Научная статья на тему 'Импортозамещение в Алтайском крае:промежуточные результаты и перспективы развития'

Импортозамещение в Алтайском крае:промежуточные результаты и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ОПРОС РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / REGIONAL PROGRAM OF IMPORT SUBSTITUTION / THE SURVEY OF BUSINESS LEADERS / SCENARIOS OF DEVELOPMENT OF THE ALTAI TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко В.В., Мищенко И.К.

В статье рассмотрены мнения руководителей ряда предприятий Алтайского края о перспективах развития импортозамещения. Оценивались необходимость программы импортозамещения и проблемы, возникающие при ее реализации как в регионе, так и в целом в стране. Сделана попытка оценить очередность мер, необходимых для выполнения разработанных планов по импортозамещению и стимулирования вытеснения импортных товаров и услуг, предложить дополнительные меры по ускорению роста производства при помощи импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import Substitution in the Altai Territory: Interim Results and Prospects of Development

The article discusses the opinions of heads of several enterprises of the Altai territory on development prospects of import substitution. We evaluated the necessity of the import substitution program and problems arising during its implementation in the region and in the whole country. Attempts to evaluate the sequence of measures required for the implementation of developed plans for import substitution and for stimulation of the displacement of imported goods and services, to propose additional measures to accelerate production growth with the help of import substitution were made.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в Алтайском крае:промежуточные результаты и перспективы развития»

Импортозамещение в Алтайском крае:

промежуточные результаты и перспективы развития

В. В. МИЩЕНКО, кандидат экономических наук, Алтайский государственный университет, Барнаул. E-mail: ikmischenko@mail.ru И. К. МИЩЕНКО, кандидат экономических наук,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал, Барнаул. E-mail: IKMischenko@fa.ru

В статье рассмотрены мнения руководителей ряда предприятий Алтайского края о перспективах развития импортозамещения. Оценивались необходимость программы импортозамещения и проблемы, возникающие при ее реализации как в регионе, так и в целом в стране. Сделана попытка оценить очередность мер, необходимых для выполнения разработанных планов по импортозаме-щению и стимулирования вытеснения импортных товаров и услуг, предложить дополнительные меры по ускорению роста производства при помощи импор-тозамещения.

Ключевые слова: региональные программы импортозамещения, опрос руководителей предприятий, сценарии развития Алтайского края

В 2014 г. Правительством РФ была поставлена задача по «разработке и реализации комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров» [1], прежде всего, освоение и рост производства определенных товаров промышленности и сельского хозяйства, запрещенных к ввозу в страну из ряда развитых стран после принятия санкций, условно названная «программой по импортозамещению».

Политика импортозамещения как часть отечественной промышленной политики дает особый шанс для ускорения социально-экономического развития аграрным, несырьевым регионам, к которым можно отнести Алтайский край [2].

С 2014 г импортозамещение стало составной частью экономической политики Алтайского края, был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в регионе на 2015 г. В Барнауле в 2015 г. был издан каталог проектов «Решение проблемы импортозамещения: Алтайский край», а в июне 2016 г. губернатором утвержден «План мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае до 2020 года» [3].

ЭКО. - 2017. - №5 МИЩЕНКО В.В., МИЩЕНКО И.К.

Достижения и проблемы

Благодаря политике импортозамещения в структуре регионального хозяйства Алтайского края достигнуты позитивные сдвиги. Наилучшие результаты в 2016 г были получены на оборонных предприятиях: в ОАО АПЗ «Ротор» объем производства увеличился на 25%, ОАО ХК «Барнаултрансмаш» - на 18%, ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод» - на 8%.

На базе роста сельского хозяйства увеличился объем производства в пищевой промышленности. Так, в 2015 г. было произведено пищевой продукции почти на 100 млрд руб. (34,5% от объема выпуска обрабатывающих производств края) [4]. В 2016 г., по данным Алтайкрайстата, объемы производства в сельском хозяйстве выросли более чем на 12%, в пищевой отрасли - 5,3%, в производстве машин и оборудования - на 18,4%.

По итогам первого полугодия 2016 г., в крае значительно увеличился экспорт растительного масла и муки. Так, экспорт соевого масла вырос в 35 раз (прежде всего в Казахстан, Узбекистан, Китай), подсолнечного - в три раза (Китай, Казахстан, Афганистан, Киргизия, Узбекистан), рапсового - в 1,6 раза (Китай, Норвегия, Монголия), муки - в 2,2 раза (Монголия, Таджикистан, Китай). Крупнейшим экспортером (около 25% производимой продукции) стала алтайская компания «Юг Сибири», объединяющая самые большие за Уралом маслоэкстракционные заводы («Агро-Сиб-Раздолье», «Бийский МЭЗ» и «Продэкс-Омск») и обеспечивающая 2% российского экспорта растительного масла. В 2015 г. в первую двадцатку экспортеров вошли зерноперерабатывающие предприятия Алтайского края - «Алейскзернопродукт» им. Старовойтова, «Алтайская крупа», Топчихинский мелькомбинат и «Алтайские мельницы», суммарно занимающие более 9,4% российского экспортного рынка муки [5].

Политика импортозамещения придала импульс развитию сельхозмашиностроения и смежных с ним отраслей. За 2016 г. в Алтайском крае производство плугов общего назначения увеличилось в 1,5 раза, сеялок - в 4,5 раза, почвообрабатывающих машин - в 1,6 раза [6]. Среди предприятий можно выделить ЗАО «Рубцовский завод запасных частей». По данным Российской ассоциации производителей сельскохозяйственной техники «Росагромаш», предприятие занимает 1-е место в России по производству чизельных плугов, 2-е - оборотных и 3-е место -

отвальных плугов и дисковых борон. В 2016 г. был налажен выпуск семи моделей почвообрабатывающих машин. Так как тракторный завод в Рубцовске восстановить не представляется возможным, в городе можно производить комплектующие детали для тракторов, при изготовлении которых не требуется высокая точность обработки металла.

В конце 2016 г. 13 предприятий края сумели заключить договоры на поставки в другие регионы импортозамещающих товаров, участвуя во всероссийской выставке «Импортозамеще-ние-2016». В основном это лекарственные препараты, медицинское оборудование, материалы и продукция сельскохозяйственной переработки.

Однако вытянуть экономику всего края эти предприятия и даже отрасли не смогут. Заметим, что в Алтайском крае нет ни одного проекта импортозамещения, который курировал бы Внешэкономбанк, из-за жестких первоначальных требований (стоимость проекта - не менее 2 млрд руб. - абсолютно нереальна для несырьевого, аграрного региона).

Среди причин, препятствующих развитию импортозаме-щения, в первую очередь следует назвать застойное состояние в финансово-кредитной сфере. Если на федеральном уровне проблемы решаются за счет доходов от продажи нефти, средств Резервного фонда и т. п., то несырьевым регионам эти инструменты практически недоступны. Планы по импортозамещению не подкреплялись изменениями в бюджетно-кредитной сфере, а регионы не получили прав и льгот для вложения бюджетных средств в новые проекты по развитию промышленности и сельского хозяйства. Среди десятков индикаторов, определяющих эффективность работы территориальной администрации, нет связанных с успехами проектов по импортозамещению.

Нежелание инвестировать в такие проекты объясняется тем, что при постоянном притоке прибыли от добычи сырья, в обрабатывающих производствах ее приходится зарабатывать в условиях жесткой конкуренции, с большими рисками и не так быстро, как в ТЭК или торговле. При этом инвесторы не получают никаких льгот при вложении средств в проекты по изготовлению импортозамещающих товаров. На первом месте в регионе по доходности вложений - проекты по строительству торговых центров, жилья, гостиниц, объектов туризма и т. п. При этом Барнаул - столица

аграрного Алтайского края - занимает второе место в стране по обеспеченности торговыми площадями (880 м2 на 1000 чел.) после Краснодара - столицы другого крупнейшего аграрного региона. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что в таких регионах деньги есть, но собственники предпочитают вкладывать их не в производство товаров, а в сферу услуг.

Пока же программы по импортозамещению существенно не повлияли на текущие социально-экономические процессы. Алтайский край постоянно входит в число регионов с большим размером дотаций. По данным регионального министерства труда и социальной защиты, снижается уровень занятости населения, который по итогам 2016 г. составил 59,5% против 60,5% в 2015 г. Растет отток населения из края, более 50% выпускников вузов ежегодно уезжают в другие города, мужское население сел и малых городов, как правило, находит сезонную работу на Севере.

Опрос руководителей предприятий

Для выяснения мнений руководителей предприятий Алтайского края о проблемах импортозамещения и перспективах его развития нами при поддержке Международного научного фонда экономических исследований академика Н. П. Федоренко в августе-октябре 2016 г. был проведен социологический опрос [7]. Анкета была размещена на google.com/forms, что позволило организовать опрос в населенных пунктах региона без личного участия.

В обследовании были задействованы предприятия крупных городов края (Барнаул, Бийск и Рубцовск), которые на протяжении многих лет являются системообразующими для экономики региона: ОАО АПЗ «Ротор», ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод», АО БМК «Меланжист Алтая», Федеральное казенное предприятие «Бийский олеумный завод», АО ФНПЦ «Алтай», АО «Мельник». У части этих предприятий в нынешних условиях вклад в общий объем выпуска промышленных изделий снизился, но их роль на рынке труда, в решении социальных вопросов по-прежнему велика. Ответы были получены и от новых или модернизированных организаций, которые стали оказывать большое влияние на размеры доходов бюджетов края, его городов, осуществление инновационного развития (ООО «Юг Сибири», АО «Барнаульский ВРЗ», ОАО «Барнаульский пивоваренный

завод», ООО «НТЦ Галэкс», ООО «СиСорт», ООО «Малавит», фармацевтический завод «Гален»).

При характеристике принадлежности организаций к видам экономической деятельности отметим, что обрабатывающие производства в основном представлены пищевой промышленностью. В опросе приняли участие также фармацевтические, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энерго-, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, легкой и электротехнической промышленности, организации по разработке программного обеспечения, торговли. Нам удалось привлечь к опросу также сельскохозяйственные организации и фермеров, которые, как показал опрос, позитивно относятся к политике импортозамещения. Всего было получено 38 анкет.

Рассмотрим некоторые результаты оценки осуществления политики импортозамещения в Алтайском крае.

Среди факторов ускоренного внедрения импортозамещения в нашей стране более 41% респондентов назвали политические, почти столько же (38,7%) - экономические, далее идут патриотические (6,7%) и социальные (5,3%). Значимость других причин невелика. То, что политика вновь определяет экономическую жизнь страны, на наш взгляд, ухудшает перспективы развития импортозамещения в случае радикальных изменений, например, в конъюнктуре мирового рынка, в денежно-кредитной, налоговой политике государства и многих других ситуациях.

Оценка политики импортозамещения

В Алтайском крае импортозамещение сейчас реализуется прежде всего в сельском хозяйстве (18,5% ответов респондентов) и различных подотраслях пищевой промышленности: мясной и молочной (по 12,6%), а также в сахарной (3,7%). Хорошие результаты отмечены в фармацевтической промышленности -так считают 9,6% респондентов. Менее значимые позитивные изменения отмечены в транспортном машиностроении (4,4%), производстве стройматериалов и строительстве (по 3,7%). В других отраслях региона, по мнению производителей, импор-тозамещение внедряется слабо.

Только пятая часть опрошенных заметили на рынках Алтая запрещенные к ввозу в страну Правительством РФ иностранные

5 ЭКО. - 2017. - №5

товары, а 80% - или не знают об этом, или не сталкивались с такими фактами.

Принципы политики импортозамещения плохо разработаны, поэтому они неясны руководителям предприятий: такого мнения придерживаются 54% респондентов. «Импортозамещение со своей спецификой спроса не получает провозглашенную поддержку от органов власти» - полагают 18% участников опроса. В 12% анкет отмечено, что существуют «неудобные» для предпринимателей направления импортозамещения, а в 8% - что проекты по импортозамещению снижают прибыльность их организаций.

По мнению респондентов, планы по импортозамещению направлены в первую очередь на крупный бизнес (27%), средний бизнес и государственные предприятия (по 23%), малый бизнес -7,6%, муниципальные предприятия - 8,1%.

На важнейший вопрос о том, на какой срок надо сохранить в РФ ограничения по импорту товаров и услуг, чтобы меры по импортозамещению принесли результат, 36,8% респондентов ответили, что они должны быть постоянными, 21% - что предлагаемые программы нуждаются в защите только до 2020 г., 13,1% - до 2025 г. При этом более 40% опрошенных вообще отрицательно относятся к ограничениям по импорту товаров, введенным в России в 2014 г., и считают, что от них максимум за 10 лет надо избавиться.

В первом полугодии 2016 г. все субъекты Федерации по указанию Министерства экономического развития РФ представили региональные планы мероприятий по содействию импортозаме-щению до 2020 г. Среди опрашиваемых только 23,7% оптимистично оценивают этот план (хотя, конечно, понять его влияние на внедрение импортозамещения из-за малого срока действия сложно).

При оценке современной политики страны в области им-портозамещения 33,3% респондентов считают, что ее «необходимо заменить на другие альтернативные и системные виды экономической политики», а 23,9% не смогли дать ей оценку. По 12% опрошенных отметили близкие по смыслу варианты ответов: «существующая система импортозамещения в достаточной степени соответствует потребностям выхода из кризиса и роста экономики» и «система управления импортозамещени-ем учитывает текущие тенденции и прогнозы экономического

развития страны». Многие бизнесмены, промышленники уверены в том, что исполнительная власть с помощью политики импор-тозамещения решает текущие, тактические вопросы, а не задачи радикального обновления экономического курса: только шестая часть опрошенных видят в ней стратегическое изменение в экономической политике Российской Федерации.

Мы предложили оценить политику импортозамещения в Алтайском крае. Треть опрошенных не смогли дать такую оценку, 30,3% считают, что «политика импортозамещения неэффективна и нуждается в замене другими видами экономической политики». Мнение о том, что импортозамещение - это тактическое решение текущих проблем, высказали в сумме 28,3% респондентов. Только 7,7% ответили: «Складывающаяся система импортозаме-щения адекватно отражает современное состояние и перспективы социально-демографического развития Алтайского края».

На наш взгляд, на уровне предприятий, организаций не просматриваются перспективы современного курса на уменьшение импортозависимости, и нет уверенности, что с помощью механизмов и инструментов, которые используются для реализации политики импортозамещения, можно решить стратегические вопросы развития региона.

Наиболее единодушными (63,1% ответов) респонденты были в том, что запрет Правительством РФ ввоза ряда импортных товаров (продовольственное эмбарго) оказывает на экономику Алтайского края позитивное воздействие. Негативно влияние санкций оценили 10,5% опрошенных, остальные ничего не смогли сказать по этому поводу.

Меры региональных и федеральных властей

Мнения алтайских производителей о мерах, которые необходимо принять органам власти на региональном уровне для вытеснения импортных товаров и услуг и роста выпуска отечественных товаров, представлены в таблице 1.

Данные таблицы показывают, что на первый план выходит проблема отсутствия единого экономического пространства в России. Тарифы на электричество, тепло, цены на бензин, уголь сильно различаются по субъектам РФ. Несмотря на то, что производство электроэнергии, добыча нефти, газа, угля сосредоточены в основном за Уралом, в худшем положении уже на протяжении

многих лет пребывают восточные и северные территории страны. Аналогичная ситуация с транспортными тарифами: многим производителям невыгодно перевозить свою продукцию на расстояния свыше 1,5-2,0 тыс. км. Импортозамещение снова напомнило об этой замалчиваемой Центром проблеме. Для обрабатывающей промышленности Алтая, Сибири увеличение объемов производства, в том числе изделий для локализации, сдерживается тем, что существует разрыв единого российского рынка.

Таблица 1. Меры, которые надо принять властям

на региональном уровне, чтобы активнее вытеснять импортные товары и услуги, % к числу опрошенных

Вариант ответа %

Минимизировать рост тарифов на теплоэнергию, электричество и транспортные затраты для предприятий, занимающихся импортозамещением 47,4

Гарантировать спрос на местные товары (работы, услуги) 26,3

Создать специальный региональный фонд по финансированию проектов по импортозамещению 10,5

Меньше проверять работу предприятий и организаций региона 5,3

Сделать коэффициент локализации одним из главных показателей деятельности администрации 2,7

Другие 7,9

Всего 100,0

Второе место занимает ответ о гарантии спроса на местные товары (работы, услуги). По существу, это означает, на наш взгляд, требование о расширении государственных и муниципальных закупок. Пока этот процесс в регионах в основном касается предприятий пищевой промышленности, на федеральном уровне - оборонно-промышленного комплекса, частично - фармацевтической отрасли. Остальные же сферы деятельности находятся в худшей ситуации. Финансовые ресурсы регионов пока еще слабо задействованы в программах и проектах по импортозамещению. Неудивительно, что достаточно весомой была доля (10,5%) тех, кто считал необходимым создать специальный региональный фонд по финансированию проектов импортозамещения.

Также мы попытались выяснить, насколько глубоко краевые органы управления учитывают при реализации программ импортозамещения социально-экономическую ситуацию в регионе и приоритеты развития его экономики. В нашем опросе только 21% опрошенных позитивно оценили действия органов власти в этом направлении. Наибольшая часть - 42,1% - дали

отрицательную оценку, а 36,9% вообще не смогли оценить такие действия. На наш взгляд (и это относится практически ко всем субъектам Федерации), слишком многие экономические документы по развитию территорий (программы, планы, концепции, дорожные карты и другие акты) носят формальный характер, не нацелены на решение реальных экономических и социальных проблем территории, организаций, населения.

Среди дополнительных мер, которые надо принять органам власти и управления в политике импортозамещения в Алтайском крае, респонденты на первое место поставили «формирование гарантированного спроса на импортозамещающую продукцию в регионе» (29,4% опрошенных). Почти столько же (26,5%) высказали мнение о необходимости расширения контактов предпринимателей с потенциальными заказчиками и потребителями, что свидетельствует о существовании значительного разрыва между спросом и возможностями местного предложения. На наш взгляд, это важный сигнал управленческим структурам. Каждая пятая опрашиваемая организация считает, что план по импортозаме-щению должен стать основой инновационно-инвестиционной политики региона, т. е. объединять и инвестиционные, и инновационные ресурсы региона для решения этой задачи, а 13,7% респондентов отметили необходимость указывать конкретные сроки и результаты в планах по импортозамещению, что позволит видеть реальные изменения в структуре экономики региона, производстве конкретных товаров и услуг.

Опрошенные негативно оценили обеспеченность финансовыми ресурсами предприятий региона, занимающихся внедрением импортозамещения: только 5,3% из них считают, что она хорошая, 23,7% - удовлетворительная, а 44,8% - неудовлетворительная.

Алтайские товаропроизводители назвали два направления мер для роста экономики при внедрении импортозамещения: 1) более активное участие в научных проектах по развитию экономики края и 2) выполнение хозяйственных договоров по импортоза-мещению для предприятий и организаций (по 22%). По 16,8% ответов набрали такие меры, как: «углубить сотрудничество с ведущими российскими вузами, научными институтами» и «участвовать в грантах по проектам импортозамещения». Отметим значимость расширения инновационных направлений при

внедрении импортозамещения для роста производства в экономике региона. При многоотраслевом территориальном хозяйстве невозможно найти одну точку приложения капитала, научного потенциала, чтобы решить проблему увеличения ВРП, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, повышения эффективности управления.

Подавляющее большинство принявших участие в опросе указали на важность решения кадровых проблем: дефицит специалистов отметили 33,3% респондентов, квалифицированных рабочих - 28,2%, управленцев - 15,3%, неквалифицированных работников - 7,6%, и только 12% не увидели в этой сфере проблем. Самыми значимыми препятствиями к созданию новых рабочих мест названы отсутствие доступных кредитов (29,8%), большой срок окупаемости новых проектов (18,4%), административные барьеры (17,1), слабая информированность о потенциальных проектах (13,1), дефицит квалифицированных менеджеров и недостаток аналитических исследований о потребностях рынка (по 10,5% опрошенных).

На вопрос о мерах, которые надо принять на государственном уровне, чтобы активнее замещать импортные товары и услуги, 20,8% опрошенных выбрали вариант - «гарантировать государственный заказ на новые российские товары». Далее среди федеральных мер больше всего сторонников набрали финансовые: субсидировать часть процентной ставки по предоставляемым кредитам (16,8%) и оптимизировать налогообложение (6%). Предложение «ввести инвестиционные льготы» поддержали 13,6% опрошенных, а популярную в прессе меру по усилению борьбы с коррупцией - 12,8%. Практически все эти меры являются приоритетами исполнительной власти на протяжении многих лет. В новых условиях к ним добавляется защита российского рынка, которую надо сохранить хотя бы на несколько лет, чтобы создать условия для роста сельского хозяйства, пищевой, оборонной, химической отраслей.

На вопрос анкеты о дополнительных мерах в области им-портозамещения, способных обеспечить эффективный рост производства, по 18,6% респондентов указали на необходимость оптимизировать налогообложение, субсидировать ставки по кредитам, уменьшить тарифы и снизить бюрократические барьеры (табл. 2).

Таблица 2. Дополнительные меры, которые необходимо принять в области импортозамещения, % к числу опрошенных

Вариант ответов %

Оптимизировать налогообложение, субсидировать ставки по кредитам, уменьшить тарифы 18,6

Снизить бюрократические барьеры 18,6

Объединить усилия науки и производителей 11,6

Финансировать приоритетные направления 6,9

Развивать производство 6,9

Дополнительных мер не проводить 4,6

Улучшить информационную обеспеченность 4,6

Готовить специалистов рабочих профессий 4,6

Совершенствовать региональную экономическую политику 4,6

Затрудняюсь с ответом 4,6

Другое 13,9

Мы считаем, что полученные в результате анкетирования мнения руководителей ведущих предприятий Алтайского края, реализующих программы по импортозамещению, должны быть обязательно учтены в стратегических документах развития региона. Необходимо более четко обозначить цели и ожидаемые результаты реализации программ по импортозамещению, выдвинув на первый план его экономические аспекты, а также расставить приоритеты, выделив конкретные направления и виды деятельности, нуждающиеся в поддержке.

На основании проведенного исследования нами предложен макросценарий развития Алтайского края как аграрного, несырьевого региона, предполагающий два основных варианта:

1) продолжение политики санкций и ограничений рынка;

2) снятие санкций и открытие рынка.

Макросценарий развития

Алтайского края при различных вариантах

политики импортозамещения

Развитие Алтайского края в условиях продолжения политики санкций и ограничений рынка

Приоритетными направлениями политики импортозамещения в этих условиях могут стать следующие.

1. Ускоренное развитие ряда подотраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Ведущий вид экономической деятельности в Алтайском крае - пищевая промышленность (мука, крупы, хлеб, растительные масла, молочные и мясные изделия, БАДы, корма, спиртовые и водочные изделия и т. п.). Некоторым производителям за 2-3 года удалось резко увеличить объемы производства, и необходимо закрепить данную тенденцию.

Приоритетное развитие должны получить те направления, которые позволят уменьшить импортозависимость от ввоза семян картофеля, овощей, сахарной свеклы, отдельных видов зерновых. Необходимо стимулирование роста производства БАДов и лекарственных средств на базе успешно функционирующего алтайского биофармацевтического кластера [8]. Следует разработать комплекс мероприятий по росту производства молока, чтобы уменьшить его закупки в сухом и сгущенном виде и сократить ввоз заменителей типа пальмового масла, удешевляющего молочные изделия. Нужно инвестировать строительство новых животноводческих комплексов по производству свинины, крупного рогатого скота, курятины с ориентаций на сбыт продукции в СФО, на Севере, а также на экспорт. Финансовый источник - специальная программа с привлечением ресурсов государственных банков.

2. Развитие аграрного машиностроения.

Для расширения импортозамещения на Алтае необходимо, чтобы АПК занимался не только изготовлением продовольствия, но и производством машин, техники. Для этого следует изменить подходы к управлению, ввести оценку деятельности правительства Алтайского края не только за производство зерна, мяса, молока, но и в зависимости от того, как АПК края увеличивает свою долю в ВРП, бюджете региона.

Приоритетом стратегического развития региона должно стать аграрное машиностроение, что позволит уменьшить закупки тракторов, другой сельскохозяйственной техники, а в перспективе - наладить поставки данной продукции в близлежащие страны. Необходимо наладить конвейерную сборку сельскохозяйственной техники, тракторов, а затем регулярно повышать коэффициент локализации. Для увеличения уровня локализации проектов по сборке тракторов марки «Кировец» и зерноуборочных комбайнов следует комплектовать собираемую технику дизельными двигателями, шинами и другими узлами, производимыми в регионе, расширить сбыт данной продукции за пределы края.

Для увеличения производства и сбыта импортозамещающей продукции аграрного машиностроения потребуется значительная финансовая поддержка. Сейчас примерно 2/3 техники и высокотехнологичных комплексов для возделывания сельскохозяйственных культур закупается при государственной поддержке (по статьям «Компенсация части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства», «Субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам»), но для радикальных изменений этого мало.

3. Переориентация части оборонно-производственного комплекса на производство гражданской продукции и товаров двойного назначения.

Возможен частичный переход (после 2022 г.) оборонного машиностроения на производство импортозамещающей гражданской продукции для АПК, изделий для ТЭК, а предприятий оборонной химии в Бийске - на производство товаров двойного назначения. Однако в данной сфере решения зависят от федеральных властей.

4. Развитие вагоностроения на базе градообразующего предприятия АО «Алтайвагон».

Кризис негативно повлиял на одно из самых успешных предприятий края - АО «Алтайвагон». Только за 2014-2016 гг. объем производства и численность занятых сократились более чем на треть. Это связано с перепроизводством грузовых вагонов, и ситуация не улучшится в ближайшие пять лет. Выход - поиск новых нестандартных решений, в частности, возможностей сбыта продукции вне России. Необходима комплексная поддержка развития вагоностроения для преодоления проблемного состояния моногорода Новоалтайска путем освоения новых видов техники, закупаемой РЖД. Следует увеличить производство грузовых вагонов для экспорта в страны Азии, прежде всего в Казахстан и Узбекистан, через создание с ними совместных предприятий, а также изучить возможности освоения выпуска других видов вагонов для этих стран.

5. Импортозамещение услуг в здравоохранении и курортной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы считаем, что Алтайский край имеет хорошие перспективы для развития импортозамещения в здравоохранении в единстве

с курортным делом. Невысокие доходы населения не позволяют жителям большинства территорий Сибири лечиться за рубежом, совмещать отдых с лечением. Это направление пока распространено в странах Европы и Азии, включая Израиль, Южную Корею и Малайзию. Для азиатской части России эта ниша является очень перспективной. В Алтайском крае находится самый большой город-курорт Сибири и Дальнего Востока - Белокуриха, поэтому есть прекрасные возможности сократить число выезжающих за рубеж с целью лечения, сделав оздоровление и отдых после лечении более доступными, а также привлечь иностранных граждан из соседних стран.

6. Развитие туризма.

Туризм является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития, что закреплено в стратегиях социально-экономического развития Сибири и Алтайского края до 2020 г.

Усиление конкуренции предъявляет высокие требования к ресурсному обеспечению туристической деятельности. Поток туристов и число туристских предприятий на территории края постоянно растут, но предложение туристических услуг весьма неравномерно. Основная зона туризма - это предгорная часть Алтая с центрами в г. Белокуриха и ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». В последние годы туризм успешно развивается в западной части края с центром в г. Яровое. Отдых на Алтае в зимнее время может заменить жителям Западной Сибири и Тюменской области выезд за рубеж. Основная проблема здесь - недостаточно развитое авиационное сообщение с другими городами, прежде всего с сибирскими.

7. Развитие сферы высшего образования с ориентацией на подготовку специалистов, бакалавров и магистров для стран СНГ, Азии.

С 1990-х годов немалая часть отечественной молодежи стала получать высшее образование за рубежом. Сейчас усиливаются обратные процессы: растет количество желающих получить дипломы об окончании российского вуза из стран СНГ, некоторых государств Азии, Африки. В Алтайском крае, где стоимость образования в разы меньше, чем в столичных городах, за последние пять лет количество иностранных студентов выросло минимум втрое, в том числе в классическом Алтайском государственном университете - более чем в четыре раза,

в Алтайском государственном медицинском университете в 2016 г был сформирован специальный иностранный факультет. При заинтересованности органов управления высшим образованием, на наш взгляд, перечисленные вузы, а также Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова смогут стать участниками расширенной программы импортоза-мещения с элементами развития сферы услуг.

Развитие Алтайского края в условиях снятия санкций и открытия рынка

Полное открытие рынка и отказ от импортозамещения приведут к замедлению темпов роста в регионе, прежде всего, в пищевой промышленности и фармацевтике.

В настоящее время доля обрабатывающих производств (22%) в ВРП Алтайского края выше, чем в большинстве регионов Сибири. Но собственники этих предприятий в основном находятся за пределами региона (Москва, Липецкая, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Челябинская области и др.). Функционирование этих предприятий будет продолжаться из-за наличия дешевой рабочей силы в крае и хороших возможностей сбыта готовой продукции в СФО, ДВО, а также в Казахстане. Однако местным властям придется стимулировать технологическое обновление таких предприятий, создавая для этого особые условия, и не ждать налоговой отдачи на протяжении нескольких лет. Поэтому обрабатывающие производства (энергетическое машиностроение, дизелестроение, легкая промышленность, выпуск строительных материалов и т. д.) вряд ли смогут быстро наращивать объемы выручки.

Регион, на наш взгляд, в этих условиях будет развивать прежде всего торговлю и операции с недвижимостью. Оптовая и розничная торговля по итогам 2015 г. занимает второе место в формировании ВРП Алтайского края. Есть возможность резко увеличить объемы торговли, в том числе и оптовой, с Республикой Казахстан после образования Евразийского экономического союза.

Хорошие перспективы на Алтае имеются и для туризма, в том числе за счет стабильного федерального финансирования за последние годы.

Сельское хозяйство края может сохранять еще несколько десятилетий объемы производства, но обеспечить повышение доходов и уровня жизни населения, сопоставимые с показателями других

территорий Сибири, будет не в состоянии. Минимальное применение минеральных одобрений, ядохимикатов сдерживает рост урожайности в крае. При этом иностранные фирмы заинтересованы в прямых закупках алтайского зерна, мяса, поскольку такие продукты соответствуют различным экологическим, религиозным требованиям. Вегетарианцы также готовы платить дороже за качественные алтайские продукты. Возможно, переход на выпуск «чистой», кошерной аграрной продукции в перспективе может стать одним из важных конкурентных преимуществ АПК края.

Есть основания прогнозировать спад производства на предприятиях химической промышленности при отмене санкций в связи с сокращением сбыта продукции в европейской части России, а в перспективе - и предприятий ОПК из-за уменьшения государственного заказа.

Все это приведет к усилению оттока населения в активном возрасте, закрытию части рабочих мест. Однако можно предположить, что будет расти количество людей пенсионного и предпенсионного возрастов, приезжающих из других неевропейских территорий России в связи с наличием дешевого благоустроенного жилья, более мягкого климата по сравнению с другими территориями Сибири.

Выводы

Импортозамещение в случае государственной поддержки имеет реальные перспективы стать одной из главных составляющих содержания экономической стратегии Алтайского края на современном этапе. Дополнительный импульс качественному росту экономики региона должно придать включение края в расширенную программу по импортозамещению в сфере услуг. Реализация политики импортозамещения на предприятиях Алтайского края позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить эффективность за счет стимулирования технологической модернизации производства и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Импортозамещение при освоении предприятиями производства даже самых простых, технически не сложных изделий взамен

* Не противоречащей канонам ортодоксального иудаизма.

импортных, при условии получения хотя бы разовых кредитов и государственных заказов, по приблизительным оценкам, сможет обеспечить рост макропоказателей экономики Алтайского края в интервале от 1% до 2,5% на протяжении пяти-семи лет.

Литература

1. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г № 560 [Эл. ресурс] // Система ГАРАНТ URL: http://base. garant.ru/70711352/#ixzz4D3Ei6U00.

2. Мищенко В. В., Мищенко И. К. Современные подходы к классификации регионов с позиций структурно-экономического развития // Вестник алтайской науки. - 2015. - № 2 (24). - С. 207-212.

3. План мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае до 2020 года: Утвержден Распоряжением Администрации Алтайского края от 30 июня 2016 года № 187-р [Эл. ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/438964065

4. Экономика Алтайского края в 2015 году. Основные направления деятельности на 2016 год [Эл. ресурс]. URL: http://www.aladm.ru/pic/file/ ekonomika_alt_kray_2015_2016.pdf

5. Предприятия Алтайского края увеличивают объем экспорта продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности / Официальный сайт Алтайского края [Эл. ресурс]. URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/ predpriyatiya-altaiskogo-kraya-uvelichivayut-obem-eksporta-pischevoi-i-pere-rabatyvayuschei-promyshlennosti_528145.html.

6. В 2016 году в Алтайском крае реализация политики импортозамещения позволила значительно увеличить производство сельхозмашин / Официальный сайт Алтайского края [Эл. ресурс]. URL: http://www.altairegion22.ru/ region_news/v-2016-godu-v-altaiskom-krae-realizatsiya-politiki-importozame-scheniya-pozvolila-znachitelno-uvelichit-proizvodstvo-selhozmashin_560854. html? PRINT=Y&ELEMENT_C0DE=v-2016-godu-v-altaiskom-krae-realizatsiya-politiki-importozamescheniya-pozvolila-znachitelno-uvelichit-proizvodstvo-sel-hozmashin_560854

7. Мищенко В. В. Проблемы и перспективы реализации импортозамещения (по итогам опроса предпринимателей Алтайского края) // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-2 (77-2). - С. 310-313.

8. Мищенко И. К. Формирование территориальных инновационных кластеров как элемента инновационной инфраструктуры (на примере Алтайского края). В сб.: Устойчивое и инновационное развитие регионов России в условиях глобальных трансформаций. Материалы международной научно-практической конференции. Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ. - Елец, 2015. - С. 261-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.