Научная статья на тему 'ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2016 г.'

ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2016 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / индекс адаптации промышленности / спрос / ожидаемый спрос / запасы готовой продукции / выпуск / занятость / industry / industry adaptation index / demand / expected demand / stocks of finished products / output and employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Цухло

Индекс адаптации российской промышленности (оценка ситуации как «нормальной») дал в третьем квартале 2016 г. неожиданный (даже для тех, кто давно работает с непривычными для экономистов оценками предприятий текущей ситуации по шкале «выше нормы – норма – ниже нормы») результат. Он достиг абсолютного максимума за весь 23-летний период его расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of Adaptability of Russian Industry in Q3 2016

Adaptability Index of Russian industry («normal» responses) posted an unexpected result in Q3 2016 (even for us who have been working with unusual for economists estimates made by enterprises of the current situation along the scale above normal – normal – below normal). It hit an all-time maximum for the entire 23 years of its calculation.

Текст научной работы на тему «ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2016 г.»

ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2016 г.*1

Сергей ЦУХЛО

Заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. Е-таН; tsukhlo@iep.ru

Индекс адаптации российской промышленности (оценка ситуации как «нормальной») дал в третьем квартале 2016 г. неожиданный (даже для тех, кто давно работает с непривычными для экономистов оценками предприятий текущей ситуации по шкале «выше нормы — норма — ниже нормы») результат. Он достиг абсолютного максимума за весь 23-летний период его расчетов.

Ключевые слова: промышленность, индекс адаптации промышленности, спрос, ожидаемый спрос, запасы готовой продукции, выпуск, занятость.

В третьем квартале 2916 г. индекс адаптации российской промышленности достиг 74% (ранее он не поднимался выше 72%). В соответствии с индексом получается, что сейчас отечественные промышленные предприятия оценивают свое положение наилучшим образом.

И поскольку динамика показателя во все предыдущие годы совпадает с интуитивными оценками даже скромного набора данных официальной промышленной статистики (не говоря уже о наиболее полной системе показателей опросной статистики, формируемой

Индекс адаптации (нормальности) промышленности (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные») в 1994-2016 гг., в %

Кризис Кризис

2008-2009 гг. 2014-2016 гг.

CO * m CQ * m V m * со * СП ^ Ш ^ ш ^ со *

ГМ О no о О LO О Ю О г> СО СП О

гм о fN о fN О гм О fN о О fN о fN О гм r\j

Годы

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 14 (32) (сентябрь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Индекс адаптации в третьем квартале 2016 г.; лучший показатель за годы наблюдений»).

1 По данным конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Е.Т Гайдара. Опросы руководителей промышленных предприятий проводятся Институтом по европейской гармонизированной методике в ежемесячном цикле с сентября 1992 г. и охватывают всю территорию Российской Федерации. Размер панели составляет около 1100 предприятий, на которых работает более 15% занятых в промышленности. Панель смещена в сторону крупных предприятий по каждой из выделяемых подотраслей. Возврат анкет — 65—70%.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 23 • № 9 • SEPTEMBER-OCTOBER 2016 2 9

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара), то, наверное, можно считать, что и последнее значение индекса дает верную оценку ситуации в российской промышленности. К тому же оно превышает предыдущее значение лишь на 2 п.п., т.е. совсем не является «выбросом». (См. рисунок.)

Заметим, что с конца 2010 г. исследуемый показатель демонстрирует очень высокую ста -бильность, изменяясь не более чем на 2 п.п. (в каждую сторону) к предыдущему кварталу. Даже в первом квартале 2015 г. индекс по сравнению с предыдущим кварталом «рухнул» лишь на 1,8 пункта (что является пока самым значительным негативным изменением показателя в ходе нынешнего кризиса), хотя и власти, и аналитики готовились в этот период к кризисным явлениям образца 2008-2009 гг. В тот кризис российской промышленности действительно пришлось тяжело: индекс адаптации в конце 2008 г. потерял 11 п.п., в начале 2009 г. - еще 10. Для его восстановления до докризисных значений предприятиям и властям потребовалось шесть кварталов. В ходе же текущего кризиса индекс не только не снижался за квартал более чем на 2 п.п., но и, по имеющимся на начало сентября 2016 г. оценкам, достиг исторического максимума - причем за счет почти всех входящих в него исходных показателей.

Оценки занятости и мощностей

Единственным исключением стали оценки предприятиями имеющейся у них численности работников: «нормальная» (достаточная) обеспеченность российской промышленности кадрами снизилась в третьем квартале 2016 г. на 5 п.п. - до 75%. Таким образом, три четверти российских промышленных предприятий, согласно нашим опросам, все-таки имеют достаточно работников для поддержания текущего выпуска и его возможных изменений. В прошлые кризисы этот показатель падал до 51% (1996 г.) и 59% (2009 г.), т.е. сейчас до его прежних кризисных значений еще далеко. В ходе нынешнего кризиса показатель

снижался до 72%, а поднимался до 80%. Последнее значение стало еще и его абсолютным максимумом для всего периода (19962016 гг.) инструментальных наблюдений за обеспеченностью российской промышленности кадрами.

Необычность наблюдаемого ныне кризиса подтверждается и официальной статистикой безработицы, которая совсем не похожа на кризисную, что, естественно, успокаивает власти, но беспокоит предприятия. Последние в случае начала более или менее устойчивого промышленного роста просто не смогут найти дополнительных работников на рынке труда.

В такой ситуации при оценке численности имеющихся работников промышленность крайне редко выбирает ответ «более чем достаточно»: не более 12% в ходе текущего кризиса. В третьем же квартале 2016 г. доля подобных оценок опустилась до 9% (пятилетний минимум). А среди антикризисных мер, к которым прибегают предприятия, увольнение работников используется значительно реже, чем снижение зарплат, неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска. В ходе текущего кризиса промышленность вынуждена крайне бережно относиться к квалифицированным рабочим, которых становится все меньше в силу неумолимых демографических процессов, а их пополнение из системы разрушенного среднего специального образования катастрофично по своей недостаточности.

Несколько иначе промышленность оценивает имеющиеся (установленные и введенные) производственные мощности: в третьем квартале 2016 г. обеспеченность мощностями, оцениваемая как «нормальная», выросла до 76% и формально сравнялась с «нормальной» обеспеченностью кадрами. Последние оценки мощностей почти достигли исторического максимума: лучший результат (78%) по этому показателю был получен во втором квартале 2011 г., когда промышленность готова была завершить восстановление после кризиса 2008-2009 гг.

30 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 9 • СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2016

Вместе с тем среди остальных оценок («более чем достаточно» и «менее чем достаточно») с третьего квартала 2008 г. неизменно преобладают оценки «более чем достаточно», т.е. промышленность уже восемь лет «живет» с навесом избыточных мощностей, который в первом квартале 2009 г. вырос на 33 п.п. и логично достиг максимума (+39 п.п.). Однако в первом квартале 2015 г. баланс этих оценок снизился по сравнению с предыдущим кварталом - промышленность не смогла различить в январе 2015 г. признаков начала кризисного спада выпуска и избежала кризисного пересмотра оценок своих мощностей.

Оценки запасов

Свои запасы российская промышленность с каждым «кризисным» кварталом оценивает как все более «нормальные».

Оценки запасов готовой продукции по первым двум месяцам третьего квартала 2016 г. достигли не регистрировавшегося никогда ранее в период 1992-2016 гг. уровня нормальности: в июле-августе текущего года оказались полностью удовлетворены своими запасами готовой продукции 78% российских промышленных предприятий.

Оценки запасов сырья в течение пяти последних «кризисных» кварталов демонстрируют почти максимальный уровень нормальности в интервале 77-80%. (Абсолютный рекорд (81%) в значении этого показателя был зарегистрирован в начале 2012 г., но оказался неустойчивым.) При этом надо иметь в виду, что российская промышленность никогда не оценивала свои запасы в период 2014-2016 гг. как кризисные: в первом квартале 2015 г. доля «нормальных» оценок запасов (и готовой продукции, и сырья) никак не изменилась по сравнению с оценками четвертого квартала 2014 г., а результат второго квартала 2015 г. ничем не отличался от оценок предыдущего квартала.

Оценки спроса

Оценки текущих объемов спроса выросли в третьем квартале 2016 г. до кризисного максимума в 55% (такой же результат был получен и в третьем квартале 2015 г.). Таким образом, представители более половины российской промышленности сейчас удовлетворены продажами своей продукции. Кризисный же минимум этого показателя был зафиксирован совсем не в начале 2015 г., а в первом квартале 2016 г., когда промышленность, поддавшись постоянно звучавшим заверениям, что вот-вот начнется экономический рост, так его и не дождалась и разочаровалась в потенциале спроса на свою продукцию. Это выразилось в том, что усилилось непонимание текущей экономической ситуации и ее перспектив, достигнув 50%.

Но уже со второго квартала 2016 г. уровень непонимания снизился до обычных 36% (в третьем квартале - до 33%), а удовлетворенность продажами выросла сначала до 53%, а затем до 55%. Промышленность, вероятно, «осознала», что скорого экономического роста ждать не стоит и решила довольствоваться малым.

Оценки финансово-экономического состояния

Свое финансово-экономическое положение российская промышленность оценивает очень высоко: в третьем квартале 2016 г. как «хорошее» или «удовлетворительное» его квалифицировали 82% предприятий (рост ко второму кварталу на 2 п.п.). Минимум этого показателя в рамках текущего кризиса был равен 78% и зарегистрирован в первом квартале 2015 г. (В ходе предыдущего кризиса 2008-2009 гг. доля «нормальных» оценок финансово-экономического положения падала до 56%, а в предде-фолтный период вообще не поднималась выше 30%.) ■

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 23 • № 9 • SEPTEMBER-OCTOBER 2016 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.