Научная статья на тему 'Индикативная модель управления инвестиционными процессами на основе применения критерия гармоничного развития регионов России'

Индикативная модель управления инвестиционными процессами на основе применения критерия гармоничного развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИНВЕСТИЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ОСНОВА / КАТЕГОРИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ / КРИТЕРИИ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибаева H.A., Королев Д.В.

В статье обосновывается целесообразность применения системы индикативного управления инвестиционными процессами в России, которая строится на оценке эффективность инвестиций с использованием индикаторов, характеризующих качество развития отдельных субъектов Федерации, в том числе: индекса экологического благополучия регионов; индекса развития человеческого потенциала; индекса гармоничного развития. Даны практические рекомендации по использованию частных индикативных моделей управления инвестиционными процессами, основанных на интегральном критерии оценки гармоничного развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативная модель управления инвестиционными процессами на основе применения критерия гармоничного развития регионов России»

ИНДИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Н.А. ШИБАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент

Д.В. КОРОЛЕВ,

ведущий инженер Орловский государственный технический университет

Главное содержание процесса регулирования инвестиционных процессов в комплексном развитии регионов составляют отношения субъектов инвестиционной деятельности и населения в решении социальных, экономических, экологических и других проблем развития. Согласно законодательству Российской Федерации субъектами инвестиционной деятельности являются частные российские и иностранные инвесторы, заказчики, подрядчики, органы государственного и муниципального управления, пользователи объектов инвестиционных вложений и другие лица, участвующие в инвестиционных процессах. Возрастание экономической самостоятельности регионов требует системного регулирования происходящих в них инвестиционных процессов. На наш взгляд, для этих целей целесообразно использовать достаточно широко распространенные в мировой практике методы индикативного управления.

Целью введения индикативного управления в данном случае является обеспечение согласованности действий органов власти отдельных регионов, инвесторов и пользователей объектов инвестиций, которые должны быть направлены на формирование устойчивого экономического роста, на повышение качества жизни населения страны. При этом регулирующая роль государства заключается:

— в создании институциональной среды и законодательной базы, необходимой для устойчивого развития экономики в целом;

— в проведении активной инновационно-инвестиционной политики, направленной на повышение качества экономического роста;

— в прямом государственном управлении важнейшими жизнеобеспечивающими инвестиционными программами.

Система индикативного управления позволяет государству способствовать повышению эффективности реализации инвестиционных программ и проектов, не подавляя инициативы экономических и территориальных субъектов. Все это должно содействовать обеспечению стабильного социально-экономического роста. При этом политика государства должна строиться на поддержании эффективных и социально значимых инвестиционных проектов.

Таким образом, индикативное управление инвестиционными процессами представляет собой механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных участников инвестиционных процессов, который сочетает государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием экономики и основывается на разработке системы индикаторов эколого-социально-экономического развития. Механизм индикативного управления включает в себя следующие элементы: определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, программирование, бюджетирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления инвестиционной деятельностью.

Стратегия индикативного управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов должна быть направлена на выравнивание территориальных различий в условиях применения единых правил вне зависимости от отраслевых и локальных разниц. При этом каждый регион ежегодно должен представлять (защищать) свою

текущую инвестиционную политику, состоящую из совокупности утвержденных региональными органами власти эколого-социально-экономических программ развития. Субъекты инвестиционной деятельности, которые участвуют в этих программах и успешно выполняют свои обязательства, могут получать налоговые льготы или другие преференции. Стратегическая же инвестиционная политика должна формироваться на пять лет, в ее основу закладываются показатели и индикаторы оценки эффективности инвестиционных процессов в регионе. Причем по всем индикаторам должны

Рис. 1. Блок-схема системы индикативного управления инвестиционным процессом в комплексном развитии регионов

быть установлены пороговые значения, которые отражают уровень жизни населения и должны быть достигнуты в результате эффективного осуществления инвестиционных процессов.

Индикативное управление инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов содержит следующие ключевые позиции (рис. 1):

1) систему показателей и индикаторов оценки эффективности инвестиционных процессов;

2) систему индикативного планирования;

3) систему координирования инвестиционных процессов.

Система показателей и индикаторов позволяет оценить содержание и характер инвестиционных процессов в комплексном развитии регионов. В индикативном управлении понятие «индикатор» и «показатель» разделяются. В отличие от показателей, дающих количественную оценку, индикаторы носят векторный, направленный характер, количественно определяющий качественные характеристики инвестиционных процессов, осуществляемых в регионах. Таким образом, в индикативном управлении центральным звеном является индикатор — интегральный показатель.

Для индикаторов устанавливаются пороговые (минимальные и максимальные) уровни режимов развития многоресурсных систем, они определяют параметры границ, в пределах которых управляемая система, включающая организационные механизмы, инвестиционно-финансовые потоки, межотраслевые связи, может устойчиво функционировать и развиваться.

Индикаторы оценки эффективности инвестиционных процессов характеризуют количественно-

качественные изменения эколого-социально-экономических показателей развития региона. Качественная сторона индикаторов отражает сущность инвестиционных процессов в определенный момент времени. А количественная — размер, абсолютную или относительную величину показателя оценки. Индикаторы являются точным и объективным измерителем для соотнесения планируемых к осуществлению инвестиционных программ в целях развития субъекта Федерации.

Определение и использование пороговых значений, признанных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления, занимает особое место в системе индикативного управления. Соответственно могут быть установлены пороговые значения индикаторов: «инвестиционного кризиса» — «инвестиционного бума»; «социально-экономического кризиса» — «социально-экономического подъема»; «экологического кризиса» — «экологической безопасности».

Для оценки эффективности инвестиционных процессов в России большое значение имеют индикаторы, характеризующие качество социально-экономического развития отдельных территорий (субъектов Федерации). В международной практике для этих целей используются составные (интегральные) показатели, предназначенные для измерения различных аспектов жизнедеятельности. Они основаны на сравнении отдельных данных об уровне и качестве жизни населения. Одним из критериев оценки качества экономического роста является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), применяемый ООН с 1993 г. в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала. Он используется для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни.

В России с 1995 г. издается «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации», в котором показатели индекса развития человеческого потенциала адаптированы к российской статистике в региональном разрезе [1]. Такая необходимость связана, прежде всего, с наличием существенной территориальной дифференциации условий и уровня жизни населения России. Методика исчисления индекса развития человеческого потенциала для российских регионов по существу не отличается от той, которая применяется для международных сопоставлений [2].

При подсчете интегрального индекса развития человеческого потенциала определяются три частных индекса, отражающие важные аспекты человеческого благополучия:

1) здоровье и долголетие — по средней продолжительности предстоящей жизни при рождении;

2) образование — по уровню грамотности взрослого населении (возраст 15 лет и старше) и совокупной доле учащихся (7 — 24 года);

3) материальное благополучие — по ВРП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

Нормирование частных индексов проводится по методу линейного масштабирования, который позволяет отслеживать динамику (рост или снижение) каждого регионального показателя относительно стабильных референтных точек (зафиксированных максимальных и минимальных значений показателя), для этого используют формулу:

H4j =

у

У (min)

У(max) У(min)

(1)

где ИЧ^ — частный индекс по j-му показателю;

У, У/ ■ > У/ >— соответственно фактическое,

J i' J (min), J (max) ^ '

минимальное и максимальное значение показателя по выбранным элементам оценки интегральной эффективности инвестиционных процессов.

Для оценки интегральной эффективности выбираются элементы в соответствии с важнейшими аспектами жизнедеятельности: здоровье и долголетие, образование, материальное благополучие, экологическое благополучие. Достижения регионов по каждому из элементов оценивается в процентах от идеальной ситуации, не достигнутой ни одним регионом [1]. Соответственно частные индексы оценки эффективности инвестиционных процессов можно представить в таком порядке.

1. Индекс долголетия исчисляется по формуле:

ИЧД =■

уд Уд (min)

(2)

У Д (тах) УД(тт)

где ИЧД — частный индекс долголетия;

У№ Уд(тт), УД (тах) - соответственно фактическое,

минимальное и максимальное значение средней продолжительности предстоящей жизни при рождении.

Предполагается, что ожидаемая продолжительность жизни имеет референтные значения: максимальное — 85 лет, минимальное — 25 лет.

2. Индекс образования является составным. Сначала исчисляются подиндекс грамотности (3) и подиндекс совокупной доли учащихся (4), соответственно по формулам:

ИЧГ =

У Г уг (min) У Г (max) У Г (min)

где ИЧГ — подиндекс грамотности;

(3)

у'р Уг(min) Уг(тах) — соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение уровня грамотности взрослого населении (возраст 15 лет и старше);

ИЧУ =-

уу уу (min) УУ (max) — Уу (min)

(4)

где ИЧу — подиндекс совокупной доли учащихся;

Уу> Уу(тт), УУ (тах) — соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение совокупной доли учащихся (7 — 24 года).

Предполагается, что ожидаемая грамотность и совокупная доля учащихся имеют референтные значения: максимальное — 100 %, минимальное — 0 %.

Непосредственно частный индекс образования исчисляется по формуле:

ИЧО = - ИЧГ +1ИЧУ.

о 3 г 3 у

(5)

3. Индекс дохода рассчитывается с учетом принципа убывающей полезности дохода. Для его расчета используется десятичный логарифм реального душевого дохода:

1о§10(Уб ) - 1о§10(УБ(шт))

ИЧБ =

10Бю ( Уб (max) ) - !0glG (У Б (min) ) '

(6)

где ИЧБ — частный индекс дохода (богатства);

Уб' УБ (min) Уб (max)—соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение валового регионального продукта на душу населения.

Предполагается, что реальный ВРП на душу населения (ППС в долл. США) имеет референтные значения: максимальное — 40 000 долл., минимальное - 100 долл. ППС.

Интегральный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) отражает уровень социально-экономического развития каждого региона по трем указанным аспектам жизнедеятельности и исчисляется как простое среднее из трех равнозначных частных индексов по формуле:

ИРЧП =1ИЧД +1ИЧО +1ИЧБ. (7) 3 Д 3 О 3 Б

Максимально возможное значение ИРЧП — 1, минимальное - 0. В мировой практике показатель меньше 0,5 принято считать «низким развитием», больше 0,8 принято считать «высоким развитием» [1].

Индекс развития человеческого потенциала, равный 1, будет иметь тот регион, в котором средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (ППС) в долларах США составит 40 000 долл., в котором грамотность населения будет 100 %, и все, кто достиг соответствующего

возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении. Ближе всего к этому показателю по России в 2004 г. находился г. Москва, где ИРЧП составил 0,873 [1].

Индекс развития человеческого потенциала, равный 0, будет иметь тот регион, в котором средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (ППС) в долларах США составит 100 долл., в котором 100 % населения неграмотные и никто не получает никакого образования. Вообще надо отметить, что в России нет регионов, которые можно было бы оценить по мировым стандартам как «низкое развитие». Ближе всего к этой категории находилась в 2004 г. Республика Тыва, где ИРЧП составил 0,668. [1]

Состояние окружающей среды оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие в будущем. Это условие сегодня необходимо учитывать в интегральных оценках эффективности инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации, по крайней мере, по следующим причинам:

1) экономические кризисы, если не принимать необходимых мер, могут быть вызваны в ближайшее время экологическими сбоями, в том числе в связи с деградацией сельскохозяйственных земель, уничтожением лесов, исчерпанием невозобнови-мых природных ресурсов (по некоторым оценкам крупных промышленных запасов нефти в России осталось примерно на 25 — 30 лет);

2) крупные техногенные аварии и экологические катастрофы могут быть вызваны старением применяемых технологий и высоким уровнем износа основных фондов;

3) существующие технологии в промышленности и сельском хозяйстве требуют все больше инвестиций не только для наращивания производства, но и для поддержания его объемов на прежнем уровне, по этой же причине увеличиваются объемы эксплуатации и добычи природных ресурсов;

4) загрязнение воздушного бассейна и водных ресурсов, ухудшение качества сельскохозяйственной продукции в глобальных масштабах способствует потере здоровья людей и может привести к национальной деградации (по некоторым оценкам плохое состояние окружающей среды сегодня определяет 20 — 30 % заболеваемости и 50 % онкологических заболеваний).

Из сказанного можно сделать вывод, что потеря и неэффективная эксплуатация природного капитала ведет к потере человеческого капитала и основного капитала в будущем. Это обстоятельство

необходимо обязательно учитывать при разработке системы индикаторов оценки эффективности инвестиционных процессов в регионах России.

В этих целях мы предлагаем к вышеуказанным индексам дополнить интегральный индекс экологического благополучия регионов Российской Федерации как один из индикаторов, характеризующих качество социально-экономического развития отдельных территорий. Данный индикатор оценки экологического благополучия российских регионов является составным индексом, который исчисляется на базе показателя загрязнения атмосферного воздуха и показателя загрязнения водных ресурсов. Мы остановились только на двух аспектах оценки, которые актуальны для всех регионов России (центральных, западных, южных, северных, восточных) и имеют влияние на жизнедеятельность любого человека. Методика расчета предлагаемого индекса согласуется с расчетом частных индексов ИРЧП. Он исчисляется как среднее арифметическое двух частных индексов:

1) индекса загрязнения атмосферного воздуха, который определяется по показателю объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников, на душу населения (тысяч тонн на 1 000 человек);

2) индекса загрязнения вод, который определяется по показателю объема сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, на душу населения (миллионов метров кубических на 1 000 человек).

Нормирование этих частных индексов проводится также по методу линейного масштабирования, которое позволяет отслеживать динамику региональных показателей относительно референтных точек (фиксированных максимальных и минимальных значений показателя за исследуемый период). Для этого используем формулы:

УЗА — УЗА(шт)

(8)

где ИЧАА — частный индекс загрязнения атмосферы;

УЗА' УЗА (шт), УЗА (max) " соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников, на душу населения (тыс. тонн на 1 000 человек).

ИЧЗВ = 1 -

узв узв (min) УЗВ (max) — УЗВ (min)

(9)

где ИЧВ — частный индекс загрязнения вод;

УЗв' Узв (mm), Узв (max) — соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объема сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, на душу населения (миллионов метров кубических на 1 000 человек).

Расчетные значения частных индексов оценки экологического благополучия региона вычитаются из единицы для приведения в сопоставимый вид с частными индексами ИРЧП. Референтные значения нами были взяты как максимальные и минимальные объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ за исследуемый период (2003 — 2004 гг.). Для объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников: максимальное — 1,252 тыс. т на 1 000 человек, минимальное — 0,002 тыс. т на 1 000 человек. Для объема сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты: максимальное — 0,427 млн м3 на 1 000 человек, минимальное — 0.

Непосредственно интегральный индекс экологического благополучия регионов России (ИЭБР) исчисляется как простое среднее из двух равнозначных частных индексов по формуле:

(10)

ИЭБР = - ИЧза + - ИЧзв.

ИЧМ = 1 --

У3A(max) y3A(min)

В табл. 1 представлены показатели индекса развития человеческого потенциала [1] и результаты выполненных нами расчетов индекса экологического благополучия регионов Российской Федерации на основе информации региональных показателей

Таблица 1

Расчетные данные для построения индикативных моделей управления инвестиционными процессами на основе интегральных индикаторов гармоничного развития регионов России

Инвестиции на душу Индекс развития Индекс экологического

Регион населения, руб. человеческого потенциала благополучия

2002 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.

г. Москва 21339 25949 0,866 0,873 0,770 0,771

Тюменская область 93532 106619 0,852 0,867 0,533 0,451

г. Санкт-Петербург 16275 24067 0,809 0,817 0,692 0,696

Республика Татарстан 15003 18621 0,807 0,812 0,807 0,807

Томская область 17465 22414 0,778 0,799 0,852 0,868

Липецкая область 9036 14262 0,783 0,798 0,747 0,749

Продолжение табл. 1

Инвестиции на душу Индекс развития Индекс экологического

Регион населения,руб. человеческого потенциала благополучия

2002 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.

Омская область 6394 9159 0,770 0,794 0,829 0,833

Республика Саха (Якутия) 27283 32091 0,782 0,790 0,837 0,839

Белгородская область 7172 10140 0,776 0,788 0,967 0,966

Самарская область 12317 14399 0,780 0,787 0,783 0,781

Республика Башкортостан 11455 13369 0,783 0,786 0,839 0,848

Вологодская область 10940 14487 0,768 0,783 0,669 0,670

Красноярский край 10687 12602 0,763 0,779 0,435 0,441

Оренбургская область 8290 9689 0,763 0,778 0,801 0,751

Республика Коми 21568 25148 0,765 0,774 0,588 0,578

Новосибирская область 6475 8357 0,769 0,773 0,936 0,938

Челябинская область 9255 10225 0,764 0,773 0,664 0,676

Ярославская область 10083 13156 0,764 0,771 0,712 0,709

Республика Мордовия 8362 10000 0,757 0,770 0,907 0,908

Архангельская область 17748 21602 0,752 0,768 0,489 0,492

Орловская область 5948 6966 0,769 0,768 0,885 0,887

Свердловская область 9094 12033 0,758 0,767 0,659 0,671

Курская область 8399 8269 0,754 0,766 0,961 0,958

Удмуртская Республика 7295 8355 0,766 0,766 0,932 0,946

Волгоградская область 7161 8255 0,758 0,765 0,879 0,876

Магаданская область 19014 18761 0,774 0,765 0,665 0,703

Краснодарский край 14565 15263 0,759 0,763 0,705 0,710

Мурманская область 11112 14897 0,745 0,762 0,408 0,357

Чувашская Республика 6235 8368 0,754 0,761 0,872 0,867

Пермская область 13766 14159 0,755 0,760 0,739 0,795

Саратовская область 6596 7813 0,756 0,759 0,865 0,842

Астраханская область 13234 17932 0,753 0,758 0,870 0,868

Рязанская область 5750 7825 0,750 0,758 0,943 0,943

Нижегородская область 7805 10693 0,754 0,757 0,827 0,840

Кемеровская область 8156 9903 0,736 0,756 0,542 0,548

Сахалинская область 49928 48640 0,746 0,755 0,824 0,821

Воронежская область 6691 8357 0,756 0,755 0,907 0,908

Ростовская область 6591 8988 0,747 0,754 0,897 0,903

Московская область 10855 15889 0,748 0,754 0,880 0,877

Тамбовская область 4512 7078 0,750 0,752 0,937 0,930

Хабаровский край 13953 17555 0,748 0,749 0,776 0,774

Калужская область 7136 9048 0,745 0,749 0,873 0,876

Ставропольский край 7150 8124 0,741 0,748 0,895 0,893

Респуб. Северная Осетия 4075 5084 0,746 0,748 0,836 0,841

Республика Дагестан 3110 4165 0,732 0,747 0,961 0,960

Ульяновская область 4408 5043 0,744 0,747 0,897 0,898

Чукотский автономный округ 92494 166906 0,768 0,746 0,621 0,589

Кабардино-Балкарская Респуб. 5190 6109 0,737 0,744 0,932 0,935

Пензенская область 4678 5974 0,738 0,744 0,879 0,871

Республика Калмыкия 15731 8262 0,738 0,744 0,824 0,847

Иркутская область 6688 8610 0,739 0,744 0,545 0,564

Карачаево-Черкесская Респуб. 5008 5697 0,732 0,743 0,836 0,829

Камчатская область 10909 19104 0,739 0,743 0,833 0,861

Республика Карелия 12794 14024 0,736 0,742 0,608 0,577

Ленинградская область 16895 29879 0,731 0,740 0,684 0,687

Республика Хакасия 5022 7500 0,728 0,739 0,810 0,827

Новгородская область 7191 13058 0,732 0,739 0,834 0,830

Кировская область 3697 5057 0,732 0,737 0,846 0,841

Смоленская область 9218 10997 0,737 0,737 0,884 0,882

Тульская область 5671 8239 0,736 0,736 0,781 0,779

Окончание табл. 1

Инвестиции на душу Индекс развития Индекс экологического

Регион населения, руб. человеческого потенциала благополучия

2002 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.

Приморский край 6478 7416 0,729 0,736 0,721 0,752

Алтайский край 3910 5154 0,733 0,735 0,946 0,948

Тверская область 9708 15189 0,729 0,734 0,918 0,925

Костромская область 8417 8021 0,730 0,733 0,871 0,869

Владимирская область 5786 6830 0,734 0,732 0,857 0,861

Республика Марий Эл 4026 6020 0,730 0,731 0,880 0,879

Брянская область 3425 4771 0,732 0,730 0,904 0,906

Курганская область 4014 5821 0,726 0,730 0,908 0,915

Республика Бурятия 6553 10355 0,719 0,728 0,885 0,887

Амурская область 15043 20291 0,728 0,726 0,842 0,824

Республика Адыгея 4290 5736 0,718 0,725 0,933 0,935

Калининградская область 8107 14392 0,719 0,725 0,802 0,805

Псковская область 4104 7457 0,714 0,718 0,878 0,883

Ивановская область 2754 4503 0,715 0,717 0,823 0,827

Республика Алтай 6354 5842 0,707 0,712 0,975 0,971

Читинская область 5958 9974 0,709 0,709 0,872 0,867

Республика Ингушетия 1514 1798 0,678 0,687 0,996 0,997

Республика Тыва 2136 2706 0,653 0,668 0,927 0,934

Центральной базы статистических данных Рос-стата (ЦБСД). [3] Ввиду отсутствия необходимого достоверного информационного массива расчеты выполнены по данным 2002 — 2004 годов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоговым индикатором оценки устойчивости развития регионов, на наш взгляд, может служить индекс гармоничного развития регионов (ИГРР). Мы предлагаем построить ИГРР путем интегрирования индекса развития человеческого потенциала (охватывающего экономические и социальные показатели) и индекса экологического благополучия регионов (охватывающего экологические показатели). В целом ИГРР рассчитывается как среднее арифметическое значений ИРЧП и ИЭБР по формуле:

ИГРР = - ИРЧП + - ИЭБР.

2 2

Таким образом, разработанный и рекомендуемый нами перечень показателей и индикаторов оценки эффективности инвестиционных процессов приведен в табл. 2. Он сформирован в соответствии с выбранной целью — снижение дифференциации социально-экономического развития регионов России и повышение качества жизни населения всего государства. Этот перечень может меняться, расширяться в зависимости от складывающейся ситуации, особенностей и целей эколого-социально-экономи-ческого развития субъектов Федерации.

Представленная система индикаторов может служить основой построения единой системы регионального мониторинга, которая направлена на

информационное обеспечение менеджмента различных уровней управления для принятия эффективных инвестиционных решений и установление связи между государственными органами власти и частными инвесторами.

Кроме оценки истинного эколого-социально-экономического положения, индикаторы направлены на:

1) определение пороговых значений и оценку эффективности инвестиционных процессов;

2) планирование действий региональных и федеральных органов власти по достижению поставленных целей развития;

3) контроль за достижением запланированных результатов;

4) анализ инвестиционных процессов в комплексном развитии регионов;

5) принятие регулирующих воздействий.

Представленная система индикаторов позволяет выделить несколько уровней управления инвестиционными процессами по их функциям (федеральный, региональный, проектный) и определить центры ответственности (экономические, социальные, экологические). Кроме того, она позволяет установить пятилетнее (десятилетнее) скользящее планирование с указанием пороговых индикаторов на каждый период. А также установить систему контроля и координации, по центрам ответственности, за результатами деятельности участников инвестиционного процесса в соответствии с установленными индикаторами оценки

Таблица 2

Система показателей и индикаторов оценки эффективности инвестиционных процессов в регионах

Объект управления Показатель Частные индикаторы Интегральные индикаторы

1. Экологическое развитие 1.1. Экологические инвестиции 1.2. Ввод в действие мощностей и новых технологий по охране окружающей среды 1.3. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на душу населения 1.4. Объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на душу населения 1.5. Нарушено земель 1.6. Сокращение лесов 1.7. Образовалось опасных отходов производства и потребления 1.1 Индекс загрязнения воздуха 1.2 Индекс загрязнения вод 1. Индекс экологического благополучия регионов 2. Индекс развития человеческого потенциала 3. Индекс гармоничного развития регионов 4. Интегральный критерий оценки эффективности инвестиционных процессов в регионе

2. Социальное развитие 2.1. Социальные инвестиции 2.2. Среднесписочная численность населения 2.3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 2.4. Фактическое конечное потребление 2.5. Уровень грамотности взрослого населения 2.6. Общий показатель поступивших в учебные заведения 2.7. Численность экономически активного населения 2.8. Численность безработных 2.9. Число зарегистрированных преступлений 2.1. Индекс долголетия 2.2. Индекс образования

3. Экономическое развитие 3.1. Валовой региональный продукт (ВРП) 3.2. Среднегодовая численность занятых в экономике 3.3. ВРП на душу населения 3.4. Валовое накопление 3.5. Валовое накопление основного капитала 3.6. Валовое накопление основного капитала на одного занятого в экономике 3.7. Доля валового накопления основного капитала в ВРП 3.8. Валовое сбережение 3.1. Индекс дохода

4. Инвестиционные вложения 4.1. Инвестиции в основной капитал 4.2. Инвестиции в основной капитал на душу населения 4.3. Ввод в действие основных фондов 4.4. Доля инвестиций, финансируемых: — за счет собственных средств — за счет заемных средств 4.5 Инвестиционные финансовые вложения 4.6. Инвестиции в инновации 4.7 Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВРП 4.8. Иностранные инвестиции 4.1. Индекс прироста инвестиций

эффективности инвестиционных процессов в комплексном развитии регионов России.

Проведенное нами исследование и анализ индикаторов оценки эффективности инвестиционной деятельности позволили определить частные индикативные модели управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов России. В их основу была заложена основополагающая цель — обеспечение устойчивого эколого-социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Соответственно нами была определена экономико-математическая зависимость между: динамикой объемов инвестиций на душу населения в регионах, индексом развития человеческого потенциала и индексом

экологического благополучия регионов. Для этого мы воспользовались линейным уравнением вида: ИИ, = a0 + а х ИН,_j, (12)

где ИЩ — интегральный индекс;

t — отчетный (планируемый) период; ИН(1 — натуральный логарифм от объема инвестиций, приходящегося на душу населения; а0 — некоторая константа; а1 — коэффициент объема инвестиций на душу населения в регионах.

Используя пакет прикладных программ для обработки статистической информации Microsoft Excel, мы определили соответствующие константы а0(ИРЧП) = 0,509; а0(ИЭБР) =1,759 и коэффициенты а1(ИРЧП) = 0,027; а1(ИЭБр) = - 0,1. В результате были

получены две частные модели, которые представлены на рис. 2.

1. Индикативная модель зависимости индекса развития человеческого потенциала от объема инвестиций на душу населения:

ИРЧП, = 0,509 + 0,027 х ИН,

(13)

где ИРЧП — интегральный индекс развития человеческого потенциала в отчетном (планируемом) периоде t.

2. Индикативная модель индекса экологического благополучия регионов:

ИЭБР, = 1,759 + (-0,1 х ИН,_ 1), (4.15) где ИЭБР — индекс экологического благополучия регионов в отчетном (планируемом) периоде t.

1,2

та о

т О Ч X

V

X

V У

та х

о

0,8

0,6

0,4

0,2

2

3

4

5

6

7

8

Натуральный логарифм от объема инвестиций, приходящегося на душу населения

Ряд 1 — индекс развития человеческого потенциала Ряд 2 — индекс экологического благополучия регионов

1,2

та о

т О Ч X

V

X

V У

та х

о

0,8

0,6

0,4

0,2

Ряд 1 Ряд 2

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

Рис. 2. Индикативные модели управления инвестиционными процессами на основе критерия гармоничного развития регионов России

Графическое объединение этих двух частных индикативных моделей позволило нам получить обобщенную картину управления инвестиционными процессами на основе интегрального критерия гармоничного развития регионов России.

Представленное объединение моделей показывает логическую зависимость между объемом инвестиций на душу населения, уровнем развития человеческого потенциала и уровнем экологического благополучия в регионах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в условиях сложившейся отраслевой структуры инвестиционных процессов в субъектах Российской Федерации наблюдается положительная зависимость индекса развития человеческого потенциала и отрицательная зависимость индекса экологического благополучия от объемов инвестиций на душу населения. В тех российских регионах, где показатель объема инвестиций на душу населения достаточно высок, высок и показатель уровня развития человеческого потенциала. При этом уровень экологического благополучия, напротив, выше в регионах с невысоким показателем объема инвестиций на душу населения. Точка пересечения двух частных моделей — это критический уровень гармоничного развития регионов (интегральный критерий). Показатели интегральных индексов, находящиеся ниже ее уровня при соответствующем им объеме инвестиций на душу населения, свидетельствуют о негармоничном развитии инвестиционных процессов.

Представленные модели подтверждают полученные нами результаты проведенного анализа. Сложившаяся в современных условиях техногенная структура сырьевой направленности инвестиционных процессов в российских регионах не способствует их устойчивому (эколого-социально-экономичес-кому) развитию. Таким образом, для обеспечения равных возможностей и повышения качества жизни населения России необходимо изменить курс государственной инвестиционной политики в направлении

Ряд 1 Ряд 2

1

0

1

9

1

0

социолизации и экологизации экономики, а также повышения эффективности инвестиционной деятельности.

Применение индикативного управления инвестиционными процессами в комплексном развитии регионов России на основе современных информационных технологий дает возможность повысить эффективность их управления как на макроэкономическом уровне, так и на региональном и микроэкономическом уровнях. Оно позволяет сочетать два своеобразных способа государственного воздействия на инвестиционные процессы, осуществляемые в субъектах Федерации:

1) использование методов индикативно-моти-вационного управления, основанных на примене-

нии пороговых индикаторов эколого-социально-экономического развития;

2) использование методов нормативно-мотива-ционного управления, основанного на реализации целевых инвестиционных программ.

Основными структурными звеньями индикативного управления являются индикативное планирование и региональное программирование. В свою очередь индикативное управление инвестиционными процессами является центральным звеном в управлении регионом, поэтому оно гармонично включает в себя такие методы регулирования, как мониторинг, прогнозирование, косвенное регулированием, целевое программирование.

Список литературы

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006/2007 гг. / Под общей редакцией проф. С. Н. Бобылева и А. Л. Александровой. М.: Весь мир, 2007. 144 с.

2. Социальный атлас российских регионов URL: http://atlas.socpol.ru/indexes/index.shtml.

3. Центральная база статистических данных URL: http://www.gks.ru.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.