Научная статья на тему 'Имущественные отношения в семье (по адатам Урахинского общества в XIX - начале XX вв. )'

Имущественные отношения в семье (по адатам Урахинского общества в XIX - начале XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАХИ / СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИМУЩЕСТВО / НАСЛЕДСТВО / ДОЛЯ НАСЛЕДНИКОВ / ДОКУМЕНТ / АКТ-СВИДЕТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Салихат Ибрагимовна, Ахмедова Камила Курбановна

Статья посвящена освещению имущественных отношений среди членов семьи в Урахинском сельском обществе в XIX начале XX вв. На базе широкого круга источников и фактического архивного материала рассмотрены условия распределения имущества среди членов семьи. Особое внимание уделено рассмотрению долей сыновей и дочерей, а также ближайших родственников в процессе распределения наследства. В статье рассмотрены проблемы семейных дележей имущества при жизни отца и после смерти отца или матери, а также распоряжения на случай смерти. Раскрыт механизм оформления наследства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имущественные отношения в семье (по адатам Урахинского общества в XIX - начале XX вв. )»

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ (по адатам Урахинского общества в XIX - начале XX вв.)

®2011 Мусаева С.И., Ахмедова К.К.

Дагестанский государственный университет

Статья посвящена освещению имущественных отношений среди членов семьи в Урахинском сельском обществе в XIX - начале XX вв. На базе широкого круга источников и фактического архивного материала рассмотрены условия распределения имущества среди членов семьи. Особое внимание уделено рассмотрению долей сыновей и дочерей, а также ближайших родственников в процессе распределения наследства. В статье рассмотрены проблемы семейных дележей имущества при жизни отца и после смерти отца или матери, а также распоряжения на случай смерти. Раскрыт механизм оформления наследства.

The article deals with the property relations among the family members in Urakhi rural community in the period during the 19th - the beginning of the 20th centuries. On the basis of the numerous sources and factual contemporary records the authors consider the conditions of sharing the property among the family members. They pay special attention to the consideration of sons’, daughters’ and close relatives’ shares in the process of sharing the inheritance. The authors of the article consider the family property sharing problems during the father’s life and after parents’ death and the instructions in case of the death. They show the mechanism of the inheritance registration.

Ключевые слова: Урахи, сельское общество, имущество, наследство, доля наследников, документ, акт-свидетельство.

Keywords: Urakhi, rural community, property, inheritance, heirs’ shares, document, act-certificate.

Аул Урахи, в котором в 1887 г. Б. К. Далгатом были записаны настоящие адаты, то есть юридические нормы и обычаи горцев, было расположено в Дагестанской области, Даргинском округе, в Мекегинском наибстве. Ныне село Урахи в административном отношении

относится к Сергокалинскому району Республики Дагестан. Жители села Урахи и его отселков - это свободные горцы - уздени. Они составляли Урахинскую вольную общину.

Согласно адатам Урахинского общества, в малых семьях в XIX -

начале XX вв., хотя отец оставался главой семьи, женатого сына отделяли от отцовской семьи в самостоятельное хозяйство. Ему выделяли отдельную комнату, участок земли, крупный рогатый и мелкий скот, домашнюю утварь, продукты, в том числе сушеное мясо, муку и т.п. На первых парах, пока не родится ребенок, молодожены могли питаться с родителями из общей кухни, но с рождением ребенка семья уже жила самостоятельно. Обычно с родителями оставался один сын со своей семьей, чаще всего это был младший сын, реже - старший или средний. «От отца вполне зависит, -

писал Б. К. Далгат, - оставить дом тому из сыновей, которого он больше любит» [2. Л. 47, 61 об.].

Единственный сын, как правило, в

самостоятельное хозяйство не

выделялся. Братья до

определенного времени могли жить вместе, в общем доме.

Раздел не означал полной самостоятельности молодой семьи и особенно ее отчуждения от

ближайших родственников. Сын при жизни отца или деда не мог

самовольно продать ни свой земельный надел, ни корову, ни лошадь. Он постоянно обращался в отцовский дом за советом и

помощью и сам предлагал свои услуги. Если в доме отца или одного из братьев устраивался обед или ужин, все ближайшие родственники собирались вместе. Чаще всего подобные угощения для сыновей устраивал отец, обычно во время религиозных праздников, во время завершения весенне-осенних и летних сельскохозяйственных работ, а также в дни осеннего убоя скота.

Как правило, взрослые сыновья проявляли о родителях постоянную заботу. Они обеспечивали родителей топливом, кормом для скота, чинили дом, крышу, хозяйственные

помещения, перегоняли скот на летние и зимние пастбища, обеспечивали родителей всем необходимым для пропитания. Сын мог сам нуждаться, но он не должен был допускать того, чтобы родители терпели нужду. Иногда сыновья

распределяли между собой заботы о родителях и устанавливали

определенную очередность по уходу за престарелыми родителями.

Семейные дележи при жизни отца в Урахинском обществе были весьма редким явлением. Раздел имущества целиком зависел от воли главы семейства, и он чаще всего исходил из своих возможностей. Причины семейных дележей могли быть разные [там же. Л. 47, 58 об.]:

1. Желание отца, чтобы после его смерти не произошли ссоры и

недовольства между детьми, отчего могли нарушиться родственные отношения. Следовательно, дележ производился ради благополучия и спокойствия детей.

2. Желание отца, чтобы дележ не был произведен по шариату, что обычно делалось после его смерти, а по собственному его усмотрению, то есть по его желанию дать одному ребенку больше, а другому меньше. Именно таким образом отец чаще всего давал дочерям при таком дележе равные доли с сыновьями, тогда как по шариату дочь должна была получить вдвое меньше сына (одну часть из трех).

3. Желание отца лишить доли наследства кого-либо из детей, на которого он сердит.

4. Желание отца избежать

податей. Если он и все сыновья платили подати по отдельности, то есть если сыновья женаты, то отец, чтобы не платить самому подати, производил дележ имущества с тем обстоятельством, чтобы до самой

смерти каждый из сыновей

обеспечивал его пропитанием.

5. Желание отца передать

сыновьям бразды правления имением или имуществом в связи с невозможностью управлять из-за своей старости. В таком случае отец делил имение между детьми.

6. Желание отца, в случае отсутствия сыновей, чтобы его имение перешло к дочерям. В противном случае, если отец умирал без сыновей, то его имение по шариату делилось не только между его дочерьми и женой, но и между всеми родственниками.

В Урахинском обществе как мужчины отцы семейства, так и замужние женщины могли составить письменное завещание в присутствии двух свидетелей, и оно хранилось в мечети. Тем не менее, урахинцы считали лучшим и правильным заранее обеспечить своих детей наследством, и отдать им то, что им полагалось без всякого суда и разбирательства.

Однако дележ имения задолго до смерти хозяина мог иметь и некоторые отрицательные

последствия. Могло случиться и так, что неблагодарные дети

отказывались исполнить условия, поставленные отцом или матерью, и не обеспечить их пропитанием в старости. Б. К. Далгат в «Материалах по обычному праву даргинцев» описал такой случай,

зафиксированный в 1886 году в селении Урахи, когда одна вдова, из желания избавиться от податей, отдала свое имущество сыну с условием, чтобы он обеспечивал ее в старости пропитанием. Однако сын не стал делать этого, и она стала жить за счет милостыни [1. С. 131]. Такой пример, даже единичный, мог служить основанием для многих других отцов семейств для того, чтобы не делить крупное имение на части. Но чаще всего причина заключалась в том, что отец сам хотел пользоваться своим имением, не разделяя его между сыновьями.

Дележи имения, как правило, постепенно вели к тому, что среди населения Урахинского общества весьма мало людей оставалось состоятельными, хозяйства

мельчали. Однако, с другой стороны, не разделить имение (землю) также было невозможно, если не при жизни родителей, то все равно после их смерти дележ производился, если только родители не передавали завещанием все имущество одному из детей, а если не было детей, то одному из родственников [2. Л. 58

об.].

Обычно семейные дележи не сопровождались никакими

символическими обрядами, и согласия общества на это не

требовалось. Как правило, в

Урахинском обществе производили дележ семейного имения и

имущества еще при жизни обоих супругов, во время свадебной церемонии при отправлении обряда «разрезания ауруша», то есть при разрезании свадебной халвы. Именно

при разрезании халвы отец перед всеми гостями объявлял, какое количество земли и имущества он выделял и отдавал в собственность сыну. С этого времени сын становился хозяином отдельного участка земли и основателем и главой своей отдельной семьи.

В случае если сын самовольно уходил из отцовского дома или совершал недостойный поступок, то по адатам Урахинского общества отец имел право лишить непослушного или недостойного сына доли наследства и имущества [2. Л. 59].

По адатам Урахинского общества, если отец был не согласен на выдел земли и имущества, то дети ни в коем случае не имели права требовать своей доли выдела и не имели права жаловаться на отца [2. Л. 60]. Без согласия отца даже народный суд не мог принять решение о выдаче сыну его выдела. Величина выдела земли и имущества зависела от воли отца, и, чтобы не обидеть сыновей и не посеять между ними розни, отец производил выдел по шариату, по собственным соображениям и по совету опытных людей села.

Если же в семье имелось

несколько сыновей, то отец имел полное право отдать одному сыну свое имущество, дабы не раздроблять его на части.

Мужчины, не женатые члены

семьи не имели своей собственности и все что они зарабатывали, шло в общую семейную копилку, и отец распоряжался всем имуществом семьи, собственными у них могли быть лишь одежда, оружие и лошадь [1. С. 132].

По адатам Урахинского общества принято было при разделе

имущества между сыновьями давать всем равные доли, но отец поступал по-иному:

1. Если одному сыну доставалась доля из хорошей части земли, а другому из нехорошей, то второму отец давал больше земли;

2. Если один сын был более способен к работе и мог сам добывать себе хлеб, а другой не способен к труду по болезни, то последнему отец давал больше;

3. Если одного сына отец любил больше другого, то ему он выделял больше земли;

4. Если же отец давал дочерям равные доли с сыновьями, хотя по шариату дочерям положено было вдвое меньше, чем сыновьям, то это делалось потому, что отец всем детям желал добра в равной степени [2. Л. 60 об].

Если же отец наделял сыновей не равными долями, то по адатам Урахинского общества они не имели право жаловаться на отца [2. Л. 61].

Величина доли выдела, выделяемого отцом, не зависели от сыновей и от их участия в хозяйственной деятельности семьи. Даже сын, который убежал от отца, но от которого отец не отрекся, по шариату получал равную долю с сыном, который много трудился в семье вместе с отцом.

Если отец не оставлял себе часть имущества при общем его дележе между сыновьями, то его обязаны были содержать все сыновья, выдавая ему в год не менее 12 варха (мера) пшеницы и воза дров [1. С. 133].

Недвижимое имущество семьи делилось следующим образом: дом делился между всеми сыновьями или брали его двое или трое братьев, а остальные

вознаграждались землей за долю дома [2. Л. 61]. Мельница не

делилась, и от нее получал прибыль каждый сын поочередно. Но, как правило, от отца зависело, как распорядиться домом, кому из сыновей оставить его. От отца зависело также, кого из сыновей оставить в родительском доме после его раздела.

По адатам Урахинского общества, за долги членов семьи нес ответственность отец семейства и был в ответе за каждого из них. Во

избежание всяких недоразумений долги членов семьи, если они имелись, выплачивались отцом семейства до дележа между детьми общего семейного имущества. Отец семейства, производивший дележ имущества, должен был объявить предварительно в аульском суде, чтобы там нашли всех людей, кому следовало уплатить долг или от которых нужно было получить долг [2. Л. 62]. Иметь неоплаченный долг считалось величайшим позором в Урахинском обществе, и молва о таком непорядочном человеке переходила из поколения в поколение. Поэтому, если даже семья голодала, для каждого главы семьи считалось делом чести оплатить долг членов своей семьи.

Наследование имущества

регулировалось у урахинцев, как и у других народов Дагестана, нормами адата и шариата. Раздел имущества как по адату, так и по шариату производился при участии свидетелей. В этой процедуре всегда принимал участие кадий. Раздел имущества, переходящего по наследству, осуществлялся по шариату. При этом всегда принималась во внимание степень кровного родства.

Наследственное право, которого придерживались уздени Урахинского общества, основывалось на адате. Как писал в «Материалах по обычному праву даргинцев» Б. К. Далгат, «если по смерти отца

оставались сыновья и дочери, то все имущество делилось между ними, матерью, дедушкой и бабушкой (по отцу 1/6 доли имущества дедушке и бабушке), 1/8 часть матери, затем оставшееся делилось между дочерьми и сыновьями, считая сыновьям вдвое больше, чем дочерям» [1. С. 138].

Если сыновей не оставалось после смерти отца, то имущество делилось между дочерьми, бабушкой и дедушкой (по отцу), матерью и сестрами умершего, братьями умершего, а если и братьев и сестер не было, то между их сыновьями и т.д. [2. Л. 66 об.].

В том случае, если оставалась одна дочь, то ей давалась половина

имущества. Если дочерей было несколько, то им давалось 2/3 от всего имущества, а остальное делилось между родственниками по отцу, при этом соблюдался тот же порядок дележа, что при сыновьях и дочерях, то есть лицо мужского поло получало вдвое больше, чем лицо женского пола [2. Л. 67].

В случае если не было родственников умершего, то его имущество переходило казне или обществу по шариату.

По адатам Урахинского общества, после смерти бездетной жены из ее имущества 1/6 часть полагалась матери, 1/6 часть - отцу, 1/2 - мужу, а остальное делилось между остальными родственниками. Если же от жены оставалась дочь, то ей полагалась 1/2 часть от имущества умершей, а мужу - 1/4, а ее матери и отцу по 1/6. Если оставались 2 дочери, то им полагалось 2/3 от всего имущества, но так как в этом случае 11/4+1/2+2/б = 13/121 то все имущество умершей делилось на 13 частей, и дочь могла взять 6/13, отец - 3/13, родственники - 4/13. Если оставался один сын, то ему полагалось все оставшееся после взятия долей отцом и родителями умершей. Если оставались сыновья и дочери, то все, что оставалось после взятия долей их отцом, родителями матери, делилось между ними, долю сына была вдвое более доли дочери. Если не было мужа умершей, то от имущества отделялось доля для ее детей и ее родителей, а остальное

Примечания

делилось между теми же лицами [1. С. 138].

Бездетная вдова из имущества мужа могла получить лишь % часть, при детях - 1/8 часть, а остальное делилось между его родственниками. Если у умершего не было ни детей, ни братьев ни сестер, то вдове полагалась /3 часть имущества [1. С. 139].

Если у вдовы была только одна дочь, то 1/8 часть имущества умершего мужа полагалась вдове, по /6 части - отцу и матери мужа, 1/2 -дочери, а остальное полагалось родственникам умершего, а если их не было, то оставшееся делилось между теми же, кроме матери [2. Л. 67 об].

Раздел наследственного

имущества в Урахинском обществе по адату и по шариату осуществлялся при свидетелях -старших родственниках и представителях сельской

администрации. Документ о разделе имущества составлялся в основном кадием, и он назывался «бикьридиш» - свидетельство. Акт по разделу имущества записывался кадием в судебную книгу, которая хранилась в главной мечети села, а бумага (копия) выдавалась наследникам на хранение.

Таким образом, в Урахинском сельском обществе на основе адата или обычного права решали вопросы, связанные с имуществом и его разделом между членами семьи и ближайшими родственниками.

1. Далгат Б. К. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы / сост. А. С. Омаров. Махачкала, 1968. 2. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 28.

Статья поступила в редакцию 21.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.