Научная статья на тему 'Импортозамещение как приоритетное стратегическое направление развития агропродовольственного рынка'

Импортозамещение как приоритетное стратегическое направление развития агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РЫНОК / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / АПК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЭМБАРГО / САНКЦИИ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / MARKET / AGRI-FOOD MARKET / AGRICULTURE / STRATEGIC DIRECTION / STRATEGY / STATE / EMBARGO / SANCTIONS / FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Дарья Викторовна

С 2014 г. в России взят устойчивый курс на импортозамещение продовольствия и сырья. Главным образом импортозамещение касается предприятий АПК, которые вынуждены строить свою деятельность в новых условиях, связанных с ослаблением давления со стороны дешевого сырья и молочной продукции из стран Евросоюза. В связи этим меры по реализации стратегии импортозамещения являются приоритетными направлениями развития агропродовольственного рынка. Проведен анализ двух теоретических подходов к изучению импортозамещения, в разрезе одного из них импортозамещение рассматривается как нерегулируемый процесс, а второго как тип экономической стратегии. Частично отражены исторические аспекты формирования и развития импортозамещения в разных странах. Дана авторская трактовка понятия «импортозамещение», рассмотрено содержание стратегических элементов импортозамещения: государственной поддержки, отраслевых рынков, интеграции производителей, инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AS A PRIORITY STRATEGIC DIRECTION OF AGRI-FOOD MARKET DEVELOPMENT

Since 2014 Russia has been holding a steady course for import substitution of food and raw materials. Most of all, the import substitution concerns farm enterprises which should built their activities under new conditions. These conditions are associated with weaker pressure of cheap raw materials and dairy products from the EU. That is why the measures of the implement of the strategy of import substitution are priority for agricultural market development. In this paper the author has analyzed two approaches to the study of import substitution; one approach considers import substitution as an uncontrolled process, while the second approach considers import substitution as a type of economic strategy. The author briefly reviews the historical aspects of the formation and development of import substitution in different countries. The paper presents the author's interpretation of “import substitution” concept and strategic elements of import substitution such as government support, industry markets, producers' integration and infrastructure.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как приоритетное стратегическое направление развития агропродовольственного рынка»

ЭКОНОМИКА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

УДК 332.02

Д.В. Рожкова D.V. Rozhkova

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

IMPORT SUBSTITUTION AS A PRIORITY STRATEGIC DIRECTION OF AGRI-FOOD MARKET DEVELOPMENT

Ключевые слова: импортозамещение, рынок, агропродовольственный рынок, АПК, стратегическое направление, стратегия, государство, эмбарго, санкции, продовольствие.

С 2014 г. в России взят устойчивый курс на импортозамещение продовольствия и сырья. Главным образом импортозамещение касается предприятий АПК, которые вынуждены строить свою деятельность в новых условиях, связанных с ослаблением давления со стороны дешевого сырья и молочной продукции из стран Евросоюза. В связи этим меры по реализации стратегии им-портозамещения являются приоритетными направлениями развития агропродовольственного рынка. Проведен анализ двух теоретических подходов к изучению импортозамещения, в разрезе одного из них импортозамещение рассматривается как нерегулируемый процесс, а второго — как тип экономической стратегии. Частично отражены исторические аспекты формирования и развития импортозамещения в разных странах. Дана авторская трактовка понятия «импортозамещение», рассмотрено содержание стратегических элементов импортозамещения: государственной поддержки, отраслевых рынков, интеграции производителей, инфраструктуры.

Keywords: import substitution, market, agri-food market, agriculture, strategic direction, strategy, the State, embargo, sanctions, food.

Since 2014 Russia has been holding a steady course for import substitution of food and raw materials. Most of all, the import substitution concerns farm enterprises which should built their activities under new conditions. These conditions are associated with weaker pressure of cheap raw materials and dairy products from the EU. That is why the measures of the implement of the strategy of import substitution are priority for agricultural market development. In this paper the author has analyzed two approaches to the study of import substitution; one approach considers import substitution as an uncontrolled process, while the second approach considers import substitution as a type of economic strategy. The author briefly reviews the historical aspects of the formation and development of import substitution in different countries. The paper presents the author's interpretation of "import substitution" concept and strategic elements of import substitution such as government support, industry markets, producers' integration and infrastructure.

Рожкова Дарья Викторовна, к.э.н., ст. преп., каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-35-85. E-mail: danya2510@yandex.ru.

Rozhkova Darya Viktorovna, Cand. Econ. Sci., Asst. Prof., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-35-85. E-mail: danya2510@yandex.ru.

Введение

Меры по реализации стратегии импортозамещения все еще остаются приоритетными направлениями деятельности предприятий АПК. В связи со столь стремительными изменениями и новыми наполнениями содержания категории «импортозамещение» считаем необходимым рассмотреть сущность понятия «импортозамещение» как стратегического направления развития

экономики региона и страны в целом [1, с. 143].

Целью работы является изучение теоретических аспектов импортозамещения как приоритетного стратегического направления развития агропродовольственного рынка.

Объектом изучения выступают элементы импортозамещения на агропродоволь-ственном рынке.

Результаты и их обсуждение

В литературе существует ряд подходов к трактовке понятия «импортозамещение». В целом же можно говорить о двух направлениях изучения импортозамещения.

В первом случае авторы сходятся во мнении, что импортозамещение — это нерегулируемый, положительный для страны процесс, сводимый к замещению импорта товарами, произведёнными отечественными производителями, то есть внутри страны. В частности, Р.А. Бурко дает следующее определение импортозамещению: «Импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров» [2, с. 301].

Во втором случае импортозамещение рассматривают прежде всего как «тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства» [3, с. 210]. При этом стоит оговориться, что использование данной стратегии свойственно для кратковременного этапа индустриализации, связанного с развитием импортозамещающих процессов.

Однако в обоих случаях импортозаме-щение целиком и полностью рассматривается как создание благоприятной среды для роста отечественной экономики. Сторонники концепции импортозамещения полагают, что «устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь на базе всемерного увеличения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска собственной продукции» [4, с. 10].

Ретроспективный анализ позволяет говорить, что многие страны в различной степени брали курс на развитие стратегии по импортозамещению. В России впервые существенно заговорили об импортозамеще-нии в 1998 г. после девальвации рубля. После событий 2014 г., повлекших за собой эмбарго на ввоз иностранной продукции, снижение курса рубля, вопрос импортоза-мещения встал наиболее остро, особенно в аграрном секторе экономики [1, с. 144].

Проблемами теории и методологии им-портозамещения занимались многие ученые, такие как Х. Ченери, А. Страуг, Н. Картер, П. Линдерт, Д. Джейкобс, А. Киреев и др.

Х. Ченери и А. Страуг провозглашали в качестве одной из целей экономического развития в теоретических моделях — про-

мышленное импортозамещение. Предложенная ими в 60-70-е годы XX в. модель экономического роста с двумя дефицитами трактовала экономическое развитие как «постепенное вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замену импортных товаров отечественными» [4, с. 8].

П. Линдерт рассматривал взаимовлияние импортозамещающего роста и изменений международных условий торговли [5]. Д. Джейкобс впервые ввела понятие городского импортозамещения и охарактеризовала тенденцию городского свободного рыночного хозяйства к замещению ввозимых в город товаров товарами, произведенными в городе [6].

А. Киреев в своих работах обосновывает механизм импортозамещающего роста и его преимущества. Роль макроэкономических процессов в развитии импортозаме-щения определяет П.А. Кадочников. Д.Н. Зайцев оценивает влияние организации производства импортозамещающей продукции на экономическое развитие региона. С.И. Редько рассматривает импортоза-мещение отдельных товарных групп как фактор обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства. А.П. Терехов изучает проблемы повышения конкурентоспособности производимой в рамках импорозамещения продукции промышленных предприятий [7, с. 283].

Отечественный ученый А.Н. Макаров дает определение импортозамещения с позиций региональной экономики: «...под импортозамещением традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» [8, с. 37].

Исходя из этого под импортозамещени-ем предлагаем понимать стратегическое направление экономического развития аг-ропродовольственного рынка в условиях сокращения импорта сырья и готовой продукции, направленное на защиту и поддержку отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.

Указом Президента «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Россий-

ской Федерации» от 06.08.2014 г. началась практическая реализация стратегии импортозамещения в РФ. Согласно данному Указу, в список продовольствия, подлежащего импортозамещению, попали следующие категории: мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное; мясо крупного рогатого скота, замороженное; свинина свежая, охлажденная или замороженная; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или замороженные; мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные; молоко и молочная продукция; овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды; фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров; пищевые продукты (молокосодержащие продукты на основе растительных жиров) [9].

В России в условиях форсированного импортозамещения перед государством стоят задачи, решение которых обеспечит реализацию важнейшего условия эффективного замещения импорта — это конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, реализация стратегии им-портозамещения позволит остановить процесс деиндустриализации, который формировался не один десяток лет в силу гипертрофированного развития торгово-посреднической деятельности в отечественной экономике.

Помимо приверженцев реализации стратегии импортозамещения есть антагонисты, ставящие под сомнение эффективность импортозамещения, считающие, что высокие барьеры импортозамещения (в форме таможенных пошлин или нетарифных ограничений) снижают конкуренцию, а недостаток конкуренции ведет к монополизации рынка и консервации отставания, импортозамещение не может стать фактором роста экономики, в отличие от поддержки экспорта. Аналогичного мнения придерживается В. Попов, считающий, что при им-портозамещении приоритет отдается «слабым и неконкурентоспособным отраслям» (которые не могут справиться с конкурентами даже на внутреннем рынке), в то время как при поддержке экспорта — «сильным и конкурентоспособным» (экспортерам) [10].

Автор частично разделяет точку зрения В. Попова, по которой России стоит сконцентрировать усилия на внешнем рынке, однако внутренний российский рынок отличается высокой емкостью. Поддержка экспорта приоритетнее импортозамещения лишь тогда, когда внутренний рынок намного меньше мирового (то есть для маленьких стран). К тому же в 2015 г. российский ВВП по паритету покупательной способности составил, по данным МВФ, почти $3,73 трлн (шестое место в мире), что сопоставимо с ВВП Германии. Россия уступает по емкости рынка лишь США, Китаю, Индии и Японии. Это является оптимальным условием для запуска программ импортозамещения [10]. Кроме того, в российской экономике существуют отрасли, импортозависимость которых высока, на которых стоит сосредоточить основные усилия при реализации стратегии импортозамещения, к числу таковых относятся и отрасли сельского хозяйства.

На отечественном агропродовольствен-ном рынке доля импорта сельскохозяйственной продукции около 12%, при этом, например, доля импорта молока и молоко-продуктов на рынке, несмотря на эмбарго, выросла с 11% в 1993 г. до 22% в 2015 г., по сыру доля импорта в 2015 г. составила около 41%. Пик импорта молока и молочной продукции приходился на 2013 г., что можно объяснить вступлением России в ВТО.

Импортозамещение в АПК носит внут-риориентированный характер, т.е. все государственные мероприятия направлены на насыщение внутреннего рынка товарами отечественного производства. Базовым документом, регламентирующим направления развития сельского хозяйства, является государственная программа импортозамеще-ния (в том числе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»).

Согласно Программе, применительно к импортозамещающей политике на агро-продовольственном рынке основополагающей целью должно стать снижение сырьевой, товарной и технологической зависимости рынка от импорта.

Для достижения вышепоставленной цели импортозамещение как стратегическое направление развития агропродовольствен-ного рынка целесообразно представить через призму составляющих его элементов (рис.).

Блок 4: элементы развития инфраструктуры

Блок 3: элементы раз вития кооперации и интеграции

Импортозамещение на агропродоволь-ственном рынке

Блок 1: элементы государственной поддержки

Блок 2: элементы развития отраслевых рынков

Рис. Стратегические элементы развития импортозамещения агропродовольственного рынка

Блок государственной поддержки включает в себя элементы защиты и гарантий, предоставляемых субъектам агропродовольственного рынка, в том числе:

- законодательное закрепление доли импорта сырья и продовольствия в общем объеме на агропродовольственном рынке Российской Федерации, в том числе доли импорта готовой продукции на прилавках розничных магазинов;

- законодательное определение временного интервала реализации стратегии импортозамещения;

- предоставление гарантий защиты отечественных производителей в случае отмены продовольственного эмбарго и санкций Евросоюза;

- реализация мер по выходу страны из ВТО;

- устранение проблем локального характера в рамках региональных рынков;

- повышение размера субсидий и предоставление льготных ставок по кредитованию на развитие бизнеса для предприятий АПК [1, с. 145-147].

Поскольку национальный агропродоволь-ственный рынок напрямую зависит от развития отраслевых рынков, то и преобразования по реализации стратегии импортозамещения должны затрагивать в первую очередь отраслевые рынки. Следовательно, блок развития отраслевых рынков включает в себя мероприятия, направленные на развитие и поддержку слаборазвитых и низкоэффективных рынков, в рамках чего распределение материальных ресурсов и государственных субсидий для развития отраслевых рынков должно осуществляться исходя из финансовых показателей деятельности субъектов рынка и показателя самообеспеченности рынка.

Кроме того, важным условием реализации стратегии импортозамещения является высокий уровень интеграции и кооперации хозяйствующих субъектов агропродоволь-

ственного рынка (блок 3), поскольку единоличное ведение сельскохозяйственной деятельности зачастую не дает нужных результатов, а приводит к тому, что игроки рынка несут убытки в силу разного рода причин, начиная от диспаритета закупочных и отпускных розничных цен и заканчивая неразвитостью логистической инфраструктуры.

Производителям сегодня необходимо сконцентрироваться на объединении материальных, технических и финансовых ресурсов.

Интеграция является одним из ведущих аспектов в развитии импортозамещения, т.к. позволяет за счет концентрации ресурсов (возможно, создавая совместный фонд материального развития) решить ряд производственных и социальных проблем:

- увеличение занятости сельского населения, что смотивирует развитие малого бизнеса на селе;

- сокращение затрат на ведение деятельности;

- преодоление проблемы доступа к сырьевой базе;

- решение проблем позиционирования и продвижения отечественной продукции на рыках сбыта.

Консолидация усилий и ресурсов субъектов рынка в значительной мере позволит повлиять на качество и конкурентоспособность отечественного продовольствия и, в конечном итоге, на результативность реализации стратегии импортозамещения в целом.

Блок, включающий в себя элементы инфраструктурного обеспечения, во многом обусловливает реализацию импортозамещающей стратегии, поскольку является основополагающим моментом для повышения конкурентоспособности отечественной

продукции, создает условия для свободного доступа продукции к конечным потребителям и способствует повышению эффек-

тивности деятельности производителя. Следовательно, реализация стратегии импортозамещения предполагает развитие элементов инфраструктуры агропродо-вольственного рынка.

Заключение

Таким образом, перечисленные выше элементы являются определяющими в контексте сокращения импортозависимости отраслей АПК, обеспечения высокого уровня продовольственной безопасности страны, увеличения качества жизни и снижения уровня безработицы в регионах с развитым производством сельскохозяйственной продукции, развития спроса на товары внутреннего производства, ведения безубыточной деятельности субъектов аг-ропродовольственного рынка.

Библиографический список

1. Рожкова Д.В. Импортозамещение как условие эффективного функционирования молочноперерабатывающей отрасли // Вестник Алтайского ГАУ. - 2015. - № 4 (126). - С. 143-147.

2. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России / / Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 301-303.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 2011. — 512 с.

4. Назарчук Е.Н. Теоретические и методические основы эффективного импортозамещения на российских промышленных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.05.00. — Самара: СГЭУ, 2007. — 22 с.

5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — 514 с.

6. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов: пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2011. — 460 с.

7. Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях // Экономика и управление. — 2009. — № 2 (61). — С. 281-286.

8. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) // Российский внешнеэкономический вестник. — 2011. — № 5. — С. 36-40.

9. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской

Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320» (с изм. и доп.) -Электрон. текст. дан. // Гарант: справ.-прав. система.

10. Гнидченко А. Импортозамещение: шанс или необходимость // ТАСС: информационное агентство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/opinions/1597499 (дата обращения: 18.12.2016).

References

1. Rozhkova D.V. Importozameshchenie kak uslovie effektivnogo funktsionirovaniya molochnopererabatyvayushchei otrasli // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. - 2015. - № 4 (126). -S. 143-147.

2. Burko R.A. Rol importozameshcheniya v ekonomike Rossii // Molodoi uchenyi. — 2013. - № 11. - S. 301-303.

3. Raizberg B.A., Lozovskii L.Sh., Starodubtseva E.B. Sovremennyi ekonomich-eskii slovar. - M.: Infra-M, 2011. - 512 s.

4. Nazarchuk E.N. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy effektivnogo importo-zameshcheniya na rossiiskikh promyshlennykh predpriyatiyakh: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: 08.05.00. - Samara: SGEU, 2007. -22 s.

5. Lindert P.Kh. Ekonomika mirokho-zyaistvennykh svyazei: per. s angl. - M.: Progress, 1992. - 514 s.

6. Dzhekobs D. Smert i zhizn bolshikh amerikanskikh gorodov: per. s angl. - M.: Novoe izdatelstvo, 2011. - 460 s.

7. Volkodavova E.V. Realizatsiya strategii importozameshcheniya produktsii na rossiiskikh promyshlennykh predpriyatiyakh // Ekonomi-ka i upravlenie. - 2009. - № 2 (61). -S. 281-286.

8. Makarov A.N. Importozameshchenie kak instrument industrializatsii ekonomiki regiona: innovatsionnyi aspekt (na primere Nizhego-rodskoi oblasti) // Rossiiskii vnesh-neekonomicheskii vestnik. - 2011. - № 5. -S. 36-40.

9. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 7 avgusta 2014 g. N 778 «O merakh po reali-zatsii ukazov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 6 avgusta 2014 g. N 560 i ot 24 iyunya 2015 g. N 320» (s izm. i dop.) - Elektron. tekst. dan. // Garant: sprav.-prav. sistema.

10. Gnidchenko A. Importozameshchenie: shans ili neobkhodimost // TASS: infor-matsionnoe agentstvo Rossii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://tass.ru/opinions/1597499 (data obrashcheniya: 18.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.