Научная статья на тему 'ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ'

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Налог / имущественные налоги / Налоговый кодекс РФ / Tax / property taxes / Tax Code of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кульшина И.В., Бакаева О.Ю.

Статья посвящена основным признакам имущественных налогов, которые выполняют важную функцию по пополнению доходов бюджетной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTY TAXES IN THE SYSTEM OF TAXES AND FEES

The article is devoted to the main features of property taxes, which perform an important function in replenishing the revenues of the budget system.

Текст научной работы на тему «ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ»

УДК 347.73

Кульшина И.В.

Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «СГЮА»,

г. Саратов, РФ Научный руководитель: Бакаева О.Ю.

д.ю.н., профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора

Нины Ивановны Химичевой ФГБОУ ВО «СГЮА»,

г. Саратов, РФ

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Аннотация

Статья посвящена основным признакам имущественных налогов, которые выполняют важную функцию по пополнению доходов бюджетной системы.

Ключевые слова Налог, имущественные налоги, Налоговый кодекс РФ.

Kulshina I.V.

Master student of the 2nd year of the FSBEI HE "SGUA",

Saratov, Russian Federation Scientific adviser: Bakaeva O.Y. Doctor of Law, Professor of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "SGUA",

Saratov, Russian Federation

PROPERTY TAXES IN THE SYSTEM OF TAXES AND FEES Аnnotation

The article is devoted to the main features of property taxes, which perform an important function in replenishing the revenues of the budget system.

Keywords

Tax, property taxes, Tax Code of the Russian Federation.

Имущественные налоги играют значимую роль в системе налогов. В Российской Федерации они выступают доходами региональных и местных бюджетов.

Согласно положению п.1 ст.8 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [3] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки налога:

1. Это платеж, совершаемый в бюджетную систему государства и (или) муниципальных образований;

2. Он является безвозмездным, то есть не предполагает компенсации;

3. Налогоплательщиками являются организации и физические лица;

4. Он уплачивается в денежной форме за счет средств, принадлежащих налогоплательщикам и иным лицам им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

5. Цель платежа - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

А.Н. Романов и С.П. Колчин определили сущность всех налогов следующим образом: «Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма» [6; С. 8].

В НК РФ по территориальному уровню налоги и иные обязательные платежи (сборы, пошлины) делятся на федеральные, региональные и местные.

В зависимости от субъекта налогообложения дифференцируют налоги, взимаемые с физических лиц и с организаций.

К имущественным налогам относятся транспортный налог, земельный налог и налог на имущество. Они являются региональными (транспортный налог, налог на имущество организаций) и местными (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Элементы обложения данными налогами и порядок их взимания закреплены в части второй НК РФ [4].

Так, в ст. 401 НК РФ объектами налога на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества:

1. Жилой дом;

2. Квартира, комната;

3. Гараж, машино-место;

4. Единый недвижимый комплекс;

5. Объект незавершенного строительства;

6. Иные здание, строение, сооружение, помещение.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Признаки имущественных налогов в литературе выделены В.В. Григорьевым. Он указывает, что для них характерны общие признаки, как и для всех налогов. Это: обязательность (данный признак вытекает из смысла ст.57 Конституции РФ); законодательное установление (то есть регламентация нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним законами); индивидуальность (налог уплачивается лично или иным лицом); безвозмездность (взамен лицо не получает никакой компенсации за уплаченный налог); принудительность взимания. Помимо перечисленных, автор выделяет и специфические признаки собственно имущественных налогов:

1. Объект/предмет налогообложения;

2. Субъект налогообложения;

3. Отсутствие непосредственной связи имущества с осуществлением предпринимательской деятельности [1; С. 70].

В науке формулируются и принципы имущественного налогообложения: всеобщность, равенство, экономическая нейтральность, соразмерность, обоснованность, единство экономического пространства и другие. Как видится, они вытекают из общих принципов налогообложения, закрепленных в ст.3 НК РФ [7; С. 481].

Имущественные налоги являются важным источником доходной части региональных и местных бюджетов. Это касается и налогов с физических лиц. В науке верно отмечено: «во-первых, имущественное налогообложение физических лиц удовлетворяет государство в его потребности в дополнительных

доходах для государственной казны, то есть выполняет свою фискальную функцию. Во-вторых, налогообложение физических лиц является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения» [2; С. 40].

Важно помнить, что обязанность по исчислению и уплате налога связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов имущества, способных приносить ему экономические выгоды. Такую выгоду могут извлекать и физические лица (например, при сдаче в аренду помещений), и организации.

Приведем пример из судебной практики. Гражданке В., начиная с 03.06.2011 на праве общей долевой собственности (размер доли 1/2) принадлежали нежилые помещения. Однако с 2008 года все помещения в здании находились в оперативном управлении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Вопрос о принадлежности прав на спорные помещения и определении плательщика налога на имущество неоднократно рассматривался судами. В итоге Верховный Суд опубликовал определение об оспаривании доначисления налога на имущество, пени и штрафа по результатам выездной проверки собственником помещений в здании, которые находились в оперативном управлении вуза и использовались им в своей образовательной деятельности.

Суд пришел к выводу, что по общему правилу российская организация обязана уплачивать налог на имущество в отношении активов, которые признаются основными средствами и подлежат отражению в ее бухгалтерском учете. Как правило, упомянутым критериям отвечает имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности. Однако, если имущество, отвечающее признакам основных средств, закреплено собственником на ограниченном вещном праве - праве оперативного управления за некоммерческой организацией, оно признается активом этой организации и, следовательно, именно некоммерческая организация - балансодержатель выступает плательщиком налога. Обязанность по исчислению и уплате налога связана с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов имущества, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств. Для публичных целей налогообложения по общему правилу именно лицо, обладающее зарегистрированным правом на имущество, должно рассматриваться в качестве субъекта налогообложения [5].

Данные материалы свидетельствуют о действии эффективного механизма налогового контроля за уплатой налогов, в том числе имущественных. Кроме того, поднимается один из дискуссионных вопросов - определение плательщика налога на имущество, без которого процесс налогообложения станет невозможным.

Таким образом, имущественные налоги выполняют ряд функций:

1. Фискальную как источник формирования доходов бюджетной системы;

2. Регулирующую как механизм перераспределения доходов;

3. Контролирующую как инструмент, подлежащий контролю со стороны налоговых органов.

Список использованной литературы:

1. Григорьев В.В. Имущественные налоги: понятие, признаки и сущностная характеристика // Право и государство: теория и практика. 2017. № 10 (154). С. 70-81.

2. Кузнецов И.А. К вопросу о принципах имущественного налогообложения // Современный юрист. 2022. № 2. С. 31 - 42.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

5. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от

26.02.2021 N 309-ЭС20-18883 по делу N А60-58800/2019 // СПС Бюллетень Верховного суда РФ. 2021. № 8.

6. Романов А.Н., Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М: Вузовский учебник, 2019. 391 с.

7. Шукаева А.В. Современное состояние налогообложения физических лиц // Вестник Академии знаний. 2021. № 47 (6). С. 480-486.

© Кульшина И.В., 2023

УДК 352/354-1

Маскайкин Н.А.

студент факультета управления, Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир Научный руководитель: Сизганова Е.Ю.

кандидат пед. наук, доцент, Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИТЕМ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются нормативно-организационные условия, определяющие стратегические направления развития информатизации и особенности их реализации органами местного самоуправления в городе Владимире.

Ключевые слова:

Информационные технологии, Информационно-телекоммуникационная инфраструктура, СМЭВ,

Автоматизированная информационная система.

Maskaikin N.A.

Student of Management Faculty, Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir Academic supervisor: Sizganova E.Y.

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir

USE OF AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS IN LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

Abstract

The article discusses the regulatory and organizational conditions that determine the strategic directions of the development of informatization and the specifics of their implementation by local governments in the city of Vladimir.

Keywords:

Information technologies, Information and telecommunication infrastructure, SMEV,

Automated information system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.