного процесса; в ряде случаев понятие индивидуализации носит более общий характер и подразумевает в качестве частного компонента в том числе и дифференциацию обучения.

Подростковый период характеризуется рядом особенностей в области интеллектуального, перцептивного и эмоционального развития. Познавательная сфера младшего школьника уже претерпела большие изменения, где память приобретает ясно выраженный характер. Обучающиеся уже имеют способность анализировать цвет предмета и даже его материальность. Интеллектуальное развитие достигает высокого уровня, происходит осознание и произвольность всех психических процессов. Возникает произвольное и намеренное запоминание. Л.Ф. Обухова пишет о взаимосвязи памяти и интеллекта, где упоминает высказывание

Л.С. Выготского: «Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта», с чем нетрудно согласиться в изучении вопроса индивидуализации творческого развития обучающихся младших классов [4, c. 334].

В подростковом переломном возрасте, в начале пути которого находятся обучающиеся первого и второго класса художественной школы, проявляется амбивалентность характера, при которой может наблюдаться мгновенная смена эмоциональных состояний, которые достаточно трудно контролируемые извне. Педагогу важно чувствовать такие моменты, достаточно быть сдержанным, внимательным, осторожным в замечаниях, направлять ситуацию в мирное русло, потому как чрезмерное внимание в таких условиях может лишь спровоцировать еще более мощный эмоциональный всплеск. Дети этого возраста активно высказывают свое «Я» в учебно-творческих задачах, проявляют индивидуальность в манере выполнения творческих заданий. Помимо существенных изменений в развитии мышления, которое приобретает высшие формы интеллектуальной деятельности, наблюдается развитие воображения. Обучающиеся переходят в этом возрасте на новый уровень образно-пространственного мышления. Характер деятельности более осознанный, ученики профессионально направлены и многие имеют представление о творческой ориентированности, что говорит об их высокой мотивации к обучению изобразительному искусству.

Такие важные принципы современного образования как гуманизация и индивидуализация могут быть реализованы при условии творческого развития личности каждого ребенка в классе. При этом важным условием успеха представляется организация учебного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, предполагающего индивидуальный план изучения психологических направленностей и художественных способностей обучающихся для дальнейшей проектировки модели взаимодействия педагога с классом. Уровень развития психологических и педагогических компетенций преподавателя в значительной мере проявляется в умении найти индивидуальный подход к каждому ребенку, способности услышать и понять потребность каждой юной личности.

Все дети очень разные, с различным темпом работы, собственным миром творческих фантазий, с индивидуальной проекцией психологического поведения, выявить которые педагогу необходимо для создания благоприятных условий реализации учебно-творческих целей и задач. Поддержка благоприятных и дружественных взаимоотношений разновозрастного класса относится к подобным условиям.

Возникает проблема психологического характера оценочной деятельности детей относительно работ друг друга и даже элементарного взаимоотношения одноклассников на перерывах. Возрастной барьер не позволяет понять 10-летнему ребёнку, о чем говорят его 13-летние одноклассники, порой это приводит к некоторым недоразумениям. Если допустить лишнее в высказываниях и поведении старшего подростка, младший школьник может подумать о возможности перенимания нежелательных качеств для подрастающей личности. Возможность подружить в классе детей разных возрастов позволит создать успешную среду для творческой деятельности и социализации обучающихся.

На характер учебной деятельности в значительной мере оказывают влияние врожденные типологические свойства нервной системы. Так, признаки наличия сильной нервной системы проявляются в способности хорошо переносить стрессовые ситуации и быструю смену условий деятельности. Однако таким ученикам в ряде случаев бывает трудно длительное время выполнять монотонную работу, требующую усидчивости и терпения. В свою очередь, учащиеся со слабой нервной системой зачастую бывают способны долго сосредотачиваться на однообразной спокойной работе, но испытывают дискомфорт в ситуациях, требующих психического напряжения и быстроты реакции [7, с. 40].

Различие в уровнях творческого развития также негативно может повлиять на слабых учеников младшего возраста, которые смотрят на успешные работы старших. Бессознательно они развивают чувство собственной творческой неполноценности. И напротив, некоторых это может мотивационно подстегнуть и направить к росту их творческих способностей.

Необходимым условием в знакомстве преподавателя с каждым обучающимся класса является контакт с его родителями для уточнения обстановки в семье и предотвращения недоразумений, трудности в коммуникации с ребенком. Все что происходит в жизни семьи, взаимоотношениях в общеобразовательной школе проецируется на психологическом развитии личности детей. Возможность предотвратить недопонимание поможет периодическая связь педагога с родителями, конечно, с опорой на индивидуализацию.

При выявлении единой модели организации занятия педагогом дополнительного художественного образования основной тенденцией можно считать следующее утверждение: при подаче нового материала ставится единая цель для всего класса, а задачи вырабатываются относительно групп класса, которые в свою очередь дифференцированы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Например, класс разделен на две группы возрастом от 10 до 12, и от 12 до 14 лет. Дети первой и второй группы выполняют 2 разных натюрморта со схожей целью, но различными характеристиками, позволяющими индивидуализировать задачи, которые им необходимо решить в учебном упражнении. При этом могут варьироваться степень сложности, количество заданий или индивидуаль -ные требования к их исполнению. Таким образом изучаемый материал будет усвоен двумя группами с большей вероятностью успешности.

На примере занятия по станковой композиции для групп звучит единая тема, например, «Масленица», а требования к каждому обучающемуся будет индивидуальны. На этом же занятии успешным будет реализован индивидуальный подход в творческом развитии, позволяющий ребенку самобытно подойти к решению сюжета композиции.

Неотъемлемым условием дифференциации является выявление групп по принципу возрастных особенностей и уровня творческих способностей обучающихся одновременно. Помочь в этом могут творческие вступительные испытания, проводимые школой при наборе в первый класс, благодаря которым перед преподавателем проясняется картина индивидуальных особенностей обучающихся.

Всходя из вышесказанного, можно сформулировать следующий план построения модели индивидуализации творческого развития учащихся:

1. Распределение учеников класса по группам исходя из возраста, уровня практических навыков и индивидуальными особенностями учебно-творческой деятельности.

2. Постановка учебно-творческих задач для каждой из групп при работе над предложенными заданиями (например, натюрморт с различным количеством предметов разной материальности, фактуры и цветовой гармонии).

3. Использование различных вариантов наглядного показа для всех групп с учетом индивидуальных качеств учащихся и целей задания.

4. Педагогическая поддержка каждого обучающегося при выполнении как аудиторных, так и внеаудиторных заданий с учетом психолого-педагогических особенностей на основе личностно-ориентированного подхода.

Говоря об использовании наглядности с целью индивидуализации обучения в художественной школе, стоит особо упомянуть о возможностях практической наглядной демонстрации педагогом вариантов изобразительных решений (для чего традиционно используется термин «педагогическое рисование»). В ходе индивидуальной работы с учениками педагог может выполнять различного рода пояснительные изображения - наброски, схемы, этюды небольшого формата и пр. Особенностями такого рода изображений являются их краткосрочный характер и лаконичность изобразительных средств, выделение элементов, являющихся наиболее значимыми в плане постижения основ графической или живописной культуры.

Различные варианты индивидуального подхода к обучению в условиях дополнительного художественного образования могут эффективно реализовываться при выполнении учащимися домашних заданий. Для домашней работы педагог может давать задания и контролировать их выполнение в соответствии с возможностями и склонностями учащихся. Немаловажно также, что домашние задания выполняются в индивидуальном темпе и в удобное для учащегося время.

Выводы

Таким образом, индивидуализация обучения позволяет эффективно организовать учебно-творческую деятельность обучающихся, делает процесс творческого развития адаптивным для детей всего класса. Благодаря выстроенной модели индивидуализации творческого развития обучающихся детской художественной школы преподаватель может быть уверен в развитии индивидуальности детей, в их способности успешно решать учебно-творческие задачи.

Список источников

1. Арефина В.А., Бычкова Н.В. Особенности реализации индивидуального подхода при изучении рисунка и живописи студентами колледжа // Сборник научных трудов: World science: problems and innovations. XXI Международная научно-практическая конференция / Отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: Изд-во МЦНС «Наука и просвещение». 2018. С. 89-91.

2. Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи // Дис. канд. пед. наук. М., 1998. 170 с.

3. Никифорова О.Н. Индивидуальный подход к обучающемуся в процессе обучения по дисциплине «живопись с основами цветоведения» // Сборник научных трудов: Инновации и традиции педагогической науки. Международная научно-практическая конференция. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. С. 384-386.

4. ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология. М.: Изд-во Юрайт; МГППУ, 2011. 460 с.

5. Педагогика: учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2009. 576 с.

6. Писаренко С.А. Возможности индивидуализации учебной деятельности при обучении рисунку и живописи // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 5. С. 69-73;

7. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 128 с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

9. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.

10. Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст // Вестник Нижегородского университета им. Н И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 18-23.

References

1. Arefina V.A., Bychkova N.V. Features of the implementation of an individual approach in the study of drawing and painting by college students // Collection of scientific papers: World science: problems and innovations. XXI International Scientific and Practical Conference / Ed. ed. G.Yu. Gulyaev. Penza. 2018, pp. 89-91.

2. Kosenko N.A. Individual approach to teaching the skill of watercolor painting // Thesis. M., 1998. 170 p.

3. Nikiforova O.N. Individual approach to the student in the learning process in the discipline "painting with the basics of color science" // Collection of scientific papers: Innovations and traditions of pedagogical science. International scientific and practical conference. Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2018, pp. 384-386.

4. Obukhova L.F. Age-related psychology. M., 2011. 460 p.

5. Pedagogy: textbook / Ed. P.I. piddly. Moscow: Pedagogical Society of Russia Publishing House, 2009. 576 p.

6. Pisarenko S.A. Possibilities of individualization of educational activity in teaching drawing and painting // Economic and humanitarian studies of regions. 2018. No. 5. P. 69-73;

7. Ratanova T.A. Psychophysiological bases of individuality. M.: Moscow Psychological and Social Institute, Voronezh, 1999. 128 p.

8. Selevko G.K. Modern educational technologies. M.: National education, 1998. 256 p.

9. Unt I. Individualization and differentiation of education. Moscow: Pedagogy, 1990. 192 p. 10. Chernyakova I.L. Individualization of learning as an innovative idea of modern pedagogy:

historical and cultural context // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2009. No. 4. S. 18-23.

Статья поступила в редакцию 27.07.2022; одобрена после рецензирования 05.08.2022; принята к публикации 10.08.2022.

The article was submitted 27.07.2022; approved after reviewing 05.08.2022; accepted for publication 10.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.