Научная статья на тему 'Индивидуалистические ценностные ориентации пермской студенческой молодежи'

Индивидуалистические ценностные ориентации пермской студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
212
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ЦЕННОСТНОЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / INDIVIDUALISM / COLLECTIVISM / VALUE ORIENTATION / PROSOCIAL ORIENTATION / INDEPENDENCE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левченко В. В., Мазеина А. В.

С позиции междисциплинарного подхода анализируется проблема коллективистско-индивидуалистических ценностей современной российской молодежи. Индивидуализм/коллекти-визм рассматривается как общественное состояние, как одно из основных качеств социальной группы, как нравственный принцип, как ценностная установка. Индивидуалистические/коллекти-вистские ценности подвергнуты анализу через призму показателей таких параметров, как просоциальные ориентации, ориентации на группу, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуалистические (коллективистские) установки. Также приведены результаты конкретного социологического исследования, направленные на изучение индивидуалистических ценностей пермской студенческой молодежи, которые позволили выявить интересные закономерности структуры и уровня развития индивидуалистических ценностей пермских студентов, превалирующие их типы индивидулистичности, определить и проанализировать факторы, влияющие на их формирование. Отмечается, что у пермских студентов преобладает средний уровень индивидуализма. Более высоким уровнем индивидуализма отличаются мужчины, молодежь, относящаяся к возрастной группе 22-24 года, проживающие отдельно от своих сверстников, обучающиеся естественно-научной специальности, из неполных семей, имеющих небольшое количество друзей, с высоким уровнем материального положения, с жизненной ценностью «жить в свое удовольствие» и «зарабатывать много денег», мало интересующиеся социальными отношениями, молодые люди, редко обращающие внимание на группу, с высокой самостоятельностью и низкой коммуникабельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Левченко В. В., Мазеина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALISTIC VALUE ORIENTATIONS OF PERM STUDENTS

By means of an interdisciplinary approach the author analyzes the problem of collectivistic-individualistic values of modern young people in Russia. Individualism/collectivism is regarded as a social status, as one of the main properties of a social group, as a moral principle, as a system of values. Individualistic/collectivist values are analysed through the prism of parameters such as: pro-social orientation, orientation on the group, independence, interpersonal skills, individualistic (collectivistic) attitudes. The paper gives results of an empirical sociological research into individualistic values of Perm students, which helped to identify important patterns in the structure and level of development of individualistic values in Perm students, the prevailing types of individualistic sets; to identify and analyze the factors influencing their formation. Perm students demonstrate an average level of individualism. Higher levels of individualism are typical of males, young people of 22-24, living apart from their peers, enrolled in natural-science programmes, from single-parent families, having a small number of friends, with a sound financial condition, with an attitude to "to live happily" and "earn much money", with little interest in social relations, young people who pay little attention to the group, with high autonomy and low communication skills.

Текст научной работы на тему «Индивидуалистические ценностные ориентации пермской студенческой молодежи»

DOI: 10.15593/2224-9354/2018.4.6 УДК 316.752-057.875(470.53-25)

В.В. Левченко, А.В. Мазеина

ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРМСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

С позиции междисциплинарного подхода анализируется проблема коллективистско-индивидуалистических ценностей современной российской молодежи. Индивидуализм/коллективизм рассматривается как общественное состояние, как одно из основных качеств социальной группы, как нравственный принцип, как ценностная установка. Индивидуалистические/коллективистские ценности подвергнуты анализу через призму показателей таких параметров, как просоци-альные ориентации, ориентации на группу, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуалистические (коллективистские) установки. Также приведены результаты конкретного социологического исследования, направленные на изучение индивидуалистических ценностей пермской студенческой молодежи, которые позволили выявить интересные закономерности структуры и уровня развития индивидуалистических ценностей пермских студентов, превалирующие их типы индивидули-стичности, определить и проанализировать факторы, влияющие на их формирование. Отмечается, что у пермских студентов преобладает средний уровень индивидуализма. Более высоким уровнем индивидуализма отличаются мужчины, молодежь, относящаяся к возрастной группе 22-24 года, проживающие отдельно от своих сверстников, обучающиеся естественно-научной специальности, из неполных семей, имеющих небольшое количество друзей, с высоким уровнем материального положения, с жизненной ценностью «жить в свое удовольствие» и «зарабатывать много денег», мало интересующиеся социальными отношениями, молодые люди, редко обращающие внимание на группу, с высокой самостоятельностью и низкой коммуникабельностью.

Ключевые слова: индивидуализм, коллективизм, ценностное ориентации, просоциаль-ные ориентации, самостоятельность, молодежь.

Взаимоотношения между людьми в обществе меняются в результате формирования различных установок, поведения, ценностей. Одной из таких ценностей является индивидуализм/коллективизм, которые играют большую роль как в жизни общества в целом, так и отдельных его субъектов.

Индивидуализм имеет большое значение, так как позволяет раскрыть уникальность и разносторонность личности человека. Нередко при этом человек не учитывает предписания морали, норм, в его сознании во главе угла стоят такие установки, как самореализация, эгоизм, достижение личного успеха, удовлетворение собственных потребностей, а интересы общества, социальной группы не учитываются.

Актуальность исследования индивидуализма объясняется тем, что в современном обществе все меньше придается значения таким ценностям в жизни че-

© Левченко В.В., Мазеина А.В., 2018

Левченко Валерий Витальевич - канд. психол. наук, заведующий кафедрой социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].

Мазеина Александра Валерьевна - менеджер отдела управления персоналом компании «Профессионал», бакалавр социологии, e-mail: [email protected].

74

ловека, как взаимопомощь, взаимовыручка, верность своим товарищам. Кроме того, чувство долга и ответственности во всех его проявлениях нередко чужды индивидуалистам, они могут остаться в стороне, и абсолютно равнодушны как к частным проблемам окружающих, так и к проблемам общества.

Проблема коллективности - индивидуалистичности рассматривалась в работах достаточно большого числа, которые выбирали различные аспекты проявления данного феномена.

Индивидуализм и коллективизм как общественное состояние анализировали классики социологии Э. Дюркгейм [1], Ф. Тённис [2], П. Штомпка [3] и др.

Проблемам коллективности/индивидуалистичности как стержневого качества социальной группы посвящены работы К. Маркса [4], В.П. Ратникова [5], З.И. Файнбурга [6], А.С. Макаренко [7], Я. Рейковского [8], А.Л. Журавлева [9], А.В. Петровского [10], В.В. Левченко [11], В.А. Федотовой [12].

Индивидуализм как нравственный принцип подвергали разбору И. Кант, М. Штирнер, К. Маркс, Г. Зиммель [13; 14]. Как часть культуры общества рассматривали индивидуализм М. Вебер, Г. Хофстед, Г.К. Триандис, Т.Г. Стефаненко, Л.Г. Почебут, П. Сорокин, Г.М. Гак, Ш. Шварц [13-17].

Индивидуализм как ценностные установки в своих работах анализировали Р.В. Гордеев, В.П. Позняков, Т.С. Вовакина, Г.К. Триандис, В.С. Магун [18, 19].

К числу основных показателей коллективности/индивидуалистичности чаще всего относят: развитые межличностные взаимоотношения в коллективе / неразвитые межличностные отношения; общность целей членов группы / разобщенность целей членов группы; наличие значимых элементов самоорганизации / отсутствие значимых элементов самоорганизации; коллективная ответственность / индивидуальная ответственность.

Большинство исследований данного феномена проводится в стабильных обществах, а проблема индивидуализма/коллективизма в динамичном изменяющемся обществе имеет свои отличительные черты. В связи с этим в 2017 году было подготовлено и проведено исследование индивидуалистических ценностных ориентаций современной пермской студенческой молодежи. Индивидуалистические/коллективистские ценности рассматривались через призму показателей: просоциальные ориентации, ориентации на группу, самостоятельность, коммуникабельность, индивидуалистические (коллективистские) установки.

В результате исследования было установлено, что для большей части пермской молодежи характерна достаточно высокая просоциальная ориентация и коммуникабельность, средние оценки ориентации на группу (только 21 % ориентируются на группу, низкий уровень ориентаций на группу у 27 %, а 51 % опрошенных занимают промежуточное положение), средние показатели самостоятельности или зависимости от группового студенческого окружения.

75

В исследовании по методике Л.Г. Почебут «Показатели индивидуализма -коллективизма» (ПИК) [15] было выявлено, что у пермской молодежи преобладает средний уровень индивидуализма (рисунок).

Таким образом, индивидуалистические ценности пермской молодежи характеризуются высокой просоциальной ориентацией, высокой коммуникабельностью, средней ориентацией на группу, средней ориентацией на самостоятельность, средним уровнем индивидуалистических ориентаций.

Также выяснялось влияние различных факторов на формирование индивидуалистических ценностей. В результате исследования было установлено, что сильное влияние оказывают: пол, возраст, жилищные условия (проживание в данный момент студентов), образование, специальность, тип семьи, количество друзей, материальное положение, жизненные ценности.

Так, уровень (тип) индивидуализма выше у мужчин, у респондентов, которые проживают отдельно от своих сверстников, у студентов естественнонаучной специальности, у респондентов из неполных семей, имеющих небольшое количество друзей, с высоким уровнем материального положения, с жизненной ценностью «жить в свое удовольствие» и «зарабатывать много денег». А вот у девушек, у респондентов, которые проживают вместе со своими сверстниками, у студентов гуманитарных специальностей, у респондентов из полных семей, имеющих большое количество друзей, с жизненной ценностью «иметь хорошую семью» выявлен более низкий уровень индивидуализма. Кроме того, чем старше респондент, чем выше уровень его образования, тем более равномерно распределяется уровень индивидуализма.

Такой частный показатель, как просоциальные ориентации, оказался выше у незамужних (холостых) респондентов, у девушек, у респондентов с ориентацией на «получить хорошее образование», «жить без всяких обязательств перед кем-либо», «устроиться на хорошую работу», у респондентов технической и естественно-научной специальности, у студентов из полных

■ Высокий уровень Средний уровень Ничкий уровень

Рис. Уровень индивидуализма пермских студентов

76

семей, у тех, кто снимает квартиру, у кого достаточно большое количество друзей, у респондентов с низким и средним материальным положением.

Просоциальные ориентации ниже у семейных респондентов, у мужчин, у респондентов с ориентацией на «зарабатывание денег», «иметь свою квартиру», «жить в свое удовольствие», у тех, кто живет дома и в общежитии, у кого друзей мало или, наоборот, очень много, у респондентов с высоким материальным положением.

Другой показатель индивидуалистических ценностей - идентификация с группой - оказался выше у незамужних (холостых) респондентов, у девушек, у кого достаточно большое количество друзей, у тех, кто снимает квартиру, у молодежи гуманитарных специальностей, у респондентов с низким и средним материальным положением, с более высоким образованием, у респондентов с ориентацией на «получить хорошее образование».

Более низкая идентификация с группой зафиксирована у семейных респондентов, у мужчин, у тех, кто живет в общежитии, у кого друзей мало, у респондентов технической и естественно-научной специальности, у респондентов с ориентацией на «зарабатывание денег».

Самостоятельность оказалась выше у более старших по возрасту респондентов, у респондентов с высоким материальным положением, у семейных респондентов, у респондентов технической и естественно-научной специальностей, у проживающих в снимаемой квартире, у респондентов с ориентацией на «жить в свое удовольствие» и «жить без всяких обязательств перед кем-либо».

Более высокая коммуникабельность установлена у мужчин, у незамужних (холостых) респондентов, у респондентов с низким и средним материальным положением, у респондентов гуманитарных и технических специальностей, у студентов из неполных семей, у живущих в общежитии и снимающих квартиру, с более низким образованием, у кого друзей много, у тех, кто выделяет такие жизненные ценности, как «получить хорошее образование», «обеспечить будущее детям» и «жить без всяких обязательств перед кем-либо», а более низкая коммуникабельность оказалась у женщин, у замужних (женатых), у респондентов с высоким материальным положением, у респондентов естественно-научной специальности, у студентов из полных семей, с более высоким образованием, у кого друзей мало, у более старших по возрасту.

Также было установлено, что просоциальные ориентации, ориентации на группу, самостоятельность, коммуникабельность возрастают при снижении уровня индивидуалистичности.

Таким образом, можно сделать вывод, что у пермской молодежи доминирует средний уровень индивидуализма, достаточно высокая просоциальная ориентация и коммуникабельность, средние оценки ориентации на группу, средние показатели самостоятельности или зависимости от группового студенческого

77

окружения. Более высоким уровнем индивидуализма отличаются молодые люди мужского пола, молодежь, относящаяся к возрастной группе 22-24 года, проживающие с родителями, у студентов, обучающихся естественно-научной специальности, молодежи, воспитывающейся в неполных семьях, с меньшим количеством друзей, с высоким уровнем материального положения и группе молодежи с такими жизненными ценностями, как «жить в свое удовольствие» и «зарабатывать много денег», молодежь, мало интересующаяся социальными отношениями, молодые люди, редко обращающие внимание на группу, с высокой самостоятельностью и низкой коммуникабельностью.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. -576 с.

2. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 451 с.

3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с пол. С М. Червонной. - М.: Логос, 2005. - 664 с.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956. - С. 517-642.

5. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 216 с.

6. Социология социалистического производственного коллектива / под ред. З.И. Файнбурга, В.Г. Веретенникова, Е.С. Шайдаровой. - М.: Профиздат, 1982. - 168 с.

7. Макаренко А.С. О личности и обществе // Макаренко А.С. Соч. - Т. 7. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. - С. 14-20.

8. Рейковски Я. Движение от коллективизма // Психологический журнал. -1993. - Т. 14, № 5. - С. 23-34.

9. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. - 2009. - № 5. - С. 72-80.

10. Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. - 240 с.

11. Левченко В.В. Социально-психологический анализ взаимосвязи состязательности и совместности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. -Т. 18, № 4. - С. 43-46.

12. Федотова В.А. Коллективность/индивидуалистичность как основной параметр исследования системы трудовых отношений // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2015. - № 1. - С. 26-34.

78

13. Давыдова М.А. Ценности коллективизма и индивидуализма в молодежной среде (опыт эмпирического исследования) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Davidova.pdf (дата обращения: 16.04.2017).

14. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. - 1994. -№ 2.- С. 114-119.

15. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.

16. Анализ различий между культурами [Электронный ресурс]. - URL: http://www.maninspiration.ru/ibcs-150-1.html (дата обращения: 16.04.2017).

17. Культура в сравнительном менеджменте [Электронный ресурс]. - URL: http://eos.ibi.spb.ru/umk/10_10/5/5_R0_T2.html (дата обращения: 16.04.2017).

18. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. -2012. - № 5. - С. 5-15.

19. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте [Электронный ресурс] // Общественные науки и современность. -2010. - № 4. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/BazovzenSt2_Magun_ Rudnev.pdf.

References

1. Dürkheim Е. De la division du travail social [Russ. ed.: Diurkgeim E. O razdelenii obshchestvennogo truda. Moscow, Kanon, 1996, 576 p.].

2. Tönnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie [Russ. ed.: Tennis F. Obshchnost' i obshchestvo. St. Petersburg, Vladimir Dal', 2002, 452 p.].

3. Sztompka P. Socjologia: analiza spoleczenstwa [Russ. ed.: Shtompka P. Sotsiologiia. Analiz sovremennogo obshchestva. Moscow, Logos, 2005, 664 p.].

4. Marx K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 [Russ. ed.: Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 goda. Marks K., Engel's F. Iz rannikhproizvedenii. Moscow, Gospolitizdat, 1956, pp. 517-642].

5. Ratnikov V.P. Kollektiv kak sotsial'naia obshchnost' [Collective as a social community]. Moscow, MSU, 1978, 216 p.

6. Sotsiologiia sotsialisticheskogo proizvodstvennogo kollektiva [Sociology of socialist production collective]. Ed. Z.I. Fainburg, V.G. Veretennikov, E.S. Shaidarova. Moscow, Profizdat, 1982, 168 p.

7. Makarenko A.S. O lichnosti i obshchestve [On the individual and the community]. Makarenko A.S. Works. Vol. 7. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences RSFSR, 1952, pp. 14-20.

8. Reikovski Ia. Dvizhenie ot kollektivizma [Distancing from collectivism]. Psikhologicheskii zhurnal, 1993, vol. 14, no. 5, pp. 23-34.

79

9. Zhuravlev A.L. Kollektivnyi sub"ekt: osnovnye priznaki, urovni i psikhologicheskie tipy [Collective subject: basic features, levels and psychological types]. Psikhologicheskii zhurnal, 2009, no. 5, pp. 72-80.

10. Psikhologicheskaia teoriia kollektiva [Psychological theory of collective]. Ed. A.V. Petrovskii. Moscow, Pedagogika, 1979, 240 p.

11. Levchenko V.V. Sotsial'no-psikhologicheskii analiz vzaimosviazi sostiazatel'nosti i sovmestnosti [Socio-psychological analysis of the relationship of competitiveness and compatibility]. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika, 2012, vol. 18, № 4, pp.43-46.

12. Fedotova V.A. Kollektivnost'/individualistichnost' kak osnovnoi parametr issledovaniia sistemy trudovykh otnoshenii [collectivity/individualistic as the main parameter study of labor relations]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2015, no. 1, pp. 26-34.

13. Davydova M.A. Tsennosti kollektivizma i individualizma v molodezhnoi srede (opyt empiricheskogo issledovaniia) [Values of collectivism and individualism among young people (empirical research)], available at: http://www.civisbook.ru/ files/File/Davidova.pdf (accessed 16 April 2017).

14. Zimmel' G. Chelovek kak vrag [People as the enemy]. Sotsiologicheskii zhurnal, 1994, no. 2, pp. 114-119.

15. Pochebut L.G. Kross-kul'turnaia i etnicheskaia psikhologiia [Cross-cultural and ethnic psychology]. Saint Petersburg, Piter, 2012, 336 p.

16. Analiz razlichii mezhdu kul'turami [Analysis of cultural differences], available at: http://www.maninspiration.ru/ibcs-150-1.html (accessed 16 April 2017).

17. Kul'tura v sravnitel'nom menedzhmente [Culture in comparative management], available at: http://eos.ibi.spb.ru/umk/10_10/5/5_R0_T2.html (accessed 16 April 2017).

18. Pozniakov V.P. Psikhologicheskie otnosheniia individual'nykh i gruppovykh sub"ektov sovmestnoi zhiznedeiatel'nosti [The psychological attitudes of the subjects of joint activity]. Psikhologicheskii zhurnal, 2012, № 5, pp. 5-15.

19. Magun V.S., Rudnev M.G. Bazovye tsennosti rossiian v evropeiskom kontekste [Basic values of Russians in the European context]. Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2010, no. 4, available at: http://www.civisbook.ru/files/File/ BazovzenSt2_Magun_Rudnev.pdf (accessed 16 April 2017).

Оригинальность 88 %

Получено 27.08.2017 Принято 18.09.2017 Опубликовано 28.12.2018

80

V.V. Levchenko, A.V. Mazeina

INDIVIDUALISTIC VALUE ORIENTATIONS OF PERM STUDENTS

By means of an interdisciplinary approach the author analyzes the problem of collectivistic-individualistic values of modern young people in Russia. Individualism/collectivism is regarded as a social status, as one of the main properties of a social group, as a moral principle, as a system of values. Individualistic/collectivist values are analysed through the prism of parameters such as: prosocial orientation, orientation on the group, independence, interpersonal skills, individualistic (collec-tivistic) attitudes. The paper gives results of an empirical sociological research into individualistic values of Perm students, which helped to identify important patterns in the structure and level of development of individualistic values in Perm students, the prevailing types of individualistic sets; to identify and analyze the factors influencing their formation. Perm students demonstrate an average level of individualism. Higher levels of individualism are typical of males, young people of 22-24, living apart from their peers, enrolled in natural-science programmes, from single-parent families, having a small number of friends, with a sound financial condition, with an attitude to "to live happily" and "earn much money", with little interest in social relations, young people who pay little attention to the group, with high autonomy and low communication skills.

Keywords: individualism, collectivism, value orientation, prosocial orientation, independence,

youth.

Valery V. Levchenko - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Sociology and Politologyr, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].

Aleksandra V. Mazeina - Manager, Personnel Management Department, the Professional company, Bachelor's in Sociology, e-mail: [email protected].

Received 27.08.2017 Accepted 18.09.2017 Published 28.12.2018

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.