Научная статья на тему 'Индекс стоимости жизни как направление усовершенствования индекса потребительских цен'

Индекс стоимости жизни как направление усовершенствования индекса потребительских цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индекс стоимости жизни как направление усовершенствования индекса потребительских цен»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2007. № 1

Н. И. Никитина

ИНДЕКС СТОИМОСТИ ЖИЗНИ

КАК НАПРАВЛЕНИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Изменения цен на блага, приобретаемые потребителями, оказывают неминуемое воздействие на их благосостояние. Вопрос об измерении этого влияния на каждом этапе развития экономической мысли находил определенные решения, но эта проблема продолжает сохранять свою актуальность и в настоящее время. Причиной такого положения является то, что методы расчета показателей, призванных отразить величину воздействия изменения цен на уровень жизни населения, постоянно сталкиваются с новыми вызовами и требуют непрерывного совершенствования. Особую остроту данной проблеме придает сохранение высоких темпов инфляции в России, что вызывает необходимость периодических индексаций социальных расходов. Традиционным показателем инфляции, лежащим в основе перерасчета бюджетных расходов, является индекс потребительских цен (ИПЦ)1. Однако давно доказано, что существует разрыв между реальным изменением стоимости жизни и официальным уровнем инфляции. Теоретический и практический аспекты сближения этих показателей — уровня жизни и роста цен — будут рассмотрены в данной работе.

Идея использования корзины благ как основы для измерения стоимости жизни восходит по крайней мере к началу XIX в.2 ИПЦ измеряет изменения в расходах домашних хозяйств на приобретение фиксированной корзины товаров и услуг в условиях изменения цен в определенный период. Таким образом, очевидно, что ИПЦ — это индекс стоимости благ. Однако понятие «уровень жизни» (стоимость жизни, благосостояние потребителей) оказывается более широким, чем простая доступность исходного потребительского набора. Осознание данной проблемы привело к тому, что во многих странах перед статистическими ведомствами поставлена довольно амбициозная цель: положить в основу индекса концепцию измерения изменений в затратах на поддержание жизненного стандарта домашнего хозяйства на определенном уровне и создать индекс стоимости жизни3. В частности, Бюро трудовой

1 Consumer Price Index — CPI.

2 Diewert W.E. The Early History of Price Index Research // Essays in Index Number Theory / Ed. by W.E. Diewert, AO. Nakamura. Amsterdam, 1933. Vol. 1. P. 33—65.

3 Cost-of-living index.

статистики США (U.S. Bureau of Labor Statistics, далее — BLS) в 1997 г. сообщило, что оно будет использовать теорию стоимости жизни и соответствующий индекс как цель, которую нужно преследовать в процессе дальнейшей работы над ИПЦ. Но при этом было отмечено, что «стоимость жизни — это теоретическая конструкция, а не четкая формула индекса, пригодная для практического использования»4.

В основе теоретических расхождений между ИПЦ и индексом стоимости жизни лежит отношение к полезности, извлекаемой потребителем из приобретаемого набора благ. С помощью ИПЦ оценивается изменение номинального дохода, необходимое для покупки по ценам текущего периода набора товаров и услуг, который приобретался в базовом периоде. А индекс стоимости жизни призван измерить затраты, необходимые для поддержания данного уровня полезности при новых ценах на блага. Но на уровень жизни потребителей воздействует не только доступность привычного ассортимента благ, но и широкий круг явлений в физической, социальной и экономической сферах, например изменения в уровне преступности или рост загрязнения окружающей среды. Очевидно, что показатель, который учел бы все, что влияет на благосостояние потребителей, скорректировав изменение цен на потребительские блага в соответствии с оказываемым внешним воздействием, более точно, чем ИПЦ, отразил бы изменение уровня жизни населения. Однако, чтобы расширить область, к которой применяется расчет ИПЦ, так, чтобы включить воздействие на уровень жизни со стороны изменений внешних условий или в результате обеспечения общественными благами, требуется методология анализа и расчета, недоступная в настоящее время.

Кроме того, нельзя упускать из виду, что ИПЦ применяется в качестве обобщенного показателя инфляции по потребительским благам. В этой роли он используется для индексации социальных выплат. Он также служит индикатором в монетарной политике. В этих конкретных целях широкий индекс стоимости жизни, который оценивает изменения в уровне жизни, происходящие из-за таких факторов, как ухудшение криминогенной обстановки или рост дорожных происшествий, оказывается неадекватным5.

В этой связи необходимо отметить, что влияние внешних воздействий отчасти отражается на ценах рыночных благ. Например, повышение уровня преступности увеличивает спрос на системы

4 U.S. Department of Labour, Bureau of Labour Statistics. Letter from the Commissioner of Labour Statistics to the Chairman of the Joint Economic Committee, U.S. Congress. 1997.

3 Schutt7,e L.Ch. The Consumer Price Index: Conceptual Issues and Practical Suggestions // Journal of Economic Perspectives. 2003. Vol. 17. N 1. P. 9.

охранной сигнализации, ухудшение климата — на обогреватели или кондиционеры, а повышение объема и качества предоставляемых государством услуг в сфере медицинского обслуживания или образования — на цены соответствующих рыночных благ. Если стоит задача ограничиться сферой рыночных товаров и услуг, то можно определить индекс стоимости жизни, который исключит эти воздействия. В результате будет получен «условный» индекс стоимости жизни, определенный как отношение максимальных расходов, необходимых для поддержания данного уровня жизни в условиях изменения цен на рыночные товары и услуги, в то время как состояние исключенных внешних условий сохранится неизменным.

Существуют значительные теоретические проблемы и трудности с расчетами, которые снижают возможность достижения теоретической четкости и точного измерения индекса стоимости жизни. Есть мнение, что эти ограничения являются достаточно серьезными, чтобы сделать невозможным перевод в денежное выражение эффектов, которые оказывают изменения в ценах и качестве благ на уровень жизни. Другая точка зрения заключается в том, что, несмотря на эти трудности, желательно, чтобы целью развития ИПЦ стал индекс стоимости жизни, признавая при этом, что результат его измерения будет приблизительным.

Однако в целом теория индекса стоимости жизни создает значительные преимущества, предлагая общую концепцию развития методов, используемых при расчете ИПЦ. Всеми исследователями в той или иной степени признается, что существует ряд серьезных проблем, искажающих значение ИПЦ. И работа над исправлением этих недостатков одновременно окажется и движением в направлении приближения ИПЦ к индексу стоимости жизни. Основная критика стандартных методов расчета ИПЦ заключается в том, что он не учитывает эффект замещения, который возникает, когда потребители отказываются от благ, ставших относительно дороже, и переключаются на блага, которые стали относительно дешевле. Появление новых благ и качественные изменения уже существующих учитываются в ИПЦ с опозданием или вовсе игнорируются. Наконец, при расчете ИПЦ не принимается во внимание изменение в поведении потребителей, которые стремятся делать покупки в дисконтных магазинах, — так называемый «сдвиг в розничной торговле» (outlet bias).

В ряде работ приводятся оценки, доказывающие, что ИПЦ, рассчитанный в соответствии с принятой в настоящее время методикой, является существенно завышенным. Многочисленные исследования демонстрируют, что величина сдвигов в ИПЦ слишком велика, чтобы ею пренебрегать.

На основе данных за 1972—1994 гг. независимые исследователи, применявшие сходные методы, выявили, что ежегодный сдвиг составляет в среднем 1,6%6. Отмечается, что такой подход учитывает сдвиг в розничной торговле и эффект замещения, но поскольку он не принимает в расчет ни воздействие введения новых благ, ни качественные изменения, то он приводит к недооценке сдвига ИПЦ. Например, было выявлено, что недооценка качественных улучшений в рассчитываемом BLS ИПЦ завышало инфляцию на 2,2% в год за период 1980—1996 гг. на продукты, составлявшие более 80% расходов на потребительские товары длительного пользования в США7.

1. Методика расчета ИПЦ

Построение ИПЦ начинается с отбора отдельных пунктов, по которым будут отслеживаться изменения цен. Затем цены на отдельные товары объединяются в категории (страты) — товарные группы благ и услуг, каждая из которых включает в себя примерно 200 позиций. Категории благ формируются из нескольких максимально близких товаров, представляя все, что потребитель может приобрести для текущего потребления. Например, существуют отдельные страты для сухих завтраков, вывоза мусора, мебели для спален, писчебумажных товаров, женской одежды, услуг стоматологов, платы за обучение в колледже и т.п. Индекс цен рассчитывается отдельно по каждой товарной группе. Затем эти субиндексы объединяются в индексы категорий для основных потребительских товаров, таких как продукты питания, одежда, коммунальные услуги, и в итоге — в единый ИПЦ.

Отбор конкретных благ — пунктов, по которым будут отслеживаться цены, организуется так, чтобы они представляли то, что потребители реально приобретают. Во-первых, в каждом регионе магазины, в которые приходят ценовые агенты BLS, отбираются случайно, с вероятностью выбора, пропорциональной доле данного магазина в общих продажах благ данной категории, основанной на данных опросов потребителей (Point of Purchase Survey) о том, где они делают покупки. Отобранные торговые точки могут включать в себя не только обычные магазины, но и продавцов по каталогам или продажи через Интернет. После того как конкрет-

6 Costa D.L. Estimating Real Income in the U.S. from 1888 to 1994: Correcting CPI Bias Using Engel Curves // Journal of Political Economy. 2001. December. 109:6. P. 1288—1310; Hamilton B.W. Using Engel's Low to Estimate CPI Bias // American Economic Review. 2001. June. 91:3. P. 619—630.

7 Bits M., Peter K. Quantifying Quality Growth // American Economic Review. 2001. 91:4. P. 1006-1030.

ный магазин оказывается выбранным в качестве образца, так же случайно выбираются и конкретные блага, продаваемые в этом магазине, — пункты, цены на которые будут отслежены. Товары отбираются с вероятностью, настолько близкой к доле продаж, насколько возможно ее определить. Каждый пункт, отобранный для включения в расчет ИПЦ, получает вес, который отражает, по крайней мере приблизительно, средний за базовый период объем продаж блага, которое он представляет, и этот вес используется при расчете соответствующего субиндекса по страте.

Когда субиндексы вычислены, они должны быть агрегированы в единый ИПЦ. Это делается с использованием набора весов, отражающих доли расходов, которые представляют покупки типичного потребителя. Данные о расходах, используемые для получения этих весов, берутся из обзора о потребительских расходах — постоянно обновляемого обзора, в котором собирается детальная информация об образцах расходов репрезентативных домохо-зяйств. Изменение совокупного индекса между базовым периодом и текущим равно средневзвешенному значению изменений в составляющих индексах.

2. Микроэкономические основы соотношения ИПЦ и индекса стоимости жизни

При расчете индекса стоимости благ рассматривается определенная корзина товаров, представляющая совокупные потребительские расходы в течение некоторого периода, и оценивается, во сколько обойдется ее приобретение в другой период. При расчете индекса стоимости благ, по версии Ласпейреса, используется корзина, которая представляет образец потребления в некоторый период в прошлом (в базовом периоде), а затем измеряется, сколько она будет стоить в настоящее время (в текущем периоде). Индекс Пааше рассматривает корзину, представляющую собой образец потребления в текущем периоде, а затем оценивает, сколько эта корзина стоила в базовом.

Теория полезности предоставляет аппарат, позволяющий проиллюстрировать соотношение между индексами. Рассмотрим на карте кривых безразличия, отражающей предпочтения потребителя в отношении двух благ X и У, ситуацию, когда товар У является композитным (т.е. отражает расходы на все товары, кроме X), а цена нормального товара X возрастает (рис. 1). Пусть исходное равновесие в базовом периоде достигалось потребителем в точке Е0. Бюджетное ограничение (0) описывается уравнением Мо = = Р^Хд+Р У0. В результате повышения цены на товар X в условиях неизменного номинального дохода равновесие потребителя перемещается в точку Е,; бюджетное ограничение (1) описывается

уравнением М0 = Р£Х1+РУ1. ИПЦ оценивает, как должен измениться (в данном случае увеличиться) номинальный доход, чтобы потребитель смог приобрести исходный набор (Х^ У0) по новым ценам. Такой номинальный доход М2 соответствует бюджетному ограничению (2): М2=Рх'Х0+РуУ0. В данной ситуации индекс

цен, основанный на фиксированной потребительской корзине, просто отслеживает издержки приобретения исходного набора и, таким образом, будет расти на величину, большую, чем необходимо, чтобы отразить действительный рост стоимости жизни потребителя.

Итак, если в качестве условия неизменного благосостояния принять не доступность исходного набора, а сохранение первоначального уровня полезности (критерий Хикса), то потребителю понадобится меньший прирост номинального дохода, чем тот, что отражен индексом Ласпейреса. Индекс, который более точно отразит изменение стоимости жизни, должен рассчитываться исходя из бюджетного ограничения М2', которое отражает новый уровень цен и проводится по касательной к исходной кривой безразличия (ио): индекс стоимости жизни будет равен 1сж = М2'/М0. Точка Е2 отражает эффект замещения, т.е. характеризует набор благ, кото-

Однако при изменении

х холимо, чтобы купить изначальный набор потреби-а тельских благ: будет достаточно и несколько меньшей компенсации. Но индекс

рый позволит потребителю сохранить первоначальный уровень благосостояния в условиях возросшей цены на товар X.

Аналогичные рассуждения для индекса Пааше приводят к тому, что его величина будет ниже значения адекватного индекса стоимости жизни: 1Р = (Р'Х^РуУ^ДР^+РуУ,) = М0/М3<1СЖ = М0/М3' где М3 показывает величину номинального дохода, необходимого для приобретения текущего набора по базовым ценам, а М3'— доход, необходимый для достижения текущего уровня полезности при ценах базового периода.

Таким образом, в целом делается вывод, что, поскольку индекс Ласпейреса пренебрегает способностью потребителей уменьшать эффект, сокращающий их благосостояние в результате роста цен путем замены одних благ на другие, он переоценивает издержки, необходимые для поддержания исходного (базового) уровня жизни. И наоборот, поскольку индекс Пааше показывает, сколько корзина благ, характерная для текущего потребления, стоила в прошлом, он предполагает, что люди еще в прошлом совершили замену благ, которую они реально сделали только в настоящем, и, таким образом, недооценивает стоимость поддержания текущего уровня жизни.

Эти рассуждения часто ведут к утверждению, что индекс Ласпейреса всегда превышает индекс Пааше. Эмпирические исследования показывают, что индекс Ласпейреса действительно имеет тенденцию к более высоким показателям уровня инфляции, чем индекс Пааше, по крайней мере в большинстве лет, и это свидетельство часто рассматривается как доказательство важности эффекта замещения в объяснении изменений в потребительской корзине. Но также отмечается и то, что если прошлый и настоящий образцы потребления значительно отличаются из-за сдвига относительных цен или в силу изменения дохода, то, по крайней мере теоретически, возможно, что индекс Пааше будет превышать индекс Ласпейреса.

На рис. 1 разность (М2'—М0) представляет компенсирующую вариацию — величину, на которую должен (в данном случае) возрасти номинальный доход потребителя в условиях повышения цен, чтобы его уровень благосостояния остался неизменным.

Проведенные рассуждения позволяют увидеть, что расчет компенсирующей вариации оказывается более адекватной характеристикой изменения стоимости жизни, чем индекс потребительских цен.

При переходе от индивидуального спроса к рыночному расчет компенсирующей вариации также оказывается теоретически возможным. На рис. 2 представлен случай увеличения благосостояния покупателей в условиях снижения цены на товар X. Необхо-

Рис. 2. Компенсирующая вариация (изменение потребительского излишка) при снижении цены товара X

Рис. 3. Компенсирующая вариация (изменение потребительского избытка) при появлении на рынке нового товара X

лимо отметить, что если возможно получить кривую компенсированного спроса по Хиксу, отражающую воздействие на величину спроса на данный товар только эффекта замещения, то отмеченная площадь будет представлять собой компенсирующую вариацию. Если линия спроса показывает обычную функциональную зависимость между ценой товара и объемом покупок (отражающую совокупное воздействие и эффекта замещения, и эффекта дохода), то представляющая интерес площадь будет отражать изменение потребительского избытка.

Если на рынке появляется совершенно новый продукт, то величина компенсирующей вариации (прирост потребительского излишка) будет значительно больше: она окажется площадью всего треугольника, ограниченного линией спроса и текущей ценой на новое благо (рис. 3). И если потребитель купит это благо, то выгода представляет собой снижение стоимости жизни.

При рассмотрении соответствующих изменений на рынках потребительских благ — изменение качества старых и появление новых благ — будут затронуты проблемы, связанные с возможностями использования данной методологии при расчете индекса стоимости жизни.

3. Проблема замещения

Очевидным решением проблемы замещения является использование некоторого индекса, который отразил бы этот эффект. Если бы функции спроса на все блага были бы известны, тогда в теории эта проблема имела бы простое решение. К сожалению, точное выведение функций спроса практически недостижимо. Однако существует класс «усовершенствованных» индексов, которые при определенных предпосылках могут обеспечить достаточное приближение к индексу стоимости жизни, отражая эффект замещения, характерный для поведения потребителей. При этом не требуется знания конкретной функции спроса. Эти усовершенст-

вованные индексы имеют общей чертой то, что они подразумевают определенный способ симметричного усреднения и взвешивания, который использует данные о количествах благ или потребительских расходах как по базовому (начальному), так и по текущему (конечному) периоду, на основании которых рассчитывается индекс. Одним из таких индексов является хорошо известный индекс Фишера, рассчитываемый как среднее геометрическое из индексов Ласпейреса и Пааше. Еще один такой индекс — индекс Торнквиста — среднее геометрическое отношений цен текущего и базового периодов, взвешенных по средним расходам за два периода.

Практическое применение усовершенствованных индексов связано с двумя серьезными проблемами. Первая связана с теоретическим аспектом, вторая — с практическим.

Первая сложность заключается в базовой теоретической предпосылке, лежащей в основе усовершенствованных индексов. Она состоит в том, что предпочтения стабильны и гомотетичны. Гомо-тетичность предпочтений означает, что при изменении дохода потребители пропорционально увеличивают или снижают свои покупки. Только в этом случае все изменения в количествах, используемых в качестве весов, которые произошли между базовым и текущим периодом, окажутся результатом эффекта замещения, возникшего из-за изменения отношения цен. Только если предпочтения гомотетичны, изменения в стоимости жизни, которые произошли в связи с изменением цен, не будут зависеть от исходного уровня жизни или уровня полезности. Но эмпирические свидетельства (например, использующие аппарат кривых Энгеля) показывают, что предпочтения не гомотетичны, а спрос на блага меняется при изменениях дохода или стандарта потребления. В таком случае должны быть разные индексы стоимости жизни для различных потребительских стандартов. И, как показано в ряде работ8, если уровень жизни в базовом периоде отличается от того, который сложился в текущем периоде, усовершенствованный индекс будет отражать индекс стоимости жизни, который поддерживает потребительский стандарт на некотором промежуточном значении. Таким образом, одно и то же изменение в абсолютных и относительных ценах может привести к различным значениям усовершенствованного индекса в зависимости от того, что произошло с доходом и потребительским стандартом за рассматриваемый период.

8 Diewert W.E. Exact and Superlative Index Numbers // Journal of Econometrics. 1976. May. 4. P. 114—145; Idem. The Consumer Price Index and Index Number Purpose // Discussion Paper. 00-02. University of British Columbia. 2000.

3 ВМУ, экономика, № 1

33

Аналогичный результат получается, если изменения между текущим и базовым периодами произошли в одном или нескольких внешних условиях, например в загрязнении окружающей среды, климате, уровне преступности, обеспеченности общественными благами. Такие изменения могут повлиять на предпочтения потребителя в отношении рыночных товаров и услуг. В такой ситуации усовершенствованный индекс снова окажется индексом стоимости жизни, который поддерживает потребительский стандарт где-то между текущим и базовым периодами. Естественно, вкусы могут измениться и в силу множества других причин.

Таким образом, в той мере, в которой доход и предпочтения в отношении рыночных благ меняются между двумя периодами, усовершенствованный индекс теряет часть своей точности как измерителя стоимости поддержания уровня жизни, сложившегося в базовом периоде. Степень его достоверности основана на предположении о том, в какой степени изменения в наборе приобретаемых благ вызываются изменениями в доходе и вкусах, а в какой — эффектом замещения, связанным со сдвигом в относительных ценах. От этого зависит, насколько точно усовершенствованный индекс в действительности будет отражать именно эффект замещения.

Еще одной теоретической предпосылкой, уменьшающей точность усовершенствованных индексов, является то, что доля расходов, выделяемых потребителями на покупку конкретного блага, остается неизменной. Например, если цена блага удваивается, а остальные цены не меняются, то геометрическая формула предполагает, что покупки данного блага упадут вдвое. Такой подход равносилен предположению о том, что эластичность замещения между конкретными пунктами в любой категории равна единице. Маловероятно, что эластичность замещения равна точно единице по каждой категории благ, но такая предпосылка предпочтительнее предположения о том, что замещения нет вообще.

В 1999 г. в рамках усилий, направленных на приближение ИПЦ к цели — индексу стоимости жизни, ВЦ> приняло новую, построенную по принципу среднего геометрического формулу расчета субиндексов по стратам, составляющим примерно две трети общего индекса. Для определенных видов благ, например аренды квартир, коммунальных и медицинских услуг, предположение о том, что потребители будут замещать подорожавшее благо другим из той же группы, кажется менее уместным; для этих страт была сохранена историческая формула ИПЦ, которая предполагает, что потребление останется на уровне базового

периода. В момент введения новой формулы расчета ИПЦ ВЦ> установило, что ее запланированное принятие замедлит темп роста индекса примерно на 0,2% в год9.

Вторая сложность, связанная с переходом к усовершенствованным индексам, — практическая. Она заключается в том, что формула индекса Торнквиста, принятая ВЬБ в качестве методологической концепции расчета усовершенствованного индекса, требует знания о потребительских расходах как в текущем, так и в базовом периодах, которые используются в качестве весов. Но получение информации о текущем потреблении в условиях существующей технологии сбора данных невозможно, поскольку для получения детальных данных о расходах, используемых в качестве весов, прибегают к опросам потребителей. В результате окончательная версия усовершенствованного индекса ВЬБ оказывается доступна только с двухлетним лагом.

Сформулированы два возможных подхода к учету эффекта замещения при расчете ИПЦ в реальном времени: можно опубликовывать приблизительную величину индекса, скорректированного на эффект замещения, и пересчитывать индекс позже; или можно публиковать приблизительное значение и не исправлять индекс, даже если в дальнейшем станут доступны данные, которые изменят его величину.

Широкое использование ИПЦ в целях индексации доходов делает первый способ — последующую коррекцию индекса — менее привлекательным, по крайней мере с точки зрения многих пользователей. В частности, тот факт, что ИПЦ не пересматривается, явился одной из важнейших причин того, что Министерство финансов США выбрало именно его в качестве показателя для облигаций, защищенных от инфляции, первый выпуск которых состоялся в январе 1987 г. От этого показателя требовалось, чтобы он был «общепризнанным, часто публикуемым, точным, легко доступным, понятным и не пересматриваемым»10 (курсив мой. — И.Н.).

Но и альтернативный подход — сохранение индекса, который не соответствует самым последним данным, — также кажется непривлекательным. В настоящее время принято решение оставлять существующий ИПЦ без изменений, но вводить новый, исправленный индекс, — Измененный ИПЦ всех городских потребителей (С-СР1-и), сходный с ИПЦ, но рассчитанный с помощью формулы индекса Торнквиста. Начиная с июля 2002 г. предвари-

9 Daltoti K. V., John S. G., Kenneth J.S. Incorporating a Geometric Mean Formula into the CPI // Monthly Labour Review. 1998. October. 121:10. P. 3-7.

10 Federal Register. 1996. September 27.

тельные значения нового индекса публиковались каждый месяц наряду с обычным ИПЦ; текущие значения индекса являлись результатом двух этапов перерасчета в течение двух лет, предшествующих получению конечного результата.

Перерасчет прошлых индексов на основе данных за разные годы показывает, что величина, на которую С-СР1-и оказывается ниже ИПЦ, по разным оценкам, находится в диапазоне от 0,1— 0,2 до 0,8% в год11.

Использоваться новый индекс может, к примеру, в процессе индексации социальных расходов. Одно из предложений состоит в том, чтобы средства, выплачиваемые получателям социальных пособий, каждый год пересчитывались в соответствии с предварительным значением С-СР1-и, плюс или минус корректировка, отражающая разницу между конечным и предварительным значениями индекса двухлетней давности12. Однако вероятность того, что со временем скорректированный С-СР1-и заменит ИПЦ, даже если достаточное количество субъектов, применяющих ИПЦ в целях индексации, перейдут к его использованию, оценивается как не очень высокая13.

Существует и радикальная концепция учета эффекта замещения в процессе расчета ИПЦ14, которая утверждает, что статистическим ведомствам не следует уделять оценке эффекта замещения так много внимания. Этот подход основан, во-первых, на том, что действие эффекта замещения оказывается незначительным по сравнению с влиянием трех других эффектов — улучшения качества существующих благ, появления новых благ и «сдвига в розничной торговле». Кроме того, расчеты эффекта замещения в любом случае окажутся весьма приблизительными, поскольку теоретические предпосылки использования усовершенствованных индексов значительно снижают их точность.

Тем не менее большинство исследователей согласны с тем, что поведение домашних хозяйств, вызывающее эффект замещения, снижает воздействие изменения цен на благосостояние потребителей и что приемы, связанные с агрегированием и использованием специальных весов в усовершенствованных индексах, обычно перемещают ИПЦ в верном направлении. Поэтому усовершенствованный индекс является более адекватным инструментом соци-

11 Abraham KG. Toward a Cost-of-Living Index: Progress and Prospects // Journal of Economic Perspectives. 2003. Vol. 17. N 1. P. 51.

12 At What Price? Conceptualizing and Measuring Cost-of-Living and Price Indexes / Ed. by C.L. Shultze, M. Cristopher. Washington, 2002. P. 194-195.

1 Abraham K.G. Toward a Cost-of-Living Index: Progress and Prospects. P. 51.

14 Hausman J. Sources of Bias and Solutions to Bias in the Consumer Price Index // Journal of Economic Perspectives. Vol. 17. N 1. P. 33.

альной политики в качестве основы для компенсационных выплат при изменении уровня цен, и В1_Б также следует публиковать и его.

4. Учет качественных изменений

Очевидно, что ИПЦ должен показывать изменение цен на набор товаров, который представляет собой образец потребления, наиболее точно характеризующий его текущее состояние. Этот образец постоянно меняется: часть товаров устаревает и снимается с производства, выпускаются усовершенствованные модели и абсолютно новые товары, и все эти процессы должны отражаться в ИПЦ. Особую значимость данной проблеме придает тот факт, что новое качество благ оказывает значительное воздействие на уровень жизни потребителей. И если целью измерений является показатель изменения стоимости жизни, то следует стремиться к максимальной точности отражения именно этих факторов.

Традиционный подход В1_Б заключается в использовании двух типов неявных качественных корректировок: замены товаров внутри образцов потребления и ротации (чередования) пунктов образца.

Процесс замены товаров внутри образцов обусловлен тем, что примерно 30% образца, отслеживаемого В1_Б при построении ИПЦ, составляют товары, производство которых прекращается. И следовательно, они должны быть заменены. Когда товар, представленный в образце, исчезает из магазинов, ценовые агенты В1_Б отбирают наиболее похожий товар, имеющийся в продаже. Примерно в двух третях таких замен специалисты по товарам трактуют выбранные заменители как «аналогичные»: они достаточно похожи на старые товары, чтобы рассматриваться как точно такие же в целях измерения уровня цен. Но в одной трети замен товары классифицируются как «неаналогичные» — они значительно отличаются от старых. Тогда разница в ценах на старый и новый товар связывается с качественными отличиями. Почти во всех таких случаях методология В1_Б предполагает, что в тот месяц, когда новое благо начинает учитываться в индексе, его «чистая» цена повышается на такую же величину, как и средние цены на похожие блага. И образующаяся разница между его установленной ценой и ценой того блага, которое было заменено, трактуется, таким образом, как отражение разницы в качестве и не учитывается при расчете изменения цен.

В дополнение к замене отдельных благ, исчезающих из текущего образца потребительской корзины в силу устаревания, В1_Б также использует ротацию: в среднем около 25% набора благ, рассматриваемого В1_Б, чередуется каждый год. Внутри каждой товарной группы отбираются конкретные модели или варианты,

чтобы отразить новый потребительский набор. В среднем каждый товар присутствует в наборе четыре года, а новая корзина будет содержать многие товары, чьи характеристики и черты отличаются от тех, что были в старой. При этом так же, как и в случае с заменой, предполагается, что выявляемые различия в ценах на конкретные товары отражают разницу в их качестве и поэтому такие различия не включаются в индекс как изменения цен.

Эти традиционные подходы замены и чередования благ внутри набора потенциально могут приводить к ошибкам в измерении качественных изменений. Во-первых, качественные отличия между продуктами с различными характеристиками предполагаются в точности соответствующими разнице в их ценах. Однако не всегда разница в ценах адекватно отражает качественные отличия. Например, сам факт, что новые виды благ приходят на место старых, исчезающих из продажи, может объясняться тем, что с точки зрения соотношения цена—качество потребители находят эти блага более дешевыми по сравнению с теми, которые исчезли. Но если цены на новые варианты продукта оказываются не выше, чем цены на старые разновидности данного блага, такой подход, вероятно, занизит стоимость улучшения и завысит значение индекса. Возможна и обратная ситуация: когда важную роль играют мода или увлечения, продавцы часто используют эти факторы, чтобы назначить более высокую цену на новые модели. Затем относительные цены постепенно опускаются до момента, когда будет выпущена новая коллекция. В этом случае методика, которая разграничивает чистое изменение цены на новую модель и изменения цен на старые модели, может недооценить изменение цены, завысить соответствующее изменение качества и привести к занижению значения индекса.

Более точно отразить в индексе значимость качественных изменений была призвана так называемая гедонистическая методика. Этот подход основан на предположении, что потребители ценят в товаре набор присущих ему качеств, которые аналитики могут выявить и количественно измерить. Такими качествами могут быть, к примеру, размер экрана и уровень звука у телевизора; быстродействие, объем жесткого диска и оперативной памяти у компьютера; вид ткани, из которой изготовлена одежда. В каждом из этих благ набор соответствующих и измеряемых характеристик, естественно, значительно больше перечисленных. Гедонистическое уравнение строится на том, что цена (или логарифм цен) располагается слева и является «зависимой» переменной, а характеристики продукта находятся справа и становятся «объясняющими» переменными. Идея заключается в том, чтобы установить коэффициенты при переменных в правой части и затем скорректи-

ровать наблюдаемые цены в соответствии с изменениями в свойствах. С помощью установления соответствия цен на различные модели блага и его характеристик можно получить связь, которая представит цену на продукт как функцию от его характеристик. Например, предположим, что гедонистическое уравнение, описывающее компьютеры, в качестве переменной справа содержит показатель скорости работы процессора. Предположим, что цена компьютера снижается на 10% в течение года, а скорость работы процессора увеличивается на треть. Если значения других переменных справа остались неизменными, то учитываемое в индексе снижение цены окажется больше 10% и в процентном отношении будет примерно равно р= —0,1— Ь-0,33, где Ь — установленный коэффициент при показателе скорости процессора в используемом уравнении.

В 1990-е гг. ВЦ> начало использовать гедонистическую методику в отношении одежды, а в 1999 г. включило гедонистическое уравнение для компьютеров в индекс цен производителей. В начале 2000 г. В!^ разработало и внедрило в индекс гедонистический метод для анализа динамики цен на десять дополнительных продуктов. Девять из них были бытовыми электроприборами: телевизоры, видеомагнитофоны, аудиотехника, видеокамеры, микроволновые печи, холодильники, утюги, стиральные машины и ОУ'О-плссры. Десятой категорией стали учебники для вузов. Набор благ, для которых разрабатывались гедонистические модели, в основном определялся доступностью данных15.

По восьми из десяти продуктов, для которых были проведены гедонистические корректировки, ВЬБ разработало две версии различных индексов для товарных групп, к которым принадлежали эти блага: одна основывалась на традиционном подходе, а другая — на гедонистической методике подхода к учету качественных изменений. Только в трех из восьми случаев использование гедонистической методики привело к несколько большей разнице в уровне изменения цен, отраженной в индексе по соответствующей товарной группе в течение периода сравнения, а в двух случаях индексы, рассчитанные на основе гедонистической методики, показали несколько большее снижение цен, чем опубликованные индексы. Вычисления воздействия на изменения цен замещаемых товаров, полученные в соответствии с гедонистической методикой в сравнении с традиционным подходом, были опубликованы только по пяти из десяти продуктов. Различия были в среднем положительными для некоторых продуктов и отрицательными для других и в целом компенсировались. Таким образом, введение гедонисти-

13 Abraham K.G. Toward a Cost-of-Living Index: Progress and Prospects. P. 52.

ческой методики привнесло незначительный вклад в развитие

ипц16.

Исследование по гедонистической методике телевизоров, как и других продуктов, не показало существенного отличия от традиционного подхода, когда методика была применена только в отношении замены отдельных благ. Но в этом исследовании17 был применен также и модифицированный гедонистический подход, с помощью которого был получен индекс цен, скорректированный на изменение качества, по всем телевизорам в товарной группе, а не только по замещаемым позициям. За период 1993—1997 гг. этот индекс падал на 1,5—2% в год быстрее, чем индекс, рассчитанный традиционным способом. Авторы этого исследования предложили две возможные причины, обе из которых могут играть определенную роль. Во-первых, подход, использующий сплошное наблюдение, улавливает воздействие большого количества качественных изменений, собираемых при рассмотрении всех замещений в товарной группе, которые пропускаются, если применять гедонистическую методику только к замещаемым позициям. Во-вторых, сам процесс замещения крайне консервативен, т.е. товары для замены выбираются максимально близкие к тем, что выбывают. Одна устаревшая модель часто заменяется другой, почти столь же устаревшей, что уменьшает выбор моделей, которые по соотношению цена—качество окажутся дешевле старых. Аналогично на рынках, где продавцы используют возможность повысить цены при вводе новой модели, наиболее близкое замещение окажется, вероятно, не из числа новых модификаций.

Вопрос о потенциале гедонистической методики как с точки зрения более точного отслеживания качественных изменений при расчете ИПЦ, так и в плане приближения его значения к индексу стоимости жизни не получил пока в теории однозначного ответа. Серьезные недостатки данного подхода признаются даже активными сторонниками дальнейшей интеграции гедонистической методики в ИПЦ и расширения сферы ее применения. Среди таких недостатков отмечаются проблемы, связанные с идентификацией характеристик и устойчивостью выведенного гедонистического уравнения.

Принципиальный вопрос — это устойчивость коэффициентов в гедонистической регрессии. Дело в том, что полученные в результате выведения гедонистического уравнения коэффициенты трак-

16 Schultze L.C. The Consumer Price Index: Conceptual Issues and Practical Suggestions. P. 14.

17 Moulton B.R., LaFleur T.J., Moses K.E. Research on Improving Quality Adjustment in the CPI; the Case of TVS. Washington, 1998.

туются как неизменные в течение следующего периода до очередной заменяющей корректировки позиций в образце.

Гедонистическое уравнение для компьютеров исправляется три или четыре раза в год, поскольку исследование показало, что коэффициенты в таком уравнении могут меняться часто. Но такое частое исправление — исключение. По крайней мере частичным объяснением такого подхода может являться ограниченность выделяемых ресурсов. Какими бы ни были причины, В1_Б, как и в октябре 2002 г., пересматривает уравнения только для трех из десяти продуктов (видеомагнитофоны, ПУП-плееры и телевизоры), а остальные уравнения не пересматривались с момента их получения. Уравнения для телевизоров будут пересматриваться и дальше, а в отношении прочих уравнений таких планов нет.

Утверждается, что по крайней мере для некоторых продуктов быстрые технологические улучшения, изменения в норме прибыли и стратегии развития среди фирм на рынке с несовершенной конкуренцией дают основания со временем ожидать изменений в гедонистических коэффициентах18. В условиях нечастого пересмотра уравнений вопрос о стабильности коэффициентов оказывается особенно важным. Кажется обоснованным, чтобы с течением времени вариация гедонистических коэффициентов для какого-либо продукта зависела в значительной степени от темпа технологического прогресса и от рыночной структуры. В каких-то случаях индивидуальные характеристики отдельных продуктов могут отражаться устойчивыми коэффициентами на протяжении значительного периода, а в других — нет. Ключевой вопрос: в каких случаях какие?

Проблему идентификации характеристик хорошо иллюстрирует вопрос об использовании брэндов в качестве показателя для отражения в гедонистической регрессии. Почти во всех десяти товарных группах, по которым В1_Б проводила гедонистические исследования, уравнения регрессии содержали переменные, отражающие брэнд модели. Одним из объяснений включения брэнда в модель является то, что он служит приблизительным показателем ненаблюдаемых характеристик, таких как качество обслуживания или частота поломок. Но это предположение не всегда выполняется. В одном случае — с микроволновыми печами — обследование показало, что коэффициенты брэнда находятся в обратной зависимости от рейтинга частоты поломок, приведенного в обзоре мнений потребителей. Если корреляция между брэндом и другими важными включаемыми или исключаемыми характеристиками на-

18 Pokes A. A Reconsideration of Hedonic Price Indices with an Application to PCS // Hedonic Price Indiexes: Too Fast, Too Slow, or Just Right? / Ed. by Juck E. Triplett. Brookings Workshop on Economic Measurement. Feb. 1. 2002. http://www.brook.edu/ dybdocroot/es/research/projects/productivity/workshops/2002020 l_pakes.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рушается, введение неизменных коэффициентов брэнда, вероятно, приведет к «неверной» корректировке в связи с изменившимся качеством.

Вопрос о перспективах использования гедонистических методов при расчете ИПЦ по сути заключается в выборе между двумя различными способами, которыми В1_Б может распорядиться средствами, выделенными на научные исследования применимости гедонистического подхода. В1_Б может направить основную часть средств на разработку полной совокупности гедонистических уравнений и внедрение их в вычисление ИПЦ. Однако уже выявлено, что в условиях существующей организации расчета результаты подобных исследований вряд ли будут оказывать значительное воздействие на индекс. Или, напротив, В1_Б может сосредоточить усилия на анализе, проверках и экспериментах, имеющих целью исследование и выработку новых решений наиболее актуальных методологических вопросов. Результаты могут подтвердить, что необходимо изменить методы, применяемые В1_Б к замене позиций, и более широко распространить гедонистическую методологию в направлении, которое может внести важные улучшения в индекс.

Есть мнение, что одной из целей исследовательской программы должно быть создание системы, при которой только что разработанные гедонистические уравнения будут в первое время пересматриваться через короткие интервалы, а результаты использоваться для определения необходимой регулярности будущих корректировок. В зависимости от этого после достаточного исследования и экспериментов ВЦ> может определить продукты, по которым гедонистические коэффициенты окажутся относительно стабильными, и существующая гедонистическая методология сможет применяться более широко, не требуя частых пересмотров и значительных затрат. Уже отмечалось, что получение точных расчетов с использованием гедонистических методов возможно только в условиях сплошного обследования и соответственно частых или даже непрерывных корректировок коэффициентов в гедонистических уравнениях. Высокая стоимость процесса обусловливает важность исследовательской работы над снижением издержек сбора данных, что, возможно, сможет сыграть важную роль в увеличении сферы использования гедонистических методов при расчете ИПЦ.

Несмотря на то что «гедонистическая методология предлагает в настоящее время наиболее перспективный подход к явной корректировке наблюдаемых цен в соответствии с изменившимся качеством продукта»19, ее значимость в деле сближения ИПЦ и индекса стоимости жизни оценивается неоднозначно.

19 National Research Council. At What Price? Conceptualizing and Measuring Cost-of-Living and Price Indexes / Ed. by Ch. Schultze, Cr. Mackie. Washington, 2002.

Уже отмечалось, что гедонистические коэффициенты, соответствующие характеристикам благ, используются, чтобы придать денежную оценку качественным отличиям между двумя благами на основе различий в их свойствах. В стандартной экономической теории все потребители сталкиваются с одинаковыми ценами на каждое благо и корректируют свои покупки в соответствии с равенством отношения цен предельной норме замещения. Таким образом, предполагается, что отношение цен представляет собой отношение полученных предельных полезностей. Но в условиях большого количества разновидностей конкретного блага различные его свойства или характеристики объединяются в ограниченное количество дискретных товаров. В условиях равновесия потребители с различными предпочтениями в результате столкнутся с различными ценами, соответствующими различным сочетаниям характеристик. Действительно, без такой разнородности предпочтений все индивиды с одинаковым уровнем жизни покупали бы одну и ту же разновидность блага; все автомобили по 25 тыс. долл. были бы одинаковыми. Одно из последствий заключается в том, что изменения в распределении дохода и демографическая неоднородность потребителей могут приводить к сдвигу относительных рыночных цен на определенные характеристики без каких-либо качественных изменений. Такая неоднородность предпочтений потребителей в отношении различных характеристик блага может осложнить анализ динамики благосостояния на основе использования возможностей гедонистических уравнений.

Кроме того, оценивая изменения благосостояния, необходимо учитывать предпочтения потребителей, т.е. принимать во внимание функции полезности. Теория полезности предоставляет инструмент для оценки изменения уровня благосостояния — компенсирующую вариацию. В общем случае под компенсирующей вариацией понимают такое изменение дохода потребителя, которое сохранит на исходном уровне полезность, извлекаемую потребителем из набора благ, в условиях изменения относительных цен. То есть эта величина точно показывает стоимостное выражение изменения уровня благосостояния потребителя при изменении цен.

Подход к изменению качества благ с точки зрения теории полезности представлен Хаусманом20. Его трактовка предполагает выведение функции полезности, которая позволит вьиислить достижимый для потребителя максимум полезности, получаемой от товара с данными свойствами и от дохода за вычетом цены данного товара:

20 Hausman J. Sources of Bias and Solutions to Bias in the Consumer Price Index. P. 36.

и1=т(х1;21)+(у1-р1)=ё1(х1)+ё2(21)+(у1-р1),

где и1 — максимально возможный уровень полезности в период 1, х1 и т1 — показатели двух свойств в период 1 (например, скорости работы процессора и объема жесткого диска), у1 — доход в период 1, ар1 — цена компьютера. Для упрощения изложения предполагается, что эти два свойства входят в функцию полезности независимо друг от друга, что представлено функциями и вместо объединяющей их функции т. В период 2 свойства меняются до х2 и г1, что смещает максимум доступной полезности до и2. Чтобы определить действительную компенсирующую вариацию, нужно вычислить цену, которая обеспечила бы корректировку изменений в рассматриваемых свойствах так, чтобы максимум доступной полезности оставался бы одинаковым в обоих периодах: и'=и2. Таким образом, новая, «скорректированная по качеству» цена — это старая цена р1, скорректированная в соответствии с изменениями в свойствах, причем сделанная оценка использует степень полезности для потребителей.

В отличие от такого подхода гедонистическое уравнение определяет цену (а не полезность) как функцию от свойств конкретного продукта. А ведь понятно, что свойства предлагаемых на рынке продуктов — х1 и т1 — являются результатом совместного влияния потребительских предпочтений, технологии и конкуренции. Издержки производства этих свойств будут определяться издержками, спросом и конкуренцией на рынках соответствующих ресурсов. В случае с несовершенной конкуренцией фирмы будут устанавливать цены на уровне, значительно превышающем предельные издержки. Такая наценка станет меняться в соответствии со степенью конкуренции и будет различной у разных фирм в соответствии с тем, насколько свойства продукта, производимого конкретной фирмой, отличаются от особенностей аналогичных благ, также доступных на данном рынке. Коэффициенты в гедонистическом уравнении при данных свойствах будут смешивать влияние цен на ресурсы, наценки, которые различны для разных фирм, и полезность, которую покупатели получают от различных свойств товара, тем более что каждый из этих факторов может меняться с течением времени. Таким образом, гедонистические уравнения не являются выстроенным эконометрическим равенством.

Кроме того, ценовые корректировки, проводимые с использованием гедонистических уравнений, в общем не связаны с тем, что предполагается измерять с помощью индекса стоимости жизни. Обоснование такой позиции базируется на том, что пред-

положение, лежащее в основе гедонистического подхода, о том, что свойства продукта могут быть четко перечислены, справедливо в отношении не всех благ. Показательным примером в этой связи являются медицинские товары и услуги. В этой сфере технологические изменения происходят особенно быстро. Кроме того, ее влияние на благосостояние потребителей кажется особенно значимым, если основываться на предположении о высокой оценке потребителями своего здоровья. В прошлом ВЬБ измеряло цены на «ресурсы», с помощью которых приобреталось благо «здоровье», такие, как цена одного дня, проведенного в больнице. Однако «день в больнице» — это услуга, содержание которой значительно меняется с течением времени. Поэтому в настоящее время предполагается по возможности вместо затратных показателей использовать показатели, основанные на диагнозе, — такие как роды или операция на сердце, а не «день в больнице». Такой подход лучше отразит качественные изменения, но и он не станет адекватным показателем изменения благосостояния. Например, за последние десятилетия стали заметны успехи в лечении рака. При измерении издержек, связанных с лечением рака, не принимается во внимание тот факт, что многие люди могли бы согласиться на увеличение личных расходов, если этого требует состояние здоровья кого-то из членов их семьи. То есть в данном случае появление блага улучшенного качества значительно увеличивает благосостояние потребителей, что могло бы быть адекватно отражено снижением индекса стоимости жизни. Но гедонистический подход, основанный на определении ключевых характеристик, не позволяет учесть подобные изменения. Есть много примеров медицинских услуг, для которых выведение гедонистического уравнения кажется невозможным.

Еще одним существенным недостатком применяемой гедонистической методики является то, что в процессе потребительской оценки продукта она не использует данные о количествах, необходимые для выведения функции потребительского спроса (или функции расходов или полезности), что невозможно сделать, полагаясь только на данные о цене и свойствах продукта. Полученные функции спроса нужны, чтобы рассчитать компенсирующую вариацию — единственный показатель, который обеспечит адекватную корректировку индекса стоимости жизни.

Таким образом, гедонистические методы являются надежным способом при улучшении качественных корректировок, но только в индексе стоимости благ. Однако с точки зрения приближения ИПЦ к индексу стоимости жизни они не являются панацеей. Тем не менее если использовать метод сплошного наблюдения при проведении гедонистических корректировок, который требует вы-

сокой частоты сбора данных о ценах и свойствах продукта, то на этой основе может быть рассчитана гедонистическая функция спроса, в которой будут и данные о количествах, что позволит правильно подойти к проблеме качественных изменений. Но если собирать данные о количествах с высокой частотой, то изменения в индексе стоимости жизни, происходящие из-за качественных изменений, можно будет также рассчитывать, используя оценки компенсирующей вариации.

5. Сдвиг в розничной торговле

«Сдвигом в розничной торговле» называют появление магазинов, торгующих со значительными скидками. В частности, через «Wal-Mart» — крупнейшую сеть супермаркетов в США — реализуется от 10 до 20% продукции брэндовых компаний: в 2001 г. через нее было продано 12% совокупного объема продаж «Gillette», 15% «Procter and Gamble» и 20% «Revlon»21. Эти магазины предлагают значительно более низкие цены по сравнению с традиционными магазинами.

BLS использует методику, в соответствии с которой продукты, реализуемые через такие дисконтные магазины, постепенно включаются в корзину, на основе которой производится расчет ИПЦ. Однако когда некоторое благо, реализуемое в районном универмаге, уступает место в корзине такому же благу, продаваемому в дисконтном магазине, подход BLS трактует эти блага как два разных и не отражает снижение цены на данный товар. В результате при измерении уровня инфляции не учитывается выгода потребителей, возникающая из-за появления таких дисконтных магазинов. Фактическое игнорирование этого явления основывается на сделанном BLS неявном предположении о том, что более низкие цены в дисконтных магазинах отражают более низкое качество обслуживания, и таким образом «скорректированная по качеству» цена не является в действительности более низкой.

Однако феноменальный рост сети «Wal-Mart» за прошедшие годы доказывает, что потребителям отнюдь не безразлично, совершать ли покупки в «Wal-Mart» или в традиционном магазине. Во-первых, в действительности более низкие цены в «Wal-Mart» частично объясняются усовершенствованной системой логистики и не имеют никакой связи с худшим качеством обслуживания. Во-вторых, многие потребители придают относительно низкую ценность времени, сэкономленному при совершении покупок. Это одна из причин того, что розничная электронная торговля

21 Ibid. Р. 32.

столь слабо развита: многие потребители невысоко ценят выигрыш во времени, поскольку они получают удовольствие от самого процесса посещения магазинов.

Таким образом, рынок свидетельствует о том, что сдвиг в розничной торговле также является важным фактором правильного расчета индекса стоимости жизни наряду с учетом эффекта замещения, изменения качества благ и появления новых товаров. Сростом рыночной доли дисконтных магазинов В1_Б столкнется с необходимостью учитывать и это воздействие при расчете ИПЦ.

6. Появление новых благ

Многие новые продукты и услуги оказывают значительное воздействие на благосостояние потребителей. Рост потребительского благосостояния от появления одного нового продукта — сотового телефона — только в США превысил 50 млрд долл. в 1994 г. и 111 млрд долл. в 1999 г.22

Однако учет таких благ при расчете ИПЦ связан со значительными проблемами, что является предметом жесткой критики: до недавнего времени В1_Б не учитывало появление новых благ до тех пор, пока они, в конце концов, не попадали в рассматриваемый образец в процессе постепенной ротации благ в корзине. Такая методика вызывала значительное запаздывание: например, В1_Б не включало сотовые телефоны в ИПЦ в течение 15 лет после их появления в США23. Также со значительным лагом в индексе появились видеокамеры и персональные компьютеры24 — товары, значение которых в современной жизни трудно переоценить.

Запаздывания обычно возникают из-за того, что рассматриваемые блага не могут быть явно отнесены к какой-либо из существующих категорий ИПЦ, и поэтому их нельзя принять в расчет путем стандартной ротации пунктов в образце. Тенденция, с которой в прошлом В1_Б откладывало введение таких пунктов до следующего общего пересмотра всей совокупности категорий, признается неверной из-за значительного воздействия, которое может оказать на значение индекса промедление с включением в индекс новых благ.

22 Hausman J. Valuing the Effect of Regulation on New Services in Telecommunications // Brookings Papers on Economic Activity: Microeconomics. 1997. P. 1—38; Idem. Cellucar Telephone, New Products and the CPI // Journal of Business and Economic Statistics. 1999. April. 17:2. P. 188-94; Idem. Mobile Telephone// Handbook of Telecommunications Economics / Ed. by M. Cave, S. Majumdar, I. Vogelsang. Amsterdam, 2002. P. 564-605.

23 Hausman J. Cellular Telephone, New Products and the CPI // Journal of Business and Economic Statistics. 1999. April. 17:2. P. 188-94; Idem. Mobile Telephone. P. 564-605.

24 Abraham K.G. Toward a Cost-of-Living Index: Progress and Prospects. P. 53.

Однако несомненно, что в будущем найдутся различные способы справиться с подобными ситуациями, поскольку сотрудники ВЬБ серьезно озаботились проблемой желательности быстрого включения новых благ в индекс. Для этого необходимо разработать четкие критерии принятия решения для случаев, когда новый продукт оказывается настолько важным, что его необходимо внести в индекс. И если решение принято, разумным подходом может быть расширение границ существующих категорий благ, чтобы можно было включить новый продукт, если это необходимо, а затем провести очередную замену пунктов в образце, представляющем соответствующую категорию благ, чтобы дать возможность новому продукту быть отобранным в качестве пункта, цена которого отслеживается.

Наиболее распространенной точкой зрения на причины задержек с введением новых благ является не недостаток информации о развитии продуктовых рынков, а негибкость процедуры ротации. Среди персонала, занимающегося расчетом ИПЦ, есть группа товарных аналитиков, каждый из которых отвечает за мониторинг определенной товарной группы. Скорее всего, эти люди были хорошо осведомлены о растущих продажах видеокамер, компьютеров и мобильных телефонов на самых ранних стадиях25. Таким образом, пересмотр подхода к включению новых благ окажется серьезным шагом в направлении приближения ИПЦ к значению, отражающему изменение стоимости жизни.

В этом смысле полезным изменением может оказаться более частая ротация пунктов в образце. Исторически набор магазинов, в которых отслеживались цены для ИПЦ, и конкретные пункты в этих магазинах обновлялись через каждые пять лет. То есть каждый год корзина благ в городских регионах, обследуемых для расчета ИПЦ, обновлялась на 20%. В 1998 г. был произведен переход от личных опросов потребителей к телефонным и ВЬБ сократило время замены по всем отслеживаемым пунктам с пяти до четырех лет.

Поскольку определение нового набора магазинов-образцов и совершение первого визита в эти магазины, чтобы начать сбор данных, требует значительных затрат труда, дальнейшее сокращение периода, за который произойдет полная замена пунктов в образце, будет очень дорого стоить. Поэтому ВЬБ начало развивать альтернативные подходы26. В феврале 2000 г. был начат эксперимент по обследованию страты, агрегирующей лекарства. Суть его состояла в том, что магазины стали подвергаться ротации

25 1Ыс1. Р. 54.

26 1Ыс1. Р. 47.

с той же периодичностью, что и раньше (раз в четыре года), а пункты менялись чаще (раз в два года). Предполагается, что такой подход будет применен ко многим другим товарам и услугам, отслеживаемым при расчете ИПЦ. Использование этой методики эффективно сократит планируемое присутствие в образце любого конкретного пункта с четырех до двух лет. В той степени, в которой изменение в образцах потребительских покупок отражается на продажах конкретного магазина, а не только на сдвигах продаж между магазинами, такое изменение будет способствовать преодолению значительного расстояния на пути к тому, чтобы пункты в образце отражали текущее состояние. Особенно актуальна более частая ротация в тех категориях благ, где быстрые изменения признаны нормой. Например, после 2000 г. образцы новых персональных компьютеров отбирались в существующих магазинах через каждые шесть месяцев27.

Есть работы, в которых отстаивается теоретическая необходимость и практическая возможность использования в расчетах индекса стоимости жизни данных, полученных с помощью оценок дополнительных выгод потребителей, извлекаемых ими при введении новых благ28. Предлагаемая методика требует информации, на основании которой можно вывести функцию спроса, определить виртуальную (резервную) цену, при которой величина спроса равна нулю, и вывести функцию расходов. Эти данные позволяют точно рассчитать изменение благосостояния потребителей, которое произойдет в результате введения нового продукта или услуги (рис. 3), и индекс стоимости жизни.

Масштаб влияния новых благ на благосостояние потребителей оценивается по-разному. Некоторые экономисты утверждают, что введение многих новых благ обычно не приносит выгоды потребителям, и можно ожидать, что только те новые блага, которые обеспечивают радикально улучшенные возможности, приведут к значительному росту потребительского излишка. Тем не менее существуют оценки кривой спроса на благо, которое кажется немного измененным новым вариантом хлопьев для завтрака — яблочных хлопьев. Рассчитано, что введение этого продукта привело к существенному увеличению благосостояния потребителей29. В других работах представлены расчеты значительной потребительской выгоды от введения мобильных телефонов30 и от появле-

27 Ibid. P. 48.

28 Hausman J. Sources of Bias and Solutions to Bias in the Consumer Price Index. P. 25-30.

29 Hausman J. Valuation of New Goods under Perfect and Imperfect Competition // The Economics of New Goods / Ed. by T. Bresnahan, R. Gordon. Chicago, 1996.

30 Hausman J. Valuing the Effect of Regulation on New Services in Telecommunications. P. 1—38; Idem. Cellucar Telephone, New Products and the CPI. P. 188—194.

4 ВМУ, экономика, № 1

49

ния минифургонов31. Этот эффект назван действием «невидимой руки несовершенной конкуренции»: когда фирмы вводят новые успешные продукты, ожидая, что они принесут им экономические прибыли, они тем самым способствуют возникновению значительных потребительских излишков. Более того, при введении нового продукта часто бывает так, что цены на существующие заменители падают, и поэтому потребительский излишек возрастает даже больше, чем выявляется в ходе соответствующих расчетов.

Разумеется, точный расчет компенсирующей вариации при введении нового блага вызывает различные эконометрические проблемы. И авторами разработанных методик это признается. Однако поскольку в результате введения нового успешного блага происходит значительный прирост благосостояния, игнорирование воздействия введения новых благ со стороны В1_Б с большой вероятностью приводит к существенному завышению ИПЦ.

Тот факт, что методология В1_Б не отражает и в обозримом будущем не будет отражать роста благосостояния потребителей, который происходит, если на рынке появляются новые блага или улучшается качество уже существующих благ, объясняется рядом причин.

Во-первых, процесс выведения кривых спроса и расчета виртуальных цен связан с огромными практическими трудностями, которые возникли бы в случае замены этой методологией существующего подхода к корректировке при качественных изменениях благ, особенно если учесть, что соответствующие расчеты пришлось бы проводить среди большого числа продуктов и разнообразных вариантов, которыми представлен каждый из них. В частности, расчет изменения благосостояния потребует, чтобы факторы спроса и предложения, взаимодействующие в процессе установления цены и качества, были бы определены по отдельности, чтобы вывести саму кривую спроса. Поскольку процесс этого выведения может основываться на различных предпосылках, в результатах могут быть значительные расхождения. Да и сами факторы постоянно меняются: когда информация о привлекательности новых благ постепенно распространяется по экономике, кривая спроса на некоторое время сдвигается вправо. Пока увлечение или мода играют важную роль, спрос на новые модели может сначала расти, а затем падать; потребительские излишки появляются, а затем исчезают. Чтобы была возможность уловить продолжительные изменения в спросе, кривая спроса на новые

31 Petrin A. Quantifying the Benefits of New Products: The Case of Minivan // Journal of Political Economy. 2002. August. 110:4. P. 705-729.

продукты и модели должна постоянно пересчитываться, а силы, воздействующие на спрос и предложение, постоянно идентифицироваться.

Вторая причина, затрудняющая переход к учету изменения выгоды потребителей при расчете ИПЦ, тесно связана с первой: для выведения адекватной функции спроса необходимы детальные данные о количествах (а не только о ценах и весах расходов).

До недавнего времени сбор данных о количествах был связан со значительными издержками. Однако примерно с 1995 г. сканирование баркодов стало распространенной практикой в розничной торговле в США, и к настоящему времени практически все торговые точки компьютеризированы. Две компании собирают детальные данные о ценах и количествах и перепродают их производителям. Супермаркеты, магазины ближнего доступа, аптеки и магазины мелкооптовой торговли — у всех есть информация, которую можно продать. Эти компании собирают данные об уровне запасов в магазине таким образом, что оказывается известна не только цена на конкретный продукт, но и объем упаковки. Также с помощью сканера оказываются доступными и данные о случайно выбранной отдельной покупке в ценовом и количественном выражении. И такая информация может быть получена практически незамедлительно. Таким образом, сведения о количествах, которые необходимы для точного вычисления индекса стоимости жизни, в значительной степени доступны. Сторонники такого метода утверждают, что «обход магазинов агентами по исследованию цен — метод, использовавшийся в Англии в XIX в. и остающийся основным в подходе В1_Б, не соответствует технологиям XXI века»32.

Никто не отрицает, что существует важный потенциал в использовании сканирования и коммерческих электронных баз данных в процессе сбора информации, необходимой при рассмотрении новых благ — складывающихся в определенный момент времени их реальных ценах и количествах. В то же время, однако, существуют практические и теоретические проблемы, которые необходимо преодолеть, чтобы стало возможным широкомасштабное использование сканированных данных при расчете ИПЦ33. Во-первых, данные сканирования не отражают полного набора благ, приобретаемых покупателями, поэтому даже если данные сканирования будут широко использоваться в расчете индекса, все равно будет необходимо дополнять их информацией, собранной ценовыми агентами ВЬБ. Во-вторых, трудности могут возникнуть

32 Hausman J. Sources of Bias and Solutions to Bias in the Consumer Price Index. P. 25.

33 Abraham K.G. Toward a Cost-of-Living Index: Progress and Prospects. P. 55.

в процессе объединения данных, полученных из большого количества источников, поскольку необходимо придать им адекватные веса и гарантировать полное, но не пересекающееся представительство покупок от всех видов магазинов. Кроме того, данные сканирования собираются в целях, отличных от расчета ИПЦ. Бар коды часто меняются, и ВЬБ окажется в жестких условиях необходимости следить за всеми этими изменениями. В условиях, когда данные сканирования собираются частными фирмами, цель которых — прибыль от реализации производимой продукции, кажется маловероятным, что использование данных сканирования сократит издержки расчета индекса. Полагаться на данные, которые являются ключевым ресурсом при получении важнейшего экономического показателя, собранные частными продавцами в целях услужить другим клиентам, может быть рискованно. И наконец, если индекс будет рассчитываться на основе данных сканирования, проведение качественных корректировок окажется еще более сложным процессом, поскольку уже не будет ценовых агентов, которые смогут предоставить необходимую информацию о характеристиках продукта.

Наряду со сложностями при определении функций спроса и сборе количественных данных еще три момента обусловливают невозможность радикального изменения методики расчета ИПЦ. Во-первых, подход, основанный на оценке компенсирующих вариаций, был опробован лишь на отдельных товарах. Поэтому потребуются серьезные усилия по разработке конкретной методики расчетов, чтобы довести этот метод от иллюстративного до производственного уровня. Во-вторых, возникнет необходимость корректировки уже рассчитанного индекса, поскольку, как уже отмечалось, некоторые данные оказываются доступными лишь с определенным лагом. И наконец, откладывание принятия такой методики объясняется дискуссией, продолжающейся по ее поводу в профессиональных кругах. Есть мнение, что консенсус по поводу методик оценки потребительского излишка, связанного с появлением новых благ, вряд ли когда-либо будет достигнут «из-за сильного недоверия к методам, отличным от наблюдений»34.

Позиция ВЦ> по отношению к использованию оценок выгоды потребителя при расчете ИПЦ заключается в том, что исследования изменения благосостояния, связанного с появлением новых благ, является важным и должно быть продолжено. Деятельность в направлении создания доступных способов расчета роста национального продукта, которые отражали бы потребительскую выгоду, не должна быть нацелена на замену ИПЦ, но ее следует

34 ibid.

развивать в направлении создания надежного самостоятельного экспериментального индекса, который отразит эту выгоду.

В целом за последние годы был достигнут значительный прогресс в деле усовершенствования ИПЦ, особенно с точки зрения тех, кто ратует за его сближение с индексом стоимости жизни. Существует возможность и дальнейшего развития в этом направлении. Но в процессе внедрения этих усовершенствований важно не поддаваться соблазну и избежать опасности слишком быстрого продвижения к широкому использованию потенциально приемлемых приемов до того, как возможность их применения в большом количестве направлений будет достаточно исследована и проверена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.