Научная статья на тему 'ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ КОНВЕНЦИИ МОТ №175 О НЕПОЛНОМ РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА'

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ КОНВЕНЦИИ МОТ №175 О НЕПОЛНОМ РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ИНВАЛИДОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС / КОНВЕНЦИЯ / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович, Ергалимова Акбопе Нурмуханбетовна

Актуальность данной статьи связана с тем, что в Казахстане, несмотря на достаточно значительный объем правовой, социально-экономической поддержки социально уязвимых слоев населения, вместе с увеличением общего количества населения не уменьшается, и наоборот, увеличивается число лиц с инвалидностью. В статье рассмотрены некоторые вопросы совершенствования национального законодательства Республики Казахстан в сфере обеспечения и защиты прав лиц с инвалидностью, в том числе - разрабатываемого на современном этапе проекта Социального кодекса, а также даны предложения по реализации соответствующих положений Билля о правах человека, в частности, путем имплементации приведенных в статье специальных конвенций Международной Организации Труда в рассматриваемой сфере. Проведен анализ содержания термина «достойный труд», предложенного Международной Организацией Труда. Изучены некоторые документы МОТ, касающиеся реализации основных составляющих достойного труда. Рассмотрены некоторые вопросы создания условий достойного труда для лиц с инвалидностью (лиц с особенными потребностями) в Республике Казахстан. Рассмотрены особенности требований Устава МОТ о порядке исполнения конвенций и рекомендаций этой международной организации в ратифицировавших их (или принятых для рассмотрения, что касается рекомендаций) странах, проанализированы некоторые аспекты имплементации Конвенции 175 МОТ «О работе на условиях неполного рабочего времени», ратифицированной 20 апреля 2022 года в проект Социального кодекса Республики Казахстан и Трудовой кодекс Республики Казахстан, даны рекомендации по рассмотрению ряда конвенций МОТ в области защиты прав и занятости инвалидов на предмет их ратификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович, Ергалимова Акбопе Нурмуханбетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF ILO CONVENTION NO.175 ON PART-TIME WORK FOR WORKERS WITH CHILDREN WITH DISABILITIES INTO THE LEGISLATION OF KAZAKHSTAN

The relevance of this article is due to the fact that in Kazakhstan, despite a fairly signi cant amount of legal, socio-economic support for socially vulnerable segments of the population, along with an increase in the total population, the number of people with disabilities does not decrease, and vice versa. The article discusses some issues of improving the national legislation of the Republic of Kazakhstan in the eld of ensuring and protecting the rights of persons with disabilities, including the draft Social Code being developed at the present stage, as well as proposals for the implementation of the relevant provisions of the Bill of Human Rights, in particular, by implementing of the special conventions of the International Labor Organization given in the article in the area under consideration. An analysis of the content of the term "decent work", proposed by the International Labor Organization, has been made. Some ILO documents related to the implementation of the main components of decent work were studied. Some issues of creating conditions for decent work for persons with disabilities (persons with special needs) in the Republic of Kazakhstan are considered.The features of the requirements of the ILO Charter on the procedure for implementing the conventions and recommendations of this international organization in countries that have rati ed them (or accepted for consideration, as regards recommendations) are considered, some aspects of the implementation of ILO Convention 175 “On part-time work”, rati ed on April 20, 2022, are analyzed years in the draft Social Code of the Republic of Kazakhstan and the Labor Code of the Republic of Kazakhstan, recommendations were given on the consideration of a number of ILO conventions in the eld of protection of the rights and employment of persons with disabilities for their rati cation.

Текст научной работы на тему «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ КОНВЕНЦИИ МОТ №175 О НЕПОЛНОМ РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА»

УДК 341.1/8; 340.5

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ КОНВЕНЦИИ МОТ №«175 О НЕПОЛНОМ РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА

Абайдельдинов Ербол Мусинович1

Доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева; главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Республика Казахстан, г. Астана; е-таИ. [email protected]

Ергалимова Акбопе Нурмуханбетовна

Докторант кафедры международного права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана; е-таИ: [email protected]

Аннотация. Актуальность данной статьи связана с тем, что в Казахстане, несмотря на достаточно значительный объем правовой, социально-экономической поддержки социально уязвимых слоев населения, вместе с увеличением общего количества населения не уменьшается, и наоборот, увеличивается число лиц с инвалидностью. В статье рассмотрены некоторые вопросы совершенствования национального законодательства Республики Казахстан в сфере обеспечения и защиты прав лиц с инвалидностью, в том числе - разрабатываемого на современном этапе проекта Социального кодекса, а также даны предложения по реализации соответствующих положений Билля о правах человека, в частности, путем имплементации приведенных в статье специальных конвенций Меж-Я дународной Организации Труда в рассматриваемой сфере.

Ч Проведен анализ содержания термина «достойный труд», предложенного Междуна-К родной Организацией Труда. Изучены некоторые документы МОТ, касающиеся реализации ™ основных составляющих достойного труда. Рассмотрены некоторые вопросы создания ^ условий достойного труда для лиц с инвалидностью (лиц с особенными потребностями) в ^ Республике Казахстан.

^ Рассмотрены особенности требований Устава МОТ о порядке исполнения конвенций и Е рекомендаций этой международной организации в ратифицировавших их (или принятых е для рассмотрения, что касается рекомендаций) странах, проанализированы некоторые ^ аспекты имплементации Конвенции 175 МОТ «О работе на условиях неполного рабочего о времени», ратифицированной 20 апреля 2022 года в проект Социального кодекса Республи-8 ки Казахстан и Трудовой кодекс Республики Казахстан, даны рекомендации по рассмотре-с нию ряда конвенций МОТ в области защиты прав и занятости инвалидов на предмет их ^ ратификации.

^ Ключевые слова: ООН, Конституция, права человека, права инвалидов, Международ-^ ная Организация Труда, Социальный кодекс, конвенция, имплементация.

ш

£

Ч О X

о <

т

ь

х

X

ь

ш т

1 Автор для корреспонденции

МУМК1НД1К ШЕКТЕУ1 БАЛАЛАРЫ БАР Ж¥МЫСКЕРЛЕРД1Ц ТОЛЬЩ ЕМЕС Ж¥МЫС КУН1 ТУРАЛЫ ХЕ¥-НЬЩ №175 КОНВЕНЦИЯСЫ НОРМАЛАРЫН КАЗАХСТАН ЗАЦНАМАСЫНА

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯЛАУ

Ербол Мусинулы Абайд1лдинов

Зац гылымдарыныц докторы, Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыщуниверситеттщ халыщаралыщ щущыщ кафедрасыныц профессоры; Казащстан Республикасы Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институтыныц бас гылыми щызметкер1, Казащстан Республикасы, Астана щ.; е-mail: [email protected]

Акбепе Нурмуханбеткызы ЕрFалимова

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыщуниверситеттщ халыщаралыщ щущыщ кафедрасыныц докторанты, Казащстан Республикасы, Астана щаласы; е-mail: [email protected]

Аннотация. Мащаланыц езектшт Казащстанда халыщтыц элеуметтт осал топта-рын щущыщтыщ, элеуметтт-экономикалыщ щолдаудыц айтарлыщтай келемгне щарамастан, елгмгздегг халыщтыц жалпы саныныц есугмен щатар, мYгедек адамдардыц саныныц азай-май, кершнше есугмен байланысты. Мащалада Казащстан Республикасындагы мYмкiндi-г1 шектеулi адамдардыц щущыщтарын щамтамасыз ету мен щоргау саласындагы улттыщ зацнамаларды жетiлдiру, соныц штде, щарастырылып отырган салада щазiргi кезецде даярланып жатщан Элеуметтт кодекстщ жобасына Адам щущыгы женiндегi Билльдщ тиiстi ережелерт, Халыщаралыщ ецбек уйымыныц (будан ары - ХЕ¥) арнайы конвенцияла-рыныц ережелерт имплементациялау жолымен ЖYзеге асыру мэселелерi щарастырылган.

Халыщаралыщ Ецбек уйымы усынган «лайыщты ецбек» терминшц мазмунына талдау жасалды. Лайыщты ецбектщ негiзгi щурамдастарын ЖYзеге асыруга байланысты ХЕ¥-ныц кейбiр щужаттары зерделендi. Казащстан Республикасында мYгедектерге (ерекше щажеттiлiктерi бар адамдарга) лайыщты ецбек ету Yшiн жагдай жасаудыц кейбiр мэсе- q лелерi щаралады. И

ХЕ¥-ныц конвенциялары мен усынымдарын оларды ратификациялаган (немесе усы- s нымдар бойынша щарауга щабылдаган) елдерде орындау тэртiбiнiц ерекшелiктерi щара- q стырылып, 20 сэуiр 2022 жылгы Казащстан Республикасы Элеуметтт кодека жобасында У жэне Казащстан Республикасыныц Ецбек кодекстде ратификацияланган ХЕ¥-ныц «Толыщ 5 емес ецбек уащыты шартына сай жумыс туралы» 175 Конвенциясын имплементациялау- К дыц бiрщатар аспектiлерi сараланып, мYгедектердiц щущыщтарын щоргау жэне жумыспен g щамту саласындагы ХЕ¥-ныц бiрщатар конвенцияларын ратификациялау Yшiн щарау бой- АА ынша усынымдар берiлдi. Е

Тушн сездер: Б¥¥, Конституция, адам щущыгы, мYгедектердiц щущыщтары, Халыщара- С лыщ Ецбек ¥йымы, Элеуметтт кодекс, имплементация. А

5 П А

s

А

Р №

5 7

) 2

IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF ILO CONVENTION NO.175 ON PART-TIME WORK FOR WORKERS WITH CHILDREN WITH DISABILITIES INTO THE LEGISLATION OF KAZAKHSTAN

Yerbol Musinovich Abaideldinov

Doctor of Law, Professor of the Department of International Law of the Eurasian National University named after L.N. Gumilyov; Chief Researcher, Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Republic of Kazakhstan, Astana; e-mail: [email protected]

Akbope Yergalimova

doctoral student of the Department of International Law of the Eurasian National University named after L.N. Gumilyov, Republic of Kazakhstan, Astana; e-mail: [email protected]

Abstract. The relevance of this article is due to the fact that in Kazakhstan, despite a fairly significant amount of legal, socio-economic support for socially vulnerable segments of the population, along with an increase in the total population, the number ofpeople with disabilities does not decrease, and vice versa. The article discusses some issues of improving the national legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of ensuring and protecting the rights of persons with disabilities, including the draft Social Code being developed at the present stage, as well as proposals for the implementation of the relevant provisions of the Bill of Human Rights, in particular, by implementing of the special conventions of the International Labor Organization given in the article in the area under consideration.

An analysis of the content of the term "decent work", proposed by the International Labor Organization, has been made. Some ILO documents related to the implementation of the main components of decent work were studied. Some issues of creating conditions for decent work for persons with disabilities (persons with special needs) in the Republic of Kazakhstan are

0 considered.

in

& The features of the requirements of the ILO Charter on the procedure for implementing the

^ conventions and recommendations of this international organization in countries that have ratified

1 them (or acceptedfor consideration, as regards recommendations) are considered, some aspects El of the implementation of ILO Convention 175 "On part-time work", ratified on April 20, 2022, i are analyzed years in the draft Social Code of the Republic of Kazakhstan and the Labor Code < of the Republic of Kazakhstan, recommendations were given on the consideration of a number of o ILO conventions in the field ofprotection of the rights and employment ofpersons with disabilities | for their ratification.

Keywords: UN, Constitution, human rights, rights of persons with disabilities, International

о

g Labor Organization, Social Code, convention, implementation.

DOI: 10.52026/2788-5291 2023 73 2 148

< m

Ь Введение нашей страны имеет инвалидность, в каждой ш Обеспечение и защита прав лиц с инва- девятой семье (из 6,3 млн семей Казахстана) лидностью в любой стране мира, в том чис- живет инвалид. Причем эти цифры возрас-х ле и в Казахстане, является обязанностью и тают по мере увеличения населения страны. § заботой не только семьи, но и государства, Инвалиды (или «люди с особенными по™ гражданского общества, бизнеса. В Респу- требностями», «особенные люди») практи-^ блике Казахстан (далее - РК) на 5 декабря чески в течение всей своей жизни на многих гЕ 2022 года, по сообщению Министра труда и уровнях испытывают различные трудности, не социальной защиты населения РК, на более по большей мере связанные с проблемами * чем 19 миллионов населения страны имеет- общения и передвижения, лечения и соци-зс ся 705 тысяч лиц с инвалидностью, 45% ко- ального обеспечения, доступа к обучению lu торых проживают в сельской местности [1]. в дошкольных учреждениях, школах, цен-Другими словами, каждый 27-ой гражданин трах общего развития (музыкальные школы,

кружки, секции), посещению поликлиник, административных зданий и культурных учреждений и т.д. Если в городской местности эти вопросы в той или иной степени находят свое решение, то для почти половины лиц с инвалидностью, проживающих в сельской местности, трудности многократно возрастают. Все это требует комплексного решения вопросов выстраивания эффективного государственного управления, развития регионов, социально-экономических преобразований, правовой защищенности человека и многого другого, на что и направлена деятельность государства, провозгласившего построение «Нового Казахстана» [2].

Одним из ключевых аспектов обеспечения и защиты прав инвалидов является решение вопросов трудоустройства, создания необходимых условий труда, достойной заработной платы, а также предоставления различного рода социальной поддержки для лиц с инвалидностью, членам их семей, которые ухаживают за инвалидами - близкими родственниками, и иными нуждающимися в помощи нашими согражданами.

Многие вопросы данной сферы находят свое разрешение в разрабатываемом проекте Социального кодекса, который в начале декабря 2022 года был презентован в Мажи-лисе Парламента. Проект Социального кодекса, размещенный на официальном сайте электронного правительства2 , уже оказывает впечатление масштабного, действительно новаторского документа, который, при дальнейшем его обсуждении и прохождении всех последующих этапов законопроектной работы, рассмотрения его в обеих палатах Парламента, безусловно, претерпит определенные изменения. На этом этапе обсуждения и доработки проекта кодекса в данной статье представлены предложения по его совершенствованию, еще большему соответствию номам международного права, и это связано с рассмотрением вопросов ратификации Казахстаном в настоящем или будущем некоторых конвенций Международной Организации Труда (далее - МОТ) по ряду аспектов обеспечения и защиты прав инвалидов и их имплементации в национальное

право страны.

Методы и материалы

Материалами для исследования послужили проект Социального кодекса и ряд действующих нормативных правовых актов Республики Казахстан, документы, составляющие международный Билль о правах человека; конвенции Международной Организации Труда, относящиеся к теме статьи, официальные данные государственных органов Казахстана, труды отечественных и зарубежных ученых. В качестве методов исследования применены диалектический метод познания, сравнительно-сопоставительный, эвристический и иные методы научного исследования.

Обсуждение и результаты

В ряде документов Организации Объединенных Наций (далее - ООН) последовательно подчеркивается принцип неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Причем особо отмечается, что всеобщий характер прав человека предполагает, что они будут осуществляться для всех, «включая игнорируемые или отчуждаемые группы или группы риска, особенно детей, молодежь, престарелых, женщин, меньшинства, коренные народы, беженцев, лиц, перемещенных внутри страны, мигрантов, иммигрантов, инвалидов и др.»3 . Реализация данного принципа прослеживается на практике деятельности ООН сразу после ее создания. Так, в Уставе ООН, в качестве одной из основных целей указывалось «поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех...»4 . Как известно, в развитие этого положения 10 декабря 1948 г была принята Всеобщая декларация прав человека5 , за которой последовал ряд крупных международных документов в сфере прав человека: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенция о пра-

2 Социальный кодекс Республики Казахстан (Проект) // https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14202768 (обращение 19 декабря 2022 г.).

3 Декларация и Программа действий Форума тысячелетия «Мы, народы:укрепление Организации Объединенных Наций вXXIвеке». Принятые Форумом тысячелетия, Нью-Йорк, 22-26мая 2000 года//https://www.un.org/ru/documents/ declconv/declarations/forumdec_decd.shtml (Обращение 16 декабря 2022 г.).

4 Устав Организации Объединенных Наций // http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (Обращение 16 декабря 2022 г.).

5 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года //http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (Обращение 10 декабря 2022 г.).

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А го О го О

X

е о

2 А

П.

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

вах ребенка 1989 года, Конвенция о правах инвалидов 2006 года и другие.

Заданные Всеобщей декларацией прав человека направления обеспечения и защиты прав человека последовательно реализуются в качестве обязательных в этих и иных более поздно принятых международно-правовых документах по конкретным сферам общественных отношений. Например, в статье 22 Всеобщей декларации прав человека провозглашены права каждого человека «на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях...». Более полно данное положение изложено в ст. 2 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в которой указано, что каждое государство обеспечивает постепенное (курсив здесь и далее - авторов статьи) полное осуществление признаваемых в Пакте прав, в том числе перечисленных в статье 11 этого документа: право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни 6. Эта норма закрепляет положение Всеобщей декларации прав человека о том, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

Постепенность реализации прав человека, установленная международно-правовыми актами, характерна и для Республики Казахстан. Так, в отличие от ряда постсоветских государств, закрепивших в своих основных законах положение о том, что они уже являются правовыми, социальными государствами, Казахстан, в соответствии со статьей 1 Конституции страны, только утверждает себя «демократическим, светским, правовым и социальным государством». Как пояснил Конституционный

Совет РК, «оборот «утверждает себя» подчеркивает поступательность развития Казахстана как социального государства, придает характер необратимости и направленности процессу социализации»7 .

Процесс неуклонного экономического, правового, социального развития Казахстана со времени обретения им независимости показывает, что в нашем государстве постепенно создаются все более полные условия для обеспеченной жизни граждан. На современном этапе продолжена государственная политика в сфере трудовых и социальных отношений, направленных на защиту прав граждан, и, что особенно важно, на защиту наиболее уязвимых групп населения. Именно это направление деятельности государства и было подчеркнуто в выступлении Президента Казахстана К.-Ж. Токаева 27 марта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 г.: «Курс на социально справедливое государство будет продолжен» [3]. В целях реализации данного положения 1 сентября

2020 г. Президент дал поручение Правительству начать разработку нового нормативного правового акта - Социального кодекса, указав на то, что данная сфера «регулируется 17 законами и десятками подзаконных актов. Это привело к сложности и разрозненности регулирования. Результат - размытость ответственности государства, непонимание гражданами собственных прав» [4]. Таким образом, задача создаваемого кодекса - быть максимально понятным для населения, полным по охвату общественных отношений в данной сфере, удобным и эффективным при его применении на практике.

В целях решения столь сложной задачи для разработки Концепции Социального кодекса была создана рабочая группа с участием более 100 экспертов по разным направлениям социальной сферы, включая депутатов Парламента РК, центральных государственных органов, неправительственных организаций, общественных советов, а также инициативных граждан8 . Обращает на себя внимание, что в проекте Социального кодекса Особенную часть открывает Глава 9. Социальная поддержка лиц (семей), имеющим детей, что демонстрирует повышенное внимание законодателя к вопросам семьи и дет-

6 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactpol.shtml (Обращение 20 декабря 2022 г.).

7 Об официальном толковании пункта 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 21 декабря 2001 года №18 // http://www.constcouncil.kz/rus/ resheniya/?cid=11&rid=126 (Обращение 27марта 2019 г.).

8 По поручению Президента РК разрабатывается проект концепции Социального кодекса // https://www.gov.kz/ memleket/entities/enbek/press/news/details/196434?lang=ru (обращение 4 мая 2021 г.).

ства, к этим традиционным и вечным ценностям нашего общества. Глава 13 посвящена социальной защите лиц с инвалидностью и является одной из сложных по своей структуре, которая представлена 35 статьями, вошедшими в 8 параграфов. Это объясняется тем, что вопросам социальной защиты инвалидов в нашей стране посвящен ряд законов, которые вместе с соответствующими подзаконными актами стали основой для создания в новом кодексе столь объемной главы. Статьи данной главы внутренне связаны со всем остальным содержанием кодекса, т.к. социальная поддержка тех или иных групп, слоев населения, безусловно, сказывается на благополучии конкретного гражданина, семьи, в том числе инвалида или человека, относящегося к иным уязвимым слоям населения.

Основной этап трудовой и общественной активности человека реализуется в период с начала его деятельности после завершения обучения в школе, получения соответствующей профессиональной подготовки в вузе, ином учебном заведении или на предприятии и до выхода на пенсию. Это важный период жизни человека, во время которого государством и обществом должны быть созданы соответствующие условия для реализации в полной мере одного из его основных естественных прав - права на достойный труд.

Именно это понятие - «достойный труд» -сформулировал в конце 1990-х годов Генеральный директор Международной организации руда (МОТ) Хуан Сомавия, обозначив главной целью этой организации создание возможности достойного и производительного труда для мужчин и женщин. Несколько позже, в «Концепции достойного труда

МОТ» данное понятие было расширено и стало включать многие аспекты, связанные с трудовой деятельностью: безопасность условий труда, достойное вознаграждение, социальные гарантии и социальную защиту для семей, возможности для индивидуального роста, свободу выражения мнений, объединений, охрану труда, социальную защиту в случае заболевания, инвалидности, старости и др. В документе было отмечено, что «достойный труд должен занять центральное место в разработке экономической и социальной политики на глобальном, национальном и местном уровне»9 .

Вопросам международно-правового обеспечения «достойного труда» и социального обеспечения посвящено порядка 200 конвенций МОТ и такого же количества рекомендаций. Казахстан, как член МОТ, обязан придерживаться при проведении своей внутренней политики главных целей этой старейшей международной организации. Наша страна ратифицировала 25 Конвенций МОТ 10, в том числе - все (8) основополагающих, а также все (4) приоритетные конвенции, в которых закреплены основные принципы правового регулирования общественных отношений в сфере труда.

Это один их самых скромных показателей из всех стран постсоветского пространства. Для сравнения: Российская Федерация ратифицировала 77 конвенций МОТ11 , Кыргызстан - 5312 , Беларусь - 5113 , Таджикистан - 5014 , Армения - 2915 , Узбекистан - 1916 , Туркменистан - 1117 .

Тем не менее, Казахстан продвигается по пути выстраивания более полного обеспечения и защиты прав трудящихся, в том числе и уязвимых слоев населения страны, что в своих работах подчеркивали видные уче-

9 Организатору проведения Всемирного дня охраны труда. Методические рекомендации и информационные материалы // https://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—ro-geneva/—sro-moscow/documents/genericdocument/ wcms_312020.pdf (Обращение 29 декабря 2022 г.).

10 Ratifications for Kazakhstan //https://www. ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11200:0::N0:11200:P11200_C0UNTRY_ ID:103542 (обращение 19 декабря 2022 г.).

11 Ratifications for Russian Federation // https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11200:0::N0:11200:P11200_ C0UNTRY_ID:102884 (обращение 19 декабря 2022 г.).

12 Национальные и международные нормы труда // https://emgek.kg/tpost/oh17ocasgr-natsionalnie-i-mezhdunarodnie-normi-trud (обращение 19 декабря 2022 г.)

13 Ratifications for Belarus // https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11200:0::N0:11200:P11200_C0UNTRY_ ID:103154 (обращение 19 декабря 2022 г.).

14 Ratifications for Tajikistan // https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11200:0::N0:11200:P11200_C0UNTRY_ ID:103547 (обращение 19 декабря 2022 г.).

15 Ratifications for Armenia // https://www.ilo.org/dyn/normlex/enf?p=N0RMLEXPUB:11200:0::N0::P11200_ C0UNTRY_ID:102540 (обращение 10 января 2023 г.).

16 Ratifications for Uzbekistan// https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11200:0::N0:11200:P11200_C0UNTRY_ ID:103538 (обращение 10 января 2023 г.).

17 Ratifications for Turkmenistan // https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=1000:11200:0::N0:11200:P11200_ C0UNTRY_ID:103551 (обращение 10 января 2023 г.).

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

ные, специалисты в сфере трудового права А.М. Нурмагамбетов18 , Е.Н. Нургалиева19 . Продолжается процесс совершенствования законодательства, в том числе и путем им-плементации норм новых ратифицированных конвенций МОТ. Так, 25 мая 2023 года вступит в силу ратифицированная 20 апреля 2022 года Конвенция 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени». В статье 9 этого документа среди мер, облегчающих доступ к производительной и свободно избранной работе на условиях неполного рабочего времени, указана необходимость обратить особое внимание «к нуждам и пожеланиям отдельных групп, таких как безработные, трудящиеся с семейными обязанностями, пожилые трудящиеся, трудящиеся - инвалиды...»20 . Обратим внимание, что данное положение не полностью учтено в п. 4 статьи 104 проекта Социального кодекса, поэтому мы предлагаем свою редакцию этого пункта:

жет являться основанием для установления работнику режима неполного рабочего вре-мени»21 . В постсоветских странах по-разному регулируется вопрос предоставления права на работу с неполным рабочим временем одному из родителей (усыновителей, удочерителей), воспитывающих детей с инвалидностью. Так, частичное соответствие национального законодательства анализируемой норме Конвенции №175 МОТ мы наблюдаем и в Республике Беларусь. В соответствии со статьей 289 Трудового кодекса Белоруссии наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю для ряда работников, в том числе по просьбе женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет22 . Как видим, здесь не учтены потребности родителей, воспитывающих детей-инвалидов до достижения ими совершеннолетия.

Статья 93 Трудового кодекса Российской Федерации, на наш взгляд, имеет полное

П. 4 статьи 104 проекта Социального кодекса

Наш вариант

Пояснение

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

сп <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

4. Для лица с инвалидностью, подходящей считается работа, при условии обеспечения к ней доступа, с учетом степени ограничений его жизнедеятельности, а для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до трех лет - в режиме гибкого и неполного рабочего времени.

4. Для лица с инвалидностью, подходящей считается работа, при условии обеспечения к ней доступа, с учетом степени ограничений его жизнедеятельности, а для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до трех лет, а также для одного из родителей (усыновителя, удочерителя), воспитывающего детей с инвалидностью - в режиме гибкого и неполного рабочего времени.

Наша редакция пункта 4 позволит включить одного из родителей (усыновителя, удочерителя), воспитывающего ребенка/детей с инвалидностью в число лиц, имеющих право на работу с неполным рабочим временем, что соответствует ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ №175.

С этих позиций, на наш взгляд, с момента ратификации Конвенции №175 считаем потерявшей актуальность пояснение Министра труда и социальной защиты населения РК о том, что в соответствии с п. 3 статьи 70 Трудового кодекса Республики Казахстан «справка об инвалидности ребенка, не мо-

соответствие анализируемым нормам Конвенции МОТ №175: «Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекунFа, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнFадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восем-

18 Нурмагамбетов А.М. Статья 24. Конституция Республики Казахстан. Научно-практический комментарий. -Астана: 2018. - 640 с. (С. 190-212).

19 Нургалиева Е.Н. Практические вопросы применения норм Трудового кодекса Республики Казахстан //Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2013 - № 1-2 (29-30) 2013 г., с. 62-65.

20 О ратификации Конвенции о работе на условиях неполного рабочего времени (Конвенция 175). Закон Республики Казахстан от 20 апреля 2022 года № 115-VIIЗРК//https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000115 (обращение 19 декабря 2022 г.).

21 Может ли работодатель на основании справки об инвалидности ребенка установить режим неполного рабочего времени работнику, осуществляющему уход за больным ребенком? // https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/736165 Источник cdb.kz: https://cdb.kz/sistema/pravovaya-baza/mozhet-li-rabotodatel-na-osnovanii-spravki-ob-invalidnosti-rebenka-ustanovit-rezhim-nepolnogo-raboch/ (обращение 19 декабря 2022 г.).

22 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года // https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30414859&pos=6;-106#pos=6;-106 (Обращение 18 февраля 2023 г.).

надцати лет).. ,»23 . Аналогичная этой статье по своему содержанию статья 93 Трудового кодекса Кыргызстана также обязует работодателя «устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка с ограниченными возможностями здоровья -до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением»24 .

В соответствии с вышеизложенным, в пункт 3 статьи 70 Трудового кодекса РК, во исполнение Конвенции 175, будет логично включить положение о возможности неполного рабочего времени работникам, имеющим детей с инвалидностью и работникам, осуществляющим уход за лицом с инвалидностью:

одновременно - основанием для обращения в суд в случае отказа в этом работодателя. На сегодня для граждан более актуальными являются другие спорные ситуации, возникающие в процессе трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношений, по которым они и обращаются в суды. Об этом свидетельствует Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года, в котором даны разъяснения по результатам обобщения судебной практики применения судами норм трудового законодательства25 . Аналогичная картина наблюдается в обобщении Верховным Судом Российской Федерации практики рассмотрения судами в 2018-2021 годах дел по спорам, связанным с заключением трудового договора26 .

Остальные 164 не ратифицированные РК конвенции МОТ имеют различную те-

П. 3 статьи 70 Трудового кодекса РК

Наш вариант

Пояснение

3. Работодатель по письменному заявлению беременной женщины, одного из родителей (усыновителя, удочерителя), имеющего ребенка (детей) в возрасте до трех лет, а также работника, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, обязан установить им режим неполного рабочего времени.

3. Работодатель по письменному заявлению беременной женщины, одного из родителей (усыновителя, удочерителя), имеющего ребенка (детей) в возрасте до трех лет, а также одного из родителей (усыновителя, удочерителя), имеющего ребенка/детей с инвалидностью до достижения им/ими совершеннолетия; работника, осуществляющего уход за лицом с инвалидностью или больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, обязан установить им режим неполного рабочего времени.

Наш вариант редакции пункта 3 позволит привести данную норму Трудового кодекса РК в соответствие с ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ №175.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А

СП

О

СП

О

X

е о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 А

С

Наша формулировка, в случае ее принятия, дает правовые основания для установления работодателем режима неполного рабочего времени для лиц, указанных в п.3 статьи 70 по их письменному заявлению и,

матику, среди которых имеются конвенции, напрямую касающиеся формирования национальной политики в области защиты прав и занятости инвалидов, целесообразность ратификации и вопросы имплементации ко-

23 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ЬАШ_34683/ (Обращение 18 февраля 2023 г.).

24 Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 года // https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30296269 (Обращение 18 февраля 2023 г.).

25 О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 9 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/ P170000009S (Обращение 18 февраля 2023 г.).

26 Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 апреля 2022 г. // http://supcourt.ru/documents/thematics/31088/ (Обращение 18 февраля 2023 г.).

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

т

1

х

ь

торых, в условиях проводимых в стране реформ, не вызывают сомнений.

Среди них можно назвать следующие:

- Конвенция о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (128)27 от 29 июня 1967 года, которая создана на основе пересмотренных ранее принятых в 1930-х годах Конвенций МОТ № 36 об обязательном страховании по старости трудящихся в сельском хозяйстве (Женева, 8 июня 1933 года); № 35 об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги (Женева, 8 июня 1933 года); №37 об обязательном страховании по инвалидности работников промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также надомных работников и домашней прислуги 18 июля 1937 года и др.;

- Конвенция № 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения28 , принятая на основе пересмотренной Конвенции № 48 об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи (Женева, 4 июня 1935 г.);

- Конвенция 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов от 20 июня 1983 года29 и некоторые другие.

Каждая из вышеуказанных конвенций требует своего отдельного анализа, что является предметом исследования других статей. Здесь надо отметить, что в соответствии с п. 5 статьи 19 Устава МОТ, каждая конвенция посылается всем членам Организации для ратификации; все члены Организации обязуются в течение года с момента закрытия сессии Конференции, но не позднее 18 месяцев с момента закрытия сессии Конференции, представить конвенцию на рассмотрение властей, в компетенцию которых входит этот вопрос, для принятия соответствующего закона или для принятия мер другого порядка.

Все члены Организации должны инфор-

мировать Генерального директора Международного бюро труда о представлении конвенции компетентной власти и о принятых властью решениях о ратификации конвенции.

Даже если конвенция не ратифицируется, государство все равно несет обязательства сообщать Генеральному директору Международного бюро труда о состоянии законодательства и существующей практике в его стране по вопросам, которых касается конвенция, о том, какие меры были приняты или намечены для придания силы любым положениям конвенции путем принятия законодательных или административных мер, коллективных договоров или любым другим путем, и о тех обстоятельствах, которые препятствуют ратификации конвенции или задерживают ее.

Аналогичные меры предусмотрены в отношении принятых МОТ рекомендаций. В отличие от конвенций, рекомендация не ратифицируется государствами, она сообщается всем членам Организации для рассмотрения ее с целью придания ей силы путем принятия закона или другими путями. Т.е., фактически и ратифицированные, и нера-тифицированные международные конвенции, а также рекомендации, принятые МОТ, предполагают от государств-членов принятия определенных мер по их исполнению.

Заключение

Казахстан последовательно проводит политику экономического и социального развития, все большей защищенности населения, его уязвимых слоев. Правовой основой для этих процессов является совершенствование национального законодательства в соответствии с нормами международного права. Некоторые аспекты влияния международного права на совершенствование национального законодательства рассмотрены нами на примере возможности имплементации норм Конвенции МОТ №175 о неполном рабочем времени для работников, имеющих детей с инвалидностью, в проект Социального кодекса РК, презентация которого в конце 2022 года прошла в Парламенте страны, а

27 Конвенция о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (128) //https://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c128_ru.pdf (обращение 11 января 2023 г.).

28 Конвенция Международной Организации Труда № 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения от 21 июня 1982 года // http://cbd.min¡ust.gov.kg/act/view/ru-ru/17711?cl=ru-ru (обращение 11 января 2023 г.).

29 Конвенция 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов от 20 июня 1983 года // https://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c159_ru.htm (обращение 11 января 2023 г.).

также в п.3 статьи 70 Трудового кодекса РК. Эти конкретные, практикоориентирован-ные предложения разработаны в качестве вклада научных сотрудников Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан в законопроектную деятельность на всех ее стадиях (разработка проекта закона, обсуждение проектов законов, экспертиза проектов законодательных актов) [5].

Ратификация международных договоров, в том числе конвенций Международной организации труда, обязывает государство совершенствовать свое национальное законодательство, направленное на обеспечение достойного уровня трудовой занятости и социальной защищенности нашего народа, который, в соответствии с п. 1. статьи 3 Кон-

ституции Республики Казахстан является «единственным источником государственной власти», делегировавшим, в соответствии с п. 2 цитируемой статьи «осуществление своей власти государственным органам». В соответствии с этими конституционными положениями специалистам и законодателю необходимо обратить особое внимание на документы, принимаемые этой международной организацией, тщательно изучать их на предмет совершенствования национального права, имплементировать нормы ратифицированных международно-правовых актов и ставить на утрату устаревшие нормативные правовые акты - независимо от факта ратификации, но исключительно исходя из современных задач построения справедливого государства и общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Казацстан Республикасыныц Элеуметтт кодекс жобасыныц нег1зг1 багыттары туралы» тацырыбында Казахстан Республикасыныц Ецбек жэне халыцты элеуметтт цоргау министр1 Т.Б. ДYйсеновамен Yкiмеm сагаты 2022 жылгы 5 желтоцсан. Стенограмма //http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/government-hour (Обращение 20 декабря 2022 г.).

2. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». 16 марта 2022 года // https://www.akorda. kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1623953 (Обращение 16 декабря 2022 г.). Е

3. Выступление Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на совещании с Н участием акимов областей, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента 27 марта 2019 К // http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/ Н vystuplenie-prezidenta-kazahstana-kasym-zhomarta-tokaeva-na-soveshchanii-s-uchastiem- И akimov-oblastei-gorodov-nur-sultana-almaty-i-shymkenta (Обращение 28 марта 2019 г.). у

4. Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казах- > стана // http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/akorda_other_events/glava-gosudarstva- К kasym-zhomart-tokaev-vystupil-s-poslaniem-narodu-kazahstana-1 (Обращение 4 сентября Н 2020 г.). А

5. Сарпеков Р.К. Роль научного сообщества в законопроектной деятельности государственных органов Республики Казахстан // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. научно-правовой журнал №4 (71)-2022. -С. 13-19.

сг

В

СП А

REFERENCES О

го О

1. «Kazav¡stan Respublikasynyц dleumettik kodeksi zhobasynyц negizgi bazyttary turaly» И ta^rybynda Kaza^stan Respublikasynyц E^ek zhane haly^ty aleumettik цorzau ministri T.B. ф Dyjsenovamen Ykimet sazaty 2022 zhylzy 5 zhelto^an. Stenogramma//http://www.parlam.kz/ru/ М mazhilis/government-hour (Obrashchenie 20 dekabrya 2022 g.). Ц

2. Poslanie Glavy gosudarstva Kasym-ZHomarta Tokaeva narodu Kazahstana «Novyj 1 Kazahstan: put' obnovleniya i modernizacii». 16 marta 2022 goda // https://www.akorda. 1 kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1623953 1 (Obrashchenie 16 dekabrya 2022 g.). 7

3. Vystuplenie Prezidenta Kazahstana Kasym-ZHomarta Tokaeva na soveshchanii s — uchastiem akimov oblastej, gorodov Nur-Sultana, Almaty i SHymkenta 27 marta 2019 // http:// 2 www. akorda. kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie- ы

prezidenta-kazahstana-kasym-zhomarta-tokaeva-na-soveshchanii-s-uchastiem-akimov-oblastei-gorodov-nur-sultana-almaty-i-shymkenta (Obrashchenie 28 marta 2019 g.).

4. Glava gosudarstva Kasym-ZHomart Tokaev vystupil s Poslaniem narodu Kazahstana // http://www. akorda.kz/ru/events/akorda_news/akorda_other_events/glava-gosudarstva-kasym-zhomart-tokaev-vystupil-s-poslaniem-narodu-kazahstana-1 (Obrashchenie 4 sentyabrya 2020 g.).

5. Sarpekov R.K. Rol' nauchnogo soobshchestva v zakonoproektnoj deyatel'nosti gosudarstvennyh organov Respubliki Kazahstan // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. nauchno-pravovoj zhurnal №4 (71)-2022. - S. 13-19.

CL

< z

CL

O

e

X

o

m O

m <

ZQAI

< m

ь

-Q

с;

ш

tí q

о

X

о <

СП

X

ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.