Серова Наталья Степановна, Давлатмуродов Шараф Шарифхожаевич ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Индивидуализация как процесс становления человека самостоятельным субъектом деятельности представляет собой важный этап в развитии личности. Формирование индивидуальных качеств человека в эпоху глобализации имеет свои особенности, связанные с тенденцией унификации различных культур. Система образования, формирующая личность человека, также включена в общий процесс глобализации и, в своем стремлении к унификации дипломов, учебных планов и многого другого, создает условия для "растворения" национальных культур в общем пространстве западной культуры. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-2M3.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 2. C. 175-177. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 140.8
Философские науки
Индивидуализация как процесс становления человека самостоятельным субъектом деятельности представляет собой важный этап в развитии личности. Формирование индивидуальных качеств человека в эпоху глобализации имеет свои особенности, связанные с тенденцией унификации различных культур. Система образования, формирующая личность человека, также включена в общий процесс глобализации и, в своем стремлении к унификации дипломов, учебных планов и многого другого, создает условия для «растворения» национальных культур в общем пространстве западной культуры.
Ключевые слова и фразы: человек; философия; индивид; общество; индивидуализация; культура; глобализация.
Серова Наталья Степановна, к. филос. н. Давлатмуродов Шараф Шарифхожаевич
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул [email protected]; [email protected]
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Процесс глобализации представляет собой интеграцию различных культур в единое культурное пространство, обладающее унифицированной семиотической системой. Безусловно, этот процесс противоречив и имеет как позитивные, так и негативные последствия. В условиях всеобщей интеграции весьма затруднительным становится решение задачи формирования неповторимых, уникальных качеств индивида. Полагаем, что данная проблема требует научного анализа. Научный подход к любой проблеме представляет собой аналитическую работу с основными понятиями, определение предмета исследования и основных методов поиска объективной истины. Известный представитель эпохи Просвещения Д. Дидро, определяя роль науки в жизни общества, писал: «Обширную область наук я представляю себе как огромное пространство, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды должны иметь целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить средоточия света. Первое свойственно созидающему гению, второе - проницательному уму, вносящему улучшения» [3, с. 339].
С целью «приумножить средоточия света» в науке обратимся к весьма, на наш взгляд, актуальной сегодня проблеме индивидуализации человека в современном мире с точки зрения определения основных тенденций развития человеческого общества. Если национальные культуры в результате глобализации утратят свои отличительные черты, то это непременно скажется на образе мышления и поведении конкретных индивидов, на их религиозных и иных убеждениях. Тема человеческой индивидуальности в истории философии была сформулирована еще на ранних этапах ее существования. Но в античном мире в силу особенностей полисной культуры речь не могла идти о самостоятельном и независимом от общества индивиде. Аристотель сформулировал один из главных принципов социальной жизни, согласно которому все люди должны подчиняться законам. Те, кто им не подчиняется, либо боги, либо животные. Таким образом, в античности была заложена основа традиционного подхода к объяснению сущности человека как совокупности общественных отношений. Следует заметить, что подобный образ индивида длительное время сохранял свою актуальность и в восточной культуре. Но постепенно в ходе развития социальных отношений, усложнения степени взаимосвязей между индивидами возникает феномен эмансипации личности, который в конце концов во многом определил процесс индивидуализации человека в современном мире.
В качестве индивида человек живет и развивается в реальном социуме, в конкретной социально-исторической эпохе. Из этого следует, что социальные условия, в которых протекает жизнь человека, играют определяющую роль в формировании и развитии его индивидуальности. В отечественной истории впервые обоснование тезиса о социально-культурной детерминации человеческой жизни, его сознания, мышления, психики было сделано в трудах Л. С. Выготского, основателя культурно-исторической теории развития психики. В своем учении мыслитель акцентировал внимание на том, что человеческое поведение во многом определяется особенностями взаимодействия индивида с культурными формами конкретной общественно-исторической эпохи. Формы культурного поведения человека, с точки зрения Л. С. Выготского, являются продуктом исторического развития всего человечества. «Вместе с этим, - пишет Л. С. Выготский, - обнаруживается основной, несомненный и решающий факт - зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка. Развитие внутренней речи определяется в основном извне, развитие логики ребенка, как показали исследования Пиаже, есть прямая функция его социализированной речи. <...> Речевое мышление представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую и потому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи» [2, с. 73].
Принципиальная новизна идеи Л. С. Выготского об идеальной форме заключается в том, что социальная среда, культура, в его понимании, являются не условием, а источником индивидуального психического развития. В ходе развития начальные психические функции, заложенные в человеке, преобразуются в его высшие психические функции. Иначе говоря, такие основополагающие качества разумного человека, как мышление,
176
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
речь, логика, память, воля, чувства, возникают у индивида под влиянием культурных форм, содержащихся в обществе. Культурные формы представляют собой своеобразную квинтэссенцию характера общественных отношений и проявляются в господствующих в обществе идеях, мыслях, теориях, способах социальной активности человека и во многом другом.
В некотором смысле подобный подход к объяснению процесса индивидуализации человека напоминает социологизаторские идеи позитивистов, но отличается от них тем, что не элиминирует естественные, природные задатки человека. Последние выступают в качестве необходимых предпосылок формирования культурного облика человека. Если следовать культурно-исторической теории, то доминирующие в современном обществе образцы мыслей, нормы социального поведения, мемы молодежной среды, вирусное видео во многом определяют тип мышления подрастающих поколений, их мировоззрение, круг интересов, основные жизненные смыслы. Более того, эти социальные факторы определяют и способы коммуникации между индивидами, которые все чаще приобретают опосредованный различными техническими средствами характер. Отсутствие у человека субъективного опыта, или, как называют его в современной аналитической философии, квалиа, порой является причиной его неадекватных с точки зрения общества действий. К ним можно отнести различные формы жестокости по отношению как к людям, так и к животным, что можно назвать эпидемией жестокости, которая распространяется благодаря средствам массовой информации, многократно демонстрирующим подобные сцены на экране. Такое поведение человека - это стремление «заявить» о себе как индивиде путем слепого копирования того, что вызвало неподдельный интерес у публики.
Основные современные социальные институты имеют своей целью оказание помощи индивиду в освоении им социально значимых норм и осмыслении своей роли и места в мире. Другой важной задачей этих институтов является формирование уникальных и неповторимых качеств человека. Это важно, так как цели, которые ставит перед собой общество, достигаются только благодаря наличию в нем индивидов, способных к самостоятельному и нетривиальному мышлению. Чем выше степень индивидуализации человека, тем более он способен решать поставленные перед ним задачи. Процесс индивидуализации человека, возникновения собственной точки зрения, накопления жизненного опыта образует в нем своеобразный «стержень», вокруг которого формируются его личность. «Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия» [1, с. 111].
Становление индивидуальности человека возможно на основе овладения им социальным опытом, выработки собственных взглядов на актуальные социальные проблемы и способов их разрешения. Таким образом, индивидуализация - это процесс, позволяющий человеку иметь собственную мировоззренческую позицию, независимое мышление и способность к критическому анализу происходящих событий. Индивидуализация возможна только при наличии определенных социальных условий, главным из которых является наличие в обществе потребности в нестандартно мыслящих людях, способных высказать отличную от мнений большинства точку зрения. Важность этого процесса в современной России во много крат возрастает, так как перед нами стоит задача по сохранению собственной национальной идентичности в эпоху глобализации.
Если индивидуализация представляет собой обособление, автономизацию личности человека, то глобализация - это противоположный процесс, заключающийся в устранении границ между культурами, цивилизациями, обществами, государствами. Современные тенденции общественной жизни предполагают превращение индивида в элемент целого, приобретение им качеств определенной социальной группы. Индивид для того, чтобы реализовать свой человеческий потенциал, должен «раствориться» в определенной социальной группе, в своих действиях руководствоваться так называемым «корпоративным» мышлением, что затрудняет проявление его индивидуальности. Изучая феномен усиления центростремительных сил в обществе, современные исследователи пишут: «Степень солидарности, коммуникации между людьми с каждым годом все возрастает. Диалог и синтез различных культур стали основой для возникновения поликультурного общества. Казалось бы, что плохого в этом процессе. Но это только на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении положения дел мы сталкиваемся с негативными тенденциями процесса становления духовного мира современного человека. Мы пришли к тому, что, стремясь установить между людьми гармоничные, тесные взаимоотношения, стали отрицать индивидуальность и уникальность внутреннего мира человека» [4, с. 13].
Как показывает исторический опыт, многие внешне привлекательные гуманистические идеи после их реализации в конечно итоге приносят человеку больше вреда, чем пользы. Стремление людей к знаниям о других народах, материках, государствах, традициях, к сожалению, воплотилось в банальную ассимиляцию культур в одну мегакультуру. Совершенствование технических средств коммуникации между людьми способствовало резкому увеличению объема информации, требующего от человека интеллектуальных усилий и времени для осмысления. Но в отсутствие желания, а иногда и возможности для самостоятельной рефлексии индивид во многих случаях воспринимает новую информацию без критического анализа, и его представления об обществе, этносе, религии, экономике, политике, культуре, науке и о многом другом становятся поверхностными, неточными, а в конечном счете неверными.
Очевидно, что человек развивает свою индивидуальность, преследуя в основном эгоистические цели, желая занять достойное место в обществе, но в то же время он выполняет важную социальную функцию, вносит свой вклад в развитие общества. Полагаясь на свой интеллект и духовный опыт, он способен находить нетривиальные решения стоящих перед обществом задач. Общество, заинтересованное в собственном благополучии и в формировании самостоятельных личностей, должно заботиться о развитии индивидуальности каждого
отдельного человека. Но на пути к индивидуализации человека в современном мире возникло серьезное препятствие в виде глобализации, которая имеет целью создание универсального социального пространства с единой философией жизни и системой ценностей. Таким образом, кроме внутренних препятствий на пути к индивидуализации (таких, как, например, невежество, природная инертность, лень) человек испытывает на себе давление внешнее, общественное. В частности, нам представляется, что система образования, организованная по европейскому образцу, не имеет целью развитие индивидуальных качеств, напротив, она стремится создать «среднего» человека, способного ориентироваться в современной европейской экономике, литературе, философии, культуре и так далее. Европейские ценности на протяжении нескольких веков являются основными как в системе образования, так и в других сферах общественной жизни. В этой связи вновь становится актуальной проблема национальной самоидентификации России в мировом экономическом, образовательном и культурном пространстве.
Список источников
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Дидро Д. Мысли к истолкованию природы // Дидро Д. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1986. Т. 1. С. 333-378.
4. Кениспаев Ж. К. Факторы современного общества, определяющие сознание человека // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 2. С. 12-19.
INDIVIDUALIZATION OF THE HUMAN IN THE ERA OF GLOBALIZATION
Serova Natal'ya Stepanovna, Ph. D. in Philosophy Davlatmurodov Sharaf Sharifkhozhaevich
Altai State Pedagogical University, Barnaul [email protected]; [email protected]
Individualization as the process of human becoming as an independent subject of activity is an important stage in the development of the individual. The formation of individual qualities of the person in the era of globalization has its own peculiarities associated with the trend of different cultures unification. The education system that forms the human personality is also included in the overall process of globalization and, in its striving for the unification of diplomas, curricula and much more, creates conditions for the "dissolution" of national cultures in the common space of the Western culture.
Key words and phrases: human; philosophy; individual; society; individualization; culture; globalization.
УДК 7.041.5 Искусствоведение
Построенный для Екатерины II близ Петербурга путевой дворец, ныне известный как «Чесменский» (1774-1777 гг., архитектор Ю. М. Фельтен), вмещал галерею живописных портретов современных европейских монархов и членов их семей и цикл рельефов-медальонов «Родословие российских государей». В статье представлены новые архивные сведения о малоизвестных живописных портретах из этого собрания, а также раскрыты структурообразующая роль и идейное значение портретных серий в программе дворца.
Ключевые слова и фразы: Чесменский дворец; династические портретные галереи; парадный портрет; репрезентация власти императора в изобразительном искусстве России XVIII века; дворцовое программирование; Греческий проект.
Скворцова Екатерина Александровна, к. искусствоведения
Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
РОЛЬ ПОРТРЕТНЫХ СЕРИЙ В ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
ЧЕСМЕНСКОГО ДВОРЦА
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-10130).
Путевой дворец, ныне известный как «Чесменский», был построен для Екатерины II по проекту Ю. М. Фель-тена в 1774-1777 гг. на дороге из Петербурга в Царское Село. Первоначально по названию местности он именовался «Кекерикексинским домом» (в переводе с финского - «лягушачье болото»). В 1777-1780 гг. близ него Фельтеном была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая прославляла победу русского флота при Чесме, одержанную 24 июня 1770 г. - в день поминовения святого. Вскоре название «Чесменский» было перенесено и на дворец [21, с. 69-70].