Научная статья на тему 'Импорт зарубежных технологий как средство ускорения перехода на инновационный путь развития'

Импорт зарубежных технологий как средство ускорения перехода на инновационный путь развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3032
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ИМПОРТ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импорт зарубежных технологий как средство ускорения перехода на инновационный путь развития»

Импорт зарубежных технологий как средство ускорения перехода на инновационный путь развития

ВЛ. Шуйский

Кандидат экономических наук

(Центр внешнеэкономических исследований ИМЭЛИ РАН)

Ни одна страна, независимо от ее размера и уровня научно-технического развития, не может обойтись без использования зарубежных технологий, поскольку в условиях глобализации мировой экономики проведение в отдельно взятой стране исследований по всем направлениям научно-технического прогресса экономически нецелесообразно и невозможно. Для современной России зарубежные технологии имеют особо важное значение. В силу серьезного отставания отечественных разработок по многим направлениям НТП без их закупок нельзя обеспечить ни оживления инновационной деятельности в стране, ни ликвидации отставания в основных отраслях ее экономики. По расчетам специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования, в ближайшие годы для модернизации российской экономики придется завозить из-за рубежа до 60% необходимых для этого технологий.1

Ввоз зарубежных технологий в сравнении с отечественными разработками имеет свои плюсы и минусы. Его несомненным достоинством является экономия времени. Действительно, приобретая зарубежную технологию, отечественные предприятия могут за относительно короткий срок освоить производство новой продукции, поднять свою конкурентоспособность и выйти на новые рынки сбыта.

Страна таким образом получает возможность гораздо раньше начать реорганизацию своей экономики и внешней торговли, что дает ей шанс развиваться ускоренными темпами. Реализация же стратегии технологического “догона” на основе отечественных разработок, с их 5-10летним отставанием по многим направлениям НТП, не может обеспечить существенный вклад в рост российского ВВП.

Покупка технологии имеет еще одно преимущество - значительное сокращение затрат на НИОКР при достижении идентичных результатов. Так, по имеющимся оценкам, каждый доллар, расходуемый на импорт иностранных лицензий, по эффекту эквивалентен в США 6 долларам, а в Японии - 16 долларам, инвестируемым на НИОКР.2

В пользу использования импортных технологий при модернизации российской экономики говорят и другие факты. К примеру, известно, что создание одного современного фармацевтического препарата обходится примерно в 0,5 млрд долл. и занимает 5 лет.3 Отсюда разработка только группы из 20-30 препаратов для обеспечения минимально разумной номенклатуры средней фармацевтической компании потребует не менее 2-3 млрд долл. в год затрат на НИОКР, при годовом обороте всей российской фармацевтической промышленности, оцениваемом примерно

в 4 млрд долл. Программа “догона” за счет собственных разработок по другим перспективным направлениям НТР также требуют расходов на НИОКР в течение ближайшие 5-10 лет, сопоставимых с оборотом соответствующих российских отраслей промышленности. Не свободна подобная стратегия и от ряда рисков: недове-дение разработок до желаемого результата вследствие недостаточной квалификации исполнителей и отсутствия опыта работы в прикладной сфере; невостребо-ванность результатов к сроку окончания разработок в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка. Данный фактор риска особенно велик ввиду слабой встро-енности российских предприятий в глобальный высокотехнологический бизнес и отсутствия опыта коммерческих работ в отечественном секторе исследований и разработок.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Россия, как любая другая крупная страна с высоким потенциалом образования и фундаментальных исследований, не должна полагаться исключительно на использование импортных технологий, поскольку подобная стратегия может привести к дальнейшему упадку отечественной науки, понижению её креативного потенциала, активизации процесса утечки мозгов, ухудшению качества человеческого потенциала и, как следствие, создать серьезные угрозы ее экономической безопасности и обороноспособности. Однако самое опасное состоит в том, что отказываясь от создания собственной инновационной системы, страна лишает себя важного механизма саморазвития и совершенствования.

В свете вышесказанного представляется, что эффективность инновационной и технологической политики России во многом будет определяться тем, насколько органично в ней будет сочетаться масштабный ввоз зарубежных технологий с активной поддержкой отечественной науки. Правильность подобной политики подтверждает в частности опыт других государств с отсталой прежде экономикой (Япония, страны Юго-восточной Азии), су-

мевших в исторически короткие сроки совершить подлинный скачок в своем развитии, достигнув технологического и экономического уровня передовых держав.

Мировой рынок технологий многообразен. Он включает в себя технологии как в овеществленной форме (оборудование, инструменты, приборы, материалы и др.), так и неовеществленной (техническая документация, знания, опыт, услуги и др. в виде лицензий, ноу-хау и пр.). Существует также целая система способов передачи технологий, однако основным каналом, позволяющим различным по уровню развития странам приобщаться к мировому научно-техническому опыту, выступает торговля.

Учитывая разнообразие обращающихся на международных рынках технологий и наличие многочисленных каналов их трансферта, существенное значение имеет проблема правильного выбора технологии, а также форм и условий ее приобретения, поскольку в современном глобализирующемся мире это может предопределить судьбу предприятия, его процветание или крах. В принципе целесообразно ориентироваться на новейшие технологии, поскольку обладание ими дает возможность в течение определенного времени на вполне законных основаниях получать сверхприбыль от ее использования. В то же время нельзя не учитывать реальную готовность предприятия и его персонала к освоению данного нововведения.

Исключительно важно также, чтобы приобретаемая технология соответствовала размерам предприятия, его положению на рынке, а также тем целям, которые оно преследует, закупая этот продукт. Возьмем, к примеру, технологию, основанную на радикальных или базовых инновациях, когда рынку предлагается качественно новый товар, практически не имеющий аналогов. Такой продукт способен революционизировать экономику, создавая новую отрасль и рынок, поэтому его разработки могут быть востребованы лишь крупными промышленными компаниями. Но если новая технология предназначена исключительно для совершенство-

вания производства, то ее покупателям может стать предприятие не крупного, а среднего бизнеса. Целью этого приобретения будет достижение конкурентного преимущества, а не создание нового рынка и его монополизация, так как такая компания не имеет для этого ни финансовых, ни технологических ресурсов.

Еще одно условие успешной работы на рынке технологий: уровень развития приобретаемого научно-технического достижения должен соответствовать форме его трансферта. Так, формой трансферта молодой технологии на момент ее разработки, т.е. в начале ее жизненного цикла, может стать приобретение наиболее полного пакета прав на объекты интеллектуальной собственности в виде патента или исключительной лицензии, а также стратегический альянс в сфере выполнения совместных НИР. На стадии развития технологии и наращивания объемов ее распространения формами трансферта становятся информационная диффузия, движение интеллектуального (человеческого) капитала, а также создание совместных предприятий, где со стороны носителя технологии в уставной капитал вносится право на объекты интеллектуальной собственности - патенты, лицензии, конструкторско-технологическая документация. По мере дальнейшего развития технологии, на стадии ее зрелости, когда стандартизуется выпускаемый на ее базе продукт, в трансферте наступает очередь инжиниринговых услуг и прямых инвестиций в виде ноу-хау, оборудования и квалификации персонала. Механизмы трансферта "зрелой” технологии чаще всего проявляются в таких формах, как соглашения на условиях “ВОТ” ("building -operate - transmit”, т.е. “строительство -эксплуатация - передача”), “под ключ”, “рынок в руки” (с обеспечением сбыта продукции), а также “под готовую продукцию” (приобретение предприятия только после начала производства продукции), которые представляют собой способы передачи “готового” бизнеса. Условия, “ВОТ” и “рынок в руки” применяются, главным образом, в капиталоемких инвестиционных

проектах (например, в энергетике), а наиболее популярной формой соглашений остается передача “под ключ”.

Все эти моменты необходимо учитывать при разработке стратегии поведения на рынке технологий. Так, намереваясь осваивать молодую технологию и ведя переговоры о переуступке прав на нее (что вполне закономерно на этой стадии развития технологии), приобретатель не вправе требовать от контрагента каких-либо дополнительных условий, включаемых, к примеру, в соглашения типа “под готовую продукцию” или “рынок в руки”, когда к пакету документов при передаче технологии прилагается пакет заявок от потенциальных покупателей будущей продукции.

Все виды технологий и формы их трансферта имеют свои плюсы и минусы. Наиболее простым и надежным способом импорта технологий, безусловно, является заключение соглашения об импорте комплектного оборудования на условиях “под ключ” (поставка технологического оборудования, его установка, передача навыков обслуживания и определенных управленческих знаний). Подобная форма позволяет значительно ускорить освоение новых товаров и ликвидацию технологического отставания в отдельных отраслях экономики, она лишена экономических и технологических рисков, свойственных другим способам трансферта технологий, но, с другой стороны, заметно увеличивает валютные затраты. Кроме того импорт комплектного оборудования, строительство заводов “под ключ” не всегда позволяют создавать на их базе последующие поколения новой техники, так как при таких закупках, как правило, не передаются права на использование заложенных в них изобретений и секретов производства. Анализ географии заключения соглашений “под ключ” показывает, что чем выше технологический уровень страны, тем реже она прибегает к подобной форме импорта технологий. России, как представляется, с ее огромным потенциалом неиспользованных мощностей в машиностроении целесообразно прибегать к та-

кой форме импорта технологий в тех случаях, когда речь идет о создании совершенно новых производств.

Импорт некомплектного технологического оборудования в гораздо большей степени отвечает экономическим и технологическим условиям нашей страны. Сохраняя такое важное преимущество импорта технологий, как экономия времени, эта форма в то же время гораздо менее затратна. Она позволяет, в частности, путем замены отдельного узла или рабочего механизма добиться значительной модификации всей технологической линии, повысить ее производительность и получить весомый экономический эффект. Кроме того такая форма облегчает загрузку мощностей нашей машиностроительной промышленности.

Импорт технологий в “чистом” виде, прежде всего в форме патентов, лицензий и ноу-хау,4 имеет ряд преимуществ по сравнению с импортом “овеществленной” технологии. Приобретение лицензий, во-первых, требует значительно меньших валютных расходов, чем закупка оборудования, а во-вторых, продукт, который производится на ее основе, может быть подвержен изменениям и усовершенствован, что обеспечивает товаропроизводителю значительные конкурентные преимущества. Происходит это потому, что лицензионные соглашения не только включают право покупателя на использование изобретения, но предусматривают также передачу ему знаний, технического опыта, секретов производства, необходимых для практического освоения лицензий. Все это приводит к тому, что у покупателя лицензии появляется возможность проводить собственные исследования, отталкиваясь от уровня закупаемых научных и технологических достижений, и ликвидировать свое отставание на отдельных направлениях НТП.

Особенно экономически эффективно приобретение лицензий, невнедренных их создателями в производство. При таких сделках продавцы технологии не становятся конкурентами для её покупателей, в результате чего снимаются многочислен-

ные экономические и юридические проблемы, нередко возникающие при заключении и выполнении лицензионных соглашений. Особенно часто к подобной практике прибегают фирмы США. Стремятся приобретать технологические новшества на дорыночной стадии (в расчете опередить конкурентов в скорости их запуска в производство) фирмы и других стран. Необходимо помнить, однако, что доработка и доведение технологий до стадий, когда становится возможным тиражирование продукта, обеспечивающее получение дополнительного дохода, требует значительных вложений капитала (финансового и интеллектуального), что под силу, конечно, только крупным компаниям. Кроме того, таким сделкам должна предшествовать значительная маркетинговая работа по выявлению потенциальных рынков сбыта готового продукта.

Впрочем, в современном бизнесе реализация лицензий гораздо чаще идет по другому сценарию, когда перспективные технологии в период от создания до зрелости, т.е. на период около 5 лет, обычно удерживаются внутри корпорации, где они созданы, и только затем передаются в собственные филиалы при ограничении доступа к ним “чужих” фирм (например, доля продаж технологий своим филиалам в США составляет 75-80%). Таким образом, независимая компания может приобрести подобную технологию только спустя десятилетие после ее создания.

В общем импорте технологий развитыми странами лицензии занимают главное место. Известно, что именно за счет лицензий и ноу-хау Япония, Южная Корея, другие страны юго-восточной и восточной Азии преодолели свое экономическое и технологическое отставание от развитых стран. Но и резко подняв свой технологический потенциал, эти страны продолжают активно закупать иностранные лицензии. Так, согласно экспертным оценкам, в Японии объем производства на основе иностранных лицензий достигает в настоящее время 30%.

Анализ рынка технических новинок свидетельствует о том, что в эффективно

развивающихся экономиках в структуре импорта “чистых” технологий характерно преобладание патентов и лицензий (т.е. новых наукоемких технологий), а в структуре экспорта - наоборот, доминирование инжиниринговых услуг (сбыт зрелых технологий). Обратное соотношение говорит о слабой эффективности импорта технологий в эту страну. Следует отметить, сегодня научно-техническая политика компаний развитых стран ориентируется не столько на сам акт применения новых технологий, сколько на своевременность их использования.

Несмотря на заметное отставание России по ряду перспективных направлений НТП, возможности привлечения зарубежных технологий для ускорения процессов модернизации и повышения конкурентоспособности отечественной экономики пока используются крайне слабо. По данным Всемирного Экономического Форума, в 2003 г. Россия занимала 52 место среди 56 стран (не входящих в число базовых технологически - инновационных) по восприимчивости к зарубежным технологиям.5 Общая стоимость импортируемых нашей страной в этому году технологий (в “чистом” и овеществленном виде) не превысила, по оценочным данным, 5 млрд долл., что составляет около 5% всего российского импорта товаров и услуг. В качестве сравнения можно отметить, что США, лидирующая в технологическом развитии страна, являющаяся крупнейшим производителем и экспортером технологий, закупает за границей новейших технологий на сумму около 200 млрд долл.6

Невелики объемы ввоза в Россию как “чистых” технологий, так и в овеществленном виде. Так, объемы импорта в страну прогрессивных видов оборудования и материалов могут быть оценены в 2003 г. в 3,5 млрд долл. Импорт же “чистой” (нео-веществленной) технологии составил в этому году, согласно официальной статистике, всего 1,2 млрд долл. При этом обращает на себя внимание тот факт, что среди “чистых” технологий в основном приобретаются инжиниринговые услуги (49% объема закупок) и товарные знаки

(16,1%), т.е. более простые виды зарубежного опыта и, что более важно, связанные со “зрелыми” технологиями, прибыльность которых уже невелика. В тоже время доля закупок патентов, лицензий, ноу-хау, связанных обычно с освоением новых процессов и видов продукции, составляет всего 8%.

Многократное отставание импорта лицензий от закупок за рубежом инжиниринговых услуг и готового оборудования свидетельствует о том, что главным мотивом отечественного предпринимателя при импорте иностранных технологий является экономия времени. С другой стороны, это говорит об отсутствии в нашей стране опыта и соответствующих структур, которые могли бы обеспечить доведение идеи, сформулированной в лицензии, до готового продукта в виде материала, оборудования или процесса. Таким образом, выбор не самого эффективного (по международным меркам) способа заимствования зарубежных технологических достижений объясняется объективными обстоятельствами - неразвитостью национальной инновационной системы.

Малые объемы ввоза технологий в Россию - следствие прежде всего их низкой востребованности со стороны большинства российских предприятий, которые в условиях слабого развития конкуренции на внутреннем рынке не испытывают органичной потребности в систематическом обновлении выпускаемой продукции и используемого оборудования. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат, а также отсутствие в стране надежных предпосылок для инновационного развития также отрицательно сказываются на объемах ввоза в страну зарубежных технологий.

В свете вышесказанного любое улучшение общего состояния инвестиционной среды в России (усиление защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, укрепление судебной системы и контрактного права; активизация борьбы с коррупцией, расширение возможностей получения долгосрочных кредитов, снижение процентной ставки и т.п.), безусловно, должно благоприятно отра-

зиться на объемах закупок зарубежных технологий. Особое место в ряду мер, реализация которых может привести к улучшению инвестиционного климата в стране, занимает возврат инвестиционной льготы. Ее отмена с одновременным снижением ставки налога на прибыль благоприятно отразились на состоянии прежде всего тех предприятий, которые не спешат с модернизацией своей технологической базы и не осуществляют серьезных инвестиций. Предприятия же, которые вкладывают значительные средства в перестройку и обновление своей производственной базы, оказались в проигрыше, что, кстати, уже отрицательно отразилось на темпах роста капиталовложений в стране.

Импорт технологий в Россию может заметно возрасти также, если у отечественных предпринимателей появятся серьезные стимулы для инновационной деятельности. Как показано в предыдущих разделах, пока подобных стимулов крайне мало, и они не оказывают решающего воздействия на поведение предприятий и инвесторов.

Для усиления заинтересованности отечественных предпринимателей в использовании зарубежных технологий их импорт, очевидно, должен быть максимально облегчен. В отдельных случаях он заслуживает также государственной поддержки. Однако, при этом ни в коем случае не должен пострадать ни отечественный сектор исследований и разработок, ни технологическая безопасность страны в целом. В связи с этим система мер по поощрению импорта зарубежных технологий должна быть частью общей научно-технической стратегии страны, разработанной с максимальным учетом мнений как пользователей, так и создателей технологий. В этом документе, на основе анализа имеющихся у отечественных разработчиков заделов и общих перспектив НТП в мире, должны быть определены, с одной стороны, приоритетные для разработок в России технологии, а с другой, технологии, ввоз которых в нашу страну должен стимулироваться. Разумеется, и в тот, и в другой список должны войти наиболее перспективные технологии, на основе которых

и будет происходить реструктуризация отечественной экономики и внешней торговли. Известен ряд условий, которым должны соответствовать подобные технологии: они должны обладать высокой научной и инновационной емкостью, широким выходом на мировые рынки, а также быть малоэнерго- и материалоемкими, иметь универсальное применение в народном хозяйстве, обеспечивать переход к новым экономическим укладам. При этом речь не должна обязательно идти об уникальных технологиях, но в любом случае эти технологии (оборудование, процессы) должны способствовать снижению издержек производства, повышению производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Резюмируя, можно сказать, что данная стратегия должна способствовать разумной интеграции страны в мирохозяйственную систему и нахождению адекватной ее научно-техническому потенциалу “экономической ниши” на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг.

В рамках этой стратегии должна быть разработана также система сравнительного анализа уровней развития отечественных и зарубежных научных разработок. Целесообразно также рассмотреть вопрос о создании в России специального органа, ответственного за регулирование притока технологий (в составе МЭРТ или в виде независимого агентства). Его учреждение помогло бы исключить проникновение неперспективных и устаревших технологий на российский рынок. Функцией этого органа могла бы также стать координация закупок иностранных технологий, с тем, чтобы обеспечить их применение не только на фирме-покупа-теле, но и на других предприятиях. Подобная координация особенно желательна при реализации проектов, в финансировании которых принимает участие государство.

Предполагается, что новый орган будет работать в тесном контакте с Роспатентом, главной функцией которого останется выявление новизны в отечественных и зарубежных технологиях. Однако, его деятельность должна быть рез-

ко активизирована, а главное, его информационные услуги стать легкодоступными для предпринимателей. Последнее исключительно важно, учитывая многообразие закупаемых технологий (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау, программы для ЭВМ, базы данных, разрозненное и комплектное оборудование), а также трудности их качественной и стоимостной оценки.

Сотрудничество с Роспатентом позволит избежать ряда ошибок, которые иногда присутствуют при импорте зарубежных технологий в Россию К примеру, распространенная ошибка российских предприятий при заключении лицензионных соглашений состоит в том, что при этом порой не учитываются такие вопросы, как наличие правовой охраны предмета лицензии, обеспечение патентной чистоты выпускаемых товаров, условия выпуска товаров после окончания действия лицензионного соглашения и т.п.

Учитывая важность скорейшего перевода России на инновационный путь развития и слабость собственной технологической базы, правительство, очевидно, должно разработать некую систему стимулов импорта зарубежных технологий. Первым шагом в этом направление должно, по нашему мнению, стать придание регулирующих функций российскому таможенному тарифу. Действующий в настоящее время у нас импортный тариф не выполняет в должной мере ни защитных, ни стимулирующих функций. Так, разница между ставками на готовые изделия и на сырье составляет в нем всего 5%, в то время как в развитых странах она равна не менее 10-15%. Более того, наблюдаются в нем и курьезные случаи, когда ставки на комплектующие выше ставок на готовые изделия.

Начиная с 2001 г. правительство проводит определенную работу по снижению импортных пошлин на отдельные виды технологического оборудования. В настоящее время пошлины на них составляют от

5 до 1 5%. К сожалению, пока эта мера затрагивала в основном стандартное оборудование и почти не касалась прогрессивных видов техники.

Серьезный шаг в сторону облегчения ввоза в Россию прогрессивного технологического оборудования предпринят лишь в 2005 г. Согласно решению правительства, с сентября этого года понижаются до 5-10% импортные пошлины на высокотехнологическое оборудование, не производимое в стране (компьютеры, оргтехника, некоторые виды реактивных двигателей и пр.) Более того, в перспективе они будут полностью отменены. Одновременно будут повышены пошлины (до 1520%) на ввоз оборудования, аналоги которого производятся в России (швейные машины, холодильники и т.п.). Таким образом импортный тариф России начинает постепенно приобретать некоторые черты тарифов развитых стран.

Несмотря на этим послабления сохраняется еще немало барьеров, ограничивающих возможности эффективного использования иностранных технологий для развития инновационной деятельности. Одно из этих ограничений - высокий уровень НДС, взимаемого при импорте технологического оборудования (1820%). От этого налога в настоящее время освобождены лишь не производящиеся в стране материалы, оборудование и приборы, для научно-исследовательских целей, а также патенты, лицензии и ноу-хау (приобретаемые без участия посредников). По нашему мнению, учитывая важность импорта прогрессивных технологий, правительству стоило бы рассмотреть вопрос о возможности снижения или даже отмены НДС на ввоз высокотехнологичного оборудования. Потери бюджета, в случае положительного решения вопроса, были бы, очевидно, с лихвой окуплены активизацией инновационной деятельности в стране. Стоит напомнить, что правительство уже принимало на этот счет постановление (ПП РФ №806 от 18.10.00), но его положения до сих пор не реализованы.

Одним из главных препятствий на пути импорта зарубежных технологий является нехватка оборотных средств у большинства российских предприятий. В сравнительно благоприятном положении в этом плане находятся лишь топливная,

металлургическая, пищевая промышленность и сфера связи. В большинстве же отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе в машиностроении, химической, легкой промышленности финансовое положение большинства предприятий крайне сложно, и для того чтобы закупать оборудование (не важно, отечественное или импортное), им приходится обращаться за кредитами. Проблема, однако, заключается в том, что кредитование инновационных проектов предполагает вложение средств на длительные сроки и связано с определенными рисками. В связи с этим российские банки, как правило, с большой неохотой предоставляют кредиты на указанные цели. Особые сложности возникают при закупках лицензий и ноу-хау, поскольку в этих случаях удлиняется срок кредита и возникают дополнительные риски: сумеют ли покупатели довести идею до готового продукта или процесса, не изменится ли, пока задумку будут доводить “до ума”, конъюнктура в стране и в мире, и главное, найдется ли покупатель на готовый продукт.

Необходимо, следовательно, развернуть российские банки в сторону нужд импортеров зарубежного оборудования и технологий. Как представляется, в качестве первого шага необходимо внести определенные изменения в банковское законодательство, дающие право формировать фонды рискового финансирования. Государство, со своей стороны, также могло бы поддержать те банки, которые выдают долгосрочные кредиты на инновационные цели. Форматами такой поддержки могли бы стать субсидирование процентной ставки по соответствующим кредитам и государственные гарантии, способствующие улучшению условий кредитования и снижению кредитных рисков. Впрочем, государство в состоянии поддержать инновационную деятельность и напрямую, предоставляя льготные кредиты импортерам перспективных зарубежных технологий либо субсидируя закупки критических технологий по отдельным инновационным проектам. Расширению доступа к перспективным технологиям мог-

ло бы способствовать также введение системы страхования их импортеров от коммерческих рисков, и в первую очередь от наиболее опасного из них - риска банкротства зарубежного поставщика. Это особенно актуально для предприятий, осуществляющих ввоз технологий на условиях предоплаты, доля которой в расчетах составляет около 35%.

В условиях сохраняющегося недостатка оборотных средств у значительной части российских предприятий эффективным способом облегчения ввоза в страну высокотехнологичных машин и оборудования мог бы стать финансовый лизинг, в том числе и международный. В пользу этого подхода говорит, в частности, и то, что объектом внимания лизинговых компаний чаще всего является высокотехнологичное оборудование. В разрабатываемых концепциях экономической политики лизинг рассматривается как основное средство развития ряда отраслей: телекоммуникаций, автотранспорта, авиации, сельского хозяйства. В принципе возможна и такая форма лизинга: государство импортирует капиталоемкое оборудование (авиатехника, суда, сельхозтехника), а затем передает их в аренду эксплуатирующим предприятиям.

Ускорение амортизации также может стать достаточно действенным способом увеличения импорта прогрессивной техники. Наконец, следует упомянуть о таком косвенном методе “стимулирования” импорта передовых технологий, как установление при разработке новых технических регламентов (к примеру, в области норм экологической, радиационной, санитарной и иных видов безопасности) более высоких требований, стимулирующих внедрение новых технологий и оборудования.

Импорт - не единственный канал поступления зарубежных технологий в Россию. По мере углубления интеграции нашей страны в мировую экономику будет возрастать значение таких форм их трансферта, как инвестиционное сотрудничество, совместные исследования, обмен технологиями и др.

Примечания:

1 Вклад общественных наук в развитие народного хозяйства. Материалы научной сессии Отделения общественных наук РАН 17 декабря 2002 г., М.: 2003, с.168.

2 Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. М.: Наука, 2003, с.50.

3 шшш.топ.доу.рго]е^/05/ги.

4 Покупка лицензии - это приобретение прав собственности на использование запатентованной технологии, ноу-хау - незапатентованной.

5 "The Global Competitiveness Report 2002-2003”, World Economic Forum, Geneva, Oxford University Press, 2003, p.15.

6 Внешнеэкономические проблемы перехода... Указ. соч., с.47.

В.П. Шалашов, Н.В. Шалашова

Валютные расчеты в Российской Федерации при экспортноимпортных операциях

- М.: Библиотека журнала «Горячая линия бухгалтера», 2005. - 96 с.

Вышла в свет книга “Валютные расчеты в Российской Федерации при экспортно-импортных операциях”, подготовленная преподавателями Всероссийской академии внешней торговли: профессором В.П. Шалашовым и доцентом Н.В. Шалашовой.

В книге семь глав: 1. Основы валютного законодательства Российской Федерации; 2. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации; 3. Организация международных расчетов Российской Федерации с зарубежными странами; 4. Валюты и валютные курсы; 5. Валютные курсы и осуществляемые на нем операции; 6. Валютно-финансовые и платежные условия контрактов во внешнеэкономических связях Российской Федерации; 7. Система противодействия легализации преступных доходов в РФ.

Книга имеет приложения: законы и нормативные акты, регулирующие валютные операции в РФ (по состоянию на 01.01.05.). Всего прилагается 17 документов.

Книга продолжает обширный предыдущий перечень публикаций авторов, отличается четким языком, стремлением довести до читателя определения сложных понятий, без уяснения которых сегодня невозможно представить себе профессионального внешторговца.

Данное издание имеет широкое предназначение: оно необходимо и для предпринимателей, работающих на внешнем рынке, и для студентов экономических вузов, постигающих непростые проблемы1 валютны1х отношений разны1х стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.