ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. V.
УДК 330
П.В. Белова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В данной статье показана необходимость, содержание и механизмы обеспечения импортозамещения в современных условиях экономики России.
Ключевые слова: импортозамещение, необходимость импортозамещения, содержание импортозамещения, механизмы обеспечения им-портозамещения.
В современных условиях импортозамещение относится к числу необходимых элементов рыночной экономики. Оно играет особую роль в решении проблем основных отраслей экономики.
Импортозамещение - активный процесс замены импорта отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.
Чаще термин применяется к государствам, которые по различным причинам принимают решение в сжатые сроки уменьшить долю импортных товаров и услуг в товарообороте страны. Как правило, импортозамещение происходит за счет увеличения объема собственного производства, развития фокусных отраслей и тарифного таможенного регулирования импортных закупок. Реже термин применим к предприятиям, отдельным отраслям производства.
Правительством страны в 2014 году, была выявлена острая необходимость в импортозамещение, когда против России западными государствами был введен ряд торгово-экономических санкций. 4 августа 2015 года были созданы правительственные комиссии по импортозамещению.
Программы Правительства являются основными механизмами обеспечения импортозамещения. Вопросом продовольственной безопасности власти страны озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020» - импортозамещение. Однако быстро введенные западные санкции заставили правительство посмотреть на проблему значительно шире и сформировать масштабную программу, охватывающую гораздо большее количество отраслей, в которых задача импортозамещения стала актуальной. Программа Правительства по импортозамещению вылилась в утверждение новой редакции Государственной программы № 320 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а затем и в ряд других законодательных актов, целью которых является более четкое позиционирование роли государства в процессе импортозамещения. Подробнее о всех документах:
- Государственная программа № 328 «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» от 15.04.2014
Документ задуман как основной стержень процесса локализации и развития отечественного производства, и с 15 апреля 2014 года фактически регламентирует правила игры в распределении финансовых ресурсов, необходимых нашей промышленности для ускоренного развития.
Программа представляет собой правовой фундамент процесса импортозамещения в России, и не подразумевает содержания перечня конкретных шагов для реализации. Основа программы - цели, задачи критерии успешности их достижения, ответственные исполнители и наблюдатели.
- Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования от 11 октября 2014 года №1044.
Программа на законодательном уровне создает условия для применения мер по стимулированию экономического роста в части принятия нормативных правовых актов, направленных на расширение применения компаниями и коммерческими банками механизма проектного финансирования.
Проектное финансирование - это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта. Эта финансовая дисциплина, которая за последние 20 лет получила широкое распространение в развитых странах мира и последние 10 лет активно применятся в России.
Успех в реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве позиционируется государством как дело особой важности, ведь в результате мы можем обеспечить продовольственную безо-
© Белова П.В., 2016.
Научный руководитель: Ерохин Сергей Геннадьевич - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики, Российский государственный социальный университет, Россия.
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. V.
ISSN 2223-4047
пасность страны, дать мощный толчок в развитии, как крупного сельского хозяйства, так и среднего и мелкого фермерства. В итоге, к 2020 году мы должны увидеть Россию, которая на 90% себя кормит, а может быть, еще и соседа.
Достижение успеха в импортозамещении программного обеспечения, по нашему мнению, является одной из самых интересных и нетривиальных задач, поставленных в рамках общего тренда по замещению импорта со стороны государства. С одной стороны, зависимость от импортного ПО в России крайне высока: операционные системы Windows, iOS, Android вряд ли дадут шанс каким-либо другим российским аналогам заполучить хотя бы 10% рынка.
Импортозамещение в российском машиностроении началось в 2005-2006 годах, и наилучшего момента для старта кампании придумать было трудно: экономика на подъеме, спрос на автомобили растет, Россия к тому времени членом ВТО ещё не являлась. Принятые в эти года меры по импортозамеще-нию способствовали развитию конкуренции на рынке, а не к укреплению на нем позиций одного лишь АвтоВАЗа. Результатом стала двукратный рост производства автомобилей к 2010 году.
Проблема эффективного импортозамещения в Российской экономике не нова, и периодически поднимается в правительственных и бизнес кругах. Задача, которая была озвучена озвучена президентом: увеличить долю присутствия отечественных товаров на внутреннем рынке за счет требуемого качества продукции и приятных для покупателя цен.
Возникает вопрос, как этого добиться? То есть не просто записать в таблицу цели, а через 4 года вернуться к ним и констатировать, что, увы, не получилось, давайте ещё раз попробуем. А добиться по-настоящему! И с правильным результатом, а не как в Латинской Америке «импортозаместили» в 60-х годах. При этом, важно понимать, что у нашей страны было уже две попытки дать сильный толчок им-портозамещению в стране: в 1998 году и в кризис 2008-2009. Однако, сказать, что мы справились с этой задачей с успехом нельзя: доля импортных товаров и комплектующих в производстве у нас по-прежнему высока.
Почему нам это интересно? Деньги и качество жизни рядовых граждан России. Да, именно эти два фактора. Минимум торжественных речей про сильное самостоятельное государство, самообеспечение и гипотетическую китайскую возможность рано или поздно стать независимыми от Запада. Успех в реализации программы импортозамещения открывает огромную возможность для многих граждан России заработать и улучшить уровень собственной жизни. Будущие же поколения, действительно, получат государство с сильной экономикой.
Чем еще полезен для России успех в текущем процессе импортозамещения?
1.Улучшение качества отечественной продукции,
2. Снижение стоимости для конечного потребителя,
3.Гордость за страну и за ее промышленность.
Как прийти к цели?
• Зафиксировать конкретные и измеримые цели в каждой фокусной для государства и бизнеса отрасли. Цели зафиксированы на законодательном уровне.
• Отслеживать последовательность позиции государства в реализации программы.
• Отслеживать последовательность бизнеса в исполнении взятых на себя обязательств.
• Хвалить всех, кто добился успеха: глобального, локального. Каждый шаг приближает нас к итоговому результату. Говорить об этом следует громко.
• Создать и поддерживать в тонусе общую информационную площадку для всех заинтересованных в программе лиц: чиновников, бизнеса, наблюдателей.
Библиографический список
1. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. №11.
2. Васютина Е.С. Инвестиции в человеческий капитал как предпосылки формирования импортозамещающей стратегии развития РФ. // Социально-экономические и институциональные проблемы формирования современного типа российской экономики. М.: Дашков и К. 2011. С. 14-21.
3. Перегородиева Л.Н. Стратегия импортозамещения в России. // Экономика. 2012. №1.
4. Носов, В.В. Выбор программы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой /
B.В. Носов, О.К. Котар // Научное обозрение. 2013. - №4. - С. 265-273.
5. Сейдл Э.Ф. Аграрный закон США: предпосылки роста агробизнеса для России [Текст] / Э.Ф. Сейдл,
C.М. Пшихачев, В.В. Носов, В.А. Балашенко В.А., И.Н. Сотникова, Е.А. Калиниченко // Проблемы развития АПК региона. - 2016. - № 1 (25). - С. 205-209.
БЕЛОВА ПОЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант направления подготовки «Экономика» экономического факультета, Российский государственный социальный университет, Россия.