Д.Р. Манушакова
ИМПЕРСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - СОВРЕМЕННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ?
В политико-правовой теории продолжается поиск оптимального использования многосторонних возможностей имперской формы государственного устройства как единственной формы сохранения и долгосрочного развития Российского государства.
Современная российская государственность, реформируемая на основе либерально-демократических критериев, находится в состоянии перманентного тотального кризиса, охватившего все сферы бытия. Установление нового государственно-правового порядка происходит без учета общественной значимости традиционных национально-культурных оснований, определявших в течение многих столетий самобытность правового творчества народных масс и формы организации верховной власти в России. Наиболее остро перед политическими элитами стоят проблемы реформирования федеративных отношений, противодействия процессам региональной суверенизации, поиска правовых средств превентивной борьбы с этнонациональным экстремизмом и адекватного ответа на экспансию западных либеральных универсалистских ценностей. В данном контексте на повестке дня стоит вопрос о формировании, прежде всего, стабильной государственности, обеспеченной необходимым спектром идеологических, экономических, геополитических и правовых оснований.
Вопрос о самоопределении России занимает одно из центральных мест в современной политико-правовой науке. Попытка унификации политических форм и подведение их под западноевропейские стандарты заводят государственное развитие в тупик, поэтому анализ любой формы государственности должен проводиться не в отрыве, а исключительно с учетом исторических, культурных и национальных особенностей страны.
В настоящее время институционально-правовое закрепление получила концепция приоритета личных интересов по отношению к общественным. В то же время в качестве официальной идеологии государственного строительства все чаще признается идея «энергетической сверхдержавы», «сильного государства» (централизация властной «вертикали», двухпартийный парламент, укрепление статуса главы государства - Президента Российской Федерации, усиление и реформа институтов национальной безопасности, возрождение традиционных духовно-нравственных ориентиров). Данная идея предполагает доминирование общественных идеалов и ценностей, что предполагает ориентацию интересов личности на государственные интересы, а не наоборот. В рамках имперской парадигмы достигается их гармоничное сочетание, так как только мощное и процветающее государство, сохранившее суверенитет, является залогом благополучия гражданского общества и личности. Так, исследователь имперской государственности С.И. Каспэ констатирует: «Признание имперской природы России - не Российской Федерации как ее одной из возможных институциональных форм, а именно России как политического организма - неизбежно. В пользу такого признания - и гигантская величина российского пространства, являющаяся одной из ключевых детерминант политической культуры и ментальности страны; и сохранение этнокультурной и, что еще важнее, этнополитической гетерогенности этого пространства; и преемственность новой российской государственности по отношению к прежним (как до-, так и послеоктябрьским), но равно имперским формам».
Осмысление идеологических процессов в обществе в последнее десятилетие, дискуссии о национальной идее и самоидентификации россиян привели к пониманию, что основой государственно-патриотической идеологии является именно имперская идея.
Сформулированная на базе культурно-исторического опыта Российского государства, имперская идея является системообразующим фактором многонационального и многоконфессионального Российского государства. Культурно-исторические, геополитические и географические условия предопределили судьбу России быть империей. Именно империя как государственное образование является локомотивом цивилизации. Империя, объединяя разные культуры, различные нации на уровне суперэтноса, дает дополнительный культурно-исторический эффект. Россия как империя является не только единственной возможной формой российской государственности, но и важнейшим идеологическим основанием общественной жизни, главным фактором самоидентификации человека как гражданина.
В настоящее время сознательно дискредитированная в процессе развала России имперская идея требует своей реабилитации в массовом сознании и введения в политику в качестве прогрессивной идеологии. Для этого необходима огромная целенаправленная работа различных политических
структур и граждан. В настоящее время одной из главных задач является разработка идеологии, обеспечивающей реализацию имперской идеи как национальной идеи России.
Возможно ли сегодня вновь создать в России мощное имперское государство?
Чтобы оценить готовность к этому нашей страны, следует, видимо, проанализировать основные его черты и сравнить некий идеальный, умозрительный имперский образ с тем, что у нас есть в действительности, и с тем, что у нас может быть исходя из сегодняшней ситуации.
Итак, что же такое империя? Энциклопедические словари трактуют это понятие: во-первых, как «власть» и «государство»; а во-вторых, как «государство, во главе которого находится монарх, король, император»; в-третьих, в качестве признака такого государства указывается на наличие у него (как правило) «колониальных владений».
Значит ли это, что если во главе государства стоит не монарх, а президент, то суть государства уже и однозначно меняется на альтернативу империи - демократию? И если сегодня государства могут стать чьими-то «колониальными владениями» без утраты формального государственного суверенитета, то как тогда правильно называть их номинального владельца?
Представляется, что сегодня и вообще признак империи не в форме ее внутреннего государственного устройства или в наличии у него колоний или даже военной мощи, а в чем-то другом. Империя - это всегда (первоначально) большой и успешный геополитический проект, который становится реальностью только при условии победы имперской (титульной) нации над собой, над пространством, над врагами и т.д., что вместе и дает формулу: «Империя - это пространство, покоренное духом». Дух империи формируется в соответствии с национальной государственной идеей путем создания единого общеимперского культа.
В геополитическом определении империя - это государство, считающее себя способным преобразовать весь мир в соответствии со своими идеалами и принципами.
К имперским идеалам можно отнести следующие:
- осознание величия собственного имперского предназначения;
- служение Истине, а не Пользе;
- вечность империи (через экспансию Духа и идеалов империи, а также через эффективность имперской власти);
- ответственность государства за судьбу народов (государств, субъектов государства), находящихся в пределах собственно имперского пространства и традиционных зон влияния.
Представляется очевидным, что империя как большой геополитический проект должна основываться на расчете вечной длительности своего существования (конечно, относительной).
Чтобы быть успешной и вечной, империя должна быть самодостаточной и опираться на: свой собственный Дух (свои цивилизационные основы - национальную культуру и государственную идею); собственное (и освоенное) пространство; собственные ресурсы; собственный имперский народ (нацию); собственный разум - и не растрачивать себя попусту в ненужной агрессивности.
В целом это значит, что «вечность» империи проистекает от естественной (генетической) готовности к несению собственной миссии и осуществляется через экспансию Духа, идеалов и цивилизационных начал империи, а также прямо зависит от эффективности имперской власти.
Применительно к России, к ее сегодняшнему состоянию важно отметить следующее: надо государственно осознать, что сила империи - в самой империи, в ее собственном Духе, то есть внутри самой России, и может коваться только там (не завися ни от чего и ни от кого, а только и исключительно от себя), а это, в свою очередь, подразумевает необходимость формирования государством соответствующего имперского политического сознания.
Роль России как империи нового типа неизбежно будет востребована и в новом многополярном мире. Достойное России место в новой системе международных отношений - это место интегратора евразийского геоэкономического и геополитического пространства, постепенно превращающегося в самостоятельный глобальный центр силы и геополитический балансир, открытый для равноправного взаимодействия со всеми основными глобальными субъектами и поддерживающий основы нового, более справедливого и устойчивого миропорядка.
Современная же модель интеграции России в мировое сообщество ценой неадекватных уступок, приведшая к деградации экономики, размыванию государства и утрате основ экономического и политического суверенитета, неизбежно катастрофична и заводит страну в тупик. Отказ России от роли актора в становлении новой структуры международных отношений грозит ей этноконфессиональным расколом и вполне вероятным территориальным распадом, что стало бы трагедией для миллионов людей. И поэтому лозунг «Империя или небытие» звучит особенно актуально. Возрождение империи в полном смысле этого слова в России потенциально возможно, но к этому придется приложить громадные усилия по коренному реформированию всех общественных институтов. Значит, вопрос только в том, чтобы содействовать превращению наметившейся тенденции имперского возрождения России, в целенаправленный, закономерный процесс. В этом, пожалуй, и состоит сверхзадача России -
создать такую модель имперской политики, которая, будучи надежным инструментом обеспечения ее державных интересов, была бы в то же время отмечена особой чуткостью к достоинству и гражданскому самолюбию других государств.
Все сказанное выше представляется достаточным, чтобы сделать главный вывод этой статьи: Россия исторически всегда была империей и, по всей вероятности (в связи и с историческим опытом, и с ментальностью россиян, и с собственной огромностью), не может быть иным эффективным государственным образованием и в нашу «демократическую» эпоху.
Таким образом, представляется корректным сформулировать следующий важный тезис: реальность и будущее России есть неизбежность империи - современной, демократической, коммуникативной (симбиотической), несущей истину, культуру, мир и нравственный порядок в свои пространства.