IMPORT SUBSTITUTION INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS THE METHOD OF STABILIZATION OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION Chernysheva E.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
Chernysheva Elena Sergeevna - Master Student, DEPARTMENT OF FINANCE AND CREDIT, FACULTY OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION, SIBERIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT — BRANCH RUSSIAL PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, NOVOSIBIRSK
Abstract: import substitution in the field of information technology is a key factor in increasing the country's resilience to external influences and protecting its security. The purpose of the study is to analyze the status and prospects of this process. The article considers the influence of factors on import substitution in the field of information and communication technologies of the Russian Federation. The problem of replacing imported foreign software in the Russian Federation is posed. The risks and barriers affecting the process of import substitution at present are identified.
Keywords: information and communication technologies, import substitution, import, domestic solution, risks, software, information technology, software.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК МЕТОД СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Чернышева Е.С. (Российская Федерация)
Чернышева Елена Сергеевна - магистрант, кафедра финансов и кредита, факультет государственного и муниципального управления, Сибирский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск
Аннотация: импортозамещение в сфере информационных технологий является ключевым фактором повышения устойчивости страны к внешнему воздействию и защиты ее безопасности. Цель исследования - анализ состояния и перспектив этого процесса. В статье рассмотрено влияние факторов на импортозамещение в сфере информационно-коммуникационных технологий Российской Федерации. Поставлена проблема замещения импортируемых зарубежных программных средств на территорию Российской Федерации. Выявлены риски и барьеры, влияющие на процесс импортозамещения в настоящее время.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии,
импортозамещения, импорт, отечественное решение, риски, программное обеспечение, информационные технологии, софт.
Информационно-коммуникационные технологии широко используются во всех сферах жизнедеятельности общества: образовании, культуре, здравоохранении, общественной безопасности, бизнесе, государственном и муниципальном управлении, занимая центральное место в их инновационном развитии, и являются одним их приоритетных направлений в программе импортозамещения.
Развитие информационно-технологичной отрасли - одно из ключевых условий перехода к постиндустриальной экономике, так как по разным данным эта индустрия существенно влияет на конкурентоспособность страны и оказывает огромное воздействие
на ее экономику, так как импортозамещение может дать возможность выйти на мировой рынок с достойным продуктом. В будущем это позволит значительно снизить цены на энергоресурсы и положительно повлиять на курс рубля. Прежде всего, импортозамещение - это процесс замены импортируемых товаров и услуг из-за рубежа, произведенных или оказанных национальным предприятием на отечественные аналоги.
Импортозамещение в любой сфере деятельности и производства является темой актуальной и проблемной. В России рассматриваемая в статье проблема активно обсуждается не менее десяти лет. На первоначальных этапах главным фактором импортозамещения в России были создание технологий на базе отечественных решений и их совершенствование из года в год. В настоящее время импортозамещение определяют и ряд других факторов: наложенные санкции в части программного обеспечения со стороны ряда западных стран, что повлияло на стабильность сотен российских предприятий, резкое падение российской валюты, которое неизбежно привело к удорожанию зарубежных разработок. Эти факторы медленно, но верно толкают Россию на производство отечественных решений информационно-коммуникационных продуктов.
Существенное влияние на отрасль также могут повлиять и государственные меры, так как лишь в 2014 году на государственном уровне был разработан реестр отечественных поставщиков, направленный на поддержку российского производителя, на данный момент перечень содержит 5 283 единицы российских программных продуктов, которые в дальнейшем смогут участвовать в различных госзакупках и являются приоритетными среди различного программного обеспечения [1]. Однако Постановлением Российской Федерации от 15.11.2019 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определен порядок обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения от иностранных государств [4].
С 4 августа 2015 года появились первые заделы в создании правительственных комиссий по импортозамещению в Российской Федерации. Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утвержден Приказ № 96 от 01.04.2015 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения», лишь после которого отечественные предприятия активно искали замену импортного программного обеспечения [2]. Согласно плану импортозамещения программного обеспечения, к концу 2019 года доля отечественного офисного программного обеспечения для каждого из субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации должны составлять:
- операционные системы - 30%;
- программное обеспечение информационной безопасности и антивирусные программные обеспечения - 100%;
- тестовые, табличные редакторы, редакторы презентаций и пр. - 35%;
- интернет - сервисы, применяемые в корпоративной среде - 30%;
- справочно-правовая система - 100%;
- программного обеспечение электронного документооборота - 60%;
- почтовые приложения - 35% [3].
Показатели по вышеуказанным категориям к концу 2019 года растут в среднем на 30% по отношению к 2018.
На сегодняшний день доля импорта в российской экономике крайне высока. По данным различных источников доля отечественного производства доходит до 67% от общего, а в аппаратной части, закупка импортного программного обеспечения достигает 90%.
Причем поставки импортного оборудования преобладают в проектах для специальных потребителей: для крупнейших предприятий с государственным участием и для государственных нужд.
В ближайшие годы тренд импортозамещения в сфере информационных технологий будет набирать обороты. Даже если брать во внимание то, что проблема распространяется пока только на государственный сектор, коммерческие предприятия постепенно полагаются на отечественные разработки.
В первую очередь, импортозамещение информационных технологий важно с точки зрения безопасности. Например, если зарубежные разработчики программного обеспечения решат отказаться от его сопровождения в нашей стране, то это может повлечь за собой технические сбои или того хуже, хакерские атаки. Поэтому необходимо понимать важность задачи импортозамещения в информационной индустрии, но при выполнении планов встречаются серьезные барьеры. Например, с финансовой точки зрения это двойные затраты, списание ранее внедренного программного обеспечения и финансирование нового, требуется углубленное тестирование, но это сотни процессов, которые тоже потребуют не малых затрат Правительства Российской Федерации. Из этого следует, что для политики импортозамещения необходимо выделение отдельного бюджета.
Чтобы решить проблему импортозамещения в информационно -коммуникационной отрасти и не только следуют учитывать ряд рисков:
- в случае если разработка отечественного решения уступает зарубежному, это может привести к снижению эффективности экономики страны в целом;
- дополнительная нагрузка на бюджет, в связи с увеличением расходов;
- снижение конкурентоспособности страны, за счет устранения конкурентов из зарубежных стран.
Однако, российские предприятия добились серьезных результатов в производстве радиоэлектронного, телекоммуникационного и сетевого оборудования, так и в разработке новых высокопроизводительных систем, реализуя решения по созданию интернет-телевидения, комплексов для энергосбережения, в сфере промышленной автоматизации, сетевого оборудования и других. На данный момент, по оценкам специалистов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, рынок телекоммуникационного оборудования Российской Федерации составляет порядка 250-300 млрд. При этом доля оборудования отечественной разработки не превышает 4,5%.
Но, даже учитывая ряд рисков, которые могут оттягивать процесс импортозамещения, в перспективе проблема высокой доли зарубежных разработок и их замена на аналоговые отечественные решения в перспективе могу обеспечить:
- укрепление экономики страны;
- рост занятости населения, в следствии снижение безработицы;
- спрос на товары отечественного производства, что позволит расширить производственные мощности;
- улучшение торгового баланса страны;
- повышение уровня образования;
- повышение уровня военной безопасности;
- полноценное взаимодействие науки, бизнеса и власти.
Для достижения таких амбициозных целей за государством необходимо закрепить роль крупнейшего заказчика и инвертора в информационно-коммуникационной отрасли. Бюджетные средства, которые направлены на закупку программных решений зарубежного производителя, могли бы идти на разработку отечественного софта. Это позволит сформировать спрос на инновации в отечественных разработках, тем самым поддержит развитие индустрии. При позитивном исходе, государство создаст стабильный спрос на отечественные решения, на этой почве российские компании смогут направлять существенные вложения в разработку более качественных продуктов и инноваций.
В случае негативного исхода, если не отладить механизм стимулирования потребления инноваций отечественного производства, возникнет проблема,
связанная с заинтересованностью компаний, организацией торговый барьеров, заставляющих потребителей приобретать зарубежные разработки. Низкий спрос на российские разработки приведет к неэффективному расходованию средств и росту издержек производства, связанных со снижением производительности труда, а также убытками от простоев.
Чтобы процесс импортозамещения был более эффективным, нужно менять подход. Разрабатывать перспективные программные продукты, при этом улучшать существующие, одновременно продвигая их на международный рынок и пользоваться отечественными решениями. Такие простые методы предотвратят утечку кадров, снизят зависимость от навязываемых решений, повысят безопасность хранения данных внутри страны или компании. Инвестировать средства государственного бюджета только на решения, которые отвечают критериям инновационных продуктов (наличие охранных патентов, исключительные права, патентная чистота). В перспективе инновационный подход может вывести Российскую Федерацию в лидеры.
Но стоит отметить, что в некоторых сегментах информационных технологий уже имеются готовые конкурентоспособные отечественные решения. Поэтому можно сделать вывод, что политика импортозамещения будет стимулировать российских производителей к тому, чтобы более активно развивать свое производство для выхода в новые сегменты рынка.
Исходя из этих факторов, можно сделать вывод, что политика импортозамещения крайне зависима от конъюнктуры мировой экономики. Несмотря на все сложности в решении проблемы на российском рынке информационно-коммуникационных технологий использование аналоговых решений отечественных разработчиков и инвестиций из государственного бюджета могут ускорить процесс импортозамещения и повлиять на развитие и стабилизацию экономики Российской Федерации в целом и является ключевым фактором повышения устойчивости страны к внешнему воздействию и защиты ее безопасности.
Научный руководитель: д.э.н., профессор В.Н. Папело
Список литературы /References
1. Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/ (дата обращения 24.06.2019).
2. Приказ № 96 от 01.04.2015 Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/4548/ (дата обращения 23.06.2019).
3. Приказ № 335 от 04.07.2018 Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методологических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/6294 / (дата обращения 24.06.2019).
4. Постановление № 1236 от 16.11.2015 Правительства Российской Федерации «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/20650/ (дата обращения 24.06.2019).