Верховцева О.Н. магистрант
ФГАОУВПО «НИУ «Высшая школа экономики»
Россия, г. Санкт-Петербург ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА РЕГИОНА: РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ
Статья посвящена проблеме оценки социальной ответственности бизнеса. В статье описан механизм разработки и использования индикатора социальной ответственности бизнеса региона. Приведен расчёт на примере трех регионов.
Ключевые слова: социальная ответственность, региональная экономика, концепция КСО, социально-экономический индикатор.
The article is devoted to the evaluation of corporate social responsibility. This article describes the mechanism of development and use of indicators of social responsibility of business in the region. An example of the calculation to the three regions.
Keywords: social responsibility, regional economics, the concept of CSR, socio - economic indicator.
Социальная ответственность - это сознательные действия, положительно влияющие на условия жизни жителей региона или уменьшающие отрицательные последствия деятельности компаний в регионе. Данный феномен отличается своей комплексностью и сложностью оценки. Для измерения социальной ответственности бизнеса региона был разработан индикатор социальной ответственности бизнеса региона, акцентирующий свое внимание на социальной составляющей и нуждах работников.
Данный индикатор необходим для сравнения состояния социальной ответственности бизнеса в регионах. Период оценки оставляет 1 год. Оценивается изменение ситуация в регионе за прошедший год. Оцениваемым явлением является социальная ответственность бизнеса в регионе. Объектом исследования выступает совокупность компаний в регионе.
Данный индикатор будет полезен государственным органы (администрация региона) для сравнения регионов между собой, будущим сотрудникам компаний при выборе региона для работы, будущим жители региона, инвесторам. Для понимания сути индикатора необходимо определить показатели беды и блага. Бедой является наличие серьезных социальных проблем, загрязнение окружающей среды, неблагополучное общество. Благо - благополучное и процветающее общество, развитая социально-экономическая ситуация.
Индикатор включает в себя 4 показателя: исходный показатель и 3
дополняющих показателя. Рассмотрим процесс разработки индикатора подробнее.
Исходным показателям является доля инвестиций компаний в экологию региона - Investments (I). Дополняющий показатель 1: Доля выплаченных налогов - Taxes (T). Дополняющий показатель 2: Доля задолженности по заработной плате - Arrears of wages (A). Дополняющий показатель 3: Доля затрат организаций на рабочую силу на социальные нужды - Social needs (S).
Каждый показатель в индикаторе имеет определенный вес. Весовые коффициенты были распределены следующим образом: I - 0.2 T - 0.2 A - 0.3 S - 0.3
Веса распределялись исходя из важности показателей. Оценка была субъективной. Акцент делался на социальной составляющей и нуждах работников.
Выведенная формула индикатора имеет вид:
(I*0.2)*(T*0.2)*(A*0.3)*(S*0.3), (1)
Так как доля задолженности по заработной плате имеет отрицательное значение, необходимо трансформировать формулу. Формула примет вид (2):
(I*0.2)*(T*0.2)*|((A-1)|*0.3))*(S*0.3), (2)
Проведем расчёт полученного индикатора социальной ответственности бизнеса региона по трем регионам: Самарская область, Ульяновская область, Саратовская область. Периодом оценки будет являться 2013 год.
Расчет индикатора по трем регионам представлен в таблице 8.
Таблица 1. Расчет индикатора для трех регионов
Самарская область Ульяновская область Саратовская область
(4*0.2)*(2*0.2)*((2-1)*0.3)*(24.4*0.3) = 0.7 (0.1*0.2)*(0.4*0.2)*(|(0.05-1)|*0.3)*(23.1*0.3) = 0.003 (0.4*0.2)*(0.7*0.2)*(|(0.9-1)|*0.3)*(21.8*0.3) = 0,002
Результаты расчёта свидетельствуют, что в Самарской области социальная ответственность находится на более высоком уровне, чем в Ульяновской и Саратовской областях. Показатели Ульяновской и Саратовской областей находятся примерно на одинаковом уровне.
Использованные источники: 1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 05.06.2016).