Научная статья на тему 'Имплементация норм Конвенции ООН о правах инвалидов в законодательстве Российской Федерации и других государств'

Имплементация норм Конвенции ООН о правах инвалидов в законодательстве Российской Федерации и других государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1443
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ / ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ / ОТКАЗ В РАЗУМНОМ ПРИСПОСОБЛЕНИИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ / CONVENTIONS OF THE UN ON THE RIGHTS OF DISABLED PEOPLE / THE PRINCIPLE OF NON-DISCRIMINATION / REFUSAL IN THE REASONABLE ADAPTATION / THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN CHELYABINSK REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винникова Рушания Василовна

Рассматриваются основные положения российского и иностранного законодательства, направленные на реализацию норм Конвенции ООН о правах инвалидов, касающиеся запрета дискриминации по признаку инвалидности; конвенционное определение «отказа в разумном приспособлении» как формы дискриминации; меры, принятые в Челябинской области, направленные на социальную поддержку инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of standards of the Convention of the UN on the rights of disabled people in the legislation of the Russian Federation and other States

The basic provisions of the Russian and foreign legislation directed on realization of standards of the Convention, concerning a ban of discrimination on the basis of disability are considered; conventional definition “refusal in the reasonable adaptation” as discrimination forms; the measures taken in Chelyabinsk region, directed on social support of disabled people.

Текст научной работы на тему «Имплементация норм Конвенции ООН о правах инвалидов в законодательстве Российской Федерации и других государств»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380).

Право. Вып. 45. С. 61-66.

УДК 341.9

ББК 67.52

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

Р. В. Винникова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассматриваются основные положения российского и иностранного законодательства, направленные на реализацию норм Конвенции ООН о правах инвалидов, касающиеся запрета дискриминации по признаку инвалидности; конвенционное определение «отказа в разумном приспособлении» как формы дискриминации; меры, принятые в Челябинской области, направленные на социальную поддержку инвалидов.

Ключевые слова: Конвенция ООН о правах инвалидов, принцип недискриминации, отказ в разумном приспособлении, Уполномоченный по правам человека в Челябинской области.

Отношение к инвалидам в обществе — показатель цивилизационной развитости общества. Принятие в 2006 г. Конвенции ООН о правах инвалидов [2] стало показателем того, что международное сообщество осознало необходимость договорного закрепления универсальных международных стандартов прав инвалидов, поскольку до этого международные акты, специально посвященные вопросам защиты прав инвалидов, были или регионального характера [3] или не являлись юридически обязательными [16-18].

В Конвенции перечислены личные (ст. 10-19, 21-23), политические (ст. 29, 30) и социально-экономические (ст. 24, 25, 27, 28) права инвалидов, которые относятся к общим правам человека и гражданина. При этом подчеркиваются обязательства государств обеспечивать равное пользование правами человека для всех инвалидов. Чтобы обеспечить инвалидам возможность реально пользоваться своими правами, общие нормы дополняются специальными требованиями. Например, ст. 21 «Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации» предусматривает обязанность государств снабжать инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием специальных технологий, учитывающих разные формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы; содействовать использованию в официальных отношениях жесто -вых языков, азбуки Брайля, других альтернативных способов общения (по выбору инвалидов) и др. Как специальные права инвалидов сформулированы положения ст. 20 «Индивидуальная

мобильность» и 26 «Абилитация и реабилитация».

Представляется, что главная идея Конвенции заключается не столько в закреплении прав инвалидов, сколько в установлении требования к государствам, чтобы при имплементации всего массива международных норм о правах человека учитывались интересы инвалидов.

Эта идея нашла выражение в статьях Конвенции 1 «Цель» и 3 «Общие принципы». Один из общих принципов — принцип недискриминации — закреплен во всех международных договорах о защите прав человека. В ст. 2 Конвенции дискриминация определяется как «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, эко -номической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».

В ряде государств-участников Конвенции законодательные акты, касающиеся запрета дискриминации по признаку инвалидности, были приняты задолго до вступления Конвенции в силу. Например, Закон об инвалидах США 1990 г., Билль об инвалидах Индии 1995 г., Закон Соединенного Королевства о запрете дискриминации 1995 г. При этом следует заметить, что законодательство об инвалидах в Великобритании существует с 1944 г. [19].

Есть государства, которые включили положения о запрете дискриминации по признаку инвалидности в свои конституции. Одной

из первых стала Канада, ст. 15 Конституции кото -рой провозглашает: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку... умственных или физических недостатков» [5]. Статья 3 Основного Закона ФРГ 1949 г. закрепляет: «Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (физических или умственных)» [6]. Статья 45 Конституции КНР 1982 г. закрепляет, что государство и общество помогают создать условия для работы, получения средств существования и образования для слепых, глухонемых и других граждан, страдающих физическими недостатками [7]. Конституции Канады, Фиджи, ЮАР также содержат положения о запрете дискриминации по признаку инвалидности.

Вступление в силу Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 г. потребовало от государств принятия новых законодательных актов. В Великобритании действует Закон о равенстве 2010 г. (Equality Act 2010) [8], согласно которому работодатель обязан обеспечивать разумные приспособления для работников с ограниченными возможностями.

По смыслу Конвенции отказ в разумном приспособлении является одной из форм дискриминации. При этом «разумное приспособление» означает внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (ст. 2 Конвенции).

Примеры разумного приспособления можно привести из практики Великобритании [9]. Если работодатель имеет огражденную парковку, предназначенную для представителей администрации организации, предоставление права работнику с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата, который не является представителем администрации, оставлять машину на этой парковке является разумным приспособлением существующей практики в организации.

Это могут быть также приспособление помещения, оборудования под нужды инвалида; изменение режима работы или обучения; предоставление работнику другого рабочего места или места обучения либо перевод на работу на дому; освобождение работника от работы для прохождения курса реабилитации; изменение процедур обжалования действий работодателя и дисциплинарного производства для инвалидов и др.

Отказ в разумном приспособлении в Конвенции определяется как форма дискриминации в любой области: политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Необходимость предоставления инвалидам технических средств, позволяющих преодолевать препятствия, которые ограничивают их общение и передвижение, и открывающих им доступ к транспорту, жилью, культурной деятельности и полноценному досугу, была предусмотрена еще ст. 15 Европейской социальной хартии 1961 г. [4].

Однако особо значимым осуществление разумного приспособления становится в сфере труда для обеспечения эффективного доступа инвалидов к занятости. Другими словами, разумное приспособление — это неотъемлемая часть обеспечения права инвалидов на труд.

В российском законодательстве обязанность осуществлять разумные приспособления закреплена в ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 29.06.2015) [10]. Данная норма устанавливает, что «инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Текст статьи в такой редакции стал предметом критики со стороны специалистов в области трудового права, которые считают, что «формулировка этой нормы не дает ответа даже на элементарный вопрос о том, кем и за чей счет создаются "необходимые условия"» [20. С. 57].

Специалисты высказывают претензии и к самой индивидуальной программе реабилитации инвалида, которая составлена таким образом, что «чиновник учреждения медико-социальной экспертизы совершенно свободен в определении типа профессиональной реабилитации, выбирая из таких форм, как адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда; получение новой профессии (специальности); подбор подходящего рабочего места; создание специального рабочего места и др. Таким образом, в законодательстве не установлен приоритет включения работников-инвалидов в обычную профессиональную среду по сравнению с созданием специализированных рабочих мест. Соответственно и о реализации принципа разумного приспособ-

ления не только в практике, но даже на формальном уровне в законодательстве России в настоящее время говорить, к сожалению, нельзя» [20. С. 57].

В докладе РФ о выполнении Конвенции о правах инвалидов, представленном Комитету по правам инвалидов, также отмечается, что «термин "разумное приспособление" в российском законодательстве напрямую не приводится» [14]. Пока механизмы и критерии, определяющие, что следует относить к разумному приспособлению, в российском правовом поле отсутствуют.

Более того, до недавнего времени в российском законодательстве не было прямого запрета дискриминации по признаку инвалидности. После ратификации Конвенции в России в целях им-плементации данного международно-правового акта был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [11]. Названный закон внес изменения в 25 законодательных актов РФ, в том числе в 17 статей Федерального закона «О социальной защите инвалидов». В частности закон был дополнен ст. 31 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности».

Обязанности по имплементации Конвенции ООН о правах инвалидов возложены не только на федеральные органы, но и на государственные органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

По данным, опубликованным в специальном докладе о нарушениях прав инвалидов Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, в 2014 г. было опубликовано 134 материала о нарушении прав инвалидов [15].

Трудоустройство инвалидов на регистрируемом рынке труда остается на уровне 20-

25 % от обратившихся в центры занятости населения инвалидов. Для улучшения ситуации в Челябинской области запланировано создание 228 рабочих мест ежегодно для трудоустройства незанятых инвалидов [13]. В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 6 октября 2014 г. № 511-П предусмотре -на компенсация затрат работодателям на оборудование рабочих мест в размере не более 100 тыс. р. на каждое рабочее место, до 500 тыс. р. на обеспечение доступности рабочих мест для инвалидов, использующих кресла-коляски [12].

Наиболее острой проблемой, с которой ежедневно сталкиваются инвалиды, является проблема доступности среды. В настоящее время в Челябинской области реализуется областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области» на 20122015 гг., в городах и районах области приняты свои муниципальные программы по созданию доступной среды. Однако, несмотря на принятую нормативную базу, проблемы доступности остаются.

В большинстве объектов социального значения и жилых домах отсутствуют пандусы. Имеющиеся пандусы не соответствуют строительным нормам и установлены без учета мнения людей с ограниченными возможностями здоровья и поэтому непригодны для использования. По данным, опубликованным в специальном докладе о нарушениях прав инвалидов Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, «сегодня в регионе насчитывается более пяти тысяч объектов, которые должны быть оборудованы». По словам вице-премьера И. Гехт, «к 2016 году в Челябинской области доступными должны стать абсолютно все значимые социальные объекты» [15].

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Рос. газ. - 1999. - 21 янв.

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. №№ 61/106) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability (дата обращения 10.10.2015).

3. Межамериканская конвенция об устранении всех форм дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями 1999 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:http://www.oas.org/juridico/ english/sigs/a-65.html (дата обращения 10.10.2015).

4. Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://conven-tions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/163.htm (дата обращения 10.10.2015).

5. Конституционные акты Канады [Электронный ресурс]. - URL: http://www.concourt.am/armenian/ legal_resources/world_constitutions/constit/canada/canada-r.htm (дата обращения 10.10.2015).

6. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rfhwb.de/Pravo/ Pravo_ru/pravo_ru1.htm (дата обращения 10.10.2015).

7. Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/ (дата обращения 10.10.2015).

8. Equality Act 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/contents (дата обращения 10.10.2015).

9. Equality Act 2010 Code of Practice [Электронный ресурс]. - URL: http://www.equalityhumanrights. com/sites/default/files/publication_pdf/employercode.pdf (дата обращения 10.10.2015).

10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/d98337541259311b235d712183 59d68639e91bc5/ (дата обращения 10.10.2015).

11. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Рос. газ. - 2014. - 5 дек.

12. Постановление Правительства Челябинской области от 6 октября 2014 г. № 511-П [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/423858514 (дата обращения 10.10.2015).

13. Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. № 362-П «О государственной программе "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения Челябинской области на 2014-2015 годы"» (с изменениями на 06.10.2014) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/460207387 (дата обращения 10.10.2015).

14. Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/ Download.aspx?symbolno=CRPD %2fC %2fRUS %2f1&Lang=ru (дата обращения 10.10.2015).

15. Специальный доклад о нарушениях прав инвалидов в Челябинской области «О нарушениях прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области, выявленных в результате проведения мониторинга условий проживания одиноких и одиноко проживающих инвалидов Уполномоченным по правам человека в Челябинской области» [Электронный ресурс]. - URL: http://ombudsman74.ru/system/files/3335/original/ %D0 %A1 %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %86 %D0 %B8 %D 0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %B B %D0 %B0 %D0 %B4.pdf?1431178392 (дата обращения 10.10.2015).

16. Декларация о правах умственно отсталых лиц (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 г. № 2856) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/retarded.shtml (дата обращения 10.10.2015).

17. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 г. № 3447) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled. shtml (дата обращения 10.10.2015).

18. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата обращения 10.10.2015).

19. Законодательство о правах инвалидов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.invachelny.ru/ doc/19.html (дата обращения 10.10.2015).

20. Лютов, Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования : науч.-практ. пособие / Н. Л. Лютов. - М. : Центр соци-ал.-трудовых прав, 2012. - 128 с.

Сведения об авторе

Винникова Рушания Василовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 61-66.

IMPLEMENTATION OF STANDARDS OF THE CONVENTION OF THE UN ON THE RIGHTS OF DISABLED PEOPLE IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER STATES

R. V. Vinnikova

Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

The basic provisions of the Russian and foreign legislation directed on realization of standards of the Convention, concerning a ban of discrimination on the basis of disability are considered; conventional definition "refusal in the reasonable adaptation" as discrimination forms; the measures taken in Chelyabinsk region, directed on social support of disabled people.

Keywords: Conventions of the UN on the rights of disabled people, the principle of non-discrimination, refusal in the reasonable adaptation, the Commissioner for Human Rights in Chelyabinsk region.

References

1. [The constitution of the Russian Federation (it is accepted on national vote on December 12, 1993)]. Ros-siyskaya gazeta [Russian newspaper], 1999, January 21. (In Russ.).

2. [The convention of the UN on the rights of disabled people (adopted by the Resolution of the United Nations General Assembly of December 13, 2006, no. 61/106)]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/disability, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

3. [The interamerican convention on elimination of all forms of discrimination against physically disabled people of 1999]. Available at: http:http://www.oas.org/juridico/english/sigs/a-65.html, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

4. [The European social charter of October 18, 1961]. Available at: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/ Treaties/Html/163.htm, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

5. [Constitutional acts of Canada]. Available at: http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_ constitutions/constit/canada/canada-r.htm, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

6. [The basic law of the Federal Republic of Germany of May 23, 1949 (with the subsequent changes and additions till October 20, 1997)]. Available at: http://www.rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

7. [The constitution of People's Republic of China of December 4, 1982]. Available at: http://www.asia-busi-ness.ru/law/law1/pravo/constitution/, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

8. [Equality Act 2010]. Available at: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/contents, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

9. [Equality Act 2010 Code of Practice]. Available at: http://www.equalityhumanrights.com/sites/default/ files/publication_pdf/employercode.pdf, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

10. [The federal law of November 24, 1995, no. 181-FZ (an edition from 29.06.2015) "About social protection of disabled people in the Russian Federation"]. Spravochnayapravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/d9 8337541259311b235d71218359d68639e91bc5/, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

66

P. B. BuHHUKOBa

11. [The federal law of December 1, 2014, no. 419-FZ "About modification of separate acts of the Russian Federation concerning social protection of disabled people in connection with ratification of the Convention on the rights of disabled people"]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2014, December 5. (In Russ.).

12. [The resolution of the government of Chelyabinsk region of October 6, 2014, no. 511-P]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/423858514, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

13. [The resolution of the government of Chelyabinsk region of October 22, 2013, no. 362-P about a state program "Additional actions in the sphere of employment of the population of Chelyabinsk region for 20142015"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/460207387, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

14. [The initial report of the Russian Federation on implementation of the Convention on the rights of disabled people "About the measures taken for implementation of obligations under the Convention on the rights of disabled people and about the progress made in observance of the rights of disabled people within two years after its coming into effect for the Russian Federation"]. Available at: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRPD %2fC %2fRUS %2f1&Lang=ru, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

15. [The special report on violations of the rights of disabled people in Chelyabinsk region "About violations of the rights of the citizens with limited opportunities of health in the territory of Chelyabinsk region revealed as a result of carrying out monitoring of conditions of residence of lonely and living alone disabled people by the Commissioner for Human Rights in Chelyabinsk region"]. Available at: http://ombudsman74.ru/system/ files/3335/original/ %D0 %A1 %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BB %D1 % 8C %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B-4.pdf?1431178392, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

16. [The declaration on the rights of mentally retarded persons (accepted by the resolution of General Assembly of December 20, 1971, no. 2856)]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/retarded.shtml, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

17. [The declaration on the rights of disabled people (accepted by the resolution of General Assembly of December 9, 1975, no. 3447)]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled. shtml, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

18. [The standard rules of providing equal opportunities for disabled people (accepted by the resolution of General Assembly of December 20, 1993, no. 48/96)]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disabled.shtml, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

19. [Legislation on the rights of disabled people]. Available at: http://www.invachelny.ru/doc/19.html, accessed 10.10.2015. (In Russ.).

20. Lyutov N.L. Rossiyskoe trudovoe zakonodatel 'stvo i mezhdunarodnye trudovye standarty: sootvetstvie iperspektivy sovershenstvovaniya [Russian labor legislation and international labor standards: compliance and prospects of improvement]. Moscow, Tcentr social'no-trudovyh prav Publ., 2012. 128 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.