Научная статья на тему 'Импортозамещение в системе обеспечения экономической безопасности России'

Импортозамещение в системе обеспечения экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / IMPORT SUBSTITUTION / THE ECONOMIC SAFETY / THE COMMODITY STRUCTURE OF IMPORT / THE CUSTOMS REGULATION / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидуллаев Сираджеддин Нагметуллаевич, Кочергина Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрены проблемы реализации политики импортозамещения в контексте преодоления угроз экономической безопасности России в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import Substitution in the System of Economic Safety of Russia

The article deals with the problems of implementation of the policy of import substitution to overcome the threats to the economic safety of Russia in the modern period.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в системе обеспечения экономической безопасности России»

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С. Н. Гамидуллаев, Т. Е. Кочергина

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье рассмотрены проблемы реализации политики импортозамещения в контексте преодоления угроз экономической безопасности России в современных условиях.

Ключевые слова: импортозамещение; экономическая безопасность; товарная структура импорта; таможенное регулирование; экономическая политика.

Импортозамещение как составляющая экономической политики государства представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ в виде защиты национального рынка от конкуренции иностранных товаров и роста доли национальных товаров, поступающих во внутреннее потребление и на внешний рынок. Достижение этой цели базируется на проведении соответствующей внешней (таможенной) и внутренней (структурной, промышленной, налоговой, финансовой, инвестиционной, инновационной) экономической политики.

Импортозамещающая политика - термин, который используется при оценке характера торговой политики государства. Данная политика включает два направления действий правительства. Первое направление - это введение импортных протекционистских барьеров в отношении тех отраслей национальной экономики, которые предполагается защитить от иностранной конкуренции и создать им более благоприятные условия для развития. Второе направление - это использование прямых и косвенных субсидий для отраслей национального производства, выпускающих конкурирующую с импортом продукцию, с тем чтобы повысить конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем рынке и сократить импорт.

Обычно эти направления применяются в сочетании. Так, правительство может повысить ввозные пошлины на иностранные автомобили с 5 до 10%, чтобы стимулировать уменьшение импорта иностранных автомобилей, и одновременно может установить внутреннее льготное налогообложение или льготные тарифы на энергоносители для национальных предприятий, производящих автомобили. Это способствует сокращению издержек отечественных товаропроизводителей и позволяет им успешнее бороться с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке. Обычно импортозамещающая политика постепенно сворачивается по мере активного роста и укрепления внутреннего производства.

Место и роль импортозамещающей политики в системе обеспечения экономической безопасности страны характеризуются двояко с учетом неоднозначности влияния импорта на национальную экономику.

С одной стороны, импорт позволяет решать такие проблемы, как формирование конкурентных отношений и противодействие монополизации; наполнение рыночных фондов по ряду товаров (мясо, молокопродукты, крупы и др.); обеспечение покрытия спроса по отсутствующим на внутреннем рынке и/или остродефицитным товарам; стимулирование модернизации производства и потребления; снижение остроты инфляционных проблем для потребителей и т. д.

С другой стороны, импортная составляющая присутствует в механизме формирования таких угроз экономической безопасности страны, как прямая контрабанда; достаточно высокая доля «серого» импорта; наличие определенного удельного веса пересортизации товара под более низкие пошлины; недостоверное декларирование при таможенном оформлении. Кроме того, нарастают отраслевые диспропорции национальной экономики за счет реализации специфических интересов иностранных инвесторов на территории страны, зависимости ряда отраслей от импортных комплектующих, сохраняются относительно низкая производительность труда и эффективность производства в аграрном секторе.

В экономической теории и практике существуют две позиции в отношении целей и задач импортной политики государства. Одна группа экспертов, являясь сторонниками свободной торговли, считает, что лучше всего - отсутствие какой-либо ярко выраженной импортной политики. Другая группа - сторонники протекционизма - отстаивает необходимость активного использования защитных барьеров, снижая их под давлением торговых партнеров и повышая, пользуясь любым благовидным предлогом.

В реальности цели и задачи импортозамещающей политики зависят от главной цели социально-экономической политики государства на конкретном историческом этапе развития. Так, к целям проводимой государством политики импорто-замещения относят:

- повышение конкурентоспособности национальной экономики;

- улучшение международной производственной специализации национальной экономики;

- защиту и стимулирование развития собственного производства;

- стратегическое ущемление интересов и позиции страны-экспортера;

- обеспечение беспрепятственного получения иностранного сырья, материалов, комплектующих изделий и технологического оборудования и т. д.

Исходя из этого, под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. Реализация данной политики предполагает концентрацию собственных усилий и ресурсов на формировании конкурентоспособного национального рыночного хозяйства посредством использования специализированной системы мер как ограничительного, так и стимулирующего характера.

К комплексу мер, тем или иным образом ограничивающим импорт, эксперты относят количественные ограничения, монопольные и технические меры, меры ценового и финансового контроля, прочие меры в отношении чувствительных товаров.

По классификации ВТО в систему мер по ограничению импорта входят: количественные ограничения; таможенные процедуры; административные импортные

формальности; стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности; ограничения, заложенные в механизме регулирования платежей.

В практике современной России к инструментам реализации импортозамещающей политики можно отнести: введение высоких (запретительных по сути) пошлин; формирование списка товаров, запрещенных к ввозу; квотирование; лицензирование; административное и экономическое стимулирование организации совместного производства и др.

Если экономические инструменты, подобно таможенным пошлинам, действуют через механизм рынка и в конечном итоге приводят к удорожанию импортных товаров, то административные меры непосредственно ограничивают физический доступ импортных товаров на внутренний рынок. Среди нетарифных мер экономического характера, применяемых в современных условиях в защитных целях, выделяются антидемпинговые процедуры, чаще других порождающие конфликты в международной торговле.

Следует отметить, что политика «запрета импорта» как один из инструментов обеспечения защиты национальных интересов имеет давнюю историю. К примеру, еще в XIII в. в Англии использовались временные запрещения ввоза ряда изделий: шелковых тканей, кружев, лент, шляп, посуды, обуви, оружия и т. д. В эпоху меркантилизма (ХУП-ХУШ вв.) усиленное стремление к созданию собственного производства обусловливало ограничение и/или полный запрет ввоза ряда товаров, по которым предполагалось создание национальных отраслей промышленности (например, в Пруссии). Но эти запреты легко обходились как путем широкого распространения контрабанды, так и путем отдельных лицензий, получение которых сопровождалось развитием коррупционных отношений.

Широкое применение запретительных мер в России началось с конца XVIII в.: появление каждой новой мануфактуры становилось поводом для удаления того или иного иностранного товара с внутреннего рынка. Однако укрепление конкурентоспособности отечественного производства дало свои результаты. Если в 1821 г. был запрещен импорт 167 товаров, то уже в 1867 г. остались только руда и соль [1].

В период социалистического хозяйствования сложно было говорить о какой-либо импортной политике, так как государство выступало монополистом во внешнеторговой сфере, внешнеэкономические связи осуществлялись под давлением соображений большой политики, а таможенный тариф в условиях планового ценообразования носил формальный характер.

В первые постсоветские годы в торговой политике России превалировала задача не защиты национального производителя, а наполнения внутреннего рынка. Впоследствии (а точнее, с 1993 г. - года подачи заявки на вступление России в ВТО) и внешнеторговая, и таможенная политика осуществлялась в контексте нормативно-законодательных актов, содержание которых так или иначе адаптировалось к требованиям ВТО, что зачастую ухудшало конкурентные позиции российских предприятий и не способствовало улучшению позиций страны в международной специализации [2].

Институциональная защита отечественного производителя в России в пореформенный период формировалась следующим образом: 1998 г. - принятие

Федерального закона от 14.04.1998 № 63-Ф3 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»; 2003 г. - принятие Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. и доп. 2006 г.). Кроме того, была создана комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В 2000-2007 гг. были проведены расследования по 35 товарам и товарным группам, по ряду товаров были выявлены и подтверждены факты нанесения ущерба национальным производителям.

Внешнеторговая сфера оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на состояние российской экономики в целом: за счет экспорта сырья и энергоресурсов формируются средства для импорта продовольствия и дешевых потребительских товаров. Импорт вытесняет с рынка продукцию национальных производителей, многие из которых вынуждены сворачивать свое производство (табл.) [3, с. 531; 4].

Таблица

Товарная структура импорта России, %

Товары 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 28,1 21,8 17,7 13,2 18,0 16,0

Минеральные продукты 6,4 6,3 3,1 3,1 2,4 2,3

Продукция химической промышленности 10,9 18,0 16,5 13,2 16,7 16,3

Машины, оборудование и транспортные средства 33,6 31,4 44,0 52,7 43,4 44,8

Древесина и целлюлозно-бумажные товары 2,4 3,8 3,3 2,4 3,0 2,6

Текстиль, текстильные изделия и обувь 5,7 5,9 3,7 4,4 5,7 6,2

Общая тенденция свидетельствует о том, что в ближайшие 10-15 лет структура национальной экономики еще больше «потяжелеет» за счет масштабных проектов развития топливно-энергетического комплекса, формирования его нового - восточного - направления, повышения технологического уровня развития топливно-сырьевых отраслей.

Таким образом, преобладание до настоящего времени в России производства продукции первичной стадии обработки как наиболее энергоемкого и в результате - высокая степень зависимости экспорта от конъюнктуры мировых рынков сырья - подтверждают стратегическую неконкурентоспособность отечественной экономики.

Сохраняется импортная зависимость многих секторов экономики и внутреннего потребительского рынка, особенно в части машинно-технической продукции. У России скромные позиции на мировом рынке наукоемкой продукции и наукоемких услуг (соответственно 0,3 и менее 1%). В 2010 г. страна по поставкам инновационных продуктов и технологий на международные рынки оказалась только на 80-м месте из 160 стран.

Существующее положение России на мировых товарных рынках не дает оснований для оптимизма в отношении того, что в ближайшем будущем удастся нарастить объемы производства и экспорта наукоемкой продукции и тем более диверсифицировать его структуру. Для этого необходим реальный переход

на инновационную модель развития экономики, который, по мнению аналитиков, потребует около двух десятилетий.

Однако предпосылки такого перехода пока отсутствуют, остается неразвитой конкурентная среда, предопределяющая низкую востребованность инноваций в экономике. Если в США, Японии, Великобритании внедряется до 70% новых научно-технологических разработок, то в отечественной практике - только 1-2%, а основной объем результатов инновационной и интеллектуальной деятельности в России отражается только в составе нереализуемой проектно-технологической документации.

Следовательно, товарная структура импорта России на современном этапе должна включать, прежде всего, различное технологическое оборудование, патенты, лицензии, ноу-хау и т. д. Этой товарной группе должны быть обеспечены преференциальные условия доступа на внутренний рынок, и действующий Таможенный тариф в определенной степени это учитывает.

Чтобы соответствовать требованиям ВТО, России придется серьезно снижать импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, лекарства, продукцию машиностроения, промышленные самолеты, а на высокотехнологичные товары обнулять. Либерализация внутреннего энергетического рынка ударит по монополиям, в частности, это может означать потерю «Газпромом» монополии на экспорт газа, но концерн может выиграть от роста тарифов внутри страны.

Использование тех или иных мер запрета импорта в масштабе страны возможно при условии их корректировки в соответствии с требованиями ВТО, если страна является членом этой международной организации.

Рассмотрим один из относительно новых вариантов защиты национального производителя, который может быть применен в России по отношению к сельхозпродукции. Известно, что одним из принципов ГАТТ/ВТО является принцип национального режима, в соответствии с которым права и преимущества, предоставленные местным гражданам (коммерсантам), предприятиям, корпорациям, а также собственным товарам, распространяются на иностранных граждан, торговые, промышленные и иные предприятия и корпорации, а также их товары.

В рамках ВТО предполагается ввести в действие так называемый «специальный защитный механизм», в соответствии с которым развивающимся странам разрешается временно повышать импортные тарифы на сельхозпродукцию в случае резкого нарастания импорта или обвального падения цен. Такой механизм предусматривает, что эти страны вправе объявить тот или иной продукт «особым» и вывести его тем самым из-под тарифных сокращений, если того требуют интересы сельскохозяйственного развития или национальной продовольственной безопасности.

Если анализировать ситуацию, сложившуюся в промышленном секторе национальной экономики, то необходимо обратить особое внимание на следующие угрозы: устаревшие технологии и оборудование, а также значительный импортный сегмент в себестоимости промышленной продукции.

Одним из вариантов реализации политики импортозамещения в современной России является организация промышленной сборки, которую вряд ли можно оценивать как эффективную с позиций усиления роли национального производителя. Так, не выдерживается заявленный иностранными инвесторами график размещения капитала; из 200 российских фирм статус субпоставщиков имеют

только 42; ни один завод не достиг предписанной серийности в 300 тысяч автомобилей в год; из всех российских субпоставщиков пластика в технологическую цепочку включен пока только один, большая часть прибыли по-прежнему достается иностранному партнеру [5].

Наличие импортных комплектующих является необходимым условием эффективного экспорта на рынки дальнего зарубежья, так как предприятия при выборе поставщиков ориентируются на комплекс объективных технических и экономических параметров закупаемого товара. Но требования к качеству продукции со временем возрастают и, как следствие, возрастает их себестоимость. Такое развитие событий может повлечь за собой либо дальнейшее повышение цен на продукцию, содержащую импортные комплектующие, либо свертывание производства данной продукции, либо полную технологическую (экономическую) зависимость в отдаленной перспективе.

Наиболее привлекательными сферами для иностранных инвесторов в России остаются самые доходные и быстро окупаемые отрасли - топливно-энергетический комплекс, торговля, недвижимость и услуги - более 50% накопленного итога, лишь 35% вложений - это инвестиции в обрабатывающую промышленность, треть из которых приходится на металлургию.

Российские инвесторы, если проанализировать региональные инвестиционные проекты, тоже не предполагают диверсифицировать отраслевое распределение инвестиций. В обобщенном виде структура капиталовложений до 2020 г. будет выглядеть следующим образом: 34% - в наращивание мощностей по добыче нефти и газа; 13% - в металлургию; около 14% - в электроэнергетику; более 20% -в инфраструктуру [6]. В силу этого генерируются дополнительные диспропорции в структуре российской экономики, а значит и угрозы экономической безопасности [3, с. 478-483].

Следовательно, необходимо говорить не только о сокращении или увеличении объемов импортируемой продукции, но и, учитывая специфику товарной и географической структуры импорта, формировать блоки специфических мер регулирования, исходя из назначения и значимости ввозимой продукции, а также удельного веса в товарной структуре продукции национального производителя. Реализация политики импортозамещения в стратегическом плане должна быть направлена на оптимизацию объемов и структуры национального производства таким образом, чтобы это соответствовало реальным потребностям страны, обеспечивало ее устойчивое и стабильное развитие.

Использованные источники

1. Кулишер И. М. Основные вопросы международной торговой политики. М.: ООО «Социум», 2002. С. 141, 143-145.

2. Загашвили В. С. Экономические интересы России в условиях глобализации. М.: Магистр, 2010. С. 265-266.

3. Россия в цифрах. 2010: краткий статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010.

4. Кобрина И. А., Лихачев Р. А. Внешняя торговля России в январе - декабре 2010 года // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 4. С. 43.

5. Иванов И. Д. Импорт и импортозамещение в России // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 21.

А. д. Ершов, В. Б. кухаренко

6. Оболенский В. П. Технологическая модернизация промышленности: вклад импорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 8. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.