Научная статья на тему 'ИМПРИНТЫ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИМПРИНТЫ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА / ИМПРИНТ / МИСИЯ И ЦЕННОСТИ ИМПРИНТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярцева Елена Яковлевна

Статья посвящена роли и месту импринтов в организационно-управленческой структуре крупных издательств.Рассмотрены основные импринты, входящие в структура ООО «Издательство Эксмо», их миссия, тематика выпускаемой литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ярцева Елена Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPRINTS IN PUBLISHING

The article is devoted to the role and place of imprints in the organizational and managerial structure of large publishing houses.The main imprints included in the structure of LLC "Eksmo Publishing House", their mission, the subject of the published literature are considered.

Текст научной работы на тему «ИМПРИНТЫ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 655.561

ИМПРИНТЫ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ярцева Елена Яковлевна,

старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена роли и месту импринтов в организационно-управленческой структуре крупных издательств.Рассмотрены основные импринты, входящие в структура ООО «Издательство Эксмо», их миссия, тематика выпускаемой литературы.

Ключевые слова: издательская группа, импринт, мисия и ценности импринта.

Annotation. The article is devoted to the role and place of imprints in the organizational and managerial structure of large Publishing houses.The main imprints included in the structure of LLC "Eksmo Publishing House", their mission, the subject of the published literature are considered.

Keywords: publishing group, imprint, mission and values of the imprint..

Постановка проблемы. С появлением независимого государства Российской Федерации в развитии отечественного издательского дела начинается новый исторический период, повлекший за собой разрушение старой системы книгоиздания. В течение 90-х годов XX века в России сложилась новая, принципиально отличная от предшествующего периода система издательств и издающих организаций разных форм собственности, которая, несмотря на экономический и социальный кризис, оказалась достаточно устойчивой.

Государственные издательства достаточно быстро уступили свои позиции молодым негосударственным издательствам, так как не смогли перестроиться, несмотря на смену репертуара. В апреле 1991 г. вышло постановление правительства Российской Федерации о выдаче лицензий на издательскую деятельность. Этот период официально считается началом формирования негосударственного сектора книгоиздания в России. Если в начале 90-х годов формирование новой издательской системы носило стихийных характер, то во второй половине 90-х голов сама структура упорядочивается. При этом она особо не отличается от общемировой модели, когда наряду с мелкими издательствами существуют издательства-монополисты. В этот период в России выделяют группу крупнейших издательств страны: «АСТ», «ЭКСМО-Пресс», «Терра», «Дрофа» и единственное государственное издательство - «Просвещение». Согласно данным государственной статистики во второй половине 90-х годов монополистами на книжном рынке России становятся именно молодые частные издательства. Выпуском литературно-художественных изданий преимущественно занимаются негосударственные издательства «АСТ», «Эксмо», «Олма-Пресс». Фактически произошла монополизация книжного рынка несколькими крупными издательскими группами.

Монополизация книжного рынка происходит вследствие усиления конкуренции, крупные издательства «поглощают» мелкие и средние, создавая «издательские группы». Издательская группа представляет собой холдинг, в который объединены, с одной стороны предприятия (издательства), имеющие свободные денежные средства, с другой -предприятия (издательства), нуждающиеся в инвестициях или других заемных средствах.

Примером такой группы в России стала издательская группа «Эксмо-АСТ». В 2012 г. в отношении издательства «АСТ» начинается расследование по неуплате налогов, и в 2013 г. Олег Новиков, руководитель ООО «Издательство «Эксмо», выкупает акции «АСТ». К моменту приобретения ценных бумаг, издательство «АСТ» находилось на грани банкротства, поэтому его приобретение возлагало большую ответственность на руководителя «Эксмо». В результате переговоров с сотрудниками «АСТ», было принято

решение о проведении внутренней антикризисной политики на базе издательства «АСТ», его финансовой реструктуризации и изменения корпоративной культуры [2].

С течением времени стало понятно, что данное решение позволило сохранить и упрочить позиции обоих издательств. На базе издательской группы «Эксмо-АСТ» произошло деление издательства на импринты, которые только укрепили структуру и облегчили выстраивание взаимосвязей в издательстве. При делении издательств на импринты было принято управленческое решение опираться на редакторов, которые отвечают каждый за своё направление, что позволяет выпускать книги под конкретную целевую аудиторию. В настоящее время такое деление используется во многих крупных издательствах России [4]. Однако, вопросы, связанные с понятием и функциями импринтов, еще недостаточно раскрыты в профессиональной литературе.

Целью статьи является изучение импринтов издательств как самостоятельных подразделений в крупном издательстве, имеющих свой бренд и специализирующихся на конкретном жанре.

Для достижения поставленной цели в работе раскрывается сущность понятия «импринт»; дается характеристика известных импринтов ООО «Издательство Эксмо».

Изложение основного материала. Импринт представляет собой подразделение в крупном издательстве, имеющее свой бренд и специализирующееся на конкретном жанре. Несмотря на то, что импринты входят в структуру издательских групп, они самостоятельно формируют собственную издательскую политику: какие издания, в каких количествах и как их выпускать. Они могут конкурировать внутри одного издательства с другими импринтами, т.к. их некоторые издания или серии ориентированы на одну читательскую аудиторию. Импринты, как и торговые марки проводят ребрендинг, например, в 2017 г. импринт издательства «Эксмо» «Эксмо Non-Fiction» изменил свое название и стилистику и теперь называется «БОМБОРА». Ребрендинг провели с целью большей узнаваемости и выхода на другие рынки сбыта.

Понятие «импринт» не имеет устоявшегося определения. Если рассматривать практическую сторону вопроса, то крупные издательства называют свои подразделения в зависимости от структуры самого издательства. Импринты возникают в результате поглощения одним издательством других. Также импринты появляются в издательстве, которое само по отношению к другому издательству является импринтом. Примером может служить импринт «БОМБОРА» в ООО «Издательство «Эксмо», у которого в дальнейшем в структуре появилось три импринта («Хлеб&Соль», «Одри», «Арте») [1].

В ООО «Издательство «Эксмо» импринты объединены в редакции или дивизионы:

- художественная литература (современна проза; остросюжетная литература, включая женские, интеллектуальные и авантюрные детективы; отечественная и зарубежная фантастика. В состав входят импринты: «ГрандМастер», «Комильфо», «fanzon», «Like Book»);

- нон-фикшен литература (научно-популярная литература, путеводители, кулинарные книги, книги по воспитанию, здоровью, саду и огороду, бизнесу и саморазвитию. Данный дивизион представляют импринты «Бомбора», «Одри», «Арте», «Хлеб&Соль»);

- детская и подростковая литература (от развивающих изданий для родителей и самых маленьких до современной художественной литературы сегмента Young Adult. Сюда входят импринты: «Эксмодетство», «ИД Мещерякова», «Freedom»).

Редакторы редакций, на базе которых были сформированы дивизионы, были назначены руководителями этих дивизионов и на их плечи легли новые обязанности, кроме работы, с авторами и текстами. И как следствие, - необходимость знания менеджмента и маркетинга для того, чтобы принять эффективное управленческое решение, разработать стратегию развития, использовать в деятельности дивизиона современные издательские стратегии, что в своей совокупности позволит выйти на новый уровень развития и принесет прибыль.

Рассмотрим импринты ООО «Издательство Эксмо».

Импринт «Комильфо». Издательство «Комильфо» основано в 2007 г. За годы работы оно выпустило несколько тысяч наименований отечественных и зарубежных комиксов. Миссия «Комильфо» - сделать комиксы доступными для каждого и знакомить российского читателя с лучшими новинками мировых комиксов и шедеврами среди графических работ.

Импринт «Комильфо» ежегодно выпускает более ста интересных проектов, среди которых переводные комиксы Marvel о Дэдпуле, «Звездные войны», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Скот Пилигрим», «Rick and Morty» (вошел в топ продаж января 2018 г.), «Мимимишки».

Высокий профессионализм, строгий контроль за отбором материала, современный дизайн, ориентир на юных читателей лежит в основе деятельности импринта.

Импринт «fanzon». В начале августа 2016 г. издательство «Эксмо» открыло новый импринт - «fanzon», который независим в определении собственной редакционной политики и предлагает читателям фантастическую литературу от лучших мировых авторов.

Руководит издательством Григорий Батанов, работавший с книгами таких авторов фантастики, как Филип Дик, Терри Пратчет, Роджер Желязны и многих других. Главный редактор «fanzon» Наталья Горинова.

Миссия импринта - не просто тщательно отобрать лучшее из лучшей мировой фантастической прозы, но и вернуть фантастике статус Большой Литературы, объединив усилия вместе с талантливыми переводчиками и художниками оформителями. Издательство ставит своей целью сделать бренд гарантом качества, чтобы книги с логотипом «fanzon» пришлись по вкусу фанатам Шекли и Гаррисона, Толкиена и Пратчетта, Стругацких и Бредбери.

На сегодняшний день импринт предлагает книжные серии:

- «Fanzon. Наш выбор». Серия включает 20 произведений следующих авторов: Фонда Ли, Том Светерлич, Марк-Уве Клинг, Леви Тидхар, Ричард Кадри, Марта Уэльс, Ребекка Куанг, Кристофер Браун и другие.

- «Fantasy World». Серия избранных произведений авторов современного зарубежного фэнтези. В серии выходят как переиздания лучших циклов известных авторов, так и новинки, впервые издающиеся на русском языке. Ранее все книги издавались в серии в одном оформлении. Позже для произведений, впервые издающихся на русском, была выделена подсерия «Fanzon.neo Фэнтези» без суперобложек. Первое издание в данной серии - трилогия Джо Аберкромби «Первый закон». Также в серию включены произведения Стивена Дональдсона, Марлона Джеймса, Сета Дикинсона, Р. Скотта Бэккера, Лео Кэрью, Н.К. Джемисина, Патрика Ротфусса, Тэда Уильямса. Изданий в серии:24.

- «SCI-FI Universe». Лучшая новая научная фантастика». Серия современной научной фантастики и космооперы, в рамках которой выходят как культовые на Западе тексты, так и громкие дебюты, завоевавшие признание критиков и читателей, ранее не издававшиеся на русском языке. В серии 28 изданий, которые представлены авторами: Грег Бир, Юн Ха Ли, Стивен Эрикон, Ким Стенли Робинс, Лю Цысинь, Шон Дэнкер, Дженнифер Фэнер Уэлс, К. Б. Уэджерс, Нил Стивенсон, Бекки Чамберс, Пол Макоули, Адриан Чайковски. В планах издательства: Баошу «Возрождение времени».

- «SCI-FI Universe. Кинофантастика». В рамках данной серии «fanzon» переиздает романы цикла «Пространство». В серию входят 5 книг Джеймса Кори.

- «Большая фантастика». Серия посвящена авторам, пишущим на стыке жанров. В нее входят не только новинки интеллектуальной переводной фантастики, но и переиздания лучших произведений жанра прошлых лет. В ближайших планах на издание - роман Майкла Суэнвика «Полет Феникса» и три книги Кристофера Приста из цикла «Архипелаг Грез». На данный момент в серию входят 39 книг авторов: Чайны Мьевиль, Кристофера Приста, Сильвена Невеля, Майкла Суэнвика, Джефа Вандермеера, Паоло Бачигалупи и других.

- «Firefly». Представляет собой русскоязычный перевод оригинальной серии Firefly и на данный момент включает издания: Джеймс Лавгроув, Ненси Холдер «Чертов герой» и Джеймс Лавгроув «Великолепная девятка».

Также импринт «fanzon» выпустил книжные серии: «Комиксы. Фантастические вселенные», «Комиксы. Современная классика», «Комиксы. Кино» [3].

Импринт «Freedom» - молодой импринт издательства «Эксмо» в сегменте молодежной литературы. Руководит импринтом Дарья Кузнецова. Издательство выпускает антиутопии, фэнтези, триллеры, современную премиальную и романтическую прозу от лучших зарубежных авторов. Целевая аудитория импринта -

старшекурсники/студенты в возрасте 15-20 лет. Миссия «Freedom» - свобода мечтать, размышлять, выражать себя и читать то, что нравится. Свобода быть любым!

Издательство выпустило книги: Джули Бери («Нежная война»), Рейчел Липпинкотт, Микки Дотри, Тобиас Иаконис («В метре друг от друга»), Тери Тери («Эффект пустоты»), Эмма Скот («A Five-Minute Life»), П. М. Фристоун («Цветок тьмы»), Эмили Сувада («Эта смертельная спираль», «Этот жестокий замысел»), Кристина Риччио («Начать всё сначала»), Рейчел Хартман («Серафина)», Виктория Авеярд («Алая королева», «Стеклянный меч», «Клетка Короля»), Джули Кагава («Рождение дракона»), Кортни Коул («Ноктэ», «Верум», «Люмен») и много других и много других.

«Эксмодетство» - это издательство детской и подростковой литературы. Выпускает развивающие книги, сказки, произведения отечественной и зарубежной классики, бестселлеры современной прозы для детей и подростков, обучающие пособия в помощь дошкольникам и ученикам, энциклопедии, подарочные издания, книжные проекты по популярным мультимедийным франшизам. Читательская аудитория представлена возрастной категорией от 0 до 18 лет.

Миссия - привить любовь к чтению и подарить детям радость! Девиз: «Наши книги для счастливого детства! » [6, www]. Директор «Эксмодетство» - Людмила Кондрашова.

Популярные серии импринта: «Детская библиотека», «Золотое наследие», «Классика», «Книги - мои друзья», «Книги с иллюстрациями тони Вульфа и Мэта Вульфа», «Ломоносовская школа», «Самые любимые книжки», «Окошки для малышей», «Основы дошкольных знаний. Годовой курс обучения (с карточками)», «Приключения кота-детектива», «Холли Веб. Добрые истории о зверятах. Мировой бестселлер», «Лес дружбы. Волшебные истории о зверятах», «Русские сказки (Подарочные издания)», «Снежные истории о доброте и чудесах», «Звездные войны. Раскраски, игры, наклейки», «Изадора Мун. Приключения очень необычной девочки», «Светлячок. Занимаемся с мамой», «Некогда скучать», «Правильное чтение», «Уолт Дисней. Нерасказанные истории» и другие.

Выпуск серии «Уолт Дисней. Нерасказанные истории» был приурочен к появлению в кинотеатрах фильма «Малефисента». Затем серия расширилась другими сказками, вышедшими на экран. На сегодняшний день в серии насчитывается 29 изданий: Элизабет Рудник «Заклятие Малефисенты. История спящей красавицы», «Малефисента. Владычица тьмы», «Малефисента. История истинной любви», «Алладин», «Земля будущего», «Золушка», «Золушка. История одной мечты», «Красавица и Чудовище. Сила любви», «Пираты Карибского моря. Мертвецы не рассказывают сказки», «Холодное сердце. Другая история любви»; Холли Блэк «Малефисента. Сердце вересковых топей», Грейс Лин «Мулан. Герой из рода цветов», Джен Калонита «Холодное сердце. Закрой все чувства на замок», Алина Кускова «Последний богатырь», Серена Валентино «Всех прекрасней. История Королевы», «Чудовище. История невозможной любви» и другие. Все книги серии вышли в твердой обложке.

Серия книг «Некогда скучать» состоит из развивающих книг авторов: А.Г. Леонович «Учимся определять время по часам», «Решаем логические задачи»; О. Самордак «Готовим руку к письму», «Учимся писать печатные буквы», «Учимся писать цифры и буквы»; О. Галецкая «Развиваем память и мышление», «Развиваем мышление и речь»; К. Мовчанский «Учимся читать», «Читаем слова и предложения»; Т. Мазаник «Учимся считать», «Считаем и решаем» и другие.

Помимо серий, издательство выпускает много других внесерийных изданий: Ганс Христиан Андерсен «Лучшие сказки», «Самые красивые сказки Г.-Х. Андерсена»; А.С. Пушкин «Сказки», Джанни Родари «Сказки по телефону» и другие [6].

Импринт «БОМБОРА». Ранее этот импринт назывался «Эксмо Non-fiction», но в 2017 г. был проведен ребрендинг и появилось новое название «БОМБОРА».

«Книжный рынок - это океан. Читатели скользят по информации, как по волне, двигаясь к своей цели. Так появилась метафора - серфинг. И имя бренда - «БОМБОРА». Слово «бомбора» серфингисты переняли у аборигенов Австралии, оно означает волна мечты, на которой исполняются самые удачные трюки. Девиз: «БОМБОРА» - твой проводник в книжном океане» [1 www].

Главный редактор «БОМБОРЫ» - Рамиль Фасхутдинов.

В 2018 г. импринтом было выпущено 959 наименований книг, они работают с 916 авторами. Импринт выпускает книги по 16 тематическим направлениям и состоит из 4-х отделов: отдел кулинарии, религии, эзотерики, научно-популярной и компьютерной литературы; отдел дома, сада, здоровья и хобби; отдел психологии, моды, стиля и красоты; отдел туризма, автодела, спорта и бизнес-литературы.

Разнообразие выпускаемой издательской продукции повлекло за собой появление внутри «БОМБОРЫ» трех импринтов: «ХлебСоль», «Одри» и «Арте».

Импринт «Хлеб&Соль».Девиз: «Книги, которые делают жизнь вкуснее!» [1 www]. Занимает лидирующую позицию на рынке кулинарных книг. Авторами книг являются мировые гастрономические эксперты и знаменитые food-блогеры. Среди авторов импринта - фуд-блогер с 13-летним стажем Ирина Чадеева, Виктория Мельник и амбассадор скандинавской кухни Аурель Бронте.

Импринт «Одри».Девиз: «Must have для тех, кто хочет быть в тренде!» [1 www].

Импринт «Одри» выпускает книги известных стилистов, бьюти-блогеров, психологов, визажистов и икон стиля. Это одно из самых богатых на звездных авторов направлений. Популярнейший блогер Елена Крыгина, топ-стилист Александр Рогов, легендарная Бобби Браун, королева «искр радости» Мари Кондо, Лиза Элдридж и girlboss Софи Аморузо делятся своими секретами.

Импринт «Арте». Девиз: «Чувство прекрасного!» [1 www].

Занимается выпуском канцелярских товаров (блокноты, альбомы, скетчбуки), на которых изображены иллюстрации Евгении Гапчинской, шедевры Винсента Ван Гога, Фриды Кало и минималистичные дизайны крафтовых серий [1].

Импринт «Like Book». Издательство «Like Book» появилось в 2016 г. и выпускает книги о молодых и для молодых читателей.

Миссия «Like Book» заключается в том, чтобы не просто привнести нечто новое на российский рынок, но и помочь молодому поколению отыскать то, что будет ему знакомо и близко. Цель импринта - вместе с авторами попытаться ответить на вопросы, беспокоящие читателей young-adult литературы. Ведущий редактор - Алина Зальнова.

Книги ориентированы на читателей 14-25 лет.

Во флагманской серии Young & Free первыми вышли книги «За Радугой» молодой голландской писательницы Соломоники де Винтер и «Девятая жизнь Луи Дракса» англичанки Лиз Дженсен.

Выпускаются абсолютно разные книги: от излюбленной классики («451 градус по Фаренгейту», «Над кукушкиным гнездом», «Цветы для Элджернона» и другие) до необычных и непростых книг про молодое поколение («За радугой», «Девятая жизнь Луи Дракса», «Счастливые девочки не умирают», «Хикикомори» и другие). Помимо отдельных произведений «Like Book» выпускает серии книг: «Правильные книги», «Young Adult. Инстахит. Та самая Сабина Рейн», «Young Adult. Когда ты рядом. Романы о любви Эбигейл Джонсон», «Young Adult. Кинообложка», «Young Adult. Жизнь как популярный сериал», «Young Adult. Жаркий французский поцелуй», «Young Adult. Коллекционируй лучшее. Романтика», «Young Adult. Легендарные книги», «Young Adult. Свой характер. Кристина Гептинг», «Young Adult. Стук наших сердец. Романы о любви», «Хроники теней. Романы Полы Брекстон» [6].

Импринт «ГрандМастер». Начал свою работу в 2017 г. Издательство ориентировано на выпуск лучших произведений мировой остросюжетной, исторической и общественно-политической прозы и интеллектуальной публицистики. Девиз: «Книги для искушенного читателя!» [6 www].

Главный редактор издательства - Евгений Соловьев.

Перед запуском в печать книги проходят жесткий контроль, чтобы соответствовать требованиям и запросам самого взыскательного и искушенного читателя. Издательство выпустило серии: «Грандмастер психологического триллера», «Грандмастер исторического детектива», «Грандмастер исторического романа», «Грандмастер острого сюжета», «Интеллектуальная публицистика. Лучшее», «Легенда мирового детектива», «Шок-триллер, роман-парадокс», «Кибертриллер», «Питер Джеймс. Убийственно крутой детектив», «Детектив-бестселлер XXI века», «Дэвид Болдаччи. Гигант мирового детектива», «Премьера отечественного блокбастера», «Джонатан Келлерман. Детективы профессора психологии», «Триллер высокого напряжения» и другие [6].

Импринт «ИДМещерякова» (ИДМ) - это книжное издательство, основанное в 2005 г. Директор - Вадим Мещеряков. ИДМ выпускает книги для широкой аудитории, акцентируя внимание на литературе для детей и подростков. Диапазон изданий охватывает книжки-картинки для малышей, современную литературу для детей и подростков, классику, исторические романы, детективы, качественный нон-фикшн.

Импринт известен сериями книг: «БИСС (Большое иллюстрированной собрание сочинений)», «Пифагоровы штаны», «Книга с историей», «Малая книга с историей», «Переживая заново», «Вовка с хвостиком», «Проект «Пингвины», «Отражения», «У тебя будет своя сказка», «Детективное агентство «Соседи», «Такие вот истории», «Роман с историей. Продолжение», «Классики нельзя бояться», «Очень добрая книга», «Детективы Вилмоша Кондора», «Волшебный ларец», «Детектив с хвостом», «Настроение: Подросток», «Сестры-вампирши», «Приключения доктора Дулиттла» и другие.

Выводы. Основными экономическими целями издательств в настоящее время являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков сбыта, удовлетворение потребностей сотрудников. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Роль этого фактора усиливается тем, что с государства снимается ответственность за обеспечение предприятий материалами и сырьем, сбыт продукции, уровень заработной платы. В условиях рыночной системы хозяйствования государство не руководит работой издательств.

Сегодня проблему эффективности производственно-хозяйственной деятельности крупных издательств невозможно успешно решить без создания рациональной организационной структуры, в состав которых входят импринты. Именно импринты позволяют издательствам наилучшим образом удовлетворять требования рынка, т.к. они самостоятельно формируют собственную издательскую политику: какие издания, в каких количествах и как их выпускать; и несут ответственность за результаты своей деятельности.

Список литературы:

1. БОМБОРА - Текст: электронный: сайт // БОМБОРА. - Москва, 2005 - URL: https://bombora.ru/howitworks/ - Текст: электронный.

2. Жохова А. Царь горы книг: как издательство «Эксмо» поглотило конкурентов из АСТ / А. Жохова - Текст: электронный. // Forbes: [сайт]. - URL :http://www.forbes.m/kompanii/intemet-telekom-i-media/251457-tsar-gory-knig-kak-izdatelstvo-eksmo-poglotilo-konkurentov?page=0,0.

3. Лаборатория фантастики: // Лаборатория фантастики: [сайт].- URL: https://fantlab.ru/series7928 Текст : электронный.

4. Молния О. Как Олег Новиков построил крупное издательство в голодных 90-х / О. Молния. - Текст: электронный // Корпоративный менеджмент: [сайт]. - 2017. - URL: https://staff-online.ru/oleg-novikov-izdatel-eksmo-jena-foto/.

5. Управление издательской деятельностью: учебное пособие / В.Б. Лукин, В.В. Атаман, Н.А. Панова, Н.С. Зюков; под общ. ред. В.Б. Лукина; Московский государственный университет печати. - Москва: МГУП, 2012. - 254 с.: ил. ;- Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.