УДК 338.431:332 ББК 65.9(2)32-4 А-98
Ашинова Марина Казбековна, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191, тел.: 8(8772)521155;
Хут Саният Юнусовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Автономной некоммерческая образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»; 350000, Краснодарский кооперативный институт (филиал); г. Краснодар, ул. Митрофана Седина, 168/1; e-mail: [email protected];
Ешугова Фатима Руслановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Автономной некоммерческая образовательной организации высшего образования центросоюза РФ «Российский университет кооперации», Краснодарский кооперативный институт (филиал); 350000, г. Краснодар, ул. Митрофана Седина, 168/1.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АПК РЕГИОНА
(рецензирована)
Проведен анализ основных мероприятий по содействию импортозамещению в регионе. Выделены концептуальные основы эффективного импортозамещения как инструмента решения проблем с учетом специфики экономики региона.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, импортозамещение, конкурентоспособность, регион, продовольственная безопасность.
Ashinova Marina Kazbekovna, professor, Doctor of Economics, professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, Maikop, 191 Pervomaskaya st., tel.: 8 (8772) 521 155;
Khut Saniyat Yunusovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Finance of the Autonomous non-profit educational organization of higher education of Central union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation"; 350000, Krasnodar Cooperative Institute (branch); Krasnodar, 168/1 Mitrofan Sedin 's str., e-mail: [email protected];
Eshugova Fatima Ruslanovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Finance of the Autonomous non-profit educational organization of higher education of Central union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation"; Krasnodar Cooperative Institute (branch); 350000, Krasnodar, 168/1 Mitrofan Sedin's str.
IMPORT SUBSTITUTION AS A TOOL TO SOLVE URGENT PROBLEMS
OF THE AIC OF A REGION
(Reviewed)
The analysis of the main measures to promote import substitution in the region has been made. Conceptual foundations of the effective import substitution as a tool for solving problems, taking into account the specifics of the regional economy have been identified.
Keywords: agri-industrial complex, import substitution, competitiveness, region, food security.
В настоящее время перед агропромышленным комплексом нашей страны стоит ряд значимых проблем. Факторами, обусловившими их усугубление, а также привлекшими к ним особое внимание, стали как снижение цены на нефть, так и введение экономических санкций. Также указанные факторы стали причиной возобновления дискуссий о
необходимости интенсификации импортозамещения. Актуальность обозначенной проблемы не вызывает сомнения. Однако многие ученые высказывают определенные сомнения в эффективности предпринимаемых мер по обеспечению импортозамещения, объясняя это наличием существенных барьеров на пути развития отечественного АПК.
В настоящее время, по оценкам правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении - порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50% до 90% деталей и т.д. [4].
Важным также является фактор необходимости временного умеренного государственного протекционизма и защиты внутреннего рынка с целью модернизации экономики, привлечения инвесторов в отрасли производства с высокими рисками. Следует учитывать и то, что позиции нехватки, дефицита отечественного сельскохозяйственного сырья являются одной из основных причин, сдерживающих процесс импортозамещения в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, что приводит к ввозу на наш внутренний рынок импортной сырьевой продукции с большой добавленной стоимостью. Сегодня, импортозамещение в отраслях агропромышленного комплекса выступает самым эффективным мультипликатором создания новых рабочих мест в стране. Поэтому задача формирования благоприятных условий для повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства сырья является весьма актуальной.
Начиная с 2009 по 2014 гг. в АПК Республики Адыгея продолжался рост производства. Наиболее значительными его темпы были в 2014 г. Так, объем продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) в фактических ценах составил 3477,6 млн. руб., что выше на 25 %, чем в 2013 г. Производство продукции растениеводства лишь за 2014 г. возросло на 31 %, животноводства - на 4 %. Объемы финансирования по поддержке АПК Республики Адыгея составили в 2011 году - 26984 тысяч рублей, в 2012 году - 33185 тысяч рублей, в 2013 - 22241 тысяч рублей, в 2014 - 66745 тысяч рублей [3].
Одной из крупнейших сфер экономики республики является сельское хозяйство, на долю которого приходится 16,8% ВРП.
В рамках государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы определены следующие направления поддержки агропромышленного комплекса: развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства; развитие мясного скотоводства; поддержка малых форм хозяйствования; техническая и технологическая модернизация, инновационное и информационное обеспечение сельскохозяйственного производства; развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения; устойчивое развитие сельских территорий.
Кроме того, в настоящее время рассматривается возможность включения в Государственную программу мероприятий развитию овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства, по поддержке селекции и семеноводства, по развитию оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания.
В настоящее время импортозамещение в аграрной сфере представляет собой экономическую политику государства в агропромышленных отраслях, направленную на
поддержку и защиту отечественного производителя посредством замещения импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продовольственных товаров национальной продукцией. Важной целью импортозамещения является повышение конкурентоспособности отечественных товаров через стимулирование технологической модернизации и инновационной политики производства, повышение эффективности отраслевого производства, освоение новых инновационных, более конкурентоспособной продуктов с более высокими потребительскими параметрами. Однако, по нашему мнению, целесообразность импортозамещение в сегодняшних условиях следует рассматривать как необходимый экономический инструмент переходного этапа к экспортному ориентированию, актуализированный западными санкциями.
Основные мероприятия по содействию импортозамещению в Республике Адыгея представлены в таблице 1.
Чтобы обеспечить адекватное решение обозначенных мероприятий, необходимо предпринять дополнительные шаги по интенсификации восстановления отечественного АПК в направлении импортозамещения и подкрепить их соответствующими изменениями институциональной основы развития агропромышленных отраслей как в краткосрочной, так и в более отдаленных перспективах. Главным образом, это относится к продовольствию, в особенности к продукции животноводства.
Условно выделим две концептуальные основы эффективного импортозамещения. Первая из них - формирование агропромышленных кластеров для оптимизации производственной структуры АПК. В отечественной практике данная концепция остается недостаточно проработанной. Это находит свое выражение в недостаточно эффективной интеграции хозяйствующих субъектов, в слабом применении инновационных производственных технологий, низкой эффективности антимонопольной политики [1].
Вторая из интересующих нас концептуальных основ импортозамещения -методика создания «точек роста». Для осуществления эффективной стратегии развития АПК на основе «точек роста» нужно предпринять такие шаги, как: во-первых, изменить общую стратегию управления агропромышленными отраслями в направлении ясной, прозрачной и четко разграниченной систематизации составляющих экономического механизма; во-вторых, расширить зоны контроля и участия бюджетов регионов в капиталах интегрированных хозяйствующих субъектов; в-третьих, повысить статус агропромышленной политики в регионах.
Фундаментом для реализации каждой из указанных концептуальных основ импортозамещения является государственная поддержка. Во всех достаточно развитых странах власть на базе комплекса экономических мер - в частности, льгот, налоговой политики, корректировки тарифов на используемые в АПК ресурсы, адаптации систем кредитования и страхования на основе государственных гарантий и т.д., обеспечивает постоянную поддержку агропромышленных товаропроизводителей. Это позволяет не только оптимизировать продовольственное обеспечение граждан, но и поставлять значительные объемы агропромышленной продукции на экспорт [2].
Ключевым же ориентиром импортозамещения в контексте решения вышеуказанных проблем является комплексная модернизация основных фондов, подразумевающая широкое применение прогрессивных технологических средств и инновационных технологий в растениеводстве, животноводстве, товаропроизводителями пищевой и перерабатывающей промышленности. На базе этого может быть достигнут основной прирост изготовления конкурентоспособной агропромышленной продукции.
Таблица 1 - Основные мероприятия по содействию импортозамещению в Республике Адыгея на 2016 год [3]
№ п/п Наименование мероприятия Ответственные исполнители
1. Формирование перечня основных видов продукции, производство которой способствует снижению зависимости отраслей экономики Республики Адыгея от поставок импортной продукции Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея
2. Формирование перечня наиболее крупных товаропроизводителей Республики Адыгея, осуществляющих производство продукции, способствующей снижению зависимости от поставок импортной продукции Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея
3. Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов и их сопровождение инвестиционных проектов, направленных на организацию импортозамещения в режиме «одного окна» Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея
6. Содействие в предоставлении земельных участков, отнесенных к государственной собственности, а также в создании объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов, направленных на организацию импортозамещения Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
7. Организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и некоммерческими организациями с целью содействия в реализации инвестиционных проектов, направленных на организацию импортозамещения Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
8. Создание инфраструктуры к парковым зонам в соответствии с государственной программой Республики Адыгея «Развитие экономики» на 20142018 годы Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
9. Создание АгроБизнесИнкубатора в соответствии с государственной программой Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 ноября 2013 года №269 «О государственной программе Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы» Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
15. Разработка нормативного правового акта Республики Адыгея о создании залогового фонда в Республике Адыгея Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
18. Содействие развитию инновационной деятельности Республики Адыгея Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
22. Осуществление взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в части предоставления субсидий из федерального бюджета на Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея
поддержку сельскохозяйственного производства
23. Разработка и утверждение нормативных правовых актов Республики Адыгея, регламентирующих порядок предоставления средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса Республики Адыгея Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея
28. Реализация комплекса мероприятий по линии поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных, в том числе, на содействие импортозамещению в рамках государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
29. Доведение до сведения субъектов промышленной деятельности маркетинговой информации, в том числе о рынках сбыта продукции, товаров и услуг, а также о проводимых выставках, форумах и других мероприятий путем размещения информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея, Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея
31. Стимулирование товаропроизводителей к изготовлению высококачественной и конкурентоспособной продукции, оказанию качественных услуг, внедрению современных систем управления качеством, пропаганды достижений в области качества в рамках реализации государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 годы Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
33. Организация и проведение муниципальных и республиканских ярмарок с участием организаций и предпринимателей Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея
35. Содействие развитию внутреннего и въездного туризма Республики Адыгея в рамках реализации комплекса мероприятий государственной программы Республики Адыгея «Развитие туризма» на 2014-2018 годы Комитет Республики Адыгея по туризму и курортам
36. Освещение в республиканских средствах массовой информации мероприятий, проводимых в рамках импортозамещения в Республике Адыгея в целях формирования позитивного имиджа продукции, произведенной на территории Республики Адыгея Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации
37. Продвижение в печатных и электронных региональных и федеральных средствах массовой информации брендов: «Сыр адыгейский», «Адыгея -жемчужина туризма» Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации
Обозначив концептуальную основу импортозамещения как инструмента решения проблем АПК в целом, определим ключевые инструменты, которые в комплексе могут позволить обеспечить его эффективную реализацию.
Первым из таких инструментов может стать система оценки инвестиционных проектов в АПК, позволяющая выделять наиболее перспективные из них. На основе результатов деятельности данной системы можно ранжировать проекты, определяя допустимый уровень льгот и других форм государственной поддержки. Главная задача этого инструмента - обеспечить для хозяйствующих субъектов наиболее критически значимых отраслей АПК комфортные условия кредитования в ситуации экономических санкций, а также повышенного риска и неопределенности для банков, связанных с АПК.
Следующим инструментом импортозамещения в АПК может стать единая контрактная система, которая позволила бы унифицировать и систематизировать процессы реализации государственных контрактов по закупкам, имеющим отношение к основным фондам агропромышленных товаропроизводителей. Это позволило бы оптимизировать распределение средств бюджетов всех уровней, а также увеличило бы эффективный государственный контроль за финансовым состоянием хозяйствующих субъектов АПК РФ.
В заключение отметим, что импортозамещение как экономический инструмент, учитывая ситуацию экономических санкций, является в настоящее время наиболее актуальной задачей для АПК нашей страны. Проанализировав ключевые проблемы современного российского АПК, отметим, что импортозамещение как инструмент их решения позволит, на наш взгляд, достичь следующих целей: во-первых, увеличить объемы производства в отраслях АПК, что обеспечит продовольственную безопасность страны; во-вторых, повысить объемы выпуска конкурентоспособной машиностроительной продукции - комбайны, трактора и т.д., как базы для комплексной модернизации АПК; в-третьих, привлечь высококвалифицированные кадры в АПК, улучшив условия их занятости, а также ее престижность в целом.
Литература:
1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Хутыз Б.И. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона // Новые технологии. 2015. Вып. 2. С. 27-33.
2. Абдулрагимов И.А. Импортозамещение как инструмент решения актуальных проблем АПК Российской Федерации 2015 // Экономика и управление. 2015. №4(125). С. 66-68.
3. http:// www.minecora.ru.
4. http://www.garant.ru.
References:
1. Ashinova M.K., Chinazirova S.K., Khutyz B.I. Improving the competitiveness of the products of the enterprises in the region //New Technologies. 2015. Vol. 2. P. 27-33.
2. Abdulragimov I.A. Import substitution as a tool for solving urgent problems of agro-industrial complex of the Russian Federation in 2015 // Economy and Management. 2015. No 4 (125). P. 66-68.
3. http: //www.minecora.ru.
4. http://www.garant.ru