История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 1, с. 17-24
УДК 94(3)
ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР? «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ» И ОЧЕРЕДНОЙ ВИТОК ДИСКУССИИ О РОМАНИЗАЦИИ
© 2015 г. А.Е. Барышников
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга Ъагу 8Ьшкоу85 @gmail.com
Пеступила в реВакцию 29.12.2014
Даётся критический обзор июньского номера «Археологических диалогов», в котором - благодаря работе М.Дж. Верслауса - вновь поднята проблема романизации как термина и концепта исторического исследования. Голландский учёный предлагает новый подход к изучению культурных трансформаций Империи, основанный на идее глобализации (уже апробированной в медиевистике) и приоритетном значении изучения артефактов, их «генеалогий» и путей перемещения. Критический анализ тезисов М.Дж. Верслауса и публикаций-откликов позволяет согласиться, что применение подобного подхода может дать интересные результаты. Однако его не стоит превращать в панацею: для более полного и глубокого понимания культурных процессов, происходивших в Римском мире, нужно применять и другие подходы. В целом статья М.Дж. Верслауса (и вместе с ней вся дискуссия, опубликованная в «Археологических диалогах») не только способствует некоторой реабилитации термина «романизация», но и открывает новый этап в осмыслении концептов и методов изучения провинций Империи.
Ключевые слева: романизация, Римская империя, римские провинции, глобализация, методология исследования.
Последние двадцать пять лет в развитии ан-тиковедения были отмечены острой дискуссией о корректности использования термина «романизация» и построенных на его основе теорий при изучении истории римских провинций. Сердце словесных баталий находилось в британском антиковедении, большинство участников спора специализировались на истории римской Британии [1, 2], хотя свою лепту в него внесли и учёные, занимающиеся другими регионами Империи [3, 4]. В результате сформировалось три основных точки зрения на романизацию.
Первая заключается в полном отрицании романизации. По мнению приверженцев данной позиции, романизация - не реальный исторический процесс, а фикция, историографический концепт, позволяющий упростить и утрировать изучаемую действительность [5]. Более того, романизация часто награждается сомнительным званием колониальной идеи, основанной на национальных, культурных и расовых стереотипах империй нового времени (прежде всего Британской) [6]. Естественно, для учёных, разделяющих подобные взгляды, неуместным представляется не только использование концепта «романизации», но и само употребление слова. По меткому выражению Н. Терренато, «само слово "романизация" стало в каком-то роде ругательством» [7, Б. 43].
Но, несмотря на многочисленные научные аргументы и яркую эмоциональную окраску критиков романизации, не все исследователи оказались согласны с отказом от применения устоявшегося термина [8, р. 35]. Важнейшую роль в этом сыграло отсутствие альтернативных формулировок, которые могли бы просто и ясно обозначить процесс распространения имперской материальной культуры в провинциях.
К третьей группе можно - с изрядной долей условности - отнести исследователей, которые скептически относятся к самой дискуссии [9, р. 10].
В последнее время стало казаться, что спор если не закончен совсем, то очень близок к завершению. Критический взгляд на романизацию занял главенствующее положение в корпусе современных публикаций; само слово «романизация» стало встречаться редко [10, р. 4].
Но опубликованный в июне 2014 года номер журнала «Археологические диалоги» ясно указывает на то, что в вопросе о романизации не стоит ставить точку [11]. Чтобы понять, в какую сторону повернула почти закончившаяся дискуссия, рассмотрим основные статьи, вошедшие в данный выпуск.
Центральным материалом рассматриваемого издания, задающим общее направление для дальнейшего обсуждения, является работа Майкла Джона Верслауса «Понимание объектов
в движении. Археологический (курсив автора) диалог о романизации» [10].
В самом начале статьи автор даёт краткую характеристику уже состоявшейся дискуссии и связанным с ней переменам в исследованиях римских провинций. Он делает несколько важных наблюдений. Во-первых, дискуссия о романизации является специфически британской ветвью более масштабных дебатов, в которых участвуют представители самых разных школ [10, p. 4]. Во-вторых, постколониальный подход, выступавший общей теоретической основой для критического пересмотра романизации, постепенно превратился в антиколониальный [10, p. 3, 5]. Результатом дискуссии на нынешний момент стал некоторый изоляционизм бри-„1
танской и голландской научных традиций, усугубляемый идеологической строгостью новейших трактовок романизации как колониального концепта. В этой ситуации для дальнейшего теоретико-методологического изучения проблемы не оставалось места [10, р. 4-5]. Подобный итог дискуссии кажется исследователю неудовлетворительным. Он предлагает возобновить обсуждение, но с другой позиции. Нужно, замечает М.Дж. Верслаус, взять те конструктивные положения, которые были привнесены в концепт постколониальной парадигмой, и выбраться из идеологической колыбели, в которой эти положения появились [10, р. 6]. При этом исследователь подчёркивает, что многие из высказанных им мыслей не являются оригинальными - подобные им идеи уже предлагались Я. Слофстрой, Э. Уоллес-Хэдриллом, Г. Вулфом [12-15]. Точка зрения последнего выступает в статье М.Дж. Верслауса стартовым пунктом для нового, более конструктивного обсуждения романизации и явлений, которые обычно под данным термином подразумеваются.
Вслед за Г. Вулфом автор обращает внимание на то, что римская власть была лишь одним из множества факторов, обусловливавших характер культурных перемен в регионах Империи. Категории «римлянин» и «туземец» являются относительными, между ними невозможно провести строгую границу. Их нельзя делать фундаментом для анализа культурной и социальной трансформации провинций, поскольку в таком случае будут проигнорированы важнейшие детали, определявшие своеобразие и специфику развития обществ Римского мира [10, р. 7]. Такой подход позволяет преодолеть ограничения традиционной дихотомии «римлянин -варвар», не снятые постколониальной мыслью. Примеры практического применения подобных методологических установок (монографии Г. Вулфа и Э. Уоллес-Хэдрилла) кажутся
М.Дж. Верслаусу более убедительными, чем постколониальная история римских провинций (монография Д. Мэттингли [6]), где главной темой являются не социокультурные изменения, но проблемы римской оккупации, колониальной эксплуатации и сопротивления местных племён [10, p. 8].
Беглое сравнение различных путей изучения «романизации» позволяет М.Дж. Верслаусу сформулировать два методологических наблюдения. Во-первых, отношение к романизации зависит от региона, которым занимается тот или иной специалист: представители романо-британских исследований говорят о колониальной эксплуатации, в то время как исследователи римской Греции или Сирии избегают подобных терминов. Во-вторых, в англоязычной историографии преобладает интерес к концептам власти, империализма и колониализма - последние два термина, по мнению автора, не слишком подходят для изучения античности, поскольку являются порождениями новой европейской истории и связаны с развитием национальных государств [10, p. 8-9].
Отталкиваясь от этих наблюдений, исследователь предлагает переосмыслить важнейшие аналитические категории, используемые при рассмотрении процессов культурного взаимодействия в Империи [10, p. 9-11]. В этом процессе реконцептуализации, настаивает автор, должны привлекаться не только наработки римской провинциальной археологии, но и достижения специалистов, занимающихся античной историей в общем, искусствоведением, историей Средиземноморья2. Последняя вдохновляет М.Дж. Верслауса на формулировку теоретического новшества (во всяком случае, для археологии римских провинций) - идеи «взаимосвязанности» (interconnectivity). Римский мир следует рассматривать не как набор отдельных культурных «контейнеров» («римляне», «бритты», «германцы» etc.), но как одну большую культурную общность, все элементы которой находились в постоянной, динамично меняющейся взаимосвязи. Подобный взгляд, по мнению исследователя, позволит отказаться от стереотипной картины культурных взаимоотношений и соответствующих им ярлыков: аккультурации, колонизации, креолизации, сопротивления и гибридизации [10, p. 12]. Выделение «взаимосвязанности» как ключевой характеристики Римского мира позволит перейти к новым средствам описания и осмысления исторической действительности. Как полагает автор, мы сможем перейти от концепта аккультурации к концепту глобализации [10, p. 13; 17; 18], от истории к истории памяти, от рассмотрения
конкретных традиций к изучению того, как традиции были изобретены, от анализа бытия к анализу процессов становления, от исследования сообществ вообще к рассмотрению «воображаемых сообществ» [10, p. 13].
Особенно продуктивным для М.Дж. Верслау-са представляется теория глобализации. В рамках этого подхода можно изучать различия внутри культурного единства, не сбрасывая со счётов сложные социальные структуры и властные отношения; глобализация является хорошим инструментом для анализа Империи [10, p. 14].
В рамках подобной методологии наиболее важными источниками оказываются памятники материальной культуры. Их анализ позволит, по мысли автора, создать более точные реконструкции прошлого, не зависящие от стереотипов, возникших на основе произведений античной традиции. Поместить материальную культуру в центр исследования означает взглянуть на Рим и Империю без идеологических шор, равно свойственных колониальной и постколониальной (в терминологии М.Дж. Верслауса -антиколониальной) мысли [10, p. 15]. Стоит подчеркнуть, что материальная культура понимается автором не как статичный, неизменный слепок реальности, но как динамично изменяющийся, обладающий внутренними связями предметный мир. Предметы не просто показывают характер человеческой деятельности, но и сами выступают в качестве активных агентов в системе человеческих взаимоотношений. Несколько раз исследователь повторяет призыв, вынесенный в заголовок статьи: следует понимать «объекты в движении», как живое выражение культурных процессов [10, p. 16-17, 19].
Такой «неантропоцентричный» (формулировка самого автора) подход позволит лучше понять происхождение и сущность Римской империи и придаст, как полагает М. Дж. Вер-слаус, новый импульс дискуссии о романизации и направит её в качественно иное русло.
Нидерландский исследователь сумел уместить в ограниченный объём статьи несколько важных наблюдений как общего, так и частного характера. Некоторые из них подверглись внимательному рассмотрению в ряде статей, опубликованных в том же номере «Археологических диалогов».
Открывает череду ответов М.Дж. Верслаусу небольшая заметка Ричарда Хингли [19]. Британский специалист, принимавший активное участие в предыдущей дискуссии о романизации [e.g., 20, 21], обратил внимание на историографический аспект проблемы. В первую очередь, он не соглашается с термином «англосаксонская археология»: по его мнению, более
точным было бы название «постколониальные археологии» [19, р. 20]. Р. Хингли указывает, что спор о романизации всё-таки выходит за рамки собственно английского антиковедения; особое же влияние именно английских авторов и их идей связано с ролью английского языка как общепринятого инструмента научного общения [19, р. 21]. Он признаёт необходимость и неизбежность привлечения идеи глобализации для изучения культурных изменений в римских провинциях, но не соглашается с М.Дж. Вер-слаусом по вопросу о сохранении термина «романизация» в исследовательском словаре. Р. Хингли полагает, что предложенный нидерландским учёным подход не нуждается в данном понятии: напротив, «материально-культурный» подход М.Дж. Верслауса способствует дальнейшей деконструкции романоцен-тристского взгляда на мир римских провинций [19, р. 22-23]3.
Сам факт появления нового взгляда на романизацию Р. Хингли считает неслучайным: всякое переосмысление прошлого тесно связано с переоценкой ценностей в современной науке. Так, «живучесть» римской традиции в европейской культуре способствовала гегемонии традиционной концепции романизации. Появление постколониальных теорий спровоцировало дискуссию о романизации и - шире - о действительном значении Рима для истории регионов древней Европы. Всё чаще звучащая критика постколониализма, в свою очередь, вызывает к жизни новый виток споров о романизации и связанных с ней проблемах4.
За небольшой работой Р. Хингли следуют две более объёмных статьи, написанные Тамар Ходос и Тессом Стек [22; 23]5. Они представляют собой размышления о применимости идей М.Дж. Верслауса к иным периодам и территориям античного мира.
В центре внимания Тамар Ходос находятся культурные процессы, охватившие бассейн Средиземного моря в первой половине I тыс. до н.э., прежде всего греческая и финикийская колонизации. Исследовательница отмечает определённое сходство между терминами «романизация» и «эллинизация». Последняя, несмотря на ряд отличий от «римского» концепта, также являлась колониальным метанарративом, с недавнего времени попавшим под огонь суровой критики [22, р. 25, 27]. С критическим подходом к идее «эллинизации» Т. Ходос в целом соглашается [22, р. 29]. Идеи, сформулированные в статье М. Дж. Верслауса, она находит интересными и потенциально продуктивными. Применение методологии изучения исторических форм глобализации позволит точнее вос-
создать процессы распространения греческих и финикийских поселений в Средиземноморье6. Сложнее обстоит дело с предлагаемым М.Дж. Верслаусом взглядом на материальную культуру. В частности, поддерживаемая нидерландским специалистом идея о том, что вещь может быть активным агентом деятельности, выглядит, по мнению Т. Ходос, сомнительной. Объекты материального мира влияют на жизнь людей, но это влияние рождается благодаря общественному контексту и действий самих людей; вещь может быть агентом деятельности только по инициативе человека7. В целом, исследовательница полагает, что работа М.Дж. Верслауса может вдохновить эллинистов на выработку более точного исследовательского инструментария.
Тесс Стек рассматривает идеи М.Дж. Вер-слауса в контексте исследований истории Рима и Италии в республиканское время. Автор делает беглый обзор историографии вопроса, отмечая важнейшие тенденции - в частности, пересмотр роли Рима в социокультурном развитии Италии, критическое отношение к централизованному, линейному и статическому пониманию происходивших на полуострове процессов [23, р. 31-38]. Указанные Т. Стеком характерные черты новейшей научной литературы перекликаются - особенно в исходных позициях - с предложениями М.Дж. Верслауса. При этом Т. Стек несколько раз подчёркивает, что наиболее продуктивным будет сохранение плюрализма в подходах; более того, именно столкновение различных интерпретаций и методологий позволит исследователям продвинуться вперёд. Сам автор склонен разделить исходную позицию М.Дж. Верслауса и Н. Терренато, избегая, впрочем, употребления термина «романизация» [23, р. 32, 39].
Продолжает обсуждение небольшой материал Петера ван Доммелена [25]. Он предпринял попытку восстановить «генеалогию» термина «романизации» и истоки дискуссии [25, р. 42]. П. ван Доммелен соглашается с тем, что постколониальные исследования повлияли на зарождение спора о романизации, но подчёркивает, что последний не может сводиться исключительно к проявлениям постколониального дискурса [25, р. 43]. Не соглашается автор и с выводом М.Дж. Верслауса о том, что критика романизации приобрела идеологически ангажированный, антиколониальный характер. Напротив, П. ван Домеллен отмечает, что в рамках постколониализма и деконструкции традиционной концепции родилось новое, более точное понимание культурных контактов и последовавших за ними процессов гибридизации [25, р. 44]. Сама дискуссия о романизации является, по
словам учёного, спором не о названии явления, но о вариантах реконструкции и понимания культурных контактов и колониальных ситуаций. Чрезмерное внимание к терминологии ведёт к «фетишизации» римлян и римской культуры, к игнорированию содержания реальных исторических процессов. Избежать подобных последствий можно, как считает П. ван Домме-лен, за счёт привлечения достижений других гуманитарных дисциплин [25, р. 44-45].
За историографическими наблюдениями П. ван Доммелена следует содержательная заметка Грэга Вулфа [26]. Он соглашается с тезисом М.Дж. Верслауса о том, что постколониальный подход к критике романизации и - шире - к изучению истории римских провинций часто оборачивается непродуктивными антиколониальными клише. Согласен Г. Вулф и с призывом перейти от анализа империализма и колониализма к изучению «культурных трансформаций в контексте империи». Английский исследователь подчёркивает, что не готов сразу же поддержать идею «романизации 2.0» [26, р. 46]8. Причиной этому служит сомнение автора в необходимости создания и использования «большого нарратива» (не важно, романизации, креолизации или глобализации), который бы объединил в себе все проблемы, связанные с историей Империи. Существуют иные, альтернативные стратегии исследования.
Первая из них, по словам Г. Вулфа, заключается в создании частных теоретических моделей и применении их в процессе анализа конкретных вопросов из истории римских провинций. Эти модели не нужно приводить в соответствие с общим исследовательским каноном, в их рамках возможно привлечение наработок соседних дисциплин, что может привести к новым, по-настоящему свежим выводам [26, р. 47-48].
Вторая стратегия также основана на отказе от широких обобщений и масштабных теоретических абстракций, подобных романизации. Вместо этого можно «просто взглянуть на то, как вещи производились, использовались, обменивались, потреблялись» и на основании подобного анализа реконструировать процессы, тенденции и явления, связанные с социокультурной, экономической, технологической трансформациями регионов Империи [26, р. 48].
Стоит подчеркнуть, что Г. Вулф не отрицает потенциал предложенного М.Дж. Верслаусом подхода, не предлагает отказаться от продолжения дискуссии о романизации. Он лишь отмечает, что данный путь может иметь негативные последствия. Во-первых, дискуссия может превратиться в своеобразную «вещь в себе», всё возрастающее число публикаций будет запуты-
вать и уводить учёных от изначально поставленных исторических проблем. Во-вторых, в попытке уследить за ходом горячих споров о том, была ли романизация (глобализация, крео-лизация...) или нет, можно забыть об иных подходах и методах изучения истории регионов Империи. Поэтому, признаётся Г. Вулф, он не спешит сразу примкнуть к сторонникам «романизации 2.0», но перед этим попробует рассмотреть имеющиеся альтернативы [26, р. 49-50].
Завершает дискуссию ещё одна заметка М.Дж. Верслауса, представляющая собой краткий ответ всем исследователям, откликнувшимся на его статью [27]. В этом ответе стоит выделить несколько важных моментов. Во-первых, М. Дж. Верслаус ещё раз поясняет, что имеет в виду, говоря о глобализации и «неантропоцен-тричном» подходе к изучению Римской империи, - и после этих пояснений становится ясно, что принципиальных различий во взглядах с другими участниками дискуссии у него нет [27, р. 51-53]. Во-вторых, исследователь заявляет, что призывает не «оживлять» и восстанавливать традиционную концепцию романизации, а продолжить обсуждение, чтобы сформулировать новую, более продуктивную методологию [27, р. 50-51]. Но, как указывает М.Дж. Верслаус, хотя сама концепция романизации сейчас может восприниматься лишь как историографический факт, сам термин «романизация» может и должен остаться в лексиконе исследователей как удобный инструмент описания некоторых фактов прошлого - инструмент, не объясняющий всё автоматически, но получающий реальное содержание лишь в руках исследователя [27, р. 54-55].
Статья М.Дж. Верслауса весьма интересна; не менее интересны и опубликованные отклики на неё. Ряд выводов и наблюдений, высказанных нидерландским исследователем, представляется нам верными.
Во-первых (и в данном пункте мы расходимся с Р. Хингли и П. ван Доммеленом), постколониальный взгляд на теорию романизации действительно всё больше и больше становится похожим на антиколониальный. В результате деконструкция устаревшей концепции подчас сводится к простой смене оценок (на место «хороших» римлян приходят «плохие» римляне), а критика романизации становится похожей на мантру. Во-вторых, привлечение достижений других областей знания - как исторического, так и общегуманитарного - является не просто интересным приёмом, но насущной потребностью. В-третьих, мы согласны с мыслью М.Дж. Верслауса о том, что сам термин «романизация» в более узком и конкретном смысле
должен остаться в арсенале исследователей римского мира. Впрочем, здесь нужно подчеркнуть, что сам автор не предложил достаточно убедительного определения романизации9.
Есть у статьи голландского учёного и ещё один плюс. В ней озвучено важное наблюдение, связанное с развитием дискуссии о романизации и - шире - с исследованием римских провинций. Как справедливо отметил М.Дж. Верслаус, дискуссия затронула прежде всего круг британских и нидерландских учёных, в то время как представители других национальных школ оказываются в стороне. Очевидно, что подобная герметичность не способствует продуктивному развитию научной мысли.
Работа М.Дж. Верслауса, с одной стороны, обозначила несколько неясных мест в, казалось бы, хорошо известной всем дискуссии, с другой -наметила перспективы для дальнейшего исследования. Важнейшие идеи автора - о создании «глобальной» истории римского мира, об особом внимании к памятникам материальной культуры - аргументированы и обладают безусловной привлекательностью. Наконец, М.Дж. Верслаусу удалось достичь одну из главных поставленных целей - оживить дискуссию, зашедшую в методологический тупик. О том, каковы будут плоды этого возрождения, насколько высказанные исследователем идеи окажутся продуктивными на практике, смогут ли учёные окончательно разобраться с термином «романизация», мы узнаем в обозримом будущем.
Автор выражает благодарность д.и.н., проф. А.В. Махлаюку и Т.А. Ивлевой (Лейден) за неоценимую помощь в поиске литературы и подготовке публикации. Все ошибки и неточности остаются на совести автора.
Примечания
1. М.Дж. Верслаус употребляет термин «англосаксонская» применительно к британской научной школе. Нам подобный эпитет представляется неудачным в силу исторических и политических аллюзий, возникающих при его употреблении.
2. Особую роль играет книга П. Хордена и Н. Пёрселла [16].
3. Стоит отметить, что Ричард Хингли далёк от категоричности ряда современных британских исследователей [e.g. 6]: заявив, что, по его мнению, концепт романизации устарел и пригоден только для историографических исследований, он признаёт право других учёных на применение данного средства в своей методологии.
4. О влиянии римского наследия на современное западное общество см. красноречивую фразу: «мы продолжаем жить последствиями римской экспансии, поскольку позднейшие общества усвоили, адап-
тировали и трансформировали римские концепты, практики и материалы» [19, p. 22-23].
5. Сразу оговоримся, что, не являясь специалистами по разбираемым в данных статьях периодам, не будем подробно разбирать работы Т. Ходос и Т. Стека, но остановимся на нескольких концептуально важных для нашей темы замечаниях.
6. При этом нужно отметить, что исследовательница отказывается от употребления термина «ойкумена» (используемого М.Дж. Верслаусом) по причине его явных греческих коннотаций.
7. В подтверждение своей точки зрения Тамар Ходос ссылается на монографию Э. Гелл [22, p. 29; 24].
8. Заметим, что такое обозначение введено Г. Вулфом без дополнительных пояснений, что имеется в виду: сам процесс романизации или дискуссия о романизации.
9. На наш взгляд, определение романизации как «a relatively dramatic punctuation of connectivity that was primarily brought about by objects in motion and, of course, by the implications of this human-thing entanglement» [10, p. 16] вряд ли можно считать удачным.
Список литературы
1. Rothe U. Romanization // The Encyclopedia of Ancient History / R.S. Bagnall, K. Brodersen, C.B. Champion, A. Erskine, S. Huebner (eds.). Oxford: Wiley-Blackwell, 2012. P. 5875-5881.
2. Барышников А.Е. Римская Британия и проблема романизации: кризис традиционной концепции и дискуссия о новых подходах в современном английском антиковедении // Вестник ННГУ. 2012. Вып. 6 (3). С. 200-211.
3. Terrenato N. The Romanization of Italy: global acculturation or cultural bricolage? // TRAC 97: Proceedings of the Seventh Annual Theoretical Roman Archaeology Conference, Nottingham 1997 / C. Forcey, J. Hawthorne, R. Witcher (ed.). Oxford: Oxbow books, 1998. P. 20-27.
4. Italy and the West. Comparative Issues in Romanization / S. Keay, N. Terrenato (ed.). Oxford: Oxbow books, 2001.
5. Barrett J.C. Romanization: a critical comment // Dialogues in Roman Imperialism / D.J. Mattingly (ed.). Portsmouth, Rhode Island: Journal of Roman Archaeology Supplementary Series 23, 1997. P. 51-66.
6. Mattingly D. An Imperial Possession. Britain in the Roman Empire. L., Penguin books, 2007.
7. Terrenato N. Patterns of cultural change in Roman Italy. Non-elite religion and the defense of cultural self-consistency // Religiöse Vielfalt und soziale Integration. Die Bedeutung der Religion für die kulturelle Identität und die politische Stabilität im republikanischen Italien / M. Jehne, B. Linke, J. Rupke (ed.). Dresden: Verlag Antike, 2013. S. 43-60.
8. Mullen A. Linguistic Evidence for 'Romanization': Continuity and Change in Romano-British Onomastics: A Study of the Epigraphic Record with Particular Reference to Bath // Britannia. 2007. V. 38. P. 35-61.
9. Ivleva T.A. Britons Abroad. The mobility of Britons and the circulation of British-made objects in the Roman Empire. Ph.D. diss. Leiden University, 2012.
10. Versluys M.J. Understanding objects in motion. An archaeological dialogue on Romanization // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 1-20.
11. Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1.
12. Slofstra I. Batavians and Romans on the Lower Rhine. The Romanisation of a Frontier Area // Archaeological Dialogues. 2012. V. 9. P. 16-38.
13. Wallace-Hadrill A. Rome's Cultural Revolution. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
14. Woolf G. Beyond Romans and Natives // World Archaeology. 1997. V. 28. P. 339-350.
15. Woolf G. Becoming Roman. The origins of provincial civilization in Gaul. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
16. Horden P., Purcell N. The Corrupting Sea. A Study of Mediterranean History. Oxford: Wiley-Blackwell, 2000.
17. Gardner A. Thinking about Roman Imperialism: Postcolonialism, Globalisation and Beyond? // Britannia. 2013. V. 44. P. 1-25.
18. Pitts M. Globalizing the local in Roman Britain: an anthropological approach to social change // Journal of Anthropological Archaeology. 2008. V. 27. P. 493-506.
19. Hingley R. Struggling with Roman Inheritance. A Response to Versluys // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 20-24.
20. Hingley R. Globalizing Roman Culture. Unity, Diversity and Empire. L. - N.Y.: Routledge, 2005.
21. Hingley R. Recreating Coherence Without Reinventing Romanization // Romanization? Digressus. The Internet Journal for the Classical World. Suppl. 1 / A.D. Merryweather, J.R.W. Prag (eds.). 2003. P. 111-119.
22. Hodos T. Stage Settings for a Connected Scene. Globalization and Material-culture Studies in the Early First-millenium B.C.E. Mediterranean // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 24-30.
23. Stek T. Roman Imperialism, Globalization and Romanization in Early Roman Italy. Research Questions in Archaeology and Ancient History // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 30-40.
24. Gell A. Art and Agency. An Anthropological Theory. Oxford: Clarendon Press, 1998.
25. Van Dommelen P. Fetishizing the Romans // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 41-45.
26. Woolf G. Romanization 2.0 and Its Alternatives // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 45-50.
27. Versluys M.J. 2014a: Getting out of the Comfort Zone. Reply to responses // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 50-64.
HMnepun HaHocum omeemHuü ydap?
23
EMPIRE STRIKES BACK? «ARCHAEOLOGICAL DIALOGUES» AND A NEW TURN OF THE ROMANIZATION DEBATE
A.Ye. Baryshnikov
The paper represents a review of a new «Archaeological Dialogues» volume published last June. This volume - and especially an article provided by M.J. Versluys - raises some important questions about Romanization as a term and as a concept. The Dutch scholar offers a new research agenda based on the idea of globalization and «material turn» (which means that artifacts, their 'genealogies' and connections must be studied at first). A critical analysis of Versluys' article and responses published in the same volume allows us to suggest that the application of this agenda may lead scholars to some interesting results. However, such an approach should not be turned into a panacea: if we want to understand and reconstruct the nature of cultural processes in Pax Romana we should use different agendas and methods. Versluys' paper (and the discussion published in «Archaeological Dialogues») helps us to reinvigorate the Roman-ization debate and opens a new chapter in understanding and upgrading the concepts and methods of research of the Imperial provinces.
Keywords: Romanization, Roman Empire, Roman provinces, globalization, research methodology.
References
1. Rothe U. Romanization // The Encyclopedia of Ancient History / R.S. Bagnall, K. Brodersen, C.B. Champion, A. Erskine, S. Huebner (eds.). Oxford: Wiley-Blackwell, 2012. P. 5875-5881.
2. Baryshnikov A.E. Rimskaya Britaniya i problema romanizacii: krizis tradicionnoj koncepcii i diskussiya o novyh podhodah v sovremennom anglijskom antikovedenii // Vestnik NNGU. 2012. Vyp. 6 (3). S. 200-211.
3. Terrenato N. The Romanization of Italy: global acculturation or cultural bricolage? // TRAC 97: Proceedings of the Seventh Annual Theoretical Roman Archaeology Conference, Nottingham 1997 / C. Forcey, J. Hawthorne, R. Witcher (ed.). Oxford: Oxbow books, 1998. P. 20-27.
4. Italy and the West. Comparative Issues in Romanization / S. Keay, N. Terrenato (ed.). Oxford: Oxbow books, 2001.
5. Barrett J.C. Romanization: a critical comment // Dialogues in Roman Imperialism / D.J. Mattingly (ed.). Portsmouth, Rhode Island: Journal of Roman Archaeology Supplementary Series 23, 1997. P. 51-66.
6. Mattingly D. An Imperial Possession. Britain in the Roman Empire. L., Penguin books, 2007.
7. Terrenato N. Patterns of cultural change in Roman Italy. Non-elite religion and the defense of cultural self-consistency // Religiöse Vielfalt und soziale Integration. Die Bedeutung der Religion für die kulturelle Identität und die politische Stabilität im republikanischen Italien / M. Jehne, B. Linke, J. Rupke (ed.). Dresden: Verlag Antike, 2013. S. 43-60.
8. Mullen A. Linguistic Evidence for 'Romanization': Continuity and Change in Romano-British Onomastics: A Study of the Epigraphic Record with Particular Reference to Bath // Britannia. 2007. V. 38. P. 35-61.
9. Ivleva T.A. Britons Abroad. The mobility of Britons and the circulation of British-made objects in the Roman Empire. Ph.D. diss. Leiden University, 2012.
10. Versluys M.J. Understanding objects in motion. An archaeological dialogue on Romanization // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 1-20.
11. Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1.
12. Slofstra I. Batavians and Romans on the Lower Rhine. The Romanisation of a Frontier Area // Archaeological Dialogues. 2012. V. 9. P. 16-38.
13. Wallace-Hadrill A. Rome's Cultural Revolution. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
14. Woolf G. Beyond Romans and Natives // World Archaeology. 1997. V. 28. P. 339-350.
15. Woolf G. Becoming Roman. The origins of provincial civilization in Gaul. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
16. Horden P., Purcell N. The Corrupting Sea. A Study of Mediterranean History. Oxford: Wiley-Blackwell, 2000.
17. Gardner A. Thinking about Roman Imperialism: Postcolonialism, Globalisation and Beyond? // Britannia. 2013. V. 44. P. 1-25.
18. Pitts M. Globalizing the local in Roman Britain: an anthropological approach to social change // Journal of Anthropological Archaeology. 2008. V. 27. P. 493-506.
19. Hingley R. Struggling with Roman Inheritance. A Response to Versluys // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 20-24.
20. Hingley R. Globalizing Roman Culture. Unity, Diversity and Empire. L. - N.Y.: Routledge, 2005.
21. Hingley R. Recreating Coherence Without Reinventing Romanization // Romanization? Digressus. The Internet Journal for the Classical World. Suppl. 1 / A.D. Merryweather, J.R.W. Prag (eds.). 2003. P. 111-119.
22. Hodos T. Stage Settings for a Connected Scene. Globalization and Material-culture Studies in the Early First-millenium B.C.E. Mediterranean // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 24-30.
23. Stek T. Roman Imperialism, Globalization and Romanization in Early Roman Italy. Research Questions in Archaeology and Ancient History // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 30-40.
24. Gell A. Art and Agency. An Anthropological Theory. Oxford: Clarendon Press, 1998.
25. Van Dommelen P. Fetishizing the Romans // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 41-45.
26. Woolf G. Romanization 2.0 and Its Alternatives // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating
Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 45-50.
27. Versluys M.J. 2014a: Getting out of the Comfort Zone. Reply to responses // Archaeological Dialogues. A Journal for Debating Contemporary Archaeology. 2014. V. 21.1. P. 50-64.