Научная статья на тему 'Импортозамещение в сфере туристских и гостиничных услуг'

Импортозамещение в сфере туристских и гостиничных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристские услуги / гостиничные услуги / информационно-коммуникационное обеспечение / цифровизация / цифровые технологии / импортозамещение. / tourism services / hotel services / information and communication support / digitalization / digital technologies / import substitution.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Михаил Михайлович

Аннотация: целью исследования является изучение возможностей и направлений импортозамещения в сфере туризма и гостеприимства в условиях новой реальности. Вопросы импортозамещения стали особенно актуальными в связи с обострением геополитической ситуации и санкциями, наложенными на Россию недружественными странами. Показано, что импортозамещение связано как с замещением самих туристских услуг, так и с необходимостью замены IT-обеспечения туристской и гостиничной деятельности. В условиях глобализации туристского и гостиничного рынка российские предприятия туристской и гостиничной индустрии широко использовали зарубежные IT-разработки, включая системы бронирования, программы управления отелями, цифровые технологии и пр. Начиная с марта 2022 года с российского рынка стали уходить или приостанавливать свою деятельность международные гостиничные сети, ограничили свою деятельность системы бронирования, IT-компании, платежные системы и пр., что усложнило деятельность российских предприятий индустрии туризма и гостеприимства. В исследовании проведен анализ возможностей импортозамещения по предоставлению туристских и гостиничных услуг и сформулированы предложения о решении этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution in the field of tourism and hotel services

Abstract: The purpose of the study is to study the possibilities and directions of import substitution in the field of tourism and hospitality in the new reality. The issues of import substitution have become especially relevant due to the aggravation of the geopolitical situation and the sanctions imposed on Russia by unfriendly countries. It is shown that import substitution is associated both with the substitution of tourist services themselves, and with the need to re-place IT-support for tourist and hotel activities. In the context of the globalization of the tourism and hotel market, Russian enterprises in the tourism and hotel industry widely used foreign IT developments, including booking systems, hotel management programs, digital technologies, etc. Starting from March 2022, international hotel chains began to leave the Russian market or suspend their activities, have limited their activities of booking systems, IT companies, payment systems, etc., which has complicated the activities of Russian enterprises in the tourism and hospitality industry. The study analyzes the possibilities of import substitution for the provision of tourism and hotel services and formulates proposals for solving this problem.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в сфере туристских и гостиничных услуг»

DOI: 10.18572/2686-858X-2023-17-1-4-9

Импортозамещение в сфере туристских и гостиничных услуг

Import substitution in the field of tourism and hotel services

Морозов Михаил Михайлович,

к.э.н., доцент, доцент кафедры туризма и гостиничного дела РосНОУ, г. Москва

E-mail: m.morozov@bk.ru

Morozov Mikhail,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Tourism and Hospitality,

RosNOU, Moscow

Аннотация: целью исследования является изучение возможностей и направлений им-портозамещения в сфере туризма и гостеприимства в условиях новой реальности. Вопросы импортозамещения стали особенно актуальными в связи с обострением геополитической ситуации и санкциями, наложенными на Россию недружественными странами. Показано, что импортозамещение связано как с замещением самих туристских услуг, так и с необходимостью замены IT-обеспечения туристской и гостиничной деятельности. В условиях глобализации туристского и гостиничного рынка российские предприятия туристской и гостиничной индустрии широко использовали зарубежные IT-разработки, включая системы бронирования, программы управления отелями, цифровые технологии и пр. Начиная с марта 2022 года с российского рынка стали уходить или приостанавливать свою деятельность международные гостиничные сети, ограничили свою деятельность системы бронирования, IT-компании, платежные системы и пр., что усложнило деятельность российских предприятий индустрии туризма и гостеприимства. В исследовании проведен анализ возможностей импортозамещения по предоставлению туристских и гостиничных услуг и сформулированы предложения о решении этой проблемы.

Ключевые слова: туристские услуги, гостиничные услуги, информационно-коммуникационное обеспечение, цифровизация, цифровые технологии, импортозамещение.

Jel code: Z3, L83

Abstract: The purpose of the study is to study the possibilities and directions of import substitution in the field of tourism and hospitality in the new reality. The issues of import substitution have become especially relevant due to the aggravation of the geopolitical situation and the sanctions imposed on Russia by unfriendly countries. It is shown that import substitution is associated both with the substitution of tourist services themselves, and with the need to re-place IT-support for tourist and hotel activities. In the context of the globalization of the tourism and hotel market, Russian enterprises in the tourism and hotel industry widely used foreign IT developments, including booking systems, hotel management programs, digital technologies, etc. Startingfrom March 2022, international hotel chains began to leave the Russian market or suspend their activities, have limited their activities of booking systems, IT companies, payment systems, etc., which has complicated the activities of Russian enterprises in the tourism and hospitality industry. The study analyzes the possibilities of import substitution for the provision of tourism and hotel services and formulates proposals for solving this problem.

Keywords: tourism services, hotel services, information and communication support, digitaliza-tion, digital technologies, import substitution.

1. ВВЕДЕНИЕ

Мировая индустрия туризма и гостеприимства продолжает медленно восстанавливаться после катастрофического воздействия на нее пандемии. Однако российский туристский и гостиничный бизнес столкнулся с рядом проблем, порожденных обострением геополитической ситуации и огромным количеством санкций, введенных против Российской Федерации. Напрямую эти санкции не связаны с туризмом и гостеприимством, но тем не менее отражаются на нем в связи с ужесточением получения виз российскими гражданами в ряд европейских недружественных стран, ограничениями по использованию банковских карт россиян, уходом с российского рынка ряда систем бронирования и др. Кроме того, резко снизился туристский поток иностранных граждан в Россию, в том числе в силу формирования негативного имиджа нашей страны. Несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию, российская индустрия туризма и гостеприимства успешно преодолевает возникающие трудности. В условиях новой реальности наиболее важными вопросами являются поиски путей импортозамещения в индустрии туризма и гостеприимства как самих туристских услуг, так и информационно-коммуникационного обеспечения туристской и гостиничной деятельности.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В последние годы вопросы импортоза-мещения стали особенно актуальными для российской экономики, соответственно, активизировались научные исследования по этой тематике. Следует отметить ряд трудов, в которых рассматриваются общетеоретические вопросы проблемы импортозамещения, в частности, это статьи Белобрагин В.Я. [1], Поповой И.Н., Сергеевой Т.Л. [19], и других [3, 20].

С учетом того, что сфера туризма и гостеприимства, начиная с 60-х годов прошлого века, активно использует информационно-коммуникационные и в последнее время цифровые технологии, следует отметить научные труды в этом направлении, к которым относятся работы Карплюк М. и Богомоловой Е.С. [5], 2017 [15], 2018 [16,17]), 2020 [11] и др.

Уход в 2022 году с российского рынка зарубежных ^-компаний обострил проблему импортозамещения в сфере ГС-технологий, которая исследована в трудах Громова Ю.Ю., Пушкина П.Ю., Карасева П.И., Иванова А.Г. [4], Мерджановой Л.З., Демироглу Н.Б. [8], Руденко М.Н., Чернявского С.В., Чернявского В.С., Субботиной Ю.Д. [21] и др. Заслуживают внимания работы, посвященные импор-тозамещению информационных технологий в туризме Костина К.Б., Березовской А.А. [7], Харченко Д.Е., Лебедевой С.А. [6] и др.

Однако вопросы системного анализа возможностей и путей импортозамеще-ния в сфере туризма и гостеприимства в научной литературе не нашли должного отражения, что обусловило тематику данного исследования.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении исследования применялись монографический, статистический, экономико-аналитический, сравнительный методы, которые позволили выявить основные возможности и направления импортозамещения в сфере туристских и гостиничных услуг.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Развитие туристской и гостиничной индустрии признается одним из важнейших факторов развития ряда российских регионов [12, 13]. Ключевым вопросом конкурентоспособности предприятий туристской и гостиничной индустрии становится оказание услуг с применением цифровых технологий [18]. Особенно это требование стало важным во время пандемии, когда необходимо было обеспечить максимальный уровень бесконтактного обслуживания [14]. В период ковидных ограничений туристские потоки резко упали на макро-, так и на мезоуровне, что негативно сказалось на экономических показателях деятельности предприятий туристской индустрии. Начиная с 2021 года туристский и гостиничный бизнес начал медленно восстанавливаться, однако в начале 2022 года геополитическая ситуация резко обострилась, что привело к проблемам в сфере туризма и индустрии гостеприимства.

С точки зрения импортозамещения в туристской и гостиничной индустрии следует выделить три направления:

• импортозамещение туристских потоков,

• импортозамещение туристских продуктов,

• импортозамещение IT-технологий в сфере туризма и гостеприимства.

Импортозамещение туристских потоков связано с их переориентацией с одного вида туризма на другой. Прежде всего, импортозамещение касается въездного потока иностранных граждан в Российскую Федерацию. На рисунке 1 показана динамика изменения въездного туристского потока иностранных граждан с 2014 по 2022 года.

Как показано на рисунке 1, с 2014 до

2019 годы въездной туристский поток был достаточно стабилен, резкое падение в

2020 году было обусловлено влиянием пандемийных ограничений. В 2021 году наметился тренд к повышению туристского потока, но в 2022 въездной туристский поток опять снизился вследствие начала специальной военной операции. Въездной туристский поток прежде всего сказался на гостиничном бизнесе, в частности, тех средствах размещения, которые принимали иностранных туристов. Тенденции изменения числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию и числа иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, коррелируются между со-

бой, что видно из данных рисунка 1. С 2020 года число иностранцев, размещенных в российских коллективных средствах размещения, резко уменьшилось.

Импортозамещение туристских потоков проявляется в том, что снижение въездных-выездных потоков компенсируется увеличением внутреннего потока туристов. На рисунке 2 показана динамика изменения численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения. Минимальное значение было в 2020 году, что обусловлено влиянием пандемийных ограничений. Последующие два года характеризуются увеличением численности размещенных россиян в коллективных средствах размещения, что полностью согласуется с ростом внутреннего туристского потока.

Таким образом, импортозамещение в части туристских потоков проявилось в замещении въездного и выездного туристского потока путешествиями граждан России по своей стране и их размещением в российских коллективных средствах размещения.

Импортозамещение туристских продуктов проявляется в том, что вместо иностранных туристских продуктов, которыми пользовались наши туристы при совершении зарубежных поездок, они стали приобретать туры по России, т.е. замещали зарубежные туры на российские. На рисунке 3 показана динамика

Рисунок 1. Въездной туристский поток (в тысячах поездок) и число иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (в тысячах человек)

(Source: составлено автором по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm)

64563

40000

33799

Рисунок 2. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения (в тысячах человек)

(Source: составлено автором по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm)

Рисунок 3. Динамика продаж туристских продуктов гражданам России по нашей стране и по зарубежным странам (тысяч штук)

(Source: составлено автором по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm)

продаж туристских продуктов гражданам России по нашей стране и по зарубежным странам.

До 2020 года количество реализованных гражданам России туристских продуктов в зарубежные страны всегда превышало количество турпродуктов по нашей стране. В 2020 году пандемия негативно повлияла на количество зарубежных путешествий россиян, в этом году было продано всего чуть более миллиона турпакетов в зарубежные страны. При этом количество проданных турпакетов по России изменилось несущественно с 2111 тысяч в 2019 году до 2094 тысяч

в 2020 году. В 2021 году число проданных турпакетов по России было почти в 1,5 раза больше, чем зарубежных туров. Таким образом, налицо импортозаме-щение зарубежных туров российскими турпродуктами.

Импортозамещение ]Т-технологий в сфере туризма и гостеприимства проявляется в замещении иностранных программных продуктов на отечественные. Для того, чтобы обеспечить импорто-замещение в сфере туризма и гостеприимства необходимо повысить цифровые компетенции сотрудников туристских и гостиничных предприятий [9, 10].

Основная сложность заключается в том, что глобализация туристской и гостиничной деятельности, развивавшаяся во все предыдущие годы, привела к широкому использованию зарубежного IT в туризме и гостеприимстве. Стоит упомянуть глобальные системы бронирования Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre, которые применялись в России с середины 60-х годов двадцатого века [16 или 17]. Широкое распространение получили системы бронирования Booking и AirBnb. Работающие на российском гостиничном рынке международные гостиничные сети использовали зарубежные системы управления отелями Opera, Fidelio и другие. В 2022 году многие иностранные компании, в том числе работающие в индустрии гостеприимства, ушли с нашего рынка. В том числе это коснулось и ухода с российского рынка систем бронирования Sabre, Booking, AirBnb. Таким образом, вопросы замещения программного обеспечения встали очень остро.

В настоящее время активно ведутся работы по созданию отечественного программного обеспечения, способного заместить зарубежное IT. Еще в 2019 году Правительство РФ издало постановлении об импортозамещении автоматизированных информационных систем управления воздушными перевозками1. Это важное упреждающее управленческое решение, которое было направлено на обеспечение суверенитета Российской Федерации в авиатранспортной сфере.

В рамках импортозамещения компания «Сирена-Трэвел» в партнерстве с Ростехом разработали российскую систему обслуживания авиапассажиров «Леонардо», которая реализует управление расписаниями рейсов, ресурсами

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2019 № 955 «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования» [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201908020011 (дата обращения 10-02-23)

рейсов, пересадками пассажиров и управлением продаж. Она успешно заместила зарубежное программное обеспечение2. Многие годы российские авиакомпании пользовались услугами западных систем бронирования Sabre, Navigate и Amadeus. Крупнейшая российская авиакомпания Аэрофлот также использовала систему глобального бронирования Sabre, которая в 2022 году ушла с российского рынка в связи с санкциями против России, наложенными недружественными странами. Официальный запуск автоматизированной информационной системы «Леонардо» был осуществлен еще в 2014 году, что смягчило разрыв производственных связей с Sabre. Систему «Леонардо» также используют авиакомпании Red Wings, «Аврора», «Рус-лайн», «Ямал», «Ютэйр», «Алроса», «Победа».

Уход в марте 2022 года с российского рынка зарубежных систем бронирования Booking, AirBnb способствовал более широкому распространению существующих ранее сервисов бронирования OneTwoTrip, Ostrovok.ru, Bronevik.com, Суточно.ру, Ozon Travel и т.п. Несмотря на то, что эти сервисы не имеют такой функциональной полноты, как Booking, AirBnb, тем не менее они оказались довольно хорошей заменой зарубежным системам бронирования.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что развитие индустрии туризма и гостеприимства продолжается в условиях новой реальности, когда резко уменьшился въездной поток туристов, недружественными странами установлены ограничительные меры по выдаче виз, ряд программных продуктов, включая системы бронирования, стали недоступны для российских туристов и субъектов туристской деятельности. В этих условиях необходимо использовать методы импортозамещения туристских продуктов и IT-технологий, которые заменят иностранные разработки.

2 Ростех представит российскую систему бронирования «Леонардо» на выставке NAIS-2023 [Электронный ресурс] URL: https://rostec.ru/ news/rostekh-predstavit-rossiyskuyu-sistemu-bronirovaniya-leonardo-na-vystavke-nais-2023 (дата обращения 10-02-23)

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобрагин В.Я. Импортозамещение как элемент устойчивого развития страны /

B.Я. Белобрагин // Стандарты и качество. 2022. № 8. С. 92—97.

2. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые технологии, эффективная система : монография / А.В. Шаркова, А.А. Прудникова, Г.В. Колесник [и др.] ; под общей редакцией М.А. Эскиндарова. 2-е изд. Москва : Дашков и К°, 2020. 605 с.

3. Развитие предпринимательства: инновации, технологии, инвестиции : монография / А.В. Шаркова, И.Н. Шапкин, Л.А. Чалдаева [и др.] ; под общей редакцией М. А. Эскиндарова. 2-е изд. Москва : Дашков и К°, 2021. 352 с.

4. Громов Ю.Ю. Проблемы и перспективы импортозамещения программного обеспечения в Российской Федерации / Ю.Ю. Громов, П.Ю. Пушкин, П.И. Карасев, А.Г. Иванов // Информация и безопасность. 2022. Т. 25. № 1. С. 37—44.

5. Карплюк М. К вопросу цифровизации гостинично-туристического бизнеса в России / Карплюк М., Богомолова Е.С. // Гостиничный бизнес. 2022. № 8. С. 503—511.

6. Харченко Д.Е. Импортозамещение цифровых технологий в туристическом бизнесе в эпоху экономических преобразований / Харченко Д.Е., Лебедева С.А. // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 4. С. 2717—2730.

7. Костин К.Б. Трансфер цифровых технологий в индустрии международного туризма / К.Б. Костин, А.А. Березовская // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 2. С. 661-678.

8. Мерджанова Л.З. Проблемы импортозамещения на рынке IT-технологий / Мерджа-нова Л.З., Демироглу Н.Б. // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2022. № 3 (77). С. 72-77.

9. Морозов М.А. Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам / М.А. Морозов, Н.С. Морозова // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 13-17.

10. Морозов М.А. Цифровые коммуникации в образовательных и профессиональных стандартах / М.А. Морозов, Н.С. Морозова // Человеческий капитал. 2022. Т. 1. № 12 (168). С. 184-190.

11. Морозов М.А. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства / М.А. Морозов, Н.С. Морозова // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14. № 4. С. 27-36.

12. Морозов М.А. Развитие туризма на территории России: конкурентоспособность, эффективность и устойчивость / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, В. Белянский [и др.] // Журнал экологического менеджмента и туризма. 2017. Т. 8. № 4 (20).

C. 875-881.

13. Innovative development of the regional economy : monography / M.A. Morozov, N.S. Mo-rozova, M.M. Morozov, M.B. Moldazhanov ; ed. by M.A. Morozov. Semey, 2019. 104 p.

14. Морозов М.А. Новые требования к качеству туристских услуг в современных реалиях / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Т.И. Зворыкина // Стандарты и качество. 2020. № 8. С. 104-108.

15. Морозов М.М. Информационно-коммуникационные технологии в туризме / Морозов М.М. // Сочинский экономический журнал. 2017. № 11 (4). С. 295-301.

16. Морозов М.М. Особенности управления туристскими системами в условиях цифровой экономики / М.М. Морозов // Туризм: право и экономика. 2018. № 3. С. 7-10.

17. Морозов М.М. Информационное обеспечение процесса управления туризмом / М.М. Морозов // Вестник Российского Нового Университета. Серия: Человек и общество. 2018. № 1. С. 142-146.

18. Морозова Н.С. Конкурентные преимущества в сфере туризма и гостиничного бизнеса в условиях глобальной цифровизации / Н.С. Морозова, М.М. Морозов // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 1. С. 60-64.

19. Попова И.Н. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы / И.Н. Попова, Т.Л. Сергеева // Beneficium. 2022. № 2 (43). С. 73-84.

20. Редькина Е.М. Импортозамещение в туриндустрии России: проблемы и перспективы / Е.М. Редькина // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 10. С. 57-60.

21. Руденко М.Н. Импортозамещение информационно-коммуникационных технологий в России / М.Н. Руденко, С.В. Чернявский, В.С. Чернявский, Ю.Д. Субботина // Вестник Томского государственного университета. Эконом. 2022. № 58. С. 77-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.