Научная статья на тему '«ИНАЯ» ЖИЗНЬ УРАЛА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПРЕДСОБОРНЫЙ ПЕРИОД'

«ИНАЯ» ЖИЗНЬ УРАЛА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПРЕДСОБОРНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Пермская губерния / Святейший правительствующий синод / Екатеринбургская епархия / Пермская епархия / священноцерковнослужитель / монах / послушник / обитель / церковная школа / приют / богадельня / Perm province / Holy Governing Synod / Ekaterinburg diocese / Perm diocese / clergyman / monk / novice / monastery / church school / shelter / almshouse

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нечаев Михаил Геннадьевич

Уральский историко-географический регион как объект исторических исследований чаще всего интересовал с точки зрения изучения социально-экономических и – реже – общественно-политических и социокультурных процессов. Необходимо сказать, что обращение именно к истории Русской православной церкви ХХ века на Урале было большой редкостью в отечественной историографии. Оценка состояния Русской православной церкви в начале ХХ века до сих пор сопровождается множеством штампов и мифологем. Церковь рассматривают как «придаток государственного аппарата», «организацию по идеологической обработке народных масс», «защитницу интересов господствующих классов». Появившиеся в последние годы публикации говорят об исследовательском внимании к разработке проблематики, связанной с объективным состоянием церкви, а также ее ролью и значением в истории и культуре России. Цель работы состоит в изучении основных направлений и содержания социокультурной деятельности монастырей в условиях динамично изменяющейся в новой парадигме политической, экономической и социальной российской реальности предреволюционного десятилетия. Для достижения цели использовались историко-сравнительный и статистический методы исследования. В данной статье на основе обширного фактологического ряда систематизируются основные направления социокультурной деятельности монастырей, характерные для предсоборного периода 1905–1917 годов. Большинство документов, представленных в публикации, введены в научный оборот впервые. Здесь комплексно используются как опубликованные, так и неопубликованные источники. Хронологические рамки обусловлены тем, что именно в 1905 году кончается 25-летний период деятельности обер-прокурора Священного синода К.П. Победоносцева и начинается новый этап не только с точки зрения государственно-церковных взаимоотношений, но и внутрицерковных процессов, а в 1917 году начал свою работу Поместный собор, который стал новой вехой в церковной жизни. Территориально исследование ограничивалось рамками Пермской губернии, которая являлась, с одной стороны, самобытным промышленно развитым регионом, а с другой стороны, типичной губернией Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “OTHER” LIFE OF THE URAL: MAIN DIRECTIONS OF THE SOCIO-CULTURAL MONASTERY ACTIVITY IN THE PERM PROVINCE DURING THE PRE-CONDUCTAL PERIOD

The Ural historical and geographical region as an object of historical research was most often of interest from the point of view of studying its socio-economic and, less often, sociopolitical and socio-cultural processes. It must be said that turning specifically to the history of the Russian Orthodox Church of the 20th century in the Urals was very rare in the Russian historic studies. When assessing the Russian Orthodox Church at the beginning of the 20th century, there are still many cliches and mythologies. The Church is viewed as an “appendage of the state apparatus”, “an organization for the ideological indoctrination of the masses”, “a defender of the interests of the ruling classes”. Recent publications demonstrate interest in the development of issues related to the objective state of the church, as well as its role and significance in the history and culture of Russia. The aim of the research is to identify the main directions and content of the socio-cultural activities of monasteries in the conditions of the dynamically changing political, economic and social Russian reality of the pre-revolutionary decade in the new paradigm. To achieve the goal, historical, comparative and statistical research methods were used. This article, based on an extensive factual series, systematizes the main directions of the socio-cultural activity of monasteries which are characteristic of the pre-conciliar period of 1905–1917. Most of the documents presented in the publication were introduced into the scientific circulation for the first time. Both published and unpublished sources are used comprehensively here. The chronological framework is due to the fact that it was in 1905 that the 25-year period of activity of the Chief Prosecutor of the Holy Synod, K.P. Pobedonostsev, ended. In 1917, the Local Council began its work, starting a new milestone in the church life. It was a new stage not only from the point of view of the state-church relations, but also from the point of view of the intra-church processes. The territorial framework is limited to the Perm province, which was, on the one hand, a distinctive industrialized region, and on the other hand, a typical province of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему ««ИНАЯ» ЖИЗНЬ УРАЛА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПРЕДСОБОРНЫЙ ПЕРИОД»

Нечаев М.Г. «Иная» жизнь Урала: основные направления социокультурной деятельности монастырей Пермской губернии в предсоборный период // Технологос. - 2023. - № 1. - С. 36-53. DOI: 10.15593/perm.kipf/2023.1.03

Nechayev M.G. The "Other" Life of the Ural: Main Directions of the Socio-Cultural Monastery Activity in the Perm Province During the Pre-Conductal Period. Technologos, 2023, no. 1, pp. 36-53. DOI: 10.15593/perm.kipf/2023.1.03

Научная статья

Б01: 10.15593/регш.к1р172023.1.03 УДК 271.2-788(470.53)

«ИНАЯ» ЖИЗНЬ УРАЛА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЕЙ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПРЕДСОБОРНЫЙ ПЕРИОД

М.Г. Нечаев

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

О СТАТЬЕ

Поступила: 24 февраля 2023 г.

Одобрена: 05 мая 2023 г.

Принята к публикации: 01 октября 2023 г.

Ключевые слова:

Пермская губерния, Святейший правительствующий синод, Екатеринбургская епархия, Пермская епархия, свя-щенноцерковнослужитель, монах, послушник, обитель, церковная школа, приют, богадельня

АННОТАЦИЯ

Уральский историко-географический регион как объект исторических исследований чаще всего интересовал с точки зрения изучения социально-экономических и -реже - общественно-политических и социокультурных процессов. Необходимо сказать, что обращение именно к истории Русской православной церкви ХХ века на Урале было большой редкостью в отечественной историографии. Оценка состояния Русской православной церкви в начале ХХ века до сих пор сопровождается множеством штампов и мифологем. Церковь рассматривают как «придаток государственного аппарата», «организацию по идеологической обработке народных масс», «защитницу интересов господствующих классов». Появившиеся в последние годы публикации говорят об исследовательском внимании к разработке проблематики, связанной с объективным состоянием церкви, а также ее ролью и значением в истории и культуре России. Цель работы состоит в изучении основных направлений и содержания социокультурной деятельности монастырей в условиях динамично изменяющейся в новой парадигме политической, экономической и социальной российской реальности предреволюционного десятилетия. Для достижения цели использовались историко-сравнительный и статистический методы исследования. В данной статье на основе обширного фактологического ряда систематизируются основные направления социокультурной деятельности монастырей, характерные для предсо-борного периода 1905-1917 годов. Большинство документов, представленных в публикации, введены в научный оборот впервые. Здесь комплексно используются как опубликованные, так и неопубликованные источники. Хронологические рамки обусловлены тем, что именно в 1905 году кончается 25-летний период деятельности обер-прокурора Священного синода К.П. Победоносцева и начинается новый этап не только с точки зрения государственно-церковных взаимоотношений, но и внутрицерковных процессов, а в 1917 году начал свою работу Поместный собор, который стал новой вехой в церковной жизни. Территориально исследование ограничивалось рамками Пермской губернии, которая являлась, с одной стороны, самобытным промышленно развитым регионом, а с другой стороны, типичной губернией Российской империи.

© ПНИПУ

© Нечаев Михаил Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и истории, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4798-7573, e-mail: mgn4@mail.ru.

© Michael G. Nechayev - Candidate of Historical Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Public Administration and History, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4798-7573, e-mail: mgn4@mail.ru.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад автора 100 %.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

THE "OTHER" LIFE OF THE URAL: MAIN DIRECTIONS

OF THE SOCIO-CULTURAL MONASTERY ACTIVITY

IN THE PERM PROVINCE DURING THE PRE-CONDUCTAL PERIOD

Michael G. Nechayev

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation

ARTICLE INFO ABSTRACT

Received: 24 February 2023 The Ural historical and geographical region as an object of historical research was most

Revised: 05 May 2023 often of interest from the point of view of studying its socio-economic and, less often, socio-

Accepted: 01 October 2023 political and socio-cultural processes. It must be said that turning specifically to the history of the

Russian Orthodox Church of the 20th century in the Urals was very rare in the Russian historic studies. When assessing the Russian Orthodox Church at the beginning of the 20th century, there are still many cliches and mythologies. The Church is viewed as an "appendage of the state apparatus", "an organization for the ideological indoctrination of the masses", "a defender of the interests of the ruling classes". Recent publications demonstrate interest in the development of issues related to the objective state of the church, as well as its role and significance in the history and culture of Russia. The aim of the research is to identify the main directions and content of the socio-cultural activities of monasteries in the conditions of the dynamically changing political, economic and social Russian reality of the pre-revolutionary decade in the new paradigm. To achieve the goal, historical, comparative and statistical research methods were used. This article, based on an extensive factual series, systematizes the main directions of the socio-cultural activity of monasteries which are characteristic of the pre-conciliar period of 1905-1917. Most of the documents presented in the publication were introduced into the scientific circulation for the first time. Both published and unpublished sources are used comprehensively here. The chronological framework is due to the fact that it was in 1905 that the 25-year period of activity of the Chief Prosecutor of the Holy Synod, K.P. Pobedonostsev, ended. In 1917, the Local Council began its work, starting a new milestone in the church life. It was a new stage not only from the point of view of the state-church relations, but also from the point of view of the intra-church processes. The territorial framework is limited to the Perm province, which was, on the one hand, a distinctive industrialized region, and on the other hand, a typical province of the Russian Empire.

© PNRPU

Урал как старейший многоотраслевой промышленный центр России, несомненно, являлся и является регионом глубоко специфическим. И одной из таких особенностей является то, что традиционно метафизические, духовные, социокультурные аспекты жизнедеятельности относились к периферийному осознаванию и не становились объектами пристального внимания исследователей. «Иная», или монастырская, жизнь Урала в начале ХХ века приобрела большие масштабы и стала одним из важнейших акторов социокультурного пространства как на региональном, так и на общероссийском уровне (монах в переводе с греческого означает один, и инок от древнерусского «инъ» имеет такое же значение, поэтому синонимами являются монах и инок, а также монашество и иночество). В начале XX века из всех уральских регионов особенно динамично происходило распространение монастырей в Пермской губернии.

По площади Пермская губерния занимала 3-е место среди 50 губерний европейской части Российской империи, а удельное место среди этих губерний составляло 6,8 %, что в абсолютных цифрах выражалось в 309 552 кв. км. [1, с. 1-16]. В Пермской губернии в начале ХХ века насчитывалось 12 уездов, 15 городов, 489 волостей, 12516 различных поселений [2, с. 216], и в 1916 году проживало 4 млн 135 тыс. жителей [3, с. 25-47]. В настоящее время это территории Пермского края и Свердловской области, а также частично Курганской, Тюменской и Челябинской областей. Как в начале ХХ века, так и в начале ХХ1 века данный регион был важнейшим экономическим центром страны. Уже к 1860 году в городах Пермской губернии числилось только 75 тысяч человек, а в горных заводах - 363 тыс., а вместе они со-

Keywords:

Perm province, Holy Governing Synod, Ekaterinburg diocese, Perm diocese, clergyman, monk, novice, monastery, church school, shelter, almshouse.

ставляли почти четверть населения губернии. В 1900 году в Пермской губернии общее число горнозаводского населения равнялось приблизительно 663 000 человек, из них 367 тыс. человек горнозаводского населения, или 64,2 %, не имели пашни. А из имеющих пашню более 50 % владели ею в размере половины одной десятины [4, с. 31]. В 1904 году в Пермской губернии в 15 городах проживало 172 990 человек, а в 9 крупных заводских поселках, представляющих собой отдельные административные единицы (в губернии находилось около 100 крупных заводов), 149 722 человек [5, с. 0160]. К 1917 году темпы урбанизации и индустриального развития достигли своих высоких значений, и Пермская губерния в Российской империи была прежде всего высокоразвитым промышленным регионом.

Говоря о религиозной ситуации на Урале, необходимо очертить территориальные границы рассматриваемого региона. С точки зрения административного деления Уральский ис-торико-географический регион состоял из четырех губерний: Вятской, Уфимской, Пермской и Оренбургской, однако епархий было пять. В Пермской губернии находилось две епархии: Пермская и Екатеринбургская. Кроме того, к Оренбургской епархии относились Тургайская и Уральская области (часть территории нынешнего Казахстана).

На территории Урала, кроме русских проживали татары, башкиры, удмурты, марийцы, коми-пермяки и другие народы. Отсюда пестрота различных верований. Кроме того, в начале XX века Урал становится центром старообрядчества, особенно это относится к Вятской и Пермской губерниям (Пермская и Екатеринбургская епархии). Какова же была религиозная ситуация в Пермской губернии в 1905 году? В Пермской епархии при полутора миллионах православных насчитывалось 150 тыс. старообрядцев, более ста тыс. мусульман, свыше 20 тыс. язычников и 3 тыс. католиков и лютеран. Помимо этого, евангелистов 350 человек, иоаннитов около 30, столько же приблизительно скопцов и хлыстов [6, л.28]. В Екатеринбургской епархии в 1905 году православных насчитывалось 1 386 046 человек, старообрядцев 53 746, иеговистов 286, а также баптистов 6, скопцов 18 [7, л.62, 69]. Таким образом, Пермская губерния представляла собой поликонфессиональный и полиэтнический регион с преобладающим православным населением.

Таблица 1

Количество мужских и женских монастырей Екатеринбургской епархии в период 1894, 1905-1915 гг. [31, с. 81-85; 32, с. 4-7; 33, с. 4-7; 23, с. 4-5; 24, с. 4-7; 34, с. 4-5; 35, с. 4-5; 36, с. 4-5]

Годы Мужские монастыри Женские монастыри Всего

Архиерейские дома Штатные Заштатные Штатные Заштатные

1894 1 2 - 3 - 6

1905 1 2 1 1 6 11

1906 1 2 1 1 7 12

1907 1 2 1 1 7 12

1908 1 2 1 1 9 14

1909 1 3 - 1 9 14

1910 1 3 - 11 - 15

1911 1 2 1 1 11 16

1912 1 2 1 1 11 16

1913 1 3 - 5 8 17

1914 1 3 - 5 8 17

1915 1 3 - 5 8 17

В начале ХХ века, и прежде всего в предсоборный период (1905-1917), наметилась тенденция небывалого роста монастырей и монашествующих как в России в целом, так в Пермской губернии в частности. В Пермской епархии в 1894 году было 5 монастырей, а через 20 лет в 1915 году уже 14. В Екатеринбургской епархии количество монастырей за этот период увеличилось с 5 до 17 (табл. 1, 2). В целом динамика роста в 2,8 раза достаточно высокая за столь короткий исторический период по сравнению с динамикой роста монастырей в Российской империи за эти же 20 лет. В России в 1894 году было 763 монастыря, а в 1914 году -1025, что составляло рост в 1,3 раза (табл. 3). Удельный вес монастырей Пермской губернии в общероссийском масштабе вырос значительно: если в 1894 году он составлял 1,4 %, то через двадцать лет в 1915 году - 3,4 %, то есть увеличился в 2,4 раза (см. табл. 1, 2, 3).

Таблица 2

Количество мужских и женских монастырей Пермской епархии в период 1894, 1905-1915 гг. [31, с. 81--85; 32, с. 4-7; 33, с. 4-7;

23, с. 4-5; 24, с. 4-7; 34, с. 4-5; 35, с. 4-5; 36, с. 4-5]

Годы Мужские монастыри Женские монастыри Всего

Архиерейские дома Штатные Заштатные Штатные Заштатные

1894 1 1 - 3 - 5

1905 1 2 - 6 - 9

1906 1 2 - 6 - 9

1907 1 2 - 6 - 9

1908 1 2 - 6 - 9

1909 1 2 - 7 - 10

1910 1 4 - 8 - 13

1911 1 3 - 9 - 13

1912 1 3 - 9 - 13

1913 1 3 - 9 - 13

1914 1 4 - 9 - 14

1915 1 4 - 9 - 14

Таблица 3

Количество мужских и женских монастырей Российской империи в период 1894, 1905-1915 гг. [31, с. 81-85; 32, с. 4-7; 33, с. 4-7; 23, с. 4-5; 24, с. 4-7; 34, с. 4-5; 35, с. 4-5; 36, с. 4-5]

Годы Мужские монастыри Женские монастыри Всего

Архиерейские дома Штатные Заштатные Штатные Заштатные

1894 69 251 191 138 114 763

1905 70 267 150 208 165 860

1906 70 299 151 218 177 915

1907 70 298 154 218 183 923

1908 69 314 140 242 163 928

1909 69 314 141 251 167 942

1910 67 318 142 268 161 956

1911 71 296 163 263 178 971

1912 71 293 165 267 189 985

1913 71 294 173 274 193 1005

1914 72 304 174 285 190 1025

1915 62 278 147 245 174 906

Наряду с ростом количества монастырей растет и количество монашествующих. Если в 1894 году в Пермской епархии было 472 монахов и монахинь, а также послушников и послушниц, то в 1915 году их стало 2332, то есть количество насельников в монастырях увеличилось в 5 раз. В Екатеринбургской епархии монашествующих в 1894 году было 1071, а в 1915 году в три раза больше - 3171 (табл. 4, 5). За эти же 20 лет (1894-1914) в Российской империи количество монашествующих увеличилось в два раза: с 44 554 до 94 629 человек (табл. 6).

Таблица 4

Количество монашествующих и послушников Екатеринбургской епархии в период 1894, 1905-1915 гг. [31, с. 81-85; 32, с. 4-7; 33, с. 4-7; 23, с. 4-5; 24, с. 4-7; 34, с. 4-5; 35, с. 4-5; 36, с. 4-5]

Годы Мужские монастыри Женские монастыри Всего

Монахи Послушники Итого Монахини Послушницы Итого

1894 34 32 66 99 906 1005 1071

1905 72 229 301 217 1832 2049 2350

1906 77 276 353 250 1778 2028 2381

1907 86 254 340 243 1767 2010 2350

1908 88 259 347 240 1753 1993 2340

1909 93 29 122 256 1291 1547 1669

1910 104 244 348 264 2238 2502 2850

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1911 109 224 333 270 2421 2691 3024

1912 120 220 340 310 2459 2769 3109

1913 117 201 318 313 2522 2835 3153

1914 127 217 344 313 2539 2852 3196

1915 139 178 317 322 2532 2854 3171

Таблица 5

Количество монашествующих и послушников Пермской епархии в период 1894, 1905-1915 гг. [31, с. 81-85; 32, с. 4-7; 33, с. 4-7; 23, с. 4-5; 24, с. 4-7; 34, с. 4-5; 35, с. 4-5; 36, с. 4-5]

Годы Мужские монастыри Женские монастыри Всего

Монахи Послушники Итого Монахини Послушницы Итого

1894 19 10 29 182 261 443 472

1905 53 199 252 110 789 899 1151

1906 48 278 326 129 813 942 1268

1907 57 351 408 139 902 1041 1449

1908 64 295 359 135 908 1043 1402

1909 68 365 433 142 1025 1167 1600

1910 80 406 486 134 1176 1310 1796

1911 90 429 519 133 1002 1135 1654

1912 116 489 605 170 1402 1572 2177

1913 130 485 615 198 1521 1719 2334

1914 145 509 654 202 1583 1785 2439

1915 241 367 608 250 1474 1724 2332

Таблица 6

Количество монашествующих и послушников Российской империи в период 1894, 1905-1915 гг. [31, с. 81-85; 32, с. 4-7; 33, с. 4-7; 23, с. 4-5; 24, с. 4-7; 34, с. 4-5; 35, с. 4-5; 36, с. 4-5]

Годы Мужские монасты] ри Женские монастыри Всего

Монахи Послушники Итого Монахини Послушницы Итого

1894 7582 6696 14278 8319 21957 30276 44554

1905 8221 6732 14953 11978 36149 48127 63080

1906 9054 7693 16747 12226 38371 50597 67344

1907 9317 8266 17583 12652 40275 52927 70510

1908 9729 8739 18468 13712 39781 53493 71961

1909 9987 9582 19569 14008 46811 60819 80388

1910 9950 9335 19285 14059 47663 61722 81007

1911 10375 9913 20288 14467 55668 70135 90423

1912 10998 10203 21201 15009 55450 70459 91660

1913 11332 9603 20935 16285 54903 71188 92123

1914 11845 9485 21330 17283 56016 73299 94629

1915 10776 6954 17730 14820 51215 66035 83765

Таблица 7

Количество и соотношение монашествующих, послушников и священноцерковнослужителей в Российской империи в период 1894 г., 1905-1915 гг. [31, с. 81-85, 92-95; 32, с. 4-7, 26-29; 33, с. 4-7, 20-23; 23, с. 4-5, 20-23; 24, с. 4-7, 42-45; 34, с. 4-5, 24-25; 35, с. 4-5, 24-25; 36, с. 4-5, 24-25]

Годы Священноцерковнослужители Монашествующие и послушники Всего, 100%

Кол-во % Кол-во %

1894 101 352 69 44554 31 145 906

1905 103 437 62 63080 38 166 517

1906 102 829 60 67344 40 170 173

1907 106 624 60 70510 40 177 134

1908 107 906 60 71961 40 179 867

1909 107 830 57 80388 43 188 218

1910 111 060 58 81007 42 192 067

1911 109 992 55 90423 45 200 415

1912 110 472 55 91660 45 202 132

1913 110 879 55 92123 45 203 002

1914 112 629 54 94629 46 207 258

1915 111 870 57 83765 43 195 635

За период с 1894 по 1915 год увеличилась доля монашествующих и послушников в духовном сословии. В 1894 году в Российской империи монашествующих, послушников и священноцерковнослужителей всего было 145 906, а в 1914 году - 195 635 человек, из них в монастырях находилось соответственно в 1894 году - 44 554 (31 %), а в 1914 году уже в два раза больше -94 629 (43 %) мужчин и женщин (табл. 7).

В Пермской и Екатеринбургской епархии этот рост числа проживающих в монастырях был еще более стремителен. В 1894 году в Пермской епархии всех представителей духовного сословия было 1596 человек, из них монашествующих и послушников всего 472, или 30 %, а в 1914 году уже 4085, из них монашествующих и послушников 2439, или 60 %.

В Екатеринбургской епархии монашествующих, послушников и священноцерковнослужи-телей в 1894 году было 2203, из них в монастырях находилось 1071, или 49 %, а в 1914 году представителей духовного сословия стало 4611 человек, а монашествующих и послушников 3196, или 70 % (см. табл. 8, 9).

Таблица 8

Количество и соотношение монашествующих, послушников и священноцерковнослужителей в Пермской епархии в период 1894 г., 1905-1915 гг. [31, с. 81-85, 92-95; 32, с. 4-7, 26-29; 33, с. 4-7, 20-23; 23, с. 4-5, 20-23; 24, с. 4-7, 42-45; 34, с. 4-5, 24-25; 35, с. 4-5, 24-25; 36, с. 4-5, 24-25]

Годы Священноцерковнослужители Монашествующие и послушники Всего, 100%

Кол-во % Кол-во %

1894 1124 70 472 30 1596

1905 1341 54 1151 46 2492

1906 1377 52 1268 48 2645

1907 1388 49 1449 51 2837

1908 1377 49 1402 51 2779

1909 1391 46 1600 54 2991

1910 1451 45 1796 55 3247

1911 1538 48 1654 52 3192

1912 1540 41 2177 59 3717

1913 1599 40 2334 60 3933

1914 1646 40 2439 60 4085

1915 1648 41 2332 59 3980

Таблица 9

Количество и соотношение монашествующих, послушников и священноцерковнослужителей в Екатеринбургской епархии в период 1894 г., 1905-1915 гг. [31, с. 81-85, 92-95; 32, с. 4-7, 26-29; 33, с. 4-7, 20-23; 23, с. 4-5, 20-23; 24, с. 4-7, 42-45; 34, с. 4-5, 24-25; 35, с. 4-5, 24-25; 36, с. 4-5, 24-25]

Годы Священноцерковнослужители Монашествующие и послушники Всего, 100 %

Кол-во % Кол-во %

1894 1132 51 1071 49 2203

1905 1306 36 2350 64 3656

1906 1308 35 2381 65 3689

1907 1307 36 2350 64 3657

1908 1341 36 2340 64 3681

1909 1336 44 1669 56 3005

1910 1398 33 2850 67 4248

1911 1399 32 3024 68 4423

1912 1415 31 3109 69 4524

1913 1436 31 3153 69 4589

1914 1415 30 3196 70 4611

1915 1408 31 3171 69 4579

Видный церковный историк Л.И. Денисов (будущий епископ Арсений), завершив в 1905 году свою фундаментальную работу «Православные монастыри Российской империи», при-

шел к следующему выводу: «1) Мужских монастырей в России больше, чем женских. <.. .> на 4 женских монастыря приходится 5 мужских. 2) Монашествующих женщин (монахинь) в России больше, чем монашествующих мужчин (монахов). <...> на 4 монахов приходится 11 монахинь. 3) Мужские монастыри, не смотря на их численное преобладание, выражаясь фигурально, вымирают, тогда, как женские монастыри, не смотря на их сравнительную с мужскими малочисленность, прогрессируют» [8, с. 10].

Эти выводы были сделаны на основании общероссийской статистики, однако в Пермской губернии было несколько иное соотношение. Уже в 1905 году в Екатеринбургской епархии было 4 мужских и 7 женских монастырей, а в Пермской епархии 3 мужских и 6 женских. В 1915 году это соотношение еще более усугубляется: в Екатеринбургской епархии мужских монастырей так и осталось 4, а количество женских увеличилось до 13, а в Пермской епархии мужских монастырей стало уже 5, а женских монастырей 9 (см. табл. 1, 2). В Российской империи в период с 1905 по 1915 год также наблюдается рост числа женских монастырей, их количество практически увеличилось на 100 новых, однако соотношение мужских и женских монастырей, по существу, не изменилось: если в 1905 году мужских монастырей насчитывалось 487, а женских 377, то в 1914 году соответственно 550 и 475 (см. табл. 3).

Таким образом, рост числа монастырей, монахов и послушников опережал общероссийский и был, видимо, продиктован не только общими причинами, но и специфическими региональными факторами. О том, что этот рост имел свои внутренние причины, свидетельствует и тот факт, что государство в должной мере не стимулировало развитие и рост монастырей и монастырского хозяйства.

Все штатные монастыри, то есть те, кто получал в отличие от заштатных денежное содержание, делились на 3 класса. В конце XIX века первоклассные мужские монастыри получали от государства наибольший оклад - до 2500 руб. в год, им разрешалось содержать за государственный счет не более 33 монахов. Такие монастыри управлялись обычно архимандритами. Во второклассных монастырях оклад составлял 1500 руб., и можно было содержать 17 монахов, в третьеклассных соответственно 950 руб. и 12 монахов. Однако казенное содержание монастырей было невелико. По подсчетам исследователя П.Н. Зырянова, оно составляло в 1910 году 1,1 % всей сметы расходов Священного синода [9, с. 177]. Кроме того, казенные пособия довольно произвольно распределялись, и большинство уральских монастырей, даже классных, их не имели.

В Екатеринбургской епархии в 1915 году было два первоклассных, восемь второклассных и один третьеклассный монастырь [10, л.12]. Всего на содержание штатных монастырей отпускалось из казны 2855 руб. 63 коп., в том числе Верхотурскому Николаевскому монастырю - 484 руб. 44 коп., Далматовскому Успенскому - 711 руб. 72 коп., Екатеринбургскому Новотихвинскому - 1659 руб. 47 коп. [11, с.4]. В Пермской епархии был один первоклассный и три второклассных монастыря, но из казны финансировался только один - Свято-Троицкий мужской монастырь в Соликамске, причем, числясь во втором классе, он получал содержание по штату третьеклассного монастыря [12, л.21-22], казна выделяла этому монастырю 711 р. 42 коп. и взамен земельный угодий - 42 руб. 84 коп. [8, с. 657].

В указах Святейшего правительствующего синода все женские обители, преобразованные в степень классного монастыря в начале XX века в Пермской губернии, содержалась одна и та же формулировка: «с таким же числом сестер, какое обитель может содержать на свои средства». Определением Священного синода от 23 июня 1904 года за № 6172 Белогорский Николаевский мужской монастырь был также возведен в степень второклассного «без назначения оному положенного по штату второклассных монастырей содержания из казны» [13, с. 376].

Земельные угодья уральских монастырей также являлись незначительными. Достаточно сказать, что только один Соловецкий Преображенский монастырь имел земельных угодий в два раза больше, чем все уральские монастыри вместе взятые. По данным земельной переписи 1905 года, в 50 губерниях европейской части России монастырские земли составляли 0,5 % от всех земель, а в Пермской губернии их доля была лишь 0,03 % [1, с. 228-229]. В общей сложности 9 монастырям принадлежало 22,5 % всех монастырских земель в Европейской России [9, с. 184-185]. Такая же резкая дифференциация была и среди уральских монастырей. Так, в Екатеринбургской епархии в 1905 году двум монастырям (Градо-Екатеринбургскому женскому Ново-Тихвинскому - 867 дес. и Градо-Верхотурскому мужскому Николаевскому - 265 дес.) из 11 принадлежало 52 % всей монастырской земли [7, л.17-25]. В Пермской епархии один Белогорский монастырь имел 580 десятин земли, это одна треть всех монастырских земель Пермской епархии (табл. 10).

За период с 1905 по 1916 год произошел существенный рост монастырского землевладения по сравнению с предыдущим десятилетием. Так, в 1905 году монастырям принадлежало 739 777 десятин земли (808 206,37 га), а в 1916 году уже 1 159 875 десятин (1 267 163,44 га) [1, с. 216-217; 14, с. 228-229; 15, с. 197]. Динамика роста составила 36 %. В Екатеринбургской епархии монастырское землевладение за 1906-1916 годы выросло на 24 %, в то время как в Пермской епархии на 58 % (табл. 10, 11).

Монашествующие и послушники Екатеринбургской и Пермской епархий достаточно активно занимались сельскохозяйственной деятельностью.

Таблица 10

Динамика роста числа монастырских земель в Пермской епархии в 1906-1916 гг. [15, с. 156-157; 8, с. 654-659; 26]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монастыри 1906 1916

в дес. в га в дес. в га

Мужские монастыри

Архиерейский дом в Перми 157 171,52 157 171,52

Архиерейский дом в Соликамске - - 947 1034,59

Белогорский Свято-Николаевский 590 644,57 472 515,66

Соликамский Свято-Троицкий 369 403,13 416 454,48

Фаворская Спасо-Преображенская пустынь - - 95 103,79

Горо-Благодатский Свято-Троицкий - - 33 36,05

Серафимо-Алексеевский скит - - 220 240,35

Женские монасты ри

Пермский Успенский 9 9,83 150 163,87

Сарсинский Боголюбский 50 54,62 170 185,72

Кунгурский Иоанно-Предтеченский 139 151,86 119 130,01

Красносельский Иоанно-Предтеченский 30 32,77 30 32,77

Пешнигортский Стефановский - - 100 109,25

Обвинский Верх-Язьвинский Успенский 316 345,23 343 374,73

Сергиево-Тамаровский - - 177 193,37

Чердынский Иоанно-Богословский - - 139 151,86

Бахаревский Серафимо-Алексеевский Богородице-Казанский - - 73 79,75

Итого 1660 1813,55 3641 3977,79

Таблица 11

Динамика роста числа монастырских земель в Екатеринбургской епархии в 1906-1916 гг. [7, л.17-25; 8, с. 660-668; 15, с. 161]

Монастыри 1906 1916

в дес. в га в дес. в га

Мужские монастыри

Архиерейский дом 151 164,97 151 164,97

Градо-Верхотурский Николаевский 260 284,05 272 297,16

Кыртомский Крестовоздвиженский 150 163,87 160 174,80

Далматовский Успенский 155 169,34 176 192,28

Женские монастыри

Екатеринбургский Ново-Тихвинский 867 947,20 720 786,60

Казанско-Богородицкий 394 430,44 354 386,74

Верхотурский Покровский - - 140 152,95

Нижне-Тагильский Скорбященский 53 57,90 128 139,84

Красносельский Введенский - - 415 453,39

Каменский Спасо-Преображенский 298 325,56 298 325,56

Колчеданский Покровский 147 160,60 147 160,60

Верх-Теченский Свято-Троицкий 292 319,01 292 319,01

Усть-Карабольская Покровская община 100 109,25 135 147,49

Каслинский Казанско-Богородицкий 354 386,74 354 386,74

Верхотурский Покровский 100 109,25 140 152,95

Кыртомский Крестовоздвиженский - - 160 174,80

Грязновская Покровская жен. община - - 84 91,77

Бобровская Алексеевская жен. община - - 16 17,48

Успенская Верхотурская жен. община - - 152 166,06

Скорбящинская Введенская жен. община - - 73 79,75

Итого 3321 3628,19 4367 4770,95

В Екатеринбургской епархии монастыри имели обширные по площади сельскохозяйственные угодья (см. табл. 11). Градо-Верхотурский Николаевский мужской монастырь владел 71 дес. (77,57 га) пахотной и 36 дес. (39,33 га) сенокосной земли. Кроме этого, в 60 верстах (64 км) находилось озеро Урай площадью 8 кв. верст (9.104 кв. км), где занимались разведением рыбы. Далматовский Успенский мужской монастырь свои сельскохозяйственные угодья имел за 25 верст (26,67 км) от монастыря, на 15 дес. (16,39 га) выращивалась пшеница, на 9 дес. (9,83 га) - рожь, на 24 дес. (26,22 га) - овес и на 1 дес. (1,09 га) - полба. Кроме того, в этом монастыре работала большая мельница, которая за 1905 году дала чистого дохода 3000 руб. [7, л.22,24]. Относительно молодой Кыртомский Крестовоздвиженский мужской монастырь, основанный в 1878 году, отдал под озимые и яровые посевы 20 дес., а под сенокос 65 дес., причем обработкой земли занимались сами монашествующие и послушники. Этот монастырь имел 10 лошадей, 16 дойных коров и 20 штук прочего рогатого скота [16, с. 61].

Самым крупным землевладельцем среди монастырей Пермской губернии был Градо-Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь (см. табл. 11). Этому монастырю принадлежало два хутора - Елисаветский и Бульзинский с пахотными, сенокосными и лесными угодьями. В 45 верстах (48 км) от Верх-Теченского Свято-Троицкого женского монастыря в Шадринском уезде находилась заимка с 224 дес. (244,72 га) пахотной земли и 68 дес. (74,29 га) «неудобной», кроме того, были взяты в аренду 243 дес. (265,48 га) сенокосной земли. В 50 верстах от Каменского Спасо-Преображенского женского монастыря в Шадринском уезде также

была заимка с 298 дес. пахотной, сенокосной и лесной земли. Своими пахотными и сенокосными угодьями обладали Колчеданский Покровский, Каслинский Казанско-Богородицкий, Нижне-Тагильский Скорбященский женские монастыри [7, л.17-18,25].

В Пермской епархии самым большим владельцем земли был Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. В 1910 году Белогорский монастырь имел 580 дес. земли: лесной земли - 443 дес., сенокосной 55, пахотной 25, огородной 5, под постройками 2 и неудобной более 50 дес. У него было 9 прудов с рыбными ловлями и своя мельница. Коров на скотном дворе насчитывалось более 40, а лошадей до 100. Причем пахотной земли монастырю выделено не было, и монахи сами расчищали лес под пашню и луга. На этих землях сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень и горох. В хлебопашестве монастырь обходился собственными силами, без найма работников. Если первоначально зерно приходилось закупать, то впоследствии, по мере расширения хозяйства, нужды монастыря в хлебе полностью обеспечивались. В трех собственных пекарнях выпекался хлеб трех сортов: ржаной, пшеничный и крупчаточный. Ржаным хлебом в монастыре кормили богомольцев, а излишки пшеничного и крупчаточного хлеба продавали в монастырской лавке по приемлемым ценам. Монастырская братия помимо земледелия, скотоводства, рыбоводства и огородничества занималась, и достаточно успешно, пчеловодством, пасека находилась в лесу, в полверсте от монастыря [17, с. 94-95]. В Соликамском Троицко-Истобенском мужском монастыре имелись следующие «отрасли»: скотоводство, огородничество и мельница «о трех поставах с приводом для обдирания разных круп» [18, с. 125].

В женских монастырях Пермской епархии также развивалось сельское хозяйство. Так, при Красносельском женском монастыре находился хутор с мельницей. Здесь под руководством уездных агрономов содержалось опытное полевое хозяйство, где урожай хлеба и клевера был выше среднего. Велось пчеловодное дело под руководством земского инструктора-пчеловода. В 1915 году на пасеке имелось 22 улья [19, л.15]. Монахини осваивали современную сельхозтехнику: от Управления земледелия к началу пахоты Богородице-Казанский Се-рафимо-Алексеевский женский монастырь получил новинку - двухкорпусный плуг с запчастями. В этом монастыре, открывшемся в 1908 году, к 1913 году были амбар, погреб, конный и скотный дворы. На средства попечителя при монастыре выкопали пруд для разведения рыбы [20, с. 12-13,16]. В мае 1909 года Стефановскому Пешнигортскому женскому монастырю была выделена в 50 верстах (53,34 км) от Пешнигорта, в глухом лесу на границе Глазовского и Соликамского уездов, лесная дача в 100 десятин. Уже к 1912 году собственными силами сестры проложили через болота проезжую дорогу на 4 версты (4,27 км), расчистили крупный строевой лес под пашню в 10 дес. земли (10,92 га) и построили хутор с храмом, а также устроили пруд и «пчельник» [21, с. 101].

Нельзя не сказать и о богатых вкладах в монастыри. Так, о доходах монастырей Пермской епархии епископ Палладий в своем годовом отчете писал: «Монастыри Пермской епархии отличаются значительною бедностью и сами себе снискивают средства. <...> Если бы не Каменские, Рязанцевы, Жирновы, монастыри Пермской епархии были бы принуждены крайне бедствовать» [22, л. 29-30]. Однако короткий список богатых покровителей свидетельствует как раз о самостоятельности монастырского хозяйства, доходность которого росла прежде всего за счет монашеского трудолюбия. Труд иноков и инокинь стал основой процветания монастырей.

Уральские монахи и монахини занимались различными ремеслами. И здесь не было равных монастырям Урала. Многих современников поражало качество изготовляемой продукции. Так, о продукции Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря писали: «...исполненные в мастерских обители вещи по чистоте отделки не отличаются от профессиональных

ремесленников, а прочностью даже превосходят» [17, с. 94]. При обители было организовано более 14 ремесел: портняжное, сапожное, пекарное, кузнечное, слесарное, переплетное, чеканное, золочение и серебрение иконных риз, накладка эмали на металлы, изготовление иконостасов, написание икон и картин, фотография. В иконостасной мастерской изготовлялись иконы на дереве (липе и кипарисе), холсте и цинке, в стилях: греческом, византийском, фряжском, живописном, строгановском и по рисункам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, В.В. Верещагина, П. А. Сведомского и др., а также производились иконостасы, киоты, «сени по всевозможным рисункам», расписывались церкви. В ризочеканной мастерской изготовлялись ризы на иконы: серебряные и медные, венчики к ним, хоругви, напрестольные кресты, одежды на престолы и жертвенники, художественная уборка их эмалью, изготовление и постановка на церкви крестов, поновление всевозможной старой церковной утвари (серебрение и золочение). В столярной делали всевозможную мебель: столы, стулья, шкафы, этажерки и т.п. вещи. В переплетной мастерской переплетались книги: в кожу, сафьян, коленкор, бархат, бумагу, с художественным тиснением, золотом и краскою. В фотографической мастерской фотографировали «в любую величину во всевозможных видах и увеличение портретов». Кроме того, в монастыре еще имелся кирпичный заводик («сарай») [17, с. 94].

В женском Ново-Тихвинском монастыре в Екатеринбурге было организовано 18 мастерских: свечевосковая, иконостасная, золотошвейная, ризничная для изготовления церковных облачений, чеканная, позолотная, финифтянная, образная, рукодельная, мастерская для резьбы по дереву, переплетная, портняжная, башмачная. Широко было развито рисование по полотну и бархату, выжигание по дереву и по коже, выделка цветов, фотография. В отчете обер-прокурора о работе этих мастерских, в частности, отмечалось: «Художественные работы мастерских Екатеринбургского монастыря славятся по всей восточной России и в Сибири» [23, с. 65]. Много храмов в Сибири и восточной России имеют иконы, иконостасы и одежды церковные из этих мастерских. В отчете также говорилось, что «на первой всероссийской выставке монастырских работ посетители могли любоваться разными художественными произведениями Екатеринбургского монастыря» [23, с. 65]. В 1911-1912 годах обер-прокурор отметил лучшие в России монастыри с точки зрения хозяйственной деятельности. По его мнению, образцом для других монастырей служили Соловецкий, Валаамский, Ново-Афонский, Симоно-Кананитский, Трифо-но-Печенгский и Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь [24, с. 113].

В Градо-Верхотурском Николаевском мужском монастыре в 1894 году была введена ки-новия (общежительный устав), появляются постоянные мастерские: просфорная, свечная, столярная, слесарная. В 1900-1902 годах мастерские стали располагаться в каменных корпусах: живописная, переплетная, портная, ризошвейная, сапожная, рухлядная, хлебопекарная и столярная. С 1905 года в монастыре была заведена собственная фотография, для фотолаборатории было выстроено даже специальное небольшое деревянное здание [25, с. 206]. В Далма-товском Успенском мужском монастыре в 1905 году были следующие мастерские: «портная при 5 мастерах, сапожная при 2 мастерах, столярная и токарная при 1 мастере, кузница и слесарная при 2 мастерах» [7, л.24].

В каждом женском монастыре Пермской губернии сестры занимались рукоделием, но помимо этого были и другие работы в мастерских. В Кунгурском Иоанно-Предтеченском женском монастыре действовал завод восковых свеч. В Пермском Успенском женском монастыре работало воскобелильное заведение и свечной завод [26, с. 24, 26]. В Богородице-Казанском Серафимо-Алексеевском женского монастыре главную прибыль приносили 8 мастерских обители. Это были живописная, иконописная, вязальная (вязка чулок и носков), по

выделке кожаной обуви, ткацкая и ковровая, где было налажено изготовление дорожек и половиков. Помимо этого, в Серафимо-Алексеевском монастыре работали «кирпичные сараи», где делался кирпич на продажу. Этот кирпич в большом количестве закупали на постройку зданий для железной дороги по 11 руб. за 1000 кирпичей [20, с. 14-15].

По подсчетам В.Ф. Зыбковца, 666 монастырей имели ежегодные доходы до 25 тыс. руб., 113 монастырей - от 25 тыс. до 50 тыс. руб. и только 22 монастыря имели доход свыше 100 тыс. руб. Самый «богатый» монастырь в Российской империи - Киево-Печерская лавра -932 тыс. руб., второе место занимала Александро-Невская лавра - 573 тыс. руб., третье - Свято-Успенская Почаевская лавра на Волыни - 337 тыс. руб., Троице-Сергиева лавра имела доход в 283 тыс. руб. [15, с. 198-200]. На Урале Градо-Верхотурский Николаевский мужской монастырь в год имел доход более 311 804 руб., это составляло 68 % всех монастырских доходов Екатеринбургской епархии (табл. 12). В Пермской епархии самым доходным был Бело-горский Свято-Николаевский мужской монастырь - более 99 109 руб., что составляло 40 % всех монастырских доходов Пермской епархии (табл. 13).

Таблица 12

Доход монастырей Екатеринбургской епархии за 1906 г. [7, л.17-25; 16, с. 60]

Монастыри Доход в руб. Доля в %

Градо-Верхотурский Николаевский муж. мон. 311 804,67 68

Градо-Екатеринбургский Ново-Тихвинский жен. мон. 62 507,87 14

Далматовский Успенский муж. мон. 43 207,90 9

Кыртомский Крестовоздвиженский муж. мон. 20 000 4

Каменский Спасо-Преображенский жен. мон. 14 510,76 3

Нижне-Тагильский Скорбященский жен. мон. 6037,50 1,4

Колчеданский Покровский жен. мон. 318,38 0,6

Верх-Теченский Свято-Троицкий жен. мон. - -

Каслинский Казанско-Богородицкий жен. мон. - -

Итого 458387 100

Таблица 13

Доход монастырей Пермской епархии за 1915 г. [19, л.16-17]

Монастыри Доход в руб. Доля в %

Белогорский Свято-Николаевский муж. мон. 99109,18 40

Пермский Успенский жен. мон. 37153,10 15

Кунгурский Иоанно-Предтеченский жен. мон. 26738,59 11

Фаворская Спасо-Преображенская муж. общежительная пустынь 15515,84 6

Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевского жен. мон. 14872,22 5

Сарсинский Боголюбский женский монастырь 13073,24 5

Соликамский Троицко-Истобенский муж. мон. 10230,06 4

Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский жен. мон. 9384,56 4

Чердынский Иоанно-Богословский жен. мон. 7868,09 3

Обвинский Свято-Успенский жен. мон. 6519,23 3

Гороблагодатская Свято-Троицкая община 3769,34 2

Пешнигортский Свято-Стефановский жен. мон. 2846,95 1

Сергиевский-Тамаровский жен. монастырь 2150,39 1

Итого 249231 100

Если говорить о поддержке нуждающихся в нуждах телесных, то прежде всего надо сказать о церковных больницах, приютах и богадельнях. В Пермской епархии церковные боль-

ницы были расположены при монастырях. К 1914 году их было всего 4. Одна мужская на 10 коек в Белогорском Свято-Николаевском православно-миссионерском второклассном монастыре, три остальных - женские при Пермском Успенском первоклассном (на 8 коек), при Кунгурском Иоанно-Предтеченском второклассном (на 7 коек) и Красносельском Иоанно-Предтеченском (на 5 коек) [6, л.12]. При Белогорском монастыре осуществлялось клиническое и амбулаторное лечение, находилась аптека, был инок-фельдшер [12, л.24].

Кроме больниц при монастырях существовали богадельни и приюты для сирот и лиц престарелого возраста, в основном относящихся к духовенству и вышедших за штат. При монастырях содержались 2 приюта для детей (Пермский Успенский и Сарсинский Боголюбский женские монастыри) и женская богадельня для вдов и сирот духовного звания на средства духовенства епархии и епархиального попечительства (Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь) [12, л.12-15].

Так же как и в Пермской, в Екатеринбургской епархии больницы располагались лишь при монастырях. В 1914 году их было четыре - при Верхотурском Николаевском на 15 кроватей, при Далматовском Успенском на 5, при Екатеринбургском Ново-Тихвинском на 20 и Троицком Верх-Теченском на 5 [27, л.28; 28, л. 96, 10, 15]. Эти больницы предназначались в основном для священнослужителей и монашествующих. Однако в отчете правящего екатеринбургского архиерея было отмечено: «Больницы при монастырях оказывают, кроме всего, большую услугу окрестному населению, а именно: дети бедных родителей, преимущественно обучающиеся, пользуются бесплатным лечением в монастырских больницах» [27, л.28].

При монастырях также состояли богадельни: в Далматовском Успенском монастыре, Екатеринбургском Ново-Тихвинском, Каменском Преображенском. В двух монастырях: Екатеринбургском Ново-Тихвинском и Верхотурском Покровском, находились детские приюты [28, л.96].

В уральских монастырях всегда находили приют странники, которым оказывали всемерную помощь. Особенно почитаемыми и, следовательно, посещаемыми были два монастыря - Градо-Верхотурский Николаевский и Белогорский Свято-Николаевский. В Градо-Верхотурском Николаевском ежегодно на поклонение святым мощам в монастырь прибывало свыше 60 000 человек. В 1906 году в монастырь пришли 70 000 богомольцев [29, л.17]. В 1907 году в Верхотурском монастыре у раки святого причащалось до 65 000 человек [30, л.34]. В монастыре к 1904 году был создан единый гостиничный комплекс из трех зданий для проживания богомольцев [25, с. 206].

В Белогорском Свято-Николаевском монастыре число паломников в 1909 году насчитывало 25 тысяч человек. В обширном странноприимном доме Белогорского монастыря всем без исключения странникам и богомольцам давался приют и полагалось бесплатное питание в течение 3-4 дней. Вдоль дороги при подъеме на Белую гору были расставлены скамейки для паломников. Зимой в сильную бурю звонили в колокол, чтобы гости обители не заблудились. Вдоль пути к монастырю прикрепили таблички с надписью «Дорога на Белую гору» Паломникам, посещающим обитель, выдавались бесплатно книжки, брошюры и листки, издаваемые по несколько десятков тысяч экземпляров [17, с. 91-92]. Во всех монастырях Екатеринбургской и Пермской епархии в начале ХХ века строились странноприимные дома.

Уральские монастыри очень активно использовались как место «исправления» светских и духовных лиц. В связи с этим в советскую эпоху сложились мифы о монастырских тюрьмах. Екатеринбургский епископ Серафим в своем отчете писал, что помимо духовных лиц, отбывающих монастырские епитимии, в 1915 году в монастыре содержались несовершеннолетние по определениям судебных учреждений и высылаемые по постановлениям судебных следователей «для пресечения способов уклонения от следствия и суда» [10, л.16]. В Кыртомском монастыре содер-

жались подростки («несовершеннолетние» как указано в источнике) в количестве 21 человека. В 1911 году Кыртомский монастырь вынужден был даже просить у правительства в защиту против «преступных насельников» «командирования» полицейской стражи [10, л.16]. В 1910 году в Белогорском монастыре по определению епархиального начальства содержались совершившие различные преступления 47 лиц духовного звания и 20 человек по постановлениям гражданской администрации. В связи с этим пермский епископ Палладий писал: «Белогорский монастырь являлся более приспособленным для несения епитимии духовными лицами, оказывая на них всегда доброе нравственное влияние. Некоторые, пробыв два-три месяца в этом монастыре, делались совсем неузнаваемыми и проявляли уже более любви к церковности, чем до поступления в эту обитель» [12, л.25]. Эти объективные, не для печати написанные, характеристики монастырского «исправления» показывают реальную картину состояния «монастырских тюрем».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для обучения грамоте при монастырях открывались приюты и церковные школы. В Екатеринбургской епархии в 1909 году церковных школ было 9, из них второклассных мужских - 1, двухклассных мужских - 1, одноклассных женских - 7. В этих школах обучалось 222 мальчика и 336 девочек. При школе Верхотурского монастыря имелись ремесленные классы - столярный и переплетный, и общежитие для приходящих учеников, которых было в 1909 году до 80 человек [27, л.41]. В 1910 году при монастырях было 10 церковных школ и при женских общинах 2, а всего 12, из них 1 второклассная, 1 двухклассная и 10 одноклассных, где училось 183 мальчика и 320 девочек [28, л.130].

Детские приюты содержались в Екатеринбургском Ново-Тихвинском и Верхотурском Покровском женских монастырях [28, л.97]. В 1915 году открылся приют в Градо-Верхотурском Николаевском мужском монастыре. В этом году при Екатеринбургском НовоТихвинском женском монастыре в приюте содержались 10 девочек-сирот от 1,5 до 7 лет. На 1 января 1916 года в Верхотурском Покровском женском монастыре содержалось 34 человека: детей воинов 9, беженцев 5, сирот 20 [10, л.37].

В 1909 году в Пермской епархии было 5 школ при монастырях [22, л.71]. В Кунгурском монастыре работала церковная школа на 74 девочки, из них многие на полном содержании. Пермский Успенский женский монастырь имел школу и приют для 20 девочек. Этот же монастырь «приютил 5 девочек иоаннитов, взятых гражданскою властью из иоаннитских приютов» [22, л.31]. В Белогорском монастыре призревались в особом приюте-школе 13 мальчиков. При Сарсинском женском монастыре школа была с приютом для 7 девочек-черемисок (марийцев), а в Пешнигортском женском монастыре школа была для коми-пермячек, но пока только «приходящих, за исключением небольшого количества принимаемых в общежитие обители» [22, л.31-32]. 4 октября 1915 года пермский епископ Андроник (Никольский) распространил предложение следовать примеру новой («молодой») Чердынской Иоанно-Богословской обители, учредившей у себя сельскохозяйственную школу и открывшей приют для «воинских детей и детей беженцев» [19, л.12]. Это предложение нашло отклик в каждом монастыре Пермской епархии.

Таким образом, можно сделать вывод, что начало ХХ века было временем во всех отношениях благоприятным как для российских, так и для уральских монастырей. Идет бурный рост и распространение как самих монастырей (появляется много новых обителей), так и динамично расширяется масштаб монастырских хозяйств, которые имели не только экономическое, но и социокультурное значение. Монахи и послушники прокладывали дороги, строили мастерские, мельницы. В монастырях работали специалисты, внедрявшие передовые сельскохозяйственные технологии и орудия сельского труда. В монастырях оказывали квалифицированную медицинскую помощь. Там, где не было монастырских больниц и богаделен, разме-

щались лечебные заведения низшего разряда: амбулаторные и фельдшерские пункты, приемные покои, а также на экстренные случаи (эпидемия, война и т. д.) временные больничные помещения. В монастырях содержали преступников, здесь находились школы и приюты. Именно в предсоборный период (1905-1917) социокультурная деятельность монастырей становится более последовательной и целеустремленной, приобретая еще большую значимость в российском общественном пространстве.

Список литературы

1. Ежегодник России 1906 г. (Год третий)/Центральный статистический комитет МВД. -СПб.: Тип. Т-ва Андерсена и Лойцянского, 1907. - Статьи С1Х + Таблицы 270 с.

2. Губернии Российской империи. История и руководители. 1708-1917 / Объединенная редакция МВД России. - М., 2003. - 535 с.

3. Статистический Ежегодник России 1916 г. (Год тринадцатый). - Вып.1-ый / Издание Центрального статистического комитета КВД. - Пгр., 1918. - I отд. 90 с.+ II отд. 121 с.

4. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1907 год / ред.-секретарь Пермского Губернского Статистического комитета. - Пермь: Типо-Литогр. Перм. Губ. Правл., 1907.

5. Города России в 1904 году / Центр. Стат. Ком. МВД. - СПб.: Типо-литогр. Ныркина, 1906. - Т. 1. - 907 с.

6. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.796. Оп. 442. Д. 2658.

7. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2086.

8. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М.: Издание А. Д. Ступина, 1908. - 984 с.

9. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века / Российская академия наук, Институт российской истории. - М.: Рус. слово, 1999. - 309 с.

10. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2699.

11. Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. Составил и издал секретарь Духовной консистории П.П. Серебрянский, при участии столоначальников В.М. Федорова и К.М. Размахнина, казначея М.Г. Морозова и архивариуса П.И. Фелицина. - Екатеринбург, 1909. - 36 с.

12. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2406.

13. Пермские епархиальные ведомости. - 1904. - № 28. - Отд. оф.

14. Ежегодник России 1908 г. (Год пятый) / Центральный статистический комитет МВД. -СПб., 1909. - Статьи CXCIII + Таблицы 464 с.

15. Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (19171921 гг.). - М.: Наука, 1975. - 204 с.

16. Баранов В. С. Кыртомский Крестовоздвиженский общежительный мужской монастырь. Екатеринбургской епархии, Пермской губернии. - Пермь: Электро-типо-лит. Е.И. За-озерского Н-ка, 1907. - 64 с.

17. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь (в Осинском уезде, Пермской епархии). - М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1910. - Изд. 3-е Белогорского монастыря, доп. - 101 с.

18. Вотинов К.Е. Соликамский Троицко-Истобенский монастырь // Гуманизация и гуманитаризация высшего образования и внеучебная работа в вузе: материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. (22-24 апреля 2009 г.). - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. - С. 119-126.

19. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2720.

20. Харитонова Е. История Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря близ деревни Бахаревой. - Пермь: б.и., 2001. - 110 с.

21. Нечаева М.Ю. Женские миссионерские монастыри Пермской епархии: от идеалов к воплощению // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2015. - Вып. 4 (12). - С. 86-111.

22. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2347.

23. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1910 год. Приложение. - СПб.: Синодальная типография, 1913. - 338 с. + 132 с.

24. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св.Синода по ведомству православного исповедания за 1911-1912 годы. - Приложение. - СПб.: Синодальная типография,1913. - 336 с. + 230 с.

25. Корчагин П.А. История Верхотурья (1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурно-исторической среды города. - Изд. 2-е, доп. / Информ.-изд. центр «РГ-Урал». - Екатеринбург, 2012. - 288 с.

26. Шестаков Иаков, священник. Описание монастырей Пермской епархии / издание автора. - Вятка: Губернская типография, 1907. - 54 с.

27. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2328.

28. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2385.

29. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2143.

30. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2207.

31. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 годы. Ведомость за 1894-1895 гг. - СПб.: Синодальная типография, 1898. - 350 с. + 159 с.

32. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св.Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 годы. Приложение. - СПб.: Синодальная типография, 1910. - 338 с. + 268 с.

33. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 годы. Приложение. - СПб.: Синодальная типография,1911. - 338 с. + 132.

34. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св.Синода по ведомству православного исповедания за 1913 год. Приложение. - Пгр.: Синодальная типография, 1915. - 316 с. + 142 с.

35. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Приложение. - Пгр.: Синодальная типография, 1916. - 328 с. + 144 с.

36. Обзор деятельности Ведомства православного исповедания за 1915 год. Ведомости за 1915 год. - Пгр.: Синодальная типография, 1917. - 145 с. + 144 с.

References

1. Ezhegodnik Rossii 1906 g. (God tretii) [Yearbook of Russia 1906 (Year Three)]. Tsentral'nyi statisticheskii komitet MVD [Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs]. Saint Petersburg, Tipografiia Tovarishchestva Andersena i Loitsianskogo, 1907. Stat'i CIX + Tablitsy 270 p.

2. Gubernii Rossiiskoi imperii. Istoriia i rukovoditeli. 1708 - 1917 [Provinces of the Russian Empire. History and leaders. 1708 -1917]. Moscow, Ob"edinennaia redaktsiia Ministerstvo vnutrennikh del Rossii, 2003, 535 p.

3. Statisticheskii Ezhegodnik Rossii 1916 g. (God trinadtsatyi) [Statistical Yearbook of Russia 1916 (Year thirteenth)]. Petergof, Izdanie Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta KVD, 1918, iss. 1, 90 p. I otd. + II otd. 121 p.

4. Adres-kalendar' i pamiatnaia knizhka Permskoi gubernii na 1907 god [Address-calendar and memorial book of the Perm province for 1907]. Ed. Sekretar' Permskogo Gubernskogo Statisticheskogo komiteta. Perm', Tipo-litografiia Permskogo Gubernskogo pravleniia, 1907. Pamiatnaia knizhka na 1907 god. Statisticheskii ezhegodnik za 1905 god, 157 p.

5. Goroda Rossii v 1904 godu [Cities of Russia in 1904]. Saint Petersburg, Tsentral'nyi statisticheskii komitet Ministerstva vnutrennikh del, Tipo-litografiia Nyrkina, 1906, vol. 1, 907 p.

6. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv (RGIA), fund 796, inventory 442, folder 2658.

7. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2086.

8. Denisov L.I. Pravoslavnye monastyri Rossiiskoi imperii [Orthodox monasteries of the Russian Empire]. Moscow, Izdanie A.D. Stupina, 1908, 984 p.

9. Zyrianov P. N. Russkie monastyri i monashestvo v XIX i nachale XX veka [Russian monasteries and monasticism in the 19th and early 20th centuries]. Moscow, Russkoe slovo, 1999, 309 p.

10. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2699.

11. Spravochnaia knizhka Ekaterinburgskoi eparkhii na 1909 god. [Reference book of the Yekaterinburg diocese for 1909]. Eds. P.P. Serebrianskii, V.M. Fedorov, K.M. Razmakhnin, M.G. Morozov, P.I. Felitsin. Ekaterinburg, 1909, 36 p.

12. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2406.

13. Permskie eparkhial'nye vedomosti, 1904, no. 28.

14. Ezhegodnik Rossii 1908 g. (God piatyi) [Yearbook of Russia 1908 (Year Five)]. Saint Petersburg, Tsentral'nyi statisticheskii komitet MVD, 1909. Stat'i CXCIII + Tablitsy 464 p.

15. Zybkovets V. F. Natsionalizatsiia monastyrskikh imushchestv v Sovetskoi Rossii (1917-1921 gg.) [Nationalization of monastic property in Soviet Russia (1917-1921)]. Moscow, Nauka, 1975, 204 p.

16. Baranov V.S. Kyrtomskii Krestovozdvizhenskii obshchezhitel'nyi muzhskoi monastyr'. Ekaterinburgskoi eparkhii, Permskoi gubernii [Kyrtomsky Holy Cross Exaltation cenobitic monastery. Yekaterinburg diocese, Perm province]. Perm', Elektro-tipo-litografiia «E. I. Zaozerskogo N-ka», 1907, 64 p.

17. Belogorskii Sviato-Nikolaevskii pravoslavno-missionerskii muzhskoi obshchezhitel'nyi monastyr' (v Osinskom uezde, Permskoi eparkhii) [Belogorsk St. Nicholas Orthodox Missionary Men's cenobitic monastery (in Osinsky district, Perm diocese)]. Moscow, Tipografiia Tovarishchestva I.D. Sytina, 1910, izdanie 3-e Belogorskogo monastyria, 101 p.

18. Votinov K.E. Solikamskii Troitsko-Istobenskii monastyr' [Solikamsk Trinity-Istobensky Monastery]. Gumanizatsiia i gumanitarizatsiia vysshego obrazovaniia i vneuchebnaia rabota v vuze. Proceedings of the 11 All-Russian Conference (22-24 aprelia 2009 g.). Perm', Permskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2009, pp- 119-126.

19. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2720.

20. Kharitonova E. Istoriia Bogoroditse-Kazanskogo Serafimo-Alekseevskogo zhenskogo monastyria bliz derevni Bakharevoi [The history of the Bogoroditse-Kazan Seraphim-Alekseevsky convent near the village of Bakhareva]. Perm', 2001, 110 p.

21. Nechaeva M.Iu. Zhenskie missionerskie monastyri Permskoi eparkhii: ot idealov k voploshcheniiu [Women's missionary monasteries of the Perm diocese: from ideals to incarnation]. Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2015, iss. 4(12), pp. 86-111.

22. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2347.

23. Vsepoddaneishii otchet ober-prokurora Sv.Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1910 god [The Most Submissive Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod on the Office of the Orthodox Confession for 1910]. Saint Petersburg, Sinodal'naia tipografiia, 1913, 338 p.+132 p.

24. Vsepoddaneishii otchet ober-prokurora Sv.Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1911-1912 gody [The Most Submissive Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod on the Office of the Orthodox Confession for 1911-1912]. Saint Petersburg, Sinodal'naia tipografiia, 1913, 336 p. +230 p.

25. Korchagin P.A. Istoriia Verkhotur'ia (1598-1926). Zakonomernosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia i skladyvaniia arkhitekturno-istoricheskoi sredy goroda [History of Verkhoturye (1598-1926). Patterns of socio-economic development and the formation of the architectural and historical environment of the city]. 2nd ed. Ekaterinburg, Informatsionno-izdatel'skii tsentr «RG-Ural», 2012, 288 p.

26. Shestakov Iakov, sviashchennik Opisanie monastyrei Permskoi eparkhii [Shestakov Jacob, priest Description of the monasteries of the Perm diocese]. Izdanie avtora [Author's edition]. Viatka, Gubernskaia Tipografiia, 1907, 54 p.

27. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2328.

28. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2385.

29. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2143.

30. RGIA, fund 796, inventory 442, folder 2207.

31. Vsepoddaneishii otchet ober-prokurora Sv.Sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1894 i 1895 gody [The Most Submissive Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev on the Office of the Orthodox Confession for 1894 and 1895]. Vedomost' za 1894-1895 gg. [Statement for 1894-1895]. Saint Petersburg, Sinodal'naia tipografiia, 1898, 350 p. +159 p.

32. Vsepoddaneishii otchet ober-prokurora Sv.Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1905-1907 gody [The Most Submissive Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod on the Office of the Orthodox Confession for 1905-1907]. Saint Petersburg, Sinodal'naia tipografiia, 1910, 338 p. +268 p.

33. Vsepoddaneishii otchet ober-prokurora Sv.Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1908-1909 gody [The Most Submissive Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod on the Office of the Orthodox Confession for 1908-1909]. Saint Petersburg, Sinodal'naia tipografiia, 1911, 338 p. +132 p.

34. Vsepoddaneishii otchet ober-prokurora Sv.Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1913 god [The Most Submissive Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod on the Office of the Orthodox Confession for 1913]. Petrograd, Sinodal'naia tipografiia, 1915, 316 p. +142 p.

35. Vsepoddaneishii otchet ober-prokurora Sv.Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1914 god [The Most Submissive Report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod on the Office of the Orthodox Confession for 1914]. Petrograd, Sinodal'naia tipografiia, 1916, 328 p. +144 p.

36. Obzor deiatel'nosti Vedomstva pravoslavnogo ispovedaniia za 1915 god. Vedomosti za 1915 god [Review of the activities of the Office of the Orthodox Confession for 1915. Vedomosti for 1915]. Petrograd, Sinodal'naia tipografiia, 1917, 145 p. +144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.