Научная статья на тему 'Индекс Кетле у студентов вузов'

Индекс Кетле у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
576
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косовский Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индекс Кетле у студентов вузов»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №8, 2006 г. (Т. 8)

ИНДЕКС КЕТЛЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ. Косовский Г.В.

МУЗ «Городская больница № 3» г. Магнитогорска, поликлиника № 2.

Физическое развитие - один из информативных критериев показателей здоровья и индикатор социального благополучия общества. Физическая активность является важным фактором улучшения состояния здоровья, она особенно значима для студенческой молодежи, у которой непрерывно увеличивается информационный поток, накапливаются знания, возрастает умственное и нервное перенапряжение (Имнаев Ш.А., Комаров Ю.Н., 2001). Определение группы физического развития в исследовании проводилось на основании индекса массы тела (ИМТ) - индекса Кетле среди студентов вузов г. Магнитогорска. В исследуемой совокупности учащейся молодежи из 2220 человек были студенты двух вузов: Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) и Магнитогорского государственного университета (МаГУ).

Показатель Кетле дает общее представление о соотношении роста и массы тела в норме и при нарушениях питания. Он является достаточно информативным методом объективной оценки состояния пациента в клинической практике. Результаты соотношения роста и массы тела у студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 Соотношение роста и массы тела у студентов вузов

Соотношение роста и массы тела Муж. % Жен. % Всего студентов %

Гипотрофия (ИМТ менее 18,5) 47 5,3 280 21,1 327 14,7

Пониженное питание (ИМТ-18,5-19,4) 74 8,3 261 19,7 335 15,1

Нормальный ИМТ (19,5-22,9) 479 53,5 627 47,3 1106 49,8

Повышенное питание (ИМТ 23,0-27,4) 258 28,8 144 10,9 402 18,1

Ожирение I степени (ИМТ - 27,5-29,9) 25 2,8 11 0,8 36 1,6

Ожирение II степени (ИМТ- 30,0-34,9) 5 0,6 1 0,1 6 0,3

Ожирение III степени (ИМТ-35,0-39,9) 5 0,6 1 0,1 6 0,3

Ожирение IV степени (40,0 и более) 2 0,2 0 0 2 0,1

ИТОГО 895 100 1325 100 2220 100

Доля студентов с гармоничным физическим развитием составила 49,8%, в группу с пониженным питанием и гипотрофией отнесено 29,8% студентов. Дисгармоничное физическое развитие за счет избытка массы тела отмечено у каждого пятого студента (20,4%). Нормальный показатель ИМТ у мужчин составил 53,5%, а у женщин - 47,3%. Показатель ИМТ от 19,4 и ниже (гипотрофия и пониженное питание) у женщин составил 40,8%, у мужчин - 13,6%. Показатель ИМТ от 23,0 и выше (повышенное питание и ожирение) у женщин составил 11,9%, у мужчин - 30,0%. Распространенность избыточной массы тела и ожирения в 2,5 раза чаще наблюдалась среди мужчин.

Между состоянием здоровья учащихся и уровнем их физического развития существует связь. При ИМТ менее 18,5 - 19,0 высок риск снижения иммунитета, толерантности к физическим нагрузкам. Избыточная масса тела считается существенным независимым фактором риска серьезных заболеваний, имеющих социальное значение. Прежде всего - это сердечно-сосудистые заболевания. По данным А.А.Сприкут с соавт. (2005) с увеличением ИМТ происходит достоверное увеличение показателей систолического и диастолического артериального давления. В исследованиях Т.Н.Игнатовой с соавт. (2003) отмечено, что дефицит массы тела у студентов частично коррегируется в процессе обучения, а доля лиц с избыточной массой тела возрастала от первого курса к последнему с 2,1% до 3,9%.

Определение показателя Кетле среди студентов является необходимой процедурой при проведении профилактических осмотров, дает возможность своевременно определить в динамике изменения росто-весового показателя у каждого студента.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

Стр. [389]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.