Научная статья на тему 'Импорт автомобильных комплектующих частей в Россию'

Импорт автомобильных комплектующих частей в Россию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / импорт / автокомплектующие / автомобильная промышленность / Russia / import / automotive parts / automotive industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанов Влас Александрович

В статье рассматривается импорт в Россию автомобильных комплектующих в классификации ТН ВЭД (код 8708) в 2001-2020 гг. Ключевыми факторами изменения объемов импорта этой продукции является увеличение в России обслуживаемого легкового автопарка, а также динамика производства легковых автомобилей в стране. При этом первое направление использования абсолютно преобладает над вторым, что подтверждается данными проведенного регрессионного анализа. После резкого снижения доходов населения в 2014 году спрос как на новые автомобили, так и на запчасти для обслуживания автопарка сократился, причем старение автопарка не сопровождалось ростом расходов на его содержание. Это требует пересмотра отраслевой политики для повышения ценовой доступности импортных комплектующих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia as an Importer of Automotive Parts and Accessories

The article is devoted to the imports of automotive parts (HS code 8708) to Russia in 20012020. The key factors that caused the changes in imports of these products are the increase in the serviced passenger car fleet in Russia, as well as passenger car production in the country. The first factor absolutely dominates over the second; it was confirmed by the regression analysis of the data. After a dramatic decline in household incomes in 2014, the demand for both new cars and spare parts for fleet maintenance decreased, with the aging fleet not being followed by an increase in maintenance costs. It requires a revision of the government industrial policy to improve the affordability of imported automotive parts.

Текст научной работы на тему «Импорт автомобильных комплектующих частей в Россию»

Импорт автомобильных комплектующих частей в Россию

Влас Александрович РЯЗАНОВ,

кандидат географических наук, Институт экономики РАН (117218, Москва, Нахимовский проспект, 32) старший научный сотрудник, E-mail: vlas.ryazanov@gmail.com

УДК: 339.562; ББК: 65.428; Р99

DOI: 10.24412/2072-8042-2021-10-114-124

Аннотация

В статье рассматривается импорт в Россию автомобильных комплектующих в классификации ТН ВЭД (код 8708) в 2001-2020 гг. Ключевыми факторами изменения объемов импорта этой продукции является увеличение в России обслуживаемого легкового автопарка, а также динамика производства легковых автомобилей в стране. При этом первое направление использования абсолютно преобладает над вторым, что подтверждается данными проведенного регрессионного анализа. После резкого снижения доходов населения в 2014 году спрос как на новые автомобили, так и на запчасти для обслуживания автопарка сократился, причем старение автопарка не сопровождалось ростом расходов на его содержание. Это требует пересмотра отраслевой политики для повышения ценовой доступности импортных комплектующих.

Ключевые слова: Россия, импорт, автокомплектующие, автомобильная промышленность.

Russia as an Importer of Automotive Parts and Accessories

Vlas Alexandrovich RYAZANOV,

Candidate of Geographic Sciences,

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (117218, Russia, Moscow, Nakhimovsky av., 32) Senior researcher, E-mail: vlas.ryazanov@gmail.com

Abstract

The article is devoted to the imports of automotive parts (HS code 8708) to Russia in 20012020. The key factors that caused the changes in imports of these products are the increase in the serviced passenger car fleet in Russia, as well as passenger car production in the country. The first factor absolutely dominates over the second; it was confirmed by the regression analysis of the data. After a dramatic decline in household incomes in 2014, the demand for both new cars and spare parts for fleet maintenance decreased, with the aging fleet not being followed by an increase in maintenance costs. It requires a revision of the government industrial policy to improve the affordability of imported automotive parts.

Keywords: Russia, import, automotive parts, automotive industry.

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

Автомобильная индустрия - одна из ключевых отраслей обрабатывающей промышленности. На ее развитие в России с начала 2000-х годов были направлены особые усилия властей, поскольку страна представляет собой крупный автомобильный рынок, емкость которого достаточна для организации собственного автопроизводства. Кроме того, у России был успешный опыт адаптации зарубежных технологических решений в этой отрасли, сначала в 1920-30-е годы (Московский и Горьковский автозаводы), а затем в 1970-е (Волжский автозавод). Тем не менее, в первое постсоветское десятилетие автомобильный рынок в России развивался по другому сценарию - в страну начала массово завозиться подержанная техника и для ее обслуживания появились каналы импорта автокомплектующих. Данные об объемах ввоза автокомпонентов (код ТН ВЭД 8708) в числе другой внешнеторговой информации с 2001 года собираются агрегатором таможенной статистики порталом Trademap1 и являются предметом анализа настоящей статьи. Все исходные данные приведены в Приложении 1.

Несмотря на то что первые предприятия по сборке автомобилей зарубежной разработки появились в России еще в середине 1990-х годов, до середины 2000-х годов они слабо влияли на общие объемы как производства, так и, тем более, продаж легковых автомобилей. Практически все автокомплектующие в этот период поступали на вторичный рынок для обслуживания и ремонта ввезенных ранее подержанных иномарок. Сами объемы учтенного импорта таких автомобилей до повышения пошлин на них до заградительного уровня2 в начале 2009 года составляли 300-400 тыс. штук ежегодно, а в 2002 году превысили полмиллиона изделий3. Условия локализации производства для автосборочных предприятий зарубежных компаний в России были мягкими - доля произведенных в России комплектующих должна была составлять только 30% через 5 лет, тогда как в Индии и Китае ее целевым уровнем были 70% через 3-4 года4. Как следствие, развитие сборки иномарок в России вместе с увеличением их автопарка привело к взрывному росту импорта автокомплектующих, который в стоимостном выражении увеличился с 2001 по 2008 год почти в 20 раз, с 270 млн до 5,3 млрд долларов. К 2012 году этот объем удвоился, а в 2013-м достиг пика в 11,5 млрд долларов. К этому времени в структуре как производства, так и продаж легковых автомобилей в России абсолютно доминировали собранные в стране иномарки.

Основными факторами спроса на новые автомобили в России были увеличение доходов населения и изначально низкий уровень автомобилизации. За 2001-2013 гг. легковой автопарк в России вырос в 2 раза, с 19,7 до 39,3 млн автомобилей. Средняя зарплата в стране при этом увеличилась в 9 раз со 110 до 947 долларов в месяц. Однако после резкого снижения цен на нефть в 2014 году и последовавшего за этим затяжного экономического кризиса резкий рост автопарка прекратился, продажи новых автомобилей упали более, чем вдвое (с 2,8 млн шт. в 2011-2012 гг.

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

115 ^

до 1,3 млн в 2016 году) и не восстановились (см рисунок 1). Это перечеркнуло как оптимистические, так и умеренные прогнозы. Эксперты PriceWaterhouseCoopers в 2006 году предсказывали пик спроса в 2014 году в 6 млн штук с плавным снижением до 5 млн в 2020-м5, а руководство автодилера «Рольф» в конце 2016 года рассчитывало6 на возврат рынка к уровню 2014 года к 2020 году и превышение пика 2013 года в 2022 году.

3,0

Рис. 1. Выпуск и продажи новых легковых автомобилей в России, млн штук Fig. 1. Production and sales of new cars in Russia, million units Источники: Росстат, Автостат

На импорте автокомплектующих падение продаж новых автомобилей сказалось не так драматично, по итогам 2020 года, он был ровно на треть ниже пика 2013 года. Этот сектор становится все более значимым для российского авторынка как в силу продолжающегося роста автопарка, который нуждается в обслуживании, так и из-за устойчиво низкого в течение последних лет уровня продаж новых легковых автомобилей.

Для построения модели, статистически корректно описывающей импорт автокомпонентов, необходимы факторы, которые отражают влияние двух секторов их потребления - выпуск легковых автомобилей в России и автопарк. Сложность заключается в том, что импорт представляет собой денежную величину, тогда как выпуск и обслуживаемый автопарк - физические. Для перевода их в денежный эквивалент умножим обе переменные на среднюю стоимость нового легкового автомобиля. Тогда в первом случае получим объем рынка в денежном выражении, а во втором - условную стоимость замены всего легкового автопарка страны в течение одного года. Используем классическую модель линейной регрессии без константы, ее статистические характеристики приведены в Приложении 2.

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

2001 2002 2003 2004 200Е 2006 2007 2<ЮВ 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 20 IS 2019 2020 ■■ спрос от парка спрос от выпуска импорт запчастей [немодный ряд)

Рис. 2. Регрессионный анализ импорта автокомплектующих в Россию, млн долл. США Fig. 2. Regression analysis of automobile parts imports to Russia, USD million Источник: расчеты автора по данным Trademap, Росстата и Автостага

При умножении рассчитанных коэффициентов на фактические значения факторов получим модельный вклад каждого из них в общий итог, что показывает абсолютное преобладание вторичного рынка автокомплектующих над поставками автосборочным предприятиям (см. рисунок 2). Это распределение соответствует более ранним оценкам других авторов7. Для дополнительного подтверждения сравним динамику вторичного рынка всех8 автозапчастей для легковых автомобилей с динамикой импорта комплектующих (см. рисунок 3).

О -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1- о

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201В 2019 2020

импорт запчастей ТН ВЭД B70S (пр шкала) вторичный рынок всех запчастей (пр шкала)

Рис. 3. Импорт автокомплектующих кода 8708 и весь вторичный рынок автозапчастей в России, млрд долл. США

Fig. 3. Import of Vehicle Component Code 8708 and Whole Secondary Market of Automotive Parts in Russia, USD billion

Источники: Trademap, Автостат, Банк России

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

Объяснение этого феномена при абсолютном преобладании в продажах собранной в России продукции иностранных компаний (в т.ч. Renault, которая с 2014 контролирует «АвтоВАЗ»), состоит, во-первых, в последствиях резкого снижения самих объемов выпуска при росте автопарка, а во-вторых, в большей локализации наиболее дешевых и доступных брендов, которая уже в середине 2010-х годов превышала 50%910. Вслед за автосборочными предприятиям в России появились и производители автокомпонентов, однако их присутствие служит ограничением для импорта только автокомплектующих для поставок на заводы, но не для обслуживания и ремонта автопарка. Согласно статистике Trademap, продукция товарных кодов 8708 из России экспортируется в минимальных объемах (0,5-0,6 млрд долларов ежегодно в 2007-2020 годах) и почти исключительно в страны бывшего СССР. Иными словами, производство автокомпонентов в России существует преимущественно для формального удовлетворения требований властей по локализации автосборки.

Рис. 4. Импорт автокомпонентов и средняя заработная плата в России Fig. 4. Imports of Vehicle Components and Average Wages in Russia Источник: расчеты автора по данным Trademap, Росстата и Банка России

На объем импорта автокомплектующих статистически (через среднюю стоимость нового купленного автомобиля) влияет средняя заработная плата в стране, их динамика на протяжении многих лет весьма близка (см. рисунок 4). Средняя стоимость нового автомобиля в России примерно равна средней заработной плате за три года, причем это соотношение устойчиво примерно с 2007 года. Изучение

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

причин низких доходов населения в России выходит за рамки данного исследования, однако их влияние на импорт автокомплектующих очевидно. Они сказываются не только на общем объеме, но и на структуре импорта (см. рисунок 5), в котором устойчиво растет доля продукции азиатских стран, тогда как доля европейских поставок сократилась с 2010 года на 10 п.п.

2001 2002 2008 20W- 2005 20062007200020092010 2011201220132014 2015201620172010 2019 2020 ■ Германия ■ Восточная Европа ■ Китай ■ Корея ■ Япония I прочие

Рис. 5. Страновая структура импорта автокомплектующих в Россию Fig. 5. Country Structure of Imports of Vehicle Components to Russia Источник: Trademap

Отдельного внимания заслуживает «недоремонтированность» российского автопарка, которая может быть оценена через обратную величину к доле расходов на все запчасти в произведении автопарка на среднюю цену нового автомобиля. Она показывает, что только в 2020 году произошло резкое отклонение от среднегодового уровня таких затрат, которые, если относить их на один автомобиль в парке, в 40-50 раз меньше стоимости нового изделия (см. рисунок 6). При этом в 2016-2017 годах произошло сближение этого показателя с условным периодом обновления всего автопарка при текущих продажах, который с 15-20 лет вырос до 30. Это означает, что условные затраты на ремонт автомобиля в течение всего выросшего срока его эксплуатации начинали становиться сопоставимыми со стоимостью приобретения нового транспортного средства. При этом старение автопарка не привело к устойчивому росту удельных расходов на его содержание, напротив, с 2017 года эта величина сократилась с 1/35 до 1/65 средней цены нового автомобиля.

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

обновление парка урввниЕрнме стоимости ремонта с ценой нового автомобиля

Рис. 6. Условные периоды обновления парка при текущем уровне продаж и уравнивания расходов на все запчасти со средней ценой нового автомобиля, лет

Fig. 6. Contingent Renewal Periods for current Sales and Cost Equalization of All Spare Parts with Average Price of New Car, years

Источник: расчеты автора по данным Автостата и Росстата, данные о вторичном рынке всех автозапчастей до 2010 года фрагментарны.

Институциональные пути выхода из кризисного состояния автопрома в России предлагались отраслевыми экспертами на протяжении многих лет и в основном связаны с ужесточением требований российских властей к локализации производства, в частности, изменения методики ее оценки путем расчета локализации выпуска автокомпонентов11. Однако у мировых автопроизводителей российский рынок уже не вызывает такого интереса, как в середине 2000-х годов. Так, среди немецких компаний Volkswagen согласился на дальнейшую локализацию производства в рамках специальных инвестиционных контрактов, тогда как BMW отказался12 от строительства в России собственного предприятия. Глобальной экспортной производственной базой для автоконцернов еще в начале 2000-х стали бывшие страны СЭВ в Восточной Европе13. При низких доходах населения и сильно сократившемся рынке ключевой задачей должны стать не попытки замкнуть производственную цепочку заводов зарубежных компаний в границах страны или превратить Россию в крупного экспортера автомобилей, а максимально стимулировать обновление и регулярное обслуживание автопарка. Для этого логично снизить импортные пошлины как на новые автокомплектующие, так и на новые автомобили.

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

Приложение 1

Исходные данные

год А Б В Г Д Е Ж З И К Л

2001 270,1 19,7 1,02 110 7 1,02 8,3 19,3 75,8

2002 312,9 22,5 0,98 137 9 1,00 10,4 22,6 76,2

2003 507,5 23,3 1,01 179 11 1,08 11,3 21,5 63,3

2004 858,3 24,2 1,11 233 15 1,28 13,1 18,9 56,5

2005 1 301,0 25,6 1,07 300 19 1,45 15,2 17,7 50,7

2006 2 185,2 27,1 1,18 391 28 1,75 16,2 15,5 41,5

2007 3 781,5 29,4 1,29 532 47 2,40 19,7 12,3 36,9

2008 5 288,4 32,0 1,47 696 61 2,75 22,3 11,6 32,0

2009 2 802,7 33,1 0,60 586 28 1,37 20,1 24,2 34,3

2010 5 503,0 34,0 1,21 688 42 1,78 23,6 19,1 34,3 17,5 45,7

2011 8 787,2 35,1 1,74 793 64 2,80 22,7 12,5 28,7 21,0 38,0

2012 10 827,6 36,9 1,96 866 76 2,76 27,4 13,4 31,6 20,6 49,1

2013 11 488,9 39,3 1,92 947 74 2,61 28,4 15,1 30,0 21,2 52,6

2014 9 802,7 40,8 1,70 845 61 2,34 25,9 17,4 30,7 25,9 40,8

2015 5 258,8 40,9 1,22 553 29 1,49 19,6 27,4 35,4 17,2 46,5

2016 5 716,6 41,6 1,12 549 26 1,31 19,6 31,8 35,8 18,9 43,3

2017 7 939,1 42,4 1,36 669 34 1,48 22,8 28,6 34,1 26,1 37,1

2018 8 978,4 42,4 1,56 667 38 1,67 22,9 25,4 34,4 22,3 43,6

2019 8 756,2 43,5 1,52 681 40 1,63 24,4 26,7 35,8 22,8 46,6

2020 7 651,6 44,5 1,26 678 35 1,49 23,2 29,9 34,2 15,6 66,4

А - импорт кода 8708, млн долл.; Б - легковой автопарк, млн шт.; В - выпуск легковых автомобилей, млн шт.; Г - средняя заработная плата, долл. в месяц; Д - рынок новых легковых автомобилей, млрд долл.; Е - рынок новых легковых автомобилей, млн шт.; Ж = Д/Е - средняя цена автомобиля, тыс. долл.; З = Б/Е - обновление парка, лет; И = Ж/Г - доступность автомобиля, мес. работы; К - вторичный рынок всех запчастей, млрд долл.; Л = (Б*Ж)/К - уравнивание стоимости ремонта с ценой нового автомобиля, лет Источники: Trademap, Росстат, Автостат, Банк России, расчеты автора

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

121 ^

Приложение 2

Характеристики модели линейной регрессии

Регрессионная статистика

Множественный Я Я-квадрат

Нормированный Я-квадрат Стандартная ошибка Наблюдения

0,976489053 0,95353087 0,895393696 1481,142524 20

Дисперсионный анализ

df

SS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MS

F

Значимость F

Регрессия

Остаток

Итого

2 810282435,9 405141218 18 39488097,2 2193783,178 20 849770533,1

184,6769645 2,94741Е-12

Т. , , Стандартная

Коэффициенты ^ истатистика

ошибка

P-Значение

У- пересечение 0 #Н/Д #Н/Д #Н/Д

Переменная X 1 (выпуск*цена) 45,44364572 24,21123945 1,876964862 0,07682924

Переменная X 2 (парк*цена) 5,831351976 1,334141637 4,370864243 0,000368467

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 https://www.trademap.org

2 https://www.kommersant.ru/doc/1111783

3 https://www.kommersant.ru/doc/2564804

4 Гордеев Р.В., Пыжев А.И. Российское автомобилестроение: результаты, тенденции и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. - 2014.- №48. - С. 28-29

5 Ходченко С.С. Современный российский рынок автомобилей: структура и особенности предложения // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - №4-2. - С. 217

6https://www.autostat.ru/news/28269/pages/meropriyatiya/nashi_konferencii/it-revolyuciya_v_avtobiznese_-_2019/

7 Гаранин Д. А., Лукашевич Н.С. Исследование потребностей автопромышленных ком -паний Санкт-Петербурга и Ленинградской области в испытательном сопровождении автокомпонентов // Экономика в промышленности. - 2015. - №3. - С. 38

8 В товарном коде ТН ВЭД 8708 отсутствуют, например, шины и автомобильные масла

9 Акимкина Д.А. Проблемы стратегии развития автомобильной промышленности и пути их решения // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. - 2014. - №7. - С. 48

10 Тимофеев А. Д., Шушкин М.А. Исследование рынка автокомпонентов России с целью определения направлений его импортозамещения // Вестник технологического университета. - 2015. - №19. - С. 210

11 Фомин И.Ф. О мерах таможенного учета в обеспечении локализации автомобилестроения и социально-экономическое развитие регионов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №9. - С. 15

12 https://www.kommersant.ru/doc/4968029

13 Возмилова С.С., Волгина Н.А. Автомобилестроение в странах Центральной и Восточной Европы: современные тенденции развития // Грузовик. - 2015. - №12. - С. 34-42

БИБЛИОГРАФИЯ:

Акимкина Д.А. Проблемы стратегии развития автомобильной промышленности и пути их решения // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. - 2014. - №7. - С. 44-54 @@ Akimkina D.A. Problemy' strategii razvitiya avtomobilnoj promyshlennosti i puti ix resheniya // Finansovaya analitika. Problemy' i resheniya. - 2014. - №7. - S. 44-54

Возмилова С.С., Волгина Н.А. Автомобилестроение в странах Центральной и Восточной Европы: современные тенденции развития // Грузовик. - 2015. - №12. - С. 34-42 @@ Vozmilova S.S., Volgina N.A. Avtomobilestroenie v stranax CentraFnoj i Vostochnoj Evropy': sovremenny'e tendencii razvitiya // Gruzovik. - 2015. - №12. - S. 34-42

Гаранин Д.А., Лукашевич Н.С. Исследование потребностей автопромышленных ком -паний Санкт-Петербурга и Ленинградской области в испытательном сопровождении автокомпонентов // Экономика в промышленности. - 2015. - №3. - С. 30-41 @@Garanin D.A., Lukashevich N.S. Issledovanie potrebnostej avtopromyshlennyx kompanij Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti v ispytatelnom soprovozhdenii avtokomponentov // E'konomika v promy shlennosti. - 2015. - №3. - S. 30-41

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

Гордеев Р.В., Пыжев А.И. Российское автомобилестроение: результаты, тенденции и перспективы // Экономический анализ: теория и практика. - 2014.- №48. - С. 26-37 @@ Gordeev R.V., Py'zhev A.I. Rossijskoe avtomobilestroenie: rezul'taty', tendencii i perspektivy' // E'konomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2014.- №48. - S. 26-37

Тимофеев А. Д., Шушкин М.А. Исследование рынка автокомпонентов России с целью определения направлений его импортозамещения // Вестник технологического университета. - 2015. - №19. - С. 208-214 @@Timofeev A.D., Shushkin M.A. Issledovanie ry'nka avtokomponentov Rossii s cel'yu opredeleniya napravlenij ego importozameshheniya // Vestnik texnologicheskogo universiteta. - 2015. - №19. - S. 208-214

Фомин И.Ф. О мерах таможенного учета в обеспечении локализации автомобилестроения и социально-экономическое развитие регионов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №9. - С. 15 @@Fomin I.F. O merax tamozhennogo ucheta v obespechenii lokalizacii avtomobilestroeniya i social'no-e'konomicheskoe razvitie regionov // Upravlenie e'konomicheskimi sistemami: e'lektronny'j nauchny'j zhurnal. - 2017. - №9. - S. 15

Ходченко С. С. Современный российский рынок автомобилей: структура и особенности предложения // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - №4-2. - С. 216-219 @@Xodchenko S.S. Sovremenny'j rossijskij ry'nok avtomobilej: struktura i osobennosti predlozheniya // E'konomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - №4-2. - S. 216-219

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.