Научная статья на тему 'ИМРЕ КИРАЛЬФИ - ШОУМЕН, АНТРЕПРЕНЕР, ЭКСПОЗИЦИОНЕР'

ИМРЕ КИРАЛЬФИ - ШОУМЕН, АНТРЕПРЕНЕР, ЭКСПОЗИЦИОНЕР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМРЕ КИРАЛЬФИ / БОЛОССИ КИРАЛЬФИ / ТЕАТР / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ В ЛОНДОНЕ / БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антонова Лидия Владимировна

Статья посвящена Имре Киральфи (1845-1919) - известному по обе стороны Атлантики импресарио, постановщику масштабных театральных спектаклей и организатору международных выставок, биография которого ранее не освещалась в русскоязычной литературе. На основе разнообразных источников (статьи в прессе, театральные программы, выставочные каталоги и др.), а также ряда англоязычных научных публикаций излагаются основные вехи жизни И. Киральфи, обстоятельства его сотрудничества с братом Болосси и знаменитым американским шоуменом Ф. Барнумом. Также уделено внимание деятельности И. Киральфи в 1890-е гг. - начале XX столетия в Лондоне, где он организовал серию тематических выставок, в своеобразной форме транслировавших британскую имперскую идею

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMRE KIRALFY - SHOWMAN, IMPRESARIO, EXPOSITIONER

The article is dedicated to Imre Kiralfy (1845-1919), an impresario, well-known on both sides of the Atlantic, director of large-scale theatrical performances and organizer of international exhibitions, whose biography has not previously been the subject of Russian-language publications. Based on various sources (articles in the press, theater programs, exhibition catalogs, etc.), as well as a number of English-language scientific publications, the main milestones in the life of I. Kiralfy, the circumstances of his cooperation with his brother Bolossi and the famous American showman F. Barnum are set out. Particular attention is paid to the activities of I. Kiralfy in the 1890s - early XX century in London, where he organized a series of thematic exhibitions. In a peculiar form they were broadcasting the British imperial idea. In 1895 Kiralfy reopened London's Earl's Court with the Empire of India Exhibition. Then prestigious international exhibitions followed here annually. By 1908 he moved its exhibition activities to the vast Great White City at Shepherd's Bush where a number of exhibitions were held up until 1914. These exhibitions celebrated the unity, wealth, economic and military strength of the British Empire and brought Kiralfi the greatest recognition of his contemporaries.

Текст научной работы на тему «ИМРЕ КИРАЛЬФИ - ШОУМЕН, АНТРЕПРЕНЕР, ЭКСПОЗИЦИОНЕР»

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(410):325.36

Антонова Л. В.

I ИМРЕ КИРАЛЬФИ - ШОУМЕН, I АНТРЕПРЕНЕР, ЭКСПОЗИЦИОНЕР

Статья посвящена Имре Киральфи (1845-1919) — известному по обе стороны Атлантики импресарио, постановщику масштабных театральных спектаклей и организатору международных выставок, биография которого ранее не освещалась в русскоязычной литературе. На основе разнообразных источников (статьи в прессе, театральные программы, выставочные каталоги и др.), а также ряда англоязычных научных публикаций излагаются основные вехи жизни И. Киральфи, обстоятельства его сотрудничества с братом Болосси и знаменитым американским шоуменом Ф. Барнумом. Также уделено внимание деятельности И. Киральфи в 1890-е гг. — начале XX столетия в Лондоне, где он организовал серию тематических выставок, в своеобразной форме транслировавших британскую имперскую идею.

Ключевые слова: Имре Киральфи, Болосси Киральфи, театр, международные выставки в Лондоне, Британская империя.

Имре Киральфи (рис. 1) родился в 1848 г. в Пеште, в семье венгерских евреев. В возрасте 56 лет он получил британское подданство, а много позже его биография вошла в «Оксфордский национальный биографический словарь» — честь, которой удостаиваются лишь видные личности в британской истории. В эпитафии газета «The Stage» назвала его «талантливым шоуменом крупного масштаба»1, очень разносторонним человеком, которого, в первую очередь, будут помнить за организацию серии выставок в Лондоне. Задачей данной статьи было рассмотреть биографию И. Киральфи уделив внимание как его карьере постановщика в США, так и лондонской выставочной деятельности.

Имре был старшим из семи детей преуспевающего фабриканта Якова Кенигсбаума и его жены Анны Розы Вайс-

1 The Stage. 1919. May 1. P. 20.

бергер. Семейный бизнес потерпел крах во время венгерской революции 1848 г. Более того, поддерживавший националистические настроения Яков едва избежал ареста, и семья временно оказалась в бедственном положении2.

Еще в детстве Имре проявлял явный талант к музыке и особенно танцам. Его дебют на сцене состоялся в четыре года с венгерскими национальными танцами, кроме того, он пробовал себя в роли мима. С ранних лет Имре выступал как профессиональный танцор, учился музыке и в 12 лет написал свою первую композицию. Он начал выступать под псевдонимом Киральфи, и впоследствии эту фамилию стала использовать вся семья. Вскоре на сцене к Имре присоединился его брат Болосси Каральфи (1848-1932). Родители, в особенности, мать занимались всеми организационными вопросами, пока сыновья ездили с гастролями по городам Австрийской империи. Когда братья повзрослели, их выступления уже не вызывали такого ажиотажа публики и им пришлось довольствоваться в основном приглашениями в небольшие провинциальные театры, пока к семейному делу не присоединилась младшая сестра Ханьола (1851-1889). В итоге 6 из 7 братьев и сестер стали артистами в семейной труппе3.

Через некоторое время семья Киральфи переехала в Берлин, затем в Париж. Там Имре и Болосси привлекли внимание известного критика Теофиля Готье, который высоко отозвался об их «ловкости, проворности, отсутствии жеманства, силе и музыкальности»4. Они выступали в театрах Британии, Франции, Бельгии и других. В 1867 г. Имре оказался в Париже, когда там проходила Всемирная выставка. Это было первое из подобных мероприятий, которое он посетил. В 23 года он начал заниматься организацией театрализованных представлений и процессий. В 1868 г. в Брюсселе по заказу мэра города Имре и Болосси выступили постановщиками большого летнего королевского праздника, который сопровождался оперными спектаклями и спортивными соревнованиями, а в одном из представлений было занято 4 000 солдат5.

2 Oxford Dictionary of National Biography (DNB). Vol. 31. N.Y., 2004. P. 763-764.

3 DNB. Vol. 31. P. 763-764; The Stage. 1919. May 1. P. 20.

4 DNB. Vol. 31. P. 763-764.

5 The Stage. 1919. May 1. P. 20.

Гастролируя по Европе, Киральфи неустанно занимались самообразованием. Им были знакомы все возможные жанры европейского театрального и циркового искусства от классической оперы до пантомимы и акробатики. Семейным девизом были слова: «Весь мир — сцена»6. В 1870 г. семья Киральфи и их труппа переехали в США, где в последующие 25 лет они занимались постановками различных танцевальных шоу и театральных спектаклей. В 1872 г. в Нью-Йорке Имре женился на Мэри Грэхем (1851-1942) — английской танцовщице, которая переехала в Америку вместе со всей труппой. У них было девять детей, трое из которых умерли в младенчестве7.

Переезд в США открыл перед Киральфи новые перспективы и возможность удивить американскую публику тем, что уже было знакомо европейцам. Они постоянно путешествовали в Европу и обратно, чтобы приобретать эксклюзивные права на популярные постановки, заключать контракты, нанимать французских, итальянских и немецких танцоров и балетмейстеров, заказывать декорации и костюмы. Вскоре Имре и Болосси стали известными продюсерами и постановщиками. Начало было положено возрождением в 1873 г. знаменитой бродвейской постановки «Черный жулик» («Black Crook»), впервые показанной еще в 1866 и считающейся первым образцом мюзикла в современном смысле. Обновленная версия Киральфи с успехом шла в театре «Сад Нибло» 18 сезонов8. Долго не сходила со сцены и постановка братьев по роману Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», известная женскими хоровыми партиями, высококлассными, сделанными в Европе декорациями, костюмами и новаторскими спецэффектами. В своих мемуарах Болосси, говоря о периоде совместной работы с братом, называл его организатором, а себя режиссером представлений. Киральфи требовали от танцоров тщательной подготовки, строгой дисциплины, пунктуальности, многочисленных репетиций. При этом Болосси писал, что «имя Киральфи означало хорошее обращение [с членами труппы] и надлежащие условия труда». За тринадцать лет они представили в Америке 17 постановок, в том числе ранее шедших

6 Cit. ex: Tenneriello S. Spectacle culture and American identity 18151940. N.Y., 2003. P. 101.

7 DNB. Vol. 31. P. 763-764.

8 Tenneriello S. Op. cit. P. 97, 101.

на европейских сценах9. Киральфи все время экспериментировали, искали новые сценические решения. Так в ходе подготовки спектакля «Эксельсиор» они сотрудничали с Томасом Эдисоном. В оформлении использовались сотни электрических лампочек, в том числе прикрепленных к костюмам и головным уборам танцоров.

В 1887 г. личные и профессиональные разногласия привели к резкому разрыву отношений между братьями. Они никогда публично не объясняли причин произошедшего, но, по-видимому, Болосси считал, что Имре ведет бизнес у него за спиной. Превратившись из партнеров в конкурентов, они продолжили заниматься тем же, но теперь поодиночке. При этом некоторые из их последующих проектов были сходными не только по сценическим приемам, но и по тематике10.

В 1887 г. Имре выступил продюсером спектакля «Падение Вавилона», шедшего на сцене под открытым небом в районе Сент-Джордж, Стейтен-Айланд. В это же время начинается сотрудничество Имре с «величайшим шоуменом» Америки Финеасом Барнумом и его компанией «Barnum and Baileys Greatest Show on Earth». В 1889 г. они совместно поставили спектакль «Нерон или падение Рима». Его исполняли на Лонг-Айленде в специально построенном открытом театре с авансценой высотой в 480 футов. Спектакль длился 90 минут, было задействовано несколько сотен артистов, четыре раза полностью менялись декорации, песни и гимны на итальянском исполнял хор из 34 человек, кордебалет включал 128 танцоров. Шоу имело огромный успех и принесло за год 1 225 000 долларов. Публика была в восторге от работы Киральфи — сотни тысяч зрителей приходили посмотреть, как падает Вавилон и горит Рим. Спектакли отличались «ошеломляющим уровнем изобретательности» и зрелищности. Объединяя самые современные технические новшества и необычные хореографические и сценические средства с сюжетами из древней истории, Киральфи, несомненно, оказал влияние на дальнейшее развитие американского театрального искусства11. Параллельно

9 Craig J. Bolossy Kiralfy, Creator of great musical spectacles: an autobiography by B. M. Barker // Dance research journal. 1990. Vol. 22. № 2. P. 35.

10 DNB. Vol. 31. P. 763-764; Tenneriello S. Op. cit. P. 97.

11 Tenneriello S. Op. cit. P. 92, 97-98; Means M. H. Imre Kiralfy meets Barnum & Bailey and the circus spec is never the same again // The Many Worlds of Circus. Newcastle, 2007. P. 3-10.

с этим Имре продолжал работать и в Европе. В «Олимпии» в 1891 г. он организовал шоу «Венеция: невеста моря» (рис. 3), в котором соединил театральную постановку, водное представление и выставку, воспроизводившую венецианские каналы, мосты и стеклодельную фабрику12.

К 1892 г. Киральфи подготовил новое шоу — «Колумб или открытие Америки», посвященное 400-летнему юбилею этого события. Представление путешествовало вместе с цирком Барнума два сезона, а в 1893 г. в Чикаго в рамках Всемирной Колумбовой выставки Имре вместе со своим сыном Чарли поставили на его основе спектакль «Америка»13 (рис. 2) в театре «Аудиториум». Это тоже был грандиозный успех, за 7 месяцев постановка принесла 900 000 долларов дохода14.

Затем Имре возвратился в Лондон, и с этого времени его жизнь была, в основном, посвящена организации разнообразных международных выставок. Он вошел в число консультантов по организации британских секций на зарубежных выставках и в этом качестве посещал Антверпен, Дрезден, Нюрнберг, Берлин, Геную, Копенгаген, Брюссель, Буффало и другие города15. Но основная его деятельность сосредоточилась в британской столице. Он арендовал и занялся перестройкой территории в районе Эрлс Корт. Здесь появилась уменьшенная версия чикагского «Белого города» — колесо обозрения, парк развлечений и выставочный павильон в индийском моголь-ском стиле окружали живописные сады и озера. По ночам территория освещалась электрической иллюминацией.

В 1895 г. Киральфи с партнерами основал компанию «London Exhibitions Ltd», которая в последующие два десятилетия доминировала в деле организации выставок. Исследователь Дж. Маккензи отмечает, что сам Имре Киральфи оставался отчасти теневой фигурой, хотя публикации в прессе оставляют совершенно противоположное впечатление16. Когда

12 Venice the bride of the Sea. A grand historic and romantic spectacle and aquatic pageant. L., 1891.

13 America. Imre Kiralfy's grand historical spectacle. Chicago, 1893.

14 Means M. H. Op. cit. P. 3-10; DNB. Vol. 31. P. 763-764. Подробнее об этой и других американских постановках И. Киральфи см.: Tenne-riello S. Op. cit. P. 91-106, 111-115.

15 DNB. Vol. 31. P. 763-764; Tenneriello S. Op. cit. P. 117.

16 MacKenzie J. M. Propaganda and Empire: Manipulation of British Public Opinion, 1880-1960. Manchester, 1984. P. 102.

в том же 1895 г. году открылась Индийская имперская выставка (рис. 4), сверкающий «самоуверенной улыбкой» Киральфи лично провел по экспозициям корреспондента газеты «The Sketch», восхитившегося абсолютной трансформацией Эрлс Корта, которую «гениальный мистер Киральфи произвел своим магическим прикосновением»17. Копии индийских дворцов и храмов, восточные базары, «живые экспонаты» — занятые на выставке туземцы, восточные гастрономические угощения, таксидермические скульптуры обитателей джунглей и многое другое перекликается или даже прямо копирует индийские экспозиции Колониальной и Индийской выставки 1886 г. в Лондоне. Тематика выставка Киральфи ограничена исключительно Индийской империей, но в ней больше зрелищности и технологичности: тысячи электрических ламп, мощные динамо-машины и самые современные строительные материалы18. Эрлс Корт был открыт для посетителей с мая по октябрь — в течение светского сезона, — что являлось стандартным периодом работы международных выставок. В открывшемся здесь же театре «Императрица», вмещавшем 6 тыс. зрителей, давалось по два спектакля ежедневно. Киральфи превратил выставочное дело в прибыльный бизнес. В сотрудничестве с железнодорожными компаниями организовывались экскурсии, имелись абонементы и различные скидки на входные билеты. Перемежавшие выставочные залы аттракционы и кафе побуждали посетителей провести в Эрлс Корте целый день19.

В последующие годы престижные международные выставки сменяли друг друга. Также заметим, что в конце 1890-х гг. Имре стал франкмасоном и начал тесно сотрудничать с Британской имперской лигой20. Последнее без сомнения сказалось на тематике и идейной подоплеке его выставок. Почти ежегодно следовали одна за другой экспозиции на имперскую тематику: Индия, Цейлон, Борнео и Бирма в 1896 г. (рис. 5), Юбилейная в 1897 г., Выставка Более Великой Британии в 1899 г. Каждую из них сопровождали грандиозные театральные спектакли. Автором либретто и постановщиком разумеется выступал сам Киральфи. Так, например, в 1895 г. это была постановка «Индия». Судя по содержанию либрет-

17 The Sketch. 1895. May 22. P. 209.

18 Ibid.

19 Tenneriello S. Op. cit. P. 121.

20 DNB. Vol. 31. P. 763-764.

то, она представляла собой эклектичную выборку сюжетов из истории Индии от Акбара Великого до современности21. А день открытия Выставки Более Великой Британии сопровождало шоу «Дикая Южная Африка» — яркая реалистичная репрезентация первобытной жизни черного континента. Сама выставка была преимущественно собранием колониальной продукции, а зрелище, показанное публике в театре «Императрица», — это орда дикарей, прямо из их краалей, включавшая 200 матабеле, басуто, свази, готтентотов, капских и трансваальских буров вместе с принцем Лобенгулой, взятым в плен во время войны с мотабеле22.

В 1898 г. Киральфи вернулся на сцену США, поставив в Мэдисон-Сквер-Гарден шоу «Наши морские победы — американский морской спектакль». Тематика была уже привычная, только в данном случае воспевался имперский статус Америки. Подобные военно-морские представления стали популярны в то время в европейских городах. Демонстрировались ключевые моменты испано-американской войны. Задействованные в постановке офицеры линкора «Техас» воссоздавали сцены блокады Кубы и тактические маневры по захвату Ма-нильского залива23.

Некоторые организованные Киральфи выставки были более узкими по тематике, хотя неизменно отражали запросы общества. Так в 1900 г. в Эрлс Корте состоялась Женская выставка24, а в 1901 г. — Военная выставка (рис. 6, 7). Последняя проходила в обстановке патриотического подъема и всеобщего интереса к армейской и флотской теме в связи с событиями англо-бурской войны. Не менее актуальным был и сопутствующий спектакль, посвященный обстоятельствам освобождения иностранных миссий в ходе восстания ихэтуаней в Китае25. Весьма показательно, что именно в 1901 г. Киральфи был удостоен британского подданства26.

21 Empire of India Exhibition. libretto and official guide. L., 1895. P. 21-56.

22 MacKenzie J. M. Imperialism and popular culture. Manchester, 1986. P. 97.

23 MacKenzie J. M. Propaganda and Empire... P. 102; Tenneriello S. Op. cit. P. 119.

24 Women's exhibition. Guide. L., 1900.

25 Подробнее о Военной выставке см. Антонова Л. В., Дронова Н. В. Британский милитаризм и общество: военные выставки 1901 года в Лондоне // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 4 (20). С. 56-66.

26 DNB. Vol. 31. P. 763-764.

Со временем его проекты стали слишком грандиозны для Эрлс Корта. В 1904 г. Киральфи приостановил действие своего контракта с «London Exhibitions Ltd» в качестве управляющего директора и больше не имел отношения к выставкам в Эрлс Корте, хотя и остался главой самой компании27. С помощью своего сына он начал планировать сооружение большого «Великого белого города» в районе Шепердс-буш в западном Лондоне. Законченный в сравнительно короткие сроки, он открылся в 1908 г. На 120 акрах разместилось более 100 выставочных зданий и 20 павильонов для стран-участниц. Большинство строений были возведены из стали и бетона и украшены лепными куполами и арабесками в восточном дворцовом стиле. К 1911 г. их дополнили чайные и сигаретные киоски и 17 ресторанов28.

Первую Франко-Британскую выставку 1908 г. (рис. 8) посетили 8 млн человек, в том числе король Эдуарда VII и президент Франции Арман Фальер. Попавшие на нее в день открытия вынуждены были пробираться через море грязи и обходить строительные леса. Многие выражали недовольство работой организаторов и остались под впечатлением, что «Белый город не такой уж и белый». Однако во многом причиной этого была плохая погода и осматривавшие выставку позже были довольны. «Мистер Киральфи знает свою публику», — писала «The Times», и его публика, по словам газеты, приходила на выставки не ради просвещения, а ради аттракционов и зрелищ29.

28 октября 1908 г. на устроенном в честь Киральфи званом ужине особо подчеркивалось, что коммерческая составляющая Франко-Британской выставки и финансовый успех не столь важны как ее роль в укреплении связей между двумя странами. Значение англо-французского союза в контексте политической ситуации в Европе прекрасно осознавалось современниками. Вице-президент выставочной комиссии граф Г. Шантон де Бри-ай даже заметил, что успехи Э. Грея в переговорах с другими великими державами касательно ситуации на Балканах, где в это время разворачивались события Боснийского кризиса, напрямую связаны с укреплением дружеских отношений между Британией и Францией благодаря выставке30. Там же в специаль-

27 The Times. 1904. January 12. P. 10.

28 Tenneriello S. Op. cit. P. 120.

29 The Times. 1909. May 21. P. 11.

30 The Times. 1908. October 29. P. 11.

но построенном стадионе в том же году прошли Олимпийские игры. Это был зенит карьеры Имре Киральфи, которого признавали гениальным импресарио и экспозиционером31.

С 1908 по 1914 г. в «Белом городе» прошла серия двусторонних и многосторонних выставок, которые отмечали значимые торговые и дипломатические соглашения. За Франко-Британской выставкой в 1909 г. последовала Международная имперская выставка. В ней участвовали союзники Британии по Антанте — Россия и «Франция, но также Италия, Голландия, Персия, Дания и Австрия32. В 1910 г. состоялась Англо-Японская выставка, ознаменовавшая важное торговое соглашение между странами. Коронационная выставка 1911 г. была приурочена к коронации Георга V и посвящена традиционной имперской тематике. Латино-Британская выставка 1912 г. продемонстрировала перспективность трансатлантического сотрудничества с Аргентиной и Бразилией. В 1914 г. здесь прошла последняя международная выставка — Англо-Американская. Начавшаяся война положила конец деятельности Киральфи как экспозиционера. В «Белом городе» разместились площадки для тренировки новобранцев, центр медицинской инспекции и завод по производству самолетов, хотя стадион продолжал работать и позже33.

Имре Киральфи умер от сердечного приступа 27 апреля 1919 г. в отеле «Бэдфорт» в Брайтоне в возрасте 74 лет, будучи богатым и знаменитым в Европе и Америке. В 1924 г. его прах был перевезен в семейный склеп на кладбище Гринвуд в Нью-Йорке34.

Имре Киральфи, несомненно, внес большой вклад в развитие американского и европейского театрального искусства. Созданные им как совместно с братом, так и в одиночку, спектакли соединяли танец, музыку, новаторские эксперименты с реквизитом, светом и водой в невероятные по масштабам шоу. В то же время, уделяя огромное внимание внешней составляющей всего действа, Имре не пренебрегал и содержанием представления. В его поздней работе, связанной с организацией выставок, идейное содержание мероприятий стояло на одном

31 DNB. Vol. 31. P. 763-764.

32 The Times, May 21, 1909. P. 11.

33 The Times. April 29. 1919. P. 9; Tenneriello S. Op. cit. P. 120.

34 The Times. April 29. 1919. P. 9; DNB. Vol. 31. P. 763-764.

уровне с развлекательной и коммерческой составляющей.

Именно проведение под его руководством выставок, прославлявших единство, богатство, экономическую и военную мощь

Британской империи, принесло ему наибольшее признание

современников.

Источники

America. Imre Kiralfy's grand historical spectacle. Chicago, 1893.

Empire of India Exhibition. Libretto and official guide. L., 1895.

Military Exhibition. Guide and catalogue. L., 1901.

Official catalogue and guide of the Empire of India and Ceylon exhibition. L., 1896.

Official catalogue and guide of the Empire of India and Ceylon exhibition. L., 1896.

The Franco-British exhibition. Official souvenir. L., 1908.

The Stage. 1919. May 1.

The Times. 1904. January 12; 1908. October 29; 1909. May 21; 1919. April 29.

Venice: the bride of the Sea. A grand historic and romantic spectacle and aquatic pageant. L., 1891.

Women's exhibition. Guide. L., 1900.

Литература

Антонова Л. В., Дронова Н. В. Британский милитаризм и общество: военные выставки 1901 года в Лондоне // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 4 (20). С. 56-66.

Craig J. Bolossy Kiralfy, creator of great musical spectacles: an autobiography by B. M. Barker // Dance research journal. 1990. Vol. 22. № 2. P. 34-37.

MacKenzie J. M. Imperialism and popular culture. Manchester, 1986.

MacKenzie J. M. Propaganda and empire: manipulation of British public opinion, 1880-1960. Manchester, 1984.

Means M. H. Imre Kiralfy meets Barnum & Bailey and the circus spec is never the same again // The many worlds of circus / Ed. by R. Sugarman. Newcastle, 2007. P. 3-10.

Oxford dictionary of national biography. Volume 31. N. Y., 2004.

Tenneriello S. Spectacle culture and American identity 1815-1940. N. Y., 2003.

Антонова Лидия Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: antonova.lidia.24@ yandex.ru.

Imre Kiralfy — Showman, Impresario, Expositioner

The article is dedicated to Imre Kiralfy (1845-1919), an impresario, well-known on both sides of the Atlantic, director of large-scale theatrical performances and organizer of international exhibitions, whose biography has not previously been the subject of Russian-language publications. Based on various sources (articles in the press, theater programs, exhibition catalogs, etc.), as well as a number of English-language scientific publications, the main milestones in the life of I. Kiralfy, the circumstances of his cooperation with his brother Bolossi and the famous American showman F. Barnum are set out.

Particular attention is paid to the activities of I. Kiralfy in the 1890s — early XX century in London, where he organized a series of thematic exhibitions. In a peculiar form they were broadcasting the British imperial idea. In 1895 Kiralfy reopened London's Earl's Court with the Empire of India Exhibition. Then prestigious international exhibitions followed here annually. By 1908 he moved its exhibition activities to the vast Great White City at Shepherd's Bush where a number of exhibitions were held up until 1914. These exhibitions celebrated the unity, wealth, economic and military strength of the British Empire and brought Kiralfi the greatest recognition of his contemporaries.

Key words: Imre Kiralfy, Bolossi Kiralfy, theater, international exhibitions in London, British Empire.

Lidia Antonova, Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of the Department of World History and Area Studies (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: antonova.lidia.24@yandex.ru.

References

Antonova L. V., Dronova N. V. Britanskij militarizm i obshchestvo: voen-nye vystavki 1901 goda v Londone // Vestnik gumanitarnogo obra-zovaniya. 2020. № 4 (20). S. 56-66. Craig J. Bolossy Kiralfy, creator of great musical spectacles: an autobiography by B. M. Barker // Dance research journal. 1990. Vol. 22. № 2. P. 34-37.

MacKenzie J. M. Imperialism and popular culture. Manchester, 1986. MacKenzie J. M. Propaganda and empire: manipulation of British public

opinion, 1880-1960. Manchester, 1984. Means M. H. Imre Kiralfy meets Barnum & Bailey and the circus spec is never the same again / The many worlds of circus / Ed. by Sugarman R. Newcastle, 2007. P. 3-10. Oxford dictionary of national biography. Volume 31. N.Y., 2004. P. 763-764. Tenneriello S. Spectacle culture and American identity 1815-1940. N. Y., 2003.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

35 Empire of India exhibition. Libretto and official guide. L., 1895.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49

36 America. Imre Kiralfy's grand historical spectacle. Chicago, 1893.

50

Рис. 3. Обложка либретто спектакля «Венеция: невеста моря»,

1891 г.37

37 Venice the bride of the Sea. A grand historic and romantic spectacle and aquatic pageant. L., 1891. P. 49.

У J С Jm LrJt^J Ç □ PV RIGHT Ef> BY lHt LiJfH UDN £* HlSl T l(JN3, LTD,

Рис. 4. Обложка путеводителя по выставке Индийской империи и либретто к спектаклю «Индия», 1895 г.38

38 Empire of India exhibition. Libretto and official guide. L., 1895.

52

39 Official catalogue and guide of the Empire of India and Ceylon exhibition. L., 1896.

40 Military exhibition. Guide and catalogue. L., 1901.

54

41 Military exhibition. Guide and catalogue. L., 1901.

42 The Franco-British exhibition. Official souvenir. L., 1908.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.