Научная статья на тему 'IN MEMORIAM. ВЛАДИМИР ФУРС'

IN MEMORIAM. ВЛАДИМИР ФУРС Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IN MEMORIAM. ВЛАДИМИР ФУРС»

Ш MEMORIAM. ВЛАДИМИР ФУРС

Прошло уже более десяти лет, как ушел из жизни наш коллега и друг, известный беларусский философ Владимир Фурс (19632009). Летом 2019 в Европейском гуманитарном университете была организована небольшая конференция, а осенью - специальный круглый стол, посвященные философскому наследию

TOPOS №2, 2020 | 7

Фурса и приуроченные к 10-ой годовщине со дня его смерти, -материалы этих встреч и легли в основание настоящего выпуска журнала Topos.

Владимир Фурс является чрезвычайно важной фигурой для постсоветской беларусской философии. На фоне системного кризиса институциональной философии, последовавшего за распадом СССР, научно-исследовательская работа Фурса отличалась не только неизменным профессионализмом, но и принципиальной установкой на реанимирование критического вопрошания и прояснение отношения между философией и, собственно, жизнью - повседневной практической жизнью людей и социальных институтов. За очень короткое время Фурс стал фактически первопроходцем в разработке нового исследовательского поля в Беларуси - социально-критической теории, - выйдя тем самым за рамки двух, наиболее разработанных в беларусской советской философии, научных направлений - «истории философии» и «философии и методологии науки». Выход в свет монографий Владимира Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса (2000), Контуры современной критической теории (2002), Социальная философия в непопулярном изложении (2006), а также защита им в 2002 году (в Санкт-Петербургском университете) докторской диссертации на тему «Критическая социальная теория в западной философии 70-90-х гг. XX в.: типологическая реконструкция» стали убедительным основанием для того, чтобы за Фурсом закрепилась репутация одного из ключевых социальных теоретиков в постсоветском регионе.

В период с 2005 по 2007 Владимир Фурс публикует несколько оригинальных концептуальных текстов, посвященных анализу современного беларусского общества, - два из них были напечатаны в нашем журнале: «Беларусская «реальность» в системе координат глобализации (постановка вопроса)» (Topos № 1, 2005) и ««Власть народа»: современные представления о демократии и белорусская модель «народовластия»» (Topos № 2, 2006). Еще одна значимая статья - «Белорусский проект «современности»?» - вышла в сборнике под редакцией Ольги Шпараги Европейская перспектива Беларуси: Интеллектуальные модели (2007). В этих работах Фурс пытается осмыслить специфику общественно-политических процессов в нашей стране в контексте наиболее значимых глобальных и региональных трансформаций и трендов: смещений модерна, амбивалентной диалектики глобализации, пробуксовывания пост-советского транзита итд.

8 | IN MEMORIAM. VLADIMIF FOURS

Сегодня - в свете радикального социально-политического кризиса и формирования протестного движения в Беларуси - названные тексты Фурса приобретают особую актуальность и несомненно будут читаться с новым интересом, так как в них предлагаются теоретические модели, которые, с одной стороны, проливают свет на причины устойчивости авторитарного режима в нашей стране, с другой - открывают перспективу для разрешения ряда острых проблем беларусского общества. В частности, Фурс разрабатывает чрезвычайно эвристичную концепцию «регрессивной социальности», фиксирующую принципиальную взаимосвязь между работой идеологических аппаратов беларусского государства и структурой личности (самости) «обычных граждан». Отдельно стоит отметить также очень перспективный подход Фурса к решению национального вопроса. В то время как и в беларусском публичном дискурсе, и в теоретических дискуссиях этот вопрос рассматривался преимущественно в рамках традиционной дихотомии этнического и гражданского национализмов, Фурс намечает возможность преодоления этой контрпродуктивной дихотомической логики.

В 2008 году Владимир Фурс возглавил международный научно-образовательный проект «Практический поворот: философия в университете и за его пределами», который получил поддержку Института Открытое общество (Будапешт). В концепции этого проекта были синтезированы две идеи, которые стали регулятивными для зрелой профессиональной деятельности Фурса: это идея «хорошего общества», мыслимая как необходимый утопический горизонт, направляющий движение к общественной автономии, и радикальное сомнение в том, что философия как исторически сложившийся тип знания - и позиционирования этого знания в обществе - релевантна вызовам современного мира. Не секрет, что сам Фурс, перейдя в XXI столетие, предпочитал использовать термин «социальная теория» вместо «социальная философия» и представлялся, соответственно, как социальный теоретик. Однако, эти подвижки в самоидентификации не имели ничего общего ни с конъюктурой, ни с выбором другого дисциплинарного поля. Скорее, Фурс искал новые ресурсы в самой философии -и в философствующем сознании, - о чем убедительно свидетельствует его потрясающая статья «Декарт - учитель философии» (Topos № 1, 2006).

Владимир Фурс был и остается исключительно значимой фигурой для журнала Topos - и как автор замечательных статей, и как член международного редакционного совета; но прежде всего -как друг и единомышленник, который очень хорошо понимал, что

TOPOS №2, 2020 | 9

настоящее философское сообщество формируется из сочетания агональности и дружественности. Среди авторов этого памятного номера - друзья и коллеги Владимира из разных стран и институций, а также ученые, чьи работы созвучны некоторым ключевым направлениям в его интеллектуальном наследии.

Татьяна Щитцова

10 | Ш МЕМОЮАМ. VLADIMIF FOURS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.