Научная статья на тему 'Индекс потребительских настроений'

Индекс потребительских настроений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ / CONSUMER SENTIMENT INDEX / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / HOUSEHOLDS / РЕАЛЬНЫЕ РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / REAL DISPOSABLE INCOMES / GDP (GROSS DOMESTIC PRODUCT) / ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Валерия Игоревна

В статье кратко описана сущность индекса потребительских настроений. Рассмотрены его значения за последние три года, а также рассмотрена динамика взаимосвязанных показателей таких, как доля расходов домашних хозяйств в ВВП, реальные располагаемые денежные доходы населения и объем приобретенных платных услуг населением. В конце сделан вывод о том, что на потребительское настроение решающее воздействие оказывают располагаемые денежные доходы населения, а не заработные платы, а также поддержка отечественных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Валерия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индекс потребительских настроений»

CONSUMER SENTIMENT INDEX Vorobjova V.I. (Russian Federation) Email: Vorobjova439@scientifictext.ru

Vorobjova Valeriya Igorevna - Student, FACULTY OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION, ULYANOVSK BRANCH

RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, ULYANOVSK

Abstract: the article briefly describes the essence of the consumer sentiment index. It is considered its value over the past three years, as well as the dynamics of interrelated characteristics such as the share of household expenditure in GDP, the real disposable income of the population and the volume of purchased paid services by the population. In the end, it is concluded that the consumer mood is decisively influenced by the population's disposable income, rather than wages, as well as by the support of domestic producers. Keywords: consumer sentiment index, households, real disposable incomes, GDP (gross domestic product).

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Воробьева В.И. (Российская Федерация)

Воробьева Валерия Игоревна - студент, факультет государственного и муниципального управления, Ульяновский филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, г. Ульяновск

Аннотация: в статье кратко описана сущность индекса потребительских настроений. Рассмотрены его значения за последние три года, а также рассмотрена динамика взаимосвязанных показателей таких, как доля расходов домашних хозяйств в ВВП, реальные располагаемые денежные доходы населения и объем приобретенных платных услуг населением. В конце сделан вывод о том, что на потребительское настроение решающее воздействие оказывают располагаемые денежные доходы населения, а не заработные платы, а также поддержка отечественных производителей.

Ключевые слова: индекс потребительских настроений, домашние хозяйства, реальные располагаемые денежные доходы населения, ВВП.

Индекс потребительских настроений - экономический индикатор, который отображает уровень уверенности потребителей в экономике на данный момент и определяет, насколько они нацелены на приобретение дорогостоящих товаров и услуг.

Существует зависимость между готовностью людей купить нечто ценное, например автомобиль, и возможными изменениями в доходах, расходах граждан и экономическим положением в стране в целом на ближайшее время.

То есть некий гражданин, собираясь совершить крупную покупку, исходит из того, что в скором будущем у него будет определенный доход, который в настоящее время нигде не учтен и поэтому отсутствует в статистических данных. Индекс потребительских настроений позволяет выявить такие ожидания граждан.

В условиях рыночной экономики данный индекс представляет особое значение для производителей, так как помогает наиболее эффективно выстроить план производства, продаж, организации маркетинга и рекламы.

Также представляет ценность и для государства, так как учитывается при составлении прогноза развития экономики страны. Стоит подчеркнуть, что доля расходов домашних хозяйств в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составляет около 50% (представлено в таблице 1) [4].

Таблица 1. Доля расходов домашних хозяйств в ВВП РФ, в %

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Значение 50,5 48,4 49,3 51,8 52,9 51,9 52,8 52,2

Мониторинг потребительского поведения и социальных настроений в России ведет ГфК-Русь. Минимальное значение индекса - интервал от 0 до 99 пунктов -является «пессимистической оценкой». Индекс равный 100 пунктам означает, что население рассматривает ситуацию как стагнирующую.

Максимальное значение индекса - интервал от 101 до 200 пунктов - является «оптимистической оценкой», что означает, что население воспринимает текущую ситуацию, и в будущем, как улучшающуюся [3].

В таблице 2 представлены результаты индекса потребительских настроений за последние три года [2].

Таблица 2. Индекс потребительских настроений

Дата 30.09. 2015 31.12. 2015 29.02. 2016 28.04. 2016 31.07. 2016 29.09. 2016 30.11. 2016

Индекс 87 87 69 80 85 91 92

28.02. 2017 30.04. 2017 30.06. 2017 29.09. 2017 30.11. 2017 28.02. 2018 30.04. 2018

100 102 104 107 110 104 107

В целом, население до 2017 года негативно оценивало свой уровень жизни и развитие экономики страны, а начиная с 2017 года индекс потребительских настроений стал располагаться либо на уровне, либо несколько выше отметки 100 пунктов.

Потребительское настроение зависит, в первую очередь, от реальных располагаемых денежных доходов. В соответствии с данными представленными Федеральной службой государственной статистики (таблица 3), с 2012 по 2016 года включительно отмечается падение реальных доходов.

Таблица 3. Реальные располагаемые денежные доходы по РФ (в % к предыдущему периоду)

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Значение 104,6 104,0 99,3 96,8 94,2 98,3

В майском указе 2018 года Президент РФ поручил Правительству РФ обеспечить устойчивый рост реальных доходов граждан, наряду с этим в майском указе 2012 года было поручено Правительству РФ «обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза» [1].

Увеличение размера реальной заработной платы и реальных доходов граждан не одно и то же. Реальные доходы граждан помимо заработных плат также учитывают пенсии, доходы от бизнеса, доходы от собственности и так далее.

Как оказалось на практике, рост заработной платы работников бюджетной сферы преимущественно осуществлялся за счет урезания премиальных и прочих стимулирующих. В итоге реальные денежные доходы населения снижались.

Поэтому с целью поощрения потребительского спроса население нужно обеспечивать реальными денежными доходами, а не стремиться исключительно к повышению заработных плат сотрудников бюджетной сферы.

Также потребительское настроение взаимосвязано со сложившейся ситуацией на потребительском рынке.

Так как во время постиндустриального общества главным продуктом производства являются услуги, стоит обратить внимание на объем приобретенных платных услуг населением за последние шесть лет (таблица 4).

Таблица 4. Объем платных услуг населению (в процентах к предыдущему году)

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Млн руб. 6 036 839 6 927 482 7 467 521 8 050 808 8 636 277 9 197 882

% (в сопоставимы х ценах) 103,5 102,0 101,0 98,9 100,7 101,2

Несмотря на то, что в денежном выражении на протяжении выбранного периода времени наблюдается повышение востребованности платных услуг, в сопоставимых ценах с 2012 по 2015 год данный объем снижался.

После 2015 года прослеживается тенденция роста, однако в процентах не достигает максимума 2012 года. С 2014 - 2015 годов потребительский рынок испытывает затруднения.

Определенно, что связано это с введением экономических санкций Западом против России в марте 2014 года; падением мировых цен на нефть, начиная с июля 2014 года (со 110 долларов США за баррель опустились ниже 50 долларов); обвальным падением рубля по отношению к доллару США и евро, начиная с 16 декабря 2014 года (Черный вторник); Валютным кризисом в России - 2014-2015 года.

Чтобы у граждан России не было опасений за резкое повышение цен на товары и услуги, отсутствие продовольственной продукции вследствие санкций, необходимо поддерживать отечественных товаропроизводителей.

Политическая нацеленность на поддержку домашних производителей усилит их убежденность в востребованности продукции, что в свою очередь будет способствовать наращиванию производства. Появляется необходимость в дополнительных рабочих местах. Как результат увеличение занятости на рынке труда и повышение уровня жизни.

Если рассматривать положительные стороны с позиции покупателей, то они получают отечественную продукцию по более низкой цене по сравнению с зарубежной.

Таким образом, нацеленность на повышение реальных доходов граждан, а не акцентирование внимания только на заработных платах, и нацеленность на поддержку отечественных производителей положительно отразится на индексе потребительских настроений, и главное, в дальнейшем приведет к росту объема ВВП за счет увеличения доли расходов домашних хозяйств.

Список литературы /References

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html/ (дата обращения: 12.08.2018).

2. Индекс потребительских настроений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.cbonds.info/indexes/indexdetail/?group_id=235/ (дата обращения: 08.08.2018).

3. Индекс потребительских настроений/ GfK. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.cbonds.info/indexdocs/g_rus_235.pdf/ (дата обращения: 08.08.2018).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 08.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.