Научная статья на тему 'Импортозамещение в условиях кризиса экономики России: финансовый аспект'

Импортозамещение в условиях кризиса экономики России: финансовый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
импортозамещение / экономические санкции / стагнация / соинвестирование / специнвестконтракт / import substitution / economic sanctions / stagnation / co-investment / special investment contract

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махалин Виктор Николаевич

Кратко рассмотрено экономическое состояние Российской Федерации, фактическое и перспективное финансирование процесса импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION IN THE CONDITIONS OF CRISIS OF ECONOMY OF RUSSIA: FINANCIAL ASPECT

The economic condition of the Russian Federation, the actual and perspective financing of process of import substitution are briefly considered.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в условиях кризиса экономики России: финансовый аспект»

УДК: 336.025 В.Н. Махалин

Victor Makhalin

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. Кратко рассмотрено экономическое состояние Российской Федерации, фактическое и перспективное финансирование процесса импортозамещения. Ключевые слова: импортозамещение, экономические санкции, стагнация, соинве-стирование, специнвестконтракт.

IMPORT SUBSTITUTION IN THE CONDITIONS OF CRISIS OF ECONOMY OF RUSSIA: FINANCIAL ASPECT

Annotation. The economic condition of the Russian Federation, the actual and perspective financing of process of import substitution are briefly considered. Keywords: import substitution, economic sanctions, stagnation, co-investment, special investment contract.

Решение проблемы импортозамещения необходимо решать одновременно с диверсификацией экономики Российской Федерации. Проблема импортозамещения не нова. О необходимости ее решения было определено еще в послании Президента РФ Федеральному собранию в конце 2014 г. В настоящее время, по оценкам Правительства РФ, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80 % комплектующих, в тяжелом машиностроении - порядка 70 %, в нефтегазовом оборудовании - 80 %, в энергетическом оборудовании - около 50 %, в сельхозмашиностроении, в зависимости от категории продукции - от 50 % до 90 % деталей и т.д. [1].

Правительство продолжит закупать медицинскую технику за границей, пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, наша страна будет импортировать товары до тех пор, пока не появится полная уверенность в наличии аналогичной по цене и качеству отечественной про-дукции.До 85 % продукции подобного рода импортируется из-за рубежа, главным образом из США, Европы и Индии. При этом, поскольку у нас медицина преимущественно государственная, то ее состояние зависит от финансирования из федерального и регионального бюджетов, которые из-за проблем в экономике сокращается. В результате сокращается и внутренний рынок медоборудования. По состоянию на 2014 г. он составил не более 6 млрд долл., а в этом году ожидается в пределах 4,5 млрд долл. при таком несущественном объеме внутреннего рынка особого смысла в организации производства в самой России, а тем более без господдержки, нет. Некоторое улучшение в этой сфере можно ожидать не ранее 2018 г., когда потребление превысит пик, достигнутый в докризисном 2013 г.».

В любой развивающейся экономике импортозамещение - это не спасательный круг, который выбрасывается в критическую минуту. Когда строят железнодорожные пути, то никогда не ограничиваются одной колеей, потому как полноценная железная дорога - это вторая колея экономического развития, которая и делает экономику независимой. Это постоянно действующее направление - резервный ход, который должен подстраховывать экономику все время, а значит, и всегда находиться в развитии [2].

Известный экономист Никита Кричевский свое отношение к готовности России к импортоза-мещению формулирует следующим образом: «Мы должны помнить, что Советский Союз распался не столько под грузом тяжелейших экономических проблем, сколько вследствие глубочайшего разочарования людей в лидерах государства. В сфере импортозамещения популистскими лозунгами или бравыми выступлениями не отделаешься. Народ не простит. Да, полки и прилавки магазинов не пус-

© Махалин В.Н., 2016

Вестник университета № 9, 2016

туют, разные сорта сыров с них не пропали, ну кроме нескольких, самых дорогих. Мясо от российских производителей есть, но...оно дорожает! И вряд ли когда-нибудь подешевеет. И это уверенности в завтрашнем дне, увы, не прибавляет» [3].

Нынешний 2015 г. стал одним из самых тяжелых в экономической истории нашей страны. Произошло масштабное свертывание внутреннего спроса. Конечное потребление упало в 2015 г. на 7,1 %, валовое накопление - на 18,3 % (в том числе накопление основного капитала - на 7,6 %). В итоге, ВВП снизился на 3,7 %, при существенном повышении инфляции (в 2014 году - 11,4 %, в 2015-м - 12,9 %). Экономика поплыла в зону стагфляции - крайне неблагоприятного состояния, характеризующегося одновременным снижением уровня выпуска продукции и роста цен.

Промышленность с начала года упала на 3,3 %. Особенно пострадали обрабатывающие отрасли, на которые делает ставку правительство в попытке слезть с сырьевой иглы. По данным статистики, в октябре 2015 г. реальная заработная плата россиянина сократилась на 10,9 %. Такими темпами оклады не сокращались в течение последних 16 лет. Средняя зарплата сейчас составляет немногим более 33 тыс. руб. На 4 % сократились реально располагаемые доходы населения (речь идет как о зарплатах, так и о пенсиях). И это произошло не только потому, что правительство перестало индексировать зарплаты бюджетникам и госслужащим, но и прежде всего из-за высоких темпов инфляции.

Противостояние России западному миру позитивно скажется на экономике. Из-за санкций и контрсанкций мы начнем развивать производство, слезем с нефтяной иглы и превратимся в современную, индустриальную, самодостаточную державу. Эту мантру руководители государства повторяют уже больше года. По данным статистики, импортозамещение на данный момент сводится к тому, что закупается меньше импортной продукции. Но отечественная продукция аналогичного назначения и качества место импортной не занимает. Если кто-то сомневается и думает, что может где-то и занимает, то вот цитата из выступления зампреда Счетной палаты Веры Чистовой в Государственной Думе 11 ноября 2015 г. «Импортозамещение должно стать мощным фактором развития отечественной промышленности. Однако пока прорыва в этой сфере не произошло» [8]. Одна из главных причин, по мнению аудиторов, в том, что производственные мощности изношены на 49 %. На физически и морально устаревшем оборудовании невозможно производить конкурентоспособную продукцию. Почему не производится оборудование? Проще всего предположить - из-за того, что нет денег. Однако бюджетные деньги на импортозамещение выделялись и в 2014, и в 2015 гг. И деньги немалые.

Фонд развития промышленности, например, по данным Счетной палаты, получил из бюджета 19 млрд руб. на предоставление займов российским предприятиям на разработку высокотехнологичной продукции. 4,1 млрд руб., их этих 19 млрд на 1 октября 2015 г. продолжали висеть на счетах фонда. Никому их так и не раздали. В автопроме обратная ситуация. В автопром было влито 146,4 млрд руб. бюджетных средств. Их успешно раздали, но эффект получился не тот, что ожидался: спад производства за 8 месяцев составил 29 %. Еще более интересная ситуация с лекарствами. «Из более чем 50 государственных контрактов на разработку лекарственных средств, завершенных в рамках госпрограммы к концу 2014 г., на российский рынок выведено только три. В Госреестре лекарственных средств на 1 октября зарегистрировано только семь», - констатирует Счетная палата. Государство оплатило разработку более чем 50 лекарств, но в итоге разработаны и доступны потребителям только три. КПД бюджетных вливаний - чуть более нуля.

Российские банки саботируют курс на импортозамещение и не слушаются президента, рассказали Владимиру Путину участники президиума Госсовета, состоявшегося 25 ноября 2015 г. в Нижнем Тагиле. Бюджетные средства, выделенные на докапитализацию, не дошли до реального сектора экономики, а условия выдачи кредитов промпредприятиям дополнительно ужесточились. При

этом бизнес не верит государству, пообещавшему поддерживать «импортозаместителей» налоговыми льготами и требует гарантий, что принятые решения останутся в силе хотя бы 5-10 лет. Путин напомнил, что Минпромторг утвердил 20 отраслевых планов по импортозамещению, которые охватывают свыше 2 тыс. наименований продуктов и технологий. (Глава ведомства Денис Мантуров уточнил, что на сегодняшний день реализуются 570 из них.) Чтобы поддержать импортозамещение рублем, правительство учредило Фонд развития промышленности, который на льготных условиях кредитует проекты по модернизации предприятий и открытию новых высокотехнологичных производств. При условии соинвестирования собственных средств промышленники могут рассчитывать на займы объемом от 50 до 700 млн руб. по ставке 5 % годовых. «Уже одобрено 56 проектов на сумму 19,2 млрд руб., при этом частные структуры инвестируют в них еще около 140 млрд», - сообщил президент. Подготовлены и другие механизмы поддержки импортозамещения, которые начнут действовать с 2016 г. В частности, создатели новых производств смогут получить существенные налоговые льготы в рамках специнвестконтрактов и «гринфилдов».

Значительную роль в импортозамещении должны были сыграть банки. Однако по словам главы рабочей группы Госсовета, губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, этого не произошло. Средства докапитализации, полученные от государства, вместо поддержки реального сектора экономики были пущены в банковский оборот. А условия получения кредитов не улучшились, а только ужесточились. «Многие банки заняли выжидательную позицию и по формальным признакам отказывают в кредитовании даже перспективных проектов. Например, в Калужской области объем кредитования малого и среднего бизнеса в этом году сократился на 30 %, а половина руководителей крупных промышленных предприятий считает недоступные кредиты главным препятствием для расширения производства и создания новой продукции. И такая же ситуация - где-то хуже, где-то лучше - в других районах», - посетовал Артамонов. Он попросил Путина увеличить финансовую подпитку Фонда развития промышленности, фактически заменившего для предпринимателей банковский сектор, ввести пониженную ставку НДС (не более 10 %) на товары, произведенные для замещения «критически важной» продукции, а главное - гарантировать бизнесу неизменность всех принятых решений по смягчению налогового режима. «Хотя бы на период окупаемости инвестиционного проекта!» - воскликнул губернатор [4].

Помимо озвученных масштабных мер и планов по импортозамещению, существуют и оперативные, точечные, меры поддержки разового характера, которые также могут способствовать ускоренному импортозамещению, например, стимулирование россиян к приобретению отечественных товаров, посредством проведения продуманной протекционистской политики.

Библиографический список

1. Егорова, Е. Банки не слушаются Путина / Е. Егорова // Московский комсомолец, 26 ноября 2015 г.

2. Князев, А. Импортозамещение себя не оправдывает / А. Князев // Мир новостей, 30 июня 2015 г.

3. Попцов, О. Запоздалое прозрение / О. Попцов // Московский комсомолец, 28 октября 2015 г.

4. Тимошенко, В. Политика импортозамещения в России : от слов к делу / В. Тимошенко. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 28.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.