Научная статья на тему 'ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ(КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА)'

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ(КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / НАДЛЕЖАЩЕЕ И ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПОЛИТИКИ И ПРОТОКОЛЫ КОМПЛАЕНС-СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Сергей Геннадьевич, Бараковских Светлана Анатольевна, Юлчурин Салават Азатович, Кабрильо Андрес Себальос

В статье высказываются предложения по совершенствованию воспитательной системы в образовательных организациях и формированию основ корпоративной культуры. Анализируется опыт успешного применения технологий международной предпринимательской деятельности - системы комплаенса и внутреннего аудита. Обсуждаются методология предупреждения девиаций и нарушений законодательства, следование корпоративным стандартам и внутренним кодексам поведения в организации. Выделяется два типа обязательств, которые должна выполнять организация: обязательные нормы, т. е. закон, и добровольные обязательства в виде следования отраслевому кодексу либо внутренним правилам, которые сформировались в корпоративной среде. Рассматриваются методы комплаенс-системы образовательной организации, которые включают в себя административно-правовые средства воздействия в виде убеждения, принуждения и поощрения обучающихся. В основу методологии комплаенс-системы образовательной организации предлагается заложить четыре уровня реализации: ознакомление абитуриентов с ценностями вуза; формирование навыка надлежащего поведения и соблюдения студентами основ комплаенса вуза; мониторинг соблюдения обучающимися требований надлежащего поведения в рамках комплаенс-системы вуза; обеспечение обратной связи и возможная коррекция комплаенс-системы. Также выделяются основные компоненты данной системы (политики и протоколы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL BUSINESS TECHNOLOGIES IN MODERN LEGAL EDUCATION (COMPLIANCE SYSTEM)

In the paper, proposals are made to improve the educational system of educational organizations and to form the foundations of the corporate culture. The problem of improving the quality of higher education is reinforced by deontological requirements, corporate and ethical norms in future professional activities. The successful implementation of technologies used in international entrepreneurship (compliance system and internal audit) is analyzed. The methodology for preventing deviations and violations of the law, adherence to corporate standards and internal codes of conduct in the organization is discussed. There are two types of obligations that the organization must fulfill: mandatory rules, i. e. law, and voluntary obligations in the form of compliance with an industry code or internal rules that have been formed in the corporate environment (e. g., one’s own code of professional ethics). The methods of the educational organization compliance system, which include administrative and legal means of influence in the form of persuasion, coercion and encouragement of the students, are discussed. The methodology of compliance system of the educational organization can be based on four levels of implementation: enlightening the applicants with the values of the educational organization; the formation of the skill of proper behavior and compliance; monitoring students’ compliance with the requirements of appropriate behavior; providing feedback and possible correction of the compliance system. The main components of this system (policies and protocols) are also highlighted

Текст научной работы на тему «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ(КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА)»

С. Г. Сидоров

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

С. А. Бараковских

Уральский юридический институт МВД России (Екатеринбург)

С. А. Юлчурин, А. С. Кабрильо

Zamora & Abogados (Сантандер, Испания)

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА)

В статье высказываются предложения по совершенствованию воспитательной системы в образовательных организациях и формированию основ корпоративной культуры. Анализируется опыт успешного применения технологий международной предпринимательской деятельности - системы комплаенса и внутреннего аудита. Обсуждаются методология предупреждения девиаций и нарушений законодательства, следование корпоративным стандартам и внутренним кодексам поведения в организации. Выделяется два типа обязательств, которые должна выполнять организация: обязательные нормы, т. е. закон, и добровольные обязательства в виде следования отраслевому кодексу либо внутренним правилам, которые сформировались в корпоративной среде.

Рассматриваются методы комплаенс-системы образовательной организации, которые включают в себя административно-правовые средства воздействия в виде убеждения, принуждения и поощрения обучающихся. В основу методологии комплаенс-системы образовательной организации предлагается заложить четыре уровня реализации: ознакомление абитуриентов с ценностями вуза; формирование навыка надлежащего поведения и соблюдения студентами основ комплаенса вуза; мониторинг соблюдения обучающимися требований надлежащего поведения в рамках комплаенс-системы вуза; обеспечение обратной связи и возможная коррекция комплаенс-системы. Также выделяются основные компоненты данной системы (политики и протоколы).

Ключевые слова: комплаенс-система, образовательная организация, воспитание, надлежащее и правомерное поведение обучающихся, политики и протоколы комплаенс-системы образовательной организации

Для цитирования

Сидоров С. Г., Бараковских С. А., Юлчурин С. А., Кабрильо А. С. Имплементация международных бизнес-технологий в современном юридическом образовании (компла-енс-система) // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 2. С. 70-77. DOI: 10.34076/2410_2709_2021_2_70.

УДК 378.1, 37.075 DOI: 10.34076/2410_2709_2021_2_70

В современных условиях приходится констатировать, что растет количество деяний антиобщественной направленности, совершенных молодыми людьми в возрасте до

21 года. Несмотря на активную деятельность политических и общественных институтов в молодежной среде понятие суверенности страны, традиционные духовно-нрав-

ственные ценности, исторически знаковые события и социокультурные традиции как главные смыслы национального бытия девальвируются. Воспитательные меры по профилактике девиации поведения молодых людей силами образовательной организации не теряют актуальности, поскольку напрямую касаются судьбы не только подрастающего поколения, но и всей нашей страны.

Значимость воспитания молодежи, приоритет стабильности и процветания нашего государства подтверждаются внесением изменений в конституционное законодательство и Федеральный закон «Об образовании». Устанавливается приоритет осуществления плановой и целенаправленной воспитательной деятельности в образовательной организации, формирования патриотичной и ответственной личности на основе исторических и национально-культурных традиций, принятых в нашем обществе, а также многовековых правил и норм поведения в интересах гражданина, семьи, общества и государства.

Проблематика качества высшего образования усиливается этическими требованиями в будущей профессиональной деятельности. Деонтологические кодексы поведения обусловливают аккуратность поведения в ситуации конфликта интересов, непримиримость к нарушению закона и нивелирование возможности коррупционных проявлений.

Богатая практика работы воспитательных систем образовательных организаций требует своего дальнейшего развития и совершенствования, в том числе с использованием эффективных технологий международной предпринимательской деятельности.

Имплементация основных положений комплаенс-системы, используемых в бизнесе, в деятельность образовательных организаций может дать новый импульс формированию надлежащего и правомерного поведения обучающихся [Батаева, Черепанова 2017: 30-31; Керимов 2014: 42; Бага1ауа, Бага1ауа, Б'Боига 2019: 53-54].

На наш взгляд, интересен опыт Королевства Испании. Практика комплаенса в этой стране была внедрена несколько десятилетий назад в двух широко регулируемых секторах - финансовом и фармацевтическом. После вступления в силу Органического закона от 22 июня 2010 г. № 5/2010 о реформе Уголовного кодекса в Испании была закре-

плена уголовная ответственность юридических лиц.

Позже, с новой реформой от 1 июля 2015 г. и циркуляром Генерального прокурора № 1/2016, приоритет был отдан организационным функциям по управлению различными рисками.

Комплаенс - ключевой фактор надлежащего управления организацией. Необходимо подчеркнуть, что практика корпоративного управления и соблюдение юридическими лицами нормативных требований идут рука об руку [Ly, Maggi 2015: 209-211; Melero, Melero-Fuentes, Rodríguez-Gairín 2018: 858-856]. Система корпоративного управления в Испании вытекает из «кодексов и всеобъемлющих отчетов - рекомендаций», которые выступают неотъемлемой частью испанской правовой системы.

При этом стоит подчеркнуть, что одной из проблем комплаенса являются формирование и контроль надлежащей поведенческой матрицы. В этом смысле технология реализации комплаенса играет решающую роль как инструмент управления рисками, создания матриц надлежащего поведения, инструмент подбора средств контроля в картах рисков, следовательно в целом она обеспечивает эффективность комплаенс-менеджмента в организациях.

В рамках нормативной базы комплаенса следует учитывать не только правовые нормы, такие как законы и иные акты, но и внутреннюю политику, обязательства перед клиентами, поставщиками или третьими лицами и особенно этические кодексы, которые установила компания (поскольку есть много случаев, когда действие может быть законным, но не этичным). Именно в подобных ситуациях работодатели и администраторы должны очень четко представлять себе свои обязанности в отношении законодательства, которое применяется к их организации, особенно после реформы Уголовного кодекса Испании в 2015 г.

В настоящее время компании должны выполнять обязательства двух типов:

обязательные нормы. Это законы и практика их регулирования, судебные мандаты и в конечном счете те требования, которые устанавливаются государством;

добровольные обязательства. Это отраслевые кодексы или внутренние кодексы надлежащей практики, созданные ассоциацией,

к которой присоединилась компания, а также ее собственный кодекс этики или поведения.

Современная функция комплаенса обязывает нас соблюдать и то, и другое. Несоблюдение одного обязательства столь же серьезно, как и несоблюдение другого, поскольку оба касаются организации (нет смысла соблюдать закон, но не соблюдать собственные принципы и ценности). Иными словами, формальное следование требованиям закона не всегда является этичным.

На наш взгляд, существует пять блоков действий в исследуемой сфере:

1) идентификация: риски, с которыми сталкивается компания, должны быть идентифицированы с учетом их серьезности и воздействия, а также вероятности их возникновения;

2) предупреждение: необходимо разработать и внедрить процедуры контроля, защищающие компанию.

3) мониторинг и выявление: нужно контролировать эффективность внедренных средств контроля, информируя руководство о подверженности компании рискам и периодически проводя аудит;

4) решение: если несмотря ни на что возникает проблема в соблюдении требований, необходимо приложить усилия для ее решения;

5) совет: руководители и работники должны получать достаточную и достоверную информацию для выполнения своей работы в соответствии с действующими нормативными актами.

Резюмируя опыт Испании, мы должны сказать, что, несмотря на короткий период соблюдения рассмотренных выше требований, в стране был разработан важный свод законов, который будет совершенствоваться в ближайшие годы.

В Российской Федерации система ком-плаенса, внутреннего аудита в предпринимательской деятельности находит, на наш взгляд, реализацию в основных положениях Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в новеллах Федерального закона от 1 марта 2020 г. № ЗЗ-ФЗ «О защите конкуренции», который вводит новое определение понятия антимонопольного комплаенса, а также основные требования к нему.

Сегодня могут возникнуть риски и угрозы для репутации как коммерческой, так и бюджетной или некоммерческой организации. Подобные проблемы совсем не чужды системе высшего образования, поскольку репутация вуза становится одним из показателей эффективности его деятельности [Лаврищева 2017: 1473-1476]. По нашему мнению, ком-плаенс-деятельность в университете имеет приоритетное значение для воспитания обучающихся. Она направлена на поддержку положительной репутации вуза, а также имеет ярко выраженную деонтологическую, корпоративную и антикоррупционную направленность.

Все политики образовательной компла-енс-деятельности еще требуют глубокого изучения и осмысления. Однако уже сейчас можно констатировать, что используемые в образовательной организации методы ком-плаенс-системы включают в себя все административно-правовые средства воздействия, например убеждение, поощрение и принуждение [Россинский, Старилов 2019: 413-414].

Убеждение реализуется посредством использования целенаправленных разъяснительных, организационных и воспитательных мер воздействия, направленных на формирование или коррекцию воли управляемого субъекта, в данном случае обучающихся. Формами применения этих мер могут служить «воспитание личным примером», пропаганда и агитация.

Поощрение рассматривается как способ воздействия на волю обучающихся посредством создания интереса и стимулирования следования воле доминанта, в данном случае - университета. Основанием поощрения выступает деяние, соответствующее должному поведению и деонтологическим нормам, принятым в образовательной организации. Поощрение может быть моральным (благодарность или грамота), материальным (премия, памятный подарок), статусным (присвоение почетного знака отличия или звания «Лучший студент», «Гордость курса / института / университета...») и смешанным (моральным, материальным и статусным). С правовой точки зрения поощрение может быть формальным (регламентированным нормами права) и неформальным (используемым в рамках внеучебной деятельности образовательной организации).

Принуждение рассматривается как императивный метод воздействия на сознание и поведение, который детерминирует выбор обучающегося. Административное принуждение может быть внешним (психическим, физическим или экономическим), публично-правовым (имеющим формальную определенность принуждения), осуществляемым уполномоченным на то должностным лицом организации. Принуждение подчиняет волю, стимулируя при этом надлежащее поведение, отвечающее публичным интересам университета и социума.

Многие образовательные организации уделяют надлежащему поведению студентов пристальное внимание. В то же время выделение основных ценностей и принципов образовательной организации, следование своему и отраслевому этическому кодексу, реализация корпоративного стандарта поведения и привлечение к этой работе студенческих объединений не везде осуществляются на регулярной основе.

В зоне действия комплаенс-системы вуза находятся инструменты управления компла-енс-рисками, которые позволяют их вовремя распознать, оценить и профилактировать, не допуская негативных последствий для репутации образовательной организации [Орлова 2019: 168].

В первую очередь выделим комплаенс-риск в самом процессе качественного и надлежащего выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, как потенциальные комплаенс-риски можно рассматривать основные функции образовательной организации [Ясперс 2006: 64]: образование и воспитание; исследование; обеспечение надлежащего уровня качества обучения.

Предлагаем заложить в основу методологии комплаенс-системы вуза четыре уровня реализации.

Первый, базовый уровень - ознакомление абитуриентов с ценностями образовательной организации и основами ее ком-плаенс-системы. Формы реализации: работа кураторов групп первокурсников из числа преподавательского состава и актива старшекурсников из студенческих объединений; знакомство обучающихся с различного рода памятками и мультимедийными напутствиями вуза. Базовыми политиками комплаенс-

системы на данном уровне могут быть следующие:

«Деяния студента определяют репутацию образовательной организации»;

«Профилактика и воспитание: чисто не там где метут, а там где не сорят»;

«Наука, творчество, культура и спорт -основа будущей корпоративности и креативности» и т. д.

В зоне действия комплаенс-системы вуза находятся инструменты управления комплаенс-рисками, которые позволяют их вовремя распознать, оценить и профилактировать

Второй уровень - непосредственное и систематическое формирование навыка надлежащего поведения и соблюдения обучающимися корпоративных основ, принятых в организации. Оптимальные формы реализации: следование базовым нормам этики и этикета в учебной и внеучебной деятельности, участие в мероприятиях соответствующей направленности, взаимный контроль [Сидоров 2018: 183-185]. В качестве примера можно привести использование комплексных корпоративных состязаний обучающихся экономических вузов в науке, спорте, творчестве, решении бизнес-кейсов, нацеленность на подготовку кадрового резерва.

Третий уровень - мониторинг соблюдения обучающимися требований к надлежащему поведению в рамках комплаенс-си-стемы образовательной организации. Форма реализации: участие в анкетировании и опросах профильных управлений и уполномоченных должностных лиц образовательной организации.

В рамках реализации третьего уровня, возможно, имеет смысл творческое использование китайской системы «социального рейтинга» применительно к российским условиям. На наш взгляд, можно реализовать проект с условным названием «99 специалистов / бакалавров / магистров». Все студенты-выпускники ранжируются по итогам анкетирования в зависимости от условных социальных оценок, выставленных представителями сообщества образовательной организации (профессорско-преподавательским

составом, сотрудниками администрации вуза, студенческим объединениями и самими студентами).

Полагаем, что желание обучающегося занять достойное место в комплексном рейтинге сможет оказать на него известное воспитательное влияние и мотивировать его на личное отношение к качеству образования и престижа самой образовательной организации.

Четвертый уровень - обеспечение обратной связи и возможная коррекция компла-енс-программы. Формой их реализации будет взаимодействие уполномоченных должностных лиц образовательной организации («ком-плаенс-офицеров» или «внутренних аудиторов») и сообщества обучающихся.

Важны доступность и незаформализован-ность ключевых студенческих политик ком-плаенс-системы организации:

политики образования (opera et studio); политики честной науки (fair & smart); политики внеучебной деятельности (gaudeamus igitur);

политики общежития (modus vivendi); политики надлежащего поведения и открытости (est modus in rebus) и т. д.

Выбранные политики реализуются посредством соблюдения обучающимися соответствующих предложенных протоколов (правил) поведения или принятых в образовательной организации норм этикета. Например, для осуществления политики образования нужно соблюдать протокол сдачи зачета или экзамена, политики внеучебной деятельности - протокол участия в мероприятиях, политики честной науки - протокол соблюдения антиплагиата, политики общежития - протокол совместного проживания обучающихся в жилых помещениях (студенческих общежитиях), политики надлежащего поведения -корпоративный стандарт в общении, а также дресс-код внутри самой образовательной организации и вне ее, политики открытости -практика использования личного бэйджа либо QR-кода в образовательной организации.

В заключение можно предложить следующую методологию комплаенс-системы об-

разовательной организации с использованием метода кругов Эйлера [Эйлер 2002: 218220], описывающую объединение понятий и демонстрирующую «вложенность» одного в другое:

1) изучение и принятие миссии образовательной организации, приоритет репутации alma mater, ее общих и корпоративных ценностей;

2) разработка уровней реализации компла-енс-системы и возможность ее коррекции; подготовка основных политик и протоколов, раскрывающих смысл комплаенс-системы; изучение новых форм реализации традиций образовательной организации;

3) создание саморегулируемых студенческих объединений, обеспечивающих реализацию комплаенс-системы, в том числе «досудебный», предисциплинарный разбор конфликтных ситуаций (например, суд чести alma mater);

4) включение в типовую форму договора об образовании как общих, так и специальных обязанностей обучающегося по исполнению положений комплаенс-системы, корпоративного стандарта образовательной организации;

5) активная пропаганда нетерпимости к любым проявлениям коррупции и ненадлежащего поведения в образовательной организации (университетские СМИ, социальные сети, использование всего потенциала внеучебной деятельности).

Отметим, что в рамках статьи невозможно раскрыть всю сущность и специфику методологии комплаенс-системы образовательной организации. Предложения, высказанные авторами, не являются исчерпывающими. Предпринята лишь попытка осмысления возможности внедрения эффективных бизнес-технологий в образовательную среду. Например, не решены проблемы перехода воспитательных отделов образовательной организации от «ме-роприятийной» повестки к аналитической и активной созидающей деятельности по формированию основ надлежащего поведения будущего профессионала. Поэтому наши научные изыскания будут продолжены.

Список литературы

Ly L., Maggi F. M. et al. Compliance Monitoring In Business Processes: Functionalities, Application, and Tool-Support // Information Systems. 2015. № 54. P. 209-234. DOI: 10.1016/j. is.2015/02/007.

Melero R., Melero-Fuentes D., Rodríguez-Gairín J.-M. Monitoring Compliance with Governmental and Institutional Open Access Policies across Spanish Universities // El profesional de la información. 2018. Vol. 27. № 4. P. 858-878. DOI: 10.3145/epi.2018.jul.15.

Saralaya S., Saralaya V., D'Souza R. G. Compliance Management in Business Processes // Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies. Springer Paris. 2019. Vol. 21. P. 53-91. DOI: 10.1007/978-3-319-93940-7_3.

Батаева Б. С., Черепанова В. А. Перспективы развития комплаенса как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 5. С. 30-36.

Керимов В. Э. Организация управления рисками на основе системы «комплаенс-контро-ля» // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3. С. 42-46.

Лаврищева Е. Е. Управление рисками образовательного учреждения // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 8. С. 1473-1485. DOI: 10.24891/ea.16.8.1473.

Орлова М. Г. К вопросу об эффективности репутационного комплаенса // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 163-168.

Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для вузов. 6-е изд., пересмотр. М.: Норма; Инфра-М, 2019. 640 с.

Сидоров С. Г. Внеучебная деятельность как один из факторов повышения качества юридического образования и совершенствования духовно-нравственных и образовательных компонентов воспитания обучающихся юридического вуза // Новое гуманитарное знание в всу-зах: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Астана, 6 апреля 2018 г.). Астана: АПО при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, 2018. Ч. 1. С. 178-188.

Эйлер Л. Письма к немецкой принцессе о разных физических и философических материях. СПб.: Наука, 2002. 720 с.

Ясперс К. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 159 c.

Сергей Геннадьевич Сидоров - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданского права Уральского государственного экономического университета. 620144, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62/45; доцент кафедры воспитания и дополнительного образования Института развития образования. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Академическая, д. 16. E-mail: s.g.sidorov@usue.ru.

ORCID: 0000-0002-4123-0254

Светлана Анатольевна Бараковских - подполковник полиции, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России. 620017, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. E-mail: sergen777@mail.ru.

ORCID: 0000-0001-5390-1652

Салават Азатович Юлчурин - кандидат юридических наук, приглашенный профессор Школы практической юриспруденции, Zamora & Abogados. 39002, Spain, Cantabria, Santander, Calle de Calvo Sotelo, 16. E-mail: slv3@ya.ru.

ORCID: 0000-0002-7770-8563

Андрес Себальос Кабрильо - приглашенный профессор Школы практической юриспруденции, Zamora & Abogados. 39002, Spain, Cantabria, Santander, Calle de Calvo Sotelo, 16. E-mail: aceballos@viclegal.eu.

ORCID: 0000-0001-5868-7106

Implementation of International Business Technologies in Modern Legal Education (Compliance System)

In the paper, proposals are made to improve the educational system of educational organizations and to form the foundations of the corporate culture. The problem of improving the quality of higher education is reinforced by deontological requirements, corporate and ethical norms in

future professional activities. The successful implementation of technologies used in international entrepreneurship (compliance system and internal audit) is analyzed.

The methodology for preventing deviations and violations of the law, adherence to corporate standards and internal codes of conduct in the organization is discussed. There are two types of obligations that the organization must fulfill: mandatory rules, i. e. law, and voluntary obligations in the form of compliance with an industry code or internal rules that have been formed in the corporate environment (e. g., one's own code of professional ethics). The methods of the educational organization compliance system, which include administrative and legal means of influence in the form of persuasion, coercion and encouragement of the students, are discussed. The methodology of compliance system of the educational organization can be based on four levels of implementation: enlightening the applicants with the values of the educational organization; the formation of the skill of proper behavior and compliance; monitoring students' compliance with the requirements of appropriate behavior; providing feedback and possible correction of the compliance system. The main components of this system (policies and protocols) are also highlighted.

Keywords: compliance system, educational organization, education, proper and lawful behavior of students, policies and protocols of the compliance system of the educational organization

Recommended citation

Sidorov S. G., Barakovskyh S. A., Yulchurin S. A., Kabril'o A. S. Implementatsiya mezhdunarodnykh biznes-tekhnologii v sovremennom yuridicheskom obrazovanii (komplaens-sistema) [Implementation of International Business Technologies in Modern Legal Education (Compliance System)], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2021, no. 2, pp. 70-77, DOI: 10.34076/2410_2709_2021_2_70.

References

Bataeva B. S., Cherepanova V. A. Perspektivy razvitiya komplaensa kak sredstva uluchsheniya korporativnogo upravleniya v rossiiskikh kompaniyakh [Compliance as a Means of Improving Corporate Governance in Russian Companies and Its Development Prospects], Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2017, no. 5, pp. 30-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Eiler L. Pis'ma k nemetskoi printsesse o raznykh fizicheskikh i filosoficheskikh materiyakh [Letters to the German Princess about Various Physical and Philosophical Matters], Saint Petersburg, Nauka, 2002, 720 p.

Kerimov V. E. Organizatsiya upravleniya riskami na osnove sistemy «komplaens-kontrolya [The Organization of Risk-Management Based on the Compliance Control], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2014, no. 3, pp. 42-46.

Lavrishcheva E. E. Upravlenie riskami obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Risk Management at Educational Institutions], Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika, 2017, vol. 16, no. 8, pp. 14731485, DOI: 10.24891/ea.16.8.1473.

Ly L., Maggi F. M. et al. Compliance Monitoring in Business Processes: Functionalities, Application and Tool-Support, Information Systems, 2015, no. 54, pp. 209-234, DOI: 10.1016/j. is.2015/02/007.

Melero R., Melero-Fuentes D., Rodríguez-Gairín J.-M. Monitoring Compliance with Governmental and Institutional Open Access Policies across Spanish Universities, El profesional de la información, 2018, vol. 27, no. 4, pp. 858-878, DOI: 10.3145/epi.2018.jul.15.

Orlova M. G. K voprosu ob effektivnosti reputatsionnogo komplaensa [To the Question of the Effectiveness of Reputational Compliance], Sovremennye finansovye otnosheniya: problemy i perspektivy razvitiya [Modern Financial Relations: Problems and Development Prospects]: conference papers, 2019, pp. 163-168.

Rossinskii B. V., Starilov Yu. N. Administrativnoe pravo [Administrative Law], Moscow, Norma, Infra-M, 2019, 640 p.

Saralaya S., Saralaya V., D'Souza R. G. Compliance Management in Business Processes, Lecture Notes on Data Engineering and Communications Technologies, Springer Paris, 2019, vol. 21, pp. 53-91, DOI: 10.1007/978-3-319-93940-7_3.

Sidorov S. G. Vneuchebnaya deyatel'nost' kak odin iz faktorov povysheniya kachestva yuridicheskogo obrazovaniya i sovershenstvovaniya dukhovno-nravstvennykh i obrazovatel'nykh komponentov vospitaniya obuchayushchikhsya yuridicheskogo vuza [Extracurricular Activities as a Factor in Improving The Quality of Legal Education and Improving the Spiritual, Moral and Educational Components of the Education of Law School Students], Novoe gumanitarnoe znanie v vsuzakh [New Humanities Knowledge in Higher Educational Institutions]: conference papers, Astana, APO pri General'noi prokurature Respubliki Kazakhstan, 2018, vol. 1, pp. 178-188.

Yaspers K. Ideya universiteta [The Idea of the University], Minsk, BGU, 2006, 159 p.

Sergey Sidorov - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Civil law department, Ural State University of Economics. 620144, Russian Federation, Yekaterinburg, 8 Marta str., 62/45; associate professor of the Department of education and additional education, Institute for Educational Development. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Academicheskaya str., 16. E-mail: s.g.sidorov@usue.ru.

ORCID: 0000-0002-4123-0254

Svetlana Barakovskyh - police lieutenant colonel, senior teacher of the Department of administrative law and administrative activity of the internal affairs bodies, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 620017, Russian Federation, Yekaterinburg, Korepina str., 66. E-mail: sergen777@mail.ru.

ORCID: 0000-0001-5390-1652

Salavat Yulcliiiriii - candidate of juridical sciences, visiting professor, School of Practical Law, Zamora & Abogados. 39002, Spain, Santander, Cantabria, Calle de Calvo Sotelo, 16. E-mail: slv3@ya.ru.

ORCID: 0000-0002-7770-8563

Andres Ceballos Cabrillo - visiting professor, School of Practical Law, Zamora & Abogados. 39002, Spain, Santander, Cantabria, Calle de Calvo Sotelo, 16. E-mail: aceballos@viclegal.eu.

ORCID: 0000-0001-5868-7106

Дата поступления в редакцию / Received: 27.01.2021

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.