7?iп
Энциклопедия «Дискурсология»
статьи, поступившие в редакцию энциклопедии «дискурсология» в 2010 году
статьи
М.В. Гаврилова (Санкт-Петербург)
инаугурация
Инаугурация. Инаугурация (от лат. inauguro «посвящать») - это торжественная церемония при вступлении в должность главы государства.
Инаугурация - это одна из форм символического политического действия, выражающая определенные социальные взаимоотношения и общезначимые ценности. Все составляющие церемонии (время, место, участники, окружающая обстановка) имеют смысловую нагрузку. Инаугурация призвана актуализировать в общественном сознании национальные символы.
Коммуникативную ситуацию политического события формирует строго регламентируемая последовательность действий, в том числе и вербальных (объявление председателя центральной избирательной комиссии, присяга, выступление предшественника, инаугурационная речь).
Церемония инаугурации имеет устойчивую структуру, однако новый президент вправе привнести дополнения в инвеституру, как правило, для того чтобы продемонстрировать отличительные признаки своего политического курса с помощью различных знаковых систем.
Обязательным элементом контекстной модели инаугурации является принесение присяги, которая произносится на президентском экземпляре Конституции Российской Федерации, тексте важного государственного значения. После приведения к присяге президент официально утверждается в своей должности. Символически этот факт подтверждается поднятием штандарта президента над кремлевской резиденцией.
Контекстная модель инаугурации конструируется при помощи различных знаковых объектов: предметов, имеющих символический смысл (знаки президентской власти), изображений
(цвета государственного флага России), текстов (Конституция) и осуществляемых в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих участников события.
Находящиеся на сцене руководители обеих палат Государственной Думы и председатель Конституционного Суда символизируют основные ветви власти - законодательную и судебную. Бывший президент символизирует мирную передачу власти, преемственность государственной власти. Видные представители общественности, приглашенные на церемонию, призваны засвидетельствовать легитимность прихода к власти главы государства. Военный парад можно рассматривать как символ военной мощи государства, как дань историко-военной традиции прохождения отдельных воинских подразделений перед руководителем страны.
Место проведения инаугурации имеет особое значение, поскольку Кремль - это и религиозный центр, где раньше короновались цари, и административный центр советской власти, и политическая столица новой России. Само пространство создает психологическое состояние сопричастности истории страны. Светлый просторный украшенный позолотой Андреевский зал, в котором проходит инаугурация, придает церемонии пышность и торжественность.
В организации коммуникативной ситуации вступления в должность президента России используются элементы инаугурационного церемониала других стран (точная дата события, присутствие глав законодательной и судебной власти, уходящего с поста президента и др.). Вместе с тем, в церемонии соблюдаются отдельные национальные традиции. Существует ряд совпадений между
Энциклопедия «Дискурсология» ВШШюТ^М
процедурой вступления в должность президента России и обрядом венчания на царство русских царей. В свою очередь ритуал «поставления государя» ориентировался на византийскую традицию.
Торжественная атмосфера инаугурации способствует возникновению новых символических политических действий. Различные элементы контекстного окружения церемонии вызывают в массовом сознании мифологизированные эмоции и ассоциации, а, с другой стороны, создают новые социальные мифы. Как всякое ритуальное действие инаугурация вводит эмоционально - напряженные психологические состояния личности (в ходе предвыборной борьбы) в определенные
социокультурные рамки. Выработка политических ритуалов в условиях новой российской государственности играет важную роль, поскольку позволяет создавать и укоренять в общественном сознании новые способы социального воспитания.
Литература:
Гаврилова. М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Ельцина). СПб., 2004; Инаугурационные речи американских президентов. М., 2001; Тамзина А.Т. Проблемы современной американской президентской риторики. Абакан, 2001.
М.В. Гаврилова
Б.В. Емельянов
гороскоп. ИНЬ и ЯН. ОБЕРЕГ.
Гороскоп (греч. - horoskopos - наблюдающий время) - таблица взаимного расположения планет и звезд на определенный момент для предсказания развития событий, судьбы государства, нации, человека. Г. - древнейший феномен человеческой культуры, объяснения мира. Зафиксированы заро-астрийские, халдейские, египетские, древнесла-вянские ведические Г. Г. - инструмент астрологии, которая имеет множество разделов: рождение и судьбы человека, события, метеорологии, бизнеса, здоровья и т.п.
Г. человека - информация о модели звездного неба, образующая определенную конфигурацию расположения планет и звезд относительно Земли как центра Вселенной. Она представляет зодиакальный круг, разбитый на 12 знаков зодиака. Для человека важными являются три Г. Это Г. тела, отвечающий за реальную жизнь человека с момента его рождения и зафиксированного на этот момент расположения планет. Информацию этого Г. фиксирует внешность человека, его рука. «Господь Бог наложил печать на руку человека, да на облик его, чтобы все знали о делах его» (Кн. Иова). Второй гороскоп человека фиксирует расположение и влияние планет в момент зачатия человека. Он связан с коллективным бессознательным, вскрывает потенциальные возможности человека. Третий Г. человека - Г. духа, фиксирует расположение и влияние планет до рождения человека, когда дух привязывается к Земле, вы-
бирает тело материи для будущего человека. Этот Г. считается высшей сокровенной программой жизнедеятельности человека.
Наука отрицает предсказательную функцию Г. Однако накопленные за десятилетия эмпирические данные доказывают дистанционное влияние планет и звезд на процессы, происходящие на Земле, исторические события и здоровье человека (См.: Киладзе Р. и др. Поиск возможных связей между сильными землетрясениями и астрономическими явлениями на примере сейсмоактивного региона Кавказа // Вулканология и сейсмология. 2005. №3. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. М. 1995).
Литература:
Гервик - Бродер М. Астрология. М., 2003; Глоба П.П. Космический паспорт. М., 1993; Назарова Л. Тайны гороскопа. М., 2001.
Инь и Ян - символы древнекитайской натурфилософии даосизма, где Инь означает женское начало, Ян - мужское. Их единство имеет символ в виде круга ^, разделенного на равные части S-образной кривой на темную женскую половину (Инь) и светлую мужскую (Ян). В центре каждой - кружок, окрашенный в противоположный цвет, что обозначает образ сбалансированного динамизма противоположностей. В натурфилосо-