Научная статья на тему '«Inclusive tour» как способ повышения эффективности бизнеса'

«Inclusive tour» как способ повышения эффективности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНКЛЮЗИВ ТУР / TOURISM / COMPETITION / INCLUSIVE TOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Во Тхи Минь Нгок Во Тхи Минь Нгок

В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением эффективности развития авиатранспортного бизнеса во Вьетнаме за счет внедрения программ «инклюзив тур».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Inclusive tour» as a method of increasing in business's efficiency

This article considers questions, which connect with increasing in efficiency of development of air transport's business in Vietnam for account of implementation of programs «Inclusive tour».

Текст научной работы на тему ««Inclusive tour» как способ повышения эффективности бизнеса»

УДК 656.7:658

«INCLUSIVE TOUR» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА

ВО ТХИ МИНЬ НГОК

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением эффективности развития авиатранспортного бизнеса во Вьетнаме за счет внедрения программ «инклюзив тур».

Ключевые слова: туризм, конкуренция, инклюзив тур.

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей мировой экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Сейчас туризм считается одной из ведущих категорий международной торговли. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта (ВНП), 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов. Это позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а в ближайшие годы туризм по оценкам экспертов должен выйти на первое место расходов.

Туризм складывается из многих независимых компонентов. В зависимости от климата, географического расположения и национальных особенностей страны туроператоры предлагают различные комбинации туристической услуги. Структура туров в значительной степени варьируется в зависимости от состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предложены либо определенные виды услуг по его выбору, либо их полный комплект, который может предоставляться различными фирмами путем продажи комплексной программы.

Индивидуальный и групповой туризм различают по своей форме.

В групповом туризме оформляется определенный пакет услуг, рассчитанный в первую очередь не на различные запросы туриста, а на определенные заезды, что позволяет удешевить услугу. Здесь используется следующая схема:

• выкупается чартер или блок мест на чартерном рейсе;

• выкупаются или бронируются номера в гостиницах;

• организуется трансфер автобусом или любым другим транспортным средством, в зависимости от потребности и размера группы;

• оформляется стандартная медицинская страховка на время отдыха.

Программы «Inclusive tour» могут рассматриваться как основной вид индивидуальных или групповых туров, реализуемых в сфере организованного туризма. Как правило, они представляют собой жестко спланированную по маршруту, времени, сроку, набору и качеству услуг поездку, которая продается потребителю как неразделимый на элементы продукт по общей цене, обычно включающий в себя стоимость как обслуживания, так и проезда по маршруту. Схема организации программы «Inclusive tour» представлена на рис. 1.

Виды туров

о

Виза

Страховка

Рис. 1. Схема организации программы «Inclusive tour»

«Inclusive tour» применяется чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. В состав этой услуги, помимо тарифов, также входит стоимость размещения туриста в гостинице, питание (полное или частичное) и другие составляющие, предоставляемые на определенное число дней пребывания туриста в стране назначения. Клиенту сообщается полная цена «инклюзив-тура» без разбивки ее на отдельные виды услуг.

В процесс организационного обеспечения программы «Inclusive tour» вовлечены различные субъекты рынка: эксплуатанты воздушных судов, отели, экскурсионное бюро и многие другие. Всех этих участников, как правило, объединяет туроператор, который занимается разработкой программ и несет ответственность за их выполнение. Взаимное сотрудничество приносит прибыль всем вовлеченным в этот процесс. Связано это с тем, что качество обслуживания и надежность при таком партнерстве будет выше. Поэтому многие авиакомпании охотно идут на сотрудничество с туроператорами, которые предлагают купить сразу блок мест. Через них авиакомпании легче сформировать круг своих потребителей, так как они работают не с каждым пассажиром индивидуально, а с оптовым покупателем перевозок. Для авиакомпаний - это существенно упрощает формирование рейса и обеспечивает высокий процент его коммерческой загрузки. Для туристических компаний основное преимущество такого сотрудничества заключается в возможности получения льготных условий перевозки от авиакомпаний.

Внедрение программы «Inclusive tour» дает возможность охватить все аспекты интересов потребителей этих услуг на комплексной основе. Возникающий при этом синергетический эффект от совместной деятельности авиакомпании и туроператора позволяет бизнес-системе:

• повысить имидж предприятия;

• снизить риск бизнеса за счет диверсификации и создать общую систему страхования;

• сократить время обслуживания и повысить удобство для пассажиров за счет предоставления наиболее удобных рейсов;

• обеспечить экономию средств при проведении маркетинговых исследований;

• сократить совокупные затраты на авиаперевозку и наземное обслуживание туристов.

В борьбу за программу «Inclusive tour» в настоящее время вступают как туристические фирмы, так и авиакомпании.

Ряд крупных фирм, владеющих сетью небольших дорогих люксовых отелей, прорабатывает вопрос о целесообразности объединения в рамках одной бизнес-системы различных подразделений: отелей и перевозчиков. В качестве перевозчиков предполагается использовать собственные чартерные авиакомпании и задействовать туроператоров. Продажа пакета услуг по программе «Inclusive tour» - перелет, проживание и отдых - существенно повышает доходность бизнеса (в отличие от продажи отдельной услуги). При этом прибыль от владения люксовым отелем существенно опережает остальные составляющие пакета, а их загрузка туристами становится составной частью управления бизнес-системой. По мнению отдельных специалистов,

такой подход привлекает в основном наиболее обеспеченных туристов, так как стоимость отеля-бутика, где используется эксклюзивный дизайн, люксовый сервис и индивидуальный подход к клиенту, а номерной фонд незначителен.

При оформлении путевки по групповому маршруту турист может выбирать только из предложенных вариантов. При организации индивидуального тура учитываются все желания и потребности туриста, который заказывает индивидуальный тур. Когда человек, желающий приобрести путевку, приходит в туристическую фирму, ему предлагают посмотреть каталоги с фотографиями отелей. Менеджер сообщает цены и условия размещения по тем отелям, которые понравятся туристу. При невозможности осуществления какого-либо фрагмента туристического пакета обычно предлагаются альтернативы. Если альтернативы не подходят, то турист может отказаться от тура без каких - либо штрафных санкций.

В настоящее время в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры наметилась тенденция открытия авиакомпаниями собственных турфирм, благодаря чему они могут получать дополнительную прибыль. Открытие такой туркомпании требует небольшого стартового капитала. В рамках диверсификации это достаточно выгодный вид деятельности, который позволяет построить структуру, несущую низкие совокупные расходы и обладающую высокой конкурентоспособностью.

Интерес авиакомпаний к программам «Inclusive tour» в значительной степени обусловлен не только глобальным экономическим кризисом, но и обострением конкуренции со стороны вновь создаваемых альянсов авиакомпаний, а также низкобюджетных авиаперевозчиков типа «low-cost». Появление последних радикально изменило структуру и бизнес-модели традиционной индустрии авиаперевозок. Перед многими авиакомпаниями возникла дилемма: либо предпринимать активные шаги, чтобы удержаться в своей рыночной нише, либо оказаться на грани банкротства. Стратегический ответ авиакомпаний может иметь различные формы, но все они должны обязательно включать в качестве ответной меры повышение эффективности их деятельности. Одной из таких мер, позволяющих удержаться «на плаву», неся убытки от основной деятельности, и явились программы «Inclusive tour», дающие возможность получить дополнительные доходы от диверсификации.

Особый интерес представляет развертывание программы «Inclusive tour» во Вьетнаме, где одной из актуальных проблем является поиск альтернативных сфер для вложения капиталов. Это связано с тем, что сфера туризма обладает высоким инвестиционным потенциалом: здесь один доллар вложений приносит четыре доллара в других областях экономики. Такое же соотношение наблюдается и в занятости - одно рабочее место в туризме приводит к общему росту занятости в экономике в четыре раза. Увеличение потока туристов требует увеличения числа квалифицированных менеджеров и обслуживающего персонала.

Вьетнам занимает территорию, соизмеримую с территорией Г ермании. Он граничит с Лаосом, с Камбоджией, с Китайской Народной Республикой. Значительная часть территории Вьетнама - преимущественно горные районы и лесные массивы. Эта страна имеет большие национальные парки с озерами, водопадами, богатый живописный мир.

Экскурсии и развлечения во Вьетнаме разнообразны. Многое предлагают сами отели, и тогда качество мероприятия напрямую связано с уровнем сервиса: дискотеки, шоу, фейерверки. На каждом курорте есть место, где можно провести вечер в национальном стиле: с фольклорным шоу, национальными напитками и блюдами. Большое распространение здесь получил экзотический туризм, который ранее считался индивидуальным. Сейчас, например, можно уже в турфирме записаться в школу дайвинга или взять тур с поездкой по экзотическим местам на несколько дней.

Массовому потребителю надоели стандарты, ему нужен индивидуальный подход. Это связано с тем, что здесь широко развит экскурсионный туризм как индивидуальный, так и групповой. Отличие между ними состоит в том, что при обычном туризме все экскурсии приобретаются только по прибытию в страну. Если же турист приобретает экскурсионный тур, то он выби-

рает экскурсии в турфирме при оформлении всего туристического пакета. Во Вьетнаме при организации перевозок «Inclusive tour» могут быть предложены различные услуги, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Варианты услуг, которые могут быть предоставлены в рамках «Inclusive tour» во Вьетнаме

По оценкам экспертов, потенциальные возможности Вьетнама при условии поддержки государством развития туристической инфраструктуры и воздушного транспорта, и в том числе поддержки программ «Inclusive tour» позволит увеличить поток иностранных туристов вдвое. При таком развитии событий у Вьетнама появляется возможность войти в число лидеров в Азии по объему инвестиций в сферу туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов Б.В. Маркетинг на рынке авиатранспортных услуг. - М.: Авиабизнес групп, 2007.

2. Рубанова И.Н. Управление качеством туристических услуг. - М.: ГУУ, 2003.

«INCLUSIVE TOUR» AS A METHOD OF INCREASING IN BUSINESS'S EFFICIENCY

Vo Thi Min Ngok

This article considers questions, which connect with increasing in efficiency of development of air transport’s business in Vietnam for account of implementation of programs «Inclusive tour».

Key words: tourism, competition, inclusive tour.

Сведения об авторе

Во Тхи Минь Нгок, окончила МГТУ ГА (2006), аспирантка кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - стратегия развития воздушного транспорта Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.