Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОЛИФАГОВ В ОТНОШЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ КИШЕЧНЫМИ ВИРУСАМИ'

ИНДИКАТОРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОЛИФАГОВ В ОТНОШЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ КИШЕЧНЫМИ ВИРУСАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ю.А. Рахманин, А.Е. Недачин, Т.В. Доскина, Н.М. Корнилова, Р.А. Дмитриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It has been found out that a coli-phage is a more reliable indirect indicator of viral pollution of drinking water that the existing indirect bacterial indicators. Coli-phages concentration in drinking water on the level of single PFU/1 is evidence of disturbances in the barrier function of water-treatment facilities with respect to viral microflora and of the possible epidemic danger of water with respect to viral infection. The absence of coli-phages in I 1 of water sample should be considered the standard level of coli-phages of drinking water.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОЛИФАГОВ В ОТНОШЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ КИШЕЧНЫМИ ВИРУСАМИ»

7.

Черных О. В. // Гигиена 1985. —Вып. 24. —С. 14

8. Черных О. ВН.

населенных 16.

В. II Защита

мест.

Киев,

воздушного бас-

сейна от выбросов промышленных предприятий и транспорта. — Пермь, 1986. — С. 29—30.

Поступила 15.06.89

Гигиена воды, санитарная охрана

водоемов и почвы

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 613.31:[578.7:578.835.1].083.2

Ю. А. Рахманин, А. Е. Недачин, Т. В. Доскина, Н. М. Корнилова,

Р. А. Дмитриева, Ю. М. Шарлот

ИНДИКАТОРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОЛИФАГОВ В ОТНОШЕНИИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ КИШЕЧНЫМИ ВИРУСАМИ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Проблема обеспечения населения страны доброкачественной питьевой водой становится одной из самых актуальных в настоящее время, что обусловлено неуклонным ростом водопо-требления, качественными изменениями водоисточников, подвергающихся практически неконтролируемому антропогенному воздействию; неадекватностью существующих способов водо-подготовки в отношении наиболее устойчивых представителей вирусной микрофлоры.

На фоне повышенной в некоторых регионах заболеваемости населения кишечными вирусными инфекциями, в том числе вирусными гепатитами с энтеральным механизмом передачи (гепатиты А, ни А ни В), важное значение имеют неспецифические меры профилактики, направленные на ограничение циркуляции возбудителей заболеваний в водных объектах окружающей среды, обеспечение эпидемической безопасности при хозяйственно-питьевом водопользовании.

В то же время известно, что контроль за безопасностью питьевой воды с использованием традиционных бактериальных индикаторов не всегда надежен, что зачастую приводит к неверной оценке эпидемической ситуации. Кроме того, как показывают работы отечественных и зарубежных авторов, коли-бактерии не являются адекватными показателями надежности обработки питьевой воды в отношении вирусов.

В исследованиях P. Payment и соавт. [8], проведенных на 7 водопроводных станциях в Канаде, показано отсутствие корреляции между обнаружением в очищенной питьевой воде энтеровирусов и бактериальных индикаторов: 7 % проб питьевой воды, отвечающей бактериальным стандартам, содержали вирусы 3 типов:

Коксаки ВЗ и В4, ECHO 7. Вирусное загрязне-

ние родниковои питьевои воды зарегистрировано в ряде сел Франции [10]: в 3 пробах выделен реовирус типа 2. В связи с тем что две из указанных проблем были свободны от индикаторных бактерий, авторы делают вывод, что рутинные бактериологические анализы следует считать недостаточными для оценки безопасности питьевой воды в отношении вирусного загрязнения. О выделении ротавирусов и вирусов Коксаки В из проб питьевой воды при ее стандартных бактериологических показателях свидетельствуют результаты исследований, представленные в [2]. При отсутствии коли-форм-ных бактерий и высоком содержании свободного остаточного хлора (на уровне 0,8 мг/л) из питьевой воды выделен вирус гепатита А [3].

В последние годы в отечественной и зарубежной литературе появились данные, свидетельствующие о более адекватной значимости коли-фагов в отношении вирусного загрязнения воды по сравнению с бактериологическими показателями [1, 4, 7]. Установлено, что уровни содержания коли-фагов и энтеровирусов в питьевой воде изменяются одинаково по сезонам года [И]. При этом содержание коли-фагов превышает концентрацию энтеровирусов, однако их соотношение сохраняется постоянным на разных этапах очистки воды до хлорирования. Результаты статистически достоверны и свидетельствуют о возможности использования коли-фагов в качестве индикаторов вирусного загрязнения воды. Результаты исследований А. Ре1;го-у!соуа и А. Бткоуа [9] также указывают на наличие сильной корреляционной связи между содержанием коли-фагов и энтеровирусов в обработанной питьевой воде. Авторы рекомендуют использовать коли-фаги для наблюдения за процессами обработки питьевой воды, когда

прямое вирусологическое исследование невозможно. I. Kott [6] характеризует коли-фаги как безупречные индикаторы вирусного загрязнения воды в силу следующих положений: они присутствуют везде, где имеются вирусы; количество выделенных коли-фагов эквивалентно или выше количества выделяемых энтеровирусов; бактериофаги обладают по крайней мере такой же устойчивостью к факторам окружающей среды, как и энтеровирусы. Преимуществом является также быстрота их выделения — в течение 24 ч.

Проблема выбора коли-фагов как более надежных индикаторов вирусного загрязнения по сравнению с коли-бактериями включает в себя и решение вопроса об их регламенте в питьевой воде. В 1986 г. W. Grabow [5] предложил в качестве регламентируемого уровня коли-фагов в питьевой воде отсутствие их в 100 мл исследуемой воды, что может свидетельствовать о ее эпидемической безопасности в отношении вирусного загрязнения. В нашей стране коли-фаги в качестве индикаторов вирусного загрязнения рекомендованы для использования при оценке качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения (ГОСТ 2761—84), морских вод (Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения №4631— 88). Регламент коли-фагов установлен на уровне 100 БОЕ/л.

Разработка методов индикации коли-фагов в слабо загрязненных водах1 позволила подойти к решению проблемы совершенствования системы косвенных показателей эпидемической безопасности питьевой воды. С этой целью были проведены исследования по обоснованию возможности использования коли-фагов в качестве показателей загрязнения вирусами питьевой воды централизованных систем водоснабжения. При сравнительной оценке индикаторного значения коли-фагов и регламентируемых в настоящее время бактерий группы кишечных палочек констатировано, что коли-фаги и вирусы выделяются из проб питьевой воды, которые соответствуют требованиям ГОСТа 2874—82 по бактериологическим показателям.

На рисунке представлены результаты сезонных исследований качества питьевой воды по микробиологическим показателям на водопроводных сооружениях одного из городов Средней Азии. Установлено, что в воде, обработанной по 2-этапной схеме с использованием обеззараживания дозами хлора в соответствии с требованиями ГОСТа 2874—82, происходило интенсивное устранение бактериального загрязнения — коли-индекс снижался с 250 000 до 3, т. е. более чем в 100 000 раз. В то же время

1 Методические рекомендации по контролю и оценке вирусного загрязнения объектов окружающей среды. — 1986

250000 200000

150000 100000 50000

/0000 %

5000

Гост . 2761-84

IООО /00

5 3

Гост 2874-82

I

ДА ААААЛА

а

к

I

5

л

л д

Л А

~БГЪ—2Г~

ДААДАДАЛ

/УЛЛАЛлДЛ

а / • 2

® 3

А Л А 5

Эффективность водоподготовки по микробиологическим

показателям.

а — весенний сезон; б — осенний сезон. I — вода, поступающая на обработку; II — вода после обработки. 1 — бактерии группы кишечных палочек (индекс); 2 — фаги (в БОЕ/л); 3 — фаги и вирусы (в БОЕ/л); 4 — нормативный уровень по ГОСТу 2761—84; 5 — нормативный уровень по ГОСТу 2874—82.

содержание коли-фагов уменьшалось незначительно — всего в 10—15 раз, при этом на фоне выделения коли-фагов в обработанной воде, стандартной по бактериологическим показателям, отмечались и положительные пробы в отношении энтеровирусов, серологический спектр которых включал вирусы полиомиелита I—III типов, Коксаки В1—В6, ECHO 7, 19, 23, а также антиген вируса гепатита А. Полученные результаты наглядно свидетельствуют о нивелировании санитарно-показательной значимости коли-бактерий в отношении вирусного за-рязнения в обработанной питьевой воде.

Исследования, проведенные в 3 городах, расположенных в различных природно-климатических регионах страны (см. таблицу), показали, что динамика изменения процента нестандартных проб по коли-индексу не отражает уровня вирусной контаминации питьевых вод и их эпидемической безопасности в отношении возбудителей кишечных вирусных инфекций. В частности, при максимальном проценте выделения энтеровирусов из проб питьевой воды в городе 3 в условиях высокой заболеваемости населения вирусными гепатитами с энтеральным механизмом передачи процент нестандартных проб по коли-индексу достигал всего 10. В то же время динамика выделяемое™ коли-фагов полностью соответствует таковой энтеровирусов.

Обращает на себя внимание превышение процента выделения коли-фагов по сравнению с процентом положительных проб на энтеровирусы в питьевой воде, что согласуется с материалами [6] и отвечает требованиям, предъявляемым к санитарно-показательным микроорга-

Результаты бактериологических исследований питьевой

воды

Город Процент нестандартных проб питьевой воды Процент проб питьевой воды, содержащих

по коли-индексу (ГОСТ 2874 —82) коли-фаги энтеровирусы

1 0 И 4

2 24 74 26

3 ; 10 90 61

низмам. По-видимому, это объясняется также различием в чувствительности используемых методов выделения коли-фагов и энтеровирусов, а также ограниченностью изучавшегося спектра вирусов в питьевой воде. По мере совершенствования методов прямой индикации различных вирусов процентные соотношения вирусов и коли-фагов будут изменяться.

Статистическая обработка результатов натурных исследований, характеризующих качество изученных проб воды централизованного водоснабжения по показателям коли-индекса, индекса коли-фагов и энтеровирусов, показала наличие прямой достоверной связи между содержанием коли-фагов и энтеровирусов (г=0,4 при р<0,05) и отсутствие связи между коли-индек-сом и количеством энтеровирусов (7 = 0,03 при р>0,05).

Для установления норматива содержания коли-фагов при его использовании в качестве показателя вирусного загрязнения питьевой воды был проведен анализ результатов исследований по выделению энтеровирусов в зависимости от индекса коли-фагов. С этой целью вируссодержащие проблемы были ранжированы в зависимости от уровня индекса коли-фагов в пробах. При индексе коли-фагов 0, 1—9 и 10— 404 БОЕ/л процент положительных проб на эн-теровирусы составил соответственно 7,8, 39,4 и

52,8.

Результаты исследований, проведенных на территориях с высокой заболеваемостью кишечными вирусными инфекциями и вирусными гепатитами, свидетельствуют, что при наличии коли-фагов в питьевой воде даже на уровне единичных БОЕ/л до 40 % проб воды может содержать вирусы. В связи с тем что при отсутствии коли-фагов в пробах воды в 7,8 % имело место выделение энтеровирусов, был проведен дополнительный статистический анализ полу-

ченных материалов, который показал, что в данном случае наличие вирусов носит случайный характер, а основной закономерностью является их отсутствие при отсутствии коли-фагов.

Выводы. 1. Коли-фаги являются более надежными косвенными показателями вирусного загрязнения питьевой воды по сравнению с кишечными бактериями.

2. Присутствие коли-фагов в водопроводной воде на уровне единичных БОЕ/л свидетельствует о нарушении барьерной функции водоочистных сооружений в отношении вирусной микрофлоры и о ее потенциальной опасности в отношении возникновения кишечных вирусных инфекций.

3. Лимитирующим уровнем коли-фагов в обработанной водопроводной воде, обеспечивающим ее эпидемическую безопасность в отношении вирусов, следует считать отсутствие их в пробе воды объемом 1 л.

Литература

1. Дмитриева Р. А. и др. Окружающая среда и здоровье населения.— Таллинн, 1984. — С. 18—19.

2. Deetz F.. Sniith Е. et al.// Water Res. — 1984.—Vol. 18, N 5. —P. 567—571.

3. Gerba C., Kesmick В., Du Pont H., Fields H. // Enteric. Viruses Water. — Basel, 1984. —P. 119—125.

4. Grabow W. О. K-, Coubrougi P. et al. //Water South Africa.— 1984.— Vol. 10, N41. —P. 19.

5. Grabow W. О. K. // New Letter.— 1986.— N 8. — P. 11—12.

6. Kott /.//Monogr. Virol. — 1984.— Vol. 15. —P. 171— 174.

7. Olpfien M. van Baan // J. Watermoors abval water naudel. — 1984.— Vol. 7, N 12. — P. 233—245.

8. Payment P., Trudel N., Olaute R. // Appl. environm, Microbiol.— 1985.— Vol. 49, N 6. —P. 1418—1428.

9. Petrovicoua A., Simkova A. // Viruskontamination der Umwelt und Verbakrender KonteroII: Simposium. — Dresden, 1987. — S. 78—84.

10. Schwartrbrood L., Fimance C. et al.//Zbl. Bakt. I Abt. Orig. В. — 1985.— Bd 181, N 3—5. —S. 383—389.

11. Steller R. // Appl. environm, Microbiol.— 1984.— Vol. 48, N 3. — P. 668—670.

Поступила 23.05.S9

Summary. It has been found out that a coli-phage is a more reliable indirect indicator of viral pollution of drinking water that the existing indirect bacterial indicators. Coli-phages concentration in drinking water on the level of single PFU/1 is evidence of disturbances in the barrier function of water-treatment facilities with respect to viral microflora and of the possible epidemic danger of water with respect to viral infection. The absence of coli-phages in I 1 of water sample should be considered the standard level of coli-phages of drinking water.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.