Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 36 (174). Право. Вып. 22. С. 115-120.
история отечественного государства и права
В. А. Воропанов
ИМПЕРСКАЯ СИСТЕМА ПРАВОСУДИЯ НА УРАЛЕ В ПЕРВОй ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ1
На примере областей Урала (Вятской, Пермской, Оренбургской губерний) анализируется региональная специфика организации и функционирования государственной системы правосудия первой половины XIX в., раскрывается сущность многомерного процесса апробации и унификации различных типов имперского управления, судебно-юрисдикционных практик, способствовавших формированию гражданской общности населения России.
Ключевые слова: Российская империя, юридическая политика, региональное судоустройство, правосудие, реформы.
Проблемы эволюции судебной системы российского государства находятся в центре внимания общественных наук. Исследование региональной специфики в организации и функционировании имперской системы правосудия раскрывает сущность многомерного процесса апробации и унификации различных форм и типов управления имперским населением, судебно-юрисдикционных практик, способствовавших формированию российской гражданской общности.
Губернская реформа правительства Екатерины II ввела в империи самостоятельную структуру судебных учреждений, консолидировав прерогативы правосудия и создав перспективные условия для развития судебной бюрократии. Судоустройство учитывало географические, демографические, сословные, этноязыковые, культурные особенности регионов. В первой инстанции на территории Урала, насчитывавшей 41 уезд, в царствование Екатерины II действовали 10 уездных судов, 36 нижних расправ, 11 магистратов, а также Татарская ратуша в Сеитовском посаде. Регулярные сословные выборы уравнивали и объединяли все группы разнородного населения. Судебные представители значительно облегчали доступ обывателей к государственному суду, обеспечивали социальный контроль в сфере осуществления правосудия.
На рубеже ХУШ-Х1Х вв. местная судебная система реорганизовалась правительствами Павла I и Александра I. Рационализация судоустройства выражалась в сокращении числа общих инстанций. С 1802 г. функции типовых апелляционноревизионных инстанций исполняли палаты уголовного и гражданского суда в составе председателя, советника, двух дворянских и двух
«гражданских» заседателей. В Вятке и Перми должности дворянских представителей замещали асессоры. По делам сословной юрисдикции в работе судебных палат принимали участие депутаты от православного духовенства1. Монархия продолжала планомерное формирование общегосударственных исламских структур, чьи служители не пользовались схожими статусными привилегиями, но подвергались телесным наказаниям по приговору суда после лишения их звания Оренбургским Духовным магометанским собранием2.
В целях поддержания продуктивности учреждений в судебном управлении наряду с дисциплинарными взысканиями применялись штатное регулирование и целевое финансирование вплоть до открытия вспомогательных присутственных мест. Так, уголовное преследование недобросовестных чиновников вследствие сенатской ревизии 1824-1825 гг. стало причиной создания Вятской временной уголовной палаты, преобразованной из специальной судебной комиссии3. В 1840-1841 гг. внутренняя организация и штатная численность судов второй инстанции в Северном Приуралье оптимизировались, губернские учреждения объединились в Пермскую и Вятскую палаты уголовного и гражданского суда подобно Астраханской, Архангельской и Олонецкой4. По результатам общей практики в исключительном производстве гражданских палат закреплялись дела, требовавшие высокой квалификации: о недвижимой собственности, расположенной в разных уездах, общественном имуществе, авторском праве и др.5 Судебное руководство поддерживало стабильную специализацию делопроизводителей6.
В губернских городах возобновилась деятельность совестных судов, призванных компенсировать некоторые недостатки юридической системы и снижать нагрузку на судебные палаты7. В Перми деятельность неординарного учреждения возобновилась по указу от 21 января 1816 г.8 Делопроизводство в совестном суде велось без употребления гербовой бумаги. Возраст несовершеннолетних фигурантов уголовных дел, подведомственных совестному суду, в 1818 г. был повышен с 15 до 17 лет. Материалы о соучастии подростков в преступлениях, а также правонарушениях, содеянных до и после наступления совершеннолетия, ревизовались сообща членами палат и совестных судов9.
С 1797 г. структура уездных судов подобно органам уездной полиции (нижним земским судам) соответствовала административнотерриториальному делению губерний. Таким образом, на Урале финансировались штаты 35 судебных учреждений общей юрисдикции10. В Вятской и Пермской губерниях, не имевших дворянских съездов, кадры в табельные должности отбирались губернскими властями. В 1802 г. под руководство уездных судей поступили сельские заседатели. Участие сельских сословий в деятельности государственно-правовых институтов на Урале возобновилось без восстановления 63 % судебных должностей, предоставленных им Екатериной II. Постепенное усиление роли государственных служащих в сфере правосудия связывалось с мерами по повышению их образованности и квалифицированности. С 1827 г. по примеру Вятской губернии в уездных судах империи была установлена всесословная компетенция табельных членов присутствий11. Общую юрисдикцию расширил Свод законов, установивший сумму исков до 30 р. серебром для окончательного решения дел судами первой инстанции.
Местная администрация следила за динамикой социально-экономического развития торговопромышленных сословий, оценивала степень загруженности городовых судов. В 1798-1810-х гг. начали работу магистраты в Глазове, Елабуге, Камышлове, ратуша в Осе12. Высокие темпы прироста городского населения отличали в первой половине XIX в. Южный Урал13. По указу Сената от 10 октября 1833 г. очередная в губернии ратуша открылась в преуспевающем Троицке с переводом в ее ведомство жителей Верхнеуральска, ранее зависевших от Оренбургского магистрата14. Около 1835 г. возникла ратуша в Мензелинске15.
К 1852 г. ратуши, уполномоченные решать общественные и хозяйственные вопросы, судебные и сословно-опекунские дела, в целях преодоления «неустройства» в городском управлении открылись в Бирске, Бугульме, Бугуруслане, Бузулуке, Стерлитамаке. Для введения ратуш в Белебее и Верхнеуральске отсутствовала необходимая материальная база16.
Этносословные группы городского населения на Урале не выделялись. В середине 1820-х гг. община «торговых татар» Сеитовского посада переживала разногласия из-за борьбы кланов17. В 1828 г. жители поселения отказались от содержания ратуши и добровольно соединились с оренбургским «обществом», избирая двух ратманов для работы в магистрате и управе благочиния, словесного судью и старосту18.
Индивидуальные изменения в региональном судоустройстве обусловливались приоритетами государственной политики. В начале XIX в. население горнопромышленных заводов обособилось в ведение отраслевой администрации. В состав органов общей юрисдикции, непосредственно влиявших на жизнь ведомственного населения, с 1807 г. входили судебные представители горной администрации19. Постановления по делам специальной подсудности оценивались горным начальством. Сомнения в правовом обосновании решения, а также превышение узаконенной суммы иска влекли передачу производства в судебный департамент Пермского горного правления, занимавшего положение губернской инстанции20. Ревизия уголовных дел с обвинением лиц смешанной подсудности осуществлялась в судебной палате или судебном департаменте согласно сословной принадлежности главного фигуранта. Для присутствия в уголовной палате распоряжением генерал-губернатора назначался горный чиновник. В Пермское горное правление в качестве депутата командировался член местного уездного суда21. Глава администрации, уполномоченный ходатайствовать о пересмотре дел в Сенате, утверждал решения губернских судей. В высшую инстанцию обязательно отсылались дела с суммой исков свыше 500 р., а также связанные с пересмотром владельческих прав на рудники, земли, леса и другие угодья22.
Законодатель осуществлял унификацию систем управления и суда казачьих войск, сближение казачьих и губернских структур с учетом особенностей сложившейся административной практики и географического положения
войсковых сообществ23. Смешение судебных и исполнительных полномочий в органах казачьего управления сопровождалось выделением специализированных бюрократических отделов, курировавших вопросы правоприменения и судебного делопроизводства. Канцелярия периферийного Уральского казачьего войска с начала XIX в. занимала положение уездной инстанции, подотчетной Оренбургским уголовной и гражданской палатам24. Невоеннообязанные жители Оренбургского войска находились в ведении уездных судов. В суды общей юрисдикции поступали поземельные споры25, а также материалы предварительных следствий о преступлениях, совершенных людьми башкиро-мещерякских команд «вне службы в домах»26. В 1834 г. функции управления башкиро-мещерякскими кантонами сосредоточились в войсковой канцелярии27. Войсковая администрация наладила контроль над правоприменительной сферой по вопросам подведомственного населения, совершенствуя статусное положение сословия с учетом особенностей национальной культуры и общественного быта, инициируя изменения процессуальных правил, назначая лиц войсковой адвокатуры (стряпчих)28. Положение 1840 г. придало Оренбургскому казачьему войску статус административно-территориальной единицы во главе с наказным атаманом. На войсковую и полковую администрацию законодатель возложил исполнение судебных обязанностей в гражданско-правовых отношениях. В структуре казачьих правлений губернского и уездного уровней возникли специализированные отделе-ния29. Обыватели войска, обладавшие развитым сословным самосознанием и оценившие органы административной юстиции как средство защиты корпоративных прав, стремились расширить правомочия полковых правлений, однако получили безусловный отказ начальника края в интересах прочих сословий30.
Несудебные функции органов правосудия получили развернутое регламентирование в Своде законов. Устанавливая объем полномочий, законодатель учитывал особенности социальноэкономического развития областей, сложившейся структуры местных государственных органов. В частности, Свод законов наделил правом совершать акты крепостным порядком без ограничений в оценке имущества гражданские палаты, а также Оренбургское войсковое правление, до 300 р. — уездные суды. При этом башкиры,
продававшие и отдававшие в аренду вотчинные земли и угодья, утверждали в уездных судах договоры на сумму до 1000 р.31, Уральская войсковая канцелярия принимала сделки до 150 р.32
Длительность письменного судопроизводства в компетентных инстанциях возмещалась делегированием узких судебных функций уездной администрации, органам общественного управления и корпоративного самоуправления. На Урале ограниченной судебной компетенцией наряду с земскими судами и становыми приставами обладали удельные учреждения, горнозаводская администрация и полиция, начальники и попечители башкиро-мещерякских кантонов, казачьи органы. Уполномочивая чиновников и офицеров в среде сословий, занятых исполнением государственных служб, монарх не лишал обывателей права обращения в словесные и третейские суды, поощряя широкое использование примирительных процедур и упрощенного порядка судебных разбирательств. Правительство включало традиционные формы правосудия в государственную систему, унифицировало организацию сельских, волостных, родовых, мусульманских судов, регламентировало их компетенцию, устанавливало общие правила наделения властью, порядок наступления юридической ответственности за правонарушения для уполномоченных лиц, внося системность в устойчивое разнообразие сельского юридического быта и согласовывая деятельность низшей юстиции с государственными судами. Компетенция судов различных духовных ведомств юридически сближалась.
Оперативность судопроизводства в делах о преступлениях, угрожавших государственным интересам и общественной безопасности, достигалась посредством работы постоянных и временных военно-судных комиссий, прежде всего, в районах с военизированным устройством — горных округах и казачьих войсках. Милитаризация управления казенными заводами на Урале ужесточила уголовное преследование чиновников, мастеровых и работных людей, совершивших преступления33. Постоянный военный суд с апреля 1802 г. действовал в Екатеринбурге34. С 1806 г. горные начальники пользовались правом формировать временные военно-судные комиссии. Председатель суда определялся из горных или военных офицеров, от 2 до 6 асессоров — из горных, военных или статских чинов, служивших при заводах.
В 1814 г. в горном округе работало не менее пяти военно-судных комиссий35. Оправдательные и обвинительные приговоры оценивались горными начальниками, обладавшими правом уменьшать степень наказания. Дела о разбоях, убийствах, умышленных поджогах с мнением горного начальника поступали к генерал-губернатору, также компетентному ослабить назначенное судом наказание36. В 1830-х гг. главный начальник Уральского горного округа представлял приговоры о наказании классных чиновников, а также мастеров, межевщиков, пробирщиков, уставщиков и художников министру финансов для последующей передачи в Горный аудиториат37.
При администрации казачьих войск создавались постоянные органы военной юстиции. В 1831 г. суды в составе презуса штаб-офицерского чина, четырех асессоров из обер-офицеров и аудитора образовались при Оренбургской и Уральской войсковых канцеляриях38. Военносудные вопросы по Оренбургскому казачьему войску входили в круг обязанностей третьего стола войскового дежурства, чиновники которого следили за изменениями в военно-уголовном законодательстве, отвечали за организацию следственных действий, вели переписку, передавали дела в комиссии военного суда, готовили доклады атаману, представления корпусному командиру, отсылали материалы делопроизводства в военное министерство, наконец, контролировали исполнение приговоров39.
Тенденция расширения юрисдикции военных судов в 1830-1850-х гг. имела устойчивый характер40. Законодательством предусматривались различные случаи передачи дел военно-судным комиссиям, как, например, по обвинениям в краже казенного военного имущества, умышленном поджоге или сопротивлении воинской коман-де41. В Екатеринбурге, Златоусте, иных городах Урала создавались комиссии в связи с обвинениями в хищении и торговле драгоценными ме-
таллами42.
В марте 1832 г. Комитет министров позволил начальнику Оренбургского края в виде временной меры предавать военному суду конокрадов, выдаваемых башкиро-мещерякскими обществами. Скотоводы, как признали члены правительства, «по самым обычаям их наклонны к воровству, ухищрениями своими и взаимным между собою содействием успевают уклоняться от всяких преследований обыкновенным судебным порядком, который оказался к прекращению зла
сего совершенно недостаточным». Только обыватели Троицкого и Челябинского уездов передали в руки полиции 196 человек, однако «судебные места Оренбургской губернии по уважению, что люди сии пойманы не были на месте воровства, ограничились тем, что предоставили обществам просить об удалении их из жительства»43. Репрессивная мера, по свидетельству губернской администрации, дала позитивные результаты, снизив уровень преступности. Воровство среди служилых людей этнических команд более не являлось предметом «опасения хозяев и обременения судебных мест делами», что позволило начальнику края ходатайствовать о передаче военно-судным комиссиям рассмотрения тяжких уголовных преступлений, совершенных отставными уральскими и оренбургскими казаками, башкирами, мещеряками, калмыками, тептя-рями и бобылями: дела о бродяжничестве, разбоях, грабежах, укрывательстве преступников перегружали присутственные места. Создание «по мере надобности» временных военносудных комиссий было санкционировано в Уфе, Верхнеуральске, Троицке и Орской крепости44.
В 1835 г. военно-уголовное законодательство охватило отставных чиновников «военных сословий»45. По указу от 9 июня 1836 г. военному суду предавались беглые разбойники, убийцы «и вообще все бродяги Оренбургской губернии, судившиеся уже однажды судом гражданским». Военный губернатор утверждал приговоры о вторично задержанных лицах, не пересылая дел в аудиториатский департамент46.
Действие уголовных норм относительно башкир, мещеряков, тептярей и бобылей смягчило постановление Государственного совета, утвержденное 19 апреля 1854 г., о передаче в уездные суды следственных материалов по «происшествиям», случившимся между военнообязанными обывателями, не находившимися на действительной службе, а также дела с неустановленным составом преступления47. Воровство скота оставалось доминирующей категорией преступлений на Урале48. В июне 1851 г. Государственный совет распространил на башкир, мещеряков, тептя-рей и бобылей правила «к отвращению конокрадства», подписанные монархом 19 января 1848 г.49 Командующий Башкиро-мещерякским войском, наделенный в решении военно-судных дел властью начальника дивизии50, настаивал на смягчении закона51. Решением Военного совета, вступившим в силу 21 ноября 1855 г., меру телесного
наказания для нижних чинов за кражу имущества на сумму менее 30 р. серебром после ознакомления со следственными материалами стал определять командующий войском52.
Обязательное присутствие в военных судах по делам с участием гражданских лиц судейских чиновников соответствовало ключевому принципу процессуального права при смешении юрисдикции — сословному53. С 1831 г. члены губернских судов знакомились с выписками из военно-уголовного делопроизводства о лицах, вовлеченных в преступления военнослужащих, и «сентенциями» комиссий54.
Дореформенные суды имели в глазах образованной общественности скандальную репутацию, вызванную их несамостоятельностью, множественностью инстанций и медленностью производства дел, низким образовательным и морально-нравственным уровнем личного состава. Однако становление механизма правосудия объективно сопряжено с поступательным развитием общества. Прогресс отечественного судоустройства обусловливался процессами планомерной адаптации населения в единый общественный строй, политической, социокультурной, правовой интеграции регионов в составе России. Имперские принципы социальной и правовой дифференциации и иерархии, закономерно влиявшие на структуру, компетенцию, практику судебных учреждений, укрепили государственность. Сословные ограничения гарантировали наиболее продуктивную охрану законных интересов, личной и имущественной безопасности подданных, способствуя положительным переменам в общественном правосознании. В середине XIX в. на Урале действовала судебная система, соответствовавшая уровню государственнополитического развития его регионов в составе Российской империи.
Примечания
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 09-03-85301а/У.
2 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXI. № 24535; Т. XXXV. № 27471; Т. XXXVII. № 29477; Собр. II. Т. I. № 12.
3 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXVIII. № 28891; Собр. II. Т. I. № 715.
4 ГАКО (Государственный архив Кировской области). Ф. 582. Оп. 1. Д. 77. Л. 1-3; Бехтерев, Н. Краткая летопись событий и законоположений, касающихся Вятской губернии за первое столетие с открытия наместничества / Н. Бехтерев, А. Андриевский, Н. Спасский // Столетие Вятской губернии. 1780-1880. К истории Вятского края. Вятка, 1880. С. 347-348, 384.
5 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XV. № 13194; Т. XVI. № 15014.
6 СЗ РИ. Т. II. Ч. 1. Ст. 2431.
7 ГАКО. Ф. 18. Оп.1. Д.389. Л.13; Ф.20. Оп.1. Д.1246; Список лиц, состоящих на службе в Вятской губернии на 1864 год. Вятка, 1863. С. 92-94.
8 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXV. № 18700; Т. X XXIV. № 26936; Т. XXVI. № 19332; Собр. II. Т. I. № 568.
9 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXIII. № 26088.
10 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXXV. № 27583; ГАОО (Государственный архив Омской области). Ф. 3. Оп. 3. Д. 4336. Л. 102-103 об.
11 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. № 20302, 20099; Т. XXXIII. № 26495.
12 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. II. № 862.
13 ГАКО. Ф. 583. Оп. 16. Д. 324. Л. 1; Оп. 602. Д. 54. Л. 1; Оп. 610. Д. 1. Л. 1 об.; ГАПО (Государственный архив Пермской области). Ф. 65. Оп. 4. Д. 74. Л. 130; Д. 104. Л. 85; Ф. 293. Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Бехтерев, Н. Указ. соч. С. 271, 277278, 290, 329.
14 См.: Шайхисламов, Р. Б. Торгово-промышленная деятельность крестьян Южного Урала в первой половине XIX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. История. 1999. № 1. С. 35-36.
15 ГАОрО (Государственный архив Оренбургской области). Ф. 6. Оп. 5. Д. 10497. Л. 2-3.
16 НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 1248. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
17 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVI. № 25418; ГАОрО Ф. 6. Оп. 6. Д. 12808. Л. 2-4.
18 ЦГИА РБ (Центральный государственный архив Республики Башкортостан) . Ф. 1. Оп. 1. Д. 496. Л. 67-133.
19 ГАОрО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 9856. Л. 2.
20 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIX. № 22208. Проект Горного положения для заводов хребта Уральского. Ст. 22, 24-25, 872, 829, 830, 832; Собр. II. Т. IV. № 2620.
21 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIX. № 22208. Частные замечания на Горное положение. Разд. VI. Ст. 2; Проект Горного положения... Ст. 36, 60-61, 68, 74, 76, 279-280, 291, 850; Т. XXX. № 22976.
22 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VI. № 4396, 5047; СЗ РИ. Т. VII. Кн. II. Ст. 1609.
23 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIX. № 22208. Проект Горного положения... Ст. 852, 854.
24 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. № 20156.
25 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. № 21101; Собр. II. Т. I. № 635.
26 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXVII. № 20786.
27 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIX. № 27993.
28 История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. / отв. ред. Х. Ф. Усманов. Уфа, 1996. С. 351-352.
29 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XII. № 10281; Т. XVI. № 14672, 14715; Т. XX. № 18988, 21883; Т. XXIII. № 21883; Т. XXX. № 29719; Т. XXXI. № 30457; Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях / сост. Ф. Х. Гумеров. Уфа, 1999. С. 208, 333.
30 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XV № 14041. Ст. 262, 265, 273-274, 321, 330-331.
31 ГАОрО. Ф. 6. Оп. 11. Д. 2182.
32 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XII. № 9906.
33 СЗ РИ. Т. X. Кн. 2. Ст. 729.
34 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIX. № 22208. Проект Горного положения... Ст. 26, 855-861; Павловский, Н. Г. Правовой
статус мастеровых и рабочих людей казенных заводов Урала в первой половине XIX в. // Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1991. С. 127-150.
35 ГАСО (Государственный архив Свердловской области). Ф. 57. Оп. 1. Л. 7-7 об.
36 ГАСО. Ф. 116. Оп. 1. Д. 1783. Л. 2 об.-596.
37 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XXIX. № 22208. Проект Горного положения... Ст. 868.
38 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. I. № 687. § 45; СЗ РИ. Т. VII. Кн. II. Ст. 1573.
39 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VI. № 4745; Т. XV. № 14041. Ст. 137147.
40 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XV. № 14041. Ст. 105-125; Т. XXI. № 20671. Ст. 140; ГАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 4451. Л. 64 об.-70; ОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской области). Ф. И-219. Оп. 1. Д. 1. Л. 214-215, 396.
41 См.: Петухов, Н. А. История военных судов. М., 2003. С. 109; Авдонкин, В. С. Подсудность уголовных дел военным судам России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 87.
42 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VII. № 5083; Т. VIII. № 6515; Т. XI. № 9275; Т. XII. № 10384; Т. XXIII. № 22373.
43 ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1659. Л. 1-2 об.
44 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VII. № 5201; ГАОрО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 13725/1. Л. 5 об.; РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. 801. Оп. 52/5. Св. 519. Д. 223. Л. 2-41.
45 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. IX. № 6852; Т. XI. № 8783.
46 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. X. № 8452.
47 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. Т. XI. № 9275; XII. № 10384.
48 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXIX. № 27993.
49 Памятная книжка Вятской губернии на 1860 год. Вятка, 1860. С. 210-212.
50 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXVI. № 25255.
51 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXV. № 24649.
52 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8296. Л. 1-3.
53 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXX. № 29839.
54 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. I. № 515; ГАСО. Ф. 24. Оп. 11. Д. 1. Л. 2; ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2896. Л. 438.
55 ПСЗ РИ. Собр. II. Т. VI. № 4665.
SUMMARIES
Ereklintseva Е. V
TO THE QUESTION ON TREATMENT OF THE CONCEPT «SOVEREIGN DEMOCRACY»
The concept of the theory of the state and the right «sovereign democracy» is considered, its basic concepts are analyzed.
Keywords: the concept, sovereign democracy, public relations.
Kaskulov K. A.
ACTIVITIES OF THE OMBUDSMAN OF KABARDINO-BALKARIA REPUBLIC TO PROTECT THE HOUSING RIGHTS OF ORPHANS AND CHIlDREN, Left wITHOUT PARENTAL
This article is devoted to a comparative analysis of the state of affairs in the field of protection of housing rights of orphans and children deprived of parental care in the Kabardino-Balkaria Republic, and several regions of the Russian Federation, as well as exploring the role of the Ombudsman of Kabardino-Balkaria Republic and other regional ombudsmen in solving this problem. Also studied the measures taken by the Ombudsmen in its decision about this problems.
Keywords: violation of rights, housing rights of orphans and children left without parental care, the institution of the Ombudsman.
Kayagin A. B.
PARTICULARITIES OF THE REFLECTION OSNOV CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) Building Subject TO RUSSIAN FEDERATION IN THEIR CONSTITUENT DOCUMENT
Specifics of the fastening is analyzed In article in constitution and charter subject RF основ constitutional building RF, as well as основ constitutional (authorized) building subject RF.
Keywords: bases constitutional (authorized) building, Constitution RF, constitutional building RF, and subject RF.
Kuznetsov O. S.
VZAIMOOBUSLOVLENNOSTI RUSSIAN CONSTITUTIONALISM AND SOCIAL REGULATOR IN THEIR HISTORY DEVELOPMENT
In persisting article is considered historian-legal aspect intercoupling Russian constitutionalism and social regulator as phenomenas legal, political and social life Russian society.
Keywords: Russian constitutionalism, specifics of the constitutional development, liberal-democratic ideas, social regulators.
Yanbukhtin N. R.
POwERS OF RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS FOR REGULATION OF LAND RELATIONS: THE PRACTICE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
In the article the main point of maintenances of subjects of the Russian Federation on the settlement of the public relations, which object is the ground is analyzed. The urgency of the given
problem is in the special value of ground relations in the conditions of reforms realized in the modern Russian state. The author opens problem fields and analyzes conditions of efficiency of use of ground resources.
Keywords: Russian Federation subject, regulation of land relations, authority and responsibility, local government reform.
Zaharova I. Yu.
HOUSING QUESTION IN RUSSIA: POSSIBILITIES OF ITS DECISION
The housing question of a modern Russian society is considered, the basic ways of its decision are offered.
Keywords: habitation, the national project, needy levels of population.
Rokhmistrov A. E.
objects of civil law relations in peer-to-peer networks
Article deals with the problem of civil-legal regulation of social relations, emerging and developing in peer-to-peer networks. In this paper we study the objects of civil law relations in peer-to-peer networks in order to improve the effectiveness of civil-legal regulation of such networks. The author suggests a classification of these objects are allocated their characteristics.
Keywords: copyright, Internet, peer-to-peer networks, file sharing, copyright, intellectual property, civil law relations in peer-to-peer networks.
Ostanina E. A.
DISPUTABLE QUESTIONS OF AQUISITION LIMITED PROPERTY RIGHTS ON DWELLING PREMISES
The question is considered about that, what right on dwelling premises possible отнести to limited property rights. Conclusion is made about that that the most important practical problem is an absence of the installed order state registrations limited property rights on dwelling premises.
Keywords: limited property right, state registration of the rights on real estate, ownership on dwelling premises.
Slepyshev V A.
NOTION AND SIGNS TO INSOLVENCY (BANKRUPTCY)
In article is analyzed notion of the civil right «insolvency (the bankruptcy)», are defined main signs given notions.
Keywords: insolvency, bankruptcy, solvency.
Idrisov I. D.
LEGAL ISSUES OF AUTOMATED MESSAGE SYSTEMS IN E-COMMERCE
Article deals with problems of legal regulation of electronic commerce, which may be carried out by means of automated message systems - software robots that can enter into contracts by
electronic means of communication without human intervention. In this phase of harmonization of wills being modified, so the question arises: Does the contract concluded by electronic agents of the legal consequences for its participants?
Keywords: information technology, electronic trade, the Internet shop, the automated system of messages, the message, «the electronic agent», analogue of the autographic signature.
Tomilov A. Yu.
PUBLIC INTERESTAND THE MECHANISM OF ITSACCOUNT BY CONSIDERATION of civil CASES
In article the institute of a civil procedural right - public interest is considered. The mechanism of the account of the given category is analyzed by consideration of civil cases. The question of a parity private and public law is considered.
Keywords: public interest, civil process, private law, public law.
Komel'kova Yu.V.
DETERMINATION AbOUT PREPARING THE DEAL TO JUDICIAL HEARING: THEORETICAL AND PRACTICAL PRObLEM
In article are considered theoretical and practical questions, connected with resolution court determinations about preparing the deal to judicial hearing. In the opinion of author, at period judicial реформирования necessary development recommendation, on improvement quality stood by court of the determinations.
Keywords: judicial hearing, preparing the deal, determination.
Kamilov A. R.
TO QUESTION AbOUT QUALIFICATIONS OF THE CRIMES IN SULPHUR OF THE INTELLECTUAL PROPERTY
Given article is dedicated to the most actual questions criminal legislation, as follows - protection of the rights and liberties of the authors. The subject of the study is complex. Big attention is spared rate foreign legislation in given to sphere.
Keywords: intellectual property, copyright, exclusive rights, ownership on author's product, crimes, in sphere of the intellectual property.
Shesterikova — Kashirina I. V
PURPOSE OF THE PUNISHMENT AT RELAPSE OF THE CRIMES DEPENDING ON TYPE OF THE RELAPSE: EFFICIENCY AND PRACTICABILITY
Institute of the general part of criminal right RF purpose of the punishment is considered In article at relapse of the crimes depending on type of the relapse.
Keywords: relapse, purpose of the punishment, types of the relapse.
Taranenko Â. S.
REPUTATION OF THE PERSON AS OBJECT CRIMINAL-LEGAL GUARD
Notion "reputation of the person" is considered in article as object criminal-legal guard. They are analysed legal nature given notions, as well as notions "business reputation of the person".
Keywords: reputation, business reputation, criminal-legal guard.
Bajburina E. R.
objective signs of the organization of illegal migration
The structure of a crime of illegal migration is considered. All signs of the given structure of a crime, including the organisation of illegal migration are analyzed.
Keywords: migration, a crime, the organisation of illegal migration.
Karimova G. Yu.
DIFFERENCE OF THE CRIMES, CAUSING HARM HEALTH, FROM ADJACENT COMPOSITION OF THE CRIMES
In article is considered problem of the correlation and differences of the crimes, causing harm health, from adjacent composition of the crimes.
Keywords: harm health, crime, adjacent compositions
Salahova J. V TO THE QUESTION ON DIFFERENTIATION OF THE CRIMINAL LEGISLATION PROVIDING RESPONSIBILITY FOR THE CRIMES AGAINST THE PROPERTY, MADE wiTH ILLEGAL PENETRATION INTO DwELLING, THE PREMISE OR OTHER STOREHOUSE
In article pressing question of criminal law of Russia is considered: differentiation of the criminal legislation providing responsibility for crimes against the property, made with illegal penetration into dwelling, a premise or other storehouse.
Keywords: crimes against the property, dwelling, a premise, storehouse.
Divaeva I. R.
SOME QUESTIONS OF THE CRIMINAL LIABILITY FOR INFRINGEMENT OF INVIOLABILITY OF THE PRIVATE LIFE
In article questions of the criminal liability for infringement of inviolability of a private life are considered. Crime structure «infringement of inviolability of a private life» is analyzed.
Keywords: a private life, the criminal liability, inviolability of a private life.
Shtefan A. V
INFLUENCE OF THE PERSONS TAKING ALCOHOL ON SOCIALLY-PSYCHO-LOGICAL DEVELOPMENT OF THE CHILD IN THE FAMILY
Influence of the persons taking alcohol on socially-psychological development of the child in a family is considered. The statistics of the crimes made by persons in an alcohol intoxication is analyzed.
Keywords: alcohol, a family, the minor, a crime, socialisation.
Kunc E. V.
MAIN TREND, FORMS AND METHODS
WARNING THE CRIMES MINOR FEMININE FLAP ORGAN OF THE INTERNAL DEALS
In article are considered main trends, the forms and methods of the warning the crimes minor feminine flap organ of the internal deals. It is analysed statistics given type of the crimes.
Keywords: warning the crimes, minor feminine flap, organs of the internal deals.
Voloshin P. V
ABOUT SOME QUESTIONS OF THE WARNING THE PROPERTY OF MEASURE BY SPECIALLY - CRIMINOLOGICAL OF THE WARNING
In the given article the author points out that specially criminological measures on prevention of crime is indissolubly connected with measures of generally social prophylactic. Measures of special character are capable to infmence resolutely on the situation in the field of struggle with violent crimes against property.
Keywords: prevention of violent misappropriation, motivation, personality of a crime.
Yanin M. G.
DISPUTABLE QUESTIONS OF THE APPEAL PROCESSUALINYH ACTION AND DECISIONS AS EXPRESSION OF THE PRINCIPLE OF THE LIBERTY OF THE ADDRESS IN COURT
In article are considered disputable questions to realization of the principle "address in court" for liberties of the appeal illegal npo^ccya^bHbix action and decisions in order st. 125 UPK RF.
Keywords: appeal, liberty of the address, liberty of the appeal, address in court, address to judge.
Makarova S. V
SPECIFICS OF THE LOCAL RATE OF THE LABOR RIGHT
Notion and structure of the local rate of the labor right is considered in article.
Keywords: local rate, sanction, hypothesis, disposition.
Voycehovich А. A.
DEVELOPMENT OF THE LEGAL STANDARDS FOR ADMINISTRATIVE LENIENCY OR RELIEF OF ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR PARTICIPATING IN COMPETITION-RESTRICTIVE AGREEMENTS
The Paper analyses the concept of administrative leniency program for entering in competition-restrictive agreements in the Russian Federation, its content and features, and the main elements of similar programs in the USA and the EU. The author proposes introducing various amendments to the current Russian legislation regarding administrative leniency or relief of administrative liability for participating in such agreements.
Keywords: administrative leniency program, agreements and concerted actions, punitive sanctions, the Federal Antimonopoly Service
Voropanov V A.
IMPERIAL SYSTEM OF JUSTICE IN URAL MOUNTAINS IN FIRST HALF XIX B: FEATURES OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING
In article on an example of areas of Ural Mountains (Vjatsky, Perm, Orenburg provinces) regional specificity of the organisation and functioning of the state system of justice of first half of 19 centuries is analyzed, the essence of multidimensional process of approbation and unification of various types of imperial management reveals, is judicial an expert, promoting formation of a civil generality of the population of Russia.
Keywords: the Russian empire, the legal policy, regional judicial system, justice, reforms.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ереклинцева Елена Владимировна, соискатель кафедры теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, старший преподаватель кафедры истории и социологии Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Каскулов Кербек Арсенович, аспирант кафедры истории и теории государства и права Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова
Рабочий адрес: г. Нальчик, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова
Электронная почта: [email protected]
Каягин Андрей Борисович, доцент кафедры теории государства и права и конституционного права юридического факультета Челябинского государственного университета Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, 8(351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Кузнецов Олег Сергеевич, аспирант кафедры теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, юрисконсульт ЧФЭ ОАО «Уралсвязьинформ».
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)778-11-97 Электронная почта: [email protected]
Янбухтин Науфал Рабисович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан».
Рабочий адрес и телефон: г. Уфа, ул. Фрунзе, 40 Электронный адрес: [email protected]
Захарова Ирина Юрьевна, аспирант кафедры теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Рохмистров Александр Евгеньевич, аспирант Современной гуманитарной академии, помощник судьи Челябинского областного суда
Рабочий адрес и телефон: 454006, г. Челябинск, ул. Труда, д. 34, (351)239-27-22. Электронная почта: [email protected]
Останина Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, земельного и экономического права юридического факультета Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Слепышев Виталий Алексеевич, помощник судьи Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
Рабочий адрес и телефон: 454080, Челябинск, пр. Ленина, 83, (351)259-66-63 Электронный адрес: [email protected]
Идрисов Ильгиз Дамирович, аспирант Современной гуманитарной академии, помощник судьи Челябинского областного суда, юрист 3-го класса Рабочий адрес: 454006, г. Челябинск, ул. Труда, 34 Электронная почта: [email protected].
Томилов Александр Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и гражданского процесса и трудового права юридического факультета Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Комелькова Юлия Валерьевна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Южно-Уральского государственного университета Рабочий адрес: г. Челябинск, пр. Ленина, 76 Электронный адрес: [email protected]
Камилов Айрат Рамазанович, аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Шестерикова — Каширина Ирина Вячеславовна, аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Челябинского государственного университета Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Тараненко Андрей Сергеевич, доцент кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии, заместитель начальника Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу
Рабочий адрес и телефон: г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23, (343)375-08-46 Электронный адрес: [email protected]
Байбурина Эллина Радиковна, адъюнкт кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Каримова Гюльназ Юрисовна, соискатель кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Кунц Елена Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Волошин Петр Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры права Костанайского филиала Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Салахова Жанна Валерьевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России,
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Диваева Ирина Рафаэловна, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного права Уфимского юридического института МВД России
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Штефан Алена Владимировна, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Челябинского государственного университета, методист кафедры организации предварительного расследования Челябинского юридического института МВД России Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Янин Михаил Геннадьевич, старший преподаватель кафедры уголовного, гражданского процесса и трудового права Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-47 Электронный адрес: [email protected]
Макарова Светлана Владимировна, аспирант кафедры уголовного процесса, гражданского процесса и трудового права юридического факультета Челябинского государственного университета
Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, (351)799-72-83 Электронный адрес: [email protected]
Войцехович Анна Андреевна, аспирант Сибирской академии государственной службы Рабочий адрес: 630001, Новосибирск, ул. Тимирязева, д. 58/1 Электронный адрес: [email protected]
Воропанов Виталий Александрович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Центр истории государственных и муниципальных органов власти» Челябинского института Уральской академии государственной службы Рабочий адрес и телефон: г. Челябинск, ул. Комарова, 26, (351)771-35-88 Электронный адрес: [email protected]