Научная статья на тему 'Indian Civil Service of the East India Company'

Indian Civil Service of the East India Company Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
391
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ОСТ-ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ / ИНДИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / КОЛОНИАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / INDIA / EAST INDIA COMPANY / INDIAN CIVIL SERVICE / THE COLONIAL ADMINISTRATION / POWERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Криворучко А. В.

На основе оригинальных индийских правовых источников рассмотрен процесс создания английской Ост-Индской компанией Гражданской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Indian Civil Service of the East India Company»

УДК 340.15:325.3(540)

А.В. Криворучко, канд. юрид. наук, доцент Национальный университет „ Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого “,

г. Харьков

ИНДИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА ОСТ-ИНДСКОЙ КОМПАНИИ

Первые шаги к будущему британскому владычеству в Индии сделала, как известно, английская Ост-Индская компания. Образуя английские колониальные поселения и распространяя свое влияние на все большие территории страны, она столкнулась с необходимостью создания более-менее целостной системы управления подконтрольными территориями и населением. Особый интерес система представляет и в связи с тем, что английское государство постепенно усиливало контроль над деятельностью Ост-Индской компании и механизмами ее власти в Индии, а позднее переподчинило эту систему себе и самое главное -использовало ее в качестве основы, лишь наращивая ей новые органы и функции.

Однако до настоящего времени в отечественной правовой литературе (тем более общеисторической) и трудах ученых стран СНГ нет даже упоминания об Индийской гражданской службе. Освещение данной проблематики позволит раскрыть ранее не исследованные вопросы структуры, задач и компетенции упомянутой службы, а также подбора, обучения и правового статуса ее чиновников. Кроме того, это позволит лучше понять систему и структуру государственного аппарата независимой Республики Индия.

Учитывая объемность данной проблемы, считаем целесообразным выделить следующие основные задачи и направления данной публикации: изучение эволюции правового статуса Ост-Индской компании, создания колониальной системы управления (законодательство, административные органы), развитие Британской империей Индийской гражданской службы, формирование и развитие англо-индийской судебной системы и ее отношений с этой Службой.

Целью настоящей статьи является рассмотрение первых шагов английской Ост-Индской компании по созданию Гражданской службы и задач ее реформирования, вставших перед Британской империей после перехода Британской Индии под суверенитет государства.

Деятельности Ост-Индской компании в Индии в указанный период уделялось определенное внимание в работах таких известных ученых-историков, как К.А. Антонова, Т.Ф. Девяткина, А.М. Дьяков, Г.П. Колыхалова, В.Н. Москаленко, Ю.П. Насенко, А. Пронин, а также историков права: С.Ю. Кашкина,

Н.А. Крашенинниковой, И.Д. Левина, В.А. Мамаева, М.М. Сайфулина. На русский язык была переведена „История Индии“ Н.К. Синха и А.К. Банерджи. В 2008г. А.А. Киселев (Волгоград) защитил диссертацию „Эволюция центральной британской колониальной администрации в XVTI-XVTII вв.“. Однако упомянутая проблематика в этих работах фактически не освещалась.

Новизна данной публикации заключается, во-первых, в рассмотрении указанных неразработанных вопросов, во-вторых, в том, что освещаемый материал основывается преимущественно на оригинальных юридических индийских и английских источниках, которые на русский и украинский языки не переводились и на территории СНГ не публиковались.

В начале XVII в. в борьбу за преимущества торговли в Индии включилась английская East India Company, известная в отечественной литературе как Ост-Индская компания. Непосредственная ее деятельность в Индии началась в 1613 г. с основания ее торговой фактории в Сурате. Во второй половине XVII в. рядом королевских хартий 1661-1754 гг. правовой статус Компании был существенно расширен, в частности, ей был предоставлен широкий круг прав в военной, административной, судебной („по любым делам, гражданским или уголовным, в соответствии с правом Соединенного Королевства“ [2, p.6]) сферах и даже право объявления войны и заключения мира („с любыми лицами, которые не являются христианами, в любых местах их торговли“ [1, p. xiv]), а также создавать законодательство на подвластных территориях. Таким образом, уже во второй половине XVII в. Ост-Индская компания превратилась из торговой ассоциации в территориального суверена, наделенного правами гражданского и военного управления.

Полномочия Ост-Индской компании имели и иное происхождение. В этой связи авторитетный индийский юрист А.Ч.Банерджи приводит справедливую точку зрения видного английского юриста и государственного деятеля сэра К. Илберта, что „английские полномочия в Индии исторически происходят из двух источников. Частично они получены от британской Короны и Парламента, а частично от Великих Моголов и других местных правителей Индии“ [1, p. xviii].

Среди таких приобретений от Великих Моголов в первую очередь следует выделить некоторые примечательные концессии, предоставившие Компании частичные права территориальной верховной власти. Так, в 1639 г. местный индусский правитель Вандиваш на определенных условиях предоставил ей

право строительства крепости, чеканки монет и управления г. Мадрасом. В 1672 г. последний полностью перешел под контроль англичан, и там не осталось никакой индийский власти. Верховная власть Империи Моголов была формальной и выражалась в оплате Компанией аренды (за освобождение территории - of a quit rent), а власти империи разрешили ей чеканить в Мадрасе только специфический образец рупии. В 1752 г. наваб Карнатика, являвшийся местным представителем приходящей в упадок Империи Моголов, отказался от вышеупомянутой арендной платы, после чего власть Компании в этом городе стала абсолютной.

В 1690 г., после нормализации отношений с правительством империи Великих Моголов, Компания создала поселение (колонию) в Сутанати (месторасположение будущей Калькутты), а в 1698 г. приобрела право заминдари (zamindari), т.е. собирать налоги и осуществлять гражданскую юрисдикцию в 3-х деревнях - Сутанати, Калькутта и Говиндпур. В 1717 г. Дж. Сурман получил от императора (делийского падишаха) Фаррухсияра три фирмана [4, с. 299], один из которых адресовался субадару Бенгалии и уполномочивал Компанию приобрести некоторые деревни возле Калькутты.

К концу первой трети XVIII в. английская Ост-Индская компания (носившая в то время официальное название „Соединенная Ост-Индская компания“) осуществляла активную торговую деятельность в Индии, кроме того, получила от английской Короны либо индийских правителей полномочия на осуществление властных функций на подвластной ей территории в частности, административной и судебной власти. Такое расширение территориальной деятельности и особенно задач и функций потребовали от служащих Компании гораздо большего объема знаний, навыков и подготовки, чем от обычных коммерсантов или торговых агентов.

Первоначально ее служащие назначались на должности в рангах „новичок (подмастерье)“ или „клерк“ в возрасте около шестнадцати лет и постепенно поднимались по служебной лестнице. Кандидаты на должности отбирались Советом директоров Компании по их собственному прошению или требованию. Указанное усложнение задач привело к принятию в 1731г. решения, что в дальнейшем все прошения о принятии на службу (независимо - в Англии или за границей) будут представляться на рассмотрение некоторым руководителям Компании. Так была создана система патроната (опеки, покровительства), которая считалась важной привилегией Совета директоров. Естественно, члены последнего предпочитали своих друзей и родственников неизвестным, хотя, может, и лучшим кандидатам. Служба в Компании практически стала монополией определенных семей. Заработная плата ее служащих не была привлекательной, но они обычно получали жилье и различные виды денежного содержания. В Компании не существовало гарантий (срока) пребывания в должности, отгулы и отпуска иногда предоставлялись на непрочных основаниях. Хотя торговля и была главным приоритетом служащих в ранний период деятельности Компании, тем не менее на своих местах (хотя и в малом масштабе) они вынуждены были осуществлять законодательные, судебные и административные функции.

В этой связи необходимо отметить следующее различие в подходах ученых. В советской и постсоветской научной литературе стран СНГ последовательно проводилась и проводится идея, что Ост-Индская компания и ее служащие в период ее деятельности в Индии вели себя как государство в государстве, иначе говоря, не признавалась власть ни местных индийских правителей, ни английской державы. Однако Компания и ее Совет директоров систематически получали разрешения на осуществление административных и судебных функций, причем со все более увеличивающимися полномочиями, непосредственно от высшей власти Англии - согласно Хартиям короля и законам парламента.

Примерно такой же точки зрения на этот вопрос придерживаются английские и даже индийские юристы. Именно поэтому они задавались следующими вопросами: „Когда Компания стала территориальной властью, возникли 2 проблемы: (а) должен ли патронат (над Индией) принадлежать Компании или Короне? (б) как могли клерки, служащие в торговой акционерной компании, обучаться управлять расширяющейся империей?“ [1, p. xxxiii]. На эти вопросы некоторые ученые отвечают примерно следующим образом. Акты 1773, 1784, 1793 и 1813 годов оставили за Компанией право патроната. В 1833 г. была предпринята попытка ввести так называемую систему измененной конкуренции, но ее Совет директоров ухитрился сохранить эту свою привилегию. И в то же время, Актом о хартии 1853 г. право патроната у Совета директоров было изъято и предусматривалось, что назначения на должности будут производиться в соответствии с правилами, созданными Департаментом контроля, т.е. британского правительства. В 1854 г. этот Департамент под председательством лорда Макалея составил правила, согласно которым был изменен ранее согласованный порядок набора в Гражданскую службу (Компании в Индии) на более открытый широкой конкуренции. Законом 1855 г. Хейлибери колледж, где проходили подготовку служащие Компании, с 31 января 1858 г. закрывался [1, p. xxxiii].

Проблема преобразования торговых агентов Компании в ответственных сотрудников административных и судебных органов была более чем сложной, но ко второй половине XVIII в. она стала перед руководителями Ост-Индской компании со всей очевидностью.

Губернатор поселений в Бенгалии Р. Клайв полностью осознавал плюсы открытого конкурса при наборе на службу в Компанию, поэтому в 1765-1767 гг. он боролся за упрочение ее территориальных

владений и уничтожение укоренившихся злоупотреблений, поборов, вымогательств и взяток ее служащих. В 1766 г. он преобразовал местную администрацию Компании: торговля и взятки были запрещены на будущее всем служащим, так как предвиделось повышение окладов из доходов от соляной монополии. Р. Клайв твердо проводил свою реформу, но реального успеха не добился, ибо встретил активное сопротивление гражданских служащих и открытое возмущение 200 офицеров.

Первый английский генерал-губернатор Индии У. Гастингс, по мнению некоторых индийских исследователей, был опрометчиво великодушен в управлении патронатом. Несомненно, его целью было сохранение контроля над Компанией за счет благосклонности к номинальным собственникам. Он чрезвычайно увеличил стоимость ее гражданского учреждения с помощью введения высокооплачиваемых должностей. Но такая система тоже не привела к уменьшению коррупции и не повысила результативности деятельности Компании.

Только реформы Компании, проведенные генерал-губернатором лордом Ч. Корнваллисом, оказались действительно эффективными. Он последовательно отказывался осуществлять неподходящие назначения даже в угоду своим хозяевам, исключил лишний штат служащих, предусмотрел выплату соответствующего жалованья и сократил незаконные доходы. В то же время его система имела 2 серьезных недостатка с точки зрения повышения рентабельности и эффективности деятельности Компании: во-первых, недоверие к индийцам не только повысило расходы администрации за счет массового набора на службу европейцев, но и унижало индийцев; во-вторых, Ч. Корнваллис был не в состоянии понять, что сама по себе ликвидация коррупции не могла улучшить деятельность Гражданской службы. Так, оснащение ее служащих оставляло желать лучшего; необходимость обучения языкам, на которых говорит население Индии, осознали только в 1790г., когда было объявлено для всеобщего сведения, что „генерал-губернатор не будет невнимателен к прогрессу служащих в освоении языков страны“ [1, p. xxxiv]. Между тем некоторые индийские исследователи (А. К. Гхосал и Р. Дваркадас) подчеркивают важность вклада генерал-губернаторов У. Гастингса и Ч. Корнваллиса в преобразование Гражданской службы и указывают следующее: „За 13 лет режима Гражданская служба Ост-Индской компании была превращена из „банды коммерческих авантюристов и охотников за удачей в публичную службу ... Основы Гражданской службы (в современном смысле этого слова), базирующиеся на английских принципах управления, были впервые заложены при правлении Гастингса, на которые Корнваллисом была надстроена и усовершенствована супер-структура“ [Цит. по: 2, p. 8].

В последние десятилетия ХХ в., как отмечают индийские юристы, постепенно происходит осознание, что правление генерал-губернатора Р. Уэсли является поворотным пунктом в истории развития английской Гражданской службы в Индии. 21 декабря 1798 г. он издал извещение (Notification), что „офисы (Компании) закрыты для тех служащих, которые потерпели неудачу при сдаче экзаменов по праву и языкам“, что стало логическим развитием реформ Ч. Корнваллиса. Перед колледжом Форта Уильямса, основанном 10 июля 1800 г., ставилась цель готовить британских чиновников по языкам Индии, особенно бенгали и хинди, что в этот период было крайне важно. Колледж предоставлял необходимый инструментарий для достижения практического результата по плану экзаменов, предусмотренных еще в 1798г. В этот же день лорд Р. Уэсли заявил: „Стабильность Империи ... должна быть гарантирована долговременными принципами внутреннего порядка; безупречным, честным и единообразным отправлением правосудия; благоразумной и умеренной системой государственных доходов ...“ [Цит. по: 1, p. xxxiv].

Несмотря на такие заявления высших должностных лиц Великобритании, в этот период Гражданская служба еще не порвала своей связи с коммерческими организациями и постоянно напоминала властям, что она осуществляет управление территорией, приобретенной „мерами, противными чести“ Англии. Лорд Р. Уэсли вообще молча начал спланированную агрессию. Чтобы никто не думал, что политика аннексии и расширения английского сюзеренитета над Индией была не более чем временный феномен, он тогда же обратил особое внимание на то, что „долг, политика и честь требуют, чтобы (Индия) не должна управляться как временное и случайное приобретение ... Это должно рассматриваться как неприкосновенное имущество и постоянная собственность“ [Цит. по: 1, p. xxxv]. Важным и полезным элементом политики Р. Уэсли стало то, что он дал время Гражданской службе устояться после многочисленных и частых изменений У. Гастингса и Ч. Корнваллиса, проводившихся ими более 20 лет (1772-1798 гг.).

Тем временем руководители Британской империи, четко понимая значение Индии и видя злоупотребления и эгоизм Ост-Индской компании, с последней четверти XVIII в. берут твердый курс на поступательный переход властных полномочий в Индии от компании к английскому государству. Восстание сипаев 1857-1858 гг. дало в руки правительства сильный козырь, использовав который английское государство впервые на законодательном уровне смогло установить свой прямой суверенитет над Британской Индией, ранее подвластной Компании. Таким законом стал Акт об управлении Индией 1858 г.

Переход суверенитета над Британской Индией из рук торговой компании в руки государства, разумеется, принципиально отразился на судьбе существовавших в Индии английских законодательных, административных, судебных органов, а также органов местного самоуправления. В связи с тем, что

фактически все эти функции выполняли служащие Гражданской службы Компании, возникла неотложная необходимость в принципиальном реформировании ее аппарата управления, в перестройке этой Службы в качестве государственного органа с учетом расширения ее функций и задач.

Принципиальная перестройка Индийской гражданской службы выдвигала на первый план ряд проблем и практических задач. Требовались принципиально новые кадры служащих, причем в большом количестве. Это, в свою очередь, потянуло за собой необходимость создания государственной системы подготовки определенного персонала, что обусловливало неотложную потребность открытия соответствующего государственного (а не подчиненного Компании) учебного заведения. Кроме того, британское руководство столкнулось с проблемой заигрывания с индийскими правителями и создания видимости участия индийцев в управлении собственной страной. Привлечение последних на британскую службу в стране (в первую очередь в Индийскую гражданскую службу, армию и т.д.) могло существенно снизить государственные расходы на содержание такого аппарата. Эти соображения вынудили британское правительство начать проведение так называемой политики индианизации Гражданской службы.

Рассмотрев историю появления и начальный период деятельности Индийской гражданской службы, можем сделать следующие краткие выводы:

1. Первоначально основными завоевателями индийской территории стали представители торговой Ост-Индской компании, получившей на это разрешение и полномочия высших британских властей.

2. По мере установления власти на все больших территориях страны эта Компания на основании полномочий, данных Короной, стала создавать систему управления, первоначально распространявшуюся только на служащих Компании и европейцев, а со временем - на все население, по любым причинам находившееся на территории, подчиненной Компании.

3. Одним из важнейших элементов этой системы стали суды.

4. Во второй половине XVIII в. Ост-Индская компания создала систему Гражданской службы, характеризующуюся некоторыми особенностями: (а) ее служащие фактически выполняли функции государственной службы; (б) в конце XVIII в. ряд генерал-губернаторов стали ограничивать произвол чиновников Компании; (в) были созданы учебные заведения для подготовки ее служащих; (г) проводился курс на отказ от системы патроната, вместо чего вводилась система экзаменационного отбора служащих.

5. В XIX в. Британское государство взяло четкий и последовательный курс на изъятие всех властных полномочий у Компании и передачи их Короне.

6. Осуществление полноценного государственного суверенитета над Индией в целом и Британской

Индией, в частности, требовало создания специального аппарата, что, в свою очередь, вызвало к жизни ряд практических мероприятий и изменений в тактике правления: (а) создание соответствующего

государственного учебного заведения; (б) необходимость „заигрывания“ с индийскими правителями и создания видимости участия индийцев в управлении собственной страной; (в) привлечение индийцев на британскую службу в Индии (в первую очередь в Индийскую гражданскую службу, армию и т.д.), что послужило началом воплощения в жизнь политики индианизации Индийской гражданской службы.

Список литературы: 1. Banerjee A.Ch. Indian Constitutional Documents 1757-1939, In Three Volumes, Volume 1: 1757-1858. -Calcutta: A.Mukherjee & CO, 1948. - 352 p. 2. Dwarkadas R. Role of Higher Civil Service in India. - Bombay: Popular Book Depot, 1958. -260 р. 3. Sinha В.S. Legal History of India. - Allahabad, 1976. - 304 p. 4. Синха Н.К., Банерджи А.К. История Индии : Пер. с англ. - М.: Изд-во иностр. лит., 1954. - 440 с.

ИНДИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА ОСТ-ИНДСКОЙ КОМПАНИИ

Криворучко А.В.

На основе оригинальных индийских правовых источников рассмотрен процесс создания английской Ост-Индской компанией Гражданской службы.

Ключевые слова: Индия, Ост-Индская компания, Индийская гражданская служба, колониальная

администрация, властные полномочия.

INDIAN CIVIL SERVICE OF THE EAST INDIA COMPANY Krivoruchko A.V.

The process of creating of the Civil Service by the English East India Company is considered on basis of the original Indian legal sources.

Key words: India, East India Company, Indian Civil Service, the colonial administration, powers.

Поступила в редакцию 10.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.