Научная статья на тему 'ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ'

ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протест / протестное настроение протестный потенциал / молодёжь

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юскаев Фаиль Рамазанович

Данная статья посвящена анализу претесного потенциала среди молодежи. Процессы, протекающие в социально-политической сфере современного общества, не позволяют в полной мере реализовать потенциальную энергию, свойственную молодёжи, разрывают связь поколений, нарушают преемственность в усвоении социальных норм и ценностей. В статье рассматриваются основные аспекты, формирования претесного проницала молодежи в современном обществе. Результаты исследования помогут увидеть эффективность реализации молодежного потенциала и определить перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ»

УДК 32.019.51

ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕТЕСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

ЮСКАЕВ ФАИЛЬ РАМАЗАНОВИЧ

Докторант кафедры «политологии и политических технологий», Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Аннотация. Данная статья посвящена анализу претесного потенциала среди молодежи. Процессы, протекающие в социально-политической сфере современного общества, не позволяют в полной мере реализовать потенциальную энергию, свойственную молодёжи, разрывают связь поколений, нарушают преемственность в усвоении социальных норм и ценностей. В статье рассматриваются основные аспекты, формирования претесного проницала молодежи в современном обществе. Результаты исследования помогут увидеть эффективность реализации молодежного потенциала и определить перспективы его развития.

Ключевые слова: протест, протестное настроение протестный потенциал, молодёжь.

Начало XXI века - новый виток развития общества, связанный с трансформацией, которая нередко порождает дезорганизацию устоев социума. В общественном сознании начинает набирать силу особого рода процесс. Условно его можно обозначить как «утрата социальной реальности». Суть его заключается в том, что у людей начинает уходить почва из-под ног. Реальность оказывается неопределённой, «непокорной», плохо предсказуемой и контролируемой. После пережитых потрясений и спонтанных реформ общество утратило старые ценности и нормы, не выработав при этом, новых. Произошло падение морально-нравственных принципов, и в это же время увеличилось влияние информационного пространства на молодёжь. Молодёжь теряет жизненные ориентиры, её представления об идеалах кардинально расходятся с действительностью, молодёжь уходит от социальной реальности в виртуальное пространство.

Процессы, протекающие в социально-политической сфере современного общества, не позволяют в полной мере реализовать потенциальную энергию, свойственную молодёжи, разрывают связь поколений, нарушают преемственность в усвоении социальных норм и ценностей. Неустойчивость социальных норм и ценностей в современном обществе приводит к тому, что вхождение молодёжи в социальную действительность может сопровождаться как социальными инновациями, так и различными формами социальной девиации, к числу которых относится и к формированию протесного потенциала который может валится в социальный протест. Важнейщая задача государства - через присущие ему функции направить энергию молодого поколения в созидательное русло. Однако современная государственная политика в отнощении формирования и реализации протестного потенциала молодёжи во многом остаётся на периферии внимания органов государственной власти, отвечающих за работу с молодежью.

Отсюда одна из характеристик состояния современной молодёжи - усиление асоциальной направленности её потенциала, возникновение социального протеста. В связи с этим, современное состояние молодёжи актуализирует рассмотрение такого феномена, как «протестный потенциал молодёжи», который представляет собой интегральную характеристику качеств, возможностей и резервов молодёжи, таких как инициативность, энергичность, коммуникабельность, максимализм, категоричность, критичность и т.д. Данные качества формируются под воздействием определённых факторов и могут быть использованы для достижения как собственных, так и общественнополитических целей.

Протестный потенциал молодёжи реализует как в негативных, так и в позитивных формах проявления. Позитивные формы проявления протестного потенциала пока не изучены учёными, нет эмпирической базы для подробного изучения этой важной составляющей протестного

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

потенциала. Государство, конечно, больше озабочено негативными проявлениями, так как они представляют большую опасность стабильности страны, однако для эффективного управления молодёжью и реализации корректной молодёжной политики управленцам необходимо опираться на позитивные проявления протестного потенциала и работать с той частью молодёжи, которая сумела свой протестный потенциал выразить в позитивных формах.

Проблема протестного потенциала и его проявлений актуальна не только в прикладном смысле, но это ещё и сложная, не полностью разработанная в современной науке, теоретическая проблема. В этой области исследования пока нет единства теоретических воззрений и однозначно признаваемых эмпирических процедур. Поэтому этапы исследования причин протестного поведения и протестной активностью молодёжи характеризуются разнообразием теоретических концепций, терминологической «размытостью» и неточностью. под понятием «протест». К. Дженкинс дает следующее определение: «...это коллективные действия общественных движений, направленные на изменение системы представительства, публичной политики или на общие взаимосвязи между государством и обществом» [1,с.3]. Д. Чонг отмечает: «.протест предполагает совокупность методов, которые используются индивидами или группами в целях выражения несогласия состатусом-кво. Как правило, он предполагает виды массовой политической активности, которые реализуются вне конвенциональных парламентских каналов, такие как демонстрации, марши, забастовки, бойкоты, перекрытие дорог и другие методы, которые сочетают <...> прямое действие и отказ от сотрудничества с политическими, экономическими или социальными институтами» [2,с.421]. С. Тэрроу полагает, что «протест» необходимо понимать как «.использование разрушительных коллективных действий, нацеленных на институты, элиты, властвующие и другие группы и совершаемых для достижения некоторых коллективных целей и требований протестующих» [3,с.16-17].

Исходя из вышеописанного, можно выделить следующие конституирующие признаки протеста:

во-первых, он предстает, как правило, формой коллективных политических действий;

во-вторых, это действия, которые направлены на изменение и являются результатом несогласия со статусом-кво в какой-либо сфере общества (прежде всего, политической);

в-третьих, большинство форм протеста реализуются вне системы представительства интересов.

При этом протест выступает одной из форм политического участия. Впервые данную точку зрения выразил исследователь С. Барнс. Автор осуществил редефиницию пространства политического участия путем его разделения на конвенциональные и неконвенциональные формы (различные виды протестной активности отнесены ко второй группе) [4,с.22].

В дальнейшем это разделение присутствовало в других исследованиях политического протеста и политического участия. В данном ключе выполнены исследования Л. Милбрэйта [5,с.198], И. Макалистера [6,с.598], А. Марша [7,с.128].

Далее необходимо выявить, что исследователями понимается под термином «протестный потенциал». Д. Сандерс определяет рассматриваемое понятие следующим образом: «. протестный потенциал — общая готовность людей к участию в протестной активности. Его можно измерить на индивидуальном уровне непосредственно через обращение к индивиду с вопросом о том, какова вероятность того, что в течение следующих нескольких месяцев или лет он посетит протест или демонстрацию» [8,с.22]. Х. Крейси определяет общий протестный потенциал как «.общую расположенность кого-либо к участию в политическом протесте» [9 ,с.156]. Стоит отметить, что, операционализируя данное понятие, исследователь выражает протестный потенциал через три компонента, связанные протестными действиями: какие из них индивиды

1) предпримут в случаях необходимости;

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

2) могут предпринять в отдельных случаях;

3) никогда не предпримут [9 ,с.160].

К. Дженкинс обсуждает данное понятие как один из типов «потенциала действия». Протестный потенциал в его концепции предполагает «...готовность к участию в протесте "прямого действия", охватывающего акции от законных демонстраций и маршей до гражданского неповиновения и беспорядков» [10,с.186]. Исследователь К. Андерсон рассматривает протестный потенциал как «потенциал агрессивного участия», который связан с «расположенностью человека к участию в протестной активности», причем это связывалось, прежде всего, с акциями, направленными против правительства [11,с.95]. А. Марш полагает, что протестный потенциал индивида тем выше, чем более он одобряет определенный вид протестной активности и, кроме того, считает его нормативно оправданным и эффективным для достижения своих целей. При этом реализуется данный потенциал в определенном контексте [12,с.110]. Итак, можно констатировать, что данная категория отражает поведенческую ориентацию индивида на участие в протесте.

В формировании протестных настроений молодежи значительную роль играют объективные и субъективные условия (бытовые трудности, психологические проблемы и др.), а также технологически сформированные конструкты манипулятивного характера (идеологемы, мифологемы, фальсификации и т. д.), транслирующие посредством СМИ искаженный образ политической реальности.

Молодежь играла важнейшую роль в политическом насилии на протяжении всей письменной истории, и наличие «молодежного бугра» (необычно высокой пропорции молодежи в возрасте 15-24 лет в общем взрослом населении) исторически выступало неизменным спутником политических кризисов. В основе протестного потенциала молодежи лежит так называемый феномен депривации - субъективное чувство недовольства по отношению к своему настоящему, несоответствие между ценностными ожиданиями и реальными возможностями.

В качестве причин такого положения дел выступают объективные трудности бытового, психологического и экзистенциального характера, особенности развития молодежи как социально-возрастной группы, а также основные параметры состояния политического процесса и информационного поля в государстве. Именно у молодого поколения наиболее остро проявляется чувство недоверия к институтам власти, а также неудовлетворенность существующим положением дел в обществе, вследствие чего формируется убеждение в невозможности влиять на процесс принятия важнейших политических решений. Отсюда, высокая степень отчужденности и аномичности молодежи, социальная дезинтеграция и девиантность.

Уровень протестной активности с неизбежностью повышается там, где социальные структуры оказываются неспособными преодолеть инерцию депривационных настроений. Для анализа протестности молодежи в научном дискурсе используется термин 'протестное поведение'. С точки зрения Д. В. Бушуева, протестное поведение молодежи является разновидностью политического участия, особенностью которого может являться публичное выражение индивидом или группой недовольства существующей социально-политической системой или отдельными результатами ее функционирования через разнообразные формы протестной активности [13,с.15]. При этом мы должны констатировать что приведенное определение несколько упускает из внимания тот факт, что существуют и неполитические формы протеста.

Современная молодежь характеризуется невысокой вовлеченностью в политические конфигурации, тогда как категория «протестное поведение» предполагает целенаправленную деятельность молодежи в политике, которая, как показывает реальность, часто бывает далека от этой сферы. Поэтомуприменительно к молодежи представляется уместным использовать категорию 'протестный потенциал', а не 'протестное поведение'. Помимо этого, использование

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

категории 'протестный потенциал' представляется более выверенной применительно к характеристике молодежи в первую очередь и потому, что эта социально-демографическая группа представляет собой в первую очередь политическое будущее государства. Именно она через 10-15 лет будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) состояние гражданского общества и демократических инициатив в социуме. От отношения молодого поколения к избирательному процессу и образцов его электорального поведения зависит, превратятся ли выборы в инструмент подавления и манипуляции населением или же электоральные процессы станут одной из действенных технологий демократической организации власти. Именно поэтому участие молодежи в избирательном процессе являет собой важное условие формирования и развития правового государства на современном этапе формирования государственности [14,с.73].

В нашем понимании, протестный потенциал - это совокупность факторов, структурирующихся вокруг выражения различных форм недовольства субъектов социального действия в различных сферах общества. В пространстве политического протестный потенциал характеризуется возможностью изменения политического бытия различных акторов политики, угрозой дестабилизации политических конфигураций, а также других социетальных трансформаций. Понятие 'протестный потенциал' относится к широкому кругу процессов и явлений, различных по интенсивности, социально-демографическому составу, охвату и характеру воздействия на структуры социальности, субъектом которого могут являться самые различные слои общества. В пространстве политического протестный потенциал проявляется не только в предъявлении требований к власти, мобилизации общественного мнения, насильственных действиях против существующего режима, но также и в недовольстве акторов существующими политическими конфигурациями (например, политикой государства в сфере образования). Даже если это недовольство внешне в кратко- и среднесрочной перспективе не выражается в каких-либо акциях протеста, оно последовательно ведет к отчуждению акторов от политических отношений, формированию ощущения неудовлетворенности собственной жизнью, внутриличностным конфликтам.

Исследование этих аспектов политического протеста особенно актуально для социальных групп, характеризующихся невысокой степенью политической субъективации, таких как молодежь. В современной политике активно используются различные формы протеста (бунт, революция, государственный переворот, демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, флэшмобы, хэппининги, протестные акции в блогосфере и др.) имеющие различную степень институционализации.

Среди основных индикаторов протестного потенциала молодежи необходимо выделить:

- недостаточность жизненного опыта и образования;

- зависимое положение от других людей (старшее поколение, родители);

- восприятие протестного поведения и протестных акций в качестве неотъемлемого элемента социальной жизни;

- меньшее, в отличие от протестных движений молодежи советской эпохи (диссидентство), стремление к сакрализации протеста и желание придать ему некий «ореол святости»;

- недовольство политикой руководства страны, желание перемен;

- низкий уровень правовой культуры;

- относительно высокая возможность мобилизации для участия в политических конфликтах в силу ряда факторов (возрастные характеристики, отсутствия или слабая степень выраженности у большинства представителей обязательств в плане семьи и карьеры и др.);

- ситуативный интерес к политике, выражающийся в избирательном интересе к конкретным политическим событиям;

- кризис идентичности;

- недостаточный статус молодежи в социально-политических отношениях (социальные лифты, включающие в эти отношения, работают недостаточно эффективно).

Однако довольно значительны и факторы, препятствующие проявлению протестного потенциала молодежи.

Среди них:

- дефицит ресурсов;

- доминирующие установки на аполитичное поведение (гедонизм, материализм);

- невысокий интерес молодежи к политике, как на региональном, так и на федеральном уровнях;

- ограниченная информация о текущей политической повестке дня;

- угроза репрессий со стороны различных социальных структур (администрация вузов, работодатели, полицейско-репрессивный аппарат);

- стратегии и тактики субъектов государственной политики, как на региональном, так и на федеральном уровне, по нейтрализации протестного потенциала. Эти и другие индикаторы могут быть активно использованы при проведении социологических замеров настроений молодежи.

Итак, протестный потенциал молодежи довольно значителен. В обществе недостаточно эффективно работают политические структуры по канализации протестного потенциала молодежи. В свое время Ч. Тилли показал, что протестные социальные движения получают расцвет и необходимый импульс тогда, «когда у людей отсутствуют институциональные формы выражения своего мнения, либо когда власти выступают с прямыми репрессиями» [15,с.533]. Бесспорно, что у современной молодежи слабо проявляется интерес к политике как к некому пространству для решения проблем, а также отсутствуют формализованные/нормативно оформленные «молодежные центры» делают протестный потенциал молодежи важным, но не определяющим элементом политической повестки дня. Вряд ли в ближайшие годы протестный потенциал молодежи будет представлять собой реальную угрозу дестабилизации политической системы как на уровне государства в целом, так и на уровне ее отдельных регионов (областей). В то же время проблема конвертации протестного потенциала имеет определяющую значимость с точки зрения повышения социального благополучия населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Jenkins J.C. The politics of social protest: Comparative perspectives on states and social movements.

— U of Minnesota Press, 1995.

2. Chong D. Political protest and civil disobedience / Wright J. (ed.). International encyclopedia of the social & behavioral sciences. — Elsevier, 2015.

3. Сабитов М.Р. Политический протест: теоретические проблемы дефиниции и типология // Russian Journal of Education and Psychology. — 2012. — № 9.

4. Kaase M. Participation / Badie B., Berg-Schlosser D., Morlino L. (ed.). International encyclopedia of political science. — Sage, 2011.

5. Milbrath L.W. Political participation // The handbook of political behavior. — Springer, Boston, MA, 1981. — Р. 197-240.

6. McAllister I., White S. Political participation in Postcommunist Russia: voting, activism, and the potential for mass protest // Political Studies. — 1994. — Vol. 42. — № 4. — Р. 593-615.

7. Marsh A. Explorations in unorthodox political behaviour: a scale to measure "protest potential" // European Journal of Political Research. — 1974. — Vol. 2. — № 2. — Р. 107-129.

8. Sanders D. et al. The dynamics of protest in Britain, 2000-2002 // Parliamentary Aff airs. — 2003.

— Vol. 56. — № 4. — Р. 687-699.

9. Kriesi H., Saris W.E., Wille A. Mobilization potential for environmental protest // European Sociological Review. — 1993. — Vol. 9. — № 2. — Р. 155-172.

10. Jenkins J.C., Wallace M. The generalized action potential of protest movements: The new class, social trends, and political exclusion explanations // Sociological Forum. — Kluwer Academic Publishers-Plenum Publishers, 1996. — Vol. 11. — № 2. — Р. 183-207.

11. Anderson C.J., Mendes S.M. Learning to lose: Election outcomes, democratic experience and political protest potential // British Journal of Political Science. — 2006. — Vol. 36. — № 1. — Р. 91-111.

12. Marsh A. Explorations in unorthodox political behaviour: a scale to measure "protest potential" // European Journal of Political Research. — 1974. — Vol. 2. — № 2. — Р. 107-129.

13. Бушуев, Д. В. Специфика протестной активности российской молодежи в современном трансформирующемся обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2012. С.73.

14. Акулич, М. М. Избирательный процесс и студенческая молодежь / М. М. Акулич, М. В. Батырева // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2009. № 4. С. 70-83.

15. Э. Гидденс. Социология. - М.: Эдиториал урсс, 1999. - 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.