УДК 305.357
ИНДИКАТИВНЫМ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
© 2014 С. О. Новосельский
канд. экон. наук, доцент каф. учета и финансов e-mail: nsvyatoslav@yandex.ru
Курский государственный университет
Статья посвящена оценке уровня социально-экономического развития ряда
регионов России на основе анализа сопоставимых интегральных показателей с учетом
применения методов математического моделирования развития социальноэкономических систем и принципа индикативности
Ключевые слова: индикативный механизм, регион, развитие.
Современное региональное социально-экономическое развитие проходит в условиях усиливающейся конкуренции регионов за создание благоприятных условий ведения бизнеса и повышения качества жизни населения. Одной из важных проблем современной России является значительная дифференциация темпов экономического развития российских регионов. Рыночные условия изменили и понимание региональной политики, проводимой федеральным центром и самими регионами. В этой связи особенно важной, на наш взгляд, представляется разработка концепции индикативного механизма оценки социально-экономической конкурентоспособности развития регионов, которая должна стать одной из исходных стадий стратегического государственного планирования и включать в себя систему научно-технического, экономического, общественно-политического, социального, экологического развития России, основанную на закономерностях общественных процессов и рыночного хозяйствования, а также на сочетании использования инерционно-изыскательского и нормативного прогнозирования.
При разработке системной модели определения потенциала территории с целью применения ее к исследованию социально-экономического потенциала региона необходимо учитывать следующие основные аспекты анализа в рамках системного подхода:
1) элементный аспект - выявление структуры потенциала; виды потенциалов;
дифференцированные характеристики потенциалов; общность и мощность
потенциалов;
2) структурный аспект - установление структурных характеристик системы потенциалов: типы связей, количественные и качественные взаимозависимости;
3) функциональный аспект - выявление функций потенциалов в системе территориального развития; сравнение функций с целью определения сходств и отличий; выявление функциональной структуры территориального потенциала;
4) интегративный аспект - выяснение противоречий в системе потенциалов, путей и способов разрешения найденных противоречий;
5) определение иерархии потенциалов в зависимости от значимости для устойчивого развития координационных связей системы потенциалов с внешней по отношению к территории средой; определение тесноты данных связей;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
6) исторический аспект - рассмотрение потенциалов территории сквозь призму их исторического развития; выявление этапов в формировании и развитии потенциалов; сравнение выявленных тенденций с общероссийскими особенностями развития.
Алгоритм проведения оценки потенциалов социально-экономического развития региона представлен на рисунке 1.
При этом, на наш взгляд, механизм интегрально-индикативного планирования развития региона должен включать в себя ряд основных элементов:
- концепцию развития;
- макромодель развития;
- систему оценочных показателей развития;
- базовую экономико-математическую модель развития региона.
Рис. 1. Алгоритм оценки потенциалов социально-экономического развития региона
В то же время под концепцией целенаправленного, комплексного и устойчивого социально-экономического развития региона следует понимать систему
аргументированных представлений о миссии, стратегических приоритетах и целях развития общества, экономики, природной среды в виде взаимосвязанной совокупности важнейших политик, методов и механизмов реализации целей. Данная концепция развития должна реализовать ключевые принципы системной модели конкурентоспособного и инновационного роста экономики страны в целом.
Макромодель планирования механизма интегрально-индикативного развития региона должна включать в себя систему целей развития, ключевых макропропорций и приоритетов, формируемых на основе объективных тенденций развития и прогнозов с использованием универсальной укрупненной экономико-математической модели, позволяющей обосновать цели, пропорции и структуру производства,
максимизирующие качество жизни населения и доходы консолидированного бюджета (рис. 2).
В этой связи, на наш взгляд, конечной целью реализации механизма интегрально-индикативного планирования развития региона должно стать повышение
Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3
Новосельский С. О. Индикативный механизм управления производственным
потенциалом социально-экономической системы уровня и качества жизни населения. В связи с этим возрастает значение не только социально-экономических факторов, но и конкурентных аспектов регионов.
Условные обозначения: - прогнозы, -CL
о экономические и другие ориентиры,
О - ,
целевые программы, Ч__с - сбалансированные планы,
- финансовое планирование (бюджеты).
Рис. 2. Граф взаимосвязи индикативного механизма управления
производственным потенциалом социально-экономическом системы
В условиях нестабильного экономического развития, которое осложняется последствиями мирового финансового кризиса конкурентоспособность становится решающим фактором, который способен обеспечить инновационное развитие России в целом и стратегическое развитие регионов в частности. Оценка конкурентоспособности
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
региона представляет собой важную исходную базу для региональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку и наращивание конкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире [Новоселова 2008].
В связи с этим важно не только обозначить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности экономики регионов, но и определить возможности использования механизмов, воздействующих на эти факторы, в целях повышения конкурентоспособности экономики регионов. Для этих целей нами под конкурентоспособностью региона с учетов реализации механизма интегральноиндикативного планирования развития субъекта предлагается понимать обусловленное экономическими, экологическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Формирование интегрально-индикативного механизма управления
производственным потенциалом экономической системы требует выработки обоснованного комплекса индикаторов, отражающих основные аспекты социальноэкономического развития региона. Рассмотрение достоинств и ограниченных возможностей формирования индикаторов социально-экономического развития регионов позволило предложить методику многомерной классификации регионов (в нашем исследовании регионов, образующих ЦФО РФ), по сгруппированным подмножествам показателей промышленного потенциала и социально-экономического развития субъектов РФ, принятым Федеральной службой государственной статистики, что позволяет обосновать взаимозависимость промышленного потенциала и социально-
Доминирующее факторное воздействие уровня промышленного потенциала на социальноэкономическое развитие регионов
______________________\Z__________________________
Индикаторы социально-экономического развития регионов
Рис. 3. Взаимозависимость индикаторов развития промышленного потенциала и социально-экономического развития регионов
Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3
Новосельский С. О. Индикативный механизм управления производственным
потенциалом социально-экономической системы
В процессе исследования нами был проанализирован уровень социальноэкономического развития ряда областей ЦФО РФ. Для расчета удельных весов оценки влияния факторов на результирующий индикатор экономико-математической модели предлагается индексный метод [Борисоглебская 2003]:
Таким образом, удельный вес фактора, находящегося в числителе модели, определяется по формуле
а= ^ -
lg (IR),
удельный вес фактора в знаменателе - по формуле
а= - MXl.
(1)
(2)
lg (IR),
Дальнейшая схема за анализируемый период может быть представлена в виде следующих модулей:
- ввод показателей, оказывающих максимальное воздействие на интегральный индикатор с учетом рассчитанных коэффициентов корреляции. По итогам расчетов к числу таковых можно отнести: среднегодовой товарооборот на душу населения, среднегодовую величину основных фондов на душу населения, объем валовой продукции и услуг на душу населения, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, величину жилой площади на душу населения, соотношение средней заработной платы и величины прожиточного минимума, коэффициент экологичности развития территории, долю политически активного населения в общей его численности;
- расчет коэффициентов по вышеперечисленным факторным показателям;
- расчет факторов мультипликативной экономико-математической модели и удельных весов их влияния на индикатор уровня социально-экономического развития региона;
- проведение комплексной оценки с экспертными выводами по полученным значениям модулей.
При этом нами предлагается использование рейтинга в качестве группировочного признака, который позволяет унифицировать подход в распределении регионов ЦФО РФ по интегральному индикатору. Данный подход необходим для решения следующих задач: классификации всех регионов территории по определенным признакам, анализа ситуации, складывающейся в регионе и в округе в целом, разработки рекомендаций по улучшению социально-экономической ситуации на основе реализации программы в рамках механизма интегрально-индикативного планирования развития региона.
Для определения рейтинга используется следующий метод.
1. Вычисляются значения стандартизированного показателя производственноэкономического состояния j-й организации:
а,.
хи="
max а
(3)
V
где maxaij - эталонное значение по каждому коэффициенту за период анализа; i = 1,2,.,., n - номер коэффициента; j = 1,2,..., m - номер предприятия.
2. Рассчитываются значения сравнительной оценки для определения ранга каждого района по формуле
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Rj=, t (' x )2.
V i=1
(4)
3. Районы Курской области ранжируются в порядке возрастания сравнительной оценки Rj. В результате наивысший ранг имеет район с минимальным значением сравнительной оценки [Борисоглебская 2003].
В зависимости от выявленных групп и рейтингов районов следует избрать вариант социально-экономической политики в отношении последних. На основе мониторинга и систематизации различных направлений оздоровления экономической, политической, социальной и экологической среды необходимо применять те или иные индикативные программные мероприятия повышения уровня социальноэкономического развития и отдельного района, и региона в целом. Программы целесообразно основывать на предложенной выше методике дифференцированного подхода к объектам исследования. Вариант программы зависит от эффективности функционирования того или иного района, которая определяется по ранее обоснованным критериям.
Для прогнозирования развития основных социально-экономических показателей регионов ЦФО РФ на среднесрочную перспективу в условиях реализации механизма интегрально-индикативного планирования развития нами предлагается использование статической модели эволюционных процессов [Волкова, Муха 2001].
Таблица 1
Г руппировка с регионов ЦФО РФ по интегральному индикатору социально-экономического развития
Районы Рейтинг Ранг
1 группа Прогрессивные
Белгородская область 0,886652 1
Ярославская область 1,660656 2
Воронежская область 1,81661 3
2 группа Стабильные
Курская область 1,837894 4
Липецкая область 1,838142 5
Орловская область 1,87599 6
Рязанская область 2,020772 7
Смоленская область 2,031048 8
Тульская область 2,183028 9
3 группа Застойные
Брянская область 2,799712 10
Владимирская область 2,870806 11
Тамбовская область 2,970422 12
Тверская область 3,202668 13
4 группа Регрессивные
Ивановская область 3,396674 14
Калужская область 3,505872 15
Костромская область 3,607278 16
Формирование среды осуществляется человеком в результате его деятельности, в которой ведущее воздействие оказывает человек своим влиянием на среду обитания и рациональное использование имеющихся ресурсов. Область развития СЭС делится
Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3
Новосельский С. О. Индикативный механизм управления производственным
потенциалом социально-экономической системы на 2 полуплоскости и нейтральную полосу между ними. Одной полуплоскостью определяются эволюционные пути при рациональном, положительном целенаправленном воздействии человека на окружающую среду (йПр>0, линии 1—4 на диаграмме «Продуктивность-время»). Другой полуплоскостью определяются эволюционные пути при стихийном отрицательном нецеленаправленном воздействии человека на окружающую среду (йПр<0, линии 1'—4' на диаграмме «Продуктивность-время»). Нейтральная полоса между полуплоскостями соответствует йПр=0. В зависимости от величины информационно-энергетического потока (ИЭП) и отношений между входящим (А) и выходящим (В) в единицу времени ИЭП имеем три случая (В>А, В=А, В<А). Для йПр>0 (I, II, III области на диаграмме), йПр<0 (IV, V, VI области диаграммы); для В=А соответствует линиям экспоненциальной зависимости (2 и 2'). Все это можно выразить формулой, когда А, В, С — константы, t — временной поток, dt>0, Пр0 — начальное значение продуктивности СЭС, С — имеющийся СЭС ИЭП.
Пр0(Ш
А - В
С
)р, d^>0
Пр(0= -фр0(Ж
А - В
С
)-р, d^<0,
Пр0, d^=0,
где р
В
А - В
(5)
Выбор эволюционного пути производится по степени р. В зависимости от величины р получаем 4 ветви роста продуктивности СЭС (1—4) или 4 ветви снижения вплоть до нуля (1'—4'). Значения 0<р<1 характеризуют границу между I и II (VI—V) областью и описываются иррациональными функциями. Если р=1, то линейная зависимость (1); р=—1 — обратная линейная зависимость (1'); р>1 или р<0 (область III или IV) — гипербола; р=<» — граница между II и III (IV и V) областями описывается экспоненциальной зависимостью.
Типы роста продуктивности СЭС представлены линиями: 1, 1' — р=1; 2, 2' — р=<»; 3, 3' — р<0, р>1; 4, 4' — 0<р<1; k — р=0.
Создание устойчивой (гармонической) взаимосвязи в СЭС. Величина гармоничности (устойчивости) имеющихся связей определяется по формуле
G:
В
В„
- B’
(6)
где В — ИЭП, выходящий из системы в единицу времени;
Втах — максимальное значение ИЭП в рассматриваемой системе.
Значение G=0,62 определяет устойчивое положение, соответствующее гармоническому значению золотого сечения; учитывая правило трех сигм (с ошибкой в 5%), можно получить интервал устойчивости от 0,53 до 0,71. G>0,62 характеризует разнородность ослабления связей, дисгармонию; G<0,62 — большую однородность, бедность в разнообразии творчества. Если иллюстрировать вектором направление эволюционного пути, то получается: • — устойчивое положение (0,53<G<0,71); \ — прогресс (G<0,53); | — регресс (G>0,71); ** — выбор пути, который характеризует предельные значения G=0 и G=^. Расчеты показывают, что гармоническое значение
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
продуктивности (Прг) можно вычислить по формуле
Прг = 0,38Пртах,
где Пртах - максимальное значение продуктивности системы [Волкова, Муха
2001].
При этом под продуктивностью понимается качественная характеристика оценки уровня состояния системы с различных точек зрения, том числе и экономической. Тенденции экономического развития, характеризуемые в зависимости от областей изменения продуктивности, классифицируются так: III - активный рост, II - прогресс, I - застой, VI - депрессия, V - регресс, IV - упадок. Таким образом, для определения эволюционного пути изучаемого процесса СЭС следует проверить 3 условия: определить область по величине продуктивности (бПр>0, бПр<0 или бПр=О); выбрать путь по величине значения степени р (0<р<1 - 4 или 4'; р=1 - 1; р=-1 - 1'; р=<» - 2 или 2'; р>1, р<0 - 3 или 3'); прогнозировать дальнейшее развитие по устойчивости на выбранном пути в определенной области эволюции.
Таблица 2
Прогнозные значения развития регионов ЦФО РФ
по интегральному индикатору социально-экономического развития
Районы Годы Области эволюционного пути
2010 2011 2012 2013 2014 2015 области устойчи вость про- гноз
Белгородская область -0,289 -0,163 -0,186 -0,130 -0,029 -0,214 4 1,156 I
Ярославская область 0,776 0,860 0,843 0,885 0,972 1,272 2 -
Воронежская область 0,882 0,872 0,806 0,757 0,740 0,765 4 6,538 I
Курская область -0,380 -0,235 -0,304 -0,241 -0,048 -0,428 4 2,341 I
Липецкая область -0,099 -0,031 -0,098 -0,071 0,006 -0,002 1 0,5 t
Орловская область 7,207 5,025 4,609 3,036 2,783 1,746 17-27 0,320 t
Рязанская область 6,7285 0,6703 0,6229 0,6228 0,5441 0,6599 3 -
Смоленская область 0,7020 0,0000 0,9584 0,9580 0,6631 0,6483 4 0,614 I
Тульская область 1,3569 -0,6095 0,2418 0,2418 0,1316 0,0335 4 1,565 I
Брянская область 0,5308 0,8275 0,8414 0,8011 0,8141 0,8344 2-1 0,232 t
Владимирская область 0,0924 1,2116 1,5943 1,6744 1,5365 1,2672 4 1,332 I
Тамбовская область 0,0000 1,3000 1,2009 1,2579 1,6732 1,4471 4 1,118 I
Тверская область 0,0335 1,0014 1,3397 1,3395 1,2492 1,0560 2 —
Ивановская область 0,0927 0,1157 3,0583 3,2126 3,1192 1,7140 4 6,165 I
Калужская область 0,0498 0,0774 1,9021 1,9982 1,6950 1,1296 4 2,112 I
Костромская область 0,0963 -0,6095 0,3235 0,3234 0,1641 0,0353 1 0,554 t
Анализируя основные показатели социально-экономического развития регионов ЦФО РФ по приведенной схеме, можно не только определить положение региона в общей системе эволюционного развития, но и выбрать дальнейшие ориентиры и
Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3
Новосельский С. О. Индикативный механизм управления производственным
потенциалом социально-экономической системы направления. Экспертный анализ результатов приложения статической модели эволюционных процессов позволяет сделать следующие выводы. В целом тенденция развития социально-экономического развития регионов ЦФО РФ формируется в шестой области эволюционного процесса и прогрессирует по 4 типу роста продуктивности. Для данной области характерна определенная неустойчивость и возможность перехода либо в пятую область с отрицательной продуктивностью, либо в первую область с положительной продуктивностью. В то же время эволюционный путь развития описывается иррациональной функцией, для которой характерен низкий угловой коэффициент и замедляющиеся темпы роста продуктивности. В этой связи особую актуальность приобретают мероприятия по стабилизации экономической ситуации в особо проблемных районах области за счет реализации ряда программноцелевых мероприятий с целью повышения уровня конкурентоспособности развития региона в целом.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что оценка уровня производственного потенциала социально-экономического развития регионов ЦФО РФ будет способствовать снятию неопределенности в экономико-управленческих и социально-политических процессах на основе адаптации индикатора социальноэкономического развития, а также позволит определить прогнозные тенденции развития основных показателей региональных экономических систем для выбора вектора государственного водействия.
Библиографический список
Борисоглебская Л.Н. Региональная автоматизированная система поддержки принятия управленческих решений в АПК. Курск, 2003. 215 с.
Волкова С.Н., Муха Д.В. Моделирование и прогнозирование эволюционных процессов в социально-экологических системах: учеб. пособие. 2-е изд. Курск: Изд-во КГСХА, 2001. 153 с.
Новоселова И.А. Региональная экономика: интегральная оценка
конкурентоспособности // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №27. С. 27-35.
Новосельский С.О. Использования механизма индикативного планирования // Аграрная наука. 2006. №9. С. 5-7