Научная статья на тему 'ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ'

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
импортозамещение / технологический суверенитет / национальная безопасность. / import substitution / technological sovereignty / national security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиненко Надежда Леонтьевна

В статье рассматриваются понятия «импортозамещение» и «технологический суверенитет», сделана попытка определения их сходства и различия. При рассмотрении импортозамещения цель удовлетворения внутреннего спроса страны рассматривается и путем замещения импортных поставок, и как развитие отечественного производства с последующим выходом на конкурентные международные рынки. Технологический суверенитет рассматривается как один из способов обеспечения национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AND TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

The article discusses the concepts of “import substitution” and “technological sovereignty”, an attempt is made to determine their similarities and differences. When considering import substitution, the goal of satisfying the domestic demand of the country is considered both by replacing imports, and as the development of domestic production with subsequent access to competitive international markets. Technological sovereignty is considered as one of the ways to ensure the national security of the country.

Текст научной работы на тему «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-87-91 КАЛИНЕНКО Надежда Леонтьевна,

NIION: 2018-0076-11/23-861 кандидат экономических наук, доцент кафедры

MOSURED: 77/27-023-2023-11-861 истории и экономической теории,

Академия ГПС МЧС России, г. Москва, e-mail: [email protected]

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «импортозамещение» и «технологический суверенитет», сделана попытка определения их сходства и различия.

При рассмотрении импортозамещения цель удовлетворения внутреннего спроса страны рассматривается и путем замещения импортных поставок, и как развитие отечественного производства с последующим выходом на конкурентные международные рынки.

Технологический суверенитет рассматривается как один из способов обеспечения национальной безопасности страны.

Ключевые слова/ импортозамещение, технологический суверенитет, национальная безопасность.

KALINENKO Nadezhda Leontievna,

PhD in Economics, associate Professor, Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the EMERCOM

of Russia, Moscow

IMPORT SUBSTITUTION AND TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

Annotation. The article discusses the concepts of "import substitution" and "technological sovereignty", an attempt is made to determine their similarities and differences. When considering import substitution, the goal of satisfying the domestic demand of the country is considered both by replacing imports, and as the development of domestic production with subsequent access to competitive international markets. Technological sovereignty is considered as one of the ways to ensure the national security of the country.

Key words; import substitution, technological sovereignty, national security.

Понятие «импортозамещение» не требует особого определения, так как в самом термине имеется четкое указание на его содержание: импорт и замещение. На практике это означает замещение на внутреннем рынке данной страны ввозимых из других стран товаров другими товарами-аналогами

Вследствие того, что в структуре импорта какой-либо страны доля ввозимых промежуточных товаров, используемых в производстве других товаров, может быть достаточна высока, или отдельные импортные товары критически важны для обеспечения процесса производства отдельных отраслей, многие государства (например, страны НИС) в своем развитии прошли этап использования импортозамешения, которое проводилось с целью удовлетворения внутреннего спроса на машины, металлы, оборудование и т.д.

Этот процесс может быть реализован либо как замена импорта из одних стран импортом из других стран, либо как процесс развития отечественного производства предполагаемых к заме-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

щению товаров. При этом, второй вариант является более предпочтительным, т.к. обеспечивает снижение зависимости экономики страны от импорта из других, часто недружественных, стран, которые могут вводить экономические и логистические ограничения.

Импортозамещение - это не разовая акция отдельных юридических или физических лиц. По нашему мнению, можно считать оправданным рассмотрение импортозамещения как экономической политики страны, направленной на создание необходимых условий для увеличения объема производства отечественными производителями товаров, аналогичных импортным.

Таким образом, можно отметить первую особенность политики импортозамещения: замена импортных товаров на внутреннем рынке страны товарами, предпочтительно, отечественного производства. На этом этапе цель этой политики состоит, во-первых, в том, чтобы уменьшить зависимость от поставок импортных товаров, и во-вторых, в необходимости таких действий государ-

Как видно их приведенных в таблице 1. данных Россия приобретает у других стран, в основном, машины и оборудование, а также продукцию химической промышленности. Именно на эти позиции - машины, оборудование и транспортные средства, а также продукция химической промышленности, каучук - приходится наибольшая доля совокупного импорта страны: в 2017 году - 66,3% (48,6% и 17,7%), в 2018 году, - 65,5% (47,2 и 18,3), в 2019 году - 65,8% (46,2 и 19,6),в 2020 году- 66,1% (47,8и 18,3), в 2021 году -67,6% (49,3и 18,3) . Категория «Машины, оборудование и транспортные средства» включает станки, инструменты, автомобили (легковые и грузовые); доля этих товаров приближается к 50% всего импорта: минимальная доля составляла 46,2% в 2019 году, а максимальная - 49,3% в 2021 году. В настоящее время замещать эти объемы предполагается путем параллельного импорта из Турции, Казахстана, Китая и др. стран.

Таблица 1

Товарная структура импорта Российской Федерации

2017 2018 2019 2020 2021

в процентах к итогу в процентах к итогу в процентах к итогу в процентах к итогу в процентах к итогу

Импорт - всего 100 100 100 100 100

в том числе:

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 12,7 12,5 12,3 12,8 11,6

минеральные продукты 2,0 2,1 2,1 1,9 1,9

продукция химической промышленности, каучук 17,7 18,3 19,6 18,3 18,3

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4

древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1,6 1,6 1,5 1,5 1,4

текстиль, текстильные изделия и обувь 6,0 6,2 6,2 6,3 5,8

металлы, драгоценные камни и изделия из них 7,2 7,5 7,7 7,1 7,3

машины, оборудование и транспортные средства 48,6 47,2 46,2 47,8 49,3

прочие товары 3,8 4,1 3,9 3,9 4,0

Категория импорта «Продукция химической ческие товары, изделия из пластмасс, удобрения, промышленности, каучук» включает фармацевти- товары бытовой химии, моющие средства; их

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ства, которые обеспечат поддержку развития национального конкурентоспособного производства. Для обеспечения возможностей экономики реально проводить такую политику необходимо создавать новые рабочие места, обеспечивать развитие и внедрение новых технологий, повышать квалификацию рабочей силы и эффективность использования всех имеющихся ресурсов страны.

Не секрет, что за последние десятилетия удовлетворение промышленного спроса в нашей стране обеспечивалось в значительно мере за счет поставок импортных товаров. Российские производители нуждаются в зарубежных технологиях и оборудовании, которые не производятся в нашей стране, или уступают по цене и качеству иностранным аналогам. Так, по данным Росстата [1] динамика товарной структуры импорта Российской Федерации изменялась следующим образом за период с 2017 г. по 2021 г. (см. табл.1.) .

доля в общей структуре импорта изменялась от 17,7 % в 2017, до 19,6 % в 2019 году.

В 2021 г. Россия особенно нуждалась в закупках зарубежных лекарственных средств из-за продолжающейся пандемии коронавируса.

Вторая особенность политики импортозаме-щения заключается в последующей корректировке целей с тем, чтобы, по мере улучшения качества производимой в стране продукции, обеспечивать возможность выхода отечественного производителя на международный рынок.

Таким образов, в целом, достигнув разумного равновесия между сокращением импорта путем роста объема производства замещенной продукции на внутреннем рынке и увеличением объема экспорта, страна сможет постепенно завоевать достойное место на международных рынках товаров и услуг. Это окажет положительное влияние на экономический рост страны.

Дальнейшее продолжение развития политики импортозамещения означает не только удовлетворение внутреннего спроса отечественными товарами и выход отечественных товаропроизводителей на мировой рынок, но и обеспечение технологического суверенитета страны

Последние несколько лет стали годами значительного изменения в современном мире, когда начала формироваться новая многополярная структура мировой системы. Этот процесс вызвал агрессивное противодействие со стороны «коллективного Запада», что выразилось в введении санкционных режимов в отношении нашей страны не только со стороны США, но и со стороны других государств.

Санкции стали не просто вызовами российской экономике, но серьезными угрозами ее развитию. Не секрет, что некоторые производства нашей страны в течении многих лет использовали иностранные компоненты и в ситуации объявленных санкций ощутили серьезные проблемы в связи с сокращением или полным прекращением поставок комплектующих изделий. В результате четко обозначилась проблема жесткой зависимости отечественного производства от иностранных поставщиков. Так, например, в отдельных отраслях промышленности (например, в нефтесервис-ной и геофизической) доля иностранного ПО все еще доходит до 80-90%. [2]

Также высветилась необходимость поиска путей выхода из состояния дефицита поставок из-за границы. Поиск и нахождение таких путей и реализация поставленных целей за счет собственных ресурсов приведет к решению проблемы технологического суверенитета, а в более широком плане - к повышению безопасности страны.

Президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на пленарной сессии Петербургского межОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

дународного экономического форума (ПМЭФ) 17 июля 2022 года отметил, что «...сквозной, объединяющий нашу работу принцип развития - это достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которое по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов».

Сегодня становится ясно, что необходимо изменение направления и масштабов трансформации экономики.

Сам термин «технологический суверенитет» не является новым в экономическом, политическом и правовом дискурсе, он упоминается и в протоколах заседания совета Госдумы РФ, и в поручениях Президента РФ по итогам ПМЭФ.

Впервые этот термин упоминался в правовых документах в 1992 г. [3].

В п. 5, Положения об Информационно-аналитическом центре Администрации Президента Российской Федерации одной из задач центра названа задача сбора и анализа информации по проблемам, затрагивающим политический, экономический и научно-технологический суверенитет России.

Наиболее широко использование данного термина происходит, начиная с 2014 года, после подписания Президентом Российской Федерации Указа от 14 апреля 2022 г. № 203 «О Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». [4]

В Положении о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации [4] в числе функций, возложенных на эту комиссию отмечается функция «... выявления и предотвращения угроз национальной безопасности в области обеспечения технологического суверенитета».

В дальнейшем проблема технологического суверенитета обсуждалась в выступлениях государственных деятелей, политиков и ученых. Независимость технологического развития рассматривается как проблема обеспечения экономической безопасности России во многих работах отечественных исследователей [5-9].

В мае 2023 года распоряжением Правительства Российской Федерации [10] утверждена Концепция технологического развития на период до 2030 года.

Концепция разрабатывалась в рамках реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при

Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля 2022 г. (№ Пр-1553 от 1 сентября 2022 г.).

В Концепции технологический суверенитет определяется как наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы.

После 2022 года термин «технологический суверенитет» почти полностью заместил термин «импортозамещение».

На первый взгляд эти понятия кажутся схожими, однако представляется, что имеются существенное различие в их сущности и содержании: импортозамещение основано на поиске аналогов зарубежных решений, а технологический суверенитет предполагает создание собственных конкурентоспособных на мировом рынке технологий, что позволит обеспечить научно-техническое развитие страны для достижения национальной безопасности.

В то же время, как нам представляется, рассмотрение импортозамещения и технологического суверенитета как двух взаимоисключающих направлений экономической политики не является оправданным. Скорее это - два элемента одного и того же направления политики государства и бизнеса по поиску выхода из навязанных извне нашей стране недружественными странами экономических обстоятельств.

В целом, технологический суверенитет следует рассматривать как не столько долговременную, сколько постоянную составляющую системы экономической безопасности страны.

Переход от импортозамещения, к технологическому суверенитету — качественному усилению сектора промышленности и высоких технологий в России — потребует приложения значительных усилий за ограниченный период времени.

Список литературы:

[1] Товарная структура экспорта и импорта Российской Федерации (по данным ФТС Росси-и):https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_ torgovlya.

[2] Обзор российского рынка инфраструктурного ПО и перспективы его развития. 2023 АО «СПГ»: https://strategy.ru/media/uploads/2023/09/.

[3] Распоряжение Президента Российской Федерации Б. Ельцина от 20.07.1992 г.№ 385-рп Вопросы Информационно-аналитического центра

Администрации Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/bank/1721.

[4] Указ Президента Российской Федерации от 14.04.2022 № 203 «О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202204140035?ysclid=lnvg3 oopdj467517622.

[5] Анищенко В. Н. Проблемы технологического развития России в условиях мировой экономической интеграции // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16, № 6. С. 38-42. https://doi. org/10.33693/2541-8025-2020-16-6-38-42

[6] Дутов А. В., Клочков В. В. Проблемы технологического развития России и модернизация прикладной науки // Инновации. 2019. № 3. C. 3-7.

[7] Ленчук Е. Б. Научно-технологическое развитие как стратегический национальный приоритет России // Экономическое возрождение России.

2022. № 1 (71). С. 58-65. https://doi. org/10.37930/1990-9780-2022-1- 71-58-65

[8] Ковалев С. Г. Технологическая суверенность России в новейшем мировом порядке // Философия хозяйства. 2020.№ 6. С. 29-46.

[9] Афанасьев А. А. «Технологический суверенитет» как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. 2021.Т. 12, № 9. С. 2377-2394. https:// doi.org/10.18334/ epp.12.9.116243

[10] Концепция технологического развития на период до 2030 года. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р: http://government.ru/docs/all/147621/.

[11] Кокорев А.С., Машура С.В. Цифровая экономика ЕС: особенности формирования и перспективы развития// Культура и безопасность.

2023. № 2. С. 71-79.

Spisok literatury:

[1] Tovarnaya struktura eksporta i importa Ros-sijskoj Federacii (po dannym FTS Rossii):https://ros-stat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya.

[2] Obzor rossijskogo rynka infrastrukturnogo PO i perspektivy ego razvitiya. 2023 AO «SPG»: https://strategy.ru/media/uploads/2023/09/.

[3] Rasporyazhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii B. El'cina ot 20.07.1992 g.№ 385-rp Voprosy Informacionno-analiticheskogo centra Adminis-tracii Prezidenta Rossijskoj Federacii: http://www. kremlin.ru/acts/bank/1721.

[4] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14.04.2022 № 203 "O Mezhvedomstvennoj komissii

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii po vopro-sam obespecheniya tekhnologicheskogo suvereni-teta gosudarstva v sfere razvitiya kriticheskoj infor-macionnoj infrastruktury Rossijskoj Federacii": http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120220 4140035?ysclid=lnvg3oopdj467517622.

[5] Anishchenko V. N. Problemy tekhnologicheskogo raz-vitiya Rossii v usloviyah mirovoj ekonomicheskoj integracii // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2020. T. 16, № 6. S. 38-42. https://doi. org/10.33693/2541-8025-2020-16-6-38-42

[6] Dutov A. V., Klochkov V. V. Problemy tekhnologiche-skogo razvitiya Rossii i modernizaciya prikladnoj nauki // Innovacii. 2019. № 3. C. 3-7.

[7] Lenchuk E. B. Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie kak strategicheskij nacional'nyj prioritet Rossii // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2022. №

1 (71). S. 58-65. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-1- 71-58-65

[8] Kovalev S. G. Tekhnologicheskaya suveren-nost' Rossii v novejshem mirovom poryadke // Filoso-fiya hozyajstva. 2020.№ 6. S. 29-46.

[9] Afanas'ev A. A. «Tekhnologicheskij suveren-itet» kak nauchnaya kategoriya v sisteme sovremen-nogo zna-niya // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2021.T. 12, № 9. S. 2377-2394. https://doi. org/10.18334/ epp.12.9.116243

[10] Koncepciya tekhnologicheskogo razvitiya na period do 2030 goda. Rasporyazheniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 maya 2023 g. № 1315-r: http://government.ru/docs/all/147621/.

[11] Kokorev A.S., Mashura S.V. Cifrovaya ekonomika ES: osobennosti formirovaniya i perspektivy razvitiya// Kul'tura i bezopasnost'. 2023. № 2. S. 71-79.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.