Научная статья на тему 'Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка с использованием компьютерных технологий'

Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ / LATEST TECHNOLOGY / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / DIFFERENTIATION OF INSTRUCTION / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUALIZATION OF INSTRUCTION / КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / A COLLECTION OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

В статье рассматриваются актуальные для преподавания русского языка в современной школе вопросы индивидуализации и дифференциации обучения с использованием компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE WITH USING COMPUTER TECHNOLOGY

The article considers relevant for the Russian language teaching in the modern school the issues of individualization and differentiation of learning using computer technologies.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка с использованием компьютерных технологий»

индивидуализация и дифференциация обучения на уроках русского языка с использованием компьютерных технологий

Бренчугина-Романова Анна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, кафедра теории и практики преподавания русского языка и русского как иностранного

Россия, г. Москва

Денисова Лариса Оганесовна,

доцент,

Московский педагогический государственный университет, кафедра теории и практики преподавания русского языка и русского как иностранного

Россия, г. Москва

INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE WITH USING COMPUTER TECHNOLOGY

Brenchugina-Romanova A. N.,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Moscow pedagogical state University, Department of theory and practice of teaching Russian language and Russian as a foreign

Moscow, Russia

Denisova L.O.,

associate Professor, Moscow pedagogical state University, Department of theory and practice of teaching Russian language and Russian as a foreign

Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные для преподавания русского языка в современной школе вопросы индивидуализации и дифференциации обучения с использованием компьютерных технологий.

ABSTRACT

The article considers relevant for the Russian language teaching in the modern school the issues of individualization and differentiation of learning using computer technologies.

Ключевые слова: новейшие технологии, дифференциация обучения, индивидуализация обучения, коллекция цифровых образовательных ресурсов по русскому языку.

Keywords: latest technology, differentiation of instruction, individualization of instruction, a collection of digital educational resources in Russian language.

В наше время новые технологии входят практически во все сферы человеческой деятельности, само общество вовлекается в процесс компьютеризации и информатизации.

В современной школе переход к новейшим технологиям (в том числе - к компьютерным) актуален в связи с потребностью сформировать активную личность и обеспечить информационную культуру учащихся. Компьютер не только служит средством повышения эффективности обучения, но и позволяет качественно изменить организацию обучения и стимулировать мотивацию к обучению, однако без творческого учителя никакая техника не может решить задачи, стоящие перед образованием. Инновационные технологии дают в руки учителя мощный и универсальный инструмент, расширяющий возможности и учителя, и ученика. Роль учителя меняется - он становится координатором информационного потока.

Новые образовательные стандарты подразумевают обновление содержания образования. В связи с этим особое внимание уделяется созданию образовательных ресурсов по

различным предметам, в которых традиционный знаниевый подход сочетается с компетентностным путём создания и внедрения в образовательный процесс новых технологий.

К числу активно внедряемых в современный образовательный процесс технологий относятся технологии лич-ностно ориентированного обучения. Перспективность данного подхода к обучению связывается, прежде всего, с общей гуманистической направленностью современного образования, так как личностно ориентированный подход обеспечивает приоритет личности над всей образовательной деятельностью, способствуя раскрытию и развитию личностного потенциала, прежде всего духовных и нравственных возможностей обучающихся. Свою реализацию эта идея находит в индивидуализации и дифференциации обучения.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными до-

кументами предусматривается стандартизируемая и нестан-дартизируемая часть содержания образовательного процесса, где стандартизируемая часть представляет «минимум, нижнюю планку содержания и является рефлексией на заказ общества», вариативная же часть содержания, выходя за рамки стандартов, «предполагает широкий выбор предметных и образовательных областей самим учеником и его родителями и таким образом, является рефлексией на заказ самой личности»[5, с.24]. Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию и предполагает гибкость и подвижность, что позволяет учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса.

И.С. Якиманская, обосновывая принципы личностно ориентированного обучения в современной школе, рассматривает понятие «индивидуальность» как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. «Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде определяют индивидуальность, стиль деятельности как личностное образование» [7, с.78]. Личностно ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

Актуальность современных технологий в преподавании русского языка чрезвычайно велика. Обучение языку - та область, где компьютеризация может изменить и методы работы, и её результаты. Использование компьютерных технологий является обязательным условием современного урока, так как позволяет существенно повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся, разнообразить способы деятельности на уроке, расширить представления учащихся о предмете.

Эффективное использование компьютерных технологий освобождает время учителя и учащихся для творческой работы и позволяет:

- наглядно презентовать учебный материал (с помощью компьютерной медиатеки ( «(англ. Media «носитель» + греч. «место хранения») - фонд ... учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, . проекторы») [2] ;

- расширить знания школьников по определенной учебной теме (так, использование соответствующих информационных носителей или обучающих порталов представляет массу интересной и полезной информации, которой в обычных пособиях уделено, как правило, недостаточно внимания);

- диагностировать полученные знания и умения учащихся (с помощью компьютерных программ можно протестировать школьников, выполнить контрольные упражнения, решить проблемные задачи);

- представить творческие работы разного рода (доклады, рефераты, презентации и др.).

Компьютер как средство обучения обучения, воспитания и развития учащихся Ш3П в силу своей универсальности помогает актуализировать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в преподавании русского

языка, обеспечивает основы для проектирования индивидуальной траектории обучения и развития школьников, т.к.:

- увеличивается скорость овладения учебным материалом;

- усиливается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;

- качественно улучшается самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

- повышается мотивация учебной деятельности.

Важно, чтобы учебный материал по русскому языку был

представлен и наглядно. Свойством наглядности обладают презентации [6]. Благодаря этому свойству презентации, у учащихся активно работает зрительная память. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. «Интерактивность - это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы» [2]. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптироваться под особенности обучающихся, использовать их для дифференцированной работы. Благодаря мультимедийному комплексу (звук, анимация, графика) появляется возможность организовать индивидуальное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, сделать изучение учебного материала интересным и запоминающимся.

Индивидуальную и дифференцированную работу по русскому языку в сети Интернет можно организовать различными способами: либо в виде домашнего задания, либо включить работу в Сети в ход урока (например, творческое задание индивидуальное или для группы учащихся).

Компьютерные технологии могут использоваться на всех этапах урока русского языка (при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков); на уроках развития речи; для контроля знаний учащихся в виде тестирования, при подготовке к ЕГЭ. Важно, что на каждом этапе может использоваться принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Работа учащихся с сетевыми ресурсами по русскому языку делают обучение интересным, направленным на самостоятельный поиск важной информации, а преподавателю позволяет давать ученикам разного рода индивидуальные и дифференцированные задания, что позволяет сделать материал урока доступным для каждого школьника с разными способностями и интересами.

Кроме того, ресурсы сети Интернет важны и для подготовки самого учителя к урокам, внеклассным мероприятиям. В помощь учителю создана Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (русский язык), в которой представлены материалы для учащихся и учителей: наборы цифровых ресурсов к учебникам (ЦОР к учебникам русского языка), поурочные планирования (например, урока вежливости, уроки речевого этикета), методические рекомендации (например, методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебникам русского языка), инновационные учебные материалы («Учим правила по алгоритму»), инструменты учебной деятельности (электронные тренажёры), электронные издания (журналы), коллекции (таблицы, диктанты, тесты), инструменты организации учебного процесса (платформа «1С: Образование») [4]. Существуют и

виртуальные толковые словари терминов [1].

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка позволяет реализовать актуальные на данный момент (введение ФГОС) принципы метапредметности в учебном процессе, создает условия для реализации вариативного подхода в обучении, использования творческого потенциала учителя и учащихся. Они не только актуализируют дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в преподавании русского языка, но и обеспечивают основы для проектирования индивидуальной траектории обучения и развития учащихся.

Список литературы:

1. Бабенко В.С. Виртуальная реальность: Толковый словарь терминов. СПб.: ГУАП, 2006. - 86 с.

2. Википедия. - Режим доступа: http://m.-wikipedia.-

о^/^Ы/

3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264с.

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

5. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. - Минск, 1996. - 523 с.

6. Солоницын Ю.А. Презентация на компьютере. -СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориенти-рованного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

воспитательный потенциал военно-исторического клуба

Герлах Ирина Витальевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики, г.Армавир

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта сущность понятий «военно-исторический клуб», «вос-питательный потенциал военно-исторического клуба» и «личность члена военно-исторического клуба», представлены структура и содержание воспитательного процесса, реализуемого в рамках военно-исторического клуба, занимающегося реконструкцией культуры, быта и военной истории славян в период средневековья, критерии развития воспитательного потенциала военно-исторического клуба, а также результаты практической деятельности Военно-исторического клуба «Богатырская застава» г. Лабинска Краснодарского края

ABSTRACT

The article reveals the essence of the concepts of "military-historical club", "educational potential of the military-historical club" and "a person a member of the military-but-historical club" presents the structure and content of educational process, implemented within the framework of the military-historical club, responsible reconstruction of culture, life and military history of the Slavs in the Middle Ages, the development of criteria for educational potential of military-historical clubs, as well as the results of the practical activities of the military history club "Warriors outpost" Labinsk Krasnodar Territory.

Ключевые слова: военно-исторический клуб, воспитательный процесс, воспитательный потенциал, патриотическое воспитание, личность.

Keywords: military history club, educational process, educational potential, patriotic education, personality.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» сказано о том, что необходимо содействовать развитию военно-патриотических и военно-исторических клубов, совершенствовать формы и механизмы социального партнерства образовательных организаций, учреждений культуры, молодежной политики, общественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма [1].

Военно-исторические клубы в современной России представляют собой заметное явление в молодёжном движении, выступая в качестве добровольных объединений энтузиастов - любителей военной истории, героического и славного прошлого. Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников; это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса [2].

Спектр тематик, интересующих членов военно-исторических клубов, необычайно широк и в хронологическом, и в географическом плане: от раннего средневековья до времён Великой Отечественной войны, от древних славян до рыцарей европейского средневековья и солдат армий войны 1812 года.

Историческая реконструкция — довольно молодой вид хобби. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение... В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В России существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, военно-историческими клубами, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы) [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.