http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-358-361
УДК 316.354.2
ИНДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СЧАСТЬЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПОРТИВНОГО ВУЗА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Жегусов1'3 Ю. И., Винокурова1'2 У.А., Местникова1 А.Е., Алексеева1'3 Г.Г.,
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск, Российская Федерация 3ФГАОУ ВО Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация
Аннотация. Удовлетворенность выбранной профессией, а также условиями труда и учебы является важным индикатором успешности вуза в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. На уровень удовлетворенности студентами своей учебой и преподавателей своей работой влияют множество объективных и субъективных факторов, которые существуют в единой образовательной социальной среде. Проводимый мониторинг так называемого «Индекса профессионального счастья» (ИПС) позволяет выявить слабые и сильные стороны вуза в разных сферах жизнедеятельности. Воздействуя на выявленные проблемы при помощи научно обоснованных управленческих решений можно устранить дисбаланс в определенных направлениях деятельности вуза, тем самым улучшить качество жизни, как студентов, так и преподавателей. Наработанный таким образом опыт измерения «индекса профессионального счастья» позволит разработать и внедрить специальные социо-гума-нитарные технологии для улучшения позиций и рейтинга вуза, которые можно тиражировать и в других образовательных учреждениях. В данной статье приводятся результаты социологического исследования «Индекс профессионального счастья», проведенного в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта, целью которого было изучение уровня удовлетворенности учебой студентов и профессиональной деятельностью преподавателей при помощи специально разработанного метода измерения индекса профессионального счастья (ИПС) Жегусовым Ю.И.
Ключевые слова: студенты, преподаватели, вуз, удовлетворенность, индекс профессионального счастья._
Введение. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта - это первый и пока единственный российский спортивный вуз, функционирующий в сельской местности, включающий в себя пять направлений подготовки бакалавриата, два направления подготовки магистратуры, среднее профессиональное образование, медико-восстановительный центр, региональный центр подготовки спортсменов, научно-исследовательскую лабораторию. С целью произведения комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей вуза, оценки состояния образовательных услуг и социально-психологического климата в учреждении в 2016 году кафедрой «Организация работы с молодежью» было проведено социологическое исследование «Индекс профессионального счастья».
Материалы и методы. Метод измерения ИПС студентов и преподавателей охватывает все сферы профессиональной деятельности в вузе, которые являются макроиндикаторами: оценку престижности своей специальности и вуза, условия работы и учебы, перспек-
тивы профессионального роста, социально-психологический климат в коллективе, социальные гарантии и защищенность. Измерение ИПС производится по 5-ти балльной системе, из чего вычисляется среднеарифметическое значение по каждому индикатору.
Индекс профессионального счастья студентов. Профессиональная сфера является очень важной в период поздней юности, когда происходит реальный выбор и обучение профессии. От того, как воспринимает студент выбранную профессию — подходящей для себя, интересной, способной удовлетворить его потребности, или неподходящей, вынужденной, неинтересной, неудовлетворяющей его потребности — зависит его активность во время учебы, качество учения, а также выбор места работы после окончания учебы [1]. В связи с этим важной становится проблема изучения благополучия студентов в профессиональной сфере. Человек, который переживает субъективное благополучие, удовлетворен своей жизнью и испытывает состояние счастья, а быть счастливым — это одна из главных, если не самая главная, цель человеческого существования [2].
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—
В институте на период проведения исследования в 2015/2016 учебном году на очном отделении обучалось 327 студентов. Из них в анкетном опросе участвовали 271 респондентов, что составляет 82% генеральной совокупности. Индекс профессионального счастья студентов измерялся по 7 макро- и 45 микроиндикаторам по пяти бальной шкале.
Первый макроиндикатор «Престиж будущей профессии, репутация института» состоял из 6 микроиндикаторов, при помощи которых вычисляется общий балл, равный 3,41 баллам, что соответствует средней оценке. Так, студенты высоко оценивают «престиж направления подготовки» (3,56), индикаторы престижа учебного заведения, будущей профессии, репутация учебного заведения в сфере образования (качество), учебного заведения в сфере науки (качество), оценка востребованности на рынке труда соответствуют средней оценке.
Макроиндикатор «Условия обучения в институте» включает в себя 13 микроиндикаторов. Студенты наиболее высоко оценили следующие показатели: «качество преподавания основных по специальности предметов» (3,64), «качество преподавания не основных, дополнительных предметов» (3,50). Наиболее «проблемными» индикаторами оказались «доступ к интернету в учебных корпусах» (2,82). Студенты также недостаточно удовлетворены соблюдением температурного режима в аудиториях и работой столовой.
Показатели макроиндикатора ИПС «Перспективы профессионального роста, участие в научных проектах» показывают ситуацию в данном направлении развития института. Почти все 7 микроиндикаторов показывают средний уровень удовлетворенности студентов динамикой развития науки и образования в институте, а также возможности роста в профессиональном плане.
Интегральные данные макроиндикатора «Социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе» (3,68 балла) демонстрируют также высокий уровень удовлетворенности студентов в этой сфере общественной жизни института. Студенты очень высоко оценивают взаимоотношения между однокурсниками - 3,87 балла. Благоприятная ситуация наблюдается также во взаимоотношениях между студентами разных курсов - 3,83 балла. Студенты также хорошо оценивают отношения с преподавателями (3,74) и руководством (3,54), что свидетельствует о благоприятном социально-психологическом климате в вузе.
Довольно высокую оценку показал также макроиндикатор «Удовлетворенность организацией досуга студентов». В силу возрастных особенностей, сфера досуга является одним из наиболее важных в жизни студентов. Высокие оценки студентов показывают, что в институте предоставлены хорошие возможности для занятий спортом (4,21). Но специфика спортивного
вуза проявляется в сравнительно низком уровне микроиндикатора «Возможность заниматься в творческих кружках, клубах по интересам» (3,33), «Организация культурно-массовых мероприятий для студентов (концерты, КВН, дискотеки и т.д.)» (3,51). Дело в том, что у студентов-спортсменов не хватает времени, чтобы заниматься различными хобби, регулярно посещать культурно-массовые мероприятия.
По макроиндикатору «Социальные гарантии и защищенность студентов» (3,26) ситуация в целом средне благополучная, нет оценок, соответствующих низкой шкале. Ответы студентов свидетельствуют о необходимости улучшения психологической помощи в вузе.
Последний макроиндикатор «Условия для занятия спортом в вузе» (3,64) был разработан специально для данного института, так как вуз является специализированным для подготовки спортивных кадров. Микроиндикаторы «общее состояние спортзалов», «общее состояние тренажерных залов», «возможность участвовать в выездных сборах, соревнованиях» и «работа тренера» студенты оценивают на «хорошо». Среднюю оценку получили микроиндикаторы «материально-техническое оснащение, состояние тренажеров, спортивного инвентаря» (3,38 балла) и «качество спортивного питания» (3,24 балла).
Обобщенные данные показывают, что студенты института чувствуют себя достаточно удовлетворенными, обучаясь в данном учебном заведении. Социологический опрос выявил высокий и средний уровень удовлетворенности в индикаторах ИПС, особенно в части организации досуга, морально-психологического климата и условий для занятий спортом.
Индекс профессионального счастья преподавателей. Вопрос о целесообразности и обоснованности проведения исследований удовлетворенности трудом остается одним из дискуссионных проблем в социологии труда [3, 4], тем не менее, полученные данные являются показателями социального самочувствия и мотивации к эффективному труду сотрудников вуза. Ведение эффективной корпоративной социальной политики, стимуляция профессионального роста сотрудников, улучшения условий работы, привлечение новых высококвалифицированных кадров невозможны без учета мотивов, ценностей и проблем преподавателей института [5].
По состоянию на 2015/2016 учебный год в ЧГИФ-КиС работало 73 научно-педагогических работников, в том числе 40 штатных, 33 совместителей. Анкетированием были охвачены 30 штатных преподавателей, что составило 90% от общего количества НПР.
Во избежание неоднозначности интерпретаций понятия удовлетворенности трудом, индекс профессионального счастья преподавателей измерялся по 5
макро- и 40 микро- индикаторам. По результатам исследования, совокупный индекс профессионального счастья преподавателей института составил 3,27 балла.
По макроиндикатору «Престиж профессии, репутация института» (общий индекс - 3,46), состоящем из 5 микроиндикаторов, преподаватели наиболее высоко оценили репутацию института в области спорта (3,60), менее всего - в сфере обеспечения качества образования (3,36). Из 14 показателей условий работы в институте преподаватели наиболее удовлетворены техническим оснащением и доступом к интернету (3,70), а также отношением студентов к учебе (заинтересованность на лекциях, активность на семинарах) - 3,63. Общий индекс по данному макроиндикатору составил 3,18.
В плане перспектив профессионального роста и участия в научных проектах (общий индекс - 3,25) преподаватели высоко оценили возможность обучения на курсах повышения квалификации в других городах РФ (3,50), при этом отметив наименьший показатель - возможность участия в программах по обмену в зарубежных вузах (2,76). В сентябре 2016 году институт стал членом международной сети University of Arctic и Международной Ассоциации университетов физической культуры и спорта; заключены договоры о сотрудничестве с вузами Монголии и Южной Кореи, в рамках которых планируются обменные программы, как студентов, так и преподавателей.
Специфика сельского вуза заключается в том, что институт представляет собой функционально организованное целое, где каждый преподаватель выполняет свою работу в тесном взаимодействии с остальными сотрудниками. Степень вовлеченности в коллектив, статус преподавателя и принадлежность институтскому сообществу ощущается здесь более значимо, чем в иных вузах, поскольку институт является не только центром высшего спортивного образования, но представляет собой научно-образовательный и спортивно-оздоровительный кластер, расположенный в сельской местности. Согласно проведенному исследованию, преподаватели больше всего удовлетворены социально-психологическим климатом и взаимоотношениями в коллективе (общий индекс - 3,65). Респонденты высоко оценили отношение руководства к преподавателям (3,51), корпоративную этику вуза (3,51), работу заведующих кафедрами (3,86) и деканов (3,68). Благоприятными также являются взаимоотношения с
коллегами (3,68) и со студентами (3,76), что является немаловажным показателем эффективной и продуктивной деятельности для вуза.
Средний уровень удовлетворенности выявлен в индикаторе «социальные гарантии и защищенность преподавателей». Все микроиндикаторы показывают средние оценки, но в сравнении с другими показателями удовлетворенности по данному макроиндикатору выявлен минимальный балл (2,83).
Заключение. Результаты исследования показывают, что преподаватели и студенты в целом удовлетворены работой и учебой в ЧГИФКиС. Исследование выявило высокий уровень удовлетворенности в сфере человеческих отношений в институте, т.е. преподаватели и студенты чувствуют себя комфортно в коллективе и в отношениях друг с другом. Студенты имеют чуть более высокий индекс ИПС, чем преподаватели. Это можно объяснить тем, что здесь играет роль фактор молодого возраста, т.е. студенты как представители молодежи имеют больший ресурс времени, что является основанием социального оптимизма и надежд на будущее.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
[1] Комаров О.Е. Профессиональная ориентация студентов и их удовлетворенность выбором вуза (опыт социологического исследования, проведенного в Павлодарском государственном педагогическом институте)// Вестник Евразийской академии административных наук. № 3 (28). 2014. с. 115-120.
[2] Середа Е.И., Рябова К.С. Удовлетворенность профессиональным обучением как компонент субъективного благополучия студентов вуза // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №3. URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/udovletvorennost-professionalnym-obucheniem-kak-komponent-subektivnogo-blagopolu-chiya-studentov-vuza.
[3] Ильясов Ф.Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал, 2013. Том. 0. № 3. С. 130-138.
[4] Поплавская А.А., Соболева Н.Э. Удовлетворенность различными аспектами работы мужчин и женщин // Мониторинг общественного мнения. №5 (141). 2017. С. 271-288.
[5] Профессиональный потенциал молодых преподавателей провинциальных вузов. Коллективная монография. // Вестник ТОГИРРО. № S2 (26). 2012. Тюмень: ТО-ГИРРО, 2012. 182 с.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12 —--—
PROFESSIONAL HAPPINESS INDEX OF STUDENTS AND LECTURERS OF SPORTS HIGH SCHOOL: RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
Zhegusov1'3 Y.LyVmokurova1'2 U.A., Mestnikova1 A. E.,Alekseeva13 G. G.
1Churapchinsky State Institute of Physical Education and Sports, Churapcha, Russian Federation 2Arctic state institute of arts and culture, Yakutsk, Russian Federation 3North-Eastern Federal University in Yakutsk, Yakutsk, Russian Federation
Annotation. Satisfaction with the chosen profession and also working conditions and studies is the important indicator of success of higher education institution in conditions of the competition in the market of educational services. To the level of students' satisfaction with their studies and lecturers, their work is influenced by many objective and subjective factors that exist in a single educational social environment. The monitoring of the so-called "Professional Happiness Index" (PHI) allows us to identify the weak and strong aspects of the higher education institution in various spheres of life. By influencing the identified problems with the help of scientifically based management decisions, it is possible to eliminate imbalance in certain areas of the higher education institution activity, thereby improving the quality of life for both students and lecturers. The accumulated experience of measuring the "Professional Happiness Index" will allow developing and implementing special socio-humanitarian technologies for improving the positions and rating of the institution that can be replicated in other educational institutions. This article presents the results of sociological research the "Professional Happiness Index", conducted in the Churapchinsky State Institute of Physical Education and Sports, the purpose of which was to study the level of satisfaction studies of students and the professional activity of lecturers using a specially developed method for measuring the "Professional Happiness Index" (PHI) by Zhegusov Yu. I. Key words: students, lecturers, university, satisfaction, index of professional happiness.
REFERENCES
[1] Komarov O. E. Professionalnaya orientaciya studentov i ih udovletvorennost vyborom vuza opyt sociologicheskogo is-sledovaniya provedennogo v pavlodarskom gosudarstven-nom pedagogicheskom institute// Vestnik Evrazijskoj Akademii Administrativnyh Nauk. No 3 (28) 2014. p. 115120.
[2] Sereda E. I., Ryabova K. S. Udovletvorennost profession-
alnym obucheniem kak component subektivnogo blagopo-luchiya studentov vuza// Vestnik Pskovskogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya socialno gumanitarnye
nauki. 2013. No 3 URL: http://cyberlenmka.ru/arti-cle/n/udovletvorennost-professionalnym-obucheniem-kak-komponent-subektlvnogo-blagopoluchlya-studentov-vuza.
[3] Ilyasov F. N. O celesoobraznosti i soderzhanii issledovanij udovletvorennosti trudom// Sociologicheskij zhurnal. 2013. Tom0 No 3. p. 130-138.
[4] Poplavskaya A. A., Soboleva N. Eh. Udovletvorennost razlichnymi aspektam raboty muzhchin i zhenshchin// Monitoring obshchestvennogo mneniya. No 5 (141). 2017. p. 271-288.
[5] Professionalnyj potencial molodyh prepodavatelej provin-cialnyh vuzov// Kollektivnaya monografiya vestnik. TO-GIRRO. No S2 (26) 2012. Tyumen. TOGIRRO. 2012. 182 p.
Библиотеки, научные и информационные организации, получающие обязательный бесплатный экземпляр печатных изданий
№ Наименование получателя Адрес получателя
1. Парламентская библиотека аппарата Государственной Думы и Федерального собрания 103009, г. Москва, ул. Охотный ряд, 1
2. Библиотека Российской академии наук 199034, г. Санкт-Петербург, Биржевая линия, 1
3. Дальневосточная государственная научная библиотека 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 1/72
4. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
5. Российская национальная библиотека 191069, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18
6. Российская государственная библиотека 101000, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5
7. Российская книжная палата 121019, г. Москва, Кремлевская наб., 1/9
8. Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук 125315, г. Москва, ул. Усиевича, 20
9. Государственная публичная историческая библиотека Российской Федерации 101000, г. Москва, Центр, Старосадский пер., 9
10. Библиотека по естественным наукам Российской академии наук 119890, г. Москва, ул. Знаменка 11/11
11. Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук 117418, г. Москва, Нахимовский пр-т, 51/21
12. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы 109189, г. Москва, ул. Николоямская, 1
13. Государственная публичная научно-техническая библиотека России 103919, г. Москва, ул.Кузнецкий мост, 12
14. Администрация Президента Российской Федерации. Библиотека 103132, г. Москва, Старая пл., 8/5
15. Библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 119899, г. Москва, Воробьевы горы
16. Государственная общественно-политическая библиотека 129256, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 2
17. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека 107139, г. Москва, Орликов пер., 3, корп. В
18. Политехнический музей. Центральная политехническая библиотека 101000, г. Москва, Политехнический пр-т д, 2, п.10
19. Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, Центральная научная медицинская библиотека 117418, г. Москва, Нахимовский пр-кт, 49
20. ВИНИТИ РАН (отдел комплектования) 125190, г. Москва, ул. Усиевича,20, комн. 401.