Научная статья на тему 'ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.'

ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ 2016 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / индекс адаптации промышленности / спрос / ожидаемый спрос / запасы готовой продукции / выпуск / занятость / industry / industry adaptation index / demand / expected demand / stocks of finished products / output and employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Цухло

Очередная оценка индекса адаптации1 (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные») в четвертом квартале 2016 г. приблизилась к 75%-ному уровню адаптации отечественной промышленности в ходе текущего кризиса 2015–2016 гг. Это значение индекса является абсолютным максимумом за весь период его расчетов (1994–2016 гг.) по данным опросов, проводимых Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара.. Впрочем, рост общего показателя обеспечили очень крупные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of Adaptability of Russian Industry in Q4 2016

In Q4 2016, assessment of the Adaptability Index (share of enterprises considering their indicators to be «normal») approached 75% level of adaptability of domestic industry against the ongoing crisis of 2015–2016. According to the IEP business surveys, the Adaptability Index has hit its record high level for the entire period of its calculation (1994–2016). Increase of the general indicator was due to major enterprises.

Текст научной работы на тему «ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.»

ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.*

Сергей ЦУХЛО

Заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. Е-таН; tsukhlo@iep.ru

Очередная оценка индекса адаптации' (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные») в четвертом квартале 20'6 г. приблизилась к 75%-ному уровню адаптации отечественной промышленности в ходе текущего кризиса 20'5—20'6 гг. Это значение индекса является абсолютным максимумом за весь период его расчетов ('994—2016 гг.) по данным опросов, проводимых Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара.. Впрочем, рост общего показателя обеспечили очень крупные предприятия.

Ключевые слова: промышленность, индекс адаптации промышленности, спрос, ожидаемый спрос, запасы готовой продукции, выпуск, занятость.

Промышленность достигла удивительной адаптации к реалиям российской экономики и экономической политики. (См. рис. 1.) Однако продолжение и, тем более, «завершение адаптации» чреваты отказом промышленности от любых серьезных попыток пере-

хода к статистически бесспорному росту выпуска.

Финансово-экономическим положением удовлетворены как минимум 87% предприятий -такого значения этот индикатор не достигал с первого квартала 2008 г. О «нормаль-

Рис. 1. Индекс адаптации (нормальности) промышленности (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные») в 1994-2016 гг., в %

Кризис Кризис

2008-2009 гг. 2014-2016 гг.

СО со ^ т * т * т * т т т ^ т ^ со

гм О т о <51-О 1П О ю о оо СП О -

Г\] о гм о ГМ о гм о ГМ о о гм о гм о гм гм

Годы

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 20 (38) (декабрь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Индекс адаптации промышленности достиг максимума»).

1 Индекс рассчитывается как среднее арифметическое доли нормальных оценок шести показателей; спроса, запасов готовой продукции, запасов сырья, имеющихся производственных мощности, текущей занятости, финансово-экономического положения предприятий. Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара отслеживает весь набор таких оценок с 1994 г. Индекс рассчитывается ежеквартально. Интерпретация индекса адаптации (нормальности) проста — он показывает степень адаптации российской промышленности к текущим экономическим условиям — или то, насколько «нормальными» являются текущие условия функционирования российской промышленности.

54 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 24 • № 1 • ЯНВАРЬ—ФЕВРАЛЬ 2017

ИНДЕКС АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЧЕТВЕРТОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.

ной» (достаточной) обеспеченности кадрами сообщили сейчас 83% предприятий - лучший результат за всю историю мониторинга этого показателя. Сырьем и материалами «нормально» обеспечен 81% предприятий - вновь абсолютный рекорд за весь период опросов. Запасы готовой продукции считают «нормальными» в четвертом квартале 2016 г. 71% предприятий - прекрасный по кризисным меркам результат с учетом величины баланса оставшихся оценок («выше нормы» минус «ниже нормы»), который со второго квартала 2016 г. находится примерно около нуля. Это свидетельствует о беспрецедентно успешном контроле промышленности за своими складскими накоплениями.

Достаточную обеспеченность производственными мощностями демонстрируют сейчас 68% предприятий. Этот, на первый взгляд, слабый по сравнению с предыдущими показателями результат имеет, однако, существенный 25%-ный «довесок» избыточных мощностей. Что ставит под сомнение тезис об отсутствии резервов простаивающих мощностей для быстрого перехода к росту промпроизвод-ства. (Недостаток мощностей в 2013-2016 гг. отмечался только у 5-9% предприятий.)

Показатель удовлетворенности текущими объемами спроса продемонстрировал в конце 2016 г. достижение 58%-ного уровня нормальности - лучшего для текущего кризиса. (Худшее значение (45%) этого показателя было зарегистрировано вовсе не на старте кризиса (тогда спросом были удовлетворены 51% предприятий), а в начале 2016 г., когда промышленность так и не увидела обещанного ей «отскока».)

Однако расчет индекса адаптации по размерам предприятий показал, что рост общего показателя обеспечили очень крупные предприятий (с численностью работников свыше 1 тыс. чел.). В этой группе индекс достиг в четвертом квартале 2016 г. 79%, что стало абсолютным максимумом группового показателя. (См. рис. 2.) (Заметим, что указанные предприятия вошли в кризис 2015-2016 гг. с адаптацией в 71%, затем подняли и удерживали ее на уровне 74%, а в 2016 г. смогли увеличить показатель еще на 5 п.п.)

Промышленные предприятия других размеров тяжелее переносят текущий кризис: индекс адаптации для малых и средних предприятий (1-250 чел. занятых) значительно уступает индексу очень крупных предприятий и не

Рис. 2. Индексы адаптации (нормальности) по размерам предприятий (доля предприятий, оценивающих свои показатели как «нормальные») в 1994-2016 гг., в %

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 24 • № 1 • JANUARY-FEBRUARY 2017 5 5

имел в 2015-2016 гг. никакой положительной динамики (в эти кризисные годы адаптация в группе малых и средних предприятий составляла 57-58%). Чуть лучше положение оценивается крупными предприятиями (251-1000 чел. занятых), которые смогли адаптироваться к текущему кризису на 64%, но тоже без положительной динамики к концу второго года кризиса.

Основным фактором, определившим расслоение предприятий разных размеров по индикатору адаптации к нынешнему кризису, стали оценки спроса: данные опросов, проводимых Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, определенно свидетельствуют о том, что удовлетворенность спросом увеличивается с размером предприятия. При этом малые и средние предприятия не только практически всегда в меньшей степени были удовлетворены спросом на свою продукцию, но в 2015-2016 гг. удовлетворенность спросом у них снизилась по сравнению с предкризисными годами. Тогда как очень крупные производства смогли увеличить долю оценок «нормальный» при оценке спроса. Таким образом, кризис спроса если и коснулся российской промышленности в 2015-2016 гг., то в основном затронул малый и средний бизнес.

Однако малые и средние предприятия вполне адекватно реагировали на ситуацию со спросом и не допустили затоваривания своих

складов готовой продукции в кризисные 20152016 гг.: доля «нормальных» оценок запасов достигла здесь максимума за весь период инструментальных наблюдений за ними. Баланс же остальных оценок запасов («выше нормы» минус «ниже нормы»), как обычно для этой совокупности предприятий, оставался отрицательным и не претерпел принципиальных изменений на протяжении всего периода 2010-2016 гг. Очень крупные предприятия, наоборот, в условиях кризиса сообщали об уменьшении достаточности своих запасов готовой продукции, но при снижении в положительной зоне баланса оценок «выше нормы» минус «ниже нормы», что может свидетельствовать о падении уверенности этих производителей в своих прогнозах спроса в условиях кризиса.

Вместе с тем у очень крупных предприятий фиксировалась лучшая обеспеченность производства сырьем и материалами, что стало еще одним фактором роста группового индекса адаптации. Причем этим производителям удалось достичь лучших результатов в кризисные 2015-2016 гг. по обеспеченности сырьем для всего периода мониторинга показателя.

Что касается мощностей и кадров, то у предприятий всех размеров «нормальная» обеспеченность этими ресурсами очень высока: не менее 90% - по мощностям и не менее 80% - по кадрам. ■

56 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 24 • № 1 • ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.