Научная статья на тему 'Импортозамещение в экономике российской Федерации'

Импортозамещение в экономике российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENT POLICY / ЗАПАДНЫЕ САНКЦИИ / WESTERN SANCTIONS / СЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА / RESOURCE-BASED ECONOMY / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев Владимир Викторович

В статье рассматриваются проблемы замещения технологий и товаров, импортируемых Россией.В условиях западных санкций, вызванных событиями на Украине, резкого падения цен на нефть и другие сырьевые товары, Россия оказалась в сложной политической и экономической ситуации: остро стал вопрос об импортозамещении. Политическое руководство Российской Федерации поднимало проблемы импортозамещения неоднократно, события последних лет позволили привести государственную политику в этой сфере к позитивным сдвигам, к реальному воплощению разработанных программ собственного производства товаров и технологий, которые ранее импортировались из-за рубежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution in the economy of the Russian Federation

The article deals with the problems of substitution technologies and goods imported by Russia. In terms of Western sanctions caused by the events in Ukraine, a sharp drop in oil prices and other commodity prices, Russia is in a difficult political and economic situation: the island became a question of import substitution. The political leadership of the Russian Federation have repeatedly raised the issue of import substitution, the events of recent years have lead the state policy in this sphere to the positive changes to the actual implementation of programs developed its own production of goods and technology that were previously imported from abroad.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в экономике российской Федерации»

В.В. МОИСЕЕВ доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета*

Импортозамещение в экономике Российской Федерации

Государственная политика импортозамещения стала формироваться с началом реформ, проводимых в экономике Российской Федерации в постсоветский период. В основу политики тех лет было положено стремление создать на основе рыночных отношений передовую инновационную экономику, способную конкурировать с развитыми странами. Однако недостаток финансовых и материальных ресурсов, политическая нестабильность, кризисные явления в экономике тех лет не создавали реальных условий для реализации государственной политики импортозамещения.

Проблема технологического отставания России сформировалась не в период западных санкций, а на протяжении последней четверти века. И если в начале рыночных реформ у российской экономики еще оставались производственные и технические мощности, доставшиеся от СССР, то спустя четверть века производственный потенциал российской экономики значительно сократился, кроме того, было навсегда утеряно множество наукоемких технологий.

Причиной высокой зависимости от импорта, по нашему мнению, стала неверная промышленная стратегия, проводимая в постсоветский период. Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. высветил многочисленные социально-экономические проблемы, нерешенные в «тучные годы» президентства Владимира Путина. В предвыборной программе кандидата в Президенты РФ В.В.

* Моисеев Владимир Викторович, e-mail: din_prof@mail.ru

Путина, опубликованной на специальном сайте в январе 2012 г., признавалось, что за истекшее десятилетие (20002010 гг.) не удалось решить много жизненно важных проблем, как в экономике, так и в социальной сфере. «Это и сохраняющаяся бедность, и всё ещё плохой предпринимательский климат, и распространённость коррупции, и неэффективность деятельности значительной части чиновников по решению проблем»1. Думается, что это замечание В.В. Путина можно отнести в полной мере к членам его команды: главам Министерства финансов и Минэкономразвития, а также к многочисленным заместителям председателя правительства, отвечавшим за экономическую политику. И сегодня в экономике России остается еще много нерешенных проблем. «Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, - так бескомпромиссно критикует состояние экономики В. Путин, - для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе»2.

По планам главы государства, Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. Иначе, предупреждал президент, мы будем постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами3.

Наше государство в лице политических лидеров неоднократно заявляло, что хочет перевести экономику на инновационный путь развития. Но не смогло организовать работу ни через финансирование из госбюджета, ни через

1 Владимир Путин. Программа 2012-2018. Итоги десятилетия и предстоящие вызовы // Портал Putin2012.ru. - URL: http://putin2012.ru/program/1/ (дата обращения: 02.11.2015)

2 Путин В. О наших экономических задачах // Ведомости, 2012, 30 января.

3 Там же.

налоговые преференции, ни через взаимодействием с бизнесом, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Не было организовано в общегосударственном масштабе и внедрение научных достижений в производство с тем, чтобы производить современные товары и технологии, которые можно было бы экспортировать наряду с нефтью и газом.

Тема импортозамещения актуализируется в связи с западными санкциями, введенными против России в связи с событиями на Украине. Взятый США курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать.

Проблема технологического отставания России сформировалась не в период западных санкций, а на протяжении последней четверти века. И если в начале рыночных реформ у российской экономики еще оставались производственные и технические мощности, доставшиеся от СССР, то спустя два с половиной десятилетия производственный потенциал российской экономики значительно сократился, множество наукоемких технологий было утеряно либо вследствие невостребованности, либо из-за отсутствия должного финансирования. В результате по уровню развития обрабатывающей промышленности Россия сегодня значительно отстает от Китая, США, Японии, других развитых государств. Доля нашей страны в мировом производстве новых станков и кузнечно-прессового оборудования составляет менее полпроцента. Это ниже соответствующего показателя Германии в 52 раза, а Японии - в 69 раз1. Согласно результатам исследований независимого научного учреждения «Legatum Institute», ученые которого ежегодно составляют рейтинги стран мира, на начало 2012 г., Россия по экономическим показателям опустилась в мировом рейтинге на 72-е место. По условиям для предпринимательства наша страна заняла 50-е место. Уровень коррупции и

1 Реус А. Попадаем в абсолютную импортную зависимость // Российская Федерация сегодня. 2007, № 16, с. 76.

эффективность управления страной отбросил Российскую Федерацию на 96-е место. Общий рейтинг России среди стран мира малопочетное 63 место, между Марокко и Филиппинами.

Вместо поиска экономической выгоды и развития бизнеса отечественным бизнесменам приходится заниматься разработкой действий по минимизации налогов, всевозможных штрафов, многочисленных контролирующих и инспектирующих органов. К этому следует добавить некомфортные ощущения от прессинга рэкетиров, угнетающего воздействия многочисленных коррупционеров. Впечатляющая особенность российского бизнеса состоит в том, что кроме решения бесконечного количества организационных, финансовых, технических вопросов, защиты дела и себя лично от возможных рисков и вызовов конкурентов предприниматели зачастую вынуждены бороться и с общественным мнением. Это только часть примеров, дающих представление о состоянии дел в российском бизнесе.

С уверенностью можно сказать, что для зарубежных бизнесменов такой режим немыслим. И если в России подобная практика будет прогрессировать, то окончательно сформируется убеждение, что бизнесом заниматься невыгодно и весьма обременительно, а значит, задача по скорейшему импортозамещению в условиях западных санкций и не всегда благоприятного инвестиционного климата вряд ли может быть выполнена.

В условиях отсутствия четкой экономической стратегии зависимость промышленного и сельскохозяйственного производства России от импорта товаров и технологий приобрело катастрофические масштабы. Так, в тяжелом машиностроении доля импорта составляет 60-80%, в легкой промышленности - 70-90%, в радиоэлектронной промышленности - 80-90%, в фармацевтике и медицинской промышленности - 70-80%1.

Катастрофа самолета иностранного производства авиакомпании «Когалымавиа» в небе над Египтом 31 октября 2015 г., унесшая жизни 224 человек, привлекла пристальное внимание к проблемам отечественного авиа-

1 Глаголев, С.Н., Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике России. Белгород, 2015, с. 7-8.

строения. Вспомнилось и крушение в ноябре 2013 г. самолёта «Boeing-737-500», принадлежавшего авиакомпании «Татарстан», возраст которого составлял 23 года. Уже тогда заговорили о предельном возрасте закупаемой иностранной авиатехники. В связи с участившимися катастрофами и авариями самолетов иностранного производства в российской прессе стали появляться многочисленные статьи о советской авиационной промышленности, производившей качественные авиалайнеры. Вспомнили авторы и о том, что в бывшем Советском Союзе эта отрасль экономики олицетворяла научно-технический прогресс, что отечественные заводы практически полностью обеспечивали разработку и производство всех необходимых материалов и комплектующих, а вопросы, связанные с импортозамещением в этой отрасли, даже не обсуждались.

Действительно, в авиастроении в советский период успешно работало около 250 предприятий, выпускавших ежегодно более 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов (без учета боевых самолетов) на равных конкурировавших с лучшими мировыми образцами. Эта авиатехника не только обеспечивала потребности гражданской авиации огромной страны, но и экспортировалась во многие страны мира. Наши авиалайнеры составляли почти четверть всего мирового авиапарка того времени.

Золотовалютный дождь, который пролился на Россию в два президентских срока В.В. Путина, позволил приступить к решению многих политических, экономических и социальных проблем. В так называемые «тучные годы», когда в Россию хлынули потоки нефтедолларов, их, к сожалению, вместо инвестирования в собственное авиастроение, вкладывали в приобретение авиалайнеров, зачастую бывших в употреблении. Тот же иностранный самолет «Airbus» A-32l, потерпевший крушение в октябре 2015 г., был в эксплуатации 18 лет, причем в разных странах. Российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», «Ютэйр» и «Трансаэро», которая задолжала кредиторам 250 млрд рублей, отказывались от приобретения отечественных самолетов, ссылаясь на их якобы низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными. Так, компания «Ютэйр» подписала контракт на поставку 40(!)

среднемагистральных самолетов «Boeing-737». Стоимость контракта составила 3,3 млрд долларов США. Парк самолетов «Трансаэро» в 2011 г. состоял из 68 самолетов фирмы «Boeing» и всего трех российских Ту-214. А всего у российских перевозчиков в авиапарках насчитывается около 200 самолетов фирмы «Boeing». Как видим, призыв главы государства о поддержке отечественного производителя российскими авиаперевозчиками во главе с Минтрансом не был услышан. В то время, когда миллиарды долларов уходили за границу к иностранным производителям, собственное авиастроение не развивалось из-за почти полного отсутствия инвестиций. Штучное производство самолетов, низкий уровень продаж и мизерная выручка без государственной поддержки и финансовых вливаний в отрасль (по примеру автопрома) привели к убыточности большинства предприятий гражданского сектора авиационной промышленности. А в это же самое время наши конкуренты, у которых мы покупаем летательные аппараты вместо развития собственного производства, наращивали выпуск: «Boeing» в 2005 г. производил 290, в 2010 - уже 462 самолета, «Airbus» соответственно 378 и 510. Сравните: 510 воздушных судов, произведенных одной компанией, и 10 гражданских самолетов, произведенных огромной страной за год. Более того, чтобы произвести столь малое количество воздушных судов для гражданской и транспортной авиации Россия импортирует, по некоторым оценкам, более 80% комплектующих. Даже разрекламированный «полностью отечественный» «Sukhoi Superjet 100» нельзя сегодня нельзя отправить в полет без импортной авионики. Поэтому состояние отечественной авиационной промышленности можно с полным основанием назвать катастрофическим, и виной тому - не только и не столько технологическое отставание.

Результатом ошибок в экономической политике постсоветского периода стало катастрофическое падение объема станков и кузнечнопрессового оборудования, являющихся основой промышленного производства. Только производство металлорежущих станков (токарных, фрезерных и др.) снизилось по сравнению с 1991 годом более чем в 25 раз. Станки с числовым программным управлением, которые в малых количествах производятся в современной России, почти полностью комплектуются

импортируемыми из Германии и Японии системами ЧПУ, датчиками, измерительными системами, роботами, электротехническими и электронными изделиями, гидравлическими системами и т.п. По данным Минпромторга России, доля импорта в станкостроении сегодня превышает 90%.

В марте 2014 г. премьер-министр Д.А. Медведев назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики, так как страна «слишком подсела на импортную иголку». По его словам, потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров: «Всего делать невозможно, но очень многие вещи, которые покупаем, мы способны делать сами»1. Весной 2015 г. по поручению правительства Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы.

Верным шагом в этом же направлении является принятие Государственной Думой закона «О промышленной политике в Российской Федерации», дающего налоговые льготы.

B Послании Президента России В.В. Путина Федеральному собранию от 4 декабря 2014 г. была поставлена задача стимулирования импортозамещения и содействия ускоренному развитию несырьевых компаний, призванных изменить экспортный потенциал страны. В случае реализации политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать, по оценке Правительства России, на снижение импортозависимости с 70-90% до уровня 5060%, то есть, в среднем на 20-30%, а в ряде отраслей возможен выход на более высокие показатели.

В.В.Путин, выступая 16 апреля 2015 г. на прямой линии с россиянами, выразил надежду, что импортозамещение «приведёт к развитию высокотехнологичных отраслей экономики большими темпами, чем это было раньше»2.

Насколько успешным будет реализация всех запланированных программ и планов по импортозамещению в экономике России покажет время. Для решения этих и

1 Импортозамещение: какие возможны сценарии? - URL: http://i.rbc.ru/publication/analytic/importozameshchenie_kakie_vozmozh-ny_stsenarii. (дата обращения: 04.11.2015)

2 Прямая линия с Владимиром Путиным. - URL: http://kremlin.ru/ events/president/ news/49261 (дата обращения - 21.04.2015)

других важных проблем, накопившихся в экономике России, требуются огромные финансовые вложения в промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие отрасли, а также в социальную политику. Это хорошо понимают в российском правительстве. В одном из публичных выступлений по этому поводу премьер-министр Д.А. Медведев прямо заявил: «Нужен масштабный рост инвестиций. Наша цель - создание за 20 лет не менее 25 млн. рабочих мест нового качества с достойным уровнем оплаты за интересную работу. Размещение нового производства в России должно быть более выгодным, чем в других странах. Государство будет добиваться создания условий для роста инвестиций минимум до уровня 25 процентов к ВВП к середине десятилетия против сегодняшних 20 процентов». Это обещание содержалось и в предвыборной программе В.В. Путина, кандидата в Президенты РФ1. Но чтобы деньги не пропали даром, нужно существенно сократить коррупцию - продажность и подкупность российских чиновников, распоряжающихся государственным бюджетом. Согласно социологическим опросам, 90% российских бизнесменов не верят, что свое дело в нашей стране можно успешно вести без коррупционных связей2. Вот уже 6 лет в России действует Закон о противодействии коррупции, который постоянно дополняют и улучшают, а масштабы казнокрадства только растут. В капиталистической России сложилась нерациональная и громоздкая структура управления, значительные финансовые ресурсы, перераспределяемые через властные структуры, разворовываются например, при госзакупках ежегодно наша страна недосчитывается 1 трлн рублей, и только совсем недавно было ужесточено законодательство в сфере госзакупок, приняты меры для прозрачности расходования госсредств различными фондами и государственными корпорациями. Но любого, даже самого совершенного закона надолго в России не хватает. Российскому чиновнику-коррупционеру нужна неделя-другая, чтобы найти обходные пути и

1 Владимир Путин. Программа 2012-2018. Итоги десятилетия и предстоящие вызовы // Портал Putin 2012.ru. - URL: http://putin2012.ru/program/1/ (дата обращения - 31.10.2015 г.)

Гзнина Е. Бизнес без коррупции? Как предприниматели помогут победить казнокрадов // Аргументы и факты, 2014, №44.

восстановить денежные потоки в свой карман. Об этом красноречиво свидетельствуют аресты российских губернаторов-миллиардеров (А. Хорошавина, В. Гайзера и др.), а также чиновников-коррупционеров типа Е.Васильевой. Если государство не умерит их аппетиты, проблемы импортозамещения, как, впрочем, ряд других нужных на -чинаний президента, так и останутся не реализованными.

Моисеев В.В. Импортозамещение в экономике Российской Федерации. В статье рассматриваются проблемы замещения технологий и товаров, импортируемых Россией.В условиях западных санкций, вызванных событиями на Украине, резкого падения цен на нефть и другие сырьевые товары, Россия оказалась в сложной политической и экономической ситуации: остро стал вопрос об импортозамещении. Политическое руководство Российской Федерации поднимало проблемы импортозамещения неоднократно, события последних лет позволили привести государственную политику в этой сфере к позитивным сдвигам, к реальному воплощению разработанных программ собственного производства товаров и технологий, которые ранее импортировались из-за рубежа.

Ключевые слова: государственная политика, западные санкции, сырьевая экономика, импортозамещение.

Moiseev V.V. Import substitution in the economy of the Russian Federation. The article deals with the problems of substitution technologies and goods imported by Russia. In terms of Western sanctions caused by the events in Ukraine, a sharp drop in oil prices and other commodity prices, Russia is in a difficult political and economic situation: the island became a question of import substitution. The political leadership of the Russian Federation have repeatedly raised the issue of import substitution, the events of recent years have lead the state policy in this sphere to the positive changes to the actual implementation of programs developed its own production of goods and technology that were previously imported from abroad.

Key words: government policy, Western sanctions, resource-based economy, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.