Научная статья на тему 'Индикационное картографирование лесных ландшафтов, болот и заболоченных земель'

Индикационное картографирование лесных ландшафтов, болот и заболоченных земель Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
187
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Обуховский Ю. М., Каждан Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикационное картографирование лесных ландшафтов, болот и заболоченных земель»

УДК 528.87 : 911.52/476 Ю.М. Обуховский БГУ, Минск Е.Н. Каждан ИПИПРЭ НАНБ, Минск

ИНДИКАЦИОННОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ЛЕСНЫХ ЛАНДШАФТОВ, БОЛОТ И ЗАБОЛОЧЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

В течение ряда лет Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды «Экомир» в сотрудничестве с академическими, отраслевыми институтами и вузами проводил исследования на полигонах дистанционного зондирования. Они включили в себя административные районы в различных природных регионах Беларуси, где с применением аэрокосмической информации выполнялось изучение водных, лесных и болотных экосистем и последствий воздействия техногенеза на природные территориальные комплексы (ПТК). Для всестороннего отображения природного потенциала районов были подготовлены серии сопряженных тематических карт, а также карт комплексного содержания -ландшафтных, болот и заболоченных земель.

Последние из названных карт составлялись с позиций индикационного ландшафтоведения. Авторы при этом руководствовались тем обстоятельством, что в результате интенсивного внедрения дистанционной информации в картографирование природных ресурсов будет возрастать роль ландшафтной индикации как методологической основы дешифрирования аэрокосмических снимков. Это предопределило некоторые особенности методики ландшафтного картографирования, ее отличия от традиционной [2].

Во-первых, выделяемые таксоны определяются только по совокупности физиономических признаков, так как все другие при дешифрировании МДС являются искомыми характеристиками. Таким образом, картографируемые комплексы являются эктоярусами ландшафта, в основе выделения которых лежит использование «физиографических» или «фитогеоморфологических» единиц. Характеристика деципиентных компонентов ландшафта дается по имеющемуся фактическому материалу или по индикационным связям между ярусами ландшафта.

Во-вторых, при ландшафтной интерпретации МДС таксоны выделяются «сверху вниз». При этом ландшафтам соответствуют генетические типы рельефа, а урочищам - мезоформы (или части крупных мезоформ) в сочетании с группами растительных ассоциаций. По сравнению с традиционными схемами в понятие «урочище» вкладывается более конкретное геоботаническое содержание. Учитывая слабую компонентную изученность некоторых территорий, это важно в практическом отношении, так как суживает индикационное значение соответствующих эктоярусов ПТК. Поэтому при соответствующей интерпретации составленных ландшафтных

карт можно составить тематические карты (рельефа, грунтов, почв, грунтовых вод и т. д.) более точные, чем уже имеющиеся.

В-третьих, в пределах генетически однородных полей не выделяются таксоны по морфометрическим показателям, что привело бы к неоправданному усложнению легенд - повторению соподчиненных комплексов со сходными фитоценозами и сходным индикационным значением.

На ландшафтных картах во избежание повторов в легенде отдельно выделены комплексы субдоминанты, входящие в различные виды ландшафтов и связанные с аллювиальным, эоловым и болотным литогенезом. Фитоценозы объединяются в большинстве таксонов не по ботаническим, а по экологическим признакам, характеризуя местообитания со сходными почвенно-гидрогеоло-гическими условиями.

Придерживаясь концепции аэроландшафтного картографирования и дистанционной индикации, авторы в то же время следовали точке зрения С.П. Альтера [1], согласно которой любая исходная ландшафтная карта должна составляться «нейтрально», независимо от характера последующей интерпретации. Экологические проблемы охватывают широкий круг вопросов, касающихся природного потенциала той или иной территории. Ландшафтная карта - документ многопланового использования, и конкретизация ее с акцентом на одну какую-то группу природных явлений в ущерб другим не представляется рациональной.

Аэроландшафтные карты, по сравнению с традиционными, несколько уступают им в информативности, однако многократно выигрывают в скорости и трудоемкости картографического процесса. Так, по данным лаборатории ландшафтоведения МГУ, норма площади только рекогносцировочных работ при уже проведенном комплексе предполевых исследований не превышает 5 кв. км на 1 человеко-день. На составление аэроландшафтной карты Полоцкого района масштаба 1 : 50 000 (площадью 3 200 кв. км) было затрачено на все виды работ - от сбора фактического материала до изготовления авторского макета карты -20 чел/мес. [3].

Высокая эффективность аэроландшафтного картографирования позволяет рекомендовать создание базовых карт подобного рода на территории других полигонов дистанционного зондирования, где экологическая обстановка является весьма напряженной (Гродненский, Могилевский, Светлогорский районы, зоны радиационного загрязнения Гомельской и Могилевской областей).

Дистанционные исследования и крупномасштабное картографирование болот и заболоченных земель осуществлялись на территории трех полигонов: Воложинского, Солигорского и Полоцкого.

Карты заболоченных земель являются, по своей сути, не тематическими, а комплексными. Подобные материалы имеют сложные легенды, включающие информацию о ПТК и антропогенном воздействии на них.

Трудозатраты на составление сопоставимы с ландшафтной картой, использование тоже многоплановое.

По отношению к картографированию заболоченных земель апробированы два подхода, которые, с долей допущения, можно назвать геологическим и геоботаническим. Первый используется преимущественно геологосъемочными организациями. Он базируется на значительном по объему фактическом материале, маршрутных и камеральных исследованиях, использовании аэрофотоснимков. При этом детально картируются геологогидрогеологические условия, однако почвенно-геоботанические особенности тельматогенных ландшафтов бывают раскрыты в самых общих чертах. Такой подход использован при картографировании Воложинского и Солигорского районов, где карта болот составлялась в пакете с другими крупномасштабными картами, в том числе геоботанической. Поэтому подробный показ выделов растительности в данном случае не рационален.

На рассматриваемых картах показаны типы болот и заболоченные земли, стадии развития болот, мощность торфа, подстилающие торф породы (рыхлые, связные), в очень дробной градации - литология горных пород на заболоченных и избыточно увлажненных землях; нашли отражение также состояние мелиоративной сети, водоприемники, фазы рекультивации торфяных месторождений.

При исследовании Полоцкого полигона использован геоботанический подход. Он отличается детальным картографированием растительности, а условия обводнения, литогенную основу и почвы отражает табличный материал, составляющий легенду карты и подготовленный на основе существующих в ПТК лито- и гидроиндикационных связей. Кроме этого, на карте показаны типы и виды болот, их положение в рельефе и стадии развития, гидросеть [4].

Геологический подход может быть рекомендован для картографирования болот с хорошей буровой изученностью, для детального показа деципиентных составляющих ландшафта, геоботанический - для исследования слабоизученных болот и подробной характеристики биотических компонентов.

Концепция аэроландшафтного картографирования, методические подходы к картографированию заболоченных земель, карты ландшафтов и болот использованы для изучения природного потенциала полигонов дистанционного зондирования, наземного обеспечения воздушных и подспутниковых экспериментов.

Работами последних лет показаны возможности применения аэрокосмической информации для изучения природоохранных объектов. Предложена этапность дистанционных исследований по выявлению охраняемых объектов на торфяных месторождениях. Раскрыто содержание работ на различных этапах. Сформированы требования к используемым материалам аэро- и космосъемок. В соответствии с подготовленными рекомендациями природоохранный фонд республики Беларусь пополнился значительным количеством (более 80) торфяных месторождений, на которых

запрещено изменение водного режима, утвержден нормативный документ о разработке природоохранных мероприятий регионального уровня при проектировании мелиоративных и водохозяйственных систем, действующий в настоящее время.

Весьма актуальной задачей повышения эффективности подобных исследований является разработка компьютерных автоматизированных методов обработки дистанционной информации [5, 6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альтер С.П. Ландшафтный метод дешифрирования аэроснимков - М. - Л.: Наука, 1966. - 88 с.

2. Обуховский Ю.М., Каждан Е.Н. Ландшафты Солигорского района // Природопользование. Минск, 1997. Вып. 3. - С. 41-44.

3. Обуховский Ю.М., Каждан Е.Н. Ландшафты Полоцкой низины по данным дистанционного картографирования // Материалы II Междунар. научно-техн. конф. «Геодезия, картография и кадастры». Минск, 1999. - С. 158-162.

4. Обуховский Ю.М., Каждан Е.Н. Болота и заболоченные земли Полоцкой низины // Материалы VI съезда БГО. Минск, 1999. - С. 141-142.

5. Топаз А.А. Анализ структуры почвенного покрова на основе цифровой обработки аэрофотоснимков (на примере долины р. Припяти):Автореф. диссертации канд. геогр. наук: 25.00.23 / БГУ. - Минск, 2005. - 22 с.

6. Konakh V.V., Topaz A.A. Indication of Anthropogenons Dynamics of Top-Soil of Aerial Photographs Digital Processing//Pattern Recognition and Information Processing: Proceedings of the Eighth International Conference (Minsk, Republic of Belarus, 18-20 May), -Minsk: Propiel, 2005. - P. 92-94.

© Ю.М. Обуховский, Е.Н. Каждан, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.