Научная статья на тему 'Implementation of monitoring subsystem in the regulation system of agro-food sector on regional level'

Implementation of monitoring subsystem in the regulation system of agro-food sector on regional level Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
656
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGRO-FOOD SECTOR / MONITORING FUNCTIONS / EFFICIENCY / ECONOMIC MONITORING / REGIONAL STRUCTURE / MODELING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Kuzubov A.A., Shashlo N.V.

The relevance of the issue selected for the study is directly related to the current flowing in the days of the process of regulation of the regional structure of agro-food sector. Implementation of the system requirements one of the key moments in the methodology of design and implementation of monitoring subsystem in the system of regulation of the regional structure of agro-food sphere, as these requirements by providing a significant impact on the structure of the subsystem, largely determine the nature of its functions. The article shows that the most important requirement, which extends to the subsystem monitoring, serves to ensure close coordination in all its structural parts, as well as the methodological unity of construction and operation of the subsystem with the functional development of the system of regulation of the regional structure of agro-food industry in general and possible system of regulation more high level. It is noted that this requirement is only possible in conditions of methodology, information, software, technical and organizational compatibility of individual parts of the subsystem. By analyzing, systematizing and generalizing scientific works of many scientists economists have identified key design and implementation of the monitoring function problems. The study was justified systematic approach to the design and implementation of the monitoring function issues, which includes consideration of the monitoring subsystem, on the one hand, as an integral part of the functional development of the regulatory system of the regional structure of agro-food sphere, and on the other as a whole, the decision at first common problems, taking into account all elements of the subsystems and their mutual influence on each other, and only then move to address some particular issues of creation subsystem. A prerequisite of this approach stands the preliminary study of the regional structure of the monitoring function and the development of its main models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Implementation of monitoring subsystem in the regulation system of agro-food sector on regional level»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-02.05

ВНЕДРЕНИЕ ПОДСИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЫ

IMPLEMENTATION OF MONITORING SUBSYSTEM IN THE REGULATION SYSTEM OF AGRO-FOOD SECTOR ON REGIONAL LEVEL

Кузубов А.А.*, Шашло Н.В., кандидаты экономических наук, доценты

Kuzubov A.A., Shashlo N.V., Candidates of Economic Sciences, Associate Professors Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

Владивосток, Россия

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia

*E-mail: alexceyk@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связан с протекающим в сегодняшние дни процессом регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы. Выполнение системных требований - один из главных моментов в методологии проектирования и внедрения подсистемы мониторинга в системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы, поскольку эти требования, оказывая существенное влияние на структуру подсистемы, во многом определяют характер выполняемых ею функций. В статье показано, что наиболее важным требованием, которое выдвигается к подсистеме мониторинга, выступает обеспечение четкой согласованности в работе всех ее структурных частей, а также методологического единства построения и функционирования подсистемы с функционально развитой системой регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы в целом и возможной системой регулирования более высокого уровня. Отмечено, что выполнение этого требования возможно только в условиях методологической, информационной, программной, технической и организационной совместимости отдельных частей подсистемы. Анализируя, систематизируя и обобщая научные труды многих ученых - экономистов, были определены ключевые проблемы проектирования и внедрения функции мониторинга. В результате проведенного исследования был обоснован системный подход к вопросам проектирования и внедрения функции мониторинга, который предусматривает рассмотрение подсистемы мониторинга, с одной стороны, как составной части функционально развитой системы регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы, а с другой - как единого целого, решения сначала общих проблем, учета всех элементов подсистемы и их взаимного влияния друг на друга и только после этого переход к решению отдельных частных вопросов создания подсистемы. Необходимым условием такого подхода выступает предварительное исследование функции мониторинга региональной структуры и разработка основных ее моделей.

ABSTRACT

The relevance of the issue selected for the study is directly related to the current flowing in the days of the process of regulation of the regional structure of agro-food sector. Implementation of the system requirements - one of the key moments in the methodology of design and implementation of monitoring subsystem in the system of regulation of the regional structure of agro-food sphere, as these requirements by providing a significant impact on the structure of the subsystem, largely determine the nature of its functions. The article shows that the most important requirement, which extends to the subsystem monitoring, serves to ensure close coordination in all its structural parts, as well as the methodological unity of construction and operation of the subsystem with the functional development of the system of regulation of the regional structure of agro-food industry in

general and possible system of regulation more high level. It is noted that this requirement is only possible in conditions of methodology, information, software, technical and organizational compatibility of individual parts of the subsystem. By analyzing, systematizing and generalizing scientific works of many scientists - economists have identified key design and implementation of the monitoring function problems. The study was justified systematic approach to the design and implementation of the monitoring function issues, which includes consideration of the monitoring subsystem, on the one hand, as an integral part of the functional development of the regulatory system of the regional structure of agro-food sphere, and on the other - as a whole, the decision at first common problems , taking into account all elements of the subsystems and their mutual influence on each other, and only then move to address some particular issues of creation subsystem. A prerequisite of this approach stands the preliminary study of the regional structure of the monitoring function and the development of its main models.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Агропродовольственная сфера, функции мониторинга, эффективность, экономический мониторинг, региональная структура, моделирование.

KEY WORDS

Agro-food sector, monitoring functions, efficiency, economic monitoring, regional structure, modeling.

Подсистема мониторинга всегда создается в условиях функционирования ранее существующей традиционной системы мониторинга, скачкообразный переход от старой формы мониторинга к новой невозможно. Создание полностью законченной подсистемы - сложный и длительный процесс, связанный с проведением экспериментальных проверок, преодолением неизбежного психологического барьера со стороны персонала регулирование и прочее. Проведя теоретические исследования научных трудов, ведущих ученых - экономистов по обозначенной проблематике, таких, как О.В. Брежнева [1], Н.А. Краснова [2], М.С. Старикова [3], К.Ю. Хватов [4], В. П. Рябоконь [5], Е.В. Конвисарова [6], В.Е. Селиверстов [7], Ю.Ю. Шувалова [8], Т.В. Кушнаренко [9], А.И. Балашов [10] и других, необходимо заметить, что указанные ученые -разработчики систем регулирования единодушны, когда речь заходит о трудностях проектирования и внедрения функции мониторинга. Сложность здесь, очевидно, в том, что в этой подсистеме, кроме стандартных правил обработки показателей, нужно использовать элементы операционного мышления, связанного с процессом переработки информации. Иначе говоря, именно в этой подсистеме принадлежит интерпретировать экономическую деятельность в целом или ее отдельное проявление, то есть подняться в пределах этой подсистемы до уровня понимания информации. Это, так сказать, максимальное требование к мониторингу в функционально развитой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы, которая сегодня реализуется очень слабо из - за сложности самой задачи. Именно это обуславливает необходимость разработки подсистемы мониторинга очередями, а внедрение ее - по этапам. Выполнение перечисленных выше требований возможно только при условии применения правильной научно обоснованной методологии проектирования и внедрения подсистемы мониторинга, основанной на системном подходе и важнейших принципах создания функционально развитых систем регулирования специального назначения, сформулированных в трудах ведущих специалистов в области кибернетики, системотехники, экономико - математических методов - профессоров Н. Винера [11], Г. Х. Гуда, Г. Е. Макола [12], Л. Свифта, С. Пиффа [13] и других. Системный подход к вопросам проектирования и внедрения функции мониторинга в региональной структуре предусматривает рассмотрение подсистемы мониторинга, с одной стороны, как составной части функционально развитой системы регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы, а с другой - как единого целого, решения

сначала общих проблем, учета всех элементов подсистемы и их взаимного влияния друг на друга и только после этого переход к решению отдельных частных вопросов создания подсистемы. Необходимое условие такого подхода - предварительное исследование функции экономического мониторинга на региональной структуре и разработка основных ее моделей.

Накопленный в агропродовольственной сфере и ряде других отраслей, опыт дает возможность определить основные принципиальные элементы методологического подхода к проектированию и внедрению на региональных структурах подсистемы мониторинга в функционально развитых системах регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы: создание необходимых для разработки проектных решений по подсистеме, разработка функциональной структуры подсистемы, выбор средств и методов реализации подсистемы, определение направлений развития и этапов реализации подсистемы.

Разработка подсистемы экономического мониторинга, как и функционально развитой системы регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы вообще, требует наличия достаточно большого перечня соответствующих технических, материальных, организационных и других предпосылок. Так современная практика показывает, что для проектирования подсистемы экономического мониторинга на региональных структурах, как минимум, должны быть в наличии: во -первых, комплекс технических средств, которые позволяют в принципе осуществлять полную обработку экономико - аналитических информационных данных; во - вторых, квалифицированный персонал, обладающий знаниями, как в области экономического мониторинга, так и в области всесторонней обработки информации; в - третьих, методология мониторинга как основа для формирования перечня экономико -аналитических задач, подлежащих формированию и внедрению и другое.

Более широкий подход к этой проблеме предполагает рассмотрение в качестве предпосылок, необходимых для создания подсистемы экономического мониторинга, основания подразделений по эксплуатации подсистемы, создание начальной информационной базы на различных носителях, наличие пакетов прикладных программ.

Разработка функциональной структуры подсистемы мониторинга относится к числу наиболее важных вопросов, требующих предварительного решения и предшествуют решению других частных вопросов. Выбранная функциональная структура подсистемы мониторинга позволяет синтезировать отдельные ее внутренние компоненты, определить характер их взаимодействия в процессе достижения доставленных целей и критериев.

Функциональная структура подсистемы мониторинга разрабатывается на основе определения: «ключевых точек» системы регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы - точек принятия решения; целей (критериев) подсистемы в целом и ее составляющих; важнейших компонентов функции мониторинга; информационного потока; обратных связей и др.

Отработка «ключевых точек» системы регулирования предполагает исследование структуры применяемых на различных уровнях регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы решений, поскольку именно в точках принятия решений находятся потребители мониторинговой информации. При исследовании устанавливается: наименование решения, частота принятия решения, факторы принятия решения, правила принятия решения, варианты решения, источник информации для решения, форма представления информации для принятия решения. Выполнение этой работы позволяет определить содержание и направленность исходной информации подсистемы мониторинга.

Отработка целей сводится к построению дерева целей подсистемы мониторинга. Эта работа необходима для функциональной связи внутренних компонентов подсистемы, проверки их соответствия назначению подсистемы и системы регулирования в целом. Дерево целей выступает как звено, которое связывает воедино функциональные характеристики подсистемы экономического мониторинга со

структурой принятых в функционально развитой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы решений.

Отработка важнейших компонентов подсистемы экономического мониторинга заключается в формировании на основе дерева целей соответствующих блоков и комплексов экономико - аналитических задач функции. В совокупности с отработкой информационного потока и обратных связей эта работа позволяет нам построить концептуальную модель функциональной структуры подсистемы мониторинга и другое.

Концептуальная модель представляет блок - схему или понятийную форму описания структуры и функций (процедур) подсистемы в целом и ее внутренних компонентов, которые качественно (логично) связывают исследуемые характеристики (параметры) подсистемы и ее структурные компоненты с воздействиями (параметрами) внешней среды в процессе выполнения подсистемой целевого назначения.

В дальнейшем на основе концептуальной модели должна быть создана нормативная алгоритмическая модель функциональной структуры подсистемы мониторинга как набор формализованных правил, приемов, вычислительных процедур, последовательное применение которых позволяет реализовать причиненные подсистеме цели, критерии.

Построение концептуальной и нормативной алгоритмических моделей служит базисной основой для определения в подсистеме состав алгоритмов преобразования входных сообщений в выходные, а также их взаимной увязки, что играет важную роль в определении правильных направлений развития и этапности работ по проектированию и внедрению подсистемы экономического мониторинга.

Сложность проблемы проектирования и внедрения в функционально развитой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы функции экономического мониторинга, уникальный характер работ, необходимость максимального сокращения времени разработок - все это настоятельно требует поиска более эффективных средств и методов реализации выбранного построения подсистемы мониторинга. В частности, сказанное диктует необходимость дальнейшего развития и углубления системного подхода к проектированию и внедрению функции мониторинга, а именно - применение программно - целевого метода проектирования и внедрения подсистемы мониторинга для разных уровней регулирования (региональная структура и территориальная организация) и тому подобное.

Формой осуществления программно - целевого метода в создании подсистемы мониторинга в системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы должно быть построение программной рабочей группы высококвалифицированных специалистов различного профиля. Только интегрированный фонд знаний специалистов различного профиля, коллективу которых доверена разработка подсистемы мониторинга, даст возможность правильно сориентироваться в выборе соответствующих средств и методов, а, следовательно, может обеспечить создание подсистемы, практическое воплощение которой позволит всесторонне спроектировать и внедрить важнейшую функцию в развитой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы -экономический мониторинг и тому подобное.

В этой связи огромные возможности для научного познания мониторинга как функции регулирования открывает кибернетика. Однако было бы неправильно считать, что организация в системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы функционально развитого экономического мониторинга может быть осуществлена исключительно средствами кибернетики и только в пределах этой науки. Это объясняется тем, что кибернетика затрагивает только приложения принципов теории регулирования систем в производственно -хозяйственных процессов. Особенности функции мониторинга требуют специального научного исследования, опирающийся, кроме того, в теории систем, системный анализ, теорию информации, политическую экономию, теорию управления, региональную экономику, развитие производительных сил, экономике

промышленности, организации и планирования производства, анализ, прикладную математику, инженерные науки, социологию, право.

Ведущую роль среди обеспечительных элементов в подсистеме мониторинга все же играет методологическое обеспечение, которое определяет порядок осуществления функции экономического мониторинга в развитой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы. В этой связи методологические материалы должны отвечать следующим требованиям: отражать специфику экономики и организации производственно -хозяйственной деятельности конкретной региональной структуры и территориальной организации; обеспечивать возможность всестороннего освещения деятельности региональной структуры и территориальной организации, так и изучению отдельных ее сторон; обеспечивать выявление отклонений от плана; выявлять резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности по группам факторов воздействия, в том числе за счет факторов научно-технического прогресса; обеспечивать возможность прогнозирования и прочее. Для разработки таких методологических материалов необходимы знания: региональной экономики; развития производительных сил; отраслевой экономики; особенностей планирования и организации производственно - хозяйственной деятельности; отраслевых особенностей организации мониторинга; организации мониторинга; математических методов анализа; особенностей современной обработки информации.

Не менее важным элементом подсистемы экономического мониторинга выступает информационное обеспечение. К структуре и содержанию информационного обеспечения мониторинга предъявляются требования, которые вытекают из алгоритмической модели функционирования подсистемы. Разработка информационных аспектов подсистемы экономического мониторинга требует знаний: методологии мониторинга, системотехники, теории информации, организации банков данных в функционально развитых системах регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы, информационных возможностей, способов обработки и получения информации и прочее. Например, для определения исходной информации подсистемы экономического мониторинга необходимые исследования экономико - аналитической информации с точки зрения ее ценности для различных потребителей. Кроме того, для интеграции обработки данных, функционирование банка данных и организации совместной работы потребителей и машин электронных цифровых в режиме диалога необходимые исследования экономико - аналитической информации в семантическом аспекте. В этом случае при создании информационного обеспечения подсистемы экономического мониторинга является нужным точное и полное описание содержания экономико-аналитических информационных данных, установление взаимосвязи между понятиями и терминами, введение системы унифицированных терминов и правил построения из них осмысленных фраз.

Важные функции в подсистеме экономического мониторинга выполняются математическим обеспечением, содержащий комплекс языковых и программных средств, совокупность которых должна обеспечивать достаточную и экономически эффективную реализацию алгоритмов решения экономико-аналитических задач на основе простых методов расчета каждого варианта алгоритма. Эффективное математическое обеспечение подсистемы экономического мониторинга может быть создано на базе знаний: применяемых методик мониторинга; математических методов; способов получения, обработки и вывода информации; стандартного математического обеспечения соответствующих технических средств; языков программирования; моделирование и др.

Существенное влияние на функционирование подсистемы мониторинга оказывает техническое обеспечение, основу которого составляет комплекс технических средств. Комплекс технических средств должен обеспечивать снятие и передачу информации для мониторинга в момент и в месте ее возникновения, синхронизацию процесса экономико- аналитических расчетов с производственно-хозяйственным процессом, завершение определенных мониторинговых расчетов в

заданные моменты времени. Для правильного выбора комплекса технических средств необходимо знать: эксплуатационные характеристики электронной и другой вычислительной техники; теорию обработки информации; организацию подсистемы экономического мониторинга в функционально развитой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы; используемые языки программирования и прочее.

Формирования и внедрения функции мониторинга в функционально развитой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы требует решения и соответствующих организационных вопросов. Организационное обеспечение подсистемы мониторинга состоит из взаимосвязанных структурных подразделений, для персонала которых четко определены функции и задачи по приему, обработке и передачи экономико - аналитической информации на все уровни регулирования. Создание эффективного организационного обеспечения подсистемы диктует необходимость знания: системотехники; организации регулирования в конкретной региональной структуре; методики проведения мониторинга; особенностей используемой в региональной структуре вычислительной техники; современных способов получения, обработки и передачи информационных данных в условиях функционально развитых систем регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы; научной организации труда и развития производительных сил и региональной экономики; социологии; психологии.

Экономический эффект, который могут получить региональные структуры от применения электронно - вычислительной техники в мониторинге, решающим образом зависит от того, насколько эффективно будут использованы в процессе проектирования и внедрения этой функции регулирования региональной структурой достижения всех взаимно переплетенных областей знаний. Но и эти знания приведут к желаемым результатам только в том случае, когда руководители всех уровней регулировки производственно - хозяйственной деятельностью осознают в полной мере важность создания в каждой системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы функционально развитой функции мониторинга.

Новизна, сложность, научно - исследовательский характер работ по созданию подсистемы экономического мониторинга, а также зависимость от ее информационной базы системы регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы в целом делает весьма актуальной проблему определения направлений развития и этапов проектирования и внедрения подсистемы.

Состав, содержание, порядок выполнения и оформления работ по созданию подсистемы мониторинга идентичны работам по проектированию функционально развитой системы регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы вообще. Но наряду с наличием общих моментов, содержание работ на отдельных стадиях создания подсистемы экономического мониторинга имеет и свои специфические особенности. Накопленный в агропродовольственной сфере и других областях нашей страны опыт по внедрению расчетов позволяет, в частности, определить перечень основных вопросов, которые должны быть решены в процессе проектирования.

На предпроектной стадии решают следующие вопросы: определяют объекты, для которых необходимо спроектировать подсистему мониторинга; исследуют систему регулирования на выбранных объектах с точки зрения структуры принимаемых решений; исследуют подсистему организации мониторинга на выбранных объектах с целью определения возможностей ее совершенствования; оценивают возможность применения при создании подсистемы имеющихся универсальных проектных решений; обосновывают количество и содержание очередей разработки и внедрения подсистемы; рассчитывают затраты на создание подсистемы и предварительный экономический эффект и эффективность; разрабатывают мероприятия по изменению процессов мониторинга и регулирования, исходя из требований функционально развитых систем регулирования региональной структуры агропродовольственной

сферы; определяют организации (учреждения), которые необходимо привлечь к разработке подсистемы мониторинга.

К числу наиболее ответственных работ, выполняемых на предпроектной стадии, предстоит исследование структуры принятых в системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы управленческих решений. Цель этой работы - установить для каждого уровня руководителей перечень решений, для принятия которых требуется мониторинговая информация; оценить целесообразность распределения прав принятия решений по уровням регулирования; выявить дублирование и полномочных руководителей по принятию решений. Информация для оценки содержания и направленности решений членами исследовательской группы может быть получена: из протоколов оперативных совещаний, текстов приказов и распоряжений, фотографий и рабочего времени, должностных инструкций.

Исследование существующей в системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы подсистемы организации экономического мониторинга осуществляется во взаимосвязи и на основе работ по изучению структуры управленческих решений. Для каждого уровня руководителей определяют реальную обеспеченность мониторинговой информацией, уточняют форму и сроки представления информации, определяют избыточную информацию или ее недостаток, устанавливают направления развития и совершенствования информационных данных.

По результатам выполнения работ предпроектной стадии составляют два документа: технико - экономическое обоснование и техническое задание. В технико -экономическом обосновании фиксируют производственно -хозяйственную необходимость и экономическую эффективность, и эффект создание подсистемы мониторинга. Техническое задание после утверждения соответствующими вышестоящими организациями является документом, который предоставляет юридическое право на начало разработок по подсистеме и др.

На стадии технического проектирования решают следующие вопросы: создают методологическое обеспечение подсистемы мониторинга; определяют (уточняют) программу выпуска подсистемы, то есть устанавливают перечень экономико -аналитической информации, необходимой для принятия на различных уровнях оптимальных управленческих решений; строят концептуальную модель функциональной структуры подсистемы, устанавливают ее внутренние и внешние связи; определяют способы решения экономико - аналитических задач; осуществляют построение нормативной алгоритмической модели подсистемы и ее оптимизацию; формируют требования к параллельных функциональных подсистем функционально развитых систем регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы и системам регулирования верхнего и нижнего уровней; осуществляют привязку к комплексу технических средств; создают информационное обеспечение подсистемы; вырабатывают рекомендации по созданию организационного обеспечения подсистемы; определяют состав задач мониторинга первой очереди внедрения и состав задач, внедряемых в последующих очередях; разрабатывают постановки задач подсистемы первой очереди внедрения, содержащие процедуры обработки информации с описанием алгоритмов и используемых средств программного обеспечения; рассчитывают экономический эффект и эффективность от внедрения блока задач первой очереди и тому подобное.

Особое внимание на стадии технического проектирования должна быть обращена на создание методологического обеспечения подсистемы экономического мониторинга. Практический опыт свидетельствует, что для успешного проектирования и развития в функционально развитых системах регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы этой подсистемы работы по созданию теоретико - методологического обеспечения необходимо вести опережающими темпами по сравнению с разработкой других видов обеспечения.

Весьма принципиальным на стадии технического проекта выступает вопрос выбора задач подсистемы мониторинга, внедрение которых должно быть осуществлено в составе первой очереди. При определении первоочередных задач

мониторинга приходится учитывать целый ряд обстоятельств: эти задачи должны быть информационно связаны с задачами других подсистем функционально развитых систем регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы, такие задачи должны быть базовыми для решения других задач подсистемы (то есть исходная информация первоочередных задач должна быть входным, если возможно, для большего круга других задач); эти задачи должны обладать определенной экономической эффективностью. На практике приходится учитывать значительно большее число факторов воздействия. Например, наличие готовых разработок, возможность использования пакетов прикладных программ для решения задач такого класса, необходимость передачи результатов решения задач на верхний уровень, универсальность задач для различных региональных структур и отраслей, социальная значимость задач и прочее. Естественно, что при выборе экономико - аналитических задач первой очереди следует исходить из реального наличия трудовых, материальных, финансовых ресурсов и прочее.

Выполнены разработки в области проектирования и внедрения мониторинговых расчетов позволяют сделать вывод о целесообразности привлечения в состав первой очереди внедрения подсистемы экономического мониторинга комплексов задач по мониторингу труда и заработной платы, по мониторингу использования производственных запасов, по мониторингу использования основных средств и мониторинга производства.

Результаты работ, выполненных на стадии технического проекта, оформляются в виде объяснительной записки - «Технический проект подсистемы экономического мониторинга», которая после утверждения высшими органами выступает основным документом, определяющим создание подсистемы и ее развитие на перспективу.

На стадии проектирования решаются также вопросы: разрабатывается программное обеспечение задач подсистемы мониторинга, входящих в состав первой очереди внедрения, а также других очередей; разрабатывается программное обеспечение и соответствующая рабочая документация по организации банка данных подсистемы, вместе с генерацией, наладкой и сдачей рабочих программ банка данных; осуществляется стыковка рабочих программ задач мониторинга с программами задач других подсистем функционально развитых систем регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы; завершается разработка организационного обеспечения подсистемы - формирование новых структурных подразделений, обучение персонала.

Цель рабочего проектирования заключается в подготовке документации, необходимой для отладки и внедрения комплекса задач подсистемы экономического мониторинга, проведение приемо - сдаточных испытаний, а также обеспечении в дальнейшем вполне нормального функционирования подсистемы экономического мониторинга.

Завершающая стадия создания подсистемы экономического мониторинга - ввод в эксплуатацию. Круг вопросов, решаемых на этой стадии, содержит: проведение опытной эксплуатации отдельных задач и комплексов задач подсистемы экономического мониторинга; проведение приемо - сдаточных испытаний; приемка задач подсистемы экономического мониторинга в промышленную эксплуатацию.

Ввод в промышленную эксплуатацию задач подсистемы мониторинга означает переход от традиционных методов и форм организации экономического мониторинга в системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы в новые, построенных на прогрессивных экономико - математических методах и современной электронно -вычислительной техники.

Выполненные в системе регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы научные исследования позволяют ориентировочно определить трудоемкость работ по созданию подсистемы экономического мониторинга для уровня региональных структур

На основании приведенных данных становится очевидным, что для выполнения работ по созданию и внедрению подсистемы мониторинга в системе регулирования

региональной структуры агропродовольственной сферы будут нужны сравнительно длительные сроки. В этой связи особое значение приобретает концентрация трудовых ресурсов, а также кооперация многих организаций и научно - исследовательских институтов. Только в этом случае можно рассчитывать на успех. Среди перспектив дальнейших исследований в этом направлении особой актуальностью отличается вопрос связан с определением универсальных методов формирования функционально развитых систем регулирования региональной структуры агропродовольственной сферы и их использование при проектировании и внедрении подсистемы мониторинга.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Брежнева О.В. Инновационное бизнес-планирование в современных рыночных условиях // Экономические науки в России и за рубежом. 2014. № XIV. С. 20-21

2. Краснова Н.А. Прогнозирование и бюджетирование производственно-хозяйственной деятельности инновационного предприятия // NovaInfo.Ru. 2014. № 27. С. 44-62.

3. Старикова М.С. Оценка конкурентоспособности продукта в условиях отсутствия прямых аналогов // Успехи современной науки. 2015. №1. С. 51-55.

4. Хватов К.Ю. Формирование стратегии создания новой продукции. Монография. Воронеж, 2006. - 180с.

5. Ryabokon V.P., Kuzubov O.O. Competitiveness management of agrarian enterprises/V.P. Ryabokon, O.O. Kuzubov // Международный научно-производственный журнал "Экономика АПК". 2015. № 7 (249). С. 85-93.

6. Даниловских А.А., Конвисарова Е.В. Финансовые аспекты обеспечения информационной безопасности предприятия / Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. С. 398-399.

7. Селиверстов В.Е. Региональный мониторинг как информационно-управленческая основа региональной политики и стратегического планирования // Регион: экономика и социология. - 2010. - 2. - С.3-40.

8. Шувалова Ю.Ю. Совершенствование мониторинга социально-экономического развития региона: дисс. канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. - СПб., 2012.

9. Кушнаренко Т.В. Информационная платформа наращивания инвестиционного потенциала несырьевого развития регионов Юга России // Устойчивое развитие горных территорий, Ростов-на-Дону, 2014. - 3(21).

10. Балашов А.И., Рогова Е.М., Ткаченко Е.А. Инновационная активность российских предприятий: проблемы измерения и условия роста. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского политехнического ун-та, 2010. - 207 с.

11. Винер, Н. Кибернетика и общество : монография / Н. Винер. - М.: Тайдекс К0, 2002. - 184 с.

12. Гуд, Г. Х. Системотехника. Введение в проектирование больших систем: монография / Г. Х. Гуд, Р. Э. Макол; [пер. с англ. К. Н. Трофимова и др.; под ред. Г. Н. Поварова]. - М.: Сов. радио, 1962. - 383 л.: ил.

13. Swift, L. Quantitative methods for business, management and finance / L. Swift, Sally Piff. - 3rd ed. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. - XVIII, 832 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.