Научная статья на тему 'Индикаторы деятельности среднего бизнеса как элемент оценки эффективности регионального управления'

Индикаторы деятельности среднего бизнеса как элемент оценки эффективности регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДНИХ КОМПАНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / INDICATORS OF MEDIUM ENTERPRISES’ DEVELOPMENT / MEDIUM BUSINESS / MEDIUM-SIZED COMPANIES OPERATING PROBLEMS / STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP / REGIONAL MANAGEMENT EFFICIENCY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лиман Ирина Александровна, Гольдман Ирина Юрьевна

Рассматриваются ключевые характеристики российского среднего бизнеса, анализируются индикаторы его функционирования на юге Тюменской области за период с 2008 по 2012 г. Предлагается расчет сводного интегрального индекса развития среднего предпринимательства. Обосновывается необходимость разработки специальных мер поддержки в отношении средних компаний и учета динамики показателей данного бизнес-сегмента в процессе оценки эффективности регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of Medium Enterprises’ Activities as an Element of Regional Management Efficiency Assessment

This article deals with key characteristics of Russian medium businesses. The indicators of its operation in the south of the Tyumen region are analyzed for the period from 2008 to 2012 and the consolidated integral index of medium enterprises’ development is calculated. The necessity of elaborating special support measures for medium-sized companies is substantiated in the article. In conclusion, the last section describes the importance of medium businesses dynamics evaluation during the process of regional management efficiency assessment.

Текст научной работы на тему «Индикаторы деятельности среднего бизнеса как элемент оценки эффективности регионального управления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 15 (344). Экономика. Вып. 45. С. 108-115.

УДК 334.021 ББК 65.292

ИНДИКАТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И. А. Лиман, И. Ю. Гольдман

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

Рассматриваются ключевые характеристики российского среднего бизнеса, анализируются индикаторы его функционирования на юге Тюменской области за период с 2008 по 2012 г. Предлагается расчет сводного интегрального индекса развития среднего предпринимательства. Обосновывается необходимость разработки специальных мер поддержки в отношении средних компаний и учета динамики показателей данного бизнес-сегмента в процессе оценки эффективности регионального управления.

Ключевые слова: средний бизнес, индикаторы развития среднего бизнеса, проблемы функционирования средних компаний, государственная поддержка предпринимательства, оценка эффективности регионального управления.

Средний бизнес по своей сути выступает связующим звеном между крупными и малыми компаниями. За рубежом средние предприятия часто занимают лидирующие позиции в своих узких рыночных нишах, хотя их названия часто незнакомы широкой общественности. Исследования сегмента среднего бизнеса в России [8; 10] показали, что он представлен прежде всего компаниями пищевой, химической, нефтехимической промышленности и машиностроения. На региональном рынке средний бизнес способен противостоять давлению крупных компаний, в то время как на уровне национального рынка его функционирование осложняется ресурсными ограничениями, слабой логистикой, отсутствием законодательно-административной поддержки.

Очевидно, что для раскрытия внутреннего потенциала регионального среднего бизнеса необходимо использовать его главные сильные стороны: производство специализированных продуктов, международную и межрегиональную открытость, заинтересованность в деятельности за рубежом, мобильность и понимание текущей ситуации на региональном рынке. В связи с этим все большую актуальность приобретает обособленное изучение сегмента среднего бизнеса.

Общее представление о развитии среднего бизнеса на юге Тюменской области дает анализ статистической информации, представленной Федеральной службой государственной статистики и ее территориальным органом по Тюменской области [3; 4; 9; 13]. Однако долгосрочный анализ развития среднего бизнеса в регионе осложняет-

ся тем, что критерии определения границ данного сегмента впервые введены в действие с 2008 г. Федеральным законом № 209-ФЗ [14].

Попытаемся проследить динамику развития среднего предпринимательства на юге Тюменской области с момента выделения его в самостоятельный бизнес-сегмент через построение интегральных индексов. Для этого воспользуемся методикой, разработанной в 2007 г. специалистами Национального института системных исследований проблем предпринимательства [2]. Согласно данной методике интегральные индексы, отражающие развитие малого предпринимательства. предлагается рассчитывать как средние геометрические из индексов изменения отдельных показателей по следующей формуле:

I = т л , •...• I , (1)

т \ т1 т 2 тп

где /т1, 1т2, ..., 1тп рассчитываются как отношение соответствующих показателей развития малого предпринимательства в отчетном периоде к базовому.

Воспользуемся указанной методикой для расчета интегральных индексов развития среднего предпринимательства на юге Тюменской области. При этом отбор показателей для расчета соответствующих индексов осуществим с учетом их значимости для понимания текущего состояния и развития сегмента среднего бизнеса, а также исходя из возможности отследить значения тех или иных показателей в массиве статистических данных за период с 2008 по 2012 г.

Рассчитаем указанным способом интегральный индекс функционирования среднего предпринимательства (1ф) и интегральный индекс социально-экономической эффективности среднего предпринимательства (1СЭ). Далее по аналогичному принципу сформируем сводный интегральный индекс развития среднего предпринимательства (1сп):

1сп = 2 1ф 1сэ . (2)

Методика расчетов и их результаты представлены в табл. 1 и 2 соответственно. Значения всех показателей, участвующих в расчетах, приведе-

ны для юга Тюменской области с учетом динамики за период с 2008 по 2012 г.

Анализируя полученные результаты, можно отметить схожие тенденции в динамике показателей, характеризующих функционирование среднего бизнеса и его социально-экономический эффект (рисунок).

Так, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. фиксируется самое низкое значение интегрального индекса функционирования среднего предпринимательства (0,84) и невысокое значение интегрального индекса социально-экономической эффективности среднего предпринимательства (0,89).

Таблица 1

Методика построения простых и интегральных индексов,

*

отражающих состояние и развитие среднего предпринимательства

Элементы сводного интегрального индекса развития среднего предпринимательства (1СП) Показатели для расчета элементов сводного интегрального индекса развития среднего предпринимательства Принцип расчета

1. Интегральный индекс функционирования среднего предпринимательства (1ф) Количество средних предприятий на 1000 человек населения (I) Доля средних предприятий в общей численности предприятий и организаций (I) Средний объем оборота средних предприятий в расчете на одно предприятие (1о) Инвестиции в основной капитал средних предприятий в расчете на одно предприятие (I) Инвестиции в основной капитал средних предприятий на душу населения (1п) (Число средних предприятий / Численность населения) х 1000 (Число средних предприятий / Общее число предприятий и организаций) х X 100 % Объем оборота средних предприятий / Число средних предприятий Инвестиции в основной капитал средних предприятий / Число средних предприятий Инвестиции в основной капитал средних предприятий / Численность населения

2. Интегральный индекс социально -экономической эффективности среднего предпринимательства (1СЭ) Среднее число занятых на одном среднем предприятии (!у) Средняя численность занятых на средних предприятиях на 1000 человек экономически активного населения (1_) Доля продукции, произведенной средними предприятиями, в объеме валового регионального продукта юга Тюменской области (1т) Средняя численность работников средних предприятий (без внешних совместителей) / Число средних предприятий (Средняя численность работников средних предприятий (без внешних совместителей) / Численность экономически активного населения) х 1000 (Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами средних предприятий / ВРП юга Тюменской области) х 100 %

* Составлено на основе методики проекта «Разработка интегральных показателей и подготовка предложений по внедрению механизмов управления сектором малого предпринимательства по целям и результатам деятельности» [2].

Таблица 2

Результаты расчета простых и интегральных индексов, отражающих состояние и развитие среднего предпринимательства на юге Тюменской области*

Показатель Год

2008 2009 2010 2011 2012

Количество средних предприятий на 1000 человек населения, ед. 0,16 0,17 0,22 0,18 0,15

I ч — 1,06 1,29 0,82 0,83

Доля средних предприятий в общей численности предприятий и организаций, % 0,46 0,51 0,64 0,53 0,47

I — 1,11 1,25 0,83 0,89

Средний объем оборота средних предприятий в расчете на одно предприятие, млн р. 242,03 1 91,97 180,62 188,23 241,86

I о — 0,79 0,94 1,04 1,28

Инвестиции в основной капитал средних предприятий в расчете на одно предприятие, млн р. 18,66 12,06 11,32 11,97 18,27

I. 1 — 0,65 0,94 1,06 1,53

Инвестиции в основной капитал средних предприятий на душу населения, тыс. р. 2,94 2,01 2,44 2,11 2,81

1п — 0,68 1,21 0,86 1,33

1Ф — 0,84 1,12 0,92 1,14

Среднее число занятых на одном среднем предприятии, чел. 142 122 109 115 109

I — 0,86 0,89 1,06 0,95

Средняя численность занятых на средних предприятиях на 1000 человек экономически активного населения, чел. 42 40 47 40 33

I — 0,95 1,18 0,85 0,83

Доля продукции, произведенной средними предприятиями, в объеме валового регионального продукта юга Тюменской области, % 5,79 4,95 5,73 3,93 3,86

I т — 0,85 1,16 0,69 0,98

— 0,89 1,07 0,85 0,92

— 0,86 1,09 0,88 1,02

* Составлено на основе методики проекта «Разработка интегральных показателей и подготовка предложений по внедрению механизмов управления сектором малого предпринимательства по целям и результатам деятельности» [2]. Рассчитано по данным [3; 4; 9; 13].

Сводный интегральный индекс развития среднего предпринимательства в 2009 г. соответственно демонстрирует минимальное за исследуемый период значение — 0,86.

Очевидно, что кризисные явления в экономике страны и региона в 2007-2009 гг. вынуждают средние предприятия снижать инвестиционную активность, оптимизировать расходы на содер-

жание персонала и, соответственно, его численность, отражаются на деятельности среднего бизнеса (снижение оборота).

На фоне кризисных показателей 2009 г. индексы 2010 г. достигают своих максимальных значений (1,09 для сводного интегрального индекса развития среднего предпринимательства). Однако при детальном рассмотрении становится

^Ф 1СП ^СЭ

Графическая интерпретация интегральных индексов, отражающих состояние и развитие среднего предпринимательства на юге Тюменской области

очевидным, что отмеченная положительная динамика не является столь однозначной. Так, при росте количества средних предприятий на 1000 человек населения и их доли в общей численности предприятий продолжают снижаться показатели в расчете на одно предприятие: средний объем оборота, инвестиции в основной капитал, среднее число занятых.

Дальнейшая динамика развития среднего бизнеса (2011-2012 гг.) характеризуется возвращением значений показателей, связанных с функционированием данного сегмента, к уровню 2008 г. Однако показатели второго блока, отражающие социально-экономическую эффективность среднего предпринимательства, демонстрируют заметную отрицательную динамику по итогам пятилетнего периода (2008-2012 гг.). Так, среднее число занятых на одном среднем предприятии по сравнению с 2008 г. уменьшилось на 23 %, средняя численность занятых на средних предприятиях на 1000 человек экономически активного населения снизилась на 21 %. Доля продукции, произведенной средними предприятиями, в объеме ВРП юга Тюменской области также существенно снижается за рассматриваемый период, однако это снижение вызвано резким скачком в росте ВРП (на 37 % за период с 2008 по 2012 г.), а не снижением объема отгруженных товаров собственного производства.

Важно также отметить, что по данным на 2012 г., среднее число занятых на одном среднем предприятии составило 109 человек, а средний объем оборота в расчете на одно предприятие — 241,86 млн р. При этом Федеральным

законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [14] установлены специфические для среднего бизнеса критерии: средняя численность работников за предшествующий календарный год — в диапазоне от 101 до 250 человек включительно, и предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) — до 1000 млн р. (для малых предприятий — до 400 млн р.). Указанные данные свидетельствуют о том, что среднестатистическое среднее предприятие юга Тюменской области по своим характеристикам находится на так называемой условной границе с сегментом малого бизнеса, что косвенно свидетельствует о необходимости государственной поддержки, в том числе создания дополнительных внешних стимулов для развития региональных средних предприятий.

Появившиеся в последние годы немногочисленные исследования российских средних компаний (см., в частности, [6; 12]) также содержат аргументы в пользу необходимости более пристального внимания государства к данному бизнес-сегменту. Так, авторы первого в стране исследования средних компаний, опубликованного в журнале «Эксперт» [12], утверждают, что «средний бизнес, обслуживая конечный спрос, несет на себе все издержки монополизма, роста цен на услуги естественных монополий и низких темпов роста доходов населения, которые и съедают его прибыли». Кроме того, авторы утверждают, что «результаты исследования фиксируют явное ухудшение положения среднего бизнеса в период кризиса», а основной вывод

исследования формулируют так: «...российский средний бизнес — одна из опор и важнейший драйвер развития экономики страны — нуждается в резком повышении устойчивости». На региональном уровне, как показывают проведенные расчеты, тенденции те же: средний бизнес юга Тюменской области за период с 2008 по 2012 г. скорее был нацелен на «выживание» и сохранение уже достигнутых показателей деятельности, чем на развитие и расширение.

Таким образом, с учетом вышеперечисленных сильных сторон региональных средних предприятий и их подверженности отрицательным внешним факторам, важной целью в процессе управ-

ления региональным развитием становится всестороннее изучение их состояния и динамики развития, а также разработка специфических мер государственной поддержки.

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. № 1142 утверждены специальная методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, а также перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности их деятельности [11]. Указанная методика предполагает комплексную оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с использованием следующей формулы:

И

К = 0,81 п1

0,2И

(3)

где Ип1 — сводный индекс значения показателя «ожидаемая продолжительность жизни при рождении»; Ип2 — сводный индекс значения показателя «объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)», соотнесенного с показателем численности населения; Ипз — сводный индекс значения показателя «оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями», соотнесенного с показателем численности населения; Ип4 — сводный индекс значения показателя «объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ», соотнесенного с показателем численности населения; Ип5 — сводный индекс значения показателя «уровень безработицы в среднем за один год»; Ипб — сводный индекс значения показателя «реальные располагаемые денежные доходы населения»; Ип7 — сводный индекс значения показателя «удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда»; Ип8 — сводный индекс значения показателя «доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших Единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений»; Ип9 — сводный индекс значения показателя «смертность населения (без показателя

смертности от внешних причин)»; ИпШ — сводный индекс значения показателя «оценка населением деятельности органов государственной власти субъекта РФ».

Как видим, среди показателей, участвующих в расчете итогового коэффициента, присутствуют индикаторы, связанные с сегментом малого (микро-) предпринимательства, в то время как индикаторы по сегменту среднего бизнеса в расчете не участвуют. На региональном уровне показатели, характеризующие эффективность реализации долгосрочной целевой программы «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области» на 2014-2016 гг. [5], также либо характеризуют развитие малого бизнеса, либо являются комплексными и не позволяют отследить динамику непосредственно в сегменте среднего бизнеса (например показатель прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Тюменской области).

В данной ситуации представляется важным продумать возможность включения показателей, характеризующих развитие среднего бизнеса, в перечень целевых индикаторов, по которым в дальнейшем можно оценивать эффективность регионального управления, а в частности результативность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Список литературы

1. Агентство готово поручиться [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/05/13/agentstvo. Ыт1

2. Буев, В. В. Интегральные показатели развития малого предпринимательства. Доклад по результатам проекта «Разработка интегральных показателей и подготовка предложений по внедрению механизмов управления сектором малого предпринимательства по целям и результатам деятельности» / В. В. Буев и др. М., 2007. 42 с.

3. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области за январь — декабрь 2010 г. : стат. бюл. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Тюмен. обл. Тюмень, 2011. 101 с.

4. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области за январь — декабрь 2012 г. : стат. бюл. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Тюмен. обл. Тюмень, 2013. 102 с.

5. Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области на 2014-2016 гг.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tyumen-region.ru/business/dcp/

6. Перечнева, И. Золотая середина / И. Перечнева, Л. Полоцкая // Эксперт-Урал: прил. к журн. «Эксперт». 2013. № 50. С. 32-35.

7. Кадочникова, И. Ю. Стратегия формирования среднего бизнеса в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. социолог, наук. Тюмень, 2006.

8. Кондратьев В. Средний бизнес в мире и в России / В. Кондратьев, Г Рамазанов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 6. С. 13-18.

9. Малое и среднее предпринимательство в Тюменской области (2008-2009) : стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Тюмен. обл. Тюмень, 2010. 224 с.

10. Попова, А. О. Формы и методы финансово-кредитной поддержки среднего бизнеса в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс] / А. А. Попова. URL: http://www. engec.ru/system/files/old/124343150361156100.pdf

11. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”» // Собр. законодательства РФ. 2012. № 35. Ст. 4774.

12. Доронин, С. Средний класс технологического бизнеса / С. Доронин, А. Кирпичников // Эксперт. 2012. № 50. С. 110-117.

13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.tumstat.gks.ru

14. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

Сведения об авторах

Лиман Ирина Александровна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. irina_liman@mail.ru

Гольдман Ирина Юрьевна — аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Финансовоэкономического института Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. goldira@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 15 (344).

Economy. Issue. 45. P. 108-115.

INDICATORS OF MEDIUM ENTERPRISES’ ACTIVITIES AS AN ELEMENT OF REGIONAL MANAGEMENT EFFICIENCY ASSESSMENT

I. A. Liman

PhD in Economics, Professor, Head of Department of Economic Theory and Applied Economics, Tyumen State University,

Tyumen, Russia. irina_liman@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I. Y. Goldman

P. G. student, Department of Finance, Monetary and Credit, Tyumen State University, Tyumen, Russia. goldira@yandex.ru

This article deals with key characteristics of Russian medium businesses. The indicators of its operation in the south of the Tyumen region are analyzed for the period from 2008 to 2012 and the consolidated integral index of medium enterprises’ development is calculated. The necessity of elaborating special support measures for medium-sized companies is substantiated in the article. In conclusion, the last section describes the importance of medium businesses dynamics evaluation during the process of regional management efficiency assessment.

Keywords: medium business, indicators of medium enterprises’ development, medium-sized companies operating problems, state support of entrepreneurship, regional management efficiency assessment.

References

1. Agentstvo gotovo poruchitsja [The Agency is ready to vouch for] [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. rg.ru/2014/05/13/agentstvo.html

2. Buev, V. V. Integralnye pokazateli razvitija malogo predprinimatelstva. Doklad po rezultatam proekta «Razrabotka integralnyh pokazatelej i podgotovka predlozhenij po vnedreniju mehanizmov upravlenija sek-torom malogo predprinimatelstva po celjam i rezultatam dejatelnosti» [Integral indicators of development of small business. The report on the results of the project “Development of integrated indicators and preparation of proposals on implementation of control mechanisms small business sector goals and results of operations”] / V. V. Buev i dr. M., 2007. 42 s.

3. Dejatelnost sub”ektov malogo i srednego predprinimatelstva v Tumenskoj oblasti za janvar — dekabr 2010 goda [Activity of subjects of small and medium enterprises in the Tumen region in January — December 2010] : stat. bjul. / Territor. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Tumen. obl. Tumen, 2011. 101 s.

4. Dejatelnost sub”ektov malogo i srednego predprinimatelstva v Tjumenskoj oblasti za janvar — dekabr 2012 goda [Activity of subjects of small and medium enterprises in the Tyumen region in January — December 2012] : stat. bul. / Territor. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Tumen. obl. Tumen, 2013. 102 s.

5. Dolgosrochnaja celevaja programma «Osnovnye napravlenija razvitija malogo i srednego predprinimatelstva v Tjumenskoj oblasti na 2014-2016 gody» [Long-term target program “The Basic directions of development of small and medium enterprises in the Tyumen region” in 2014-2016] [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.tyumen-region.ru/business/dcp/

6. Perechneva, I. Zolotaja seredina [Golden middle] / I. Perechneva, L. Polockaja // Ekspert-Ural: pril. k zhurn. «Ekspert». 2013. № 50. S. 32-35.

7. Kadochnikova, I. Yu. Strategija formirovanija srednego biznesa v sovremennom rossijskom obshhestve [Strategy of forming medium business in the modern Russian society] : avtoref. dis. ... kand. sociolog. nauk. Tumen, 2006.

8. Kondratev V. Srednij biznes v mire i v Rossii / V. Kondratev, G. Ramazanov [The average business in the world and in Russia] // Mirovaja ekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2008. № 6. S. 13-18.

9. Maloe i srednee predprinimatelstvo v Tumenskoj oblasti (2008-2009) [Small and medium enterprises in the Tumen region (2008-2009)] : stat. sb. / Territor. organ Feder. sluzhby gos. statistiki po Tumen. obl. Tumen, 2010. 224 s.

10. Popova, A. O. Formy i metody finansovo-kreditnoj podderzhki srednego biznesa v Rossijskoj Federacii [Forms and methods of financial support of average business in the Russian Federation] : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Elektronnyj resurs] / A. A. Popova. URL: http://www.engec.ru/system/files/old/124343150361156100.pdf

11. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 3 nojabrja 2012 g. № 1142 «O merah po realizacii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 avgusta 2012 g. № 1199 “Ob ocenke jeffektivnosti dejatelnosti organov ispolnitel-noj vlasti sub”ektov Rossijskoj Federacii”» [Resolution of the Government of the Russian Federation from 03.11.2012 №1142 “On measures on realization of the decree of the President of the Russian Federation dated August 21, 2012 № 1199 “About evaluation of efficiency of activity of enforcement authorities of subjects of the Russian Federation”] // Sobr. zakonodatelstva RF. 2012. № 35. St. 4774.

12. Doronin, S. Srednij klass tehnologicheskogo biznesa [The middle class technology business] / S. Doronin, A. Kirpichnikov // Ekspert. 2012. № 50. S. 110-117.

13. Territorialnyj organ Federalnoj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Tumenskoj oblasti [Territorial body of Federal state statistics service in the Tumen region] [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.tumstat.gks.ru

14. Federalnyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossijskoj Federacii» [The Federal law from July 24 2007 № 209-FZ “About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation”] // Sobr. zakonodatelstva RF. 2007. № 31. St. 4006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.